Научная статья на тему 'Мониторинг развития стиля мышления студентов в системе среднего профессионального и высшего образования'

Мониторинг развития стиля мышления студентов в системе среднего профессионального и высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / COGITATION STYLE / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлыстунов Дмитрий Андреевич, Софьина Вера Николаевна, Меленевская Ольга Юрьевна, Белеванцева Мария Петровна

В статье рассматривается динамика развития стиля мышления студентов среднего профессионального и высшего образования. Приводятся результаты мониторинга изменения стиля мышления в зависимости от осваиваемой образовательной программы (специальности, направления подготовки). Описывается использованная для исследования стиля мышления методика А. Харрисона и Р. Брэмсона, выделяющая пять основных стилей мышления (синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист) и их комбинации. Обосновывается возможность и целесообразность применения автоматизированной обучающей системы при проведении мониторинга. Анализируется влияние образовательной и воспитательной среды колледжа и вуза на формирование определенного стиля мышления выпускников и их профессиональной готовности с учетом образа результата подготовки выпускника. На основании проведенных исследований авторы формулируют ряд выводов. 1. Учебная деятельность оказывает влияние на формирование определенного стиля мышления у обучающихся, что подтверждается данными о приоритетном формировании тех или иных стилей мышления в зависимости от выбранной для освоения специальности среднего профессионального образования. 2. Участие студентов в проектной деятельности научной и общественной направленности оказывает влияние на формирование аналитического и идеалистического стилей мышления, которые свойственны руководителям инновационных организаций. 3. Мониторинг развития стиля мышления у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Международные отношения» в специально организованной акмеологической среде факультета, показал, что к моменту окончания вуза большинство студентов обладают прагматическим и аналитическим стилями мышления, что обеспечивает профессиональную готовность выпускников к деятельности в области международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хлыстунов Дмитрий Андреевич, Софьина Вера Николаевна, Меленевская Ольга Юрьевна, Белеванцева Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of Students Cogitation Style Development in Secondary Professional Education and Higher Education System

The dynamics of cogitation style development of secondary professional education and higher education students is considered in the article. The monitoring results of cogitation style transformation (according to the educational programme chosen) are introduced. The methods of A. F. Harrison and R. M. Brainson defining 5 main cogitation styles (synthesizer, idealist, pragmatic, analyst, realist) and there combinations applied in cogitation style research is described. The possibility and reasonability of using computerized learning system in monitoring process is being validated. Educational environment of college and university influence on forming the particular cogitation style of graduates and their professional readiness (in respect of the result image of a graduate background) is analyzed. On the basis of research conducted the authors state the following conclusions. 1. Educational activity influences on forming of particular cogitation style of students. That fact is proved by the data on prioritized forming one or another specific cogitation style depending on particular speciality of secondary professional education chosen. 2. Students participation in scientific and social project activities influences on forming of analytical and idealistic cogitation styles peculiar for managers of innovation organizations. 3. Monitoring of cogitation style development of bachelor-students studying International Relations in a specially organized faculty akmeology environment demonstrated that by the moment of graduation most of the students possess pragmatic and analytic cogitation styles that provides professional readiness of the graduates to activity in international relations field.

Текст научной работы на тему «Мониторинг развития стиля мышления студентов в системе среднего профессионального и высшего образования»

^ Хлыстунов Д. А., Софьина В. Н.,

^ Меленевская О. Ю., Белеванцева М. П.

| Мониторинг развития стиля мышления студентов ^ в системе среднего профессионального ^ и высшего образования

ш Хлыстунов Дмитрий Андреевич

О Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Аспирант

khlystunov@rambler.ru

Софьина Вера Николаевна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Профессор кафедры управления персоналом и психологии Доктор психологических наук, профессор paralel777@mail.ru

Меленевская Ольга Юрьевна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

И. о. декана факультета международных отношений melenevskaya@szipa.ru

Белеванцева Мария Петровна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС

(Санкт-Петербург)

Аспирант

belevancevam@mail.ru РЕФЕРАТ

В статье рассматривается динамика развития стиля мышления студентов среднего профессионального и высшего образования. Приводятся результаты мониторинга изменения стиля мышления в зависимости от осваиваемой образовательной программы (специальности, направления подготовки). Описывается использованная для исследования стиля мышления методика А. Харрисона и Р. Брэмсона, выделяющая пять основных стилей мышления (синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист) и их комбинации. Обосновывается возможность и целесообразность применения автоматизированной обучающей системы при проведении мониторинга. Анализируется влияние образовательной и воспитательной среды колледжа и вуза на формирование определенного стиля мышления выпускников и их профессиональной готовности с учетом образа результата подготовки выпускника.

