УДК 378.126 +378.014
Салкова Ольга Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры иностранных языков технических факультетов Новосибирского государственного технического университета salkova@english.fgo. nstu.ru, Новосибирск
Софьина Вера Николаевна
Доктор психологических наук, профессор кафедры управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, СевероЗападного института, paralel777@mail.ru, Санкт-Петербург
Банникова Диана Ярославовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Псковского государственного университета, dianab81@mail.ru, Псков.
Бурштейн Владимир Александрович
Аспирант кафедры управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западного института, para-lel777@mail.ru, Санкт-Петербург
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению профессиональной компетентности преподавателя вуза с позиций акмеологического подхода. Анализируются различные определения и структура профессиональной компетентности в психологии и акмеологии. В статье представлена акмеологическая трактовка понятия профессиональной компетентности и раскрыта ее универсальная структура, а также поясняются различные компоненты профессиональной компетентности преподавателя вуза.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, акмеологический подход, универсальная структура профессиональной компетентности.
Salkova Olga Vasilyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Head of the Department of Foreign Languages, alkova@ english.fgo.nstu.ru, Novosibirsk
Sofina Vera Nikolaevna
Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Personnel Management at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, North-West Institute, paralel777@ mail.ru, Saint-Petersburg.
Bannikova Diana Yaroslavovna
Candidate of Psychological Science, Docent of the Department of Developmental and Educational Psychology at Pskov State University, dianab81@mail.ru, Pskov.
Burshtein Vladimir Alexandrovich
Post-graduate student of the Department of Personnel Management at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, North-West Institute, paralel777@mail.ru, Saint-Petersburg.
ACMEOLOGICAL APPROACH AT INVESTIGATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF HIGHER EDUCATION LECTURER
Abstract. Article is devoted to acmeological approach at professional competence of higher education lecturer. Definitions and structure of professional competence in acmeology and psychology are analysed. At the article the acmeological interpretation of professional competence is presented, its universal structure is considered and different components of professional competence of higher education lecturer are explained.
Keywords: professional competence, acmeological approach, universal structure of professional competence.
Современные психолого-акмеологиче-ские исследования все больше внимания уделяют изучению компетентности личности и деятельности. С одной стороны, компетентность выступает одним из важнейших свойств профессионализма, то есть возникает и развивается в процессе профессиональной деятельности человека. Однако в последние годы все чаще говорят о необходимости развития компетентности в процессе обучения в вузе. Модернизация современного образования на основе многоуровневой системы в рамках вхождения в Болонский процесс требует развития у студентов различных компетенций, составляющих в последствии будущую профессиональную компетентность личности и деятельности. Однако очевидно: для того, чтобы сформировать и развить различные профессиональные компетенции студентов, преподавателю необходимо самому ими владеть и демонстрировать не только высокий уровень компетентности в определенной профессии, но и высокий уровень педагогического мастерства [11].
Компетентность - понятие сложное и неоднозначное, и различные авторы акцентируют свое внимание на различных аспектах и ее видах. А.Ф. Фоминых [9] указывает на то, что компетентность в психолого-акмеологических исследованиях рассматривается на различных уровнях: общего, особенного и единичного. То есть понятие компетентности используется в качестве общей категории для характеристики деятельности и личности, ее специальные виды, сопоставимые с категорией особенного, связаны с понятием профессиональной компетентности. Различные же компоненты и виды компетентности характеризуют категорию единичного.
В «Кратком словаре иностранных слов» [4] дается следующее определение: «компетентный (лат. сошрйеш, сошрйепЙБ — надлежащий, способный) — знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» То есть компетентность связывается с обладанием знаниями, умением высказывать авторитетное мнение, осведомленностью в чем-либо и т.п. [3].
М.А. Холодная [10] приводит следующие требования, которым должны отвечать
знания компетентного специалиста: разнообразие, артикулированность, гибкость, быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации, возможность применения в широком спектре ситуаций, выделенность ключевых элементов, категориальный характер, владение наряду с декларативными знаниями также и процедурными знаниями, наличие знаний о собственном знании. Каждое из данных требований актуально для профессиональной компетентности преподавателя вуза, так как для высоко продуктивной его деятельности, его знания должны быть широкими, глубокими, обоснованными, практикоориентированными и т.д.
В то же время компетентность понимается как личностная характеристика человека, подразумевающая, что он не просто владеет информацией и умеет применять ее в практической деятельности, а использует ее для принятия собственных обоснованных решений.
