Научная статья на тему 'Коммуникативная культура как компонент общей профессиональной культуры педагога'

Коммуникативная культура как компонент общей профессиональной культуры педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ПЕДАГОГ / TEACHER / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримулаева Э. М., Курбанова А. М.

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы формирования коммуникативной культуры педагога. Данный вид культуры рассматривается как один из компонентов общей профессиональной культуры. Коммуникативная культура учителя это совокупность личностных коммуникативных качеств и технологических коммуникативных умений. Авторы делают вывод о том, что коммуникативная культура педагога это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности. Коммуникативная культура будущего педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет ее успешность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CULTURE AS A COMPONENT OF THE GENERAL PROFESSIONAL CULTURE OF A TEACHER

The research studies some topical issues of a teacher's communicative culture. This type of culture is considered as one of the components of a common professional culture. Communicative culture of a teacher is a set of personal communicative qualities and technological communicative skills. Formation of communicative culture is an objective necessity of a modern school and university. The authors of the paper conclude that the communicative culture of a teacher is a qualitative characteristic of the subject of professional activities, including the system of communication of knowledge and skills that define a specific position of the individual in communicative activities. The communicative culture of a future educator is the basis of professional-pedagogical activity and determines its success.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура как компонент общей профессиональной культуры педагога»

УДК 378

Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Kurbanova A.M., senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

COMMUNICATIVE CULTURE AS A COMPONENT OF THE GENERAL PROFESSIONAL CULTURE OF A TEACHER. The research studies some topical issues of a teacher's communicative culture. This type of culture is considered as one of the components of a common professional culture. Communicative culture of a teacher is a set of personal communicative qualities and technological communicative skills. Formation of communicative culture is an objective necessity of a modern school and university. The authors of the paper conclude that the communicative culture of a teacher is a qualitative characteristic of the subject of professional activities, including the system of communication of knowledge and skills that define a specific position of the individual in communicative activities. The communicative culture of a future educator is the basis of professional-pedagogical activity and determines its success. Key words: culture, teacher, communication, communicative culture, professional culture.

Э.М. Каримулаева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] А.М. Курбанова, ^. преп. каф. информационных и коммуникационных технологий ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы формирования коммуникативной культуры педагога. Данный вид культуры рассматривается как один из компонентов общей профессиональной культуры. Коммуникативная культура учителя - это совокупность личностных коммуникативных качеств и технологических коммуникативных умений. Авторы делают вывод о том, что коммуникативная культура педагога - это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности. Коммуникативная культура будущего педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет ее успешность.

Ключевые слова: культура, педагог, коммуникация, коммуникативная культура, профессиональная культура.

Всё большую остроту для современной школы приобретает проблема взаимодействия участников педагогического процесса. Успешность взаимодействия субъектов образовательного процесса определяется уровнем коммуникативной культуры. Она является обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средством и условием реализации всех видов и функций педагогической деятельности [1, с. 58].

Особенно остро проблема коммуникативной культуры представлена в российском обществе. Это повышает требования к подготовке современного педагога, как высококомпетентной целостной личности, готовой к гуманным взаимоотношениям, взаимопониманию, сотрудничеству, творческому саморазвитию. Личности, способной осуществлять свое человеческое и социальное предназначение.

Повышать уровень коммуникативной культуры учителя необходимо для того чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней. Главным показателем коммуникативной культуры учителя является гуманистическая позиция, изучение самого себя, интерес к другому человеку, а затем уже техники, средства общения и т. д.

Коммуникативная культура учителя - это совокупность технологических коммуникативных умений и личностных коммуникативных качеств. Она характеризуется наличием коммуникативного идеала, ценностным отношением к обучающемуся, знанием норм и правил педагогического общения, знанием собственных коммуникативных качеств. Умение владеть педагогической ситуацией и выполнение регулятивной, информационной, мотива-ционной, рефлексивной и аффективной функцией тоже имеют важное значение.

Школа, организуя учебно-воспитательный процесс личност-но-ориентированной направленности, одной из своих задач считает формирование новых межличностных взаимоотношений ученика с людьми. Эти задачи включают в себя новые цели, способы общения и новую тактику, обеспечивают ученику чувство доверия к окружающим, психологической комфортности и радости жизни [2, с. 65].

Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень комму-

никативной культуры учителя до необходимости видеть в учащемся личность.

Показателем коммуникативной культуры учителя является, прежде всего, гуманистическая позиция, а затем уже средства, техники общения. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми - это не язык команд и послушания, а язык доверия [3, с. 20].

Коммуникативные умения и позиции развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности специалиста. Коммуникативная культура рассматривается не только как совокупность норм и правил, регулирующих процесс общения, но и как условие самореализации личности в педагогической деятельности. Так же, как составляющая коммуникативной культуры, рассматривается группа коммуникативных умений, связанных с приемами свободно пользоваться разнообразными языковыми и речевыми средствами в различных коммуникативно-речевых и ситуативных условиях.

Для достижения этого учитель должен уметь - выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие; пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения.

Ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры - педагогической, психологической, нравственной, лингвистической. Знание научных основ общения является базисом искусства общения. Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у учителя комплекса умений:

умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека;

умения управлять своим поведением, чувствами; устанавливать вербальный и невербальный контакт с учащимися [4, с. 110].

