Научная статья на тему 'Формирование компетенций бакалавров при овладении основами композиции в декоративно-прикладном искусстве'

Формирование компетенций бакалавров при овладении основами композиции в декоративно-прикладном искусстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПОЗИЦИЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / FORMATION OF COMPETENCES / COMPOSITION / DECORATIVE AND APPLIED ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемных Галина Валерьевна

В статье рассматриваются этапы формирования компетенций как путь в обучении бакалавров композиции в декоративноприкладном искусстве. Показывается необходимость обучения созданию композиции, теории и практике искусства, умению выразить художественный замысел графически и все это в согласовании, при поиске выразительности в искусстве. Раскрывается значение композиции, в силу ее воздействующего влияния, как части художественной педагогики, дополнительного художественного образования, этнопедагогики, народного искусства, музейного дела. Доказывается, что знание о композиции необходимо для того, чтобы изучать типичные черты вида искусства, самой декоративности как свойства обобщенности и выразительности; для сохранения и развития выработанных веками традиций, канонов и архетипов; для осуществления художественного проектирования, создания отдельных декоративных изделий, пронизанных традицией как ключевой основой в выработке типа изделия; для формирования у будущих художников эстетических оценок. Автор полагает, что компетентностное понимание композиции дает студентам знание об общих основах художественного освоения материально-предметного мира на протяжении всей истории цивилизаций, способствует развитию мышления в области разнообразных композиционных основ, а также способствует проявлению и сохранению индивидуальности в творчестве художника декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COMPETENCES OF BACHELORS WHILE MASTERING THE BASICS OF COMPOSITION IN DECORATIVE AND APPLIED ARTS

The article analyses milestones of competencies development as a way of teaching the bachelors compositions in decorative and applied arts. The article presents the need of consistent teaching to create composition, theory and practice of art, ability to express artistic concept graphically while searching expressiveness in art. Value of composition, owing to its influence as parts of art pedagogics, additional art education, ethno-pedagogics, folk art, museum studies is revealed. It is proved that the knowledge of composition is necessary to study typical features of art form, the decorative effect as type of generality and expressiveness; for saving and development of the traditions, canons and archetypes which have been worked out for centuries; for implementation of art design, creation of the separate decorative products penetrated by tradition as a key basis in framing the type of the product; for formation in future artists of esthetic values. The author believes that the competence-based understanding of composition gives the student knowledge of the general bases of art mastering of the material and object world throughout all history of civilizations, promotes development of thinking in the field of various composition bases, and also promotes manifestation and preservation of identity in works of the artist of decorative arts.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций бакалавров при овладении основами композиции в декоративно-прикладном искусстве»

УДК 372.8 ББК 74.489+85.12

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ОСНОВАМИ КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

I Г.В. Черемных

212

Аннотация. В статье рассматриваются этапы формирования компетенций как путь в обучении бакалавров композиции в декоративно-прикладном искусстве. Показывается необходимость обучения созданию композиции, теории и практике искусства, умению выразить художественный замысел графически - и все это в согласовании, при поиске выразительности в искусстве. Раскрывается значение композиции, в силу ее воздействующего влияния, как части художественной педагогики, дополнительного художественного образования, этнопеда-гогики, народного искусства, музейного дела. Доказывается, что знание о композиции необходимо для того, чтобы изучать типичные черты вида искусства, самой декоративности как свойства обобщенности и выразительности; для сохранения и развития выработанных веками традиций, канонов и архетипов; для осуществления художественного проектирования, создания отдельных декоративных изделий, пронизанных традицией как ключевой основой в выработке типа изделия; для формирования у будущих художников эстетических оценок. Автор полагает, что компетентностное понимание композиции дает студентам знание об общих основах художественного освоения материально-предметного мира на протяжении всей истории цивилизаций, способствует развитию мышления в области разнообразных композиционных основ, а также способствует проявлению и сохранению индивидуальности в творчестве художника декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: формирование компетенций, композиция, декоративно-прикладное искусство.

