во внутреннем содержании субъектного художе-ственно-эстегического опыта студентов. Оно связано с изменением эмоционально-ценностного отношения личности студентов к миру, к людям и к себе, что является одним из качественных показателей ее становления как творческой личности.
Библиографический список
1. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Институт практической
психологии; Воронеж: НПО «Модек», 1995. - 356 с.
2. Романова Е.С., Потемкин О.Ф. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. -СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
5. Мелик-ПашаевА.А. Мир художника. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 271 с.
УДК 378.02
Шашина Людмила Юрьевна
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
ludash ashina@yan dex. т
РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ МЕТОДА ПРОЖИВАНИЯ И СОПЕРЕЖИВАНИЯ
Представлен программно-методический комплекс «Методика изобразительного искусства». Предложены методические приёмы восприятия художественной информации средствами метода проживания и сопереживания. Приведены результаты диагностики художественных и профессиональных способностей у будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: метод проживания и сопереживания, эмоционально-чувственный опыт, творческо-педа-
гогическая мастерская.
В настоящее время в сфере образования ведется интенсивный поиск приоритетной модели её развития, которая в полной мере учитывала бы потребности современного общества. Ключевую роль в формировании современного человека может играть художественно-эстетическое образование: «Что бы ни принесло будущее человечеству, художественное воспитание по существу является единственной гарантией, что потрясенное человечество сможет укрыться от тех страшных бурь и катастроф, которые грозят поглотить целые цивилизации» [1, с. 33].
На основе системного анализа научных, пси-холого-педагогических и методических работ таких учёных, как В.Ф. Базарный, Б.М. Неменский, Л.А. Неменская и других, произведена оценка методов обучения с точки зрения духовного и нравственного самосовершенствования, составлена классификация и выявлены свойства этих методов. В основу исследований были положены выдвинутые Б.М. Неменским положения «педагогики искусства» и метода «проживания и сопереживания»: «Учить только языкам пластических видов искусств мало. Нужно учить пониманию сложной, противоречивой роли искусства
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
в жизни. В жесткой связанности этих элементов, вернее даже подчинённости первого второму, -специфика нашей концепции» [3, с. 204]; «Педагог искусства - носитель, передатчик новым поколениям именно целостного фундамента художественной культуры» [3, с.223].
Реализация этих направлений развивалась с учётом:
- предмета преподавания (предметы искусства преподаются по законам искусства, то есть в процессе восприятия, проживания и создания художественного образа);
- личного отношения преподавателя к материалу обучения (посредствам метода проживания и сопереживания передаются общечеловеческие ценности);
- источника получения эмоционально-чувственного опыта (передача и восприятие посредством чувств с помощью произведений искусства и интеграции искусств);
- эмоциональной активности учащихся.
По степени эмоционального воздействия на учащихся выделяются три группы методов:
- методы, лишенные эмоциональной насыщенности - репродуктивные;
© Шашина Л.Ю., 2011
- методы с частичным использованием эмоционального фона - рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, лабораторный метод, наблюдение;
- методы с использованием специальной эмоциональной атмосферы - метод проживания и сопереживания.
Данная классификация необходима как для обоснования метода проживания и сопереживания, так и для выявления важности специального подхода к преподаванию предметов искусства: «Речь идет о духовном (воображаемом) переживании пространства и времени, образной целостности и протяженности мира, в том числе логики происходящих в нем событий, то есть, фактически о том, что под воздействием инструктив-но-программирующей информатизации ребенка, не мотивируемой смыслом, эмоциями, активностью тела, происходят глубокие психогенетические процессы перерождения изначально творческого поискового, эмоционально значимого ума в инструктивно-программируемый интеллект, отключенный от эмоциональной сферы (души)» [1, с. 34].
Основой предлагаемой методики преподавания изобразительного искусства является разработанный программно-методический комплекс «Методика преподавания изобразительного искусства» [4]. Используя метод проживания и сопереживания, программно-методический комплекс позволяет рассматривать преподавание искусства как механизм влияния на психику человека, на формирование его ценностных идеалов с учётом природы самого искусства. Конструкция разработанной системы позволяет усваивать учебный материал, постепенно усложняя и расширяя его сначала теоретическими знаниями, а затем и практическими умениями. Лекции разделены на два блока: теоретические подходы к преподаванию изобразительного искусства и непосредственно методика - анализ школьных программ по изобразительному искусству, методы и приёмы, используемые на уроках.
Новые формы работы с детьми, введенные в современных программах по изобразительному искусству, также отражены в новом программно-методическом комплексе: групповая и коллективная деятельность, диалог вместо монолога, диспуты и дискуссии, оценивание и анализ работ с точки зрения эмоциональной насыщенности, анализы выставок современных худож-
ников. Основная направленность тем лекций -раскрытие научно-обоснованного значения эстетической деятельности и самого искусства в жизни человека.
