Научная статья на тему 'Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки как ориентир совершенствования профессиональной подготовки студентов'

Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки как ориентир совершенствования профессиональной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7646
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная педагогика / профессиональная подготовка студентов / методика музыкального образования / musical pedagogics / students professional training / methods of musical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девяткина Е. Б.

Статья посвящена вопросам обусловленности профессиональной подготовки студентов характером и содержанием музыкально-педагогической деятельности учителя музыки, которая разворачивается в современном контексте массового музыкального и художественно-эстетического образования, определяется социокультурными условиями, уровнем развития музыкально-педагогической теории и практики, ведущей методической мысли и передового опыта. Акцент в статье сделан на эстетической составляющей массового музыкального и профессионального музыкально-педагогического образования, актуализация которой обусловливает необходимость разработки адекватных педагогических условий для ее реализации в процессе методической подготовки будущего учителя музыки. В статье также рассматриваются связь методики музыкального образования с эстетикой, выступающей в качестве методологической основы учебной дисциплины, а также некоторые практические пути реализации эстетической составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TEACHER OF MUSIC‟S MUSICAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A GUIDING LINE OF STUDENTS‟ PROFESSIONAL TRAINING PERFECTION

The article is devoted to the problems of students‟ professional training conditionality by the character and contents of a teacher of music‟s musical-pedagogical activity which is developing in the contemporary context of mass musical and artistic-aesthetic education and is determined by socialcultural conditions, the level of musical-pedagogical theory and practice development, the leading The emphasis is placed on the aesthetic constituent of the mass musical and professional musicalpedagogical education, the organization of which determines the necessity of the adequate pedagogical conditions elaboration for its realization in the process of a future teacher of music‟s The relationship between musical education methods and aesthetics which is the methodological basis of a subject is also considered in the article; and some practical ways of the aesthetic constituent of a methodical idea and advanced experience. methodic training. future specialist‟s professional training realization.

Текст научной работы на тему «Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки как ориентир совершенствования профессиональной подготовки студентов»

УДК 78

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КАК ОРИЕНТИР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

© 2008 Е. Б. Девяткина

старший преподаватель кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства

Курский государственный университет

Статья посвящена вопросам обусловленности профессиональной подготовки студентов характером и содержанием музыкально-педагогической деятельности учителя музыки, которая разворачивается в современном контексте массового музыкального и художественно-эстетического образования, определяется социокультурными условиями, уровнем развития музыкально-педагогической теории и практики, ведущей методической мысли и передового опыта.

Акцент в статье сделан на эстетической составляющей массового музыкального и профессионального музыкально-педагогического образования, актуализация которой обусловливает необходимость разработки адекватных педагогических условий для ее реализации в процессе методической подготовки будущего учителя музыки.

В статье также рассматриваются связь методики музыкального образования с эстетикой, выступающей в качестве методологической основы учебной дисциплины, а также некоторые практические пути реализации эстетической составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, профессиональная подготовка студентов, методика музыкального образования.

Многогранная и многоаспектная деятельность педагога-музыканта являлась предметом внимания исследователей на всех этапах развития отечественной музыкальной педагогики (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Безбородова, Л. В. Горюнова, Л. А. Рапацкая, Н. А. Терентьева и др.). Важные методологические положения содержатся в трудах выдающихся педагогов-музыкантов и деятелей искусства (Б. В. Асафьева, Л. А. Баренбойма, А. Б. Гольденвейзера,

Д. Б. Кабалевского, В. В. Медушевского, Г. Г. Нейгауза, Б. Л. Яворского и многих других).

Характеристика музыкально-педагогической действительности как «ребенок, музыка, преподавание музыки в их взаимодействии» (Э. Б. Абдуллин) позволяет наиболее ярко представить специфику профессии учителя музыки, которую определяют: 1) особенности ее «субъекта» (личность учащегося как субъект своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению); 2) особенности «объекта» (музыка и методика ее преподавания); 3) «продукт» (целостная личность школьника, характеризуемая такими интегративными качества-

ми, как музыкальная культура, духовная культура, творчество, креативность, музыкальность, эстетическое сознание и др.) [1, с. 47].

Ряд характеристик профессионально-педагогической деятельности может быть отнесен к педагогам любой специальности, но для учителя музыки как представителя профессии типа «человек - человек» в сочетании с типом «человек - художественный образ» (Е. А. Климов) они имеют особую значимость. Среди них такие, как многоплановость (многопрофиль-ность, разноплановость); духовный, духовно-практический характер; эмоциональная насыщенность; художественность; творческий характер; диалоговая форма взаимодействия субъектов образовательного процесса и др. Л. Г. Арчажникова выделяет в деятельности учителя музыки такие направления, как организационное, познавательное, эмоциональное, исследовательское [3].

Основываясь на мнении исследователей в области профессиональной деятельности учителя музыки, сделаем акцент на мысли о том, что ее специфику определяет сама музыка как искусство и отношения в системе «музыка - ребенок - учитель» (Л. В. Г орюнова).

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры, оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, обобщенно выражающее в звуковых образах существенные процессы жизни [6, с. 282], и в то же время является специфической формой эстетической деятельности.

