Научная статья на тему 'Музыкально-педагогическое краеведение в профессиональной подготовке будущего учителя музыки'

Музыкально-педагогическое краеведение в профессиональной подготовке будущего учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL PEDAGOGICS / MUSIC EDUCATION / TEACHER OF MUSIC / MUSICAL-PEDAGOGICAL STUDY OF LOCAL LORE / INFORMATIVE INTEREST / MUSICAL CULTURE / MUSICAL-EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются вопросы музыкальной педагогики и технологии музыкально-педагогического краеведения в подготовке учителя музыки в условиях педагогического колледжа. Описаны опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на базе Старооскольского педагогического колледжа, и апробация технологии музыкально-педагогического краеведения, основанная на трех критериях: познавательный интерес, музыкальная культура, музыкально-просветительская деятельность. Система работы по музыкально-педагогическому краеведению включает в себя следующие компоненты: учебный процесс, учебно-исследовательская деятельность, педагогическая практика, внеурочная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical-pedagogical study of local lore in vocational training of the future teacher of music

Questions of musical pedagogics and technology of musical-pedagogical study of local lore in education of the teacher of music in the conditions of pedagogical college are considered in the article. Skilled-experimental work spent on the basis of Stary Oskol pedagogical college and approbation of technology of the musical-pedagogical study of local based on three criteria: informative interest, musical culture, musical-educational activity lore is described. The work system on musical-pedagogical study of local lore includes following components: educational process, educational-research activity, student teaching, after-hour activity

Текст научной работы на тему «Музыкально-педагогическое краеведение в профессиональной подготовке будущего учителя музыки»

Zhukov D.D., Abdalina L.V. Substantial characteristic of the “lawyer’s communicative competence” phenomenon. On the basis of system, larval, active, subjective and competence approaches the article reveals the structure and subject of lawyer’s communicative competence, including: reasonable-valuable, profound-operative, emo-

tional-volitional and reflexive-merit components. Criteria and level of the manifestation of lawyer’s communicative competence in his professional activity are described.

Key words: lawyer’s communicative competence; components; criteria and levels of the lawyer’s communicative competence.

УДК 371+781

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

© Т.И. Степанова

В статье рассматриваются вопросы музыкальной педагогики и технологии музыкальнопедагогического краеведения в подготовке учителя музыки в условиях педагогического колледжа. Описаны опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на базе Старооскольского педагогического колледжа, и апробация технологии музыкально-педагогического краеведения, основанная на трех критериях: познавательный интерес, музыкальная культура, музыкально-просветительская деятельность. Система работы по музыкально-педагогическому краеведению включает в себя следующие компоненты: учебный процесс, учебно-исследовательская деятельность, педагогическая практика, внеурочная деятельность.

Ключевые слова: музыкальная педагогика; музыкальное образование; учитель музыки; музыкально-педагогическое краеведение; познавательный интерес; музыкальная культура; музыкальнопросветительская деятельность.

Кардинальные изменения в социокультурной сфере общества XXI в. требуют нового понимания задач профессионального образования. Цель современного образования -развитие таких свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования обусловливает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармонического развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Поэтому изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях - не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного [1].

Сегодня образование играет огромную роль в жизни общества. Основные документы в сфере образования (Закон «Об образовании», Национальная доктрина, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.) учитывают фактор национальной специфики и предусматривают трансферт образовательных и культурных ценностей. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» указывается на то, что система образования призвана

обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историкокультурному наследию народов России, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов.

В новых социально-экономических условиях необходимы эрудированные молодые специалисты, которые обладают целостным мировоззрением, духовной, музыкальной культурой, умеют самостоятельно систематизировать полученные знания, творчески подходить к решению различных проблем. Нужны учителя музыки, которые не только бы владели своими профессиональными музыкальными навыками (игра на инструменте, управление хоровым коллективом, вокальная, музыкально-теоретическая и методическая подготовка), знали психолого-педагоги-ческие особенности детей разных возрастных групп, но и сами были бы яркими личностями, способными осваивать и применять новые технологии, быть пропагандистами музыкальной культуры.

Подготовка учителя музыки в современных условиях - сложная задача. Упал престиж педагогической профессии, снизилась

общая музыкальная культура подростков, которые становятся студентами, недооценивается важность предмета «Музыка» в общеобразовательной школе как основополагающего для воспитания полноценной личности. Преподавателям средних музыкально-педагогических учебных заведений важно находить и внедрять новые подходы, новые технологии, новые приемы обучения и воспитания студентов - будущих учителей музыки.

Чтобы стать высокопрофессиональным специалистом, необходимо утвердить «в сознании учащихся значения исторических корней своего народа, его духовных и нравственных устоев, гражданственных и патриотических идей, гуманистического сознания связей с другими народами, всем человечеством» [2].

По мнению Л.А. Калантарян, такая подготовка специалистов к профессиональной деятельности требует усиления регионального направления в образовании. Региональный характер деятельности обучающегося становится мощным мотивирующим фактором учения, способствующим формированию целостного представления о профессиональной деятельности. Нынешний выпускник должен будет осуществлять свою профессиональную деятельность в контексте не только государственного, но и национального развития своего региона, понимать характерные особенности его культуры [3]. Е.П. Белозерцев считает, что «несчастье наступает тогда, когда образование становится антигуманным, забывая о человеке и его духовной целостности; когда образование становится безнациональным» [2]. Обращаясь к культуре и истории своего народа, духовным ценностям Родины, края, подрастающее поколение приобщается к национальным культурным традициям.

Во всем многообразии искусств музыка занимает особое место, о ней говорят как о наиболее чувственном и проникновенном виде. В истории педагогики сложились различные точки зрения на предназначение музыкального образования в обществе. Согласно одной из них, музыка является средством воздействия на индивида, на его эстетическое, нравственное, духовное развитие. Тем самым определяет ее прикладной характер. Другая точка зрения состоит в том, что музыкальное образование должно воспитывать

целостное отношение к самой музыке, т. к. музыка достойна того, чтобы утверждать собственные приоритеты [4].

Учитель музыки является связующим звеном между музыкальным искусством и ребенком, поскольку урок музыки в общеобразовательной школе - это единственная форма общего музыкального образования. Учитель музыки призван быть проводником высокой духовной, музыкальной культуры. Оперная певица И.К. Архипова говорила, что «по-настоящему музыкально и широко образованный учитель музыки, любящий детей и искусство, является подлинным деятелем музыкальной культуры» [5].

На современном этапе особое внимание следует уделять изучению музыкальной культуры родного края. Краеведческий подход позволяет квалифицировать местный музыкально-педагогический опыт не как исключение, а как закономерное проявление историко-культурных и духовно-нравственных традиций России [2].

Изучение музыкального искусства родного края является составной частью общего музыкально-педагогического краеведения. В памятниках искусства раскрывается настоящее и прошлое нашей страны, отражаются исторические условия и закономерности музыкального развития края и отечественного искусства в целом. Постижение художественных ценностей малой родины приводит к осознанию единой духовной основы национальной культуры. Музыкально-педагогическое краеведение помогает будущим учителям музыки изучить особенности и раскрыть закономерности развития музыкальной культуры своего региона. Оно способствует формированию творческих, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств личности и музыкальной культуры будущего учителя музыки. Изучение музыкального наследия позволит соприкоснуться с вековыми историко-культурными и духовно-нравственными традициями, которые станут основой для воспитания подрастающего поколения. Музыкальный краеведческий материал дает не только фактические знания о музыкальной культуре края, но и позволяет научиться собирать, анализировать, систематизировать и применять в своей профессиональной деятельности полученные данные.

Без глубокого всестороннего изучения музыкального фольклора, творчества музыкантов, композиторов, исполнителей, педагогов нельзя говорить о преемственности нравственных, духовных и музыкальных традиций народа. Выдающиеся общественные деятели, педагоги, музыканты Б.А. Асафьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий подчеркивали важность использования музыкальных народных традиций в воспитании подрастающего поколения.

В основе музыкально-педагогического краеведения лежит понимание сущности музыкального искусства как формы эстетического познания и педагогической деятельности человека. В музыкальных произведениях, деятельности педагогов-музыкантов, композиторов, исполнителей отражаются исторические условия и закономерности развития художественной культуры края и отечественного искусства в целом. Постижение художественных ценностей своего региона приводит к осознанию единой духовной основы национальной культуры. Музыкальнопедагогическое краеведение изучает произведения музыкального искусства (как профессионального, так и народного), жизнь и профессиональную деятельность композитора, исполнителя, музыканта-педагога, культурно-образовательную среду.

Музыкально-педагогическое краеведе-

ние не только способствует развитию творческих и интеллектуальных качеств личности, но и является активным способом художественного самообразования подрастающего поколения. Оно формирует целостноличностное отношение к окружающему миру и имеет огромное воспитательное значение. Не следует забывать, что искусство является действительным, универсальным средством нравственно-эстетического воспитания. Знания, приобретаемые в искусстве через эмоциональные переживания, переплавляются в личностные убеждения, и поэтому искусство увлекает сильнее. Краеведение призвано сохранить связь времен, а музыкально-педагогическое краеведение способствует передаче духовного опыта поколений.

Достижения музыкальной педагогики в области подготовки учителя музыки не всегда удовлетворяют требованиям времени и определяют ряд нерешенных актуальных вопросов. Проведенный нами констатирующий

эксперимент позволил обозначить следующие проблемы: недостаточную научную разработанность проблемы музыкально-педагогического краеведения в среднем профессиональном образовании; снижение престижа профессии «учитель музыки»; слабую специальную подготовку абитуриентов, выбравших данную профессии; низкую музыкальную культуру будущих учителей музыки.

Решение этих проблем требует научного подхода к отбору содержания, форм и методов подготовки учителя музыки в среднем профессиональном учебном заведении.

Исходя из цели исследования, нами были поставлены конкретные задачи, определены педагогические условия и критерии эффективного использования музыкально-педагогического краеведения в системе профессиональной подготовки: уровень познавательного интереса, музыкальной культуры, музыкально-просветительской деятельности. Каждому из критериев соответствуют основные показатели. Для этого были определены три уровня сформированности познавательного интереса, музыкальной культуры и навыков музыкально-просветительской деятельности (н - низкий, с - средний, в - высокий). С использованием вышеуказанных критериев проводилась экспериментальная работа по проверке эффективности внедрения технологии музыкально-педагогического краеведения в профессиональной подготовке учителя музыки.

Эксперимент проводился на базе музыкального отделения Старооскольского педагогического колледжа Белгородской области. В нем принимали участие 175 студентов. Основными методами исследования стало анкетирование, наблюдение, метод анализа документов и педагогический эксперимент. Перед экспериментом проводилась проверка начального уровня сформированности у студентов познавательного интереса, музыкальной культуры и навыков музыкально-просветительской деятельности. В ходе проверки выявился низкий и средний уровень познавательного интереса (25 %), музыкальной культуры (58 %), навыков музыкально -

просветительской деятельности (17 %) у студентов контрольных и экспериментальных групп.

Формирующий эксперимент осуществлялся в период с 2005 по 2009 учебные годы.

Цель эксперимента - проверить, насколько эффективно внедрение технологии музыкально-педагогического краеведения в образовательный процесс колледжа.

Экспериментальная часть исследования состояла в реализации содержания, форм и методов для формирования и развития познавательного интереса, музыкальной культуры, навыков музыкально-просветительской деятельности будущего учителя музыки. После изучения факультативного спецкурса «Музыкальная культура Белгородчины», проведения учебно-исследовательской деятельности студентов на краеведческом материале, внеурочных форм воспитания результаты педагогического эксперимента полностью подтвердили предложенную нами гипотезу. У 56 % студентов экспериментальной группы выявился высокий уровень сформиро-ванности познавательного интереса, у 87 % -музыкальной культуры, у 66 % - навыков музыкально-просветительской деятельности.

Технология музыкально-педагогического краеведения дает возможность оптимизировать процесс формирования познавательного интереса, музыкальной культуры, навыков музыкально-просветительской деятельности и тем самым решить проблему профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Технологию музыкально-педагогического краеведения мы разрабатывали на основе теории целостного педагогического процесса. Она является составной частью профессиональной подготовки будущих учителей музыки и обеспечивается всем образовательным процессом, методическим и научным уровнем преподавания дисциплин учебного плана, нетрадиционными формами и методами внеурочной воспитательной работы со студентами.

Анализируя результаты опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу о том, что важнейшими факторами исследования музыкально-педагогического краеведения в профессиональной подготовке будущего учителя музыки являются:

- учебный процесс - это активное использование материалов музыкально-педагогического краеведения на уроках, лекционных, семинарских занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла и специальной музыкальной подготовки для совершенствования профессиональных знаний и умений студен-

тов, формирования музыкальной культуры и с целью самосовершенствования;

- учебно-исследовательская деятельность - это вовлечение студентов в учебноисследовательскую и поисковую работу на основе музыкально-педагогического краеведческого материала с учетом индивидуальных особенностей и личностно-ориентированного подхода;

- педагогическая практика - это проведение пробных уроков музыки в 1-8 классах, внеурочных мероприятий и классных часов по краеведческой тематике;

- внеурочная деятельность - это организация внеурочной воспитательной работы краеведческой направленности с применением индивидуальных, групповых форм работы.

Опыт реализации показал, что музыкально-педагогическое краеведение помогает понять взаимодействие общего и отдельного в истории русской музыки и музыкальной культуры региона.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами использовались следующие формы музыкально-педагогической краеведческой работы: круглые столы по актуальным музыкально-педагогическим вопросам, поисковая работа, тематические концерты с литературоведческими комментариями, лекции-концерты для общеобразовательных школ и ДОУ, музыкальные салоны и гостиные, тематические классные часы, индивидуальные студенческие проекты (НИРС, УИРС), организация и работа научного кружка, экскурсии, творческие встречи с музыкантами, композиторами, исполнителями.

Результатом формирующего эксперимента и проведенной нами опытно-экспериментальной работы стала разработка технологии музыкально-педагогического краеведения, которая включает следующие этапы:

- использование материала музыкально-педагогического краеведения при изучении общеобразовательных, гуманитарных и специальных дисциплин;

- изучение факультативного спецкурса «Музыкальная культура Белгородчины»;

- активная учебно-исследовательская деятельность краеведческого содержания.

Таким образом, музыкально-педагогическое краеведение предполагает изучение музыкальной культуры своего региона, истоков народного творчества, их традиций, обы-

чаев и особенностей, жанров музыкальных произведений и истории развития народных музыкальных инструментов, распространенных в данном регионе; знакомство с творчеством композиторов, исполнителей, педаго-гов-музыкантов; анализ деятельности музыкальных образовательных учреждений, творческих коллективов, современной культурной среды (фестивальное движение, конкур -сы) и ее влияния на подрастающее поколение.

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2004.

2. Белозерцев Е.П. Образование: историко-

культурный феномен. СПб., 2004.

3. Калантарян Л.А. Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

4. Тельчарова-Куренкова Р.А. Методологические и теоретические проблемы музыкально-

го образования // Вопр. подготовки музыкан-та-педагога. Магнитогорск, 1997.

5. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004.

Поступила в редакцию 13.09.2009 г.

Stepanova T.I. Musical-pedagogical study of local lore in vocational training of the future teacher of music. Questions of musical pedagogics and technology of musical-pedagogical study of local lore in education of the teacher of music in the conditions of pedagogical college are considered in the article. Skilled-experimental work spent on the basis of Stary Oskol pedagogical college and approbation of technology of the musical-pedagogical study of local based on three criteria: informative interest, musical culture, musical-educational activity lore is described. The work system on musical-pedagogical study of local lore includes following components: educational process, educational-research activity, student teaching, after-hour activity.

Key words: musical pedagogics; music education; teacher of music; musical-pedagogical study of local lore; informative interest; musical culture; musical-educational activity.

УДК 371

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА: НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ1

© С.А. Вербицкая

В статье проведено диагностирование степени развитости толерантности как личностного свойства, выявлены понимание студентами толерантных отношений и их признаков, обоснована необходимость формирования культуры толерантности в деятельности куратора, выявлены эффективные формы воспитательной работы со студентами по формированию культуры толерантности. В исследовании участвовали 482 студента и 105 кураторов Белгородской и Курской государственных сельскохозяйственных академий.

Ключевые слова: толерантность; культура толерантности; воспитательная деятельность; куратор.

Для подтверждения или опровержения гипотезы формирования культуры толерантности будущих специалистов в воспитательной деятельности куратора студенческой группы были разработаны анкеты и проведено анкетирование на очном отделении факультетов ветеринарной медицины, агроно-

1 Исследование выполнено в рамках научноисследовательского проекта «Разработка и внедрение личностно-ориентированных воспитательных технологий взаимодействия куратора и студенческой группы» Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (20092010 годы)», проект № 3.1.1/5320.

мического, инженерного и технологического Белгородской государственной сельскохозяйственной академии и на очном отделении факультетов ветеринарной медицины, зоо-инженерного и агротехнологического Курской государственной сельскохозяйственной академии им. профессора И.И. Иванова.

Цель данного этапа - обоснование возможности формирования культуры толерантности в воспитательной деятельности куратора студенческой группы. Объектом эмпирического исследования выступили 289 студентов очного отделения Белгородской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.