Научная статья на тему 'Музыкально-краеведческое образование как фактор профессионального становления будущего специалиста'

Музыкально-краеведческое образование как фактор профессионального становления будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Дубок Вера Юрьевна

The article motivates the specifics of regional studies in the aspect of music, reveals its place in the professional education of art college students, represents the module structure of a course "Regional studies in the aspect of music".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical and local lore education as a factor of future specialist's professional development

The article motivates the specifics of regional studies in the aspect of music, reveals its place in the professional education of art college students, represents the module structure of a course "Regional studies in the aspect of music".

Текст научной работы на тему «Музыкально-краеведческое образование как фактор профессионального становления будущего специалиста»

МУЗЫКАЛЬНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Л.Н. Макарова, В.Ю. Дубок

Makarova L.N., Dubok V.Y. Regional studies in the aspect of music as a factor of the professional formation of a future specialist. The article motivates the specifics of regional studies in the aspect of music, reveals its place in the professional education of art college students, represents the module structure of a course “Regional studies in the aspect of music”.

Современная образовательная политика государства ориентируется на возвращение к национальным, культурно-историческим

традициям. Инновационные процессы, связанные с регионализацией среднего профессионального и высшего образования, характеризуются повышением требований к педагогу не только как к носителю общечеловеческих ценностей и культуры, но и традиций региона. Одним из требований к личности будущего учителя, закрепленным Государственным образовательным стандартом среднего и высшего профессионального образования, является понимание им соотношения роли и значения национальных и культурноисторических факторов обучения и воспитания. Не случайно в последнее время значительное внимание научной общественности обращено к проблеме регионализации образования и реализации регионального компонента образовательных программ. Исследователи обращаются к различным методологическим компонентам проблемы, а также рассматривают различные элементы педагогической технологии на уровне стандартов, учебных планов, программ и учебных пособий, отражающих региональную специфику (Л.И. Аттаева, Ю.А. Гончарова, Н.Н. Павлов, Т.А. Полунина, С.А. Репин, П.Я. Савельев).

Идея модернизации образования акцентирует внимание на необходимости создания механизмов эффективной трансляции в систему образования потребностей семей, предприятий и государства. В связи с этим содержание педагогического образования должно основываться на применении краеведческих сведений с учетом местной специфики социального развития, способствующих адаптации специалистов к профессиональной деятельности в условиях региона, и на введении образовательной дисцип-

лины «Краеведение» в учебные планы подготовки будущих специалистов.

Краеведение как особое научное направление и содержательный компонент образования рассматривается со второй половины

XIX в. Весомый вклад в обоснование реализацию краеведческой информации в содержании образовательного процесса внес К.Д. Ушинский. Современное краеведение рассматривают как историческую регионоло-гию, созидающую деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшению социально-культурных и экологических условий жизни в своем крае. В этом контексте краеведческое образование представляет собой процесс и результат освоения комплекса краеведческих знаний и умений, опыта природоведческой и социально-культурной деятельности и эмоционально-ценностного отношения к региональному наследию.

В сфере культуры и искусства региональный компонент государственного образовательного стандарта строится на основе музыкального краеведения, так как формируется на музыкальном материале региона. Использование материала музыкального краеведения в колледже несет в себе большую педагогическую значимость. Этот материал является средством формирования музыкально-эстетической культуры студентов, нравственно-патриотического воспитания,

развития музыкальных способностей, навыков поисково-исследовательской работы, повышения качества знаний и др.

Термин «музыкальное краеведение» в энциклопедических педагогических изданиях рассматривается как изучение музыкальной культуры отдельной области, края, города и т. п. Музыкальное краеведение является составной частью музыкознания в целом,

поскольку обобщает факты из истории музыкальной жизни избранной области или региона как неотъемлемой части общей истории отечественной культуры. Объектом музыкального краеведения становится деятельность видных местных музыкантов; хроника провинциальной музыкальной жизни (на периферии преподавали музыку и обучали ей, выписывались и продавались ноты и музыкальные инструменты, писались и читались статьи о музыке, сочинялись музыкальные произведения); различные области музыкальной культуры края (музыкальный театр, музыкальное образование, концертная деятельность, общественные организации, творчество местных композиторов, местная критика, музицирование).

Развитию музыкального краеведения как формирующейся научной дисциплины свойственен кумулятивный характер, на каждом историческом этапе оно суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый научный результат входит неотъемлемой частью в его общий фонд, не перечеркиваясь последующими успехами познания, а лишь преобразуясь и уточняясь. Преемственность музыкально-краеведческих научных знаний приводит к единой линии поступательного развития этой научной дисциплины. Задачами музыкального краеведения являются: изучение исторических и национальных художественных стилей, а также произведений народного музыкального искусства края со стороны идейно-эстетической, музыкально-стилевой и композиционной (мелодика, ритмика, ладовое строение, многоголосие, хоровая и инструментальная фактура ит. п.); выяснение роли краевой народной музыки в общественной жизни и быту, определение всех форм взаимосвязи ее с народной поэзией, танцами, взаимодействия народной музыки с творчеством композиторов. Иными словами, задачами краеведческой музыкальной этнографии являются изучение народных песен, народной инструментальной музыки и самого инструментария, народного музыкального быта края. Особая задача краеведческой музыкальной этнографии заключается в исследовании и воспроизведении истории собирания музыкального фольклора края (региона, области и т. д.).

Особым разделом краеведения является музыкально-педагогическое краеведение,

под которым понимается теория и практика применения в учебно-воспитательном процессе средних профессиональных учебных заведений музыкального материала родного края, т. е. материала, выработанного музыкальным краеведением в процессе искусствоведческих исследований и отобранного по специальным критериям для учебных целей. В процессе формирования музыкально-педагогического краеведения происходит «сплав» психолого-педагогических наук (педагогики, психологии, музыкальной педагогики, музыкальной психологии) и музыкального краеведения. Причем в музыкально-педагогическом краеведении синтезируются методы, задачи, категории, принципы, формы психологопедагогических дисциплин и эмпирический материал, получаемый в процессе музыкально-краеведческих искусствоведческих исследований.

Музыкальное краеведение выполняет ряд специфических функций, суть которых определяется необходимостью изучения и сохранения музыкальной культуры различных краев, областей, регионов государства (музыкально-историческое краеведение), а также использованием «добытого» музыкально-историческим краеведением нового учебного музыкального (краевого) материала в практике училищ и колледжей (музыкально-педагогическое краеведение). К числу важнейших относится познавательная гносеологическая функция музыкального краеведения, которая направлена на исследование определенного территориального образования (народная музыка, произведения профессиональных композиторов края и материалы об их жизни и творчестве и др.); познание различных фактов и явлений истории. Выделяется также духовно-нравственная функция, поскольку получаемый в процессе музыкально-краеведческих исследований материал по музыкальной культуре различных краев при использовании его в работе со студентами и населением способствует формированию национального самосознания. Этнообразующая функция тесно связана с функциями социализации, патриотической и просветительской.

В музыкально-педагогическом краеведении также выделяется ряд функций, связанных с использованием музыкально-краеведческого материала в учебном процессе школ,

училищ, вузов ит. д. Так, эвристическая функция заключается в творческом поиске новых форм, методов учебно-воспитательной урочной и внеклассной работы средствами музыкально-краеведческого материала. Следует также отметить образовательную, воспитывающую, развивающую и профессио-нально-ориентирующую функции.

Реализация данных положений стала возможна на основе разработки и внедрения перспективного экспериментального курса «Музыкальное краеведение» в учебный процесс многоуровневых учебных заведений, в частности, Тамбовском колледже искусств. Целью данного курса является углубленное изучение локальной (Тамбовской) музыкальной культуры как исторической реальности, дополнение и углубление содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин фактологическим материалом о музыкальной жизни русской провинции в контексте общероссийского музыкально-исторического процесса. Задачи курса состоят в том, чтобы представить студентам широкую панораму музыкальной жизни Тамбова и уездных городов Тамбовщины; выявить социальноисторические и культурологические истоки и особенности становления и развития профессиональных и любительских музыкальных традиций; привлечь внимание к отдельным персоналиям и явлениям.

В целом данный курс имеет межпредметный характер для дисциплин блока общепрофессиональной и специальной подготовки (история музыки, история исполнительства, методика музыкального образования и др.) по специальностям музыкального искусства. С другой стороны, данный курс представляет собой региональный компонент стандарта подготовки по указанным специальностям. Универсальный характер предмета позволяет использовать его и в качестве компонента образовательного учреждения на дисциплинах специализации. Это объясняется тем, что используемый в процессе подготовки дидактический материал, помимо когнитивной составляющей, несет значительный эмоциональный и воспитывающий потенциал, поскольку демонстрирует высочайший уровень развития музыкальной культуры региона.

Понимание музыкальной культуры региона как целостного образования предопределило модульное строение курса «Музы-

кальное краеведение». Дисциплина включает в себя три раздела: музыкальное творчество, музыкальное исполнительство и музыкальное образование, в каждом из разделов рассматриваются элементы светской, православной и этнической культуры.

Первый модуль «Фольклорные истоки развития музыкального творчества» рассматривает становление народной музыкальной культуры Тамбовщины. В описании фольклорных истоков музыкального творчества рассматриваются источники, в которых с достаточной полнотой зафиксированы характер народно-песенного творчества, исполнительства и собирательская деятельность фольклористов.

Географические особенности заселения Тамбовщины предопределили народнопесенный стиль края, который был обозначен этнографами, фольклористами и лингвистами термином «южнорусский». Посредством анализа документальных источников и записей фольклора Тамбовщины, сохранившихся в сборниках второй половины XIX в., студенты получают возможность проследить особенности исполнительства, стилистическое и жанровое разнообразие песен. Дидактическим материалом, служащим основой для рассмотрения на занятиях народного музыкального творчества Тамбовского края, служат труды известных собирателей-фольк-лористов: М.А. Балакирева, Е.Э. Линевой,

М. Стаховича, В.П. Прокунина, П. В. Шейна, П.П. Якушкина и др. Знакомясь на занятиях с этими работами, студенты узнают о сложившейся технологии сбора и записи фольклорного материала и ее теоретическим обоснованием в исследованиях П.В. Киреевского и П.В. Шейна. Использование в начале XX в. звукозаписывающего аппарата позволило не только осуществить точную запись многоголосых песен, а также проанализировать исполнительскую манеру вокализации. Исследование работ фольклористов позволяет студентам познакомиться со стилистическим и жанровым разнообразием песенного материала Тамбовщины. В частности, традиционные песни региона по содержанию подразделяются на общелирические мужские, разбойничьи, тюремные, женские, старинные рекрутские, солдатские, обрядовые, юмористические и игровые. Особая ценность многих дошедших до нас записей состоит в том,

что они являются диалектологическими, так как передают характерные особенности местных говоров. Исследователи смогли подчеркнуть и особенности исполнительской манеры вокализации (открытое звучание женских и мужских голосов, характерное подчеркивание верхнего солирующего подголоска, формообразующая роль унисонов в становлении музыкального периода, тесное расположение голосов). Все это имеет существенное значение для расширения музыкального кругозора студентов и использования полученных в курсе данных на занятиях по сольфеджио, гармонии и народному музыкальному творчеству.

Второй модуль курса связан с изучением православной церковно-певческой культурной традиции. В центре внимания оказываются процессы становления и развития церковного вокально-хорового искусства. Эти процессы рассматриваются с точки зрения существовавшей системы церковно-певческого воспитания в духовных заведениях, профессиональной подготовки кадров, исполнительской деятельности церковных хоров, вокального творчества. Развитие церковно-певческой культуры в Тамбовской губернии было связано в наибольшей мере с деятельностью хоровых коллективов, существующих при храмах. Церковное вокальное исполнительство в целом оказало влияние на развитие музыкального творчества. Педагогические и исполнительские традиции хорового творчества складывались благодаря подвижнической деятельности талантливых местных регентов И.И. Духавина, И.Г. Ельцова, И.М. Крючен-кова, И.Я. Тернова и др. Дореволюционные традиции, формы и педагогические технологии этих музыкально-общественных деятелей сегодня возрождаются некоторыми хоровыми коллективами. Среди таких коллективов можно выделить хор им. С.В. Рахманинова, Котовский женский хор духовной музыки, хор «Преображение» и др.

Третий модуль учебного курса имеет целью познакомить студентов с процессами становления и развития светских форм музыкальной культуры.

Важный этап развития светской музыкальной культуры в регионе был инициирован губернатором Г.Р. Державиным. Он уделял большое внимание музыкальному воспитанию, устраивая в своем доме концерты,

воскресные собрания, театральные представления. Им были также созданы воскресный певческий класс, хор и оркестр. Особая тема учебного курса посвящена изучению дворянских традиций музицирования. Студенты знакомятся с характерными чертами музыкальных традиций в усадьбах тамбовских дворян Боратынских, Верстовских, Голицыных, Рахманиновых, Сатиных, Строгановых, Чичериных, которые проявлялись в проведении концертов, спектаклей и представлений на открытом воздухе.

В Тамбовской музыкальной культуре сложились уникальные традиции издания музыкальной периодики. Здесь издавались журналы «Баян» и «Гусельки яровчаты», которые имели общероссийское значение. В этих журналах не только освещались вопросы развития музыкальной культуры, но и давались практические дидактические советы по обучению музыке. Специальная тема курса освещает деятельность Тамбовского отделения Русского музыкального общества, его руководителей, а также вклад меценатов в развитие музыкального исполнительства и образования в регионе.

Особый раздел курса посвящен изучению становления и развития региональной системы музыкального образования. В структуре этого раздела есть темы, посвященные музыкальному воспитанию и образованию в духовных учебных заведениях в

XIX - начале XX в. Во всех этих учебных заведениях изучалась нотная грамота, воспитывались певческие навыки, в специализированных - вводилась методика работы с хором, открывались инструментальные классы. Предмет церковного пения был доминирующим. Музыкальное образование в Тамбовском епархиальном женском училище получило профессиональную направленность после реформы 1867 г., когда выпускницам предоставили право получать звание домашней учительницы. Следовательно, к началу

XX в. музыкальное образование в духовных учебных заведениях впитало в себя элемент светскости.

Еще одна тема посвящена углубленному рассмотрению музыкального воспитания и образования в светских учебных заведениях. Студенты знакомятся со следующей методической особенностью: во всех типах светских школ музыкальное развитие учащихся осу-

ществлялось главным образом через хоровое пение. Помимо этого действовали музыкальные классы РМО, а в гимназиях действовали классы духовых инструментов, струнные и духовые оркестры, регулярно проводились ученические благотворительные вечера и концерты. Активно осуществлялось внеклассное и внешкольное музыкальное воспитание. Задачи общего и профессионального музыкального образования успешно решались в Александрийском институте благородных девиц и Тамбовском кадетском корпусе. Профессиональное музыкальное образование развивалось в Музыкальном училище и в Екатерининском учительском институте.

Внедрение курса сопровождается комплексом педагогических исследований. Для выявления уровня интереса студенческой молодежи к музыкальному искусству Тамбовщины и знаний в области региональных музыкальных традиций была проведена диагностика на основе социологического опроса выпускников начального звена подготовки и абитуриентов колледжа. Выборочная совокупность опроса составила 50 человек. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о минимуме знаний о деятельности тамбовских композиторов, о печатных музыкальных изданиях XIX в. и традициях в области музыкального исполнительства. Ответы на вопросы показали, что определяющее влияние в процессе формирования мотивации к музыкальному творчеству принадлежит средствам массовой информации.

Кроме этого, для выяснения компетентного мнения по проблемам возрождения традиций музыкальной культуры Тамбовщины, а также для определения перспектив развития музыкальной культуры в регионе был проведен экспертный опрос преподавателей музыкальных учебных заведений. Результаты опроса показали, что сегодня заметна тенденция повышенного интереса к возрождению, сохранению и развитию традиционной музыкальной культуры Тамбовского

края. Однако преподаватели недостаточно активно участвуют в процессе возрождения музыкальных традиций, не учитывают опыт педагогов и общественных деятелей, работавших в дореволюционном Тамбове. Это предопределило активное внедрение экспериментальной программы курса.

Внедрение курса «Музыкальное краеведение» сопровождалось пилотажным экспериментальным исследованием. Сравнительный анализ начальных и итоговых показателей первого этапа эксперимента позволил выявить рост показателя уровня знаний в экспериментальной группе на 17%, увеличение показателей, характеризующих развитие интереса к занятиям по изучению музыкальной культуры региона. Если до начала эксперимента у 56% членов контрольной и экспериментальной групп отмечался низкий уровень интереса к содержанию музыкальной культуры, то после завершения эксперимента в экспериментальной группе было отмечено преобладание среднего и повышенного уровней. Также наблюдалось развитие показателей эмоционально-ценностного восприятия, что выразилось в фиксировании переживаний положительных эмоций во время прослушивания музыки местных авторов. Изменения выделенных компонентов позволяют сделать предположение об эффективности предлагаемой методики изучения музыкального краеведения.

Все это позволяет сделать оптимистический прогноз результатов внедрения программы «Музыкальное краеведение» в учебно-воспитательный процесс тамбовского колледжа искусств. Результаты исследования в перспективе могут найти широкое применение не только в практике среднего и высшего профессионального образования, но и в системе переподготовки и повышении квалификации музыкантов-педагогов.

Поступила в редакцию 9.06.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.