Музыкальное образование часто определяется как «музыкальноэстетическое», чем подчеркивается его связь с эстетическим воспитанием и образованием: «Музыкальное воспитание как грань эстетического воспитания предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости, способности понимать и глубоко переживать содержание искусства. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности» [42, с. 5]. Определение «музыкальноэстетическое» воспитание и образование находит отражение и в формулировке традиционных принципов музыкального воспитания - принципа единства эмоционального и сознательного (рационального) и принципа единства художественного и технического [2; 15]; и в направленности многочисленных исследований на выявление возможностей музыки в эстетическом воспитании и развитии личности школьника; и в определении деятельности как «музыкально-эстетической»; и в наименовании школьных программ по музыке; и в проблематике и тематике различного уровня научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по вопросам музыкально-эстетического образования [17; 18; 28; 29; 30; 35; 39; 46; 47].

Исследованию проблем эстетического воспитания и развития личности школьника и будущего учителя, в том числе и учителя музыки, посвя-

тили работы философы, ученые, ведущие специалисты в области эстетики, педагогики (А. И. Буров, У. К. Брелов, В. Г. Бутенко, В. В. Ванслов, Т. А. Дельская, Д. Н. Джола, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко,

Г. С. Коротаева, Е. И. Коротеева, Б. Т. Лихачев, А. Н. Малюков ,

В. П. Матюхин, А. В. Моисеева, Л. А. Неменская, Л. Р. Обыскалова,

А. Ф. Павловский, Л. П. Печко, В. А. Разумный, Г. А. Рыжова, Т. Ф. Рязанова, Н. Н. Шевченко, Е. И. Юдина, Л. А. Ярулина).

Значение и дальнейшее развитие данного направления достаточно убедительно, на наш взгляд, подтверждается разнообразием современных подходов к исследуемой проблеме, которые можно проследить на примере тематики публикаций в журнале «Искусство и образование». Эстетическая культура личности (А. А. Веремьев, 2004), интеграция художественноэстетического воспитания (Е. Б. Спорышева, 2005), этико-эстетическая направленность художественного диалога в образовании (О. В. Бочкарева, 2006), философия музыки и музыкального образования в решении проблемы эстетического воспитания (Е. Н. Яковлева, 2006), аудиовизуальное творчество как художественно-эстетическая деятельность (Н. Ф. Хилько, 2006) и ряд других.

Эстетическая составляющая музыкального образования является одной из его методологических основ, обращение к ней можно найти в работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, Б. Л. Яворского,

A. А. Шеншина, Н. Я. Брюсовой, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого,

B. Н. Шацкой, М. А. Румер, Н. Л. Гродзенской, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Л. В. Горюновой, О. П. Радыновой, Л. В. Школяр, Н. А. Терентьевой, А. Н. Малюкова и др.

Эстетическая составляющая музыкального образования связывается с определением музыки как одного из видов искусства [6], ее природой и содержанием как эмоциональной оценкой мира с эстетических и нравственных позиций [40, с. 33], ролью музыкального искусства в процессе приобщения личности школьника к эмоциональнонравственному опыту человечества, воплощенному в музыке (Э. Б. Абдуллин) - Добру, Красоте, Человечности.

Эстетическая составляющая реализуется через идею преподавания музыки с опорой на природу искусства (Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и др.), его способность объединять людей, создавать всеобщность переживания и «умные эмоции» (Л. С. Выготский); направленность на всемерное развитие органов чувств и эстетических способностей, элементов художественно-эстетического сознания (А. В. Луначарский, Н. А. Терентьева, В. Н. Шацкая, А. А. Шеншин и др.); понимание специфики музыкальноэстетической деятельности как дополнения и целенаправленного расширения, и известного углубления реального общения людей (М. Каган); развитие эстетического восприятия и нравственно-эстетического отношения к

действительности, культуре как пути воспитания «человеческого в человеке» [12, с. 18].

Развивающиеся в последние десятилетия идеи гуманистической концепции образования в значительной степени актуализировали эстетическую составляющую музыкального образования. С учетом обусловленности содержания профессиональной деятельности учителя музыки социокультурными условиями, уровнем развития музыкально-педагогической теории и практики (О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. В. Школяр и др.) становится возможным выделить некоторые особенности современного массового музыкального образования как контекста профессиональнопедагогической деятельности педагога-музыканта:

. признание приоритетной идеи самоценности искусства, ее выдвижение в качестве ведущего принципа обучения;

. философско-эстетический, искусствоведческий характер содержания музыкального образования и подходов к трактовке музыкальнопедагогических проблем;

. реализация идей «педагогики искусства» с опорой на природу музыки и искусства в целом;

. актуализация эстетической составляющей, направленность на формирование эстетической культуры школьников;

. актуализация эмоционального компонента содержания художественноэстетического образования;

. развивающий характер, направленность на развитие музыкальнотворческих, художественно-эстетических способностей;

. реализация идеи урока музыки как урока искусства и творчества;

. внедрение методик и технологий, характерных для сферы искусства и творчества (художественный диалог, художественная мастерская, адекватная процессу художественного творчества учебная деятельность и др.) [17; 18; 23; 25; 28; 35; 38; 39; 46].

Эстетическая составляющая музыкального образования представлена на уровне основных нормативных документов и программных материалов, регламентирующих содержание и пути осуществления художественно-эстетического и музыкального образования в Российской Федерации, всех структурных элементов целостного образовательного процесса (целеполагания как прогнозирования результатов, принципов, содержания, методов и форм его организации).

