вать свои природные возможности. Поэтому педагог должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений и способностей. Все это развивает важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности преподавателя высшей школы.
Стиль общения во многом зависит от профессионально-педагогической позиции учителя. Личностная позиция педагога закрепляется в его социальном статусе и социальной роли. Ценность педагогической позиции заключается в том, что она одновременно является и личностной и профессиональной и культурно-деятельностной.
Обозначая развитие как поэтапное движение от простого к сложному, от начального к более высокому уровню, как изменение, связанное с преобразованием во внутренней сфере субъекта, его структуре, мы выделили критерии. В соответствии с этими критериями можно определить уровни развития коммуникативной культуры учителя.
Ключом для всего этого является разработанная структурно-функциональная модель коммуникативной культуры, которая характеризуется целостностью, взаимосвязью компонентов. И основными критериями развития коммуникативной культуры учителя являются её целостность и структурность.
В соответствии с этими критериями были определены уровни развития коммуникативной культуры будущего учителя:
1) уровень общей коммуникативной компетенции, характеризующийся наличием теоретических знаний о структурных компонентах и функциях коммуникативной культуры учителя, принятием современных гуманистических тенденций в педагогике;
2) уровень коммуникативной грамотности, характеризующийся ориентированностью на педагогическую деятельность, наличием в коммуникативной культуре будущего учителя знания некоторых норм и правил педагогического общения;
3) уровень профессионально-педагогической коммуникативной компетентности, характеризующийся наличием в коммуникативной культуре учителя всех структурных компонентов коммуникативной культуры;
4) уровень профессионально-педагогического коммуникативного мастерства - наличие всех перечисленных выше структурных компонентов коммуникативной культуры; педагогический талант и специальные способности. Этот уровень коммуника-
Библиографический список
тивной культуры учителя - это уровень мастерства, он является вершиной педагогического творчества, овладеть которым можно только в процессе продолжительной трудовой педагогической деятельности, и достичь его невозможно при подготовке будущего учителя в вузе.
Процесс развития личности не останавливается никогда, точно так же, как стремление к идеалу не гарантирует его достижения. Потому что и сам идеал, и среда, в которой происходит развитие, изменяются с течением времени, переоценкой ценностей и психологических установок. Поэтому в условиях вуза и средствами, которые предоставляют опыт, усилия, время и материальное обеспечение обучающих, невозможно достичь определенным уровнем развития коммуникативной культуры учителя. Чтобы достичь их необходимо развиваться в процессе профессиональной деятельности в школе и решать реальные, а не смоделированные педагогические коммуникативные задачи [5, с. 17].
Развитие коммуникативной культуры вообще, а педагогической в частности - непростой, длительный и непрямолинейный процесс. Он требует не только усилий тех, кто проводит в жизнь комплекс соответствующих мероприятий, и тех, кто хочет и стремится развить эти качества у себя, но и соответствующих материальных, социальных, исторических и иных условий.
Формирование коммуникативной культуры является объективной необходимостью современной школы. Её целевая направленность связывается с воспитанием личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, воля и ответственность в принятии решений в различных жизненных ситуациях. Все это позволит гармонизировать отношения с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.
Таким образом, коммуникативная культура педагога - это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определённую позицию личности в коммуникативной деятельности. Коммуникативная культура будущего педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет её успешность.
1. Суник Т.А. Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума. Чита, 2011: 51 - 58.
2. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза. Педагогика. 2007; 4: 63 - 67.
3. Лучина Т. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков. Воспитание школьников. 2006; 2: 20 - 23.
4. Протас Е.В. Педагогический потенциал коммуникативной культуры и коммуникативного климата вуза: понятие, структура, характеристики. Право и образование. 2006; 6: 99 - 113
5. Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. Москва, 2006.
References
1. Sunik T.A. Trening kak metod aktivnogo social'no-psihologicheskogo formirovaniya kommunikativnojkompetentnosti u studentov tehnikuma. Chita, 2011: 51 - 58.
2. Auhadeeva L.A. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov pedagogicheskogo vuza. Pedagogika. 2007; 4: 63 - 67.
3. Luchina T. Organizaciya raboty po formirovaniyu kommunikativnoj kul'tury podrostkov. Vospitanie shkol'nikov. 2006; 2: 20 - 23.
