Научная статья на тему 'Роль и значение учебной дисциплины "методика преподавания и воспитания в высшей школе" в образовании аспирантов аграрного профиля'

Роль и значение учебной дисциплины "методика преподавания и воспитания в высшей школе" в образовании аспирантов аграрного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / METHODICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черненкова И. И.

В статье обоснованы роль и значение учебной дисциплины «Методика преподавания и воспитания в высшей школе» при подготовке аспирантов аграрного профиля к преподавательской деятельности. Обосновывается идея о том, что аспирант -это не только будущий ученый, но и будущий преподаватель. Следовательно, помимо научной области ему необходимо постигать основы педагогического мастерства. Проведён анализ понятий профессиональной, педагогической и методической компетентности, их сущности. Определено, что методическая компетентность является главной составляющей профессиональной педагогической компетентности и понимается как компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черненкова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE DISCIPLINE “METHODS OF TEACHING AND EDUCATION IN HIGHER EDUCATION SCHOOL” IN THE EDUCATION OF AGRICULTURE GRADUATE STUDENTS

In the article the researcher justifies the role and importance of the discipline “Methods of teaching and education in higher education school” in teaching graduate students to the agrarian specialization. It is indicated that a graduate student is not only a future scientist, but also a future teacher. Therefore, in addition to the scientific field it is necessary to comprehend the basics of postgraduate pedagogical skills. The work presents some analysis of the notions of professional, educational and methodical competence, their basics. It was determined that methodological competence is the main component of professional and pedagogical competence is understood as competence in the field of methods of formation of knowledge and skills among students.

Текст научной работы на тему «Роль и значение учебной дисциплины "методика преподавания и воспитания в высшей школе" в образовании аспирантов аграрного профиля»

3. Homyakov M.B. Problema tolerantnosti i hristianskaya filosofiya rannego srednevekov'ya. Tolerantnost'. Materialy Letnej shkoly molodyh uchenyh. Ekaterinburg, 2001; Ch. 2: 333 - 406.

4. Lektorskij V.A. Tolerantnost' kak filosofskaya problema. Obrazovatel'naya politika. 2011; 2: 50 - 53.

5. Soldatova G.U. Psihologiya mezh'etnicheskojnapryazhennosti. Moskva: Smysl, 1998.

6. Tatarko A.N., Lebedeva N.M. Social'nyjkapital: teoriya ipsihologicheskie issledovaniya. Monografiya. Moskva: RUDN, 2009.

7. Asmolova A.G. Tolerantnost' ot utopii k real'nosti. Na puti k tolerantnomu soznaniyu. Moskva, 2000: 5 - 7.

8. Kapterev P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Pod redakciej A.M. Arsen'eva. Moskva: Pedagogika, 1982.

9. Babanskij Yu.K. Pedagogika. Pod redakciej Yu.K. Babanskogo. Moskva: Prosveschenie, 1983.

10. Podlasyj. I.P. Pedagogika: v 3-h kn., kn. 3. Teoriya i tehnologii vospitaniya. Uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: VLADOS, 2007.

11. Moreno Dzh. Metodiki social'no-psihologicheskoj diagnostiki lichnostii gruppy. Moskva, 1990.

12. Malkina-Pyh I.G. Psihosomatika. Spravochnikprakticheskogo psihologa. Moskva: Vlados, 1996.

Статья поступила в редакцию 23.11.16

УДК 378

Chernenkova I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Bryansk State Agricultural University (Bryansk, Russia),

E-mail: incher@bk.ru

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE DISCIPLINE "METHODS OF TEACHING AND EDUCATION IN HIGHER EDUCATION SCHOOL" IN THE EDUCATION OF AGRICULTURE GRADUATE STUDENTS. In the article the researcher justifies the role and importance of the discipline "Methods of teaching and education in higher education school" in teaching graduate students to the agrarian specialization. It is indicated that a graduate student is not only a future scientist, but also a future teacher. Therefore, in addition to the scientific field it is necessary to comprehend the basics of postgraduate pedagogical skills. The work presents some analysis of the notions of professional, educational and methodical competence, their basics. It was determined that methodological competence is the main component of professional and pedagogical competence is understood as competence in the field of methods of formation of knowledge and skills among students.