Концепция художественного образования в Российской Федерации в качестве целей, задач и содержания художественного образования определяет следующие: повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании; формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов; создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории; формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов, формирование

адекватной эстетической оценки произведений различных видов искусства [20].

Федеральный компонент государственного стандарта образовательной области «Искусство» определяет цели, на достижение которых направлено изучение музыки:

1) на ступени начального общего образования - становление музыкальной культуры, воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к искусству [33];

2) на ступени основного общего образования - развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; воспитание эмоциональноценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся [34].

В содержании вариативных авторских школьных программ по музыке эстетическая составляющая музыкального образования получает конкретизацию на уровне целеполагания, содержания, методик и результата обучения школьников в следующих формулировках:

. художественно-образное, нравственно-эстетическое постижение

школьниками основных пластов мирового музыкального искусства (программа «Музыка», авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина);

. реализация позитивных традиций в области музыкально-эстетического воспитания, взгляд на музыку как с точки зрения ее эстетической ценности, так и с позиции ее универсального значения в мире (программа «Музыка», авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак);

. формирование отдельных элементов эстетического сознания (программа «Музыка», авторы Ю. Б. Алиев, Л. А. Безбородова, Е. В. Николаева, Б. С. Рачина, С. Л. Старобинский);

. художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры (программа «Русский фольклор», автор Л. Л. Куприянова);

. формирование умений школьников «расшифровывать» музыкальные образы-смыслы, понимать их как логику развития художественной идеи нравственно-эстетического, философского содержания (программа «Музыкальное искусство», авторы В. О. Усачева, В. А. Школяр, Л. В. Школяр).

Эстетическая составляющая музыкального образования реализуется в музыкально-педагогической теории и практике через традиционные и современные принципы и методы обучения: принцип единства эмоционального и сознательного, художественного и технического [2; 15]; эмоциональной насыщенности урока и учебного процесса; целостности, образности, интонационности (Л. В. Горюнова); преподавания музыки как живого образного искусства, проникновения в природу искусства и его закономерности, моделирования художественно-творческого процесса, деятельностного освоения искусства (Л. В. Школяр, В. А. Школяр,

В. О. Усачева); метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин); метод создания художественного контекста через «выходы» за пределы музыки (Л. В. Горюнова, Е. Д. Критская и др.); метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе (Е. В. Николаева); художественной игры (Г. С. Тарасов), метод диалога, образного сравнения и сопоставления, ассоциативного поиска, активизации воображения (Н. А. Терентьева, Р. Г. Шитикова); метод художественного, нравственно-эстетического, интонационно-стилевого постижения музыки (Е. Д. Критская и др.); метод «пройти путь композитора», «сочинение сочиненного» (В. О. Усачева, Л. В. Школяр и др.).

На содержательном уровне эстетический аспект музыкального образования определяет философско-эстетический и искусствоведческий характер тем школьных программ по музыке, таких как «Преобразующая сила музыки», «Современность в музыке» (Д. Б. Кабалевский); «Музыка и другие виды искусства», «Традиции и современность в музыке» (В. В. Алеев, Т. И. Кичак); «Образ человека в мировой музыкальной культуре», «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева), «Исследование проблемы «формы бытования музыки», «Погружение в проблематику музыкального театра», «Введение в проблему становления языка музыки» (В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр).

Эстетический аспект музыкального образования неразрывно связан с развивающим аспектом, который реализуется на основе основополагающего тезиса отечественной теории эстетического воспитания школьников о развивающем характере искусства, сформулированным А. В. Луначарским: «...под эстетическим

образованием надо понимать не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее» [19, с. 9].

В последние годы развивающий характер музыкального образования связывается не только с его направленностью на развитие традиционных базовых музыкальных способностей, представляющих комплекс музыкальности (по Б. М. Теплову), но, в значительной степени, с

развитием всех структурных компонентов личности учащегося, его созидательных качеств, музыкально-творческих, общехудожественных, эстетических способностей, таких как:

• образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; музыкальное восприятие и творческие способности; способности к сопереживанию; художественный вкус, интеллектуальная и эмоциональная сфера, творческий потенциал [33; 34];

• целостное художественное, образное, ассоциативное восприятие; художественно-образное и творческое мышление, эстетическое сопереживание, сотворческое восприятие искусства, фантазия, воображение, артистичность (Л. В. Горюнова, Н. А. Терентьева);

• эмоциональное переживание и ценностное отношение (А. Н. Малюков);

• художественное воображение, фантазия в процессе художественной игры (Г. С. Тарасов);

• способность к эмоциональному восприятию, суждению и оценке (Л. В. Школяр, В. О. Усачева);

• эмоционально-чувственная сфера, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазия, творчество (Л. Л. Куприянова);

• интуиция как способ художественного обобщения и познания музыки,

музыкальное и ассоциативное мышление, «внутренний слух» и «внутреннее зрение» детей (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,

Т. С. Шмагина, Н. А. Терентьева и др.).

