Научная статья на тему 'Содержательные и структурные характеристики художественно-педагогической культуры учителя*'

Содержательные и структурные характеристики художественно-педагогической культуры учителя* Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1205
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизация образования / гуманистическая направленность личности / эстетический тезаурус / художественно-педагогическая культура / аксиология творчества / акмеология / профессионализм учителя / teacher's professionalism / humanization of education / humanistic directivity of the personality / aesthetic thesaurus / art-pedagogical culture / axiology of creativity / acmeology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких З. И.

Искусство играет важную роль в системе гуманизации высшего педагогического образования, в формировании эстетического тезауруса и гуманистической направленности личности будущего специалиста. Художественно-педагогическое образование является необходимым источником аксиологических и акмеологических установок учителя. Интеграция знаний о человеке и искусстве позволяет студентам сформировать целостное представление о мировой художественно-педагогической культуре и осознать ценности и смыслы национальных культурных традиций. В статье анализируются содержание и структура художественно-педагогической культуры учителя, описываются различные аспекты изучения данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIAL AND STRUCTURAL CHARACTERISTICS OF TEACHER'S ART-PEDAGOGICAL CULTURE

The art plays an important role in the system of humanization of higher pedagogical education, in the formation of aesthetic thesaurus and humanistic directivity of the future specialist's personality. Artpedagogical education is a source of teacher‟s axiological and acmeological settings. The integration of knowledge about the man and art allows the students to form a whole image of world art-pedagogical culture and to realize more deeply values and senses of national cultural traditions. This article contains analysis of substance and structure of teacher's art-pedagogical culture, description of the different aspects of the research of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Содержательные и структурные характеристики художественно-педагогической культуры учителя*»

УДК 371

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

_ _ _ _ _______ _ _ *-* _ _ __ _______ л

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

© 2008 З. И. Гладких

канд. пед. наук, доцент каф. методики преподавания музыки и изобразительного искусства

Курский государственный университет

Искусство играет важную роль в системе гуманизации высшего педагогического образования, в формировании эстетического тезауруса и гуманистической направленности личности будущего специалиста. Художественно-педагогическое образование является необходимым источником аксиологических и акмеологических установок учителя. Интеграция знаний о человеке и искусстве позволяет студентам сформировать целостное представление о мировой художественно-педагогической культуре и осознать ценности и смыслы национальных культурных традиций. В статье анализируются содержание и структура художественно-педагогической культуры учителя, описываются различные аспекты изучения данного феномена.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманистическая направленность личности, эстетический тезаурус, художественно-педагогическая культура, аксиология творчества, акмеология, профессионализм учителя.

В современных условиях возрастает роль искусства в развитии культурного потенциала общества, что актуализирует проблему формирования художественной культуры личности, пронизывающую все ступени общего и профессионального образования. Горизонты и перспективы гуманизации образования во многом определяются степенью проникновения гуманистических ценностей, теорий и технологий искусства в систему профессиональной подготовки учителя. Значимость эстетической компетентности для профессионала объясняется тем, что искусство «пробуждает особую разновидность критического воображения и создает язык символической коммуникации, необходимый для складывания культуры любых институтов», «заставляет обращать внимание на качество, выразительность, живость и устройство среды» [Пахтер 2003: 52].

В соответствии с «Концепцией художественного образования в Российской Федерации», содержание художественного образования должно включать:

- формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

- формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

- формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов [Концепция... 2002: 85].

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационноуправленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, в том числе: усиление роли образовательной области «Искусство» на всех

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 06 - 06 - 00311а.

ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусства; повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта [Там же: 85-86]. В свете этих решений актуализируется проблема формирования художественно-педагогической культуры учителя в совокупности ее целевых, содержательных и процессуальных характеристик.

Художественно-педагогическая культура рождается в диалоге художественной и педагогической культур; с одной стороны, она реализует гуманистический потенциал искусства во всем многообразии его функций, а с другой - наполняет эстетическим содержанием педагогическую деятельность. На макроуровне художественнопедагогическая культура отражает лик страны и лик времени, поскольку она обусловлена социально-экономическими факторами, спецификой национального менталитета, господствующими художественно-эстетическими и педагогическими идеями эпохи и особенностями их реализации в государственной образовательной системе. Проявляется художественно-педагогическая культура и в конкретных профессиональных сообществах (например, в школе, колледже, университете), определяя место искусства в организации гуманитарной среды образовательного учреждения.

