У В.В. Медушевского сложилась целая теория, которую он назвал художественным моделированием эмоций в музыке, подчеркивая при этом, что это моделирование протекает как воссоздание самых существенных сторон эмоции. Это и полярность (положительная или отрицательная эмоция), и скорость протекания («взрывная» эмоция бурной радости или меланхолия в томлении), и ощущение стремления (в эмоциях любви, творческого поиска), и быстрота выхода из различных эмоций и т.д.
Если добавить сюда направленность музыкальных средств на восприятие слушателя - коммуникативную функцию формы, то нет ничего удивительного в том, что, как указывает В.В. Меду-шевский, в музыке сложились особые механизмы «заражения и внушения», которые на ассоциативной основе воспроизводят нам диалектическую процессуальность протекания наших чувств и эмоций. Все это, особенно непосредственное воздействия на слушателя, становится как бы «катализатором» для понимания
Библиографический список
художественного смысла произведений других видов искусства, осуществляя единение их на самой высокой как содержательной
- диалектической, так и эмоциональной основе.
Обобщим. Анализ многочисленных философско-эстетических, музыковедческих и педагогических исследований, собственного научно-практического опыта автора позволяет с уверенностью утверждать о наличии именно у этого вида искусства вполне определенных интегративных возможностей. Они реализуются благодаря художественно-образной временной природе музыки, обеспечивающей слушателю «проживание» музыкального содержания в его диалектическом единстве и борьбе оппозиций: добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Их диалектическая взаимосвязь, обеспечивающая становление художественно-образного содержания музыки, отражает целостность ее художественного мира, процессуальность раскрытия жизненных смыслов и духовно-нравственную наполненность.
1. Виды искусства и их взаимодействие: пособие для учителя. - М., 2001.
2. Педагогика искусства и интеграция // Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России: материалы Международной конф. - М., 2001.
3. Педагогика искусства и интеграция. - М., 2000.
4. Школяр, В.А. Восприятие музыкальной классики как психолого-педагогическая проблема. - М., 2011.
5. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики [Э/р]. - Р/д: http://lib100.com/book/philosophy/music_logic/
6. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Э/р]. - Р/д: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-osvoeme-muzyki-kak-^шdozhestvennogo-yavleшya-mira-v-obsc^юobrazovatelnoy-shkole#ixzz2KWJ т^ие
7. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971.
Bibliography
1. Vidih iskusstva i ikh vzaimodeyjstvie: posobie dlya uchitelya. - M., 2001.
2. Pedagogika iskusstva i integraciya // Integraciya kak metodologicheskiyj fenomen khudozhestvennogo obrazovaniya v izmenyayutheyjsya Rossii: materialih Mezhdunarodnoyj konf. - M., 2001.
3. Pedagogika iskusstva i integraciya. - M., 2000.
4. Shkolyar, V.A. Vospriyatie muzihkaljnoyj klassiki kak psikhologo-pedagogicheskaya problema. - M., 2011.
5. Losev, A.F. Muzihka kak predmet logiki [Eh/r]. - R/d: http://lib100.com/book/philosophy/music_logic/
6. Biblioteka avtoreferatov i dissertaciyj po pedagogike [Eh/r]. - R/d: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-osvoenie-muzyki-kak-hudozhestvennogo-yavleniya-mira-v-obscheobrazovatelnoy-shkole#ixzz2KWJmjpUe
7. Asafjev, B.V. Muzihkaljnaya forma kak process. - L., 1971.
Статья поступила в редакцию 21.03.13
УДК 372.3: 792.5
Churashov A.G. PARTICIPATORY APPROACH TO ARTISTIC-AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN FROM PRESCHOOL AGE THROUGH CHOREOGRAPHY. Describes performance and a wide range of participatory approach to artistic-aesthetic development of children from preschool age through choreography in additional education .
Key words: artistic and aesthetic development, participatory approach, additional education, the children of senior preschool children pre-school children.
А.Г. Чурашов, ст. преп. каф. хореографии, Челябинского гос. педагогического университета,
г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД К ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
В статье рассматривается эффективность и широкий спектр возможностей партисипативного подхода к художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии в дополнительном образовании.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, партисипативный подход, дополнительное образование, дети старшего дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии предполагает формирование личности, обладающей всеми необходимыми знаниями в данной области, способной давать эстетическую оценку, планировать свою художественную деятельность, владеющей нетрадиционными подходами к решению творческих задач и т.д. И сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что образование -один из факторов устойчивого развития общества и личности. Дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста в различных формах может стать надежной основой художественно-эстетического развития, формирования духовно и физически здоровой личности, что в современных условиях становится первоочередной задачей государства.