Таким образом, приведенные материалы достаточно полно и конкретно, на наш взгляд, определяют все стороны профессиональной деятельности учителя музыки по осуществлению музыкального образования школьников как грани эстетического: концептуально-целевую, содержательную, методическую, технологическую и результативную.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: актуализация эстетической составляющей общего музыкального образования обусловливает ряд требований:

во-первых, к профессиональной компетентности учителя, проявляющейся через комплекс базовых знаний в области эстетики и теории эстетического воспитания, а также умений реализовывать их в собственной музыкально-педагогической деятельности;

во-вторых, к личностным профессионально значимым качествам учителя музыки, уровню его общей, эстетической и художественноэстетической культуры;

в-третьих, к профессиональной подготовке будущего специалиста, которая должна обеспечить необходимый уровень его готовности к профессиональной деятельности с учетом современных условий.

С учетом сделанных выводов и следуя логике изложения материала статьи, обратимся к профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта с целью выявления ее эстетической составляющей.

Направленность профессионального обучения учителя музыки на решение задач музыкально-эстетического воспитания и образования школьников, его связь с эстетикой как наукой об особенностях художественно-образного освоения мира отмечают большинство исследователей: О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Э. Б. Абдуллин, Л. А. Безбородова, Н. А. Ветлугина, Л. В. Горюнова, Н. Н. Гришанович А. В. Доросинская,

А. Н. Зимина, А. И. Катинене, А. В. Кенеман, В. А. Мачильский, М. С. Осеннева, М. Л. Паландишвили, В. С. Попов, О. П. Радынова, Л. А. Рапацкая, Т. И Степанова, Р. А. Тельчарова, П. В. Халабузарь, Л. В. Школяр и др.

Об актуальности проблемы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному образованию школьников как грани эстетического свидетельствует тематика научно-педагогических форумов различного уровня, многочисленных и многоаспектных современных исследований [7; 8; 10; 11; 13; 17; 18; 21; 22; 23; 28; 29; 30; 35; 36; 37; 41; 45; 46; 47]. Рассмотрим некоторые подходы к рассматриваемой проблеме.

Ученый-музыкант О. А. Апраксина определяет в качестве требований к методическим знаниям и умениям будущего учителя музыки следующие: понимание сущности музыкального искусства, его специфики и содержания; осведомленность в вопросах основных тенденций в области музыкальной эстетики, знание о разных точках зрения на музыкальное искусство [2, с. 5].

Л. Г. Арчажникова убеждена, что учитель музыки должен знать основные закономерности развития искусства как формы общественного сознания, отражающей жизнь с позиций народности, нравственноэстетического идеала художника; понимать сущность явлений музыкального искусства; уметь использовать в своей работе воспитательное воздействие музыки для формирования у учащихся высоких нравственных качеств, активной жизненной позиции. Автор придает особо важное значение эмоциональному направлению в профессиональной деятельности учителя музыки, связывает его со способностью чутко реагировать на все прекрасное в жизни и искусстве, формировать чувство красоты у учащихся, поддерживать у них увлеченность музыкальным искусством [3; 4].

Э. Б. Абдуллин в содержании курса методики выделяет подготовку педагога-музыканта к реализации личностно-значимого, художественноэстетически направленного содержания массового музыкального образования. В программу методической подготовки включены темы, раскрывающие функции музыкального искусства, его место и роль музыкального образования в системе художественного, эстетического воспитания учащихся, содержание и специфику художественно-педагогической деятельности учителя музыки [1].

Л. А. Безбородова в задачи курса «Методика преподавания музыки в начальной школе» включает следующие: обеспечение профессиональной

готовности учителя начальных классов к осуществлению эстетического воспитания учащихся средствами музыкального искусства; раскрытие сущности, специфики музыки как средства воспитания, духовного обогащения личности человека [5].

Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман рассматривают теорию музыкального воспитания ребенка как систему научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания нравственно-эстетических чувств в процессе приобщения его к музыке [9, с. 3]. В качестве методологической основы теории музыкального воспитания дошкольников авторы выделяют области знаний (науки) и сферы исполнительства, среди которых важное место занимает эстетика и музыкальная эстетика, теория эстетического воспитания, изучающая процесс формирования эстетического отношения к окружающему миру, специфику отражения и познания его средствами музыки, своеобразие эстетического переживания детей [9, с. 21].

Л. В. Горюнова в качестве проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе называет отсутствие в сознании студента целостной картины развития музыкального искусства, его связи с жизнью и другими видами искусства ввиду недостаточного внимания к воспитанию у будущего учителя общей художественной культуры, его знакомству с различными видами искусства, их спецификой, что затрудняет овладение методами формирования такой культуры у детей [11].

Л. В. Горюнова, А. В. Доросинская, В. А. Мачильский,

Т. И. Степанова основой модели музыкально-педагогической подготовки будущего учителя считают следующие принципиальные положения: формирование эстетического отношения к действительности; представления о воспитательной силе искусства и овладение конкретными методическими приемами ее осуществления; накопление опыта в художественной деятельности, обогащение культуры восприятия как ядра художественной культуры, развитие способности к эмоциональному, личностному осмыслению произведения искусства.

Круг фундаментальных знаний и умений будущего учителя, определенных авторами, включает в себя построение педагогического процесса на духовном общении с учениками и с живым искусством; умение в любых формах общения с искусством выйти самому и вывести детей на сущность искусства - одухотворенного человека, его внутренний мир.

А. Н. Зимина также рассматривает предмет теории и методики музыкального воспитания детей с опорой на музыку как вид искусства, включает в содержание курса методики такие элементы, как приобщение ребенка к прекрасному через музыкальные образы; переживания детей, возникающие при активном контакте с музыкальным искусством воспитание эстетических свойств личности ребенка (художественного вкуса, потребностей в прекрасном) [16, с. 20-21].