Важнейший уровень исследования художественно-педагогической культуры -личностный, так как учитель является ключевой фигурой образовательных систем и реформ. Художественно-педагогическая культура учителя произрастает на почве канона, традиций мировой художественно-педагогической культуры, впитывает энергию современных инновационных процессов в области педагогики искусства и синтезирует индивидуальный стиль художественно-педагогической деятельности.

Широта эстетического тезауруса личности, художественная образованность -эти качества, традиционно присущие российской интеллигенции, имеют особое значение для учителей и требуют внимания к развитию в системе непрерывного педагогического образования. В педагогике высшей школы художественная образованность рассматривается как «существенное и неотъемлемое достояние современного специали-ста-интеллигента», поскольку эта область человеческой деятельности «развивает универсальные творческие способности, служит средством многостороннего воспитания, пробуждает продуктивное мышление, способность к подлинному общению, обогащает интуицию и развивает сферу чувств» [Сластенин 2004: 46]. С усилением технократических тенденций в современной культуре и образовании значимость художественнопедагогической подготовки учителей будет только возрастать.

В процессе интериоризации личностью педагога гуманистического потенциала, ценностей и технологий искусства, в результате накопления опыта художественнопедагогической деятельности и наполнения ее личностными и профессиональными смыслами формируется художественно-педагогическая культура учителя. Данный феномен понимается нами как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение художественно-педагогических ценностей и технологий.

При изучении феномена художественно-педагогической культуры учителя необходимо учитывать диалектику общехудожественного и педагогического, а также детерминированность художественно-педагогической культуры закономерностями и свойствами культуры в целом. Теоретическую основу нашего исследования составляют труды В.А. Сластенина и представителей его научной школы, в частности концепция И.Ф. Исаева - трехкомпонентная модель профессионально-педагогической культуры [Исаев 1993]. Рассмотрим специфику проявления аксиологического, технологического

и личностно-творческого компонентов в содержании художественно-педагогической культуры учителя.

Аксиологический компонент включает совокупность гуманистических ценностных ориентаций, педагогических и художественных ценностей, эстетическое отношение к искусству, осознание целостности мировой художественной культуры и много-ликости ее исторических и национальных моделей, понимание приоритета отечественной культуры в становлении эстетического тезауруса личности, необходимости этической доминанты в системе оценки явлений художественной культуры, признание незаменимой роли искусства в культуре детства и совершенствовании профессиональной культуры учителя, ориентацию на змпатию и сотворчество, на диалогические, субъект-субъектные отношения в процессе эстетического воспитания школьников, установку на самоопределение, самообразование, саморазвитие в сфере художественнопедагогической культуры.

Технологический компонент образуют устная и письменная, народная и академическая традиции эстетического воспитания и художественного образования, канонические и инновационные формы художественно-педагогической культуры, техника решения типовых и оригинальных художественно-педагогических задач, опыт системной организации и планирования учебной и внеклассной работы по эстетическому воспитанию школьников, мастерство интерпретации художественной информации и адаптации ее для детской аудитории, приемы использования художественных средств в развивающих технологиях образования, в целях гуманизации школьной среды, культура речи и общения в художественно-педагогическом процессе, практика диагностики и прогнозирования эстетического развития школьников, техника рефлексии с целью анализа и корректировки художественно-педагогической деятельности, повышения ее эффективности и гарантированности результатов.

В личностно-творческом компоненте соединяются свойства индивидуальности (независимость суждений, принципиальность, целеустремленность, сензитивность, артистичность), интеллектуальные способности (оригинальность, гибкость, беглость, критичность, ассоциативность, продуктивность, метафоричность мышления, гармония рационального и интуитивного), художественно-эстетический опыт личности (сенсорная культура, богатство эмоциональных модальностей, общехудожественная эрудиция, знание универсальных эстетических законов, навыки эстетической деятельности), художественные способности, проявляющиеся в процессе восприятия, переживания, оценки и создания художественных образов, а также художественно-педагогические способности, реализующиеся в творческом подходе к планированию и решению художественно-педагогических задач, в создании собственного стиля художественнопедагогической деятельности.

Содержательные и операциональные характеристики компонентов художественно-педагогической культуры зависят от специализации и квалификации учителя, что дает основания для разделения художественно-педагогической культуры на общую и профессиональную. Развитие профессиональной ветви художественнопедагогической культуры осуществляется в условиях специального художественнопедагогического образования, профили которого соответствуют различным видам искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, хореография). Естественно, в данной сфере особое внимание уделяется технологическому и личностно-творческому компонентам. Аксиологический компонент художественно-педагогической культуры выполняет системообразующую функцию, его содержание универсально и не находится в прямой зависимости от специализации учителя. Общее художественнопедагогическое образование получают студенты всех факультетов педагогических учебных заведений; и для «физиков» и для «лириков» искусство выступает незамени-

мым фактором воспитания гуманистической направленности личности, формирования ее ценностных ориентаций, духовного наполнения профессиональной культуры.