FORMATION OF THE COMPETENCES OF BACHELORS WHILE MASTERING THE BASICS OF COMPOSITION IN DECORATIVE AND APPLIED ARTS

■ Cheremnykh

Abstract. The article analyses milestones of competencies development as a way of teaching the bachelors compositions in decorative and applied arts. The article presents the need of consistent teaching to create composition, theory and practice of art, ability to express artistic concept graphically while searching expressiveness in art. Value of composition, owing to its influence as parts of art pedagogics, additional art education, ethno-pedagog-ics, folk art, museum studies is revealed. It is proved that the knowledge of composition is necessary to study typical features of art form, the decorative effect as type of generality and expressiveness; for saving and development of the traditions, canons and archetypes which have been worked out for centuries; for implementation of art design, creation of the separate decorative products penetrated by tradition as a key basis in framing the type of the product; for formation in future artists of esthetic values. The author believes that the competence-based understanding of composition gives the student knowledge of the general bases of art mastering of the material and object world throughout all history of civilizations, promotes development of thinking in the field of various composition bases, and also promotes manifestation and preservation of identity in works of the artist of decorative arts.

Keywords: formation of competences, composition, decorative and applied arts.

Художественное образование в рамках введенных федеральных государственных образовательных стандартов приобретает новый смысл, во многом обусловленный заложенными положениями о компетенциях, определением содержания по их разносторонней реализации. Внедрение в практику преподавания установок, которые изложены в сформулированных компетенциях, связывается с индивидуальной практикой, подготовленностью и направленностью в работе преподавателей. Педагогическое применение компетенций влияет на обеспечение,

213

активизацию творческой ступени в развитии будущих бакалавров. Компетентностный поход сегодня является необходимой стороной в овладении профессиональным мастерством, тем более это становится существенным, когда рассматриваются наиболее общие вопросы искусства.

Для успешного и разностороннего обучения будущих художников, заинтересованных декоративно-прикладным искусством, следует выделить основные положения, специфику этого древнего и, одновременно с этим, современного вида искусства. Наиболее сложной частью постиже-

214

ния декоративно-прикладного искусства является понимание красоты и выразительно-изобразительных средств композиции, закономерностей ее создания, как проектной графики, так и художественного оформления и декорирования изделий.

При определении компетенций нужно выявить ряд научных определений, проявляющихся также и в практике искусства, прежде всего, в понимании декоративной композиции, как определяющей основы художественной деятельности. К.Т. Дагл-диян пишет: «Полностью завершенная и обладающая единством декоративная композиция, созданная на основе единого содержательного и формообразующего художественного принципа, представляет собой самостоятельное произведение...» [1, с. 19]. Исходя из этого определения, возможно построить обучение таким образом, чтобы студенты постоянно могли видеть и знать, что их прикладная работа на всех этапах неразрывно связана с созданием изделия, в котором все-таки ведущими остаются основы композиционного построения.

Компетентностный подход определяет новое понимание включения студентов в декоративно-прикладную деятельность, что заметно отличается от обучения прежних лет, когда внимание отдавалось знаниевой парадигме. Таким образом, сегодня наиболее эффективными являются педагогические технологии (технологии проектной деятельности, объяснения нового материала при поддержке визуального анализа декоративных изделий, практических занятий), которые отвечают более широкому с позиции компетентности

определению студентами предназначения композиции в декоративно-прикладном искусстве.

Педагогическое воздействие на обучающихся по направлению подготовки 072600.62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Квалификация: Бакалавр), 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (Квалификация: Прикладной бакалавр) осуществляется через использование специальных методов обучения и преподавания, которые направлены на раскрытие основ декоративности, выразительности, как сложного художественного явления, на объяснение обусловленности композиции выработанными традициями, художественными материалами и технологиями их обработки, техникой выполнения изделия.