4. Protas E.V. Pedagogicheskij potencial kommunikativnoj kul'tury i kommunikativnogo klimata vuza: ponyatie, struktura, harakteristiki. Pravo i obrazovanie. 2006; 6: 99 - 113
5. Vavilova L.N., Panina T.S. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 06.11.17
УДК 378.147:37.017.92
Kosheleva L.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE AS A BASIS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS. The article talks about the role of art and aesthetic culture in the development of pedagogical professionalism of future teachers, and the main directions of its formation. Aesthetic culture is considered by the author as a basis for the development of pedagogical competence, a comparison is made features of aesthetic culture and content of the competencies included in the concept of "pedagogical competence". The author substantiates the principles of teaching of subjects of an aesthetic cycle in a pedagogical university to ensure their effectiveness in the formation of artistic and aesthetic culture of future teachers of preschool education.
Key words: aesthetic culture, aesthetic culture, professional competence of teacher competence.
Л.Ю. Кошелева, канд. пед. наук, доц. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье говорится о роли художественно-эстетической культуры в становлении педагогического профессионализма будущих воспитателей ДОУ и основных направлениях её формирования. Эстетическая культура при этом рассматривается автором как основа развития педагогической компетентности, проводится сравнение функций эстетической культуры и содержания компетенций, входящих в понятие «педагогическая компетентность». Автор обосновывает принципы преподавания предметов эстетического цикла в педагогическом вузе, обеспечивающих их эффективность в формировании художественно-эстетической культуры будущих педагогов дошкольного образования.
Ключевые слова: эстетическая культура, художественно-эстетическая культура, профессиональная компетентность педагога, компетенция.
Эстетическая культура есть самое тонкое и непринужденное средство формирования подлинной человечности в человеке»
М.М. Бахтин
В современном образовании остро стоит вопрос о педагоге как эстетически развитой, творческой личности субъекта и творца, способного сделать эстетические ценности искусства способом и механизмом воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. При этом значимость воспитания искусством в настоящее время в практике образования, очевидно, недооценивается и предметы, связанные с искусством трактуются как второстепенные. Такое положение характерно не только для общего, но и для высшего образования. Нуждаются в пересмотре подходы к организации преподавания предметов художественно-эстетического цикла в подготовке будущих педагогов дошкольного образования, роль которых в организации процесса эстетического воспитания детей дошкольного возраста - наиболее сенситивного периода для развития эстетических способностей, особенно значима.
Эстетическая культура личности, формирование которой составляет цель эстетического воспитания - «интегративное понятие, представляющую собой «...закрепленный в чувствах, интеллекте и воле человека накопленный им опыт восприятия мира вне себя и своего собственного мира, взаимодействия с миром на основе пробудившегося и развитого стремления к красоте, вынуждающего его добровольно и с чувством удовлетворения взаимодействовать с миром, добиваясь совершенных, гармоничных и прекрасных результатов» [1].
Проблема эстетической культуры личности разрабатывалась в разное время такими известными исследователями как В.С. Библер, П.П. Блонский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, И.Л. Любинский, Б.М. Неменский.
Сердцевиной эстетической культуры личности, ее разновидностью, своеобразной доминантой является художественная культура, подразумевающая потребность общения с искусством, способность понимать и оценивать художественную выразительность произведений искусства.
Б.М. Неменский рассматривает художественную культуру личности как неотъемлемую часть духовной культуры и выделяет три ее составляющие компонента:
- эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное, добро и зло в искусстве и жизни;
- творческую активность личности;
- знание языка искусства [2].
По мнению Б.М. Неменского, формирование этих качеств наиболее эффективно осуществляется в приобщении к мировой художественной культуре с раннего возраста, когда закладываются психологические основы личности и этот процесс не должен прекращаться всю жизнь.
Эстетическая и художественная культура настолько тесно взаимосвязаны, что возможно использование термина художественно-эстетическая культура личности, являющегося, по сути, синонимом понятия эстетическая культура.
Характеризуя эстетически развитого человека, можно сказать, что ему присуще такое качество, как «другоориенти-рованность», другодоминанта (Г.С. Батищев, А.А. Ухтомский): «Соотносить наши жизни, наши интуитивные ощущения, наши преходящие настроения с формами выражения, убедительными для других и заставляющие нас жить новой жизнью - это одно из высших известных нам духовных наслаждений, высшая форма слияния человеческой индивидуальности с духом цивилизации»
[3]. Эстетическая развитость проявляется через уровень художественного вкуса - способности адекватной оценки художественных достоинств произведений, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством.
Выявлены функции художественно-эстетической культуры личности:
- ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;
- деятельностно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;
- информационно-познавательная, реализуемая в знаниях личности [4].
