УДК 377.502:37.016
х
<
m О
го
из О
3 о О ш ИГ О о. С ш 3 X X
о
S
X
<
оа О X X
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Ацдатпа
Сэндж-колданбалы енер гасырлардан 6epi отш, б1здщ кундер1м1зде дамып, жаца форма-ларды игеруде. Дизайн студенттершщ бул енер Typi кэшби oiлi M беру жуйес1нде коркемдж-э-стетикалык кузыретттки калыптастыру кура-лы peTi нде мацызды процесс болып табылады. Макала дизайнерлердщ коркемдж-эстетикалык кузыреттшпш кал ы птастыруд ы н кезендерш, сондай-ак, сэндж-колданбалы онердщ осы YPflicTi жузеге асыру принпиптерш сипаттайды. изайнерлердщ шыгармашылык жэне эстетика-лык тэрбиесшщ теориялык жэне эдюнамалык ерекшелжтерше ерекше назар аударылады, олар студенттердщ коркемдж-эстетикалык кузырет-тшЫнщ жогары децгейше эсер етедт
Аннотация
В статье рассмотрены этапы формирования художественно-эстетической компетенции студентов-дизайнеров, выявлены принципы осуществления данного процесса через декоративно-прикладное искусство. Особое внимание в работе уделяется теоретическим и методическим характеристикам художественно-эстетического образования студентов-дизайнеров, которые главным образом влияют на высокий уровень художественно-эстетической компетенции студентов.
Annotation
In the article stages of students-designers' formation of art and aesthetic competence are considered, principles of this process through arts and crafts are revealed. Special attention is paid to theoretical and methodical characteristics of students-designers' art and aesthetic education which mainly influence a high level of art and aesthetic competence of students.
Н.А.Волкова,
магистр педагогики и психологии, преподаватель специальных дисциплин, Костанайский строительный колледж
He2Í32i создер: онер жэне цол-онер, коркемдж жэне эстетика-лыц цузыреттшк, коркем жэне эстетикалыц тэрбие, полимэде-ниет, полиграфия, тэстдер.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетические компетенгрш, художественно-эстетическое образование, поликуя ьтурн ы й, пол ихуд ож ест венный, подходы.
Keywords: decorative arts, artistic-aesthetic competences, artistic and aesthetic education, multicultural, multi-art, approaches.
В системе профессионального образования формирование художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров является важным процессом. Одной из главной составляющей профессионализма студентов изобразительного искусства и дизайна на сегодняшний день является художественно-эстетическая компетентно сть.
Декоративно-прикладное искусство сейчас играет важную роль в системе формирования художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров. Декоративно-прикладное искусство состоит из двух терминов, который объединяет два различных рода искусства: декоративное и прикладное. Декоративное искусство выступает в качестве украшательского свойства, которое направлено на художественно-эстетическое восприятие [1, с.112-114]. Прикладное свойство определяет функциональную принадлежность изделия. Искусство выступает в качестве воплощения творческого процесса. Познавая декоративно-прикладное искусство, студенты способны самореализовываться в различных областях, поскольку сфера декоративно-прикладного искусства безгранична, ее можно развивать в любом направлении. На занятиях по специальным дисциплинам студенты-дизайнеры создают авторские вещи: светильники, объёмные скульптуры с росписью, занимаются дизайном рекламной продукции:упаковки, календари, брендбуки, коллажи, лепные объёмные картины из штукатурки и многое другое. Осуществляя творческий поиск, студенты расширяют границы мышления, ищут себя в новых направлениях, популярных в современном обществе.
Многие отечественные и зарубежные исследователи занимались вопросом компетентностного подхода, они считают, что в современном обществе более
востребованным является новый образ личности специалиста, который возможно сформировать на основе художественно-эстетического развития [2, с.228 - 231]. Опираясь на классификацию компетенций, разработанную С. М. Коломийцем, в основу которой входят познавательные (когнитивные) компетенции, творческие компетенции, социально-психологические компетенции и профессиональные компетенции, можно сделать вывод, что формирование художественно-эстетической компетенции можно отнести в профессиональную компетентность [3, с.211-212].
В процессе деятельности всегда происходит обмен опытом, приобретение новых знаний и умений, а также создаются условия, при которых происходит развитие и самоусовершенствование личности. Творчески активную личность возможно воспитать посредством художественно-эстетического образования в совокупности поликультурных, полихудожественных знаний, в основе которых лежат мировоззренческие установки отношения к искусству и художественному творчеству [4, с.91]. Как эффективный метод можно рассмотреть и поликультурный подход, его общенаучная основа способствует ^ формированию эстетической культуры х студента. Главной задачей поликультур- ^ ного подхода является приобщение к ми- < ровой культуре, изучение ее ценностей. 5 Данный подход направлен на развитие ^ поликультурной образовательной среды, ч которая обретает и осваивает опыт поко- 5 лений. Изучая культурные традиции, про- Е исходит наполнение компетентностнои 3
среды ценностями общечеловеческой, на- г
о
циональнои, индивидуальной культуры.
Изучая научную литературу, обобщая <
педагогический опыт возможно выявить о
направленность полихудожественного 5 подхода и его задачи в формировании ху-
х
<
т О
го
из О
3 о О ш ИГ О о. С ш 3 X X
о х
X
<
оа О X X
дожественно-эстетическои компетенции студентов: формирование художественных знаний, умений и навыков; формирование нравственно-эстетических компетенций; формирование творческого наследия прошлых поколений; формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей.