Преподавание может осуществляться на основе составленных программ, например, «Орнаментальные и декоративные композиции», «Художественные традиции народных помыслов», «Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве» и других.

В педагогической деятельности нужно опираться на идею о том, что декоративно-прикладное искусство всегда занимало огромное место в формировании цивилизационных основ общества, являясь частью мировой художественной культуры. Именно это позволило сохранить культурно-традиционный, художественный и социальный смысл в создании предметного мира, объектов материальной культуры.

Сохранение типа творчества, который сопряжен с народным декоративно-прикладным искусством, явля-

ется важнейшей частью в самоидентификации человека в современном мире, осмысления значения традиционной народной культуры в становлении человека. В этом плане огромная задача возлагается на художественную педагогику, дополнительное художественное образование, этнопе-дагогику, народное искусство, музейное дело. Для воспитания чуткого отношения к композиции у студентов необходимо пробуждать способность к видению связи детского творчества с народным декоративно-прикладным искусством, Учащиеся начальных классов с вдохновением занимаются декоративными работами.

В современной учебной литературе, написанной известными учеными, художниками, педагогами, с различных сторон рассматриваются особенности композиции, приемы обучения выполнению орнаментов, цветовых композиций, декоративных композиций, что используется в практике преподавания в течение всех лет обучения будущих бакалавров [1-8].

Исходя из выше изложенного, очевидно, что применение компетенций должно включать изучение типичных черт вида искусства, опыта восприятия и создания декоративности. Необходимо постепенно развивать способности обучающихся к декоративно-прикладной деятельности, что, в совокупности, поможет им понять направления профессионального декоративно-прикладного искусства и народного декоративно-прикладного искусства.

Обращение к компетенциям, как к векторам развития, достижения нового, более высокого уровня научного знания и практической реали-

зации в профессии, должно происходить целенаправленно, быть ориентировано на личные индивидуально-творческие способности будущих бакалавров. Сегодня этот аспект в художественно-педагогических направлениях работы нуждается в определении многих положений и обстоятельств, которые проливают свет на то, каким же опытом и способностями обладает обучающийся, пытливо выбирающий направление подготовки, профиль, что является первостепенным в профессиональной ориентации.

Современные парадигмы образования, в том числе и в сфере художественного образования, связаны с новым пониманием реалий XXI века. В определенной мере это соотносится с тем, что на всех ступенях обучения в настоящее время введены информационно-компьютерные технологии. Для многих абитуриентов это оказывает решающее влияние при выборе будущей профессии художника, дизайнера. Именно поэтому те, кто хотят получить образование по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, как правило, ощущают творческую увлеченность народным искусством, традициями народных промыслов. К примеру, абитуриенты сдают вступительный экзамен «Декоративная композиция». Подготовка к экзамену и его выполнение, с педагогической точки зрения, являются неотъемлемой частью оценки развития творческих способностей абитуриентов. Поэтому они изначально понимают красоту и своеобразие композиции, закономерности ее построения, что важно для дальнейшего успешного обучения в вузе.

215

При обучении декоративно-прикладному искусству будущие бакалавры приобретают навыки понимания технологических основ создания декоративной композиции, разных приемов в зависимости от используемых художественных материалов, технологий их обработки. Несмотря на то, что обучающиеся часто прибегают к самостоятельным разработкам по декоративно-прикладному искусству, осознание значения технологии обработки материалов в построении композиции происходит в течение всего периода их обучения.

Г.М. Логвиненко пишет: «В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение изобразительных элементов происходит по определенной схеме в логической последовательности, заложенной автором» [2, с. 6]. В связи с этим в обучении проводится визуальный анализ произведений декоративно-прикладного искусства, изучаются закономерности распределения элементов, их взаимосвязи, традиции мотивов.