М. С. Осеннева и Л. А. Безбородова подчеркивают взаимную согласованность методики с эстетикой, ссылаясь на положение о том, что «точками соприкосновения с указанными научными областями являются концептуальные положения об эстетической сути музыкального искусства и его значения в музыкально-эстетическом развитии школьников [26,

С. 151]. Требования к результативной стороне методической подготовки студентов, их знаниям и умениям включают: понимание эстетической сути музыкального искусства и его значения в музыкально-эстетическом развитии школьников, исходя из понимания эстетики как науки об особенностях художественно-образного освоения мира, о специфическом проявлении ценностного отношения человека к искусству и художественной деятельности; осуществление музыкального воспитания в соответствии с методологической основой, которую составляют эстетика, музыкознание, психофизиология, педагогика, теория и методика музыкального воспитания.

О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Паландишвили в число наук, составляющих теоретические (методологические) основы методики музыкального воспитания детей, включают: эстетику, одну из сфер которой составляет изучение художественной деятельности людей; музыкознание (науку о музыке, рассматривающую ее в теоретическом и историческом плане, как особую форму художественного познания); музыкальную психологию (изучающую развитие «музыкальности», музыкальной одаренности); музыкальную социологию (исследующая конкретные формы существования музыки в обществе) и другие науки [32, с. 4].

П. В. Халабузарь и В. С. Попов в качестве цели методической подготовки определяют профессиональное развитие будущих специалистов в области музыкально-эстетического воспитания и образования школьников. Авторы рассматривают музыкальное воспитание как грань эстетического, предусматривающую формирование эмоциональной отзывчивости, способности понимать и глубоко переживать содержание искусства. Основные подходы к преподаванию курса включают связь методики с эстетикой, опору на междисциплинарные связи в осуществлении анализа любой педагогической проблемы как методологической основы курса [42, с 5].

Л. А. Рапацкая связывает проблему профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта с задачами эстетического воспитания школьников, определяет формирование художественной культуры будущего учителя музыки как одну из важнейших задач музыкально-педагогического образования.

Л. В. Школяр рассматривает педагогическую деятельность в контексте педагогики искусства (Б. М. Неменский, Л. В. Горюнова и др.), в частности, музыкальной педагогики массовой школы, выделяет проблему методической грамотности. Основные позиции автора в отношении преподавания курса «Методика музыкального воспитания» сводятся к следующему: понимание методики музыкального образования как «системы про-

блем, связанных одним основанием - преподавание музыки как живого искусства»; определение содержания методики, ее эффективности как результат анализа содержания предмета и адекватности методики содержанию изучаемого предмета, что «напрямую вытекает из научного положения, согласно которому сам метод изучения объекта определяется содержанием исследуемого объекта» [25, с. 56]; реализация методики преподавания музыки как искусства, основывающегося на принципах и методах, адекватных природе искусства [Там же, с. 7].

Ряд авторов при разработке концепции профессиональной подготовки и деятельности учителя музыки в общей структуре его квалификационных характеристик отводят значительную роль в этом процессе культуре личности - эстетической, художественно-эстетической, эмоциональной, общей (Н. Н. Гришанович, Т. Д. Суслова, Р. А. Тельчарова и др.).

Так, Н. Н. Гришанович в числе наиболее важных качеств учителя музыки, наряду с исполнительскими, волевыми, выделяет эстетическую культуру, которая «предполагает не только сформированные идеалы, интересы, вкусы, умения, навыки и потребности, но и способность передавать эстетические знания, впечатления, эстетическое отношение другим, т. е. отдавать» [37, С. 14].

Р. А. Тельчарова связывает проблемы решения задач музыкальноэстетического воспитания школьников и совершенствование подготовки учителей музыки, формулирует цель вузовской подготовки будущего специалиста как становление и развитие музыкально-эстетической культуры педагога-музыканта как основы для реализации им главной цели школьной программы «Музыка». Автор считает музыкально- эстетическую культуру личности учителя музыки одним из главных показателей его готовности к профессиональной деятельности, рассматривает ее как часть его общей духовной культуры, в которой «.. .как бы выражается способность воспринимать и творить мир музыки не только по технологическим законам музыкального искусства, но и в соответствии с нормами эстетического отношения, соприкасающимися с красотой, совершенством, гармонией» [37]. Структуру музыкально-эстетической культуры личности учителя музыки исследователь представляет двумя ее основными компонентами: музыкальной деятельностью и музыкальным сознанием.

Т. Д. Суслова, исследуя проблему профессиональных основ художественно-эстетической культуры учителя, считает, что «профессиональнопедагогическая деятельность учителя в нынешней ситуации должна характеризоваться художественно-эстетической компетентностью как одной из характеристик представителя интеллигенции» [36, С. 153].

