Научная статья на тему 'Изучение состояния музыкально-педагогического краеведения в подготовке будущих учителей музыки'

Изучение состояния музыкально-педагогического краеведения в подготовке будущих учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Т. И.

В статье раскрываются вопросы изучения состояния музыкально-педагогического краеведения в условиях педагогического колледжа при подготовке учителя музыки, а также функции музыкальнопедагогического краеведения: образовательная, развивающая, воспитательная, коммуникативная, нравственная, просветительская.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение состояния музыкально-педагогического краеведения в подготовке будущих учителей музыки»

УДК 378.016:373.3

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

В статье раскрываются вопросы изучения состояния музыкально-педагогического краеведения в условиях педагогического колледжа при подготовке учителя музыки, а также функции музыкальнопедагогического краеведения: образовательная, развивающая, воспитательная, коммуникативная, нравственная, просветительская.

Ключевые слова: учитель музыки, музыкально-педагогическое краеведение, познавательный интерес, музыкальная культура, музыкально-просветительская деятельность.

Краеведение как наука и как учебная дисциплина способствует решению задач социальной адаптации подрастающего поколения, формированию у них готовности жить и трудиться на своей малой родине, участвовать в ее развитии, социальноэкономическом и культурном обновлении. Это является одной из актуальных педагогических задач нашего времени. Музыкально-педагогическое краеведение выполняет следующие функции: образовательную, развивающую, воспитательную, коммуникативную, нравственную, просветительскую.

Музыкально-педагогическое краеведение позволяет сохранить историческую память, культуру и народное творчество. Оно воспитывает чувство соотношения индивидуальной судьбы с судьбой сообщества людей данной местности и умение понимать культурное наследие. Музыкально-педагогическое краеведение - это взаимосвязанное действие педагога и обучающего по изучению культурного наследия родного края, это осмысление подрастающим поколением себя жителем своего региона, это формирование ответственности за его судьбу и воспитание чувства собственного достоинства.

Опытно-экспериментальная работа по внедрению технологии музыкальнопедагогического краеведения в систему профессиональной подготовки учителей музыки в среднем специальном учебном заведении основывалась на теоретическом анализе, включала разработку и апробирование музыкально-педагогической технологии в учебно-образовательный процесс педагогического колледжа.

Педагогический эксперимент основывался на отборе содержания, методов и форм проведения учебных занятий по специальным музыкальным дисциплинам и дисциплинам гуманитарного цикла; разрабатывался и внедрялся спецкурс «Музыкальная культура Белгородчины»; привлекались и объединялись студенты в научный кружок «Традиции и инновации культурно-образовательной среды Староосколья» для учебно-исследовательской работы по музыкально-педагогическому краеведению и выполнению реферативных, курсовых, выпускных квалификационных работ по данным проблемам; апробировались и внедрялись нетрадиционные формы работы со студентами во внеурочной деятельности (музыкальные гостиные, беседы у рояля, круглые столы, встречи с творческими людьми).

На современном этапе в проекте ФГОС СПО 3 поколения прописаны общие и профессиональные компетенции, виды профессиональной деятельности будущих учителей музыки: организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольном образовательном учреждении; преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в образовательном учреждении; педагогическая музыкально-исполнительская деятельность; методическое обеспечение образовательного процесса. Как видим это обширная музыкально-педагогическая деятельность. Учителя музыки должны понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Т. И. Степанова

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail: [email protected]

Проанализировав ГОС СПО и проект ФГОС СПО, мы пришли к выводу что, музыкально-педагогическое краеведение не изучается в должном объеме. Учебным заведениям разрешено самостоятельно определять факультативные курсы и спецкурсы по своему усмотрению, что позволяет обогатить знания, умения и практический опыт студентов на краеведческом музыкально-педагогическом материале.

На наш взгляд, использование музыкально-педагогического краеведения в подготовке учителя музыки способствует заинтересованному обучению, формированию музыкальной культуры. Практика показывает, что выпускники музыкального отделения педагогического колледжа имеют поверхностные представления о музыкальной среде своего края, о людях, которые оставили след в музыкальной культуре, о традициях и обычаях.

В констатирующем эксперименте принимали участие студенты Старооскольского и Валуйского педагогических колледжей Белгородской области. В эксперименте участвовало 68 студентов. Первый этап констатирующего эксперимента был посвящен определению уровня сформированности познавательного интереса к выбранной профессии, музыкальной культуры, навыкам музыкального просветительства. Наша задача состояла в том, чтобы изучить и оценить уровень сформированности этих качеств и выявить роль музыкально-педагогического краеведения в их формировании в учебно-воспитательном процессе.

