ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
УДК 378:796.5 ББК 74.480 Д41
Ф.Д. Джирикова
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
М.И. Халамлиев
Старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ТУРИЗМА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье раскрывается один из аспектов решения проблемы формирования компетентности бакалавра туризма. Образовательный туризм рассматривается как результат интеграции сферы образования и туризма в учебной деятельности студента. Показаны пути становления профессионально-значимых качеств будущего специалиста, необходимых для успешного развития профессиональной компетентности. Предложенный авторский подход конструирования поэтапного процесса становления компетентности профессионала в сфере организации туристской образовательной деятельности является основой эффективной технологии обучения будущих бакалавров в области туризма.
Ключевые слова: образовательный туризм, бакалавр туризма, модель и технология обучения, профессиональная компетентность
F.D. Dzhirikova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Theoretical Fundamentals of Physical Culture and Tourism, the Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
M.I. Khalamliev
Senior Teacher of the Department of Theoretical Fundamentals of Physical Culture and Tourism, the Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur. kcsu@mail.ru
EDUCATIONAL TOURISM IN STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE BACHELOR
OF TOURISM
Abstract. The paper describes one of the aspects of a solution of the problem related to formation of competence of the bachelor of tourism. Educational tourism is considered as result of integration of education and tourism in educational activity of the student. The publication shows ways of formation of the professionally significant qualities of future expert necessary for successful development of professional competence. The offered approach of designing a stage-by-stage process of formation of competence of the professional in the sphere of the organization of tourist educational activity is a basis of effective technology for training of future bachelors in the field of tourism.
Keywords: Educational tourism, bachelor of tourism, model and technology of training, professional competence.
Реформирование системы профессионального образования России предполагает поиск эффективных путей реализации возможностей компетентностного подхода в системе высшего образования. Этот подход отражает новая идеология совершенствования содержания образования, организационных форм, методов и способов оценки результата учебной деятельности. Под компетенциями понимается «интегрированная характеристика, выражающая готовность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности» [1; 2]. В педагогической науке компетент-ностный подход основывается на принципе непрерывности и условии преемственности в организации профессионального образования. Он является основным подходом в реализации стратегии ФГОС ВО и ориентиром для разработки образовательных программ профессиональной подготовки в учреждениях системы непрерывного профессионального образования.
Как показал проведённый нами анализ состояния организации мероприятий по образовательному, спортивному и оздоровительному туризму в учреждениях системы общего, профессионального и дополнительного образования, уровень этих мероприятий не соответствует
современным требованиям и не обеспечивает эффективную образовательную, воспитательную и оздоровительную работу с обучающимися (Ю.А. Джаубаев, Ф.Д. Джирико-ва, В.И. Жолдак, В.А. Квартальное, Ю.С. Константинов, В.В. Кузин, В.А. Петьков, Н.Г. Саркисова, О. ВаИввапс^г и др.) [3-6]. По нашему мнению, такая ситуация является результатом низкого уровня подготовки специалистов по работе в сфере адаптивного, образовательного, рекреационного, спортивного и оздоровительного туризма среди учащейся молодежи.
Нами установлено, что существующая в России система подготовки кадров в сфере туризма находится на стадии становления и не обеспечивает формирования у специалистов необходимого качества профессиональной компетентности в этой области. Таким образом, в педагогической науке проблема формирования компетентности бакалавров туризма остаётся слабо разработанной.
В настоящее время в нашей стране активно развивается образовательный туризм, который имеет значительный развивающий личность потенциал и, по мнению ведущих ученых, является эффективной формой организации учебного процесса [7].
В теории и методике организации туризма обучающая и
воспитательная значимость туристских поездок и походов с образовательными целями получила достаточное научное и методическое обоснование [8]. Однако до сих пор не полностью раскрыта сущность понятия «образовательный туризм», а вопросы его эффективного использования в профессиональной подготовке специалистов различного профиля не исследованы. В этой связи актуальным является направление изучения сущности, структуры, содержания, форм и методов, способов оценки эффективности использования средств образовательного туризма в теории и практике профессионального образования.