Под влиянием лекционного материала изменился и ход практических занятий. На этих занятиях изучается образная выразительность различных материалов, композиция и образные языки пластических искусств. Решаются учебные и творческие задачи в процессе выполнения практических заданий на темы «Тишина», «Радость», «Скорбь», «Восторг», «Тоска». Художественный проект «Город твоей мечты» осуществлялся студентами 1 курса в технике бумажная пластика. Попробовать себя в художественной деятельности стало реальной возможностью. Все проекты были представлены на студенческой конференции. Анализ картин проводится в процессе как практических и аудиторных заданий, так и во время самостоятельной работы. Цель: повысить роль восприятия произведений искусства и их влияние на духовно-эмоциональное состояние студентов.
В новый программно-методический комплекс введены задания по анализу конспектов уроков различных программ по изобразительному искусству. Различие поставленных целей и задач предполагает и разные методики в преподавании предмета. В рамках работы мастерской «Организационно-педагогические условия внедрения методики проживания и сопереживания в преподавании изобразительного искусства в школе» на базе «Гимназии N° 4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы» студенты анализировали уроки по традиционной методике и уроки с применением метода проживания и сопереживания. Они писали о том, что эти уроки необычны, позволяют задуматься о вечных ценностях, которые раскрываются искусством, оставляют неизгладимый след. Восприятие произведений искусства после таких уроков становится осознанным.
Исследование по выявлению развития художественных и профессиональных способностей у будущих учителей начальных классов проводилось среди студентов факультета начальных классов МарГУ, занимавшихся по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства» по двум разным программам: традиционной и новому программно-методическому комплексу. Контрольную группу составили студенты факультета начальных классов, занимавшиеся по традиционной программе: студенты 2 курса 2006-
2007 учебного года и студентами 4 курса 20082009 учебного года. Экспериментальную группу составили студенты факультета начальных классов, занимавшиеся по новой программе: студенты 1 курса 2006-2007 учебного года и студенты 3 курса 2008-2009 учебного года. Количество испытуемых контрольной группы - 40 человек, количество испытуемых экспериментальной группы - 40 человек. Общее количество испытуемых составило 80 человек.
Исследование проходило в два этапа: 1 этап (2006-2007 учебный год) - проведение в контрольной и экспериментальной группе (2 и 1 курс) диагностики по выявлению понимания концептуальных основ предмета «Изобразительное искусство».
2 этап (2008-2009 учебный год) - проведение в контрольной и экспериментальной группе (4 и 3 курс) тестирования по определению уровня развития художественных и профессиональных способностей у будущих учителей начальных классов.
На первом этапе испытуемым контрольной и экспериментальной группы был предложен тест, основной целью которого является выявление понимания концептуальных основ предмета «Изобразительное искусство».
Результаты первого этапа исследования показывают, что многие студенты как в контрольной, так и в экспериментальной группе затрудняются в определении роли искусства в своей жизни: в контрольной группе - 19%, в экспериментальной - 27%. В экспериментальной группе 2% студентов отметили, что искусство в их жизни вообще ничего не значит. Большинство студентов в контрольной группе предназначение искусства видят в украшении жизни - 60%, а в эксперимен-
тальной группе в том, что с помощью искусства происходит познание мира - 59%. И лишь 15% в контрольной группе и 9% в экспериментальной группе считают, что предназначение искусства в формировании и развитии духовного благородства человека. И в контрольной, и в экспериментальной группе большинство студентов отмечают, что искусство охватывает все стороны жизни - 42% и 54% соответственно, а также, что оно играет важную роль в формировании личности -47% и 56% соответственно.
Говоря о роли изобразительного искусства в общеобразовательной школе, студенты отмечают, что оно призвано стимулировать детское творчество - 46% в контрольной и 51% в экспериментальной группе; что оно призвано помочь овладеть общечеловеческим опытом эмоциональночувственных отношений 21% в контрольной и 33% в экспериментальной группе.
Таким образом, анализ результатов диагностики на первом этапе исследования позволяет сделать вывод о том, что у студентов контрольной и экспериментальной группы нет значительных различий в понимании концептуальных основ предмета «Изобразительное искусство».
На втором этапе испытуемым контрольной и экспериментальной группы была предложена диагностика уровня развития художественных и профессиональных способностей у будущих учителей начальных классов [2].В экспериментальной группе 2,5% студентов имеют средний уровень развития художественных и профессиональных способностей у будущих учителей начальных классов, а 97,5% - выше среднего уровня. Полученные результаты в контрольной и экспериментальной группах можно представить в виде диаграммы (рис. 6).
