_ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ_
УДК 378.126.015.62
Софьина Вера Николаевна
Доктор психологических наук, профессор кафедры управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Северо-Западного института, paralel777@mail.ru, г. Санкт-Петербург
Салкова Ольга Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков технических факультетов Новосибирского государственного технического университета, salkova@english.fgo.nstu.ru, Новосибирск
Банникова Диана Ярославовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Псковского государственного университета, dianab81@mail.ru, г. Псков
Марченко Татьяна Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия», m-positive@onego.ru, Петрозаводск
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛьНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
преподавателя вуза
Аннотация. Статья посвящена проблеме оценки профессиональной деятельности преподавателя. Традиционно преподаватель оценивается на основании его методической, научной, воспитательной работы. Сейчас актуальным становится использование оценок преподавателей студентами. В статье рассмотрены достоинства и недостатки данного метода. Разработана анкета для оценки профессиональной компетентности преподавателя, в основе которой лежат представления о структуре профессиональной компетентности В.Н. Софьиной. Анкета позволяет оценить уровень профессиональной компетенции преподавателя. Данная методика была апробирована в трех высших учебных заведениях. Опрошено 570 студентов. Дан подробный анализ сформированности профессиональной компетентности преподавателей различных блоков дисциплин. Показана зависимость уровня профессиональной компетентности от опыта, квалификации и специальности преподавателей.
Ключевые слова: профессиональная деятельность преподавателя вуза, оценка, профессиональная компетентность, студенты, квалификация, метод, компоненты.
Sofina Vera Nikolaevna
Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Personnel Management at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, North-West Institute, paralel777@mail.ru, Sankt-Petersburg
Salkova Olga Vasilyevna
Candidate of Psychological Sciences, Associate professor, Head of the Department of Foreign Languages, of technical faculties at the Novosibirsk state technical university, salkova@english.fgo.nstu.ru, Novosibirsk
Bannikova Diana Yaroslavovna
Candidate of Psychological sciences, Associate professor of the development of Developmental and Educational Psychology at the Pskov State University, dianab81@mail.ru, Pskov
MarchenkoTatyana Sergeyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor of the Department of Natural mathematical disciplines and techniques of their teaching at Karelian State Pedagogical Academy, m-positive@onego.ru, Petrosavodsk
_ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ_
ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. The article is devoted to a problem of an assessment of professional activity of the teacher of higher educational institution. Traditionally the teacher is estimated on the basis of his methodical, scientific, educational work. Now actual there is use of estimates of teachers by students. In article merits and demerits of this method are considered. The questionnaire is developed for an assessment of professional competence of the teacher at the heart of which ideas of structure of professional competence of V. N. Sofyina lie. The questionnaire allows to estimate level of professional competence of the teacher. This technique was approved in three higher educational institutions. 570 students are interrogated. The detailed analysis of formation of professional competence of teachers of various blocks of disciplines is given. Dependence of level of professional competence on experience, qualification and profession of teachers is shown.
Keywords: professional activity of lecturer, assessment, professional competence, students, qualification, method, components.
Система современного высшего профессионального образования переживает значительные преобразования, связанные с переходом на компетентностно-ориентиро-ванное обучение. Это определяет не только изменения содержания и методов обучения, но и изменения в оценке результатов деятельности всех субъектов образования: студентов и преподавателей. Для оценки результатов образования в плане овладения студентами общекультурными и профессиональными компетенциями разработаны различные системы: балльная, кредитно-мо-дульная и т. д. Однако в нашей стране нет столь же разработанных методов для оценки деятельности преподавателя. Критерии оценки качества работы преподавателя вуза нормативно не определены. Поэтому в учебных заведениях существуют разные перечни требований к педагогическим работникам. Профессорско-преподавательский состав -основной ресурс вуза, поэтому изучение систем оценивания и стимулирования качества преподавательской деятельности имеет научно-практическое значение.
