Научная статья на тему 'Роль архитектуры в совершенствовании учебно-воспитательного процесса профессионально-эстетической подготовки бакалавра'

Роль архитектуры в совершенствовании учебно-воспитательного процесса профессионально-эстетической подготовки бакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ / ЭСТЕТИЧЕСКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поселягина Лариса Вячеславовна

В статье обоснованы условия применения искусства в профессиональной подготовке студентов в условиях полихудожественного подхода. Аргументированы методы создания социально-культурного пространства в учебно-воспитательном процессе на основе интеграции различных видов искусства, что позволяет развивать эстетическую компетентность студентов. Определены понятия «эстетическая компетентность», «эстетические компетенции личности», «эстетикоразвивающее образовательное пространство». Выявлены механизмы формирования профессионально и личностно значимых компетенций студентов средствами искусства. На примере архитектуры определены основные компоненты системы эстетического образования в условиях профессиональной подготовки: постановка цели эстетико-профес-сионального развития студентов, выбор эстетически значимого содержания, методов, форм, средств; системная диагностика уровней; коррекция. Представлена динамика развития уровней эстетической культуры студентов в условиях профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль архитектуры в совершенствовании учебно-воспитательного процесса профессионально-эстетической подготовки бакалавра»

УДК 378.22

Поселягина Лариса Вячеславовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская гуманитарная академия», Livnevy@mail.ru, Омск

роль архитектуры в совершенствовании учебно-воспитательного процесса профессионально-эстетической подготовки бакалавра

Аннотация. В статье обоснованы условия применения искусства в профессиональной подготовке студентов в условиях полихудожественного подхода. Аргументированы методы создания социально-культурного пространства в учебно-воспитательном процессе на основе интеграции различных видов искусства, что позволяет развивать эстетическую компетентность студентов. Определены понятия «эстетическая компетентность», «эстетические компетенции личности», «эстетикоразвивающее образовательное пространство». Выявлены механизмы формирования профессионально и личностно значимых компетенций студентов средствами искусства. На примере архитектуры определены основные компоненты системы эстетического образования в условиях профессиональной подготовки: постановка цели эстетико-профес-сионального развития студентов, выбор эстетически значимого содержания, методов, форм, средств; системная диагностика уровней; коррекция. Представлена динамика развития уровней эстетической культуры студентов в условиях профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессионально-эстетическая подготовка студентов; интеграция искусств; эстетически выразительные средства архитектуры

Poselyagina Larisa Vyacheslavovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Pedagogy at the Omsk humanitarian academy, Livnevy@mail.ru, Omsk

role of architecture at educational process of aesthetic training of students

Abstract. The paper substantiates the conditions for the application of art in the training of students in polyart approach. Substantiated methods of creating social and cultural space in the educational process through the integration of different kinds of art that allows us to develop an aesthetic competence of students. The concepts of «aesthetic competence», «aesthetic competence of the person», «aesthetic develop educational space». The mechanisms of formation of professionally and personally important skills of students through art. On an example of architecture identifies the main components of the system of aesthetic education in vocational training.

Keywords: aesthetic training of students; integration of the arts; aesthetically expressive means of architecture

В соответствии с Национальной доктриной образования РФ, стратегией модернизации особую значимость приобретают задачи нравственного и художественно-эстетического воспитания молодежи в условиях современного социально-культурного пространства. Понятие «социально-культурное пространство» создается с целью развития культуры личности всех субъектов образования. В настоящее время среди приоритетных направлений воспитания отмечаются:

приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии, развитие профессиональной культуры.

Развитие профессиональной культуры студентов осуществляется в системе профессиональной подготовки. Профессиональную подготовку мы понимаем как систему обучения и воспитания с целью профессионального становления и разви-

тия личности в соответствии с объективными потребностями общества. «Формирование современного специалиста неотъемлемо связано со становлением его как гуманистически ориентированной, всесторонне развитой личности, а также его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе высшего образования» [4, с. 109].

