Научная статья на тему 'Теоретико-методологическая основа развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов'

Теоретико-методологическая основа развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНО-ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION / ARTISTIC-AESTHETIC COMPETENCE / INTERDISCIPLINARY APPROACH / PARTICIPATIVE APPROACH / INTERDISCIPLINARY-PARTICIPATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клыкова Людмила Алексеевна

В статье обосновывается актуальность проблемы развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов; определяются цели и задачи осуществления художественно-эстетического образования обучаемых, его содержание; обосновывается междисциплинарный подход как теоретико-методологическая основа процесса развития художественно-эстетической компетенции будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAT-METHODOTOGICAT BASES OF HIGHER EDUCATIONAT INSTITUTION STUDENT'S ARTISTIC-AESTHETIC COMPETENCE DEVETOPMENT

The article substantiates the topicality of the problem of higher educational institution student's artistic-aesthetic competence development; defines the aims and tasks of artistic-aesthetic training and its essence; proves the interdisciplinary approach as a theoretical-methodological strategy as the bases of the process of future professional people's artistic-aesthetic competence development.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическая основа развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов»

УДК 74.970 ББК 450

Клыкова Людмила Алексеевна преподаватель г. Челябинск Klykova Lyudmila Alexeevna

Lecturer

Chelyabinsk

Теоретико-методологическая основа развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов Theoretical-Methodological Bases of Higher Educational Institution Student’s Artistic-Aesthetic Competence Development

В статье обосновывается актуальность проблемы развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов; определяются цели и задачи осуществления художественно-эстетического образования обучаемых, его содержание; обосновывается междисциплинарный подход как теоретико-методологическая основа процесса развития художественноэстетической компетенции будущих специалистов.

The article substantiates the topicality of the problem of higher educational institution student’s artistic-aesthetic competence development; defines the aims and tasks of artistic-aesthetic training and its essence; proves the interdisciplinary approach as a theoretical-methodological strategy as the bases of the process of future professional people’s artistic-aesthetic competence development.

Ключевые слова: художественно-эстетическое образование, художественноэстетическая компетенция, междисциплинарный подход, партисипативный подход, междисциплинарно-партисипативный подход.

Key words: artistic-aesthetic education, artistic-aesthetic competence,

interdisciplinary approach, participative approach, interdisciplinary-participative approach.

Развитие художественно-эстетической компетенции специалистов любого профиля является одним из показателей подготовки их конкурентоспособности и мобильности в современном мире. В современной образовательной парадигме, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, особое место

занимают проблемы саморазвития, самообразования, самореализации человека. В связи с этим изменяются и требования, предъявляемые к современному специалисту, а это, в свою очередь, требует пересмотра организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов в вузе в аспекте развития их художественно-эстетической компетенции. На фоне общих процессов гуманитаризации образования, смены ценностей парадигм, происходящих в нем, возрастающего приоритета моделей и технологий, идеи партисипативности, подчеркивающей субъект-субъектный аспект педагогического взаимодействия, эта задача становится еще более актуальной. Особую значимость ей придает выраженный социальный заказ на подготовку личностей, обладающих потенциалом саморазвития и самоактуализации в творческом труде.

В этом плане нельзя не отметить важную роль сферы искусства, призванной компенсировать издержки все большей рационализации и техноло-гизации жизни, сопутствующих информатизации общества на пороге нового тысячелетия. Хореография всегда была и останется той сферой искусства, которая призвана играть незаменимую роль в развитии художественноэстетической компетенции. Пилотажные исследования, анализ статистических данных, кафедральных отчетов и опросов преподавателей и творческих руководителей, обобщение собственного педагогического опыта в данном направлении показывают, что изучение природы художественноэстетической компетенции специалиста-хореографа, выявление специфики развития данного процесса и организационно-педагогических условий его эффективного функционирования в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов привлекают внимание исследователей (Г. Добровольская, Л. Д. Ивлева, П. Кари, Т. А. Казиринова, Т. Курышева, Л. И. Ломакина, А. В. Палилей, И. П. Смирнов и др.).