Из многочисленных педагогиче-216 ских наблюдений известно, что приобщение к искусству может осуществляться привычным, последовательным образом, когда в течение продолжительного времени происходит развитие художественно-творческих способностей обучающихся, что хорошо известно, изучено и постоянно применяется в практике преподавания декоративно-прикладного искусства.

В соотнесении с навыками работы с изображениями, постоянно расширяющимся визуализированным рядом, становится очевидным, насколько необходимо сегодня, в самом широком понимании, сохранение, продолжение и развитие традиций,

заложенных искусством, как своеобразной формой передачи чувств, выражения красоты, необходимой человеку, а также художественной практики. Именно эта традиционная сфера обучения и создания произведений искусства сегодня нуждается в новом осмыслении, педагогических комментариях о создании произведений искусства — как пути сохранения традиционного художественного опыта, обеспечивающего эстетическую, мультикультурную и полихудожественную обстановку и бытование произведений искусства.

Формирование компетенций, как предполагается образовательным стандартом (профессиональные компетенции — ПК-1), осуществляется по следующему направлению: владение рисунком, умение использовать рисунки в практике составления композиции, переработки их в направлении проектирования любого объекта. В отношении подготовки прикладного бакалавра реализовы-вались компетенции по художественной деятельности, исполнительской деятельности, производственно-технологической деятельности, педагогической деятельности.

Включение положений, которые заложены в компетенциях, способствуют следующему:

• для обучающихся раскрывается более подробно (при наблюдении, проектировании, создании) техника выполнения декоративного изделия;

• при индивидуальном выполнении художественно-графических проектных работ обучающиеся воспринимают этапы создания изделия как подготовку к способам декорирования, построению декоративной композиции;

• при создании проектов обучающиеся научаются выделять типичность в композиции для изделий народных промыслов индивидуального и интерьерного назначения;

• в результате работы над эскизами и изделиями у студентов появляются навыки переведения эскизов в изделие, опыт видения композиции в изделиях декоративно-прикладного искусства на основе схематического построения;

• композиционное мышление при проектировании и выполнении декоративных изделий заметно развивается, что обеспечивает визуализацию информации, развивает творческие способности.

Раскрытие теоретических положений и приобретение художественного опыта обучающимися бакалаврами по декоративно-прикладному искусству возможно в наилучшем виде в том случае, если это подкреплено разнообразным изучением основ и специфики композиции. При этом применяются проектные задачи, которые помогают увидеть графические основы построения композиции при выполнении эскизов, эскизном проектировании.

Изучение декоративно-прикладного искусства сопряжено с подготовкой обучающихся к восприятию целостного традиционного художественного направления. Необходимо иметь в виду, что в этом плане поэтапное изучение композиции не может сводиться только к восприятию. Необходима также художественная практика, которая обострит видение, понимание, восприятие декоративно-прикладного искусства, выделение традиций и канонов. Изучение должно подчиняться этапам

постижения мастерства - повтор, вариация, импровизация. Имеет значение разграничение ряда понятий: декоративно-прикладное искусство, декоративное искусство, прикладное искусство, - что расширяет представления обучающихся о характере творчества, масштабе выполнения работ, о материальных объектах.

Художественно-педагогическая практика по формированию компетенций обучающихся основана на том, что при изучении композиции в декоративно-прикладном искусстве нужно выделить ряд понятий и закономерностей:

• необходимо научить бакалавров воспринимать типичность композиции, стилизацию, декоративную переработку формы натурных объектов, отображать декоративный мотив, вести обмеры декоративных изделий, эскизно выполнять обмерные чертежи;

• показать орнаментально-ритмическую основу композиции в декоративно-прикладном искусстве, ее связь с формой предметов, материально-предметной средой;

• научить определять виды композиции (декоративную композицию, орнаментальную композицию, формальную композицию, фронтальную композицию, глубинно-пространственную композицию, композицию в изделиях декоративно-прикладного искусства, выполнять эскизно композицию по мотивам народных промыслов);

• обучить визуально оценивать связь художественной традиции с типичностью композиции, характером, свойственной пластичностью художественного материала;

217

218

• проводить эстетическую оценку композиций, выполненных народными мастерами, профессиональными художниками, в местах народных промыслов, анализировать изделия народного художественного промысла, типовые образцы.