Системы оценивания преподавателей студентами (student evaluation of faculty - SEF) широко распространены в западных университетах. В США они появились в 1920-х годах и сегодня применяются в американских вузах практически повсеместно. В последние годы большой интерес к системам оценивания преподавателей студентами наблюдается в Европе и странах Юго-Восточной Азии [1].
Западные авторы называют три функции систем оценивания профессорско-преподавательского состава вуза: информационную,
мотивационную и стимулирующую. Информационная функция представляет собой сбор и обработку данных о качестве преподавания учебных дисциплин. Мотивацион-ная функция предполагает влияние информации об оценке студентами деятельности преподавателя непосредственно на преподавателей. Считается, что оценки, которые студенты ставят за проведенные занятия, мотивируют преподавателей лучше готовиться к занятиям, более обстоятельно или доступно излагать учебный материал и т. д. Стимулирующая функция связана с использованием результатов оценивания преподавателей при начислении им надбавок к заработной плате при осуществлении должностного роста.
Важной задачей является разработка практического инструментария для оценки профессиональной деятельности преподавателей.
Предлагаемая нами анкета для оценки студентами деятельности преподавателя строится на основе оценки его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность в акмеологии определяется как системная динамично развивающаяся характеристика личности (совокупность способностей знаний, умений, деловых и личностных качеств), показывающая владение современными образовательными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
В ее состав входят как компоненты (дифференциально-психологическая, социально-психологическая, аутопсихологическая, акмеологическая, управленческая, специ-
альная и информационно-технологическая компетентности), так и элементы из которых строится модель компетенции [5, 6].
Разработанная нами анкета включает 50 вопросов, каждый из которых оценивается по пятибалльной шкале. В нее входят вопросы из 7 блоков (разделов) соответственно указанным выше видам профессиональной компетентности: дифференциально-психологической, социально-психологической, аутопсихологической, акмеологической, управленческой, специальной и информационно-технологической.
Таким образом, данная анкета позволяет получить и всесторонне проанализировать полученную информацию и комплексно подойти к оценке профессиональной компетентности преподавателей. Для оценки компетентности преподавателя в целом может быть подсчитан общий количественный показатель, как сумма полученных оценок по каждому виду компетентности. Максимум - 250 баллов; более 205 - высокий уровень компетентности; 165-204 балла -выше среднего уровня; 125-164 - средний уровень; 85-124 балла - ниже среднего; менее 85 - низкий уровень профессиональной компетентности. В результате появляется возможность проанализировать уровень сформированности каждого из компонентов профессиональной компетентности, как отдельного преподавателя, так и преподавателей кафедры, факультета, вуза или получить суммарную оценку сформированности профессиональной компетентности по всем компонентам, на основании которой можно
выстроить рейтинг преподавателей.
Мы считаем, что данная анкета, созданная как инструмент оценки профессиональной деятельности преподавателя с позиции студента, может выполнять также функции:
- мотивации преподавателей к совершенствованию своей профессиональной деятельности и повышения уровня профессиональной компетентности (как отдельных ее составляющих, так и в целом);
- средства, способствующего развитию профессиональной компетентности преподавателей (позволяет увидеть и проанализировать свои достоинства и недостатки и наметить конкретные шаги по их преодолению);
- инструмента самооценки преподавательской деятельности.
Апробация методики прошла в Новосибирском государственном техническом университете, Карельской государственной педагогической академии, Псковском государственном университете. В исследовании приняли участие 570 студентов. Результаты исследования, проведенного в Псковском государственном университете на факультете психологии среди студентов старших курсов, представлены в таблице.