Отметим, что особую роль для выполнения педагогом своих профессиональных задач может сыграть информационно-познавательная функция эстетической культуры, активность в приобретении знаний и потребность их использования в образовательной практике, широта кругозора и постоянная работа над собой. «Понять этот мир, - пишет М.М. Бахтин, - как мир других людей, свершивших в нем свою жизнь - первое условие для эстетического подхода к нему. Только в мире других возможно эстетическое, самоценное движение» [4]. Очевидно, что учитель должен обладать определенным набором качеств, прежде всего отзывчивостью, сочувствием, доминантой на другого, неравнодушием к любому событию окружающей жизни.
Обращение к искусству как средству, способу, инструменту, механизму воспитания, развития личности обучающихся может быть важнейшим направлением в обновлении современного вузовского образования, в обогащении дидактического инструментария будущего педагога (М.В. Кларин), помощи в выработке его собственных профессиональных ориентиров и позиций. Эстетическая культура педагога представляет собой род педагогической деятельности, внутри которого происходит переформирование общей эстетической культуры в её личностную сферу, субъективное её принятие. Как результат взаимопроникновения общей и личностной культур, у педагога возникает способность рассматривать всё богатство культуры «через себя», свои ценностные ориентации, цели, стремления, жизненные установки.
Актуальным средством развития эстетической культуры является искусство как полное отражение всей картины человеческой деятельности (М.С. Каган), обладающее возможностью представления целостной картины мира, выраженной в художественных образах. Процесс эстетического развития личности состоит не в запоминании терминов и понятий эстетики, а в «присвоении» тех художественных и духовных ценностей, которые составляют содержание подлинных произведений искусства и выражают особое - эстетическое отношение к миру.
Если мы вдумаемся в суть компетентностного подхода, получившего в наше время широкое распространение как одна из теорий модернизации образования, то увидим, что его смысл в том, чтобы обучающиеся не только получали определенные знания, но и умели решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность сделать их содержанием внутреннего мира учащихся, что роднит компетенстностный подход с процессом формирования эстетической культуры личности. Однако в практике наше образование еще только готовится к тому, чтобы осуществить идею такого подхода и проходит длительный процесс осмысления, разработок, исследований. Для реализации этого процесса необходима опора на психолого-педагогическую теорию или даже комплекс теорий.
В целом ряде исследований убедительно доказано, что существует тесная связь между уровнем профессиональной квалификации педагогических кадров и их общей культурой, составной частью которой является эстетическая культура (Л.В. Бабич, Л.Е. Дементьева, Н.П. Дмитракова и др.). Понятие «профессиональная квалификация» расшифровывается как набор определенных компетенций, а «педагогическая компетентность» как системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога. Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция -совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» [5, с. 95].
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся компетенции:
- интеллектуально-педагогическая - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- информационная - объём информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
- регулятивная - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
- коммуникативная - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).
- умение эффективно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций [5].
Сравнив содержание педагогической компетентности и функций эстетической культуры личности, можно сделать вывод, что они теснейшим образом связаны и в основных чертах совпадают по своей сути и смыслу.
Очевидно, что в педагогическом вузе основой формирования художественно-эстетической культуры студентов являются дисциплины эстетического цикла, поскольку должны представлять собой выстроенную и продуманную систему. В процессе многолетней практики нами выявлено и обосновано ряд принципов преподавания таких дисциплин, как «Теория и технология развития детской изобразительной деятельности», «Практикум по изобразительной деятельности», «Дизайнерское искусство в образовательном пространстве ДОУ», а также «Развитие креативности ребёнка в полихудожественной образовательной среде». Помимо специальных задач, решаемых в ходе преподавания данных предметов, они ставят и «сверхзадачи» обучения, среди которых главная - формирование художественно-эстетической культуры личности студентов - будущих педагогов дошкольного образования. Выявленные нами принципы на-
Библиографический список
правлены на эффективное осуществление этой задачи. Данные принципы можно сформулировать следующим образом.
1. Прежде всего, преподавание художественных дисциплин в педагогическом вузе должно опираться на принципы педагогики искусства, среди которых важнейшим является принцип образности, отвечающий природе искусства и его сущности [6]. В искусстве есть все: и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки. Но «живут» они в искусстве в художественных образах, и поэтому прочувствованы, познаны, присвоены каждым ребёнком, могут быть только через художественный образ. «Искусство - это опыт личной жизни, рассказанный в образах, в ощущениях...» (А. Толстой). Этот принцип требует особого изложения лекционного материала, а также формулировки практических заданий. Примером могут практикумы по живописи: «Образы неба: небесный свет», «Цветной коврик настроения», «Дворец Солнца» и «Замок Метели», «Палитра настроения», «Пейзаж осеннего настроения» и т.п.; лекции «Художественный образ в искусстве», «Основы эстетического восприятия произведений искусства», «Художественно-образное мышление и изобразительное творчество» и др.