Размышляя о духовно-нравственном воспитании средствами искусства, В.В. Ме-душевский отмечает высокую и ответственную миссию в этом процессе личности педагога: «Уроки искусства оказываются художеством над художеством: из светлых озарений искусства или из сгустков злобы, из соответствующих комментариев учитель лепит душу учащихся. Такова данная учителю великая мера власти. Но также и ответственности!» [Медушевский 2001]. Соответствующий своему предназначению педагог выступает в роли медиатора, посредством которого в духовный мир учащихся транслируются непреходящие культурные ценности, категории Истины, Добра, Красоты, Совести, Веры, Духовности, Человечности. Заметим, что в гуманистической традиции именно духовный потенциал человеческой деятельности определяет ее ценность и смысл, а единство эстетического и этического выступает обязательным требованием к процессу и результату педагогического и художественного творчества.

Примеры служения делу жизни и высочайшей требовательности к качеству своего труда, почерпнутые из биографий выдающихся мастеров искусств, содержат ключи к исследованию феноменологии профессионализма, являются источниками профессиональной акмеологии. Для характеристики личности, достигшей высокого уровня профессионального мастерства в самых различных областях человеческой деятельности, издавна используется понятие «художник», ассоциирующееся со следующими определениями: «искусный», «умелый», «опытный», «сведущий», «знающий». Сущность гуманистической и технократической парадигм человеческой деятельности сконцентрирована в искусствоведческих терминах «моцартианство» и «сальеризм». В искусстве, образовании и науке наших дней очевидно доминирование второго начала над первым, и в преодолении ремесленнических тенденций состоит сложнейшая в условиях тотальной коммерциализации задача профессиональной педагогики.

В профессиональном сознании учителя художественные образы тесно переплетаются с информацией о влиянии искусства на развитие личности. Тезаурус современного педагога должен вмещать не только интонации художественных произведений различных стилей и жанров, но и теоретические и технологические основы реализации гуманистических функций искусства: эстетической, воспитательной, социально- и лич-ностно-преобразующей, ценностно-ориентационной, познавательно-эвристической, канонической, семиотической, информационной, коммуникативной, гедонистической, суггестивной, компенсаторной, психотерапевтической.

Развитие художественно-педагогической культуры детерминируется чередованием различных фаз, и каждой стадии этого развития свойственна определенная доминанта. Так, на довузовском этапе важнейшей задачей является развитие общей культуры, художественной эрудиции, нравственно-эстетических ценностей, коммуникативных способностей будущего педагога. Для послевузовского этапа ведущей является профессионализация художественно-педагогического мышления и деятельности с ориентацией на системное видение художественно-педагогических задач, на гуманистические ценности художественной культуры, установка на художественное самообразование и самовоспитание. Вузовский этап характеризуется тенденцией к овладению системой художественно-педагогических знаний, технологией художественнопедагогической деятельности, развитием личностной и профессиональной культуры будущего учителя.

Студенты-первокурсники приходят в вуз с определенной системой взглядов на мир, на искусство. Характерная черта этих взглядов - противоречие между признанием огромных возможностей художественных произведений в их воздействии на человеческую личность и недооценкой искусства как образовательной области. Прагматизация

современного образования отодвинула предметы искусства в школе на второй план. Для большинства студентов уроки музыки, изобразительного искусства в школе были неинтересными, общение с искусством за пределами школы происходило, как правило, спонтанно, в пассивных формах художественной деятельности и заключалось по преимуществу в прослушивании аудиозаписей популярной музыки.

Проблемы другого рода возникают со студентами, обучавшимися в музыкальных школах и школах искусств. В свое время эти студенты были ориентированы на совершенствование исполнительских навыков, поэтому в структуре их художественнопедагогической деятельности изначально существует дисбаланс между художественноэстетическим и психолого-педагогическим компонентами. Поэтому проблема формирования художественно-педагогической культуры учителя приобретает актуальность уже на довузовском этапе, и в процессе профессионального образования студентов необходимо реализовать компенсаторные, адаптационные и развивающие функции художественно-педагогического образования.