Цель статьи - раскрытие воспитательного потенциала архитектуры, выявление средств профессионально-эстетической подготовки бакалавра.

Учебно-воспитательный процесс в современном вузе предполагает осмысленный подход студента к собственному профессиональному развитию. Практически каждый студент понимает, что от качества его профессиональной подготовки во многом зависит конкурентоспособность на рынке труда. Развитие эстетической составляющей в профессиональной подготовке бакалавра осуществляется в условиях целостной системы эстетического воспитания, основанной на принципах гармонии, простоты и красоты. Умение видеть красоту труда, будущей профессии, взаимоотношений с людьми, природой, искусством - все это должно являться одной из целей обучения студентов.

В вузе происходит формирование эстетических компетенций личности в условиях эстетического пространства.

В результате студентам «необходимо овладеть целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии» [7, с. 41].

Мы понимаем эстетическое пространство как пространство, в котором существует множество эстетических отношений и связей, осуществляется специальная деятельность различных участников образовательного процесса по развитию и саморазвитию эстетической культуры личности.

Эстетическая компетентность - это составная часть эстетической культуры, способность личности распознавать эстетическое в действительности и искусстве; потребность действовать по законам простоты, гармонии и красоты; способность к творческой деятельности; стремление к саморазвитию эстетической культуры. Профессиональная компетентность связана с проектированием и реализацией каче-

ственных изменений своей личности как носителя компетентности в области проведения научной деятельности, преодолением барьеров (психологических, информационных, физических и др.) и соотнесением полученных результатов с тенденциями развития современной науки и техники [5, с. 137].

Эстетическую компетенцию мы рассматриваем как комплекс эстетических качеств будущего бакалавра, способствующих развитию эстетической культуры личности, совершенствующих его профессиональную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает принципиальное обновление образовательного процесса. Ученые отмечают, что существенной стороной высшего профессионального образования, «нацеленного на формирование профессиональной компетентности как результата образования, является формирование стратегий непрерывного профессионального образования, рассматриваемого в контексте всей профессиональной жизни» [2, с. 90]. Учебно-воспитательный процесс становится личностно обращенным, что подразумевает инновационные средства организации образовательной деятельности обучающихся. «Совокупность научно обоснованных представлений об оценке качества обучения как существенном компоненте системы образования опирается на методы системного анализа и современные информационные технологии, использование которых способствует совершенствованию известных методик и процедур оценки знаний» [3, с. 83]. Преподаватель и студенты становятся равноправными участниками в организации и проведении учебной деятельности.

Применение произведений искусства в учебно-воспитательном процессе осуществляется нами на основе полихудожественного подхода. Основой профессионально-эстетического образования является общение с носителями культуры. Развитие студентов происходит через живое звучание звуков, живые краски, гармонию организации пространства, движения, речь. Главным в интеграции искусств является понятие «художественный образ». Так как все виды искусства имеют единую природу, полихудожественный подход позволяет осу-

ществлять развитие эстетической культуры личности в условиях аудиторных занятий. Создание художественного образа предусматривает, что студенты овладевают компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной подготовки.

Все виды искусства имеют выразительные средства. Искусство - это форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения. Культуру мы понимаем как духовное, проявляющееся во всех продуктах деятельности человека, форму организации духовного. Выделяют такие виды искусства как: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение. В связи с тем, что появляются новые типы общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, появляются и новые виды искусства: граффити, компьютерный дизайн, искусство оформления веб-сайтов и т.д. Учет преподавателем выразительных средств каждого вида искусства в системе эстетического воспитания студентов позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим выразительные средства архитектуры.

Архитектуру сравнивают с застывшей музыкой, каменной летописью человеческой культуры, а градостроительство - с архитектурной симфонией. В архитектуре отражается история народов, их мысли, надежды, чувства.

Архитектура - формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. В архитектуре сочетаются утилитарные, технико-экономические и художественные стороны в их гармонии и единстве.