В результате нашего исследования были выявлены следующие противоречия: между требованиями государства и общества к качеству современной системы дошкольного дополнительного образования и реально преобладающей на практике когнитивной ориентацией образовательного процесса; между психо-лого-педагогическим потенциалом современного дошкольного учреждения как среды художественно-эстетического развития ребенка и узким, неэффективным использованием этого потенциала; низким уровнем компетентности в вопросах художественно-эстетического развития, а также психолого-педагогичес-кого сопровождения процесса художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии в образовательной среде ДОУ.
Анализ современного состояния дошкольного образования свидетельствует о:
- доминировании авторитарного стиля взаимодействия педагогов с детьми, его немотивированном, учебно-дисциплинарном характере;
- сложности установления личностно-ориентированного взаимодействия: недостаточный учет индивидуальных особенностей, редкая возможность самостоятельного выбора детьми занятий по интересам, нетерпимое отношение к их затруднениям, частое ограничение детской активности, порицания, запрещения, доминирование педагога над детьми в указаниях, требованиях и т.д.;
- недостаточных потенциальных возможностях семейного воспитания для художественно-эстетического развития детей;
- недостаточности информации о специфике художественно-эстетического развития средствами хореографии, индивидуальных особенностях, типологических характеристиках семей воспитанников у воспитателей и руководителей дошкольных образовательных учреждений;
- слабой реализации партисипативного подхода во взаимодействии в системе «педагоги - дети - родители»;
- недостаточной компетентности родителей в области художественно-эстетического развития средствами хореографии; недопонимание ими самоценности дошкольного детства в художественно-эстетическом развитии;
- недостаточности форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи в плане художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии; отсутствии системы взаимодействия по вопросам художественноэстетического развития дошкольников средствами хореографии и значения игры, игрового пространства для достижения детьми высокого уровня художественно-эстетического развития.
Процедура отслеживания результатов художественно-эстетического развития средствами хореографии вызывает затруднения. Обнаруживается некомпетентность педагогов в определении целей и задач, показателей, критериев оценки, уровней художественно-эстетического развития. Динамика достижений ребенка в пределах одного возрастного периода не фиксируема; мониторинг качества работы по данному направлению осуществляется ситуативно, порой, с применением неадекватных методик, отражающих лишь отдельные проявления уровня художественно-эстетического развития средствами хореографии.
Нашим исследованием установлено, что успешность художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста обусловлено использованием партисипативного подхода. Понятие «партисипативность» соотносится с такими терминами, как «участие», «соучастие», «вовлеченность». Парти-сипативный подход предполагает развитие вариативных форм совместной творческой деятельности всех субъектов дополнительного образования. Принцип партисипативности был разработан Е.Ю. Никитиной и затем продолжен её учениками в рамках актуальности проблем педагогики высшей профессиональной школы [1]. Принцип партисипативности (О.Ю. Афанасьева, И.В. Касьянова, И.А. Кравченко, Е.Ю. Никитина, О.Н. Перова, М.В. Смирнова и др.) может быть реализован за счет реализации потенциалов саморазвития субъектов образовательного процесса (преподаватель, обучаемый), совместного принятия решения о художественно-эстетическом развитии старших дошкольников средствами хореографии, развития индивидуального творчества и художественно-эстетического вкуса воспитанников. Партисипативность воплощается в обучении в режиме совместного участия или «соучастия». Многие учёные (Е.А. Аксёнова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, В.И. Подлесных и др.) рассматривают понятие «соучастия» в отношении совместного решения проблем, в том числе, в паре «руководитель - подчинённый».