На становление художественно-педагогической культуры учителя влияет не только система образования в вузе, но и среда, в которой проходит жизнь и деятельность личности. Целенаправленному художественно-эстетическому развитию будущего педагога в системе высшего профессионального образования противостоят стихийные воздействия телевидения, радио, прессы, видео- и аудио-продукции. Коммерциализация искусства, средств массовой информации, принявшая в последние годы небывалые размеры и антиэстетический, антигуманный характер, не могла не сказаться на вкусах современной молодежи. Анализ динамики ценностных ориентаций студентов, позволяет говорить о необходимости приоритета влияния на будущего учителя со стороны педагогической системы вуза с целью обеспечения более эффективного руководства взаимодействием студенческой молодежи и художественной среды.

Все ступени художественно-педагогического образования учителя объединяют преемственные связи; уровень художественно-педагогической культуры в каждой фазе развития зависит от состояния предшествующей подготовки и предопределяет динамику последующих стадиальных изменений. В условиях синкретической художественнопедагогической деятельности (учебной, практической, научной) одни компоненты художественно-педагогической культуры могут находиться на начальной ступени, другие в фазе репродукции, третьи на стадии полноценного развития, в индивидуально присвоенном виде. Таким образом, процесс формирования художественно-педагогической культуры учителя - отнюдь не прямолинейное движение; в реальности он сложен, характеризуется переплетением различных тенденций, возвратным движением, многократным повторением и т. д.

На основе результатов исследований процесса музыкально-педагогической подготовки студентов, проводившихся на базе факультета искусств и факультета педагогики и психологии Курского государственного университета, нами выявлены общее и особенное в становлении музыкально-педагогической культуры будущих учителей музыки и начальных классов. Каждый этап музыкально-педагогической подготовки будущего учителя имеет свои особенности, которые проистекают из задач музыкальнопедагогического образования в вузе. Движение осуществляется от первоначального ознакомления с большим количеством фактологического материала в области исторического, теоретического и педагогического музыкознания, восприятия разнообразной художественно-эстетической, звуковой информации к установлению связей между объектами музыкально-педагогической культуры и далее - к переводу знаний, умений и навыков на уровень универсальных гуманистически ориентированных технологий обучения.

Содержание музыкально-педагогической подготовки учителя представляет со-

бой целостную многофункциональную систему, в которой активно взаимодействуют художественно-эстетический и психолого-педагогический элементы, человековедение и искусствознание. В структуре музыкально-педагогического образования студентов нами определены следующие компоненты: музыкально-теоретический, музыкальноисторический, музыкально-исполнительский, методологический, технологический и практический. Данное деление условно, поскольку все компоненты тесно взаимодействуют в системе формирования музыкально-педагогической культуры учителя.

Динамика развития музыкально-педагогической культуры учителя зависит от следующих ведущих факторов: природных задатков, степени развития музыкальных способностей; полноты и адекватности музыкальных знаний, умений и навыков; особенностей мотивации музыкально-педагогической деятельности студентов. Музыкально-педагогическая культура будущих педагогов формируется в различном количественном и качественном соотношении данных факторов и проявляется в эстетическом отношении к музыке как виду искусства и средству воспитания.

Внутри эстетического отношения к музыкальному искусству выделяются три компонента: эмоциональный, когнитивный и креативный. Эмоциональный компонент реализуется через систему эмоциональных связей личности с музыкой, что выражается в яркости и полноте эмоций, чувств в процессе восприятия музыкального искусства. Когнитивный компонент характеризуется системой связей, формирующихся на основе художественно-эстетического тезауруса, интонационного запаса, знаний о музыке. Креативный компонент выражается в творческой самореализации личности в музыкальном искусстве. Основными направлениями музыкально -эстетического развития студентов являются выявление и реализация творческого потенциала личности будущего педагога, обеспечение баланса эмоционального и интеллектуального, постепенное восхождение от автономных психолого-педагогических и художественно-эстетических знаний и навыков к их системе, к интеграции и гармонизации наук об искусстве и человеке.

Процесс музыкально-педагогического образования студентов связан с развитием мотивационной сферы будущего учителя, обогащением ее профессиональными интересами и потребностями. Формирование профессиональной направленности личности студента предполагает специальную организацию музыкально-педагогической деятельности, стимулирующей проявление самостоятельности, творческой активности и инициативы в овладении комплексом музыкально-педагогических знаний, умений и навыков как компонентом профессионального мастерства учителя начальных классов.