Студенты обращают внимание на то, что к основным типам архитектурных сооружений относят жилые здания, административные и общественные здания (театры, музеи, школы, стадионы, больницы), различные культовые здания, фортификационные, промышленные и транспортные постройки.

Архитектура включает также ряд инженерно-технических сооружений, в которых достигнуто художественное осмысление строительных конструкций (акведуки, мосты, телевизионные башни, плотины и т. д.).

Важно, чтобы студенты получили знания о разных архитектурных стилях древнеегипетской и древнегреческой архитектуры, архитектуры средних веков (византийский стиль (VI в.), романский (Х-Х1 в.в.), готический (ХП-Х^ в.в.); о древнерусской архитектуре Московского Кремля (XIV-XV в.в.), о позднейших этапах развития русского зодчества - стиля барокко и русском классицизме; об эклектике и модерне; об основных этапах развития советской и современной архитектуры родного города.

Средствами эстетико-художественной выразительности в архитектурной композиции считают масштаб, пропорции и ритм. Под архитектурным масштабом понимают степень расчлененности композиции, крупности ее форм по отношению ко всему зданию. Под пропорциями понимают определенную систему отношений частей и форм архитектурного сооружения между собой и целым. Эта система отношений создает соразмерность, гармоническую согласованность частей и форм сооружения.

Ритм - свойство, органически присущее многим явлениям природы и жизни человека. Повторение и чередование соразмерных элементов мира - важное средство художественной выразительности. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ощущение ритма создается чередованием элементов в пространстве. Это ритм статичный, где время заменено протяженностью, последовательность во времени заменена последовательностью в пространстве. Для архитектуры ритм - средство выражения динамики процессов, организованных с ее помощью, и средство выражения динамических усилий в конструкциях. Другой особенностью становится декоративное оформление построек, их цветовое решение.

В качестве примера рассмотрим занятие «Меценаты-купцы и их роль в организации создания памятников архитектуры русского модерна конца XIX и начала XX века» по дисциплине «Благотворительность и меценатство в России» (НОУ ВПО «Омская

гуманитарная академия», г. Омск).

В начале лекции студенты знакомятся с понятием «меценат». Обучающиеся обращают внимание на то, что в наше время меценатом считается человек, который для развития искусства отдает свои деньги. Далее отмечают разницу между понятиями «спонсор» и «меценат». Для спонсора вложение средств в искусство - это бизнес. Спонсор рассчитывает на рекламу и прибыль. Меценаты осуществляют пожертвования в фонд искусства бескорыстно. В целом меценатская деятельность по праву считается одним из важнейших социальных институтов общества. Далее студенты знакомятся с историей развития меценатства в России. Особое внимание уделяется периоду конца XIX и начала XX века, когда общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным. Картинные галереи, выставки, школы, больницы, музеи - это сферы деятельности русских меценатов. Затем студенты вспоминают фамилии меценатов: Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы, Бахрушины, Прохоровы, Боткины и многие другие.

Эти люди оставили о себе память не только в виде благотворительности, но и во многих архитектурных сооружениях, построенных на их средства. Памятники архитектуры, связанные с именами известных благотворителей конца XIX - начала XX века имеют свою историю. К сожалению, многие из них были утрачены, многие испытали существенные изменения. Далее внимание студентов обращается на то, что среди памятников архитектуры данного периода часто встречаются относящиеся к стилю модерн. Следует обратить внимание обучающихся на то, что стиль в архитектуре понятие достаточно условное, применяется с целью осмысления истории архитектуры. Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы). Стиль модерн отразил восприятие ведущих художников, писателей, музыкантов, архитекторов, скульпторов и других деятелей искусства переломной эпохи как пе-

риода величайших социальных потрясений, времени кардинальных перемен в человеческих судьбах, внутреннее мироощущение каждого, живущего в это время. В период конца XIX начала XX века меняется мир, отношение человека к миру, искусство. С позиций современности мы можем выделить во всем многообразии концепций, художественных направлений главные тенденции стиля модерн. Основой стиля модерн становится новое сочетание форм и объемов между собой или сама форма. Новый стиль провозглашает целенаправленное высвобождение архитектуры от веками сложившихся норм архитектурного языка различных стилей и направлений.

