способствуют более ответственному отношению к занятиям ИЯ, мотивирует студентов и магистров к более широкому применению ИЯ в профессиональных целях.
Литература
1. Конкина Т. Е. Использование современных информационных технологий на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/100-420-415.
2. Мельников М. В. Формирование речевой компетентности будущих инженеров в процессе обучения английскому языку с использованием психолингвистических формул. [Электронный ресурс]: Научная библиотека диссертаций и авторефератов. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-rechevoi-kompetentnosti-budushchikh-inzhenerov-v-protsesse-obucheniya-angliisko#ixzz47U3C7nV8.
3. Мусохранова М. Б. Формирование речевой компетентности будущего врача в процессе обучения иностранному. [Электронный ресурс]: Научная библиотека диссертации и авторефератов. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/for mirovanie-rechevoi-kompetentnosti-budushchego-vracha-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-#ixzz47TxNxuBl.
4. Томас А. Анджело / К. Патрисии Кросс, Методы Оценивания в классе.2-е издание. Jossey-Бас: Сан-Франциско, 1993.;Зильберман, Мел. Активное обучение: 101 стратегия обучения любому предмету. Аллин и Бэкон: Бостон, 1996.
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественно-эстетической компетенции студентов-дизайнеров
Ишмакова Л. Р.
Ишмакова Лилия Ренатовна / Ishmakova Lilia Renatovna - магистрант, отделение татарской филологии и культуры им. Г. Тукая, кафедра дизайна и национальных искусств, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого, г. Казань
Аннотация: декоративно-прикладное искусство как средство формирование художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров является важным процессом в системе высшего профессионального образования. В статье рассмотрены этапы формирования художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров, а также выявлены принципы осуществления данного процесса, средствами которого выступает декоративно-прикладное искусство. Особое внимание в работе уделяется теоретическим и методическим характеристикам художественно-эстетического образования студентов дизайнеров, которые главным образом влияют на высокий уровень художественно-эстетической компетенции студентов.
Abstract: decorative-applied art as a means of shaping the artistic and aesthetic competence of students of the designers is an essential process in the system of higher education. The article considers stages of formation of artistic and aesthetic competence of students-designers, as well as the principles identified in the implementation of this process by means of which is decorative-applied art. Special attention is paid to the theoretical and methodological characteristics of art and aesthetic education of student designers, which mainly affect the high level of artistic and aesthetic competence of students.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетические компетенции, художественно-эстетическое образование, поликультурный, полихудожественный, партисипативный подходы.
43
Keyword: decorative arts, artistic-aesthetic competence, artistic and aesthetic education, multicultural, multi-art, participatory approaches.
Формирование художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров является важным процессом в системе высшего профессионального образования. Одной из главной составляющей профессионализма студентов изобразительного искусства и дизайна на сегодняшний день является художественно-эстетическая компетентность. В системе формирования художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров достойное место занимает декоративно-прикладное искусство.
Название «декоративно-прикладное искусство» происходит от лат. decoro -украшаю. Декоративно-прикладное искусство является собирательным термином, который объединяет два различных рода искусства: декоративное и прикладное. Декоративное выступает в качестве украшательского свойства, которое направлено на художественно-эстетическое восприятие. Прикладное свойство определяет функциональную принадлежность изделия. Искусство выступает в качестве воплощение творческого процесса.
Многие отечественные и зарубежные исследователи занимались вопросом компетентностного подхода, такие как А. Г. Бермус, В. А. Болотова, И. А. Зимней, В. В. Краевской, О. Е. Лебедева, М. В. Рыжакова, О. В. Чуракова, П. Г. Щедровицкий, В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторского, А. М. Новиков, Д. Мунк, Г. Т. Росс, Ж. Делор, Б. Оскарсон и др.
Современные исследования Д. Б. Кабалевского, Т. С. Комаровой, Б. Т. Неменского, Б. Т. Лихачева, В. А. Разумного, которые считают, что в современном обществе особенно востребованным является, совершено новый образ личности специалиста, который возможно сформировать на основе художественно-эстетического развития.
Опираясь на классификацию компетенций, разработанную С. М. Коломийцем, в основу которую входит: познавательные (когнитивные) компетенции, творческие компетенции, социально-психологические компетенции и профессиональные компетенции, можно сделать вывод, что формирования художественно-эстетической компетенции, можно соотнести в профессиональную компетентность. Так как в процессе деятельности всегда происходит обмен опытом, приобретение новых знаний и умений, а так же создаются условия, при котором происходит развитие и самоусовершенствование личности [4, с. 13].