Потребность в овладении музыкально-педагогической культурой приобретает для будущего учителя личностный смысл тогда, когда студент осознает важность данного фактора в совершенствовании профессионального мастерства. Детерминируя формирование потребностей в музыкальном образовании и самообразовании, музыкально-педагогическая деятельность оказывает существенное влияние на личностное и профессиональное становление будущего учителя. Результаты нашего исследования музыкальной культуры студентов и работающих педагогов дают основания утверждать, что существует соответствие между уровнем музыкально-эстетического развития личности и степенью сформированности профессионально-педагогической культуры учителя начальных классов.

Источником музыкально-эстетического развития личности будущего учителя являются потребности, установки, мотивы, формирующиеся в музыкальнопедагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к музыкальнопедагогической деятельности предполагает убежденность в универсальности гуманистического потенциала искусства, личностное приятие музыки, активное стремление будущего учителя к включению музыкального искусства в учебно-воспитательный

процесс, заинтересованность в музыкально-эстетическом развитии школьников, намерение обогащать свой методический багаж и технологию художественнопедагогической деятельности, установку на развитие своих творческих способностей и художественной эрудиции, потребность совершенствовать навыки восприятия, исполнения, сочинения и оценки музыки. Недостаточно развитая мотивация музыкальнопедагогической деятельности студентов часто связана с неуверенностью в своих творческих силах. Отсюда проистекает задача преподавателей по выявлению сильных сторон индивидуальности студента и организации на этой основе ситуации успеха, где будущий учитель сможет проявить наиболее сильные стороны своей личности.

Создание условий для самоопределения личности в культуре предполагает учет образовательных потребностей студентов и создание на этой основе многоуровневого музыкально-педагогического образования. Проблема индивидуализации музыкальнопедагогической подготовки учителя приобретает большую актуальность, с одной стороны, вследствие реализации государственных стандартов высшего профессионального образования, а с другой - в связи с сокращением в учебных планах аудиторных часов на предметы художественно-эстетического цикла, в том числе и связанные с музыкой. Среди условий преодоления противоречия между индивидуализацией и стандартизацией образования необходимо отметить следующие: вариативность содержания музыкально-педагогической подготовки; учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей студентов, уровней музыкального развития и профессиональной направленности музыкально-педагогической деятельности; установление преемственности между этапами музыкально-педагогического образования; внедрение инновационных технологий музыкального обучения (в том числе с использованием мультимедийных средств, Интернет-ресурсов); последовательное и систематическое развитие творческой индивидуальности будущего педагога в разнообразной музыкально-педагогической деятельности.

Творческая парадигма образования ориентирует процесс художественнопедагогической подготовки на развитие таких показателей креативности, как «оригинальность, гибкость, чувствительность к проблемам, самостоятельность, независимость, открытость, спонтанность» [Сластенин 2004а: 150]. Установка на постоянное самооразвитие чрезвычайно важна для человека педагогической профессии, имеющей творческую сущность. Моделируя траектории личностного и профессионального развития, будущий учитель должен понимать, что педагогическая культура - «не достижение некоего уровня компетентности, а состояние самообновления собственной куль-туросообразности и культурной идентичности в постоянно меняющемся образовании», «не просто умение найти наилучшую культурную норму, а скорее стремление испробовать все новые и новые культурные образцы» [Крылова 2000: 205]. В данном контексте художественная культура личности служит фактором творческой самореализации учителя, источником его педагогических инноваций.

В процессе художественно-педагогической деятельности на уровнях личностных свойств, отношений и действий синтезируются психолого-педагогический и художественно-эстетический компоненты профессиональной культуры учителя, развиваются культура речи и общения, сенсорная и моторная активность, фантазия, воображение, инициативность, что значимо для становления профессионализма учителя в единстве его мотивационно-ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов, а также повышения конкурентоспособности субъектов профессиональнопедагогической деятельности. Это позволяет рассматривать художественнопедагогическую культуру как способ творческой самореализации личности, меру личностно-профессионального развития и показатель педагогического мастерства, путь становления акме учителя.

Библиографический список

1. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. - М.-Белгород, 1993.

2. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2GG2. - № 2. - С. 84-86.

3. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М. : Народное образование, 2000.

4. Медушевский, В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства / В. В. Медушевский // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). - 2GG1. -№ 6. - С. 12-2G.

5. Пахтер, М. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке : Пер. с англ. / М. Пахтер, Ч. Лэндри. - М. : Классика-XXI, 2GG3. - 96 с.

6. Сластенин, В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2GG4. - № 1. - С. 43-49.

7. Сластенин, В. А. Человек творческий как цель воспитания / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Ученые записки Курского государственного университета. - 2004а. -№ 1. - С. 148-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.