Таблица демонстрирует средние значения по различным видам компетентностей, являющихся компонентами профессиональной компетентности. Очевидно, что студенты психологического факультета выше всего оценивают компетентность своих преподавателей по основной специальности - по психологии, которые обладают многолет-
Таблица - Средние значения компонентов профессиональной компетентности преподавателей различных блоков дисциплин (на основании ответов студентов) (п = 48)
Компоненты профессиональной компетентно сти Преподаватели
Естественнонаучного блока Математического блока Психологического блока, начинающие Психологического блока, опытные
Специальная 4,2 4,4 4,1 4,7
Управленческая 3,9 4,1 4 4,4
Социально-психологическая 3,9 4 3,9 4,3
Аутопсихологическая 4,1 4,2 4 4,5
Акмеологическая 3,8 3,9 3,8 4,2
Информационно-технологическая 3,9 3,8 4,2 4,4
Дифференциально-психологическая 4,1 3,8 4 4,5
ним профессиональным опытом. Все компоненты профессиональной компетентности опытных преподавателей психологии оценены студентами выше, чем компоненты компетентности преподавателей естественных, математических наук, а также начинающих преподавателей психологии.
У всех преподавателей, кроме начинающих, в наибольшей степени развита специальная компетентность, то есть связанная непосредственно со знаниями по предмету. Далее следует аутопсихологическая компетентность, предполагающая осведомленность о своих достоинствах и недостатках, о способах развития первых и преодоления последних. За ней - управленческая и диф-ференциально-психологиче ская, со стоящие в знаниях и умениях распознавать психологические характеристики других людей и применять различные методы управления. На самом низком уровне находится акмео-логическая компетентность всех преподавателей в оценке студентов, кроме опытных психологов, хотя и у них она на последнем месте. Значимые различия наблюдаются в уровне развития информационно-технологической компетентности, которая намного выше у преподавателей психологии, как у
молодых, так и у опытных. Социально-психологическая компетентность, определяемая способностью преподавателей выстраивать как собственное взаимодействие с другими людьми, так и управлять взаимодействием студентов во время учебных занятий, находится почти на одинаковом уровне у всех преподавателей, кроме опытных психологов, у которых она развита выше.
Были также выявлены значимые различия (при р< 0,01) в уровне развития профессиональной компетентности в целом с применением непараметрического критерия Крускала-Уолисса (рисунок 1). Так, развитие профессиональной компетентности преподавателей психологии оценивается студентами-психологами значимо выше, чем преподавателей естественных и математических наук, а преподаватели психологии с многолетним стажем оцениваются выше, чем их молодые коллеги.
Данная методика оценки профессиональной компетентности преподавателей студентами была также апробирована в ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия» среди студентов 3-5 курсов (п = 400). Оценивались опытные преподаватели, стаж работы которых в вузе со-
Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Уровни профессиональной компетентности
ЕЛ естественно-научный Ж математический Ш психологи, начинающие В Психологи, опытные
Рисунок 1 - Распределение преподавателей различных блоков дисциплин по уровням профессиональной компетентности (на основании оценок студентов) (п = 48).
Рисунок 2 -Средниезначениякомпонентовпрофессиональной компетентности преподавателей - методистов
ставляет Ю-ЗЗлет, пре подающие различш>1е дисхиплины малематиче-
соис, ^лто^тлсга^^1н^(влс ср)и меводичетипе(методики вбученис я^ил! дис -ципвинам).Наеосем с^^ пл^епя,ете1^^еся1лл -мстодис-тмл.
На рисунке 2 представлены средние значения различных видов компетентностей, входящих в состав профессиональной ком-петенчности для всех преподавателей-ме-чодистов, а на рисунке3 - для высокопро-дуктич ных преподавателей-методистов (имеющих высокий уровень чрофессио-нальнч й компетентности).
По мнентю студентов, как следует ит табличы 1, в наибольшей степинн м теех ефеегодавателон - методтзтов развита ту-тоиеихолтгиосекая ¡во^т^. За
ней слео-вот ассмноловичсокая ктт^т-е^ент-новтс. Чмсмниже.нл примсрно ндинакохо ое^нивиютвл ^¡равлвнчсокая и социаль-нo-пcилoлoгидecдсlИ( с та-оте спе°иальнсш
и дифференщгально-психолосическаи ком-пeтeмтнocтм. Насамом иод^т^<сн инфярмaмиoлно-теонoлoгимecкая кoмпотeетнссть. Прюдстовим это нагзыдно на рисз^нве 2.