Необходимость обращения к разработке процесса развития художественноэстетической компетенции студентов - будущих работников хореографических коллективов - обусловлена рядом обстоятельств и, в первую очередь, указаниями в Государственном образовательном стандарте на поиск новых путей расши-

рения проблемы повышения уровня подготовки будущих специалистов. Более того, введение новых специальностей, таких, как художественный руководитель хореографических коллективов, введение основных и дополнительных специальностей и специализаций, установленных государственным стандартом, разработка и внедрение в образовательную практику программ Министерства культуры РФ по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств, различных методических разработок для хореографических кружков предъявляют повышение требований к специалистам в области культуры.

Несмотря на некоторые исследования в русле данной проблемы, по результатам проведенной нами теоретико-экспериментальной работы в этой области развитию художественно-эстетической компетентности будущих специалистов уделяется еще незначительное внимание, что настоятельно выдвигает на передний план в теории и методике профессионального образования выявление механизмов реализации данного процесса.

В то же время анализ научной литературы, изучение опыта работы в вузах России, собственная педагогическая деятельность в качестве преподавателя вуза по подготовке будущих специалистов показали, что на сегодняшний день уровень владения художественно-эстетической компетенцей этих студентов еще не отвечает новым социально-экономическим требованиям; в основе своей не имеет достаточного научно-педагогического обоснования, отсутствуют четко поставленные цели, используются методики, рассчитанные на усвоение формальных аспектов её развития. Результатом сложившейся практики является тот факт, что в процессе своей дальнейшей профессиональной деятельности работники этой сферы испытывают значительные затруднения в понимании смысла художественно-эстетической компетенции в силу незнания норм и ценностей, несформированности поликультурного мировоззрения, личностных и поведенческих качеств, необходимых для этого.

Задачи развития системы высшего образования выдвигают новые, возросшие требования к студенту как главному элементу обновления общества, означая

необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а точнее - творческая личность, а воспитывать творческую личность, сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без соответствующей политики, направленной на эту педагогическую проблему. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программам художественно-эстетического развития как на уровне школьного образования, так и на уровне обучения в вузе, которые в совокупности составляющих их компонентов являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы. Художественно-эстетическое образование как бы пересоздает личность, по-новому раскрывая душу и формируя мировоззрение, в то же время становясь заключительным звеном формирования личности, «суммирующим» её, объединяющим в единую целостность. Становясь субъектом образовательного процесса, студент проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности, а в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций - залог развития системы профессионального образования и всего общества.

Анализ литературы и собственной деятельности в качестве преподавателя высшей школы убеждает в том, что все отчетливее выступает необходимость теоретического обоснования развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе высшего профессионального образования. В контексте общих социальных стратегий, направленных на оптимизацию общественного развития, важную роль играет система формирования потребного человека, способного оказаться на высоте требования времени. Успех или неуспех любого начинания в истории культуры всегда начинался с человека. В совокупности же черт и характеристик человека, способного обеспечить успех, не последнее место занимают его художественно-эстетические качества, уровень эстетической культуры, развитие которых сегодня является одной из наиболее актуальных задач высших учебных заведений. Этим и объясняется наше внимание к

художественно-эстетическому образованию как целостно-ориентированной комплексной педагогической проблеме.

Будучи составной и неотъемлемой частью системы общего образования человека как направленного формирования общей модели его отношения к миру, художественно-эстетическое образование выступает его последним, «собирающим» и завершающим элементом, придающим законченность всей системе и в то же время как бы пропитывающим всю её структуру человеческим качеством содержания. Призванное оказывать общее гуманизирующее влияние на духовный мир людей и человеческие отношения, направленное на развитие и использование всех творческих способностей человека, художественно-эстетическое образование предполагает формирование определенной системы ценностей и установок, помогающей всесторонне активно воспринимать и правильно оценивать явления действительности. Поэтому сформировать эстетическое отношение - означает организацию наиболее всеохватывающего, человечески ориентированного ценностного восприятия, помогающего освоению действительности и способному противостоять распостранению всех видов эстетически неполноценной культуры, ущербных отношений, агрессии ложных, антигуманных ценностей. Художественно-эстетическое образование будущих специалистов помогает процессу восстановления единства души и единства картины мира в их соответствии, он позволяет собрать воедино расчлененную душу и фрагментированную реальность.

