УДК 370.153
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
© Л.В. Абдалина, Н.А. Филонова
В статье обоснованы и раскрыты содержательный и операциональный компоненты в структуре акмеологической компетенции преподавателя колледжа. Показана взаимосвязь акмеологической компетенции и личностно-профессионального роста преподавателя.
Ключевые слова: акмеологическая компетенция преподавателя колледжа, само-процессы, личностно-профессиональный рост.
В условиях модернизации российского образования возникает необходимость в новых кадрах, способных к продуктивному личностно-профессиональному росту, наиболее полной самореализации в жизнедеятельности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.).
Самореализация как воплощение человеком собственного потенциала (духовного, нравственного, интеллектуального, коммуникативного, энергетического и др.) в жизнедеятельности отражает сформированность у него ведущих самопроцессов личности.
Н.Б. Крылова отмечает, что самопроцес-сы включают все многообразие проявлений индивида: самоактуализацию, самообразование, самоконтроль, самоопределение, самопознание, саморазвитие, самореализацию, саморегуляцию [1].
Как видно, в русском языке имеется много терминов, фиксирующих разные нюансы самопроцессов. При этом все они составные - первая часть «само» указывает на то, что субъектом и инициатором личностных и профессиональных достижений, роста является сам преподаватель, вторая характеризует специфику, своеобразие деятельности: познавать себя, выражать себя, реализоваться, совершенствоваться.
Психолого-акмеологические исследования указывают на неоднозначность, сложность, многоплановость, а также существование различных форм и способов проявления самопроцессов.
Мы считаем, что основными само-процессами, обеспечивающими личностнопрофессиональный рост преподавателя колледжа, являются самопознание и самосовершенствование, которые выступают предпо-
сылками его наиболее полной самореализации в жизнедеятельности.
Самопознание мы рассматриваем как обнаружение преподавателем в себе личностных и поведенческих качеств, характеристик, их всесторонний анализ, оценку и принятие. Их развитие в направлении к некоторому идеалу предстает как процесс самосовершенствования личности.
Самосовершенствование выступает как специфическая познавательно -творческая
деятельность, целью которой является полное разворачивание личностных и профессиональных качеств, достижение оптимального соотношения продуктивности жизнедеятельности и энергозатрат и, в итоге, опредмечивание сущностных сил человека, трансляция своей индивидуальности через результаты труда, а также через изменения в себе самом, т. е. самореализация [2].
В исследовании учитывалось, что самореализация - одна из основных ценностей жизнедеятельности каждого человека, отражающая его стремление наиболее полно проявить свои способности и потенциал и претворить их в жизнь в процессе продуктивной деятельности. Самореализация имеет разные формы выражения: активное утверждение в деятельности своих индивидуальных способностей, практическое раскрытие своего потенциала, настойчивость в осуществлении планов, последовательное достижение жизненных целей, умение отстаивать свои права или свою позицию и преодолевать трудности и препятствия при решении личностно значимых задач.
Мы полагаем, что успешная реализация выделенных самопроцессов может быть обеспечена в первую очередь акмеологической компетенцией преподавателя, которая в
исследовании рассматривается как владение преподавателем технологиями саморазвития, обеспечивающими личностно-профессио-
нальный рост и самореализацию в жизнедеятельности.
Следует отметить, что акмеологическая компетенция преподавателя все еще не является предметом должного изучения в психологических и акмеологических исследованиях. В самом общем виде проблема профессиональной компетентности и компетенций привлекает внимание многих ученых (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова А.В. Хуторской и др.), при этом различные аспекты личностно-профессионального роста раскрываются авторами лишь в той или иной степени.
Идея личностно-профессионального роста в рамках компетентностного подхода нашла отражение у А.В. Хуторского в виде компетенции личностного самосовершенствования. Автор ее рассматривает как компетенцию, направленную на освоение педагогом способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, а также эмоциональной саморегуляции и самоподдержки
[3].
Близким по значению к акмеологической компетенции преподавателя выступает, на наш взгляд, аутопсихологическая компетентность (Н.В. Кузьмина). Она базируется на понятии социального интеллекта «...как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов, эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [4]. Как видно, такая компетентность соотносится с понятием профессионального самопознания и саморазвития.
