В. Н. Софьина
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Рассматриваются различные подходы к анализу профессиональной компетентности. Приводятся результаты структурно-функционального анализа деятельности. Даются определения понятия профессиональной компетентности и уровней ее сформированности. Выделяются универсальные компоненты профессиональной компетентности и их содержание. Рассматривается модель компетентности руководителя, инвариантная относительно его деятельности. Даются выводы и практические рекомендации по анализу профессиональной компетентности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, уровни профессиональной компетентности, модель компетентности, структура профессиональной компетентности.
V. Sofina
SYSTEM APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE HEI GRADUATE
Different approaches to the analyses of professional competence are discussed. The results of structural functional analysis of activities are presented, and definitions of the term «professional competence» and levels of it development are given. Universal components of professional competence and their content are described. A model of the manager’s competence regardless of his/her activities is regarded. Practical recommendations for analyzing professional competence are given.
Keywords: professional competence, levels of professional competence, model of competence, structure of professional compentence.
Повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием, адекватных потребностям современного общества и производства, обладающих необходимыми профессионально важными знаниями и умениями, способных самостоятельно и быстро адаптироваться в непрерывно меняющейся информационной и технологической сре-
де, зависит от организации учебного процесса.
Постоянно ускоряющиеся темпы инновационного развития требуют от специалистов высокого уровня профессиональной компетентности и способности к быстрому качественному обучению, к освоению новых технологий, профессионализма в деятельности, умения работать в
команде разнопрофильных специалистов. Однако реализация компе-тентностного подхода в высшей школе не опирается на конечный образ результата подготовки специалистов для современного наукоемкого производства и не учитывает профессиональные модели деятельности, что значительно снижает эффективность образовательного процесса студентов и профессиональной деятельности специалистов.
Рассматривая проблему профессиональной деятельности и компетентности в многогранном аспекте, обратим внимание на психологические, управленческие, акмеологиче-ские проблемы.
Анализ современных исследований показывает, что понятие «компетентность» широко используется отечественными и зарубежными учеными в педагогике, психологии и акмеологии (Н. В. Кузьмина [3; 4], А. А. Деркач [1], И. А. Зимняя [2],
A. К. Маркова, Ю. Г. Татур [7],
B. Г. Первутинский, В. Д. Шадриков,
Н. Хамский, Дж. Равен, Ф. Цивели и др.). Компетентность следует рассматривать как системную характеристику личности, отражающую результат образования и качества подготовки специалистов. Однако реализация компетентностного подхода в высшей школе не всегда ориентируется на конечные результаты подготовки специалистов и не учитывает уровень развития профессиональной компетентности, что значительно снижает эффективность профессионального обучения.
В процессе анализа профессиональной компетентности мы ориентировались на требуемый образ результата подготовки выпускника вуза. С этой целью был прове-
ден структурно-функциональный
анализ деятельности продуктивных специалистов и руководителей (740 респондентов), работающих на современных наукоемких предприятиях и в государственных организациях, что позволило нам выделить универсальную структуру профессиональной компетентности, ее основные компоненты и модели.
Установлено, что профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием предполагает:
1) понимание системного характера профессиональных проблем;
2) способность осваивать и развивать инновационные технологии в системной интеграции;
3) владение знаниями и новыми технологиями в своей предметной области и смежных областях;
4) способность к быстрому обучению, к усвоению нового, к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию, к профессионализму;
5) умение принимать правильные и ответственные решения при создании и эксплуатации объектов новой техники;
6) постоянное развитие и совершенствование основных компонентов профессиональной компетентности: дифференциально-психологической; социально-психологической; аутопсихологической; акмеологической; управленческой; специальной и информационно-технологической компетентности;
7) способность реализовать свой творческий потенциал (знания, умения, опыт, деловые и личностные качества) в продуктивной профессиональной деятельности.
Обобщая результаты анализа моделей деятельности специалистов
и руководителей различного уровня, следует отметить, что профессиональная компетентность представляет собой системную динамично развивающуюся характеристику личности (совокупность способностей знаний, умений, деловых и личностных качеств), демонстрирующую владение современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющую осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
Для определения сформиро-ванности профессиональной компетентности (компонентов и элементов) мы предлагаем использовать следующие уровни.
Первый уровень (минимальный). Использует знания для выполнения только данного конкретного задания и не всегда может применить их для другого задания. Хорошо работает по алгоритму и четким инструкциям.
Второй уровень (низкий).
Адаптирует свои знания применительно к особенностям задания и умеет использовать их для решения другого класса аналогичных задач. Действует согласно конкретным обстоятельствам.