Художественно-эстетическое образование проявляется в способности человека выявлять в окружающей среде и произведениях искусства процессы, пробуждающие эстетические чувства через содержание учебно-воспитательного процесса. На этой основе осуществляется полноценное восприятие художественно-эстетических явлений, для формирования которого у студентов требуется наличие способности тонкого понимания формы, цвета, оценки композиции, а также развития музыкального слуха на уровне умения различать стили, тональности, оттенки звука, мыслить художественными образами, когда культура эстетического воспитания способствует развитию эстетических чувств

молодого человека. При этом в процессе учебной деятельности важно под эстетическим чувством понимать субъективное эмоциональное состояние, вызванное к конкретному эстетическому явлению. Эстетические чувства, возникшие в результате организации учебной деятельности как эстетического события, порождают эстетические переживания в ходе учебной деятельности: состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей, которые проявляются как необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, отраженные прежде всего в содержании учебных дисциплин, в организации самого учебновоспитательного процесса.

Художественно-эстетическое образование включает в себя осознанное студентами эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов и критериев оценки. В центре эстетического сознания находится эстетический идеал - социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве, умение оценивать различные предметы, явления, жизненные ситуации и произведения искусства с позиций собственного художественноэстетического идеала, вкуса.

Художественно-эстетическое образование в учебной деятельности оказывает огромное воздействие на внутренний мир личности, порождает многообразие и сложные переживания. При этом эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, формируют убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь. В этом и состоит главная воспитательная функция искусства.

Учебная деятельность как форма общественного художественноэстетического образования является ярким и неповторимым источником познания как образа жизни, так и её духовного содержания. Изучение ряда вузовских дисциплин посредством произведений искусства всегда является глубоким и основательным, так как приводит в движение всю систему эмоционально на-

сыщенного конкретно-образного мышления. В этом и проявляется познавательная и образовательная функции учебной деятельности в художественноэстетическом образовании студентов. Например, чтобы постичь и осмыслить духовный мир, содержащийся в произведениях искусства, необходимо обладать большим нравственным кругозором, культурой чувств, остротой восприятия. Для этого важно в учебном процессе стремиться развивать и образовывать эстетическое сознание молодого человека на выдающихся образцах отечественного и мирового художественного творчества.

Цель художественно-эстетического образования студентов вузов - формирование нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, достижение которого обеспечивает их художественноэстетическое развитие, становление художественного вкуса, продуктивного образного мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточивается полная информация о природе, обществе, общественных отношениях, общественном сознании. С помощью художественных образов человек мыслит, приходит к новым обобщениям и заключениям.

В настоящее время во всем мире интенсивно разрабатываются и выступают как ключевые, определяющие собой и проблематику, и направление, и общую методику поисков теоретико-методологические проблемы науки в целом и педагогики в частности. Нечеткое осознание и выделение этих проблем приводит к путанице, аморфным формулировкам, повторениям давно известных истин.

В связи с этим, одной из важнейших задач любого научного исследования является, на наш взгляд, выявление и анализ исходных положений и методов конкретных изысканий, их оценка с точки зрения перспективности, возможности использования как инструментария дальнейшего познания. В первую очередь мы относим изложенное к анализу характера и возможностей различных подходов к развитию художественно-эстетической компетенции студентов вузов с тем, чтобы выявить ошибочное, нерациональное и добиться перевода положительно оцененных методов и структур в форму принципов и предписаний исследовательской деятельности.

Нами разделяется мнение, согласно которому подход - это теоретикометодологическая основа педагогического исследования, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях.

Для определения методологических требований к исследованию проблемы развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов нами представлена характеристика междисциплинарно-партисипативного подхода.