Объектами профессиональной деятельности являются произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, поэтому при рассмотрении композиции необходимо обучать видению типов и видов изделий, пониманию их конструкции, связи формы с декором.

Итак, формирование компетенций у обучающихся является обязательным направлением в индивидуальной работе преподавателей, индивидуально-творческом развитии будущих бакалавров.

Обучение декоративно-прикладному искусству становится сложной сферой, особенно в настоящее время. Следует понимать, что декоративно-прикладная деятельность строится на приобщении обучающихся к традиции, как культуросообразной форме передачи исполнительского и творческого опыта, постижения архитипа, привития основ национальной самоидентификации.

Основы композиции необходимо анализировать с точки зрения выразительности в данном виде искусства, сохранности с помощью композиции узнаваемых типов и видов изделий. Сейчас недостаточно оценивается вклад работ народных мастеров в национальный художественный опыт выработки традиций, а также коллективного творчества в области промыслов, в технике выполнения индивидуальных и серийных изделий.

Композиция должна быть не только декоративной и узнаваемой частью в отборе, создании и использовании объектов декоративно-прикладного искусства. В первую очередь, композиция привлекает внимание, дает возможность усилить впечатление от возникающей декоративности. И совсем не напрасно отбору лаконичных средств было посвящено столько усилий, многолетних попыток со стороны народных мастеров, художников декоративно-прикладного искусства, отыскать приемы по наибольшей обобщенности, приведению объектов к зримо воспринимаемым в проработках в соответствии с геометрическими фигурами, их сочетаниями, делениями композиции в связи с построением геометрической основы в орнаментальной и декоративной композиции.

Практика преподавания теоретических основ композиции и практика создания эскизно-проектных разработок показывает, что можно выделить несколько этапов в процессе осмысления студентами художественных закономерностей композиции (декоративного мотива, сюжета, стилизации, стилистики, цвета, ритма, пластики, связи изображаемого с формой объекта и многого другого). При обучении нахождению цветового решения студентов следует подготовить к созданию колорита, использованию ограниченности цветовой палитры, пониманию приемов нанесения цвета в техниках кистевой росписи, технико-технологическому нанесению различных красителей на поверхности изделий из различных материалов, что сопряжено с техникой, поэтапным выполнением изделия в целом.

Первоначально студентам нужно научиться выделать композиционное решение в обобщенном виде (квадрат в круге, круг в овале, квадрат в прямоугольнике, видеть раппорт, декоративный мотив и т.п.). Это и является обязательной частью в осмыслении декоративных основ, орнаментальных основ, принципов орнаменталистики. Педагогические наблюдения за работой студентов показывают, что первейшим, предваряющим этапом, является «насмо-тренность» студентов в области визуального восприятия и знания типичности народных промыслов. Без этого обязательного этапа становится невозможным выделение структурных основ композиции. Тем более, что построение композиции теснейшим образом связано даже с эскизным осмыслением формы объекта, технико-технологических этапов, что и сохраняет тенденцию переведения эскиза в материал, при последующем выполнении декоративного изделия. Из опыта создания композиции как декоративного оформления изделия, особой формы декорирования, нужно принимать локальность цвета, обеспечивающего наибольшую выразительность в цветовых, декоративных сочетаниях.

Вторым этапом становится понимание студентами функциональных и эстетических основ изделий, связи композиции с материалом, технологиями обработки изделий. Орнаментально-ритмическая основа композиции в декоративно-прикладном искусстве для студентов становится важной частью видения проекта в целом.