Третий уровень (средний). Самостоятельно может моделировать систему знаний по определённому классу задач. Умеет решать профессиональные задачи через создание моделей, адекватных данному классу задач.
Четвертый уровень (высокий). Умеет моделировать алгоритм деятельности применительно к данному классу задач и переносить его на решение нового, более сложного класса задач; владеет средствами моделирования в разных предметных областях; умеет разрабатывать модели для новых классов задач.
Пятый уровень (наивысший). Владеет системой профессиональных знаний и умений, обладает творческим мышлением; применяет системный подход к решению различных задач; творчески решает профессиональные задачи.
Первый и второй уровни соответствуют подготовке в вузе бакалавра.
Третий и четвертый уровни достижимы при подготовке специалистов.
Четвертый и пятый уровни достижимы при подготовке магистров.
Наши исследования показали, что профессиональная компетентность как системная характеристика личности имеет сложную структуру (рис. 1), содержащую компоненты
(дифференциально-психологический, социально-психологический, аутопсихологический, акмеологический, управленческий, специальный, информационно-технологический) и
элементы, из которых формируется модель компетентности. Следует отметить, что модель компетентности специалиста имеет гибкую структуру и может включать в себя различные элементы в зависимости от конкретной специализации.
Профессиональная компетентность
Рис. 1. Структура профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием:
ДПК — дифференциально-психологическая компетентность; СПК — социальнопсихологическая компетентность; АПК — аутопсихологическая компетентность; АК — акмеологическая компетентность; УК — управленческая компетентность; СК — специальная компетентность; ИТК — информационно-технологическая
компетентность
Дифференциально-психологическая компетентность (ДПК) — осведомленность об индивидуальных особенностях коллег (психологические и типологические отличия, знание ведущих мотивов деятельности и ее направленности, профессиональные способности) и умение разрабатывать продуктивные стратегии индивидуального подхода в работе с ними; умение формировать эффективный профессиональный коллектив (команду).
В состав ДПК входят:
• знание социально-психологических, статусных характеристик и использование их в профессиональной деятельности;
• умение правильно определить психологические и типологические особенности коллег;
• умение найти индивидуальный подход к коллегам, учитывающий их своеобразие;
• знание ведущих мотивов деятельности коллег и стимулирование развития социально и профессионально значимых мотивов.
Социально-психологическая компетентность (СПК) — способность эффективно взаимодействовать с людьми в системе межличностных отношений; взаимодействие в профессиональной группе, между группами, с людьми (в социуме); умение работать в команде.
В состав СПК входят:
• знание типологических отличий, особенностей поведения, деятельности и отношений специалистов в коллективе;
• умение эффективно работать в команде, учитывая индивидуальные особенности своих коллег;
• способность оказывать необходимую помощь и поддержку коллегам, обеспечивающую успех в работе;
• умение выбирать адекватные способы общения с коллегами и клиентами, учитывающие их индивидуальные особенности (психологические и типологические), и реализовывать их в процессе взаимодействия;
• социальная ответственность за результаты своего труда;
• деловое сотрудничество, основанное на уважительном отношении к коллегам и клиентам (доброжелательность, чуткость, толерантность);
• деловое общение (эффективные коммуникации, устные и письменные);
• умение ориентироваться в социальных ситуациях (социальная проницательность).
Аутопсихологическая компетентность (АПК) состоит в осведомленности о способах самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности, и о том, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своей работы.
В состав АПК входят:
• умение использовать свои достоинства в профессиональной деятельности;
• умение анализировать и устранять свои недостатки;
• способность к личностному и профессиональному саморазвитию и развитию своего творческого потенциала;
• умение анализировать и развивать в лучшую сторону свои деловые и личностные качества и разрабатывать программу самосовершенствования;
• адаптивность, гибкость;
• мотивация к высоким уровням достижения в профессии;
• умение эффективно работать с информацией;
• планировать личную деятельность;
• умение разрабатывать программу самосовершенствования.
Акмеологическая компетентность (АК) — знание критериев и факторов движения к вершинам профессионализма и создание акме-целевых программ достижения вершин профессиональной деятельности.
В состав АК входят:
• способность к самоанализу;
• способность к самоконтролю;
• способность к самосовершенствованию;
• способность к самообразованию;
• умение разрабатывать программу личностно-профессионального развития и карьерного роста.
Специальная компетентность (СК) — знание инновационных технологий, методов решения профессиональных задач и умение применять свои знания в практической деятельности, развивая их и совершенствуя.