учитель, воспитатель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий многоплановые и разнообразные отношения со своими коллегами и обучающимися. Существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, развитию профессионализма, духовного мира, которые умеют развивать общую и коммуникативную культуру и могут использо-

вать свои природные возможности. Поэтому педагог должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений и способностей. Все это развивает важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности преподавателя высшей школы.

Стиль общения во многом зависит от профессионально-педагогической позиции учителя. Личностная позиция педагога закрепляется в его социальном статусе и социальной роли. Ценность педагогической позиции заключается в том, что она одновременно является и личностной и профессиональной и культурно-деятельностной.

Обозначая развитие как поэтапное движение от простого к сложному, от начального к более высокому уровню, как изменение, связанное с преобразованием во внутренней сфере субъекта, его структуре, мы выделили критерии. В соответствии с этими критериями можно определить уровни развития коммуникативной культуры учителя.

Ключом для всего этого является разработанная структурно-функциональная модель коммуникативной культуры, которая характеризуется целостностью, взаимосвязью компонентов. И основными критериями развития коммуникативной культуры учителя являются её целостность и структурность.

В соответствии с этими критериями были определены уровни развития коммуникативной культуры будущего учителя:

1) уровень общей коммуникативной компетенции, характеризующийся наличием теоретических знаний о структурных компонентах и функциях коммуникативной культуры учителя, принятием современных гуманистических тенденций в педагогике;

2) уровень коммуникативной грамотности, характеризующийся ориентированностью на педагогическую деятельность, наличием в коммуникативной культуре будущего учителя знания некоторых норм и правил педагогического общения;

3) уровень профессионально-педагогической коммуникативной компетентности, характеризующийся наличием в коммуникативной культуре учителя всех структурных компонентов коммуникативной культуры;

4) уровень профессионально-педагогического коммуникативного мастерства - наличие всех перечисленных выше структурных компонентов коммуникативной культуры; педагогический талант и специальные способности. Этот уровень коммуника-

Библиографический список

тивной культуры учителя - это уровень мастерства, он является вершиной педагогического творчества, овладеть которым можно только в процессе продолжительной трудовой педагогической деятельности, и достичь его невозможно при подготовке будущего учителя в вузе.

Процесс развития личности не останавливается никогда, точно так же, как стремление к идеалу не гарантирует его достижения. Потому что и сам идеал, и среда, в которой происходит развитие, изменяются с течением времени, переоценкой ценностей и психологических установок. Поэтому в условиях вуза и средствами, которые предоставляют опыт, усилия, время и материальное обеспечение обучающих, невозможно достичь определенным уровнем развития коммуникативной культуры учителя. Чтобы достичь их необходимо развиваться в процессе профессиональной деятельности в школе и решать реальные, а не смоделированные педагогические коммуникативные задачи [5, с. 17].

Развитие коммуникативной культуры вообще, а педагогической в частности - непростой, длительный и непрямолинейный процесс. Он требует не только усилий тех, кто проводит в жизнь комплекс соответствующих мероприятий, и тех, кто хочет и стремится развить эти качества у себя, но и соответствующих материальных, социальных, исторических и иных условий.

Формирование коммуникативной культуры является объективной необходимостью современной школы. Её целевая направленность связывается с воспитанием личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, воля и ответственность в принятии решений в различных жизненных ситуациях. Все это позволит гармонизировать отношения с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.

Таким образом, коммуникативная культура педагога - это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определённую позицию личности в коммуникативной деятельности. Коммуникативная культура будущего педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет её успешность.

1. Суник Т.А. Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума. Чита, 2011: 51 - 58.

2. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза. Педагогика. 2007; 4: 63 - 67.

3. Лучина Т. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков. Воспитание школьников. 2006; 2: 20 - 23.

4. Протас Е.В. Педагогический потенциал коммуникативной культуры и коммуникативного климата вуза: понятие, структура, характеристики. Право и образование. 2006; 6: 99 - 113

5. Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. Москва, 2006.

References

1. Sunik T.A. Trening kak metod aktivnogo social'no-psihologicheskogo formirovaniya kommunikativnojkompetentnosti u studentov tehnikuma. Chita, 2011: 51 - 58.

2. Auhadeeva L.A. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov pedagogicheskogo vuza. Pedagogika. 2007; 4: 63 - 67.

3. Luchina T. Organizaciya raboty po formirovaniyu kommunikativnoj kul'tury podrostkov. Vospitanie shkol'nikov. 2006; 2: 20 - 23.

4. Protas E.V. Pedagogicheskij potencial kommunikativnoj kul'tury i kommunikativnogo klimata vuza: ponyatie, struktura, harakteristiki. Pravo i obrazovanie. 2006; 6: 99 - 113

5. Vavilova L.N., Panina T.S. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya. Moskva, 2006.

Статья поступила в редакцию 06.11.17

УДК 378.147:37.017.92

Kosheleva L.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: [email protected]

FORMATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE AS A BASIS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS. The article talks about the role of art and aesthetic culture in the development of pedagogical professionalism of future teachers, and the main directions of its formation. Aesthetic culture is considered by the author as a basis for the development of pedagogical competence, a comparison is made features of aesthetic culture and content of the competencies included in the concept of "pedagogical competence". The author substantiates the principles of teaching of subjects of an aesthetic cycle in a pedagogical university to ensure their effectiveness in the formation of artistic and aesthetic culture of future teachers of preschool education.

Key words: aesthetic culture, aesthetic culture, professional competence of teacher competence.

Л.Ю. Кошелева, канд. пед. наук, доц. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.