Вышеназванные и некоторые другие авторы определяют ряд путей для решения проблемы подготовки будущего учителя к эстетическому образованию школьников, среди которых назовем следующие:

• актуализация эстетической составляющей профессионального образования, развитие элементов эстетического сознания студентов в рамках всех дисциплин специальной предметной подготовки;

• реализация принципа «эстетизации» целостного образовательного процесса подготовки будущего специалиста;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• получение студентом знаний не только в области музыки, но и в области эстетики, истории, литературы, живописи, театра и кино; овладение навыками анализа разнообразных явлений художественной культуры;

• необходимость обращения не только к музыкально-технологической стороне творчества, но и к эстетико-художественной, связанной с передачей ученику собственного опыта художественного осмысления жизни;

• введение спецкурсов или спецсеминаров с обобщенным эстетическим содержанием и искусствоведческой проблематикой, рассматривающих закономерности художественной культуры сквозь призму идей программы «Музыка»;

• включение и всестороннее изучение в курсах философии и эстетики тем, освещающих специфику содержания и формы в музыкальном искусстве, социологию и эстетику музыки и т. д.

Тематика исследований, научных публикаций по проблемам профессиональной подготовки учителя музыки, а также передового педагогического опыта учебных заведений высшего и среднего звена демонстрирует многосторонность подходов к совершенствованию процесса профессионального обучения будущего специалиста, конечной целью которого является формирование его готовности к профессиональной деятельности учителя музыки в общеобразовательном учреждении.

Тем не менее в тех же исследованиях авторы выявляют продолжающие оставаться актуальными противоречия:

• между философско-эстетическим, музыкально-эстетическим, духовноценностным характером содержания массового музыкального образования и предметно-содержательным, обособленно-узкоспециальным характером профессиональной подготовки;

• между комплексным подходом в преподавании предметов искусства в школе и автономностью учебных дисциплин профессиональной подготовки;

• между активными формами деятельностного постижения искусства школьниками на основе проблематизации содержания и «знаниевым», информационно-иллюстративным с преобладанием вербализации подходом в профессиональной подготовке и ряд других;

• между деятельностной, ситуационно-личностной природой гуманистических образовательных технологий и сохраняющимися в системе подготовки учителя технократическими установками;

• между повышением роли учителя в реализации эстетической составляющей музыкального образования и отставанием системы профессиональной подготовки в формировании его компетентности в данной сфере профессиональной деятельности;

• между уровнем развития современной художественно-эстетической и музыкально-эстетической теории и практики и остающейся традиционной в содержательном и операционально-деятельностном аспектах подготовкой учителя музыки и ряд других.

Вышеизложенные наблюдения исследователей дополняются осмыслением собственного многолетнего профессионально-педагогического опыта автора в преподавании курса «Основы теории и методики музыкального образования», «Музыкальная литература» в Курском педагогическом колледже, руководства педагогической практикой и исследовательской работой студентов.

Проведение собственного научного исследования, посвященного формированию готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности, позволило выявить проблемы, касающиеся реализации эстетической составляющей в подготовке будущего учителя музыки на музыкальном отделении педагогического колледжа.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (2000 г.) выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве учителя музыки в общеобразовательных школах и выполнению основных видов профессиональной педагогической деятельности, в содержание которых входит осуществление учебно-воспитательного процесса в соответствии с образовательными программами, развитие и воспитание детей средствами музыкального искусства, формирование эстетической и духовной культуры, сотрудничество субъектов образовательного процесса на основе концепции музыкально-эстетического воспитания.

Среди государственных требований к умениям и знаниям выпускника выделим следующие: уметь организовывать музыкально-эстетическую деятельность детей, творчески взаимодействовать с ними на основе концепций музыкально-эстетического воспитания; знать цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства музыкального образования, закономерности развития музыкального восприятия и музыкальнотворческих способностей детей [14].

На основе системного подхода к образовательному процессу сформулируем следующие вопросы, обусловившие поиск путей формирования готовности будущего специалиста в рамках дисциплины «Основы теории и методики музыкального образования»: обеспечивают ли требования стандарта готовность выпускника к осуществлению музыкального образования как грани эстетического? возможна ли реализация требований стандарта в рамках традиционного подхода к организации методической подготовки?

соответствует ли программное, учебно-методическое обеспечение дисциплины требованиям стандарта и объективной педагогической реальности? и ряд других вопросов.

Проведение на этапе констатирующего эксперимента теоретического анализа учебного плана, программного и базового учебно-методического обеспечения дисциплины и ряда диагностических мероприятий позволили сделать вывод о декларативном характере направленности содержания традиционной профессиональной подготовки учителя музыки на осуществление эстетического воспитания, обучения и развития школьников. Это подтверждается отсутствием предмета «Эстетика» в учебном плане подготовки выпускника по специальности «музыкальное образование», несоответствием базовых учебных пособий для студентов музыкального отделения педагогических училищ и колледжей [2; 15] уровню современных требований к учителю музыки, а также отсутствием доступных для преподавателя методик музыкального образования, современных научнометодических материалов по организации процесса обучения будущего специалиста.

Все это в значительной мере затрудняло освоение таких тем курса, как «Слушание и восприятие музыки», «Урок музыки - урок искусства», «Творческая деятельность учителя и учащихся на уроке музыки», «Развитие личности школьника (общее, музыкальное, художественно-эстетическое)» и ряда других, предусматривающих передачу студентам знаний в области эстетики и эстетического воспитания: о природе и функциях искусства, процессе творчества, механизмах художественной рецепции, диалоге как форме художественного взаимодействия, структуре эстетического сознания, эстетических и творческих способностях и т. п.