Существует несколько определений художественно-эстетической компетенции, авторами которых является Ю. А. Стюарт, Л. А. Клыкова, Л. М. Масол, и многие др. Исследователи выделяют систему формирования художественно-эстетической компетенции, которая состоит из компонентов (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический, рефлексивный, личностно-развивающий). Компоненты позволяют сознательно, творчески определять и совершать художественно-творческую и эстетико-воспитательную деятельность.
Л. А. Клыкова отмечает, что художественно-эстетическая компетенция — это система внутренних средств регуляции художественно-эстетических действий, в которую непосредственно входят художественно-эстетические знания, умения и опыт, эстетическая ориентированность, основанная на знаниях, опыте обучаемого и свободном владении художественно-эстетическими средствами [6, с. 41].
Художественно-эстетическое образование - организованный процесс формирования творчески активной личности, по освоению совокупности поликультурных, полихудожественных и партисипативных знаний, в основе которых лежат мировоззренческие установки отношения к искусству и художественному творчеству [13, с. 34].
Эффективным методом формирования художественно-эстетических компетенций является поликультурный подход, который как общенаучная основа способствует формированию эстетической культуры студента. Основной целью поликультурного
44
подхода является приобщение к мировой культуре. Данный подход обеспечивает развитие поликультурной образовательной среды, которая обретает и осваивает опыт поколений. Приобщение к культурным традициям, позволяет наполнить компетентностную среду ценностями общечеловеческой, национальной, индивидуальной культуры.
Ещё одним эффективным методом формирования художественно-эстетических компетенций можно назвать полихудожественный подход, разработанный в 1987 г. под руководством Б. П. Юсова. Поликультурный подход - это система способов, где с помощью разнообразных направлений художественной деятельности и средств различных видов искусства происходит выражение и отражение психической энергии, чувств и эмоций обучаемого в его художественном творчестве [12].
Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта позволили выявить, что полихудожественный подход включает ряд ключевых задач в формировании художественно-эстетической компетенции студентов: формирование художественных знаний, умений и навыков; формирование нравственно-эстетических компетенций; формирование творческого наследия прошлых поколений; формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей.
Третьей составляющей теоретико-методической основой развития художественно -эстетической компетенции студентов является партисипативный подход, разработанный Е. Ю. Никитиной. Партисипативный подход - это способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса побуждающего к художественно-эстетической деятельности, направленной на формирование художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров. Характерные черты партисипативного подхода: создание благоприятных условий для учебного процесса; создания рекомендаций для эффективного взаимодействия между преподавателем и студентом; условия для совместного принятия решений художественно-эстетических задач преподавателем и студентом; развитие творческого потенциала [9].
Научное обеспечение процесса формирования художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров отображено системой педагогических принципов, такие как субъектность, эмпатия, сотворчества, рефлексивного управления.
Принцип субъектности рассматривает развитие человека как субъекта деятельности, где обучаемый является целью современного образования. В образовательной деятельности важная роль отводится не только преподавателю, но и обучаемому.
Принцип эмпатии разделяется на групповую и индивидуальную. Эмпатийное поведение является мерой художественно-эстетической готовности студентов вуза, которые оцениваются с помощью таких качеств будущих специалистов как способность к импровизации, креативность, ответственность, наблюдательность, толерантность, оптимизм, рефлексия и др.
Принцип сотворчества в учебной группе. Объективное преимущество осуществления художественно-эстетического образования студентов вузов на основе принципа сотрудничества связано с увеличением возможностей для каждого обучаемого занять активную позицию в коммуникации.
Принцип рефлексивного управления находится на всех стадиях осуществления художественно-эстетического образования студентов вузов. Рефлексивное управление характеризуется осуществлением обратной связи в виде рефлексивных процессов, тем самым обеспечивает коррекцию преподавателем и обучаемым своих позиций в ходе взаимодействия [6].
Изучения теоретических и методических особенностей формирования художественно -эстетической компетенции студентов дизайнеров, позволили обозначить этапы осуществления развития художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров на занятиях по декоративно-прикладному искусству, которые состоят из мотивационно-ценностного, информационно-познавательного, личностно-развивающем [2].