Key words: professional competence, psychology and pedagogical competence, methodical competence.

И.И. Черненкова, канд. пед. наук, доц. Брянского государственного аграрного университета, г. Брянск,

E-mail: incher@bk.ru

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

В ОБРАЗОВАНИИ АСПИРАНТОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ

В статье обоснованы роль и значение учебной дисциплины «Методика преподавания и воспитания в высшей школе» при подготовке аспирантов аграрного профиля к преподавательской деятельности. Обосновывается идея о том, что аспирант -это не только будущий ученый, но и будущий преподаватель. Следовательно, помимо научной области ему необходимо постигать основы педагогического мастерства. Проведён анализ понятий профессиональной, педагогической и методической компетентности, их сущности. Определено, что методическая компетентность является главной составляющей профессиональной педагогической компетентности и понимается как компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, психолого-педагогическая компетентность, методическая компетентность.

В настоящее время в рамках национальных проектов «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса» подготовка высококвалифицированных научных кадров для села составляет одну из важнейших задач государства. Решение данной задачи является целью аспирантуры как основного элемента послевузовского образования и подготовки научных и научно-педагогических кадров. Главной составляющей содержания обучения в аспирантуре, несомненно, является научно-исследовательская работа: формирование опыта выбора актуального научного направления, обоснования темы исследования, работы с литературой, организации и проведения эксперимента, получения и обработки данных, сравнительного анализа результатов исследования и их обобщения в виде выводов. Однако, аспирант - это не только будущий ученый, но и будущий преподаватель. Следовательно, помимо научной области аспиранту необходимо постигать основы педагогического мастерства. В связи с этим, вопрос эффективности профессиональной подготовки аспиранта - будущего преподавателя аграрного вуза приобретает особую актуальность. Профессиональная компетентность преподавателя, т.е. система знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности как педагога и ученого [1], вот залог высокого качества образовательного процесса.

Вопросу профессиональной компетентности преподавателя посвящены исследования В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, Ф.В. Шарипо-ва и др. [1 - 5].

Так Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [3].

Н.В. Кузьмина [6] рассматривает профессиональную компетентность педагога как его осведомленность и авторитетность, как свойство личности, позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, рассчитанные, в свою очередь, на формирование личности другого человека.

В работе Ф.В. Шарипова представлена структура профессиональной компетентности, состоящая из следующих элементов:

- специальные знания и умения в области преподаваемой науки (дисциплины);

- психолого-педагогическая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- социально-организационная компетентность;

- креативная компетентность [1]. Кроме того автором, в этой же работе раскрывается сущность каждого элемента, в том числе и психолого-педагогической компетентности, представленной психологическими и педагогическими знаниями, умениями и способностями.

Однако, необходимо обратить внимание на тот, факт, что в должностных обязанностях профессорско-преподавательского состава выделены наряду с учебной и научно-исследовательской деятельностью также организационная, воспитательная и методическая. Причем из всего количества часов около 2/3 из них отводится на основные виды методической работы: учебно-методическую, научно-методическую и организационно-методическую. Из этого следует, что в структуре психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы важное место занимает методическая компетентность.

Как составляющая профессиональной педагогической компетентности методическая компетентность выделяется в работах В.А. Адольфа, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной.

Так Н.В. Кузьмина методическую компетентность рассматривает в качестве одного из основных элементов профессиональной компетентности педагога, включающего в себя компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся [6, с. 89-90, с. 94]. В.А. Адольф отмечает, что методическая компетентность представляет собой «развернутую систему знаний по вопросам конкретного построения преподавания той или иной дисциплины». По его мнению, компетентным является тот учитель, который хорошо владеет методикой преподавания, четко определил свое отношение к различным методическим системам и обладает своим индивидуальным стилем деятельности в методике [7, с. 119].

