Научная статья на тему 'Особенности реализации модели и программы личностно-профессионального развития студента колледжа искусств в процессе изучения музыкального краеведения'

Особенности реализации модели и программы личностно-профессионального развития студента колледжа искусств в процессе изучения музыкального краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА / MUSICAL REGION STUDY / MODEL / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF COLLEGE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубок Вера Юрьевна

Статья раскрывает результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели и программы личностно-профессионального развития студента колледжа в процессе изучения музыкального краеведения. На основе эмпирических данных автор делает выводы об основных направлениях и технологических особенностях указанного педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубок Вера Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF REALIZATION OF MODEL AND PROGRAM OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENT OF ARTS COLLEGE IN STUDY PROCESS OF MUSICAL REGION STUDY

The article reveals the results of experience and experiment work of model approbation and program of personal and professional development of student of Arts College in study process of musical region study. On the base of empirical data the author concludes about main directions and technological features of given pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации модели и программы личностно-профессионального развития студента колледжа искусств в процессе изучения музыкального краеведения»

УДК 371.03

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ И ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

© Вера Юрьевна ДУБОК

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: [email protected]

Статья раскрывает результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели и программы личностно-профессионального развития студента колледжа в процессе изучения музыкального краеведения. На основе эмпирических данных автор делает выводы об основных направлениях и технологических особенностях указанного педагогического процесса.

Ключевые слова: музыкальное краеведение; модель; личностно-профессиональное развитие студента колледжа.

Личностно-профессиональное развитие студентов колледжа можно рассматривать как систематический процесс, ориентированный на формирование специалистов среднего звена, отвечающих потребностям рынка труда сферы культуры, искусства и образования, и в то же время - на изучение, развитие и повышение интеллектуального художественно-творческого и педагогического потенциала студентов для решения личных задач и задач в функционирования сферы культуры и искусства. Личностнопрофессиональное развитие студентов направлено на подготовку студента к выполнению его производственных (творческих, исполнительских, педагогических) функций, занятию определенных должностей, решению инновационных задач деятельности. Значительную роль в личностно-профессиональном становлении студента призвано сыграть целенаправленное образовательновоспитательное воздействие, содержательно основанное на музыкальном краеведении.

Музыкальное краеведение представляет собой многоплановое, всестороннее изучение музыкальной истории и культуры того или иного региона. Оно охватывает все стороны народной и профессиональной музыкальной деятельности края - творчество, исполнительство, науку, музыкально-общественную жизнь. Можно согласиться с определением музыкального краеведения, выдвинутым в работе Е.В. Самохваловой, которая рассматривает его как интегративную, поли-функциональную, педагогически направляемую ценностно-ориентированную деятель-

ность, целью которой является приобщение учащихся к музыкальному наследию родного края посредством познавательной, поисковой, преобразовательной, художественно-коммуникативной, популяризаторской, памятникоохранительной деятельности, имеющей

учебный, научно-исследовательский (поисковый) и любительский характер и осуществляющейся во взаимосвязанных массовых, групповых и индивидуальных формах в процессе обучения, внеучебной воспитательной работы, внеучебной научно-исследовательской работы и учебно-производственной практики обучаемых [1, с. 9]. Музыкальное краеведение - это особый вид социальной активности (исследовательской, просветительской, культуроохранной деятельности), обладающий мощным потенциалом воспитательного воздействия на личность и способствующий ее творческой самореализации в различных сферах региональной музыкальной культуры.

Столь мощный педагогический потенциал стал основой для разработки и реализации модели и программы личностно-профессионального развития студента колледжа искусств в процессе изучения музыкального краеведения.

Экспериментальная апробация авторских моделей и программ осуществлена с 2008 по 2011 г. на базе Тамбовского колледжа искусств и Борисоглебского музыкального техникума.

Целью эксперимента являлось выявление технологических условий личностнопрофессионального развития студентов кол-

леджа в процессе изучения музыкального краеведения.

Разработанная модель личностно-профессионального развития студентов колледжа в процессе изучения музыкального краеведения включает целевой, технологический и критериально-результативный блоки.

Цель личностно-профессионального развития состоит в создании условий для формирования профессиональных компетенций, развития интеллектуальных и творческих способностей, значимых для профессиональной музыкальной деятельности, обеспечивающих постоянное саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию выпускника, его успешную адаптацию, высокую конкурентность на рынке труда и перспективы карьерного роста.

При реализации предлагаемой модели развития личностно-профессиональных качеств студенческой молодежи ставились следующие задачи:

1) формирование профессиональной направленности, позитивного отношения к профессиональной деятельности и ее объекту;

2) развитие профессиональных компетенций исполнительской и музыкальнопедагогической деятельности;

3) совершенствование эмоциональных,

духовно-нравственных, коммуникативных

качеств, обеспечивающих личностное соответствие профессии и формирование профессионального мастерства;

4) стимулирование инициативной творческой деятельности в сфере музыкального исполнительства, просвещения и образования.

Основными средствами реализации модели личностно-профессионального развития являются создание специфической педагогической среды и организация жизнедеятельности; координация усилий субъектов учебно-воспитательного процесса; использование технологий музыкального краеведения.

Условиями реализации модели являются: наличие комплексной программы обеспечивающей управление процессом личностнопрофессионального развития; информационно-методическое обеспечение, создание банка данных; технологическое обеспечение воспитательного процесса (разработка концепции, содержания и методических материалов и материально-техническое обеспечение); наличие благоприятного социально-

психологического климата; обеспечение

партнерского субъект-субъектного взаимодействия педагогов и студентов; обеспечение неразрывного единства процессов воспитания, обучения, самообразования, самовоспитания, самореализации студентов в процессе краеведческой деятельности; стимулирование самоорганизационных процессов в студенческой среде; стимулирование самостоятельной инициативной инновационной проектной деятельности студентов; профильные переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.

Экспериментальная апробация проходила в три этапа. На первом этапе осуществлялась диагностика психолого-педагогических компонентов личностно-профессионального развития студентов музыкальных колледжей. В качестве исследуемых параметров были определены мотивационный, когнитивный, нравственно-психологический и мотивационный компоненты развития студента колледжа.

На втором этапе эксперимента исследование сопровождало внедрение и реализацию авторской педагогической программы, включающей комплекс учебно-воспитательной работы в рамках изучения курса «Музыкальное краеведение», а также проведение концертов, конкурсов, художественно-массовых мероприятий музыкально-краеведческой тематики, а также функционирование научно-методических и любительских объединений, содержательно связанных с личностно-профессиональным становлением музыканта. На этом этапе предметом анализа стали личностные характеристики, связанные с профессиональной направленностью, стремлением способствовать музыкальному просвещению и творческому развитию ребенка, наличием мотива достижения успеха в преодолении трудностей профессиональной деятельности, компетенциями исполнительской и педагогической деятельности, краеведческими знаниями, эмпатией, эмоциональной гибкостью, коммуникативными способностями, исполнительской, педагогической и социально-инициативной деятельностью.

Для их диагностики были использованы традиционные тестовые методики.

Третий этап экспериментальной работы был посвящен сравнительному анализу результатов повторной диагностики уровня сформированности мотивационного, когни-

тивного, нравственно-психологического и мотивационного компонентов развития личности студента колледжа. Инструментарием исследования послужил разработанный авторский тест.

Экспериментальная апробация модели осуществлялась посредством внедрения в учебный процесс Тамбовского колледжа искусств курса «Музыкальное краеведение». Данный курс носит интегративный характер, имеет модульное строение, что позволяет варьировать функциональное использование его содержательных компонентов. Понимание музыкальной культуры региона как целостного образования предопределило модульное строение курса «Музыкальное краеведение». Дисциплина включает в себя пять разделов: музыкальное творчество, музыкальное исполнительство и музыкальное образование, музыкальная публицистика региона, в каждом из которых рассматриваются элементы светской, православной и этнической культуры.

Оценка уровня освоения учащимися содержания курса осуществляется по параметрам качества его художественно-творческой и научной деятельности, а также степени развития навыков организаторской и научно -методической деятельности в сфере музыкальной культуры.

Вследствие этого оптимальный уровень освоения материала предполагает широкую информированность по всем вопросам, характеризующим процессы становления и развития в регионе музыкальной культуры. Специалист способен дать квалифицированную критическую оценку явлениям музыкальной культуры и художественного творчества. Обучаемый в достаточной мере осведомлен об источниках информации по проблемам музыкальной культуры, способен творчески использовать эту информацию при подготовке художественно-массовых, информационных и интеллектуальных игровых программ, причем при разработке сценариев этих мероприятий он может ее реконструировать и варьировать, представлять в обобщенном виде.

Методика преподавания учебного курса «Музыкальное краеведение» была обогащена использованием активных методов обучения, к которым можно отнести: концерты и творческие показы на материале регионального

музыкального искусства и фольклора; иллюстрирование учебного материала по музыкальному краеведению на лабораторных занятиях; постановка учащимися музыкальных праздников и внеклассных мероприятий для различных социальных и возрастных групп населения.

Организация целенаправленной воспитательной работы со студентами была ориентирована на развитие значимых профессиональных личностных качеств, перспективным результатом которого становится становление педагогического мастерства посредством преобразования мотивационной когнитивной и аффективной структуры личности музыканта-педагога. Программа предполагала работу краеведческого кружка (в рамках которого функционирует музыкальный краеведческий лекторий), творческой группы (организующей проблемные семинары, тренинги, практикумы, решение ситуативных педагогических задач), методического объединения «Школа молодого учителя музыки» (проведение студенческих форумов, педагогических чтений, обсуждения передового педагогического опыта, диспутов, «круглых столов», деловых и ролевых игр).

На заключительном этапе эксперимента осуществлялся сравнительный анализ результатов тестирования в экспериментальной и контрольной группах, связанных с выявлением уровня личностно-профессионального развития студентов колледжа, для чего была использована авторская тестовая методика, предполагавшая высказывание собственных оценочных суждений студентов колледжа относительно профессиональной деятельности и ее объекта, специализированных профессиональных компетенций, личностного соответствия профессии и творческой активности. Предметом анализа при изучении мотивационного компонента личностно-профессионального развития стали профессиональная направленность, стремление способствовать музыкальному просвещению и творческому развитию ученика, наличие мотива достижения успеха в преодолении трудностей профессиональной деятельности. При изучении когнитивного компонента личностно-профессионального развития исследуемыми параметрами выступили компетенции исполнительской и педагогической деятельности, а также краеведческие знания.

Ж

S

э.г. к.г.

Рис. 1. Показатели среднего балла оценки испытуемыми уровня развития личностно-профессиональных качеств

Оцениваемыми параметрами эмоционально-нравственных качеств участников эксперимента выступили эмпатия, эмоциональная гибкость и коммуникативные способности

В качестве исследуемых параметров деятельностного компонента личностно-профессионального развития участников экспериментальной и контрольной групп выступали исполнительская, педагогическая и краеведческая деятельность.

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности предложенной модели и программы. По всем исследуемым параметрам (мотивационному, когнитивному, нравственно-психологическому и деятельностному), были отмечены показатели превышения оценочных параметров в экспериментальной группе над контрольной. Разница параметров составляет от 1 до 4 баллов, что свидетельствует о существенном влиянии целенаправленного педагогического воздействия на личностно-профессиональное развитие студентов колледжа, повышение их социальной и творческой активности (рис. 1).

В ходе эксперимента высветились и некоторые пробелы программного курса, связанные с недостаточной координацией мето-

дического, исполнительского и музыкальнокраеведческого содержательных компонентов.

Личностно-профессиональное развитие, осуществляемое на материале музыкального краеведения, может активно способствовать формированию профессиональной направленности и основ исполнительского и педагогического мастерства. Это оказывается крайне важным для развития социальной инициативности, ответственности специалиста деятельного деятельностного участия в возрождении и развитии традиций региональной музыкальной культуры. При реализации модернизированного или адаптированного варианта предложенной педагогической модели следует учитывать региональные особенности и традиции с тем, чтобы сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным.

1. Самохвалова Е.В. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2006.

Поступила в редакцию 11.01.2012 г.

UDC 371.03

PECULIARITIES OF REALIZATION OF MODEL AND PROGRAM OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENT OF ARTS COLLEGE IN STUDY PROCESS OF MUSICAL REGION STUDY

Vera Yuryevna DUBOK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article reveals the results of experience and experiment work of model approbation and program of personal and professional development of student of Arts College in study process of musical region study. On the base of empirical data the author concludes about main directions and technological features of given pedagogical process.

Key words: musical region study; model; personal and professional development of college student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.