Научная статья на тему 'Значение и функции педагога-музыканта в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения'

Значение и функции педагога-музыканта в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2685
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDICATION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ИСКУССТВА / EDUCATIONAL ROLE OF THE ART / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / TEACHER-MUSICIAN / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSIAL PEDAGOGICAL ACTIVITY / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батчаева Н.А.

Решение задач музыкально-эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей, юношества и молодёжи основная функция учителя музыки. Новые социальные условия требуют и нового качества подготовки педагогов-музыкантов к их профессиональной деятельности. В условиях наметившихся изменений в экономической и социальной обстановке в стране возника-ет потребность в качественной подготовке кадров для осуществления прогнозируемого развития индивидуального стиля исполни-тельской деятельности, которая невозможна без компетентной психолого-педагогической деятельности, общепедагогической го-товности преподавателя музыки. Повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования и приобщение к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодёжи, укрепляет и усиливает значение и функции учителя музыки на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE AND FUNCTIONS OF THE TEACHER-MUSICIAN IN THE COURSE OF TRAINING AND EDUCATION OF RISING GENERATION

Decision of the problems of musical-aesthetic education and art-creative development of children and youth is the main function of the mu-sic teacher. New social conditions also demand a new quality of preparation of teachers-musicians to their professional work. In the conditions of the outlined changes in economic and social conditions in the country there is a requirement for a qualitative professional training for reali-zation of forecast development of individual style of performing activity which is impossible without competent psihologo-pedagogical activity, main pedagogical readiness of the music-master. Increase of a role of subjects of an is art-aesthetic profile in sphere of the general education and familiarising with art and culture of all groups of the population, in particular children, teenagers and youth, strengthens value and func-tions of the teacher of music at the present stage of development of a society.

Текст научной работы на тему «Значение и функции педагога-музыканта в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения»

стороны, показать уровень полученных студентами знаний, профессиональные компетенции, в том числе и в овладении методом моделирования. С другой стороны, преподаватели могут оценить результаты и эффективность разработанных методик обучения студентов и их готовность к профессиональной деятельности.

Обучение студентов методу моделирования позволит подгото-

вить квалифицированных специалистов. Они смогут применять этот метод и в процессе изложения учебного материала, лучше и доступнее организуя его, и при рассмотрении современных естественно-научных концепций и теорий, и в своей профессиональной педагогической внеучебной деятельности.

УДК 37.5 ББК 74.00

ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Н.А. Батчаева, кандидат педагогических наук, преподаватель МГИМ им. А.Г. Шнитке, batnatans@mail.ru

Решение задач музыкально-эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей, юношества и молодёжи -основная функция учителя музыки. Новые социальные условия требуют и нового качества подготовки педагогов-музыкантов к их профессиональной деятельности. В условиях наметившихся изменений в экономической и социальной обстановке в стране возникает потребность в качественной подготовке кадров для осуществления прогнозируемого развития индивидуального стиля исполнительской деятельности, которая невозможна без компетентной психолого-педагогической деятельности, общепедагогической готовности преподавателя музыки. Повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования и приобщение к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодёжи, укрепляет и усиливает значение и функции учителя музыки на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, воспитательная роль искусства, педагог-музыкант, музыкально-педагогическая деятельность, психолого-педагогическая грамотность.

IMPORTANCE AND FUNCTIONS OF THE TEACHER-MUSICIAN IN THE COURSE OF TRAINING AND EDUCATION OF

RISING GENERATION

Batchaeva N.A.

Decision of the problems of musical-aesthetic education and art-creative development of children and youth is the main function of the music teacher. New social conditions also demand a new quality ofpreparation of teachers-musicians to their professional work. In the conditions of the outlined changes in economic and social conditions in the country there is a requirement for a qualitative professional training for realization offorecast development of individual style ofperforming activity which is impossible without competent psihologo-pedagogical activity, main pedagogical readiness of the music-master. Increase of a role of subjects of an is art-aesthetic profile in sphere of the general education and familiarising with art and culture of all groups of the population, in particular children, teenagers and youth, strengthens value and functions of the teacher of music at the present stage of development of a society.

Keywords: aesthetic edication, educational role of the art, teacher-musician, musial pedagogical activity, psychological and pedagogical literacy.

Эстетическое воспитание - широкий и самостоятельный круг проблем в системе воспитания, занимающий значительное место в развитии общества. Эстетическое воспитание развивает чувственно-образные формы восприятия человеком окружающего мира, воздействует на эмоциональную сферу, неизбежно затрагивая область мыслей, понятий, убеждений человека. Одной из важнейших задач эстетического воспитания, помимо развития художественно-образного мышления, является формирование эстетического вкуса как результата сознания, оценки эстетического чувства разумом. Оценивая предмет эстетически, мы обязательно сопоставляем его с тем представлением о прекрасном, с тем эстетическим идеалом, который близок нашему пониманию. В понятии «эстетический идеал» переплетаются политические, философские, моральные и другие представления о жизни. Высшей формой эстетического освоения действительности является искусство. Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но осознаёт и утверждает себя как личность, ибо искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор. Помимо воспитания способности правильно понимать и оценивать произведение искусства, важнейшей задачей эстетического воспитания является развитие первичных художественных навыков и способностей человека в области занятий искусством. Эта задача не может осуществляться только путём восприятия произведений искусства, необходима собственная активность, участие в каких-либо видах художественной деятельности.

Музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия на человека. Никакое другое искусство столь властно не вторгается в эмоциональный мир человека, как музыка. Исследованием вопросов эстетического восприятия музыки и выявлением её воспитывающего влияния на человека занимались многие видные деятели культуры - музыканты, педагоги, психологи, музыковеды. Крупнейший психолог Б.М. Теплов рассматривал эстетическое восприятие музыки как активную деятельность, которой следует

обучать, как и любой другой. Много занимавшийся вопросами эстетического воспитания, Б.В. Асафьев называл музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и призывал не просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею. В.Н. Шацкая многократно подчёркивала, что необходимо воспитывать и развивать в школьниках способность чувствовать и переживать музыку. Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей и юношества развивались Д.Б. Кабалевским. Музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и художественное развитие человека. Занятия музыкой особенно ценны тем, что «действование» в одном искусстве, по мнению Б.М. Теплова, помогает формированию художественных способностей и в других искусствах. Сам факт непосредственного и действенного приобщения к исполнительству уже имеет огромное воспитывающее значение. Эстетическое отношение к художественным образам, а через них - и к явлениям действительности, чувствам и переживаниям - самый активный путь эстетического воспитания. Активность воздействия музыкального искусства на подрастающее поколение предполагает активность и глубину его восприятия, формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Это возможно лишь при взаимообусловленности обучения и развития во всём учебно-воспитательном процессе. Исследованиями учёных - педагогов и психологов - доказано, что правильно поставленный процесс обучения ведёт к развитию у человека тех качеств, которые нужны ему для успешной самореализации в определённой деятельности. Природные задатки играют свою роль в формировании новых психических свойств, однако не предопределяют их. В процессе обучения на их основе образуются различные индивидуальные свойства.

Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания. Для развития художественных вкусов и понимания музыки делается многое: созданы музыкальные школы (дневные и вечерние); работают различные студии в школах, Домах культуры и Центрах творчества. В общеобразовательной школе на уроках музыки осуществляется целенаправленное, планомерное, последовательное музыкальное воспитание всех детей

без исключения. Цель музыкальных занятий в том, чтобы привить учащимся интерес к искусству, научить их разбираться в музыкальной информации, отбирать произведения, действительно достойные и значительные. Решение задач музыкального воспитания школьников возможно лишь при условии создания атмосферы эмоционального напряжения и заинтересованности в восприятии и осмыслении музыки.

Музыка может только тогда оказать своё эстетическое, познавательное и воспитательное воздействие, когда дети научатся по-настоящему её слушать и размышлять о ней. Восприятие музыки развивает мышление; в процессе восприятия формируется единство сознательного; активное восприятие служит основой развития практической деятельности.

Решение задач музыкально-эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей, юношества и молодёжи должен осуществлять высококвалифицированный и всесторонне образованный педагог-музыкант. Глубоко прав Д.Б. Кабалевский, подчёркивающий, что «если мы ставим перед собой задачу всестороннего, гармонического развития учащихся, то надо прежде всего позаботиться о всестороннем, гармоническом развитии преподавателей» [6, с. 26]. Работа педагога-музыканта, где бы он ни оказался, - в детской музыкальной школе, школе искусств или общеобразовательной школе - требует целого комплекса профессиональных качеств и складывается из довольно сложных по своей структуре компонентов. Работа педагога-музыканта характеризуется многоплановостью деятельности: во-первых, он должен уметь интересно и увлечённо рассказывать детям и подросткам о музыке, её формах и жанрах; во-вторых, обладать высоким профессиональным уровнем навыков разучивания и исполнения песен; в-третьих, квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент, рекомендованный программой; в-четвёртых, давать теоретические знания в доступной, но в то же время увлекательной форме. О широком профиле педагога-музыканта общеобразовательной школы писали Б.В. Асафьев, С.Т. и В.Н. Шацкие, А.Б. Гольденвейзер, а позднее - Н.А. Ветлугина, О.А. Апраксина и др. Теоретические и методические основы урока музыки в полном объёме разработаны Д.Б. Кабалевским, Э.Б. Абдуллиным, А.Е. Трушиным. Следует отметить, что многоплановость и моногопро-фильность работы педагога-музыканта объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, и хоровое пение, и ознакомление с основными музыкальными понятиями, и музыкальное творчество (в различных проявлениях). Осуществление всего этого требует от преподавателя владения множеством знаний и умений.

Говоря о профессии педагога-музыканта, правомерно подойти к определению его деятельности как музыкально-педагогической. Надо подчеркнуть, что в процессе формирования у педагога готовности к выполнению задач музыкально-эстетического воспитания детей именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к его профессии. Музыкально-педагогическая деятельность имеет «свою особую структуру, определяемую спецификой образования, но подчинённую общим закономерностям теории деятельности. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства» [2, с. 17]. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую и исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания. Музыкально-педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, существует в форме цепи действий, каждое из которых соответствует определённому уровню формирования музыкально-педагогических качеств специалиста на определённом уровне его подготовки и квалификации. Особенностью музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе её составляющих художественно-творческого начала. Понятие готовности к музыкально-педагогической деятельности дано Л.Г. Арчажниковой [2].

Художественная деятельность тесно связана с творчеством. В работе педагога-музыканта художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки, яр-

ко, образно исполнять музыкальные произведения. Творческая деятельность - высшая ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных жизненных явлений, в индивидуально неповторимой форме их восприятия и познания. Творчество педагога-музыканта во многом обусловлено спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется в определённой аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Любой педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку педагогу приходится действовать в разнообразных педагогических ситуациях. Творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчество педагога, с другой - на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческая деятельность педагога предполагает и педагогическую импровизацию, которая обусловливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся, оперативно находить решение. Поэтому большое значение имеет уровень общей культуры педагога, его психолого-педагогическая грамотность, общепедагогическая готовность к педагогической деятельности. Формирование и развитие общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования к педагогической деятельности - это относительно новая и недостаточно изученная, но весьма актуальная проблема педагогики высшей и средней школы, тесно связанная с вопросами обеспечения и оценки качества подготовки специалистов - будущих музыкантов и педагогов [4].

Способность к творчеству развивается на основе постепенного накопления художественного опыта. Повышение уровня творческой активности педагога-музыканта - применение им новых эффективных приёмов при организации слушания музыки, работе с хоровым коллективом и исполнении на инструменте - положительно отражается на качестве преподавания. Творческая деятельность педагога-музыканта особенно ярко проявляется в исполнительстве. Проведение урока музыки нельзя представить без широкого использования различных форм исполнительства: пения, дирижирования, исполнения на музыкальном инструменте, аккомпанирования и музицирования. Исполнительская деятельность педагога заключает в себе огромные возможности для раскрытия педагогом своих индивидуальных творческих особенностей. В основе музыкального исполнительства, в том числе и педагога-музыканта, лежит поисковая творческая деятельность. Как и любая деятельность, музыкальное исполнение может осуществляться только в единстве с мыслительной деятельностью, ибо связано с решением учителем разнообразных задач. Педагог должен знать, что при решении таких задач возникает три типа мыслительных действий: ориентировочные действия, собственно исполнительские и слуховой самоконтроль.

Наивысшую ступень творчества педагога представляет исследовательская деятельность. Она проявляется в способности увидеть проблему, сформулировать гипотезу, проанализировать факты, причины и следствия, сделать собственные выводы и обобщения. Более высоким уровнем исследовательской работы педагога-музыканта является поиск новых более эффективных методов проведения урока, опытно-экспериментальное обучение, разработка на основе этого практических рекомендаций.

Следовательно, музыкально-педагогическая деятельность представляет собой сложный комплекс многих взаимосвязанных элементов, владение которыми является показателем профессионального мастерства педагога-музыканта. Одной из основных характеристик музыкально-педагогической деятельности является её творческий характер. Разновидности творчества в работе педагога-музыканта - это управление учебным процессом, а также исполнительская и исследовательская деятельность по изучению, разработке и применению эффективных методов проведения урока музыки и формирования всесторонне развитой личности детей, подростков и молодёжи.

Сегодняшний выпускник консерватории, музыкальных колледжей и других специальных учебных институтов должен чутко реагировать на потребности общества и согласно социальным заказам быть подготовленным к преодолению социально-экономических и профессиональных трудностей.

Новые социальные условия требуют и нового качества педагогической готовности студентов в системе профессионального музыкального образования. В условиях наметившихся изменений в экономической и социальной обстановке в стране возникает потребность в качественной подготовке кадров для осуществления прогнозируемого развития индивидуального стиля исполнительской деятельности, которая невозможна без компетентной психолого-педагогической деятельности преподавателя музыки.

Литература

1. Абдуллин Э.Б. Методический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990.

2. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: 1984.

3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвеще-

нии и образовании. - М.-Л., 1965.

4. Батчаева Н.А. Формирование общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности - Автореферат. дисс. .. .кан. пед. наук. - М., 2006.

5. ГотсдинерА.Л. Музыкальная психология. - М., 1993.

6. Кабалевский Д.Б. Эстетическая культура в школе // Советская педагогика, 1970. - № 1.

7. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.

8. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003.

УДК 378.1:51 ББК 74.00

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.К. Дворянкина, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры математики Дальневосточного государственного гуманитарного университета, (4212) 420748, sispodx@inbox.ru

Автор статьи предлагает системный подход к подготовке будущего учителя как субъекта педагогической деятельности и рассматривает условия, которые обуславливают положительный результат. Материалом для предложенного анализа послужила экспериментальная исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи. Ключевые слова: система, субъект, целеполагание, моделирование, субъектно-субъектные отношения.

TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS AS SUBJECTS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

Dvorjankina E.K.

The article describes the conditions permitting effective training of the future teachers as the subjects of pedagogical activity using systematic approach. The analysis is based on the experimental and research work carried out by the author. Keywords: system, subject, aim, interaction, modeling, intersubject relations.

Анализ материалов по психологии и педагогике позво- ших черт и традиций человеческих отношений и др.

л

ф

ляет утверждать, что формирование и развитие профессионализма будущего учителя станет возможным, если подходить к личности как к целостности (системно), обеспечивая ее субъектное саморазвитие в системе обучения и воспитания. Т.е. на смену представлениям о человеке как объекте социального прогресса пришел взгляд на него как на субъект общественных преобразований. По мнению В.И. Слободчикова, основным определением человека как субъекта является его способность [1]. С. Л. Рубинштейн утверждает: «Способности квалифицируют человека как субъекта деятельности» [2]. Таким образом, задача системы образования состоит в переводе человека из объекта в позицию субъекта (управленца) деятельности, т. е. в результате обучения и воспитания человек должен выйти на уровень саморазвития. Человек как личность, подчеркивает Л.И. Анциферова, умеет «самостоятельно определять путь своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого» [3]. В зависимости от области и уровня проявления самостоятельности субъекта судят о степени соответствующей зрелости человека: интеллектуальной (научной, познавательной), духовной (нравственной), профессиональной.

Таким образом, степень проявления самостоятельности будущего специалиста зависит от уровня сформированности его субъектных качеств [4]. В то же время традиционная образовательная система как школы, так и вуза пока недостаточно эффективно решает задачу развития обучающихся как субъектов интеллектуального, духовного и профессионального развития и саморазвития в системе обучения.

Чтобы обеспечить подготовку будущих учителей как субъектов педагогической деятельности, необходимо рассмотреть проблемы и тенденции развития указанной области педагогического образования. К таким проблемам относятся: 1) уточнение целей педагогического образования; 2) организация целостного процесса обучения учителя, что означает педагогизацию всех учебных дисциплин, изучаемых в вузе; 3) становление субъект-субъектных отношений в образовательной системе вуза; 4) воспитание студентов носителями луч-

Названные проблемы вузовского педагогического образования нашли свое отражение в исследовании, результаты которого составили основу данной статьи. При выборе стратегических целей в работе с будущими учителями мы обратились к целям системы образования: развитие интеллектуального, духовного и профессионального потенциала молодого поколения. Названные цели являются стратегическими, т. е. идеальными и в силу своей абстрактности и обобщенности не технологизируются. Поэтому мы избрали следующий вариант их декомпозиции: 1) цели интеллектуального развития декомпозируются до оперативного уровня (уровни усвоения), которые определены как «сохраняемые модели содержания образования». Эти цели получили название «содержательно-образовательных»; 2) за личностный аспект стратегической цели духовного потенциала приняты нравственные категории (гуманизм, свобода и др.), для каждой их которых строится «дерево цели». Кроме того, оперативный уровень рассматриваемой цели предполагает декомпозицию каждой составляющей ее «дерева цели» на ее информационный, мотиваци-онный и операционный аспект. Нами эта цель названа «мировоззренческой»; 3) цели развития профессионального потенциала будущих учителей названы профессионально-педагогическими. Эти цели специфицировались на стратегическом уровне как педагогические способности. Оперативный для них уровень совпадает с декомпозированными первыми двумя целями.

Итак, при моделировании занятий в вузе на каждом из них преподаватель определяет все три цели. Принятое нами целевое обозначение занятий в вузе логично и практически удобно, т. к. позволяет не только теоретически грамотно моделировать вузовскую систему обучения, но и готовить будущих учителей к практике моделирования системы обучения в учреждениях образования, экстраполируя приобретенный вузовский опыт учения в опыт преподавания на базе школьной системы образования. Конструируя занятия со студентами педагогического вуза на основе, образно говоря, материализованной на практике теории гуманитарных систем обучения и воспитания, преподаватели обеспечивают педагогизацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.