На основании проведенных исследований авторы формулируют ряд выводов.

1. Учебная деятельность оказывает влияние на формирование определенного стиля мышления у обучающихся, что подтверждается данными о приоритетном формировании тех или иных стилей мышления в зависимости от выбранной для освоения специальности среднего профессионального образования.

2. Участие студентов в проектной деятельности научной и общественной направленности оказывает влияние на формирование аналитического и идеалистического стилей мышления, которые свойственны руководителям инновационных организаций.

3. Мониторинг развития стиля мышления у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Международные отношения» в специально организованной акмеологической среде факультета, показал, что к моменту окончания вуза большинство студентов обладают прагматическим и аналитическим стилями мышления, что обеспечивает профессиональную готовность выпускников к деятельности в области международных отношений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

стиль мышления, мониторинг, образовательная и воспитательная среда

Khlystunov D. A., Sofina V. N., Melenevskaya O. Yu., Belevantseva M. P.

Monitoring of Students Cogitation Style Development in Secondary Professional Education and Higher Education System

Khlystunov Dmitry Andreevich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate student khlystunov@rambler.ru

Sofina Vera Nikolaevna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Professor of the Chair of Personnel Management and Psychology

Doctor of Science (Psychology), Professor

paralel777@mail .ru

Melenevskaya Olga Yurievna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Acting Dean of International Relations Faculty melenevskaya@szipa.ru

Belevantseva Maria Petrovna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate student belevancevam@mail .ru

ABSTRACT

The dynamics of cogitation style development of secondary professional education and higher education students is considered in the article. The monitoring results of cogitation style transformation (according to the educational programme chosen) are introduced. The methods of A. F. Harrison and R. M. Brainson defining 5 main cogitation styles (synthesizer, idealist, pragmatic, analyst, realist) and there combinations applied in cogitation style research is described. The possibility and reasonability of using computerized learning system in monitoring process is being validated. Educational environment of college and university influence on forming the particular cogitation style of graduates and their professional readiness (in respect of the result image of a graduate background) is analyzed.

On the basis of research conducted the authors state the following conclusions.

1. Educational activity influences on forming of particular cogitation style of students. That fact is proved by the data on prioritized forming one or another specific cogitation style depending on particular speciality of secondary professional education chosen.

2. Students participation in scientific and social project activities influences on forming of analytical and idealistic cogitation styles peculiar for managers of innovation organizations.

3. Monitoring of cogitation style development of bachelor-students studying International Relations in a specially organized faculty akmeology environment demonstrated that by the moment of graduation most of the students possess pragmatic and analytic cogitation styles that provides professional readiness of the graduates to activity in international relations field.

KEYWORDS

cogitation style, monitoring, educational environment

Стиль мышления представляет собой систему интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотиваций до характерологических свойств).

о

ш L0

О

з При исследовании стиля мышления мы остановились на концепции инженерных психологов А. Харрисона и Р. Брэмсона (США), имеющей качественный подход. 0 Она базируется на теории познания. В ней выделено пять стилей мышления (син-£ тезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист) и их комбинации. ^ Синтезаторы (критики) выступают интеграторами. Они ищут способ «совместить ° несовместимое», пытаются создать по возможности более широкую и обобщенную о концепцию, позволяющую выработать оптимальное решение. Основные мыслитель-д ные стратегии синтезаторов: открытая конфронтация, ошеломляющие вопросы, ш позиция «стороннего наблюдателя», инкубация противоречий, фантазирование в стиле «что, если...», негативный анализ.

Идеалисты обладают стратегическим подходом к решению проблем. Способны формулировать цели и находить пути решения сложных задач, опираясь на интуицию. Они демонстрируют в своей деятельности следующие мыслительные стратегии: интерес к целому, «дальний прицел», стратегический подход к проблемам, определение целей и критериев, рецептивное слушание, поиск средств для достижения согласия, апологию гуманности.