Объективное преимущество осуществления художественно-эстетического образования студентов на основе принципа сотрудничества связано с увеличением возможностей для каждого обучаемого занять активную позицию в коммуникации. Принцип рефлексивного управления находится на всех стадиях осуществления художественно-эстетического образования студентов. Рефлексивное управление характеризуется осуществлением обратной связи в виде рефлексивных процессов, тем самым обеспечивает коррекцию преподавателем и обучаемым своих позиций в ходе взаимодействия [5,с. 11].
Изучение теоретических и методических особенностей формирования художественно - эстетической компетенции студентов - дизайнеров позволило обозначить этапы осуществления развития художественно-эстетической компетенции студентов - дизайнеров на занятиях по декоративно-прикладному искусству: мотивационно-ценностное, информационно-познавательное, личностно-развиваю-щее.
На мотивационно-ценностном этапе происходит формирование мотивационно - ценностного компонента художественно-эстетической компетентности студента. Этот процесс эффективен при следующих условиях:
• формирование у студентов интереса к произведениям народного искусства;
• раскрытие эстетических и духовных ценностей человечества;
• создание эмоциональной насыщенно-
сти, эстетической образности изложения материала;
• создание нескольких вариантов программ деятельности, которые обеспечат предпосылки сознательного выбора.
На информационно-познавательном этапе формируются теоретические знания. Необходимо раскрыть понятия композиции, формы, цвета в декоративно-прикладном искусстве, чтобы студенты могли анализировать, оценивать, сопоставлять произведения искусства. Особенно важным в общении с декоративно-прикладным искусством я считаю посещение выставок произведений народных ремесел, встречи с народными мастерами. Работая со студентами по специальности «дизайн», организовываю регулярное посещение открытий выставок костанайских художников и «прикладников», а также встречи с интересными творческими людьми. Их путь вдохновляет наших студентов работать в творческих направлениях, искать себя в разных техниках и жанрах.
На информационно-познавательном этапе реализовывается непосредственная связь личности с обществом, происходит непосредственное усвоение его художественных норм, требований, оценок. Это в совокупности является источником для внутреннего развития личности. Благодаря проведению бесед, организации восприятия художественных произведений с изображениями декоративно-прикладного искусства происходит развитие художественной наблюдательности, художественного видения, зрительной памяти и накопления художественных знаний [6,с. 119]. Для эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства необходима специальная подготовка студентов в умении чувствовать красоту и гармонию созданного. В ходе педагогической деятельности эстетические свойства объекта посредством восприятия препода-
вателя передаются, трансформируются в определенный вид эстетических суждений будущих учителей.
Необходимо выделить три основных аспекта действий педагога, способствующих эффективному развитию в формировании художественно-эстетической компетенции студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству:
а)актуализация,
б)детальный анализ спонтанных ассоциаций,
в)описание характера чувственного влияния объекта на наблюдателя.
На информационно-познавательном этапе происходит приобщение студентов к самостоятельной работе, к сбору информации, выбору и систематизации видов декоративно-прикладного искусства по определенной теме.Накопление информации является основой для формирования ценностного отношения к окружающей действительности, развития мотивации к собственной художественно-эстетической деятельности.
Метод, который способствует развитию когнитивного компонента художественно-эстетической компетентности, - это и интеллектуальная игра [7,с.11]. Игра, при которой задействованы мышление и память. Умственные операции направлены на опознание и понимание предъявленного материала. Продуктом интеллектуальной игры в процессе изучения декоративно-прикладного искусства может быть: выбор объекта (например, необходимость найти недостающие элементы орнамента); классификация объектов (например, классифицировать орнаменты); отношения (например, установить связь между орнаментами и регионами); трансформации (например, изменить эскиз орнамента из-за смены назначения изделия).
Дальнейший поиск организационно-педагогических условий формирования ис-
следуемой проблемы, разработка информационного, содержательно-методического обеспечения формирования художественно-эстетической компетенции на занятиях по декоративно-прикладному искусству, уточнение критериев и показателей формирования художественно-эстетической компетенции и разработка достоверных и доступных методик определения уровня сформированной художественно-эстетической компетенции студентов - всё это послужит дальнейшему развитию художественно-эстетической компетенции студентов-дизайнеров.
ЛИТЕРАТУРА
1.Клыкова JI.A. Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей. [Текст] / K.JI. Алексеевна. Челябинск, 2009. 212 с.
2.Афанасьева О.Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение. [Текст] / О. Ю. Афанасьева. М.: Изд-во МГОУ, 2007. 324 с.
3.Гильман P.A. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования. [Текст] / P.A. Гильман. Магнитогорск, 2001. 378 с.
4.Коломиец С.М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей [Текст]. / С. М. Коломиец. М.: Изд-во «Перо», 2010. 181 с.
5.Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: на перекрестке научных дисциплин [Текст]. / Б. Р. Мандель. Педагогика, 2006, 23с.
6.Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография [Текст]. /Е.Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. М.: МАНПО, 2006. 154 с.
7.Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. [Текст] / Н.В. Воронов-Тюмень: 2003,- 19с.
ос S
X
<
£И
О
о
£ из О
35 U
и ш X
о
а. С ш -а X X
О
X.
zS
<
ш О х
X X