Для определения роли и места технологии музыкально-педагогического краеведения в профессиональной подготовке студентов - будущих учителей музыки в учебно-образовательном процессе преподавателям была предложена анкета. В анкетировании принимало участие 32 преподавателя Старооскольского педагогического колледжа. Проанализировав ответы, мы сделали вывод, что преподаватели понимают важность изучения музыкально-педагогического краеведения студентами специальности «Музыкальное образование». Технология музыкально-педагогического краеведения поможет будущим учителям музыки быстрее адаптироваться в выбранной профессии и успешно осуществлять свою дальнейшую профессиональную деятельность.

Сегодня стоит серьезная проблема набора в средние профессиональные учебные заведения музыкального направления. В настоящее время резко упал престиж данной профессии. Это обусловлено экономическими, духовно-нравственными аспектами и низкой музыкальной культурой общества. Засилье низкопробных музыкальных произведений с экрана телевизора, звучание аудиозаписей, пение под фонограмму, малое количество детских хоровых коллективов в школах, детских студиях, несистематические концерты классической музыки в провинциальных городах - все это способствует не желанию молодых людей получить профессию учителя музыки в общеобразовательной школе.

Студентам музыкального отделения педагогического колледжа была предложена анкета, направленная на изучение мотивов выбора профессии учителя музыки и их познавательных интересов. Респонденты ответили на вопрос «Что побудило вас выбрать профессию «Учитель музыки?». Этот вопрос был предложен студентам 1 курса в начале эксперимента и по окончании его. 25 % первокурсников ответили - интерес, 15 % - советы друзей, 10 % - близкое расположение учебного заведения, 25 % -желание родителей, 25 % - т. к. окончили детскую музыкальную школу.

На вопрос «Планируете ли вы работать по этой специальности?» респонденты на 1 курсе ответили следующим образом: 40 % - да, 60 % - нет. Студенты 5 курса после прохождения преддипломной педагогической практики ответили следующим образом: 70 % - да. 30 % - нет.

Студентам 1 и 5 курсов была предложена таблица с фамилиями музыкантов Белгородской области. Им следовало отметить имена композиторов, музыкантов творчество, которых они знают или имеют представление об их творчестве. 40 % студентов 1 курса справились с заданием, 100 % результат показали студенты 5 курса.

Таким образом, только 40 % первокурсников знакомы с творчеством музыкантов Белгородского края.

На вопрос «Способствует ли музыкально-педагогическое краеведение формированию познавательного интереса к овладению профессией учителя музыки?» студенты первого курса затруднились ответить: да - 18 %, нет - 82 %. Студенты, изучившие спецкурс «Музыкальная культура Белгородчины» ответили следующим образом: да - 85 %, нет - 15 %.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к следующему выводу, что для формирования познавательного интереса необходимо внедрять технологию музыкально-педагогического краеведения в учебно-образовательный процесс при подготовке учителя музыки.

В перечень профессиональных компетентностей современного учителя музыки входит создание предметно-развивающей среды. Такую среду может сформировать учитель обладающей высокой музыкальной культурой. Современная общеобразовательная школа требует учителя-музыканта, способного проложить детям путь в суть музыки: понимать ее, уметь рассказать о ней. У любого учителя музыки уровень музыкальной культуры не находится в прямой зависимости от полученного музыкального образования. Дело не в ряде профессионально значимых качеств, а в определенной сформированности музыкальной культуре. Это не знаниевый элемент, а внутренний личностный опыт общения с искусством.

Структура «музыкальной культуры» включает три компонента: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкально-творческое развитие. Исследуя музыкальный опыт студентов 1 курса, мы опирались на следующие критерии: уровень общей осведомленности о классической музыке, наличие определенных предпочтений, мотивация обращения к той или иной музыке.

Опрос студентов об уровне осведомленности о классической музыке дал следующий результат: только 10 % студентов 1 курса смогли назвать имена выдающихся композиторов, исполнителей, классические произведения русской и зарубежной классики.

Настораживает и то, что более 75 % опрошенных предпочитают слушать современную популярную музыку, 8 % отдают предпочтение народной музыке (студенты из сельской местности и занимавшиеся в фольклорных коллективах), 12 % слушают классическую музыку дома или посещают концерты Белгородской и Воронежской филармоний, 5 % увлекаются джазовой музыкой.

Респонденты мотивируют свои интересы к той или иной музыке следующим образом: классическая музыка (серьезная, заставляет думать, сложная для восприятия, непонятная), народная музыка (доступная в восприятии, легко запоминается), популярная музыка (модная, доступная, легко запоминается).

Для формирования высокого уровня музыкальной культуры необходима музыкальная грамотность, которая поможет постичь музыкальный язык. Зная его, будущий учитель музыки сможет грамотно определять по музыкальному тексту и на слух автора незнакомого произведения, уметь охарактеризовать настроение, жанр, стиль и средства музыкальной выразительности, музыкальный язык станет для него понятным и доступным. Таким образом, учитель музыки, знающий музыкальный язык, сможет грамотно, интересно, увлекательно рассказывать учащимся о произведении, о творчестве композитора, о музыкальных направлениях, о жанрах и формах.