Проведенный анализ становления и развития образовательного туризма позволил выявить его место в современной структуре познавательных видов туризма. Образовательный туризм рассматривается нами как результат интеграции сфер образования и туризма. В образовательном туризме осуществляется туристская образовательная деятельность, включающая работу по организации путешествий с образовательными целями, предполагающую активную познавательную и развивающую деятельность обучающихся в этих мероприятиях. Изучение отечественного и зарубежного опыта и тенденций развития образовательного туризма дало возможность установить закономерности его развития в условиях модернизации российской системы профессионального образования и усиления международных контактов в сфере образования.
В профессиональной подготовке специалиста в области туризма средства образовательного туризма обеспечивают развитие личностно-значимых качеств и опыт практической деятельности, составляющие структуру их профессиональной компетентности.
Как эффективная форма обучения, туристские поездки могут рассматриваться при освоении
обучающимися учебных программ по различным учебным предметам. Для ряда направлений профессиональной подготовки (туризм, физическая культура, география, история) образовательный туризм имеет выраженную профильную направленность. Проведенный анализ социально-исторических предпосылок становления и развития образовательного туризма позволил выявить его место в современной структуре познавательных видов туризма.
Из обширного комплекса проблем, связанных с процессом формирования профессиональной компетентности бакалавров туризма, для данного исследования выделена проблема значимости в профессиональной подготовке дисциплин туристского профиля.
Анализ специальной научной литературы, отечественного и зарубежного опыта, изучение содержания образовательных программ подготовки бакалавров туризма, технологий подготовки специалиста в сфере туризма, а также специфики профессиональной деятельности педагогов и организаторов детского и молодежного видов туризма позволили констатировать актуальность этой проблемы и выделить ряд перспективных направлений в организации такого рода профессиональной подготовки.
В ходе исследования была разработана концепция образовательного туризма, включающая теоретико-методологические, методические и диагностические разделы, в которых научно обоснованы такие понятия, как «образовательный туризм», «технология образовательно-туристской деятельности», «образовательно -туристская деятельность» и «компетентность в сфере образовательного туризма» В содержании концепции определены методические основы и раскрыта значимость диагностического аппарата и критериев, позволяющих объективно оценить успешность
становления и развития профессиональной компетентности педагога в сфере образовательного туризма. В концепции дано описание педагогических условий эффективного применения средств образовательного туризма в профессиональной подготовке бакалавров в области туризма и сформулированы практические рекомендации по развитию образовательного туризма в системе непрерывного образования.
Анализ специальной научной литературы, учебных программ профессиональной подготовки бакалавров туризма, технологий обучения специалистов в сфере туризма, а также специфики их профессиональной деятельности и организаторов детского и молодежного видов туризма позволили изучить проблему формирования комплекса различных компетенций средствами образовательного туризма. Так, организация образовательных поездок (походов) школьников призвана формировать универсальные компетенции учащихся (общенаучные, системные и инструментальные, социально-личностные и общекультурные). Использование образовательного туризма в практике профильной школы и высших учебных заведений нацелено на становление и развитие профессиональных компетенций обучающихся.
В системе подготовки бакалавров в области туризма образовательно-туристская деятельность выполняет особую роль. В ходе эксперимента, организованного в 2012-2016 годах на базе кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета по направлению подготовки 43.03.02 -«Туризм», профиль «Технология организации экскурсионных услуг», нами было проведено исследование эффективности реализации содержания учебных дисциплин и производственных практик, обеспечивающих овладение студентами методами и формами организации
образовательного туризма как средств развития профессиональных компетенций будущих бакалавров туризма.
Процесс проектирования включал операции по разработке модели, технологии профессиональной подготовки бакалавров в области туризма средствами образовательного туризма и конструирование содержания этого процесса.
Модель обеспечивала комплексное представление о процессе формирования профессиональной компетентности бакалавров туризма.
Произведенное конструирование поэтапного процесса становления компетентности профессионала в сфере организации туристской образовательной деятельности позволило выбрать и обосновать эффективные технологии их обучения.