Затруднения у студентов также вызывало освоение тем школьных программ по музыке, носящих философско-эстетический и искусствоведческий характер, таких как: «Преобразующая сила музыки», «В чем сила музыки», «Современность в музыке» (Д. Б. Кабалевский); «Искусство открывает мир», «Искусства различны - тема едина», «Искусство и фантазия», «Искусство - память человечества», «Традиции и новаторство», «Как мы понимаем современность», «Диалог времен в музыке» (В. В. Алеев, Т. И. Науменко) и ряд других тем.

Отсутствие информационно-содержательного материала из области эстетики, теории и методики эстетического воспитания делает проблематичным и освоение студентами работы с одаренными детьми на диагностической основе, предусмотренной требованиями Государственного стандарта (2002 г.).

В поиске путей решения проблемы формирования готовности студентов к осуществлению музыкального образования школьников как грани эстетического в рамках методической подготовки нами была предпринята попытка совершенствования учебного процесса на основе системного по-

хода. В эстетической составляющей были выделены элементы, соответствующие компонентам структуры готовности будущего специалиста (по

В. А. Сластенину): теоретическому и практическому в их взаимосвязи, личностному. В рамках данной статьи остановимся на теоретическом и практическом компонентах, обеспечение которых предусматривает, в первую очередь, конкретизацию цели и совершенствование содержания методической подготовки.

Учитывая обусловленность профессиональной подготовки самой профессиональной деятельностью педагога-музыканта и объективной педагогической реальностью, цель курса методической подготовки, конкретизирующие ее и диагностируемые задачи, принципы отбора содержания и методов обучения экстраполированы на сферу профессионального образования студента из сферы его будущей профессиональной деятельности, регламентируемой как нормативными и программными документами, так и богатейшими традициями отечественной теории и практики в области художественно-эстетического и музыкального образования.

В рамках формирующего эксперимента было разработано и апробировано программное, учебно-методическое обеспечение и дидактическое оснащение дисциплины, отражающее инновационный содержательный аспект эстетической составляющей профессионального обучения: рабочая программа, базовые лекции, информационная поддержка аудиторных и самостоятельных занятий, хрестоматийные сборники материалов по вопросам музыкально-эстетического воспитания и образования; материалы для практической работы (учебно-педагогические ситуации, учебнометодические задачи, практические и контрольные задания и др.); материалы для осуществления педагогического контроля за освоением содержания дисциплины, личностным развитием будущего специалиста и пр.

Традиционное программное содержание курса «Основы теории и методики музыкального образования» было в значительной степени расширено и конкретизировано за счет включения разделов и тем, таких как: «Музыка как вид искусства», «Современное состояние массового музыкально-эстетического образования», «Обучение, развитие, воспитание на уроке музыки» и др. В содержание тем курса включены дидактические единицы, представляющие основные категории и понятия эстетики (предмет и функции искусства, эстетическая рецепция, теория художественного процесса, механизм художественного восприятия и др.) и теории эстетического воспитания (эстетический опыт, эстетическая культура, эстетическое сознание и его основные элементы - суждение, оценка, вкус, потребность, идеал и т. п.).

Поиск путей решения проблемы актуализации эстетической составляющей подготовки будущего учителя музыки осуществляется не только на содержательном, но и на методико-технологическом уровне. В рамках формирующего эксперимента разработана и апробирована авторская мето-

дика, методологической основой которой стали ведущие идеи в области эстетики, педагогики искусства, музыкальной психологии, музыкознания и искусствоведения, теории и практики художественно-эстетического и массового музыкального образования, а также передового музыкальнопедагогического опыта профессионального образования в целом и музыкально-педагогического в частности.

Стабильно положительные показатели результатов обучения студентов, итоги педагогической практики и аттестации в форме курсового и государственного экзаменов, данные входящей и итоговые диагностики субъектов образовательного процесса - студентов, педагогов дисциплин специальной подготовки, руководителей практики, учителей музыки базовых школ - можно считать, на наш взгляд, подтверждением эффективности проведенной в течение ряда лет работы в рамках преподавания курса «Основы теории и методики музыкального образования» в педагогическом колледже. Совершенствование профессиональной подготовки студентов принимается нами в качестве ориентира современной музыкальнопедагогической реальности и деятельности школьного учителя музыки.

Библиографический список

1. Абдуллин, Э. Б. Теория и методика музыкального образования школьников : программа-конспект высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин. - М., 1996.

2. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. - М., 1983.

3. Арчажникова, Л. Г. Профессия - учитель музыки : Кн. для учителя / Л. Г. Арчажникова. - М., 1984.

4. Арчажникова, Л. На новом рубеже / Л. Арчажникова // Музыка в школе.- 1986. - № 4. - С. 14-18.

5. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в начальной школе / Л. А, Безбородова // Музыка в школе. - 2000. - № 1. - С. 45-57.

6. Бореев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Бореев. - М., 2005.

7. Веремьев А. А. Личностно ориентированное эстетическое воспитание будущих учителей / А. А. Веремьев // Искусство и образование. - 2005.

- № 2 (34). - С. 37-40.

8. Веремьев, А. А. Эстетическая культура личности / А. А. Веремьев // Искусство и образование. - 2004. - № 3 (29). - С. 14-28.

9. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М., 1993.

10. Воробьева, О. В. Эмоциональный компонент эстетического образования (к истории вопроса) / О. В. Воробьева, И. И. Душенин // Материалы ме-ждунар. науч.-практ. конф. (Тула, 11-13 апреля 2006 г.) / под ред.

