Научная статья на тему 'Формирование исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы'

Формирование исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / RESEARCH CULTURE / TEACHER OF MUSIC / HIGHER SCHOOL / FORMATION OF RESEARCH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапова Татьяна Николаевна

Статья посвящена проблеме формирования исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы. Содержание исследовательской культуры учителя музыки включает в себя информационно-знаниевый компонент, практический компонент как опыт практической исследовательской деятельности, ценностно-мотивационные ориентиры, охватывающие процессы формирования и проявления рефлексии и мотивации, а также способность к художественно-творческому применению всех вышеперечисленных компонентов на практике. Педагогическая деятельность исследователя, работающего в области музыкального искусства, отражает специфические особенности художественно-эстетической сферы, поэтому формирование исследовательской культуры учителя музыки в условиях высшей школы осуществляется в двух направлениях: научно-исследовательском и художественно-исследовательском

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research component of practical activities of the teacher of music arises and develops in close interrelation with aspiration to improve the content and methods of musical training, to transform the creative personality of pupils. It shows in the activity of the teacher of music in the raised insistence to skills to study an initial level of musical development of pupils, to predict their development in the long term, to prove scientifically the observable results. The research culture takes a significant place in professional culture of the teacher of music. Components of success of professional work of the teacher of music are knowledge of dialectics of the methodological analysis of its musical-pedagogical problems, possession of methods of research of its musical-pedagogical process and solving and scientific substantiation of its musicalpedagogical problems. All this makes up the information-knowledge component. The practical component is a parameter of a qualitative level of mastering by research skills. It is directed at integration of theory and practice, the realized attitude to the subject of knowledge, aspiration to embody the available knowledge with the maximal effect, in the individual and non-standard image to find practical ways of solving problems. The motivational component is a complex of purposes, belief and reference points in the field of research activity of the teacher-musician, defining its position in relation to educational process. The central component is art-creative. The teacher independently chooses the strategy and technologies of training, selects the musical material, which has not been stipulated by federal programs. It demands research of samples of musical art, their educational and developing opportunities, and on this basis construction of innovative strategy in the organization of educational process. Following specific features of its art-aesthetic sphere, the researchermusician is also the researcher in the world of sounds and images, a conductor between the emotional-valuable plane of the composer revealing in his own interpretation of product, and art transformation of the private world of the child, its everyday and sincere experience. In Institute of Arts of N.F. Katanov Khakass State University a complex system of research preparation is introduced in training students majoring in Music Education consisting in introduction of a course "Basis of Scientific Research", a cycle of creative and research tasks on studying and analysis of musical material, search of means of expression for the most adequate interpretation of product. The received knowledge is fixed in conditions of student learning. Students learn independently to raise and formulate a problem in conditions of real learning and educational process, to analyse and scientifically prove results. They present results of skilledexperimental work at students' conference of research works that allows stimulating research activity of students and developing their research reflection.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы»

Т.Н. Шапова

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена проблеме формирования исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы. Содержание исследовательской культуры учителя музыки включает в себя информационно-знаниевый компонент, практический компонент как опыт практической исследовательской деятельности, ценностно-мотивационные ориентиры, охватывающие процессы формирования и проявления рефлексии и мотивации, а также способность к художественно-творческому применению всех вышеперечисленных компонентов на практике. Педагогическая деятельность исследователя, работающего в области музыкального искусства, отражает специфические особенности художественно-эстетической сферы, поэтому формирование исследовательской культуры учителя музыки в условиях высшей школы осуществляется в двух направлениях: научно-исследовательском и художественно-исследовательском.

Ключевые слова: исследовательская культура; учитель музыки; высшая школа; формирование исследовательской культуры.

Профессиональная деятельность учителя музыки в современном образовательном процессе школы имеет высокое предназначение. Создание высокохудожественного музыкально-эстетического пространства в настоящее время осуществляется большинством образовательных учреждений, поскольку посредством музыкального искусства, приобщения к общечеловеческим ценностям происходит формирование личности учащихся, раскрытие их творческого потенциала. Предмет «Музыка» в числе других дисциплин художественного цикла входит в образовательную область «Искусство» и является единственной формой осуществления всеобщего музыкального образования. Деятельность учителя музыки при этом становится своего рода проводником между музыкальным искусством и личностью ребенка. Приоритет художественно-интеллектуального, эстетического развития школьников в свете модернизации современного образования привносит в деятельность учителя музыки повышенную требовательность к личностным и деятельностным качествам специалиста, высокой профессиональной подготовке, способной сочетать в себе как музыкантские, так и педагогические качества, знания и умения.