Как показало проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, источником междисциплинарной информации при художественноэстетическом образовании студентов вузов являются несколько учебных дисциплин. Приобретенные студентами знания могут использоваться при изучении дисциплин общепрофессионального и специального циклов. Временной фактор показывает, с одной стороны, какие знания из других дисциплин уже усвоены студентами и какой материал предстоит изучить в будущем, и, с другой стороны, как долго происходит взаимодействие дисциплин в процессе осуществления междисциплинарных связей.

Анализ научной литературы (В. Ф. Боярчук, С. Ю. Бурилова, Ю. С. Ковалева, А. К. Мартеллер, З. Р. Танаева, А. В. Усова и др.), собственная педагогическая деятельность позволили прийти к выводу о том, что реализация определенного типа междисциплинарной связи в условиях художественно-эстетического образования студентов вузов - будущих специалистов - проходит в три этапа:

1. Установление связи, ее первичное восприятие и осмысление студентами, констатация зависимости, существующей между элементами знаний из разных учебных дисциплин.

2. Усвоение связи, углубление ее сущности, нарастание обобщенности в раскрытии основного междисциплинарного отношения.

3. Применение связи, когда усвоенное междисциплинарное отношение, его знание становится не только результатом, но и методом решения новых междисциплинарных задач.

Проведенная нами опытно-поисковая работа показала, что основными приемами реализации междисциплинарных связей при художественно-

эстетическом образовании студентов вузов является напоминание ранее изученных фактов, понятий и идей, постановка вопросов, подготовка сообщений на основе источников, относящихся к другим дисциплинам и т. д. Прием установления связей самостоятельно или под руководством преподавателя оказывает развивающее воздействие, служит показателем развития памяти и уровня сформированности умения обобщать знания, логически мыслить, выстраивать систему художественно-эстетических знаний. Поэтому постановка как репродуктивных, так и проблемных вопросов и заданий, требующих припоминания и синтезирования знаний или применения умений из разных дисциплин в новой ситуации, является важнейшим методическим приемом реализации главных целей междисциплинарных связей.

Обобщая вышеизложенное, заметим, что междисциплинарные связи проявляются в следующих важнейших направлениях:

1. Междисциплинарные связи способствуют повышению теоретического и научного уровня художественно-эстетической компетенции студентов вузов.

2. Междисциплинарные связи вносят системообразующее начало и обеспечивает целостность художественно-эстетического образования будущих специалистов.

3. Осуществление междисциплинарных связей при художественноэстетическом образовании обучаемых способствует приобщению их к системному методу мышления. Искомые связи расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения.

4. Междисциплинарные связи выступают как метод деятельности будущих профессионалов, развивающий у него способность к синтезу знаний из различных дисциплин, вызывают потребность в развитии умений обобщать знания из различных дисциплин, видеть общее в единичном и с позиций общего оценивать особенное.

5. Междисциплинарные связи обеспечивают систему в организации художественно-эстетического образования студентов, побуждают преподавате-

лей высшей профессиональной школы к самообразованию, творчеству, повышению педагогического мастерства.

В художественно-эстетическом образовании студентов различные учебные дисциплины взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных междисциплинарных связей в преподавании, например, литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое образование осуществляется комплексно также и за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений как в учебное, так и внеучебное время.

Для обеспечения эффективности художественно-эстетического образования студентов вузов в учебном процессе необходимо опираться на постулат неразрывной связи всей художественно-эстетической деятельности с реальной жизнью, с процессом формирования мировоззрения и нравственности. Действительность эстетического образования прямо зависит от соблюдения художественно-творческой деятельности и самодеятельности студентов. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецензий знакомит студентов с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения. Важную роль в системе художественно-эстетического образования играет учебная деятельность. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения студентов в профессиональную деятельность, отвечающий современным эстетическим категориям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое образование будущего участника рыночного производства - потребителя товаров и духовноэстетически развитого члена общества.