Несколько другой порядок в оценке студентами раолинных видов компетентности наблюдается в отношении высокопродуктивных преподавателей-методистов. Анализ таблицы 3 показывает, что у высокопродуктивных преподавателей-методистов в наибольшей степени развита специальная компетентность, чуть ниже, но примерно одинаково оцениваются аутопсихологиче-ская, управленческая, социально-психологическая и акмеологическая компетентности. Перечисленные выше виды профессиональней еоммттентнос ти дсниых тфено-дст-талей см-немос 5зyднет;иvш но дыедком уровне. Ниже оцснитесмня иофонмтцихннс-техно-лттичесмсн кoмпотeнтндзть(уpoвeнь выше ереднего) фит-унос 3).
4.5 -
4 -
3.5 -
Т -
2,5 -
В -
1,5 -1
0,5 0
II
II
II
а
■ едто5oсноноасезoеся 1° есивсоюгсс-ееся
□ У5-сенззезoеся
□ Hоетснезо-5oтноноатезoеся В Новесснезся
П Дсффв-взесснезо-5есхоногсcвесся
И ИзTо-исесоззо-5oсноноасезoеся
Рисунок 3 - Средние значения компонентов профессиональной компетентности высокопродуктивных преподавателей-методистов
1
В
5
6
Выводы:
1. Широкое внедрение систем менеджмента качества образования (СМКО) в странах Евросоюза и в России предполагает оценку потребителями (студентами, выпускниками, работодателями) качеств образовательных услуг. Использование различных анкет (студента, выпускника) для анализа качества преподавания является важной составляющей СМКО вуза. Одним из показателей качества преподавания в системе менеджмента качества образования вуза выступает профессиональная компетентность преподавателя, оцениваемая коллегами и студентами.
2. Профессиональная компетентность определяется как системная динамично развивающаяся характеристика личности (совокупность способностей знаний, умений, деловых и личностных качеств), показывающая владение современными образовательными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
3. Структура профессиональной компетентности включает семь компонентов: дифференциально-психологическая, социально-психологическая, аутопсихологическая, акмеологическая, управленческая, специальная и информационно-технологическая компетентности, а также элементы, входящие в состав каждого из них, из которых строится модель компетенций.
4. Результаты апробации разработанного нами инструментария оценки студентами деятельности преподавателя на основе определения уровня его профессиональной компетентности показали:
- студенты достаточно объективно походят к оценке всех компонентов профессио-
нальной компетентности преподавателей;
- все компоненты профессиональной компетентности опытных преподавателей оцениваются студентами выше, чем компоненты компетентности начинающих преподавателей;
- компоненты профессиональной компетентности преподавателей-методистов и преподавателей психологии оцениваются студентами выше, чем компоненты компетентности преподавателей естественных и математических наук;
- все компоненты профессиональной компетентности высокопродуктивных преподавателей-методистов оцениваются студентами на высоком уровне, за исключением информационно-технологической компетентности (уровень выше среднего).
Библиографический список
1. Андрущак Г. Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах // Вопросы экономики. -2007. - № 6. - С. 107-115.
2. Васильева Е. Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университетское управление. - 2006. -№ 2. - С. 74-78.
3. Марченко Т. С., Софьина В. Н. Акмеоло-гический подход к развитию информационно -коммуникационной компетентности будущих педагогов в процессе творческой самостоятельной работы // Вестник Ленинградского государственного университета им А.С. Пушкина. - 2011, -№4. - Т.5. - Серия психология - С. 73-80.
4. Салкова О. В., Софьина В. Н. Банникова Д. Я. Акмеологический подход к исследованию профессиональной компетентности преподавателей вуза // Сибирский педагогический журнал . - 2012. - №7. - С. 71-76.
5. Софьина В. Н., Кузьмина Н. В. Акмеоло-гическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: монография. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. - 200 с.