Проведённый анализ понятий профессиональной, педагогической и методической компетентности, их сущности, исследование уровня методической готовности начинающих преподавателей позволил обосновать необходимость введения в курс обучения аспирантов аграрного профиля дисциплины «Методика преподавания и воспитания в высшей школе». Данная дисциплина включена в блок вариативной части, изучается аспирантами на втором курсе, базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курса «Психология и педагогика высшей школы» и необходима для прохождения педагогической практики.

Содержание дисциплины представлено следующими разделами:

1. Преподавание в вузе как вторая профессия.

Этот раздел посвящен рассмотрению вопросов о функциях, роли педагогической культуры, стилях деятельности преподавателя высшей школы.

2. Методическая деятельность преподавателя высшей школы:

Библиографический список

- учебно-методическая;

- научно-методическая;

- организационно-методическая.

Данный раздел знакомит с основными видами методической работы. Здесь аспирант узнает о подготовке и проведении заседаний кафедры, особенностях работы кафедры с начинающими преподавателями, знакомится с научной организацией педагогического труда. Изучается методика подготовки и проведения различных форм и видов занятий (традиционных, активных и интерактивных). На практических занятиях отрабатывается методика проведения занятий с последующим обсуждением. Кроме того, аспиранты знакомятся с нормативно-правовой документацией, необходимой для работы преподавателя высшей школы.

3. Методика воспитания в высшей школе.

В данном разделе обучающиеся знакомятся с концепциями воспитания и воспитательной системой образовательного учреждения, процессом управления воспитательной системой вуза, формами воспитательной работы, студенческим самоуправлением. Особое место занимает вопрос адаптации, мотивации и психолого-педагогического сопровождения студентов в системе высшего профессионального образования.

В заключение хотелось бы отметить, что современному аграрному вузу нужен преподаватель, обладающий не только специальными знаниями в определенной научной области, но и готовностью донести эти знания до каждого студента. Разработанный для аспирантов учебный курс «Методика преподавания и воспитания в высшей школе» направлен на формирование методической готовности преподавателей аграрного вуза к педагогической деятельности.

1. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя как условие обеспечения качества подготовки специалистов. Среднее профессиональное образование. 2009; 11. Available at: http://cyberlemnka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-prepodavatelya-kak-uslovie-obespecheniya-kachestva-podgotovki-spetsialistov

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. Москва, 2005.

3. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетентности в личностно-ориентированном профессиональном образовании. Образование и наука. 2000; 3: 90 - 120.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; 5.

5. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Москва, 2004.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990.

7. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск: Министерство общ. и проф. образования РФ; Красноярский государственный университет, 1998.

References

1. Sharipov F.V. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya kak uslovie obespecheniya kachestva podgotovki specialistov. Srednee professional'noe obrazovanie. 2009; 11. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-prepodavatelya-kak-uslovie-obespecheniya-kachestva-podgotovki-spetsialistov

2. Bajdenko V.I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniyu gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy): metodicheskoe posobie. Moskva, 2005.

3. Zeer 'E.F. Klyuchevye kvalifikacii i kompetentnosti v lichnostno-orientirovannom professional'nom obrazovanii. Obrazovanie inauka. 2000; 3: 90 - 120.

4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 5.

5. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva, 2004.

6. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya imastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

7. Adol'f V.A. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo uchitelya. Krasnoyarsk: Ministerstvo obsch. i prof. obrazovaniya RF; Krasnoyarskij gosudarstvennyj universitet, 1998.

Статья поступила в редакцию 27.11.16

УДК 378.1

Shalkina T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),

E-mail: shalkina-tn@yandex.ru

ROLE PLAY AS A MEANS OF GROWTH OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF IT STUDENTS. The article describes a problem of the use of role-plays in the process of training engineer students. Role play can increase learning motivation, interest in the future profession, influences to development of personality characteristics. The article introduces the author's technique of a role-play "Expert", used by the author to teach IT students. During the role-play, students play various roles: organizers of the expertise, analysts and experts, who enable to actualize a comprehensive approach to the development of professional qualities. As organizers, students develop a software application for the expert survey and processing the results; as analysts, they learn to solve the problem of system analysis; as experts, students take part in the expertise. The results of the experimental work, justifying a positive educational effect of a role-play as a means of development of professional competencies are described.

Key words: role-play, professional competence, IT students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.