Исследовательский компонент практической деятельности учителя музыки возникает и развивается в тесной взаимосвязи со стремлением усовершенствовать содержание и методы музыкального обучения, преобразовать творческую личность учащихся. Не случайно в ряду общепедагогических и предметно-профессиональных компонентов профессиональной культуры учителя музыки исследовательская культура занимает значимое место. Определяя содержание исследовательской культуры учителя музыки, мы рассматриваем ее как сложное ценностно-смысловое динамическое образование, включающее в себя информационно-знаниевый компонент, практический компонент как опыт практической исследовательской деятельности, ценностномотивационные ориентиры, охватывающие процессы формирования и проявления самосознания, рефлексии, мотивации, а также художественно-творческий компонент.

Исследуя сущностные основы педагогики музыкального образования, мы обнаруживаем, что важнейшими составляющими успеха профессиональной деятельности учителя музыки являются знания диалектики методологического анализа музыкально-педагоги-

ческих проблем, владение методами исследования музыкально-педагогического процесса в опоре на знания

смежных (философских, психолого-педагогических) наук; выявление сущности профессионально значимых музыкально-педагогических проблем, их решение и целостное научное обоснование. Все это составляет содержание информационно-знаниевого компонента исследовательской культуры будущего учителя музыки. Как базовый компонент он предполагает наличие другого составляющего исследовательской культуры -практического применения способов и методов научного поиска в процессе собственной исследовательской деятельности.

Формирование опыта практической исследовательской деятельности, способность будущего учителя музыки связать теорию и практику - одна из важных задач процесса профессионального обучения студента. Несмотря на то что виды исследовательской музыкально-педагогической деятельности в условиях высшей школы носят учебный характер, они должны быть ориентированы на реальное применение знаний в практической профессиональной деятельности. Практический компонент - показатель качественного уровня овладения всей системой исследовательских функций. Основы практического аспекта направлены на интеграцию теории и практики, реализация которой связана в образовательной деятельности учителя музыки с осознанным отношением к предмету познания, стремлением воплотить имеющиеся знания с максимальным эффектом, индивидуальным и нестандартным образом находить практические пути решения задач, возникающих в процессе педагогической деятельности.

Ценностно-мотивационный компонент исследовательской культуры будущего учителя музыки выступает как системообразующий и представляет собой сложный комплекс целевых установок и убеждений, рассматривающихся как ориентиры в области исследовательской деятельности педагога-музыканта и определяющих позицию учителя по отношению к образовательному и воспитательному процессу. Исследовательская рефлексия, являющаяся необходимым условием формирования исследовательской культуры будущего учителя музыки, рассматривается нами как поступательное действие, выраженное первичным самоанализом, - выявление и осмысление противоречия музыкально-педагогической практики, анализ уровня собственных профессиональных способностей и умений. На основе такого анализа происходит конструирование собственной программы развития, формирование необходимых качеств для осуществления исследователь-

ской деятельности, направленных на преобразование музыкально-педагогической действительности. Обобщающий самоанализ - это обобщение результатов, контроль над состоянием реализации собственной программы самосовершенствования.

Не менее значимый компонент исследовательской культуры учителя музыки - художественно-творческий, выступающий как готовность к творческой самореализации в общенаучном и профессиональном образовательном пространстве. Музыкально-педагогический процесс - это всегда творческий поиск, направленный на креативное начало обоих участников учебно-воспитательного процесса - как учащихся, так и самого учителя.

Творческая культура как интегрирующее образование органически проникает во многие другие элементы общей культуры специалиста, в том числе и в исследовательскую. По мнению Н.Б. Кры-ловой, она служит своеобразным фундаментом, который «позволяет адекватно вести себя в проблемных ситуациях и продуктивно решать разнообразные творческие задачи, быстро и эффективно обучаться новому» [1. С. 56]. Без творческого компонента просто невозможно представить себе структуру деятельности учителя музыки, ни трудовую - ни конструктивную, ни музыкальноисполнительскую.

Педагогическая деятельность исследователя, связанного со сферой музыкального искусства, имеет свои специфические особенности. Учитель музыки должен проявлять интеллектуальные качества, предполагающие высокий уровень развития музыкального мышления, дивергентного мышления; обширность знаний в области музыкального искусства, музыкознания, музыкальной психологии, теории и практики исполнительства, помогающих осуществить поиск сущностных связей мира человеческих чувств и идей с языком музыки; научно-познавательные, являющиеся необходимым условием оперативного овладения новой информацией в области педагогики музыкального образования; исследования возможностей повышения продуктивности своей активности; потребность в поиске инновационных технологий, ежегодно появляющихся в практике преподавания музыкально-эстетических дисциплин; конструктивные (по Э.Б. Абдуллину), предполагающие личностную адаптацию избранной учителем учебной программы, конкретизацию главных установок избранной программы применительно к каждому конкретному классу, создание собственных авторских учебных программ по музыке, планирование всевозможных импровизационных моментов на уроке; художественные, необходимые для осуществления собственной интерпретации, художественного прочтения исполняемых им инструментальных и вокальных произведений, а также транспонирования, импровизации, сочинения музыки; для поиска наиболее эффективных средств организации непосредственного общения учащихся с миром музыкального искусства, сохраняя тематическое целое в процессе развития драматургии урока.