В состав СК входят:
• понимание тенденций и основных направлений развития науки и техники;
• понимание системного характера решаемых профессиональных проблем;
• владение знаниями и новыми технологиями в своей профессиональной области и в смежных областях;
• умение использовать современные информационные техноло-
гии для решения профессиональных задач;
• умение квалифицированно ставить и качественно решать профессиональные задачи в установленные сроки (ориентация на качество);
• умение планировать профессиональную деятельность;
• умение делиться своими знаниями с коллегами и передавать свой опыт (обучать).
Управленческая компетент-
ность (УК) — знание современных технологий управления и умение эффективно применять их в практической деятельности, развивая и совершенствуя.
В состав УК входят:
• знание методов управления ресурсами (управление знаниями, финансами, человеческими ресурсами);
• знание особенностей объекта управления;
• умение планировать профессиональную деятельность и прогнозировать результаты (видение перспектив развития);
• умение четко ставить подчиненным задачу;
• умение организовывать процесс решения профессиональных задач и создавать необходимые условия для исполнителей;
• умение обеспечивать и поддерживать обратную связь и контролировать результаты работы и выполнение поставленной задачи;
• умение делегировать полномочия;
• способность добиваться реализации поставленной цели в установленные сроки (ориентация на результат);
• системный подход в решении поставленных задач;
• умение создавать эффективные профессиональные команды и управлять ими;
• способность принимать решения и брать ответственность за их реализацию;
• предприимчивость и умение идти на осознанный риск;
• умение строить гармоничные отношения в коллективе;
• умение учитывать и использовать альтернативные точки зрения;
• умение обучать подчиненных и готовить кадровый резерв;
• умение эффективно использовать и развивать творческий потенциал сотрудников.
Информационно-технологическая компетентность (ИТК) — знание информационных компьютерных технологий и умение использовать их в профессиональной деятельности.
В состав ИТК входят:
• знание устройства ПК-систем ввода—вывода информации;
• знание основных ОС (Windows, Linux);
• знание программных продуктов, применяемых в профессиональной отрасли (MS Office, 1C, графических редакторов и др.);
• знание сетевых и интернет-технологий (сетевые службы, электронная почта, браузеры);
• знание языков программирования;
• умение пользоваться компьютерными приложениями MS Office (Word, Excel и др.);
• умение пользоваться сетевыми службами (обмен файлами, печать документов и др.);
• навыки работы в сети Интернет (поиск информации, отправка электронной почты и др.);
• умение использовать языки программирования для решения профессиональных задач;
• знание и использование наиболее оптимальных методов и информационных технологий при выборе способов решения задач и составлении алгоритма;
• умение пользоваться системами управления баз данных для ввода и поиска информации (СУБД MS Access, MS FoxPro и др.).
На основе выделенных структурных компонентов профессиональной компетентности могут формироваться любые модели компетентности специалистов, бакалавров, магистров с учетом конкретной специализации.
Модель компетентности — термин для обозначения полного набора, перечня компетенций для специалистов. Этот перечень компе -тенций образует систему или модель компетентности (рис. 2).
Рис. 2. Модель компетентности
В результате исследований (структурно-функциональный анализ деятельности, интервью по компетенциям, анкетирование и последующая статистическая обработка результатов с использованием автоматизированной системы комплексной акмеологической диагностики), проведенных нами в государственных организациях, была выделена универсальная модель компетентности руководителя. В исследовании принимали участие более 370 руководителей всех уровней.
Модель компетентности руководителя включает в себя универ-
сальные и специальные компетенции.
Универсальные компетенции:
1. Ответственность.
2. Ориентация на результат
(целеустремленность, настойчи-
вость, умение решать проблемы, предприимчивость).
3. Ориентация на качество
(выполнение работы аккуратно,
тщательно, в соответствии со стандартом).
4. Гибкость поведения, адаптивность, готовность к изменениям.
5. Добросовестность, исполнительность.
6. Межличностное общение (умение строить и поддерживать взаимоотношения с учетом индивидуальных особенностей коллег).
7. Лояльность, толерантность (учет различных точек зрения).
8. Владение информационными технологиями.
9. Саморазвитие, постоянное обучение.
10. Аналитические способности, умение эффективно работать с информацией.
11. Эффективные устные ком -муникации.
12. Эффективные письменные коммуникации.
Специальные компетенции:
13. Владение профессиональными знаниями (знание профессиональной специфики, способность применять свои знания на практике).
14. Работа в команде (умение работать с коллегами, совместно достигать результатов).
15. Управление и координация (управление знаниями, ресурсами, финансами, людьми, технологиями).
16. Организаторские способности.
17. Формирование команды (умение формировать команду с учетом индивидуальных и творческих способностей коллег).
18. Инициативность и творческий подход (стремление совершенствовать свою деятельность и технологии).
19. Инновационность (саморазвитие), отношение к новому (способность быстро усваивать и использовать новые знания).