Л. М. Седуновой. - Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Толстого, 2006. - С. 37.

11. Горюнова, Л. Размышления о проблемах музыкально-педагогического факультета / Л. Г орюнова // Музыка в школе. - 1984. - № 1. - С. 17-21.

12. Горюнова, Л. В. Говорить языком самого предмета... Теоретические основы учебника «Музыка» : пособ. для учителя / Л. В. Горюнова. - М., 1989.

13. Горюнова, Л. Г. На пути к педагогике искусства / Л. Г. Горюнова // Музыка в школе. - 1988. - № 2. - С. 7-16.

14. Государственный стандарт среднего профессионального образования. -М., 2002.

15.Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М., 1998.

16. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. - М., 2000.

17. Искусство в начальной школе : опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. М. Л. Космовской (отв. ред.), З. И. Гладких, Е. Н. Кирносовой. - Курск : Изд-во Курск. гос. пед.ун-та, 2001.

18. Искусство в системе общего и профессионального образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. З. И. Гладких (отв. ред.), Е. Н. Кирносовой, М. Л. Космовской. - Курск: Изд-во Курск. гос.пед.ун-та, 2002.

19. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца : кн. для учит. - Изд. 2-е, испр. и доп. / Д. Кабалевский. - М., 1984.

20. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2000. - С. 84-85.

21. Малыгина, А. М. Формирование духовной и музыкально-эстетической культуры у студентов педагогического колледжа / А. М. Малыгина // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. - Иркутск, 1997. - С. 101-111.

22. Малюков, А. Н. Формирование ценностного отношения к искусству у учащихся-подростков / А. Н. Малюков // Искусство и образование. -2002. - № 2 (20). - С. 21-26.

23. Маркидонов, С. А. Проблемы готовности учителя музыки к эстетической деятельности в школе / С. А. Маркидонов // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. - Иркутск, 1997.

- С. 85-101.

24. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы / авт.-сост. Н. А. Терентьева, Р. Г. Шитикова. - М., 1994.

25.Музыкальное образование в школе / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др. ; под ред. Л. В. Школяр. - М., 2001.

26. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. - М., 2001.

27. Печко, Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека / Л. П. Печ-ко. - М., 1991.

28. Подготовка будущего учителя к реализации образовательной области «Искусство» в начальной школе : (вопросы истории, теории и практики) : материалы региональной научно-практической конференции. -Курск : Изд-во Курск. гос.пед.ун-та, 2000.

29. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе : сб. науч. тр. / под ред. Л. П. Печко. - М., 1991.

30. Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя : сб. научн. трудов. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997.

31.Программы педагогических училищ : методика музыкального воспитания (в общеобразовательной школе) / сост. Л. Г. Дмитриева, Н. В. Емельянова, Е. Н. Жердева, А. А. Меньшикова ; отв. ред. Л. А. Безбородова. - М., 1988.

32. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольника / О. П. Радыно-ва, А. И. Катинене, М. Л. Паландишвили ; под ред. О. П. Радыновой. -М., 1994.

33. Сборник нормативных документов. Начальная школа / сост.

Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М., 2004.

34.Сборник нормативных документов: Искусство / сост. Э. Д. Днепров,

A. Г. Аркадьев. - М., 2004.

35. Симпозиум «Художественное образование: состояние и перспективы» (20-21 октября, 1998 г.). - М., 1998.

36. Суслова, Т. Д. Формирование профессиональных основ художественноэстетической культуры учителя : дисс. ... д-ра пед. наук / Т. Л. Суслова.

- Липецк, 1998.

37. Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры : кн. для учителя : из опыта работы / Р. А. Тельчарова. - М., 1991.

38. Теория и методика музыкального образования детей : науч.-метод. по-соб. / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. - 2 изд. -М., 1999.

39. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании : материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития», посвященной 95-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года) / под ред. Е. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М., 1999.

40.Усачева, В. О. Музыкальное искусство : метод. пособ. для учит. : 1 класс четырехлетней начальной школы / В. О. Усачева, Л. В. Школяр,

B. А. Школяр. - М., 2002.

41.Учитель и эстетическая культура / науч. ред.-сост. Л. П. Печко, А. Ф. Павловский. - М., 1994.

42. Халабузарь, П. В., Попов В. С. Методика музыкального воспитания. - 2 изд., перераб. и доп. / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. - СПб., 2000.

43. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. В. Н. Шацкой. - М., 1955.

44.Шеншин, А. А. Принципы и методы общего музыкального образования / А. А. Шеншин // Музыка в школе : материалы по общему музыкальному образованию в школе. - М., 1921.

45. Шустова, Е. Н. Музыкально-эстетическая подготовка учителя музыки / Е. Н. Шустова // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. - Иркутск, 1997. - С. 152-156.

46. Эмоциональный компонент содержания эстетического образования : материалы Междунар. науч. практ. конф. (Тула, 11-13 апреля 2006.) / под общ. ред. Л. М. Седуновой. - Тула : Изд. Тул. гос.пед.ун-та им Л. Н. Толстого, 2006.

47. Эстетическая среда и развитие культуры личности : межвузовск. сб. тр.

- Москва : ИХО РАО; Елец : ЕГПИ., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.