2. Второй принцип - интеграции искусств в изучении названных дисциплин непосредственно связан и, по сути, вытекает из первого принципа. Он предполагает эмоциональное и осознанное отношение к искусству, умение слышать, видеть и переживать различные чувства и состояния, выраженные в его произведениях. Понимание самого феномена «художественный образ» означает его восприятие в разных видах искусства не просто при иллюстрации одного вида через другой, а переживание единого образного строя, переданного различными средствами выразительности на собственном уникальном языке живописи, скульптуры, музыки или поэзии. Если темой практикума является пейзаж, то при построении занятия необходимо учитывать, содержание пейзажной живописи - то или иное настроение, чувства автора и выражение его отношения к миру, Родине. Оно может быть ассоциативно связано с определёнными музыкальными и поэтическими произведениями. Реализация данного принципа предполагает использование как на практических, так и на лекционных занятиях поэтического, музыкального и визуального ряда, тесно связанного единым образным содержанием.
3. Третий важнейший принцип - опора на практическую художественно-творческую деятельность студента, поскольку только через творческую активность могут быть усвоены понятия, которые являются ключевыми в художественном развитии личности. Помимо специально организованных практикумов, изучение теоретических разделов дисциплины может сопровождаться изобразительной деятельностью обучающихся: это зарисовки на темы разделов программы, образное решение наиболее важных понятий дисциплины или эскизы будущих работ.
Таким образом, данные принципы, с нашей точки зрения, в преподавании предметов эстетического цикла могут стать методологической основой и важнейшим фактором художественно-эстетического развития будущих педагогов дошкольного образования, следовательно, и их профессиональной компетентности.
1. Эстетическая культура. Москва, 1996. Available at: http://philosophy1.narod.ru/www/html/iphras/library/wikoni.html
2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение. 2007.
3. Available at: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/konikiv_esteticheskaja/03.aspx
4. Available at: https://studopedia.ru/8_83728_tema-.html
5. Сваталова Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов. Дошкольное воспитание. 2011; 1: 95.
6. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. Москва, 1989. References
1. 'Esteticheskaya kul'tura. Moskva, 1996. Available at: http://philosophy1.narod.ru/www/html/iphras/library/wikoni.html
2. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie. 2007.
3. Available at: http://sbiblio.com/BIBLI0/archive/konikiv_esteticheskaja/03.aspx
4. Available at: https://studopedia.ru/8_83728_tema-.html
5. Svatalova T. Instrumentarij ocenivaniya professional'noj kompetentnosti pedagogov. Doshkol'noe vospitanie. 2011; 1: 95.
6. Goryunova L.V. Govorit'yazykom samogo predmeta. Moskva, 1989.
Статья поступила в редакцию 10.11.17
УДК 378
Mamalova H.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Electronics, Chechen State University
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE POTENTIAL APPLICATIONS OF INTERNET RESOURCES IN PROFESSIONAL WORK OF A TEACHER. The paper observes the potential and the role of the use of information and communication technologies in professional activities of a teacher. The use of Internet resources at lessons address the following educational objectives: to increase the interest of studying the subject studied; formation of skills to find the necessary information in the Internet, the creation of favorable conditions for mastering studying cross-cultural skills; organization of educational process on the principle of "student-learning subject", etc. It is concluded that the use of Internet resources in the classroom improves the efficiency of the educational process, the necessary effect is reached successfully and effectively solve problems of methodological and general pedagogical nature.
Key words: Internet resources, information and communication technologies, learning process, teacher.
Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, доц. каф. физической электроники, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный
университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
В статье изучен потенциал и выявлена роль применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога. Применение Интернет-ресурсов на занятиях способствуют решению следующих образовательных задач: повышение интереса обучающихся к изучаемому предмету; формирование навыка поиска необходимой информации в сети Интернет, создание благоприятных комфортных условий для овладения обучающимися общекультурных умений и навыков; организация образовательного процесса по принципу «обучающийся - субъект обучения» и др. Сделан вывод о том, что применение Интернет-ресурсов на занятиях позволяет повысить эффективность образовательного процесса, достигается необходимый эффект, успешно и эффективно решаются задачи методического и общепедагогического характера.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, процесс обучения, педагог.