Какие же архитектурные памятники конца XIX - начала XX в. связаны с именами известных благотворителей?

Далее с компьютерной поддержкой студенты знакомятся с памятником архитектуры, созданным по заказу С. Т. Морозова (1862-1905). Особняк был создан не менее знаменитым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем (1859-1926). Это особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве (ул. А. Толстого, 17), построенный в 1893 г.

Студенты отмечают, что здесь уже присутствует ведущий композиционный прием в сооружениях модерна (характерный для работ Ф. О. Шехтеля): «круговая анфилада», развивающаяся «по спирали» вокруг холла или парадной лестницы. Следует отметить, что особняк создан на переломе двух стилевых эпох - эклектики и модерна, и поэтому отражает многие черты переходного этапа. Объемно-пространственное решение еще во многом тяготеет к планировочным схемам эклектики, когда композиционная ось парадных помещений пронзала насквозь сложный объём дома, как бы деля его пополам.

Декоративное искусство оказывается неотделимым от архитектуры. Постепенное «размывание» четкой границы между архитектурой и скульптурой, между функцией и украшением, реальной действительностью и фантазией уже во многом связано с эстетикой модерна. Романтические персонажи интерьера придают особый театрализованный характер. Архитектор смело трансформирует композиционные и декоративные приемы «готики».

Перила парадной лестницы перевиты

змеями и драконами. В глубине аванзала виднеется витраж - окно, обращенное в сад. «Готическое» прозрачное окно открывает взгляду таинственный мир природы, что особенно романтично воспринимается изнутри волшебного «замка». Остальные оконные проемы парадных помещений заполнены цветными витражами. В результате архитектору удалось создать в интерьере вестибюля, холла и лестницы свой мир, отгороженный от реальности стенами особняка. Парадные интерьеры особняка З.Т. Морозовой населены ирреальными персонажами - драконами, грифонами, химерами. Создается впечатление, что эти декоративные элементы архитектуры - одушевленные персонажи.

У входа на парадную лестницу расположена скульптура М. Врубеля «Роберт и монахини», неотделимая от «готического» рисунка деревянных перил и потолка. Композиция очень динамична. В светлом стилизованном витраже Врубеля с фигурой конного рыцаря звучит «рыцарская тема», которая продолжена в гобелене на лестнице с изображением средневековой охоты.

По-разному вписаны в архитектуру особняка декоративные панно М. Врубеля и К. Богаевского. Панно Врубеля «Утро», «Полдень», «Вечер» образуют «одно» и совершенно сливаются со стенами комнаты, будучи строго архитектоничными. Декоративность цвета и плоскостность не только не разрушают стену, но и придают ей особую чисто художественную «материальность». Панно К. Богаевского целиком затягивают стены другой гостиной особняка. На панно - экзотические пейзажи с фантастическими растениями. Зрительно пространство сравнительно небольшой комнаты делается безграничным. Грани стен, очертания гостиной как бы размыты [1, с. 150-163].

Студенты анализируют памятник архитектуры с точки зрения его эстетической выразительности. Виртуальная экскурсия позволяет студентам увидеть здание в целом в разных ракурсах, интерьеры комнат, рассмотреть отдельные детали, получить удовольствие от восприятия произведения искусства.

Далее студенты обращают внимание на особняк другого известного купца и мецената Степана Павловича Рябушинско-

го (1871-1924) на Малой Никитской дом № 6/2 (бывшая улица Качалова), выстроенный в 1900 г. Ф. О. Шехтелем. Дом стал украшением Москвы, отличался от общей застройки изысканностью архитектурных форм, оригинальностью в оформлении фасадов, асимметричностью построения плана.