Мы придерживаемся мнения Е.Ю. Никитиной, которая рассматривает «партисипативность» как альтернативу авторитарности, директивности, принуждения. Перечислим слагаемые партисипативного подхода, исследуемого нами в целях художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии: а) создание надлежащих условий и установок, а также механизма для улучшения сотрудничества между педагогом и ребенком; б) диалогическое взаимодействие педагога и дошкольника, основанное на паритетных началах; в) совместное принятие решений творческих задач педагогом и ребенком; г) эффективное развитие и исполь-
зование индивидуального и группового потенциала; д) добровольность и заинтересованность всех участников процесса художественно-эстетического развития средствами хореографии; е) совместное выявление проблем художественно-эстетического развития и поиск соответствующих действий для их решения.
В процессе художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами хореографии, следуя аксиологическому подходу воплощение партисипативности определяется спецификой субъект-субъектных отношений, в центре которых находятся ценностные ориентации обучающих и обучаемых.
Используя наработки Е.Ю. Никитиной и её учеников (О.Ю. Афанасьева, Е.В. Грош, И.В. Касьянова, И.А. Кравченко, О.Н. Перова, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирнова и др.) мы выделили следующие составляющие партисипативности: совместное принятие решений педагогом, ребенком и его родителями в сфере коммуникативных задач художественно-эстетического развития; взаимодействие педагога и старшего дошкольника, основанное на диалоге на паритетных началах; добровольность и заинтересованность всех участников процесса художественно-эстетического развития средствами хореографии; консультации, обсуждения, поиск и достижение консенсуса между педагогом и ребенком при решении задач художественно-эстетического развития средствами хореографии.
Рассмотрение партисипативного подхода в данном ключе отвечает логике художественно-эстетического развития старшего дошкольника, так как делается акцент на возможность активного и самостоятельного участия ребенка в процессе художественно-эстетического развития средствами хореографии, взаимодействия обучающихся друг с другом, с родителями и с преподавателем, организации работы в режиме диалога, воспитания чувства взаимоуважения и терпимости у формирующейся личности. Взаимодействие ребенка с миром звуков, произведений искусства, красотой окружающего мира, отражение впечатлений от этого взаимодействия в танце, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Отразить этот опыт необходимо и возможно в различных видах индивидуального или совместного с взрослым творчества
При реализации партисипативного подхода возможны идентификация и интериоризация базовых художественно-эстетических ценностных ориентаций старших дошкольников за счет взаимодействия (а не воздействие) между педагогом и детьми, выработки совместного решения поставленных художественноэстетических задач в области хореографии.
С позиций теоретико-методической ориентации мы рассматриваем старшего дошкольника как свободную и активную индивидуальность, стремящуюся к детерминации в результате общения с другими личностями, культурами, эпохами. Детерминация достигается в результате совместного участия и организации кооперативной художественно-эстетической деятельности ребенка с педагогом, рассмотрения задач художественно-эстетического творчества для выработки совместных решений, а также неформальной коммуникации и межличностном диалоге, основанных на паритетных началах.
В качестве альтернативы традиционным методам, использующим авторитарный стиль обучения, перспективность использования партисипативного подхода заключается в возможности организовать открытое и свободное взаимодействие всех участников процесса художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами хореографии по типу диалога. «Соучастие» устраняет психологические барьеры и предполагает свободу общения, позволяет учитывать индивидуальность обучаемого, предоставляет возможность развивать творческое мышление и сформировать эстетические компетентность и потребность старшего дошкольника в художественно-эстетическом развитии [2].
В анализе художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами хореографии мы выделяем и уделяем внимание партисипативному подходу, так как он наделяет общение следующими необходимыми чертами: 1) добровольное и активное участие всех участников творческого процесса в выработке и принятии решения; 2) учет личностных особенностей и индивидуальности каждого ребенка; 3) взаимодополнение творческих способностей и нравственных ценностей старших дошкольников; 4) осведомленность в области художествен-
но-эстетического развития средствами хореографии; 5) квалифицированная консультация педагогов-хореографов; 6) коллективная ответственность старших дошкольников; 7) оценка и осмысление полученных результатов общения.
Партисипативность направлена на установление взаимодействия между педагогом, ребенком и родителями в принятии и реализации совместных решений проблемы, связанной с художественно-эстетическим развитием старших дошкольников средствами хореографии, при субъектно-субъектных отношениях в образовательном процессе. Партисипативность в принятии решений предполагает открытое взаимодействие, обсуждение, сотрудничество в выработке путей разрешения проблем художественно-эстетического развития совместными усилиями педагога и старших дошкольников, что способствует формированию личных целей и мотивов обучаемых, и как следствие повышает мотивацию на выполнение принятого решения.