Новшества в содержании и структуре профессионального образования приводят педагогов к интенсивному применению компьютера в учебном процессе. Занятия с применением Интернет-ресурсов, представляют собой сплав современных информационных технологий с инновационными педагогическими технологиями. Также меняется собственная позиция педагога, то есть он перестает быть «источником знаний», и выступает как соавтор, организатор процесса исследования, поиска, переработки информации, организации творческих работ в проектировании деятельностного подхода к системе образования.
Что же представляет собой Интернет-ресурс?
Интернет-ресурс представляет собой информационную систему, которая предоставляет пользователям общий авторизованный индивидуализированный доступ к внешним и внутренним информационным приложениям и ресурсам организации. Если же рассматривать с точки зрения основной деятельности, то в таком случае Интернет-ресурсы выступают интегрированной системой управления распределенными информационными ресурсами. Со стороны организации процесса управления, то они представляют собой новую концепцию построения рабочих мест пользователей с общей точкой доступа ко всей информации, которая необходима для осуществления соответствующих определенных функций. С технической стороны Интернет-ресурсы - это некая информационная система, которая интегрирует разнообразные источники данных и индивидуальные функциональные системы с общей точкой входа и персонифицированными правилами представления, обработки и хранения информации.
Под образовательными Интернет-ресурсами же понимают такие Интернет-ресурсы, которые:
- предназначены на информационное обеспечение образовательного процесса вообще, деятельности образовательных организаций и органов управления образованием, то есть нормативная, статистическая, правовая, а также справочная информация;
- созданы определенно для применения в образовательном процессе, то есть это учебные материалы, научно-методические, учебно-методические, текстовые и иллюстративные комплексы, системы тестирования и т. д., на определённом конкретном уровне образовательного процесса и на определенной предметной области.
Существуют огромное множество различных классификаций видов Интернет-ресурсов по разнообразным критериям: электронная почта; облачные технологии; электронные образовательные ресурсы, к ним также относят сайты педагогов информатики; образовательные сайты; электронные библиотеки;
образовательные порталы (www.edu.ru, school.edu.ru и т. д.); электронные энциклопедии; сайты высших учебных заведений.
Применение Интернет-ресурсов на занятиях способствуют решению таких образовательных задач, как: повышение умственного потенциала обучающихся к изучаемому предмету; работа с Интернет-ресурсами, организация поиска необходимой информации в сети Интернет, которые нужны современной личности для дальнейшего обучения и развития; создание благоприятных комфортных условий для овладения обучающимися умениями и навыками; организация образовательного процесса по принципу «обучающийся - субъект обучения»; организация моделирования поисковой деятельности обучающихся.
Главенствующей целью занятия с применением Интернет-ресурсов выступает формирование и развитие личности обучающегося, также развитие таких качеств, которые нужны обучающимся в их дальнейшей учебной деятельности, потому что сегодняшние обучающиеся завтра станут специалистами, педагогами, которым необходимы умения саморазвития, самообразования, поиска нужной, необходимой информации, также организация самостоятельной учебной деятельности.
В качестве внешнего проявления способов применения Интернет-ресурсов, дидактические функции играют немаловажную роль и имеют определенное место в образовательном процессе: формирование и развитие навыков работы в самостоятельной исследовательской деятельности на базе ресурсов, которые обеспечивают такую возможность, как создание и реализация моделей; формирование знаний, развитие умений по применению образовательных ресурсов сети Интернет; формирование навыков самоконтроля на базе тестовых технологий сети Интернет; формирование и развитие коммуникативных умений и навыков в процессе использования проектов для построения интерактивного диалога; формирование и развитие навыков и умений по организации работ в группе, в коллективе; развитие навыков информационной и коммуникативной культуры.
Методика построения занятия с применением Интернет-ресурсов имеет следующую структуру.
- Педагог заранее планирует свои занятия с использованием Интернет-ресурсов. Он выбирает курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее и эффективнее всего обеспечат образовательный процесс. Таким образом, будет достигнут значительный образовательный эффект.
- Педагог предварительно ищет и находит самые оптимальные ресурсы. Он составляет список Интернет страничек, с которыми обучающимся необходимо ознакомиться, при выполнении заданий педагога. Итак, на этом этапе можно также воспользоваться помощью библиотекаря. В процессе совместного