Установлено, что наиболее эффективной является поэтапная технология, целью которой явилась подготовка к организации образовательных туров для различных категорий обучающихся. Для объективной оценки уровней сформированное™ профессиональной компетентности нами были подобраны и апробированы на практике диагностический инструментарий и критериальный аппарат.
Проведённое исследование доказало эффективность подготовки специалиста по рассматриваемому виду туризма при обучении бакалавров в области туризма и магистров по программе «Образовательный туризм». Показано, что выстроенная и организованная средствами туризма образовательная среда эффективно обеспечивает интеграцию компонентов компетентности организатора образовательного туризма.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности внедрения предлагаемой технологии в практику про-фессиональнойподготовки бакалавров туризма и организаторов образовательного туризма доказала справедливость теоретических положений
по становлению и развитию специальной туристско-образовательной компетентности специалистов исследуемой сферы деятельности. Установлено, что интеграция в содержании оздоровительной, рекреационной, туристской и методической программных составляющих подготовки студентов способствует качественной подготовке организаторов образовательного туризма. Были раскрыты потенциальные возможности вузов в деле координации деятельности организаторов детского и молодежного туризма.
Проведенное исследование доказало, что образовательный туризм является обязательным и эффективным компонентом комплекса педагогических форм и средств, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций бакалавров туризма.
В исследовании были выявлена и подтверждена совокупность
организационно-педагогических условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания детей и молодёжи на любой ступени образования.
Таким образом, образовательный туризм представляет собой важное и перспективное направление образовательной, рекреационной и социокультурной деятельности. Он является основой эффективной технологией обучения будущих бакалавров туризма, важным фактором становления профессиональной компетентности в сфере организации туристской образовательной деятельности.
Дальнейшее эффективное развитие образовательного туризма возможно при условии активного участия в этом процессе государственных структур, заинтересованных в реализации социальной, молодежной и национальной политики.
Примечания:
1. Харитонова Н.В. Направления формирования профессиональной компетентности у студентов. URL: http://www.masu.rU/masu/science/sbornik/31.htm.
2. Дёмкина Е.В. Педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения // Общественные науки. 2012. № 5. С. 56-65.
3. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю.А. Джаубаев, Р.В. Бальба, Г.А. Лундина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4 (169). С. 94-99.
4. Джаубаев Ю.А., Саркисова Н.Г., Петьков В.А. Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4 (169). С. 138-142.
5. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 9. С. 31-36.
6. Balissander О. Institute of Scandinavian physical culture sport studies. A new development of old roots // International journal of physical education. 1987. № 3. P. 29-31.
7. Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме: технология и техника управления: учебник. М.: Советский спорт, 2003. 240 с.
8. Квартальнов В.А. Современные особенности туризма как научного познания и исследований // Теория и практика физической культуры. 2002. № 11. С. 2-8.
References:
1. Kharitonova N.V. Directions for the formation of professional competence of students. URL: http://www.masu.rU/masu/science/sbornik/31.htm.
2. Demkina E.V. Pedagogical potential of the educational process of a higher school // Social Sciences. 2012. No. 5. P. 56-65.
3. Technology of design of the recreational and health improving activity in educational institution / Yu.A. Dzhaubaev, R.V. Balba, G.A. a [etc.] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 94-99.
4. Dzhaubaev Yu.A., Sarkisova N.G., Petkov V.A. Physical recreation as the development tool of students' sociocultural competence at higher education institutions // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 138-142.
5. Petkov V.A., Chuvilova N.A. Pedagogical support of self-determination of students in physical culture and sports activity // Pedagogical education and science. 2012. No. 9. P. 31-36.
6. Balissander O. Institute of Scandinavian physical culture sport studies. A new development of old roots. 1987. No. 3. P. 29-31.
7. Zholdak V.I. Fundamentals of management in sport and tourism: technology and management techniques: a textbook. M.: Soviet Sport, 2003. 240 pp.
8. Rvartalnov V.A. Modern features of tourism as scientific knowledge and research // Theory and practice of physical culture. 2002. No. 11. P. 2-8.