На мотивационно-ценностном этапе происходит формирование мотивационно-ценностного компонента художественно-эстетической компетентности студента. Этот процесс эффективен при условиях:
- формирования у студентов интереса к произведениям народного искусства;
- раскрытия эстетических и духовных ценностей человечества;
- создание эмоциональной насыщенности, эстетической образности изложения материала;
- создание нескольких вариантов программ деятельности, которые обеспечат предпосылки сознательного выбора;
На информационно-познавательном этапе формируются теоретические знания. Кроме основных занятий, практической деятельности (умений, навыков), необходимы знания об истории, развития и становления декоративно-прикладного искусства, необходимо ознакомления студентов с выдающимися деятелями прошлого Д. Антоновичем, В. Щербаковским, Х. Вовком и др. Необходимо раскрыть понятия композиции, формы, цвета в декоративно-прикладном искусстве, с помощью которых студенты будут анализировать, оценивать, сопоставлять, произведения искусства. Особенно важным в общении с декоративно-прикладным искусством посещать выставки произведений народных ремесел, встречаться с народными мастерами. На информационно -познавательном этапе реализовывается непосредственная связь личности с обществом, происходит непосредственное усвоение его художественных норм, требований, оценок. Это в совокупности является источником для внутреннего развития личности. Благодаря проведению бесед, организации восприятия художественных произведений с изображениями декоративно-прикладного искусства происходит развитие
художественной наблюдательности, художественного видения, зрительной памяти и накопления художественных знаний.
Для эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства необходима специальная подготовка студентов, которая выражаться в умении чувствовать красоту и гармонию созданного. В ходе педагогической деятельности эстетические свойства объекта, посредством восприятия преподавателя, передаются, трансформируются в определенный вид эстетических суждений будущих учителей. Необходимо выделить три основных аспекта действий педагога способствующие эффективному развитию в формировании художественно-эстетической компетенции студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству:
а) актуализация, интеграция;
б) детальный анализ спонтанных и конвенционных (условных) ассоциаций;
в) описание характера чувственного влияния объекта на наблюдателя.
Информационно-познавательный этап происходит приобщение студентов к
самостоятельной работе, к сбору информации, где происходит выбор и систематизация видов декоративно-прикладного искусства относительно определенной темы. Накопление определенной информации, является основой для формирования ценностного отношения к окружающей действительности, развития мотивации к собственной художественно-эстетической деятельности. Метод, который способствует развитию когнитивного компонента художественно-эстетической компетентности, является интеллектуальная игра (автор Б. Мандель). Игра, при которой задействованы мышление и память. Умственные операции направлены на опознание и понимание предъявленного материала. Продуктом интеллектуальной игры в процессе изучения декоративно-прикладного искусства есть: выбор объекта (например, необходимость найти недостающие элементы орнамента); классификация объектов (например, классифицировать орнаменты); отношения (например, установить связь между орнаментами и регионами); трансформации (например, изменить эскиз орнамента из учета смены назначения изделия); импликации (например, предвидение результатов в пределах неопределенной ситуации) [7, с. 46].
Интерес к эстетической и художественной деятельности помогает соединять ценности личности и общества: личность не может усвоить все разнообразие ценностей общества, она извлекает из них в соответствии своих интересов те, что в последствие образования становятся ее личностными ценностями. На личностно-развивающем этапе формирования художественно-эстетической компетенции студента дизайнера происходит реализация связи между общечеловеческим познанием и созданием своего образа мира, своей личности. Формирование личностно-развивающего компонента художественно-эстетической компетенции студента предусматривает сотрудничество, партнерское сотрудничество преподавателя и студента, саморазвитие субъекта. Необходимо учитывать, что через изучение и понимание художественной культуры человек приобщается к духовному миру других людей, начинает понимать особенности их жизни, наблюдает и духовный мир человечества, на основе чего формируется собственная личность. Формирование личностно-развивающего компонента художественно-эстетической компетенции студента осуществляется на основе сотрудничества преподавателя и студентов, которое способствуют развития у них личностного потенциала, связанного с творческой самореализацией и достижением личностно желаемого уровня освоения мировоззренческих, моральных и эстетических ценностей [2].