Прагматики легко адаптируются к новому: могут одновременно выполнять сразу несколько разных видов деятельности; не унывают при проигрышах и неудачах; изыскивают альтернативные методы решения проблем. Прагматики применяют такие мыслительные стратегии, как: интерес к выгодным проектам, экспериментирование и инновации, поиск быстрой отдачи, тактическое мышление, маркетинговый подход, планирование возможностей.

Представителей аналитического стиля отличает логическая, методичная и осторожная манера решения проблем. Прежде чем принять решение, они разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации. Аналитик ищет формулу, процедуру, метод или систему, способные дать оптимальное решение проблемы; в качестве мыслительных стратегий использует интерес к теориям, методам, научным решениям, системный подход к проблемам, консервативное фокусирование, картирование ситуации, конструктивное внимание к деталям, анализ через синтез.

«Реалистическое мышление» характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуации в целях достижения определенного результата. Реалисты предпочитают вести дела безошибочно, обоснованно, без непредвиденных изменений. Для их мыслительных стратегий характерна формула «Что? Где? Когда? Зачем? и Почему?», инвентаризация ресурсов, стремление к практическим результатам, упрощение, опора на мнение специалистов, острая коррекция.

Концепция А. Харрисона и Р. Брэмсона легко поддается автоматизации. Она обладает хорошей разрешающей способностью, позволяющей надежно дифференцировать (с учетом степени выраженности) пять чистых стилей и большинство их комбинаций. Для диагностики использовался опросник, адаптированный А. А. Алексеевым и Л. А. Громовой [1].

Акмеологический мониторинг стилей мышления предполагает исследование динамики развития стилей мышления студентов с учетом образа результата подготовки выпускника (продуктивных руководителей и специалистов со стажем работы более 5 лет).

Для проведения акмеологического мониторинга использовалась автоматизированная обучающая система (АОС), позволяющая исследовать стиль мышления и обучать эффективным моделям межличностного взаимодействия с учетом особенностей стиля мышления [3].

Структура АОС включала в себя:

• диагностику стиля мышления;

• анализ особенностей деятельности в зависимости от стиля мышления;

Аналитик

Критик

Прагматик

Реалист

□ 4-й курс ■ 2-й курс

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Рис. 1. Мониторинг развития стилей мышления студентов техникума, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения», %

• обучение эффективным моделям делового общения с учетом особенностей стиля мышления;

• контроль усвоения материала.

В исследовании принимали участие студенты Социального техникума и следующих вузов: СЗИУ РАНХиГС, СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича, КРАГС и руководители инновационных организаций. В экспериментальную группу вошли студенты ускоренной формы обучения (после окончания колледжей), а также студенты, активно задействованные в творческой и проектной деятельности вуза.

На первом этапе был проведен анализ стилей мышления студентов колледжа (Социального техникума), обучающихся по трем специальностям: «Право и организация социального обеспечения», «Экономика и бухгалтерский учет», «Протезно-ортопедическая реабилитационная техника».

Результаты мониторинга развития стилей мышления студентов техникума, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения», отражены на рис. 1, где отчетливо видно, что в группе студентов 2-го курса преобладающим стилем мышления является идеалистический (45%), остальные показатели распределены более или менее равномерно. У студентов 4-го курса доминирующим становится прагматический стиль мышления, который характерен для 31% опрошенных, за ним следует аналитический стиль (23%), остальные же составляют меньшинство выборки.

Иные результаты показывает мониторинг развития стилей мышления в группе студентов техникума, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (рис. 2). Так, на 2-м курсе наибольшее число студентов обладают стилем мышления «идеалист» (40%), что, вероятно, связано с большой неопределенностью и, соответственно, большими перспективными планами, реализовать которые в полной мере стремятся молодые студенты. Далее следуют «аналитики» (20%),

о

ш

ш

О

Аналитик

Критик

Прагматик

Реалист

□ 4-й курс ■ 2-й курс

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Рис. 2. Мониторинг развития стилей мышления студентов техникума, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

за ними «прагматики» (16%). Реже всего среди данных студентов встречаются такие стили мышления, как «реалистический» (14%) и «критический» (10%).

Среди студентов 4-го курса доминирующим является реалистический стиль мышления, что обусловлено особенностями деятельности специалистов в области экономики и бухгалтерского учета.