Третий этап - индивидуальное учебное задание для студентов по

разработке композиции при выполнении определенных художественно-проектных работ в зависимости от избранного художественного материала, технологий его обработки при сохранении традиции.

Развитие познавательного интереса студентов к основам искусства происходит исключительно в условиях ознакомления с закономерностями композиции. Без этого обучающимся невозможно самостоятельно понять, как создается изделие, каким же все-таки образом выполненная композиция влияет на декорирование произведений декоративно-прикладного искусства.

Понимание учащимися композиции, как сложного художественного явления, которое постоянно обогащается трудом художников, каждым новым поколением творцов, - должно быть комплексным. Выполнение эскизов, эскизно-проектных работ будущим бакалаврам необходимо, так как это в значительной степени определяет применение ими композиции в декоративно-прикладном искусстве.

Итак, область будущей профессиональной деятельности предполагает глубокое знание и понимание обучающимися закономерностей построения композиции в декоративно-прикладном искусстве, умение самостоятельно разрабатывать эскизы для изготовления оригинальных, авторских работ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция [Текст] / К.Т. Даглдиян. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008.

2. Кошаев, В.Б. Композиция в Русском народном искусстве: Учебное пособие для

219

Вузов [Текст] / Б.В. Кошаев. - М.: Владос, 2010.

3. Бесчастнов, Н.П. Художественный язык орнамента: Учебное пособие для Вузов [Текст] / Н.П. Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2010.

4. Буткевич, Л.М. История орнамента [Текст] / Л.М. Буткевич. - М.: ВЛАДОС, 2004.

5. Голубева, О. Основы композиции [Текст] / О. Голубева. - М.: Сварог и К, 2008.

6. Горошенко, Г.Т. Основы композиции [Текст] / Г.Т. Горошенко. - М., 1990.

7. Логвиненко, Г. Декоративная композиция: Учебное пособ. для вузов [Текст] / Г. Логвиненко.- М.: Владос, 2012.

8. Ломов, С.П. Цветоведение: Учебное пособие для вузов по специальности «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн» / С.П. Ломов, С.А. Амонжлов. - М.: ВЛА-ДОС, 2014.

REFERENCES

1. Beschastnov N.P., Hudozhestvennyj jazyk ornamenta: Uchebnoe posobie dlja vuzov, Moscow, VLADOS, 2010. (in Russian)

2. Butkevich L.M., Istorija ornamenta, Moscow, VLADOS, 2004. (in Russian)

3. Golubeva O., Osnovy kompozicii, Moscow, Svarog i K, 2008. (in Russian)

4. Goroshenko G.T., Osnovy kompozicii, Moscow, 1990. (in Russian)

5. Dagldijan K.T., Dekorativnaja kompozicija, Rostov-na-Donu, Feniks, 2008. (in Russian)

6. Koshaev V.B., Kompozicija v Russkom narodnom iskusstve: Uchebnoe posobie dlja vuzov, Moscow, Vlados, 2010. (in Russian)

7. Logvinenko G., Dekorativnaja kompozicija: Uchebnoe posobie dlja vuzov, Moscow, Vla-dos, 2012. (in Russian)

8. Lomov S.P., Amonzhlov S.A., Cvetovede-nie: Uchebnoe posobie dlja vuzov po spe-cialnosti "Izobrazitelnoe iskusstvo", "Dekorativno-prikladnoe iskusstvo", "Diza-

jn", Moscow, VLADOS, 2014. (in Russian)

Черемных Галина Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, кафедра декоративно-прикладного искусства, Институт искусств, Московский педагогический государственный университет; член-корреспондент, Международная академия наук педагогического образования (МАНПО), kzubrilin@mail.ru Cheremnikh G.V., PhD in Pedagogy, Professor, Department of Decorative and Applied Arts, Institute of Arts, Moscow State University of Education; Corresponding Member, International Academy of Pedagogical Education, kzubrilin@mail.ru

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.