Проведенные исследования по реализации в образовательном процессе высшей школы партисипативного подхода (О. Ю. Афанасьева, Е. В. Грош, И. В. Касьянова, И. А. Кравченко, Е. Ю. Никитина, О. Н. Перова, Е. Б. Плохотнюк и др.), а также специальные изыскания по его применению в целях развития

художественно-эстетической компетенции студентов вузов показали, что при данном подходе все вопросы должны решаться на основе открытого взаимодействия и сотрудничества; желания и интересы обучаемых должны согласовываться с интересами учебной группы путем договоренности: коммуникации являются открытыми и насыщенными; разногласия и конфликты должны считаться жизненно необходимыми для эффективного решения существующих проблем; преподаватель должен действовать как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества; с наиболее сложными художественно-эстетическими проблемами необходимо справляться с помощью более напряженной дискуссии и выработки способов их решения; следует одновременно рассматривать несколько стратегических вопросов и предвидеть ситуации на перспективу; целесообразно усилить внимание к ключевым результатам процесса обучения студентов и целям, содействующим их образовательной деятельности; необходим переход от мышления категориями издержек к мышлению от «конечного результата».

Партисипативность при осуществлении художественно-эстетического образования студентов вузов проявляется в разной степени. В самом общем виде можно выявить три варианта: студентов информируют о принятом решении; будущие специалисты принимают участие в некоторых этапах подготовки и принятия решения; решение принимается совместно с преподавателем.

По активности влияния участников образования на принимаемые решения можно указать такие виды партисипативности, как:

• символическое участие: а) путем сбора мнения студентов через анкетирование, опросы и т. д.; б) в том случае, когда форма взаимодействия преподавателя и будущего специалиста создает иллюзию коллегиальности в принятии решения;

• полное участие, когда все желающие вовлекаются в процесс принятия решения без ограничений и добровольно;

• исчерпывающее участие, когда каждый студент участвует в разрешении значимых коммуникативных проблем.

Первоначальное включение студента в совместную деятельность при

художественно-эстетическом образовании может осуществляться несколькими способами. Назовем лишь наиболее значимые:

• включение студента в коллективную деятельность путем использования преподавателем своего авторитета в сочетании с подчеркнутым стимулированием партисипативности. Данный способ реализуется путем делегирования, определения алгоритма действий для каждого обучаемого и т. д.;

• использование манипулятивной тактики путем психологического воздействия на студента в ходе общения, скрытого характера воздействия, использования психологических особенностей обучаемых. Иными словами, используется психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение будущего специалиста к совершению определенных преподавателем действий;

• демократичное привлечение студента к учебной деятельности на основе увлечения содержанием материала с целью развития его художественноэстетического вкуса и повышения мотивации учения, а также равноправных диалогических взаимодействий.

При этом конфигурация участников образовательного процесса может быть следующей: преподаватель - студент; преподаватель - группа студентов; преподаватель - студенческий коллектив. Соответственно указанным типам конфигураций можно назвать и формы: индивидуализированные (в конфигурациях преподаватель - студент, студент - студент); групповые (преподаватель - группа студентов, группа равных по статусу студентов с лидером проблемы); массовые (преподаватель - студенческий коллектив, преподаватель - несколько групп студентов, группы с лидерами).

Поскольку логика осуществления художественно-эстетического образования студентов вузов строится на основе трехступенчатой схемы формирования мотива и цели и с учетом функциональной динамики мотиваций, становится возможным назвать следующие этапы осуществления партисипативного подхода:

1. Постановка проблемы, выявление ее симптомов, причин, а также ее оценка с точки зрения важности. При этом инициатива постановки проблемы может исходить как от преподавателя, так и от студента.

2. Определение «принадлежности» проблемы с целью определения субъекта выработки и исполнения решения.

3. Определение стадий вовлечения студента в разрешение проблемы с целью согласования понимания самой проблемы, ее формулировки и оценки.

4. Разработка плана и процедуры совместной деятельности, четкое регулирование хода обсуждения, стремление к устранению нерелевантных отступлений, экономия времени, нейтрализация возможных негативных межличностных эффектов.