Дом Рябушинского - это особый модерн. Такой модерн очень тесно связан с природой. Стилизация форм природы сближает его с народным искусством. Характерным для модерна в архитектурной композиции является то, что каждый фасад имеет свой оригинальный вид. Основным формообразующим элементом архитектуры является тягучая, длящаяся линия, переходящая в прихотливые изгибы. Это придает стилю живописность и декоративность.

Дом сооружен в глубине двора на угловом открытом участке, что предоставляет возможности более широкого обозрения. Декоративные элементы в оформлении фасадов с разных сторон дома имеют свой неповторимый образ, размещены на плоском камне произвольно.

В архитектуре крылец модерн проявляется в очертаниях арок причудливой, как бы стекающей формы. Создана система взаимопроникающих плоскостей, за счет чего создается впечатление перерастания одной формы из другой.

Мотивы модерна повторяются в декоративном убранстве особняка: в стилизованных узорах уличной ограды и балконных решеток, в рисунках мозаик. Украшения окон напоминают сплетения ветвей деревьев. Особенно сильно модерн звучит в оформлении интерьеров внутренних комнат: стен, форме светильников, стилизации мебели, рисунке ковров, штор, изображениях на керамике.

Произведение искусства в стиле модерн представляет лестница. Она исполнена в светлом мраморе с массивными перилами, которые представлены в виде опадающей волны, вздыбившейся в конце своего падения. На гребне - светильник в виде медузы. Из глубины медузы исходит загадочный свет. В настоящее время в здании особняка располагается Музей-квартира А. М. Горького [6, с.164-166].

Далее внимание студентов обращается на то, что памятники архитектуры стиля

модерн в конце XIX - начале XX в. создавались в разных городах России. В нашем городе в качестве примера можно привести памятники архитектуры «Особняк в Омске (ул. Гусарова)» 1900-е г.г., «Особняк в Омске» (ул. Лермонтова, 90)» 1900-е г.г.

Таким образом, реализация эстетической составляющей в профессиональной подготовке будущего бакалавра позволяет применять произведения искусства с учетом направления подготовки; делает процесс обучения личностно значимым и привлекательным; оптимизирует учебно-воспитательный процесс - в результате повышается качество обучения. Одной из целей обучения становится развитие эстетической компетенции, а также развитие профессиональных компетенций с учетом эстетического компонента, что способствует совершенствованию процесса оценки качества профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом. - М., Галарт, АСТ-ЛТД, 1998. - 360 с.

2. Лукоянова Н. А. Технология математической подготовки будущих экономистов в условиях вуза: опыт реализации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - № 3. - С. 90-95.

3. Лучко О. Н., Маренко В. А., Лучко Л. Г. Изучение качества обучения в вузе с применением

методов системного анализа // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - № 3. -С. 83-90.

4. Малахова О. Ю. Гуманистический вектор подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях современного социального заказа // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 2. - С. 109-112.

5. Чечулина Н. А., Лихачев А. С. Компетентность студента при разработке гранта, научно-исследовательской и научно-практической работы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2014. - № 15. - С. 131- 137.

6. Шестаковская Л. Д. Жемчужины московской архитектуры. - М.: Крафт+, 2012. - 208 с.

7. Шишарина Н. В. Инновации в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 40-44.

8. Astrid Ensslin and Will Slocombe Training humanities doctoral students in collaborative and gitita multimedia // Art and Humanities in Higher Education. -2012. - 22 December [Электронный ресурс]. Дата обновления: 26.11.2012. - URL: http:// ahh.sagepub.com/ (дата обращения: 26.11.2012).

9. Grath Mc. Simon Vocational Education and Training for Development: A Policy in Need of a Theory? // International Journal of Educational Development. -v32. - n5. -Sep 2012. -p. 623-631 [Электронный ресурс]. - Дата обновления: 12.09.2012. - URL: www.eric.ed.gov/ ERICWebPortal/detail?accno. (дата обращения 12.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.