Важная роль отводится особенностям организации процесса совместного принятия решения. Основываясь на работах Д. Геста, Е.Ю. Никитиной и др., мы полагаем, что партисипатив-ный подход обеспечивает следующее: 1) приведение педагогом в действие разработанной и скоординированной стратегии управления человеческими ресурсами при непосредственном и тесном взаимодействии с детьми и родителями; 2) выявление и определение художественно-эстетических и ценностных ориентаций старших дошкольников; 3) реализацию поставленных перед ними целей образования; 4) применение гибких педагогических технологий в сфере художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами хореографии; 5) подготовку будущих школьников к принятию самостоятельных и ответственных решений; 6) удовлетворённость от занятий хореографией.
Библиографический список
Организация процесса художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии обуславливает проведение непрерывного мониторинга качества полученных знаний и умений. Такой мониторинг может рассматриваться как диагностическая система, включающая диагностику качества знаний в области художественно-эстетического развития средствами хореографии; качества процесса дополнительного образования по основным видам хореографии (классический, бальный, народный и современный танец); качества содержания дополнительных образовательных программ в данной области. Именно дополнительное образование способно обеспечить динамичный и адекватный ответ запросам государства и общества. Вместе с тем сама система дополнительного образования должна быть модернизирована и перестроена для решения возникающих перед ней задач и проблем. Такое увеличение значимости дополнительного образования требует поднятия его статуса на государственном уровне, решения ряда вопросов организованного и методического характера в области художественно-эстетического развития.
Партисипативный подход способствует переосмыслению общей структуры организации процесса художественно-эстетического развития средствами хореографии, подготовке педагогов, специальной подготовке дошкольников к процессу восприятия, понимания информации, формирование у дошкольников понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом. Умелое использование партисипативного подхода в области художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии может стать эффективным, действенным средством, позволяющим воспитать разносторонне развитую, творческую и свободную личность.
1. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М., 2006.
2. Никитина, Е.Ю. Теория и методика формирования речевого этикета младшего школьника / Е.Ю. Никитина, Е.А. Зырянова. - М., 2011.
3. Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. Пособие / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004.
4. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. - Минск, 2004.
5. Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования. - Челябинск, 2000.
Bibliography
1. Nikitina, E.Yu. Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnihm obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnihe podkhodih: monografiya / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasjeva. - M., 2006.
2. Nikitina, E.Yu. Teoriya i metodika formirovaniya rechevogo ehtiketa mladshego shkoljnika / E.Yu. Nikitina, E.A. Zihryanova. - M., 2011.
3. Vilenskiyj, M.Ya. Tekhnologii professionaljno-orientirovannogo obucheniya v vihssheyj shkole: ucheb. Posobie / M.Ya. Vilenskiyj, P.I. Obrazcov, A.I. Uman; pod red. V.A. Slastenina. - M., 2004.
4. Zhuk, A.I. Aktivnihe metodih obucheniya v sisteme povihsheniya kvalifikacii pedagogov: ucheb.-metod. posobie / A.I. Zhuk, N.N. Koshelj. -Minsk, 2004.
5. Nikitina, E.Yu. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k upravleniyu differenciacieyj obrazovaniya. - Chelyabinsk, 2000.
Статья поступила в редакцию 21.03.13
УДК 378.02.372.8 Kornilova O.S. BILINGUALS AND FOREIGN LANGUAGES. Work with bilinguals, in what difficulty of training is shown a foreign language, the interference reasons, approximate exercises for elimination of a phonetic interference. It is important to know a contingent bilingual people to eliminate a phonetic interference at subordinative bilinguals with native language domination.
Key words: bilingualism, coordinative bilingualism, subordinative bilingualism, an interference, palatalisation, geminates.
О.С. Корнилова, канд. фил. наук, профессор-наставник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
БИЛИНГВЫ И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
В статье показана работа с билингвами, рассмотрены трудности обучения иностранному языку причины интерференции, примерные упражнения для устранения фонетической интерференции. Обоснована необходимость знания контингента билингвов для устранения фонетической интерференции у субординативных билингвов с доминированием родного языка.
Ключевые слова: билингвизм, координативный билингвизм, субординативный билингвизм, интерференция, палатализация, геминаты.