На рис. 3 отражены результаты мониторинга развития стилей мышления студентов техникума, обучающихся по специальности «Протезно-ортопедическая реабилитационная техника». Отчетливо видно, что в группе студентов 2-го курса доминирующим стилем мышления является идеалистический (44%), вторую позицию занимает реалистический (18%). У студентов 4-го курса преобладающим становится аналитический стиль мышления, который характерен для 35% опрошенных, за ним следует реалистический стиль (25%).

На рис. 4 представлен сравнительный анализ мониторинга стилей мышления студентов Социального техникума 4-го курса, осваивающих специальности «Право и организация социального обеспечения» (юристы), «Экономика и бухгалтерский учет» (экономисты), «Протезно-ортопедическая реабилитационная техника» (технологи).

Результаты экспериментальных исследований показали, что у студентов специальности «Право и организация социального обеспечения» доминируют прагматический (31%) и критический (23%) стили мышления, у студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет» — реалистический (35%), «Протезно-ортопедическая реабилитационная техника» — аналитический (35%).

На следующем этапе (рис. 5) представлен сравнительный анализ мониторинга стилей мышления студентов контрольной и экспериментальной групп.

Значимые различия по ^критерию Стьюдента при а = 0,01 (в контрольной группе выборка 350 респондентов, в экспериментальной группе — 345 респондентов)

Аналитик

Критик

Прагматик

Реалист

□ 4-й курс ■ 2-й курс

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Рис. 3. Мониторинг развития стилей мышления студентов техникума, обучающихся по специальности «Протезно-ортопедическая реабилитационная техника», %

Идеалист

Аналитик

Критик

Прагматик

Реалист

■ юристы

■ технологи

□ экономисты

О 5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 4. Мониторинг развития стилей мышления студентов 4-го курса техникума, %

о

ш

ш

О

о

ш

ш

О

Реалист

Прагматик

Критик

Аналитик

Идеалист

■ 5 экспериментальная

■ 5 контрольная

■ 3 экспериментальная □ 3 контрольная

Рис. 5. Сравнительный анализ мониторинга стилей мышления студентов 3-го и 5-го курсов контрольной и экспериментальной группы, %

в исследуемых группах студентов наблюдаются в таких стилях мышления, как аналитический, идеалистический, реалистический.

Результаты экспериментальных исследований показали, что у студентов экспериментальной группы более развиты аналитический и идеалистический стили мышления. В отличие от студентов экспериментальной группы у студентов контрольной группы значительно выражен идеалистический стиль мышления.

На завершающем этапе исследования был проведен сравнительный анализ стилей мышления студентов экспериментальной и контрольной групп с образом результата — стилями мышления руководителей инновационных организаций (РИО) [2; 4]. Результаты мониторинга представлены на рис. 6.

Значимые различия по ^критерию Стьюдента при а = 0,01 (в контрольной группе выборка 175 респондентов, в экспериментальной — 172, РИО — 110 респондентов) в исследуемых группах наблюдаются в таких стилях мышления, как аналитический и идеалистический, что связано со спецификой решаемых задач. Многие задания в экспериментальной группе, как и в деятельности руководителей, носили проблемный характер и требовали нестандартного творческого подхода и логического мышления, что способствовало формированию у студентов данных стилей мышления.

В рамках исследования специально организованной акмеологической (образовательной и воспитательной) среды факультета международных отношений СЗИУ РАНХиГС был проведен мониторинг развития стиля мышления студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Международные отношения» (общая выборочная совокупность — 260 чел.) [5]. Мониторинг показал, что по мере освоения

Прагматик

Критик

Аналитик

Идеалист

ВРИО

■ 5 экспериментальная □ 5 контрольная

Рис. 6. Сравнительный анализ мониторинга стилей мышления студентов 5-го курса контрольной и экспериментальной групп с руководителями инновационных организаций, %

образовательной программы и активного участия в проектной творческой деятельности факультета у студентов происходит трансформация стиля мышления. Так, среди студентов старших курсов статистически значимое различие (по ^критерию Стьюдента при а = 0,01) в исследуемых группах наблюдается во всех стилях мышления, кроме реалистического (рис. 7). Количество студентов, обладающих прагматическим стилем мышления, превалирующее у студентов младших курсов, у старшекурсников возрастает до подавляющего большинства (56% от общего числа респондентов). Доля студентов, склонных к аналитическому стилю мышления, по мере профессионального становления личности возрастает с 11% (1-3-й курсы) до 22% (4-5-й курсы). При этом доля идеалистов, составляющая среди опрошенных студентов младших курсов 21%, среди старшекурсников равна нулю. Таким образом, анализируя результаты мониторинга, следует отметить, что у выпускников факультета международных отношений превалируют два стиля мышления: прагматический и аналитический, что важно для их будущей профессиональной деятельности. Анализ мониторинговых исследований позволяет сделать следующие выводы.