Развитие собственных творческих сил и возможностей стает одним из показателей профессиональной культуры будущих специалистов, готовности к целеустремленному самоусовершенствованию в сфере художественного и педагогического творчества. Именно поэтому в процессе формирования интересующегося отношения к вопросам собственного творческого развития студентам важно, глубоко осмыслить и проанализировать целесообразность, необходимость и перспективность развития собственных творческих способностей, критически относится к мотивам и ориентациям, которые определены как непринятые [6].
В процессе внеаудиторной работы происходит социальное и профессиональное становление личности будущего учителя, формируются ее ценностные ориентации, раскрывается творческая индивидуальность как единство интеллектуальных, эмоциональных и физических сил, которая способна быстро и безболезненно адаптироваться к сложным условиям реального учебно-воспитательного процесса; умеет раскрывать, анализировать и активно использовать свои потенциальные возможности. Результат такой деятельности имеет практический характер и важное прикладное значение. Студенты не только приобретают опыт организатора, стают частью коллектива, в котором все члены взаимодействуют между собой и объединены единой целью, но и, познавая творческую деятельность как составную общей культуры, повышают уровень культуры межличностных отношений.
Путем приобщения к организации внеаудиторной работы, студенты формируют умения использовать большое количество источников информации, выделять, усваивать необходимые знания из информационного поля; самостоятельно планировать свою работу; наперед просчитывать возможные результаты; собирать, систематизировать и накапливать материал; проводить исследования; сопоставлять факты, аргументировать свою точку зрения; принимать решения; устанавливать социальные контакты; создавать «конечный продукт; презентовать созданное перед аудиторией; оценивать себя и других [2, с. 267].
Таким образом, организация образовательного процесса формирования художественно-эстетической компетенции студентов предполагает взаимосвязь принципов, идеи художественно-эстетического образования. Все перечисленные принципы художественно-эстетического и высшего образования представляют целостную систему, взаимосвязь которых позволяет обеспечить эффективную организацию процесса формирования художественно-эстетической компетенции студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Реализация предложенных этапов формирования художественно-эстетической компетентности студентов возможна при условии разнообразия методов обучения,
47
которые отклоняют стереотипность в восприятии и осмыслении как произведений декоративно-прикладного искусства, так и художественно-творческой деятельности студентов и путей ее самосовершенствования.
В то же время можно констатировать тот факт, что изучение интенсивности формирования художественно-эстетической компетенции на занятиях по декоративно-прикладному искусству студентов дизайнеров требуют более углубленного и серьезного изучения. Дальнейший поиск организационно-педагогических условий формирования исследуемой проблемы; разработка информационного, содержательно-методического обеспечения формирования художественно-эстетической компетенции на занятиях по декоративно-прикладному искусству; уточнение критериев и показателей формирования художественно-эстетической компетенции и разработка достоверных и доступных методик определения уровня сформированности художественно-эстетической компетенции студентов.
Литература
1. Афанасьева О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение: монография / О. Ю. Афанасьева. М.: Изд-во МГОУ, 2007. 324 с.
2. Гильман Р. А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2001. 378 c.
3. Зязюн И. А. Философия педагогики: Монография / Иван Андреевич Зязюн. К.; Черкаси: Вид вид. ЧНУ им. Б. Хмельницького, 2008. 608 с.
4. Коломиец С. М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей [Текст]: монография / С. М. Коломиец.М.:Изд-во «Перо», 2010. 181 с.
5. Клыкова Л. А. Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей [Текст]: дисс. ... канд.пед.наук: 13.00.08. / Клыкова Людмила Алексеевна. Челябинск, 2009. 212 с.
6. Мандель Б. Р. Интеллектуальная игра: на перекрестке научных дисциплин / Б. Р. Мандель // Педагогика, 2006. № 7. С. 44-48.
7. Никитина Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография /Е.Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. М.: МАНПО, 2006. 154 с.
8. Никитина Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовке будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е. Ю. Никитина. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 101 с.
9. Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации: коллект. моногр. / под ред. Е. Ю. Никитиной. М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 380 с.
10. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. М.: Издательская группа «Прогресс». «Универс», 1994. 480 с.
11. Юсов Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы междунар. науч.-прак. конф., г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г. / Под ред. Л. П. Казанцева; сост. П. С. Волкова. Астрахань, 1997. 215 c.
12. Banks J. Multicultural education: Characteristics and goals. In J. Banks & C. Banks (Eds.) // Multicultural education: Issues and perspectives. - Boston: Allyn and Bacon. 1989. 34 с.