Подготовка будущего учителя музыки к музыкально-просветительской работе на данный момент является актуальной, т. к. связана в первую очередь с падением интереса к классическому музыкальному наследию в подростковой, молодежной среде. А ведь будущие учителя музыки - это тоже поколение молодых, которое выросло в основном под влиянием современной популярной музыки. Поэтому перед педагогами стоит серьезная задача не только сформировать музыкальную культуру учителей музыки, но и научить их заниматься музыкально-просветительской деятельностью. Отказываясь от благотворного влияния классической музыки, молодые люди лишают

себя общения с искусством, которое создает условия для духовно-нравственного совершенствования. Преодолеть негативное отношение учащихся к серьезной музыке может только учитель, подготовленный к организации музыкально-просветительской работы и владеющий методикой ее проведения. Поэтому одним из компонентов профессиональной подготовки учителя музыки как составляющей музыкальнопедагогического краеведения может стать музыкально-просветительская деятельность.

Опыт работы показывает, что проблема подготовки учителя, как пропагандиста музыки через музыкально-педагогическое краеведение практически нерешена. Музыкальный краеведческий материал часто остается невостребованным. А он может стать одним из факторов развития интереса к классическому музыкальному искусству, формирования музыкальной культуры.

Перед музыкальными отделениями педагогических учебных заведений, в том числе Старооскольским педагогическим колледжем, стоит важная задача: включить музыкально-педагогическое краеведение в учебный процесс таким образом, чтобы музыкальное просветительство стало одной из форм подготовки учителя музыки.

Музыкально-просветительскую деятельность студенты могут осуществлять во время прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе. По учебному плану, кроме уроков музыки, практиканты проводят внеурочные мероприятия, которые могут быть следующих видов: беседы у рояля, посещение концерта, музыкальные гостиные, музыкально-литературные композиции. В процессе этих мероприятий у будущих учителей музыки воспитывается интерес к музыкальному искусству, формируется музыкальная культура, определяются критерии эстетических оценок. Таким образом, осуществляется подготовка учителя-музыки, учителя - музыкального просветителя.

Анализ проведенного исследования показывает, что многие студенты не понимают значимость музыкально-просветительской работы в своей будущей профессиональной деятельности. На вопрос «Будете ли Вы заниматься музыкальнопросветительской деятельностью в школе?»: да - ответили 17 % студентов 1 курса и 66 % студентов 5 курса. Такие ответы настораживают и требуют серьезной подготовки будущего учителя музыки к самостоятельной творческой музыкальнопросветительской работе. Причина состоит в том, что на музыкальных отделениях педагогических колледжей не ведется подготовка к такой форме деятельности. Она осуществляется только на теоретических отделениях музыкальных колледжей. Музыкально-педагогический краеведческий материал может стать основополагающим для музыкального просветительства, которое будут осуществлять будущие учителя музыки. Для этого требуется внедрение технологии музыкально-педагогического краеведения в организацию учебно-образовательной работы, углубление содержания учебных музыкальных и гуманитарных дисциплин и форм проведения внеурочных мероприятий.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г., № 751) указывается на то, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историко-культурному наследию народов России, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов. Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, усложняет требования к уровню профессиональной готовности выпускника и технология музыкально-педагогического краеведения может быть востребована при подготовке современного учителя музыки.

Таким образом, изучение и анализ результатов констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности познавательного интереса, музыкальной культуры, навыков музыкально-просветительской деятельности у респондентов педагогического колледжа музыкального отделения находится в стадии незавершенности. Эти критерии при подготовке учителя музыки используются не полностью. Их необходимо включать и основывать на местном, музыкально-педагогическом материале.

Музыкально-педагогическое краеведение является важной составляющей учебно-образовательного процесса в колледже, способствующего профессиональной подготовке будущего учителя музыки.

Список литературы

1. Асафьев Б. В. Избр. Статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л., 1965. - С. 65.

2. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В., Матюшин Г. Н. Историческое краеведение, - М., 1980.

3. Вопросы музыки в школе. Сборник статей под редакцией Игоря Глебова. Ленинград, изд. Брокгауз-Ефрон, 1926. - 284 с.

4. Исаев И. Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность: учебное пособие/ И. Ф. Исаев, Л. Н. Макарова. - Москва; Белгород; Изд-во БелГУ, 2002. -196 с.

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений /

В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

6. Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. Учпедгиз. 1962. - 230 с.

ESTIMATION OF MUSICAL-PEDAGOGICAL REGIONAL STUDIES IN THE TRAINING OFFUTUREMUSICTEACHERS

T. I. Stepanova

Belgorod National Research University

e-mail: [email protected]

The article observes the issues of estimation of musical- pedagogical studying in conditions of pedagogical college while music teachers training, functions of musical-pedagogical area: educational, developing, character building, communicative, ethical, intellectual.

Key words: music teacher, musical-pedagogical studying, cognitive interest, music culture, music-educating activity, special course «Music culture of Belgorod region».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.