1. Учебная деятельность оказывает влияние на формирование определенного стиля мышления у обучающихся, что подтверждается данными о приоритетном формировании тех или иных стилей мышления в зависимости от выбранной для освоения специальности среднего профессионального образования.

2. Участие студентов в проектной деятельности научной и общественной направленности оказывает влияние на формирование аналитического и идеалистического стилей мышления, которые свойственны руководителям инновационных организаций.

© Аналитик

о Идеалист

ш

Реалист

Синтезатор

Прагматик

О 20 40 60

Рис. 7. Мониторинг стилей мышления студентов 1-3-х и 4-5-х курсов, обучающихся по направлению подготовки/специальности «Международные отношения», %

3. Мониторинг развития стиля мышления у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Международные отношения» в специально организованной акме-ологической среде факультета, показал, что к моменту окончания вуза большинство студентов обладают прагматическим и аналитическим стилями мышления, что обеспечивает профессиональную готовность выпускников к деятельности в области международных отношений.

Литература

1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб. : Экономическая школа, 1993. 352 с.

2. Баласанян А. С. Анализ развития профессиональной компетентности руководителей и специалистов с использованием информационных технологий / А. С. Баласанян, В. Н. Софь-ина [и др.] // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: 2009-2010. Т. 15. С. 10-13. Серия «Психологические науки. Акмеологии образования».

3. Карпов В. В., Софьина В. Н. Педагогический менеджмент и соционика (компьютерная реализация) : учеб. пособие. СПб. : УИПК ПО, 1996. 228 с.

4. Кузьмина Н. В., Софьина В. Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 200 с.

5. Софьина В. Н., Белеванцева М. П., Меленевская О. Ю., Хлыстунов Д. А. Акмеологическая среда вуза как фактор развития профессиональной компетентности студентов : материалы Международной научно-практической конференции. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2013. 344 с.

o

References

1. Alekseev A. A., Gromova L. A. Understand me correctly or the book how to find the style of thinking, effectively to use intellectual resources and to find mutual understanding with people ö [Poimite menya pravil'no ili kniga o tom, kak naiti svoi stil' myshleniya, effektivno ispol'zovat' cl intellektual'nye resursy i obresti vzaimoponimanie s lyud'mi]. SPb. : Economic school [Eko- ^ nomicheskaya shkola], 1993. 352 p. °

2. Balasanyan A. S. The analysis of development of professional competence of heads and experts with use of information technologies [Analiz razvitiya professional'noi kompetentnosti rukovoditelei i spetsialistov s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologii] / A. S. Balasanyan, V. N. Sofyina [etc.] // Bulletin of the Kostroma State University of N. A. Nekrasov [Vestnik Kostromskogo o gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova] : Series "Psychological sciences: Acmeology Education" [Seriya psikhologicheskie nauki: Akmeologii obrazovaniya]. 2009-2010. V. 15. P. 10-13.

3. Karpov V. V., Sofyina V. N. Pedagogic management and socionics (computer realization) [Pe-dagogicheskii menedzhment i sotsionika (komp'yuternaya realizatsiya)] : tutorial. SPb. : UIPK PO, 1996. 228 p.

4. Kuzmina N. V., Sofyina V. N. Aсmeological concept of development of professional competence of higher education institution [Akmeologicheskaya kontseptsiya razvitiya professional'noi kom-petentnosti v vuze]. SPb. : Publishing house of "Center of strategic researches" [Izd-vo NU "Tsentr strategicheskikh issledovanii"], 2012. 200 p.

5. Sofyina V. N., Belevantseva M. P., Melenevskaya O. Yu., Hlystunov D. A. Aсmeological environment of higher education institution as factor of development of professional competence of students [Akmeologicheskaya sreda vuza kak faktor razvitiya professional'noi kompetentnosti studentov]: materials of the International scientific and practical conference. Ivanovo : Ivanovo State University [Ivanovskii gosudarstvennyi universitet], 2013. 344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.