50%
45%
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа
Рис. 1. Ответы на вопрос «Какую роль в вашей жизни играет искусство?»
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
60% 59%
32% □
1 1 9%
0% 0% ■
12 3 4
1, 2, 3, 4 - варианты ответов на вопрос
I □ Контрольная группа □ Экспериментальная группа I
Рис. 2. Ответы на вопрос «Предназначение искусства»
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
54%
42%
22% 24% □ 20%
ІІ
0% 2%
12 3 4
1, 2, 3, 4 - варианты ответов на вопрос
I □ Контрольная группа □ Экспериментальная группа I
Рис. 3. Ответы на вопрос «Можно ли человеку прожить без искусства?»
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
56%
12%13%
18%
4%-----------3%
2 3 4
1, 2, 3, 4, 5 - варианты ответов на вопрос
I □ Контрольная группа □ Экспериментальная группа I
Рис. 4. Ответы на вопрос «Какую роль в формировании человека играет искусство?»
5
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа
51 46% %
33 23% 21% 1 % 1
10% 9% п 7% 1
12 3 4
1, 2, 3, 4 - варианты ответов на вопрос
Рис. 5. Ответы на вопрос «Роль преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе»
Таким образом, сравнение результатов диагностики показало, что уровень развития художественных и профессиональных способностей у студентов, занимавшихся по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства» по новой программе выше, чем у студентов, занимавшихся по традиционной программе. В экспериментальной группе второго курса автор находит возможность продолжения усовершенствования программы и методик. И прежде всего это касается практической подготовки студентов.
Практическая значимость данной работы такова:
- внедрение метода проживания и сопереживания способствует дальнейшему развитию предмета «Изобразительное искусство» и методики его преподавания;
- создание программно-методического комплекса «Методика изобразительного искусства» обеспечивает системный характер профессионально-методической подготовки студентов [4];
- предложенная система методической подготовки студентов рекомендуется для внедрения в практику работы факультета педагогики и методики начального образования ВУЗов;
- творческо-педагогическая мастерская «Организационно-педагогические условия внедрения методики проживания и сопереживания в преподавании изобразительного искусства в школе» позволяет практически осуществлять методику проживания и сопереживания;
- основные результаты работы приняты к внедрению на факультете начальных классов Марийского государственного университета;
- результаты работы внедрены в учебный процесс и используются при подготовке специалистов по специальности «учитель начальных классов;
- результатом работы является создание Творческо-педагогической мастерской «Организационно-педагогические условия внедрения методики проживания и сопереживания в преподавании изоб-
120,00%
100,00%
80,00%
60,00%
40,00%
20,00%
0,00%
□ Контрольная группа □Экспериментальная группа
97,50%
7,50% —
7,50% 0% 5% 2,50% и 1
1 2 3
1 - ниже среднего, 2 - средний, 3 - выше среднего
Рис. 6. Сравнительные данные диагностики по определению уровня развития художественных и профессиональных способностей у будущих учителей начальных классов
разительного искусства в школе», на базе МОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Ола».
Проведённые теоретические и экспериментальные исследования позволили сделать следующие выводы.
Развитие художественного образования зависит от подготовки профессиональных педагогов, способных правильно обозначать цели и задачи своей деятельности.
Большую роль в художественном образовании играют специальные методы построения педагогики искусства, овладевая которыми педагог может осуществить поставленные задачи.
Создание программно-методического комплекса даёт возможность внедрять метод проживания и сопереживания в учебный процесс факультета начальных классов.
Библиографический список
1. Базарный В. Ф.Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 176 с.
2. БиричИ.А., ЛомоносоваМ.Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития художественных и профессиональных способностей педагогов. - М., ВЛАДОС, 1999. -110 с.
3. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
4. Шашина Л.Ю. Методические приёмы повышения эффективности восприятия изобразительного искусства // Искусство в школе. - 2009. -№ 3. - С. 76-79.
УДК 371
Степанова Татьяна Ивановна
Старооскольский педагогический колледж, Белгородская область
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье описана технология изучения музыкально-педагогического краеведения в учебно-образовательном процессе колледжа при подготовке учителя музыки в условиях педагогического колледжа. Представлена опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на базе Старооскольского педагогического колледжа Белгородской области.
Ключевые слова: технология, музыкально-педагогическое краеведение, учебно-образовательный процесс, познавательные способности, музыкальная культура, навыки музыкально-просветительской деятельности.
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов инициирует учебные заведения пересматривать как содержание образования, так и технологию образовательного процесса. Предметом нашего рассмотрения является технология изучения студентами педагогического колледжа музыкально-педагогического краеведения. Она представляет собой целенаправленную и планомