разительного искусства в школе», на базе МОУ «Гимназия N° 4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Ола».
Проведённые теоретические и экспериментальные исследования позволили сделать следующие выводы.
Развитие художественного образования зависит от подготовки профессиональных педагогов, способных правильно обозначать цели и задачи своей деятельности.
Большую роль в художественном образовании играют специальные методы построения педагогики искусства, овладевая которыми педагог может осуществить поставленные задачи.
Создание программно-методического комплекса даёт возможность внедрять метод проживания и сопереживания в учебный процесс факультета начальных классов.
Библиографический список
1. Базарный В. Ф.Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 176 с.
2. БиричИ.А., ЛомоносоваМ.Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития художественных и профессиональных способностей педагогов. - М., ВЛАДОС, 1999. -110 с.
3. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
4. Шашина Л.Ю. Методические приёмы повышения эффективности восприятия изобразительного искусства // Искусство в школе. - 2009. -№ 3. - С. 76-79.
УДК 371
Степанова Татьяна Ивановна
Старооскольский педагогический колледж, Белгородская область
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье описана технология изучения музыкально-педагогического краеведения в учебно-образовательном процессе колледжа при подготовке учителя музыки в условиях педагогического колледжа. Представлена опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на базе Старооскольского педагогического колледжа Белгородской области.
Ключевые слова: технология, музыкально-педагогическое краеведение, учебно-образовательный процесс, познавательные способности, музыкальная культура, навыки музыкально-просветительской деятельности.
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов инициирует учебные заведения пересматривать как содержание образования, так и технологию образовательного процесса. Предметом нашего рассмотрения является технология изучения студентами педагогического колледжа музыкально-педагогического краеведения. Она представляет собой целенаправленную и планомерную взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента, результатом которой является освоение студентом системы знаний, умений и навыков, развитие его познавательных способностей, формирование музыкальной культуры, навыков музыкально-просветительской деятельности.
Технология обучения позволяет реализовать содержание обучения, предусмотренного учеб-
ными программами, включающее в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей. Разработке новой технологии предшествуют новые потребности (цели) общества, научные открытия, результаты научных исследований. Путь становления любой новой педагогической технологии следующий: потребности общества -фундаментальные исследования в области психологии - прикладные психолого-педагогические исследования - разработка новых технологий -отражение их в учебно-программной и учебнометодической документации.
Мы рассматриваем технологию профессиональной деятельности преподавателя через решение педагогических задач по анализу, целепола-
© Степанова Т.И., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
103
ганию и планированию, организации, оценке, регулированию и коррекции воспитательных воздействий [5, с. 78-81].
Современные образовательные технологии -это процессная система совместной деятельности преподавателя и студента по проектированию, организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий. Для достижения высоких результатов при разработке технологии следует учитывать следующие требования: соответствие технологии интересам и потребностям участников образовательного процесса, прогнозирование и оценка действий, внесение изменений.
Теоретический анализ педагогической, музыковедческой, исторической, краеведческой, философской литературы, изучение и анализ результатов констатирующего эксперимента, изучение собственного педагогического опыта, анализ деятельности Старооскольского педагогического колледжа музыкального отделения позволили нам обосновать некоторые теоретические положения для разработки технологии изучения музыкально-педагогического краеведения на музыкальном отделении педагогического колледжа:
1. Технология представляет педагогический процесс организации образовательного процесса и требует: описание задач и направлений деятельности, соответствующей концепции исследования; определение форм и методов учебно-образовательной деятельности в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки.
2. Технология определяет систему перехода от учебной деятельности к профессиональной деятельности студентов, включающую проектирование форм и способов реализации теоретических знаний на педагогической практике; мобильность технологии музыкально-педагогического краеведения для ее применения при индивидуальном подходе к студентам.
3. Технология углубляет содержание образовательного процесса и определяет: критерии эффективного использования музыкального краеведческого материала при изучении дисциплин гуманитарного и специального циклов; востребованности краеведческого материала при организации учебно-воспитательного процесса на музыкальном отделении педагогического колледжа.
Разрабатывая технологию музыкально-педагогического краеведения, мы основывались на
личностно-ориентированном обучении. Опытноэкспериментальное внедрение технологии музыкально-педагогического краеведения на музыкальном отделении педагогического колледжа проводилось с целью разработки технологии, ее содержания, этапов, музыкально-педагогического краеведения; внедрение технологии изучения музыкально-педагогического краеведения в процессе подготовки будущих учителей музыки.
В процессе поисковой работы были определены: студенческие учебные подгруппы музыкального отделения Старооскольского педагогического колледжа Белгородской области; содержание, формы методов музыкально-педагогического краеведения; критерии эффективного использования музыкально-педагогического краеведения и их апробация в образовательном процессе колледжа.
В работе со студентами и преподавателями отрабатывалось содержание теоретического материала лекционных и семинарско-практических занятий, проверялись направления его использования на педагогической практике в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах, в организации внеурочной внеклассной, учебно-исследовательской деятельности студентов.
В ходе формирующего эксперимента была реализована технология, включающая следующие четыре этапа: пропевдевстически-диагнос-тический, содержательный, оценочно-обобщаю-щий, рефлексивный. Технология осуществляется на основе личностно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов. Их комплексное сочетание позволило создать технологию изучения музыкально-педагогического краеведения, которая может быть успешно применена в профессиональной подготовке будущих учителей музыки. Программой экспериментального обучения охвачены такие дисциплины, как музыкальная литература, история музыки, теория и методика музыкального образования и воспитания детей, хороведение, мировая художественная культура, музыкальная психология и музыкальная педагогика, сольфеджио, хоровое дирижирование; педагогическая практика; внеклассная работа; воспитательная работа куратора группы.
Для обобщения и систематизации технологии музыкально-педагогического краеведения был разработан и внедрен в учебный план спецкурс «Музыкальная культура Белгородского края».
104
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
Формирование интереса к выбранной профессии, музыкальной культуры, навыков музыкально-просветительской деятельности осуществлялось параллельно с освоением знаний и практических навыков. Спецкурс способствовал расширению музыкально-педагогических краеведческих знаний будущих учителей музыки, давал возможность в оптимальной обстановке формировать профессиональную направленность, апробировать приемы и способы эффективного обучения и воспитания. Благодаря ее реализации углублялись и расширялись знания студентов-му-зыкантов.
Исходным началом экспериментального обучения является пропевдевстически-диагностичес-кий этап, который решал следующие задачи: а) определение уровня знаний по истории музыкальной культуры родного края будущими учителями музыки; б) определение уровня познавательного интереса в освоении выбранной профессии.
На первых занятиях спецкурса были определены уровни знаний студентов, уровень познавательного интереса. В содержании этого этапа включены диагностические мероприятия, которые выполняли различные функции в контрольных и экспериментальных группах. Данные экспериментальной диагностики в контрольной группе явились исходным ориентиром для сравнения результатов обучения. В экспериментальной группе диагностика рассматривалась как часть технологии обучения. На данном этапе студентам были предложены анкеты-опросники, тесты-опросники.
На втором содержательном этапе технологии предполагалось включение краеведческого материала в процесс изучения специальных дисциплин; изучение факультативного спецкурса «Музыкальная культура Белгородского края»; использование материалов музыкально-педагогического краеведения на педагогической практике (внеклассная, пробные музыкальные занятия в ДОУ, пробные уроки музыки в 1-8 классах, хоровая практика); включение студентов в учебно-исследовательскую деятельность (написание курсовых и выпускных квалификационных работ по музыкально-педагогическому краеведению); музыкально-краеведческая деятельность студентов (деятельность студенческого научного кружка).
Преподавателям специальных дисциплин была предложена тематика краеведческого материала для использования на уроках, лекциях, прак-
тических и семинарских занятиях. Технология музыкально-педагогического краеведения реализовывалась в образовательном процессе через учебно-образовательный процесс, учебно-исследовательскую деятельность, внеурочную деятельность, педагогическую практику.
На третьем оценочно-обобщающем этапе мы проанализировали результаты экспериментального обучения. Целью данного этапа было выявление результативности предложенной технологии музыкально-педагогического краеведения. На этом этапе комплексно обобщались все результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы и исследования в целом.
На четвертом рефлексивном этапе рассматривалось отношение студентов к музыкальнопедагогическому краеведению.
Таким образом, результатом формирующего эксперимента и проведенной нами опытноэкспериментальной работы стала разработка технологии музыкально-педагогического краеведения, которая включала следующие аспекты: использование материала музыкально-педагогического краеведения при изучении общеобразовательных, гуманитарных и специальных дисциплин; изучение факультативного спецкурса «Музыкальная культура Белгородского края»; активная учебно-исследовательская деятельность краеведческого направления; формирование музыкальной культуры и основ музыкально-просветительской деятельности.
В ходе реализации технологии музыкально-педагогического краеведения на музыкальном отделении педагогического колледжа студенты участвовали в тематических студенческих конференциях и круглых столах; писали рефераты, курсовые работы и ВКР с краеведческой тематикой; участвовали в музыкально-просветительской деятельности; создавали фонд краеведческого материала по музыкальной культуре Белгородского края.
Таким образом, музыкально-педагогическое краеведение - это изучение музыкальной культуры своего региона, которое предполагает рассмотрение истоков народного творчества; изучение традиций, обычаев и особенностей, жанров музыкальных произведений и музыкальные инструменты наиболее распространенные в регионе; знакомство с творчеством местных музыкантов: композиторов, исполнителей, пропаган-дистов-просветителей; анализ деятельности музыкальных образовательных учреждений; совре-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
105
менной культурной среды (фестивальное движение, конкурсы, творческие коллективы) и ее влияние на подрастающее поколение. Технология музыкально-педагогического краеведения представляет собой сложное поэтапное явление, реализация которой предполагает достижение конкретных образовательных и профессиональных целей.
Библиографический список
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982. - 193 с.
2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагоги-
ческое мастерство и педагогические технологии. -М., 2000. - 248 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Народное образование, 1993. - 128 с.
4. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. - М.; Белгород, 1995. -252 с.
5. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
УДК 378
Ануфриева Наталья Ивановна
Российский государственный социальный университет, г. Москва
НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СОДЕРЖАНИИ ДИСЦИПЛИН НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены проблемы содержания дисциплин национально-регионального компонента профессионального музыкального образования на материале произведений народного музыкального творчества. Осмысление ценностей народной музыкальной культуры, передаваемой от поколения к поколению, обеспечивает бережное и вдумчивое отношение молодого поколения к прошлому, настоящему и будущему России, и тем ценностям, хранительницей которых она является.
Ключевые слова: духовная культура, народное художественное творчество, народная музыкальная культура, национально-региональный компонент, социокультурный опыт, национальное самосознание.
На современном этапе развития общества, когда заметно возрастает роль художественной культуры в различных областях общественной практики, все большее значение приобретают не только масштабы контактов человека с искусством, но и эффективность этих контактов, эстетическое последействие. В этой связи достаточно остро встает проблема качества потребления и усвоения художественных ценностей, их социальной действенности. Однако, при этом следует учитывать, что действенные преобразования в сфере духовных измерений человеческого бытия весьма сложны и предполагают наличие определенного уровня духовной зрелости. Поэтому приобщение индивида к духовным ценностям, стимулирование его духовного совершенствования вырабатывает у него собственные способы.
«Удваивая» себя в процессе художественнотворческой деятельности, человек запечатлевает в искусстве определенный тип отношения к дей-
ствительности, определенную систему целей и идеалов, направленных на преобразование этой действительности, определенный тип (образ) собственной деятельной активности. Все эти характеристики фиксируют не только исторически преходящее, но и общечеловеческое содержание. Например, музыкальные произведения тех или иных народов, возникнув на конкретной социальной почве, выражают не только исторически обусловленный способ общения с социокультурной действительностью, но посредством их некоторое всеобщезначимое измерение человеческого бытия, благодаря чему продолжают в «снятом» виде играть определенную роль на последующих этапах развития общества.
Свойством народной художественной культуры, определяющим ее принадлежность тому или иному народу и выражающим специфические особенности, язык, характер, темперамент, философские концепции, менталитет народа, является, как известно, этничность. В основе этнич-
106
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Ануфриева Н.И., 2011