5. Построение модели проблемной художественно-эстетической ситуации. Наиболее эффективный способ достижения указанного - включение будущих специалистов в активную, реальную аналитическую деятельность, художественно-эстетическую ситуацию.

6. Этап поиска решения. В ходе него происходит выдвижение альтернатив для решения указанной проблемы, поиск и выбор оптимального варианта на основании разработанных или уже имеющихся критериев и ограничений.

7. Принятие решения. Основной особенностью совместных решений является то, что они являются результатом консенсуса, позволяющего участникам образовательного процесса наиболее полно ощутить свой вклад в общее решение, принять его осознанно. В то же время имеется как минимум два способа принятия взаимосогласованного решения: принятие мнения большинства и взаимное согласование, которые зависят от подготовленности участников к конструктивной дискуссии; лимита времени; принятых правил совместной работы; количества участников; важности темы и ее значимости для участников; наличия времени для обсуждения.

8. Согласование решения в учебной группе. На этом этапе информируется преподаватель (если решение принято автономно и получено его одобрение для реализации); принятое решение согласовывается с целями осуществления художественно-эстетического образования студентов вузов; вносятся коррективы на основе результатов согласования.

9. Координационная деятельность педагога, выступающего одним из

участников совместной деятельности по разрешению проблемы на диалогических паритетных началах, так как именно преподаватель обладает комплексом необходимых знаний и умений для согласования действий обучаемых.

Обобщая изложенное, мы в своем исследовании рассматриваем парти-сипативный подход как теоретико-методологическую основу, которая обеспечивает целостное развитие комплекса общекультурных, художественных, эстетических знаний, умений и навыков на основе трансформации из разных учебных дисциплин элементов содержания, способствующих по мере своего развития к самостоятельному выбору художественно-эстетического вкуса среди её множественной насыщенности на основе соучастия и организации совместной деятельности с преподавателем, базирующейся на диалогическом взаимодействии.

При этом ведущими идеями междисциплинарно-партисипативного подхода к развитию художественно-эстетической компетенции студентов вузов вуза являются:

- междисциплинарные связи, выполняющие образовательную, развивающую и конструктивную функции;

- трансформация из разных учебных дисциплин знаний, умений, навыков в области художественно-эстетического образования обучаемых;

- понимание студента как свободной, целостной, творческой личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору художественноэстетических ценностей;

- формирование особого партисипативного стиля управления учебной деятельностью обучаемого, отличного от автократического и мотивированного на сотрудничество, совместную продуктивную деятельность, диалогичность и межличностную коммуникацию.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало, что междисциплинарно-партисипативный подход обладает значительным инструментально- и эвритико-методологическим потенциалом при развитии художественно-эстетической компетенции студентов вузов, ибо он сказывается

на целеполагании, способствует обновлению форм, методов и содержательных

аспектов искомого процесса.

Библиографический список

1. Афанасьева, О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов : педагогическое сопровождение : монография / О. Ю. Афанасьева. - М. : Изд-во МГОУ, 2007. - 324 с.

2. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов : перспективные подходы : монография / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - М. : МАНПО, 2006. - 154 с.

3. Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации : коллект. моногр. / под ред. Е. Ю. Никитиной. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 380 с.

Bibliography

1. Afanasyeva, O. Yu. Management of Higher Educational Establishment Student's Communicative Education : Pedagogical Accompaniment : Monograph / O. Yu. Afanasyeva. - M. : MGOU Publishing House, 2007. - 324 p.

2. Nikitina, E. Yu. Pedagogical Management of Higher Educational Establishment Student's Communicative Education : Perspective Approaches : Monograph / E. Yu. Nikitina, O. Yu. Afanasyeva. - M. : MANPO, 2006. - 154 p.

3. Preparing of Higher Educational Establishment Students to Business Communication : Multi-Author Book / under the editorship of E. Yu. Nikitina. -M. : VLADOS Humanitarian Publishing House, 2008. - 380 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.