Так, Р.Х. Тугушев [8] называет компетентность психологическим фактором, в который входят: 1) исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности; 2) умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности; 3) умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; 4) способность точно оценивать качество работы и ее последствия. Данные компоненты компетентности задействуются преподавателем вуза на каждом занятии независимо от его формы.
Таким образом, взаимосвязь между знаниями личности и его деятельностью многосторонняя. С одной стороны, личность использует на практике те знания, которые были получены ею в процессе обучения или опыта. С другой стороны, они помогают человеку принимать собственные новые, возможно, нестандартные для него решения на основе этих знаний. Но и сама деятельность, в том числе, профессиональная предлагает широкий спектр ситуаций, позволяющих личности извлекать из них все новые и новые знания, расширяя и углубляя уже имеющиеся.
Эти взаимосвязи наиболее точно и полно отражены в работах Н.В. Кузьминой [5]. По ее мнению, компетентность — это интеграция субъектом профессиональной деятель-
ности извлекаемых знаний как из научных и литературных источников, так и из личного опыта наблюдений за другими людьми в условиях профессиональной и непрофессиональной деятельности. Признаком компетентности является особая мобилизационная готовность субъекта как к применению знаний в решении специальных и профессиональных задач, так и к извлечению новых знаний, из собственного опыта, необходимых для выработки своего почерка, авторской системы профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность в ак-меологическом понимании - это главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Такое определение компетентности плавно подводит ко второму важнейшему компоненту компетентности - к успешности выполнения деятельности. То есть компетентность - это знания, позволяющие человеку выполнять деятельность максимально эффективно [2].
Мы понимаем профессиональную компетентность как системную динамично развивающуюся характеристику личности (совокупность способностей знаний, умений, деловых и личностных качеств), показывающую владение современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющую осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Развитие же компетентности специалиста рассматривается в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности, природных потенциалов, мотивов и способностей с позиции акмеологии развития субъекта профессиональной деятельности [7].
Современные исследования компетентности рассматривают ее в совокупности когнитивных, деятельностных, личностных и социально-психологических компонентов.
Многие исследователи одним из компонентов компетентности и, в частности, профессиональной компетентности называют аксиологический, то есть компетентность
проявляется, исходя из тех ценностей, которые исповедует личность, и предполагает отношение к собственной деятельности как самостоятельной ценности (Л.И. Барбашо-ва, Т.Е. Егорова, Л.Н. Захарова, И.А. Зимняя, Р. А. Кассина, Л.В. Львов, О.Ю. Махова, Н.А. Попованова, Дж. Равен, В.Н. Софьина, Н.С. Чернышова, Г.П. Щедровицкий). Ценности и ценностные ориентации личности определяют субъективную значимость различных объектов и явлений, а также значимость для личности самой деятельности. Так, например, Л.И. Барбашова [1] называет ценностные ориентации системообразующим компонентом для совершенствования профессиональной компетентности педагога.
В акмеологии акцент в определении компетентности деятельности и личности делается на том, что она связана с процессами саморазвития, самоактуализации, самореализации личности. Компетентность предполагает раскрытие творческого потенциала личности, ее самоосуществление, самосовершенствование на основе системы ее профессиональных и жизненных ценностей.
В виду неоднозначности трактовки самого понятия компетентности, разнообразными же являются и попытки выделить ее структуру. Ряд авторов выделяют различные когнитивные, личностные, деятельностные и другие компоненты (Т.Е. Егорова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.В. Крюкова, Л.М. Митина, В.Г. Первутинский, Г.К. Селевко, Ю.Г. Татур др.). Другие же описывают структуру компетентности через различные ее виды, составляющие компетентность (В.Н. Софьина, М.В. Киргинцев, С. А. Нечаев, Л. Кроль, Н.В. Кузьмина и др.). Третьи считают, что компетентность составляют ряд взаимосвязанных компетенций (Н.А. Банько, А.С. Белкин, А.М. Новиков и др.).
Мы будем опираться на структуру профессиональной компетентности, представленную на рисунке 1. В состав профессиональной компетентности как сложной системной характеристики личности входят как компоненты (дифференциально-психологическая компетентность; социально-психологическая компетентность; аутопсихологическая компетентность;
акмеологическая компетентность; управленческая компетентность; специаль-
ная компетентность; информационно-технологическая компетентность), так и элементы, определяющие каждый из перечисленных компонентов. Данная структура является универсальной, и может использоваться как для анализа профессиональной компетентности специалистов, в данном случае преподавателей вуза, так и для анализа формирования профессиональной компетентности студентов [6].