В исследовании, проведенном Л.В. Аб-далиной, выявлены ведущие компетенции педагога профессиональной школы, включая акмеологическую компетенцию, которую автор рассматривает как продуктивное владение педагогом технологиями саморазвития и обеспечения личностного и профессионального роста [5].
В связи с этим личностно-профессиональный рост преподавателя колледжа может быть рассмотрен как процесс целенаправ-
ленного самопознания и самосовершенствования личностью собственного потенциала для наиболее успешной самореализации в жизнедеятельности.
Исследование акмеологической компетенции преподавателя как психологического образования предполагает наличие структурно-содержательных характеристик.
Анализ актуальной психологической, акмеологической, педагогической литературы (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.) явился основанием для выявления двух основных компонентов акмеологической компетенции преподавателя колледжа:
- рефлексивный компонент включает знания и умения осуществлять адекватную самооценку, самоотношение и эффективный самоконтроль;
- проективный компонент характеризуется стратегиями, знаниями и умениями преподавателя предвосхищать, планировать и осуществлять развивающую преобразующую деятельность;
- когнитивный компонент акмеологи-ческой компетенции преподавателя отражает совокупность знаний, интегрирующих представления о сущности (содержании, особенностях), закономерностях (логике процесса), стратегиях самопознания, самосовершенствования и самореализации в профессиональной деятельности;
- операциональный компонент включает умения преподавателя внедрять стратегии личностно-профессионального роста, применять средства и способы реализации само-процессов;
- организаторский компонент в исследовании раскрывается в стратегиях и умениях преподавателя обогащать и наращивать свой потенциал для личностного и профессионального роста;
- коммуникативный составляет взаимообусловленные стратегии, знания, умения, приемы конструктивного взаимодействия в профессиональной среде.
Мы считаем, что выделенные компоненты в структуре акмеологической компетенции преподавателя, кроме того, отражают его личностные и профессиональные убеждения, ценности, мотивы как ориентиры, стимулирующие личностно-профессиональный рост.
25Q
Решение проблемы развития выделенных компонентов акмеологической компетенции преподавателя необходимо предполагает их оценку с помощью акме-критериев и показателей.
Изучая акмеологические основы технологии самопознания и самосовершенствования, мы исходили из понимания о том, что эта категория родственна понятию «психологическая технология»; имеет только гуманистическое содержание; отличается более узкой направленностью на прогрессивное личностно-профессиональное самосовершенствование, раскрытие личностного потенциала преподавателя [6].
Именно акмеологические технологии, как отмечает В.Г. Зазыкин, всегда индивидуально направлены и используются для личностно-профессионального развития конкретной личности, являются совокупностью средств, «. направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма» [7].
Собственно, владение акмеологической технологией следует рассматривать как усвоение и реализацию преподавателем понятий, форм и действий самопознания и самосовершенствования.
Как видно, владение интегрирует в себе, с одной стороны, формы и содержание процесса, с другой - умение это актуализировать, что предполагает наличие определенного уровня акмеологической компетенции у преподавателя. При этом эмпирические исследования подтвердили, что около 70 % преподавателей колледжа не владеют знаниями, уме-
ниями, способами, приемами развития и воплощения собственного потенциала.
Наиболее целостное представление об акмеологической компетенции преподавателя колледжа может быть обеспечено обоснованием и выявлением уровней ее функционирования, что является предметом дальнейшего научно-практического поиска.
1. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2QQQ.
2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2QQ4.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.; Воронеж, 2QQ3.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 199Q.
5. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2QQ8.
6. Коваль Н. А. Личностный рост как акмеологи-ческая проблема II Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 21 марта 2QQ7 г. I отв. ред. Н.А. Коваль. Тамбов, 2QQ7.
7. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология. СПб., 2QQ3.
Поступила в редакцию 26.12.2QQ8 г.
Abdalina L.V., Filonova N.A. Acmeological competence of a college teacher: structure and content. The article substantiates and explains the conceptual and the operational components in the structure of a college teacher's acmeological competence. It reveals a relationship between acmeological competence and personal and professional growth of a teacher.
Key words: acmeological competence of a college teacher, self-processes, personal and professional growth.