20. Системный подход к решению профессиональных проблем (учет структурных особенностей систем и их взаимовлияния).
21. Стратегическое мышление (видение перспектив развития организации).
22. Клиентоориентированность (стремление оказать помощь и поддержку клиенту — как «внутреннему» (коллеге), так и «внешнему» (потребителю услуг), с учетом его индивидуальных особенностей).
Представленная выше модель компетентности внедрена в наукоемких организациях и может быть рекомендована к использованию как образ результата подготовки специалистов и магистров в вузе и в системе повышения квалификации.
Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что профессиональная компетентность интегрирует психологические свойства личности, мотивы, способности, знания, умения, деловые и личностные качества и является ведущим показателем результата профессионального образования.
Одним из результатов, который может быть использован в дальнейших психолого-педагогических и акмеологических исследованиях,
является рассмотрение профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием как системной динамично развивающейся характеристики личности (совокупность способностей знаний, умений, деловых и личностных качеств) и выделение ее компонентов (дифференциально-психологическая, социально-психологическая, аутопсихологическая, акмеологическая, управленческая; специальная и информационно-технологическая компетентности), являющихся универсальными для инновационной профессиональной деятельности, и элементов (моделей компетентности), имеющих гибкую структуру, на которую
влияет профессиональная специфика.
В процессе исследования установлено, что профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием предполагает: понимание системного характера профессиональных проблем; способность осваивать и развивать инновационные технологии в системной интеграции; владение знаниями и новыми технологиями в своей профессиональной области и в смежных областях; способность к быстрому обучению, к усвоению нового, к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию; умение принимать и реализовывать правильные и ответственные решения при создании и эксплуатации объектов новой техники; владение методами моделирования; умение эффективно работать в команде; способность реализовывать свой творческий потенциал (знания, умения, опыт, деловые и личностные качества) в продуктивной профессиональной деятельности; постоянное развитие и совершенствование основных компонентов профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность формируется и проявляется в процессе решения различных задач. Наиболее эффективными являются задачи, способствующие овладению профессиональными моделями дея-
тельности и базирующиеся на основных дидактических принципах обучения, развивающих познавательную активность, оперативное мышление, профессионально важные качества студентов и специалистов.
Одним из результатов исследования, который может использоваться при разработке моделей компетентности специалистов, является выделение профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность инновационной деятельности в современном наукоемком производстве: универсальные компетенции — ответственность, ориентация на результат, ориентация на качество, гибкость поведения, адаптивность, добросовестность, исполнительность, межличностное общение, лояльность, толерантность, владение информационными технологиями, саморазвитие, постоянное обучение, аналитические способности; эффективные коммуникации; специальные компетенции — владение профессиональными знаниями, работа в команде, управление и координация, организаторские способности, формирование команды, инициативность и творческий подход, инновационность, отношение к новому, системный подход к решению профессиональных проблем, стратегическое мышление, клиенто-ориентированность и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деркач А. А., Кузьмина Н В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. 24 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
3. КузьминаН. В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002. 188 с.
4. Кузьмина Н. В. Предмет фундаментальной акмеологии // Акмеология — наука XXI столетия: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. Киев: КМГПУ, 2005. С. 22-40.
5. Софьина В. Н. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности специалистов инженерного профиля: Монография / В.Н. Софьина, В.А Полянин. Ковров.: КГТА, 2008. 220 с.
6. Софьина В. Н. Развитие профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве: Монография. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005. 144 с.
7. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 21-46.
REFERENCES
1. Derkach A. A., Kuz'mina N V Akmeologija: puti dostizhenija vershin professiona-lizma. M.: RAU, 1993. 24 s.
2. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetencii — novaja paradigma rezul'tata obrazovanija // Vysshee obrazovanie segodnja. 2003. № 5. S. 34-42.
3. Kuz'mina N. V. Predmet akmeologii. SPb.: Politehnika, 2002. 188 s.
4. Kuz'mina N. V. Predmet fundamental'noj akmeologii // Akmeologija — nauka XXI sto-letija: Materialy Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Kiev: KMGPU, 2005. S. 22-40.
5. Sofina V N. Akmeologicheskij podhod k razvitiju professional'noj kompetentnosti spe-cialistov inzhenernogo profilja: Monografija / V.N. Sofina, V.A Poljanin. Kovrov.: KGTA, 2008. 220 s.
6. Sofina V N. Razvitie professional'noj kompetentnosti specialista v vuze i na proizvod-stve: Monografija. SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2005. 144 s.
7. Tatur Ju. G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialista // Vysshee obrazovanie segodnja. 2004. № 3. S. 21-46.