Дифференциально-психологическая компетентность - это осведомленность об индивидуальных особенностях коллег (психологических и типологических отличиях, знание ведущих мотивов деятельности и ее направленности, профессиональных способностей) и умение разрабатывать продуктивные стратегии индивидуального подхода в работе с ними. Умение формировать эффективный профессиональный коллектив (команду). что необходимо преподавателю как для реализации коллективных форм работы студентов, так и для работы самих преподавателей в командах, например, при реализации научных проектов, принятии ре-
шений и т.п.
Социально-психологическая компетентность - способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, взаимодействие в профессиональной группе, между группами, с людьми (в социуме), умение работать в команде, ). что необходимо преподавателю как для реализации коллективных форм работы студентов, так и для работы самих преподавателей в командах, например, при реализации научных проектов, принятии решений и т. п.
Аутопсихологическая компетентность -состоит в осведомленности о способах самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности, и о том, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своей работы.
Акмеологическая компетентность - знание критериев и факторов движения к вершинам профессионализма и создание ак-мецелевых программ достижения вершин профессиональной деятельности. Препо-
Профессиональная компетентность
ДПК — дифференциально-психологическая компетентность;
СПК — социально-психологическая компетентность;
АПК — аутопсихологическая компетентность;
АК — акмеологическая компетентность;
УК — управленческая компетентность;
СК — специальная компетентность;
ИТК — информационно-технологическая компетентность.
Рис. 1. Универсальная структура профессиональной компетентности
давательская деятельность имеет довольно четкую структуру карьерного роста в научном и должностном плане, задача педагога - никогда не останавливаться на пути самосовершенствования, достигая определенных высот в разных видах карьеры.
Специальная компетентность - знание инновационных технологий, методов решения профессиональных задач и умение применять свои знания в практической деятельности, развивая их и совершенствуя. Особенно актуально развитие данной компетентности на фоне внедрения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, который предполагает изменение не только структуры передаваемого студентам знания, но и форм их передачи, а также выработки практических навыков и умений.
Управленческая компетентность - знание современных технологий управления и умение эффективно применять их в практической деятельности, развивая и совершенствуя.
Информационно-технологическая компетентность - знание информационных компьютерных технологий и умение использовать их в профессиональной деятельности.
Данная модель профессиональной компетентности остается отрытой и в зависимости от типа профессиональной деятельности, в нее могут включаться и дополнительные компоненты и элементы.
Следует отметить, что модель компетенции имеет гибкую структуру и может включать в себя различные элементы из перечисленных выше компонентов профессиональной компетенции в зависимости от специализации преподавателя вуза.
Таким образом, профессиональная компетентность является сложным, многокомпонентным личностно-профессиональным образованием, которое способствует успешности профессиональной деятельности, задействуя различные стороны личностно-профессионального развития преподавателя вуза.
Библиографический список
1. Барбашова Л. И. Развитие ценностных ори-ентаций учителя как условие совершенствования его профессиональной компетентности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2009. - 24 с.
2. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологи-ческие проблемы профессионализма. - М.: НИИ-
ВО, 1993. - 48 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - C.34-42.
4. Краткий словарь иностранных слов / сост. С.М. Локшина. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 384 с.
5. КузьминаН. В. Предмет акмеологии. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.
6. Софьина В. Н., КлюевВ. А. Акмеологический подход к анализу и развитию профессиональной компетентности государственных служащих: монография. - СПб.: ЗАГС, 2008. - 150 с.
7. Софьина В. Н. Мотивационно-целевая основа развития профессиональной компетентности специалиста // Прикладная психология. -2006. - № 6/4. - С. 2-8.
8. Тугушев Р. Х. К вопросу системной психодиагностики психологической компетентности субъектов профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www. psycheya.ru/lib/st_tug_1 .html. (дата обращения: 15. 04. 2012).
9. Фоминых А. Ф. Развитие акмеологической компетентности руководителей общеобразовательных учреждений: дис. ... канд. психол. наук. - М.: Академия государственной службы при Президенте РФ, 2005. - 156 с.
10. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. - Томск: Изд-во ТГУ, 1983. - 191 с.
11. Красинская Л. Ф. Реформирование высшего технического образования и новые требования к психолого-педагогической компетентности преподавателей // Сибирский педагогический журнал - 2011. - №6 с. 22-29