Иными словами, следуя специфическим особенностям художественно-эстетической сферы, исследователь-музыкант, помимо научно-конструктивных исследовательских функций, несет функцию исследователя в

мире звуков и образов, как проводник между эмоционально-ценностным замыслом композитора, раскрывающимся в собственной интерпретации произведения, и художественным преобразованием внутреннего мира ребенка, его житейского и душевного опыта. Опираясь на положение Д.Б. Кабалевского о реализации и нераздельности в воспитании творческого восприятия искусства таких основных черт, как концептуальность, научность и художественность, мы считаем, что художественное направление находит свое отражение во всех сферах деятельности учителя музыки, в том числе и исследовательской.

Дисциплины художественного цикла, в ряду которых стоит урок музыки, призваны ориентировать субъекта образования на успешное развитие его творческого потенциала, художественной одаренности. Определение при этом целей, задач, выбор средств для достижения этих целей напрямую зависит от сформирован-ности у педагога художественно-творческого компонента исследовательской культуры.

Любая деятельность, связанная с эстетическим восприятием в области искусства, будь то живопись, литература или музыка, основана на художественности -специфическом свойстве искусства, по мнению А.М. Новикова, не сводимом ни к «содержащейся в нем познавательной информации, ни к заключенной в нем системе оценок, ни к конструктивной “сделанности” произведения или его коммуникативным качествам» [2. С. 11-12].

Художественное постижение окружающего нас мира - это особая форма мышления. Выступая как естественная и необходимая грань существования человека в этом мире, она познает природу и самого себя через причудливое сочетание образов в произведении искусства. Сквозь призму художественности должна рассматриваться и современная педагогика музыкального образования.

В Институте искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова в обучение студентов специальности «Музыкальное образование» внедрена комплексная система исследовательской подготовки по названным направлениям. Основными дисциплинами, формирующими информационно-знаниевый компонент исследовательской культуры будущего учителя музыки, являются дисциплина федерального компонента «Методология педагогики музыкального образования» и дисциплина регионального компонента «Основы научного исследования». В процессе их изучения у студентов формируется отношение к науке как важнейшему средству совершенствования собственной практической деятельности, приобретаются основные знания и умения в области научного исследования с учетом специфики образовательной области «Искусство».

Полученные знания дополняются и закрепляются при применении их в условиях педагогической практики. Таким образом, будущие учителя музыки учатся самостоятельно ставить и формулировать проблему в условиях реального учебно-воспитательного процесса, адаптировать под разрабатываемую проблематику имеющийся инструментарий или создавать свой собственный, организовывать экспериментальный процесс, анализировать и научно обосновывать результаты.

Итог собственной опытно-экспериментальной работы студенты представляют на студенческой конференции научных работ, что позволяет стимулировать исследовательскую активность студентов и развивать их исследовательскую рефлексию.

Художественно-исследовательский компонент

формируется в процессе освоения музыкальноисполнительских дисциплин. Сложность формирования данного направления в том, что в науке нет определенных критериев «художественности», наиболее ценные ее показатели трудно измерить в количественном эквиваленте. Создание для студентов «художественной базы», т. е. погружение их в сферу художественного творчества, накопление впечатлений и опыта исполнительской деятельности, внеаудиторная работа студента в виде самостоятельного анализа музыкальных произведений, выполнение исследовательских заданий по изучению музыкального материала - всё это реализовывается на музыкально-исполнительских дисциплинах. Поиск студентами наиболее адекватной интерпретации произведения, будь то в области хоровой, вокальной или инструментальной музыки, есть худо-

жественно-исследовательский процесс, и результат такого поиска заключается в проникновении в образное содержание музыкального произведения, в постижении особенностей художественного образа, в способности передачи его максимального воздействия на слушателя, в исполнении путем эмоционально-личностного отношения.

Развитие исследовательской культуры будущих учителей музыки вызвано необходимостью поднять практику преподавания уроков искусства на новый теоретический и результативный практический уровень. Индивидуальный стиль деятельности определяется не столько отношением к предметному содержанию материала, подлежащего усвоению, сколько исследованием и констатацией развития субъекта, научно обоснованной организацией дифференцированного музыкально-эстетического образования. Исследовательская культура будущего педагога-музыканта имеет также и художественное направление, которое конкретизируется в умении и стремлении развивать в ребенке эстетическое отношение к миру через художественное постижение образов музыкального искусства.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. КрыловаН.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 1990. 142 с.

2. НовиковА.М. Методология художественной деятельности. М.: Эгвес, 2008. 72 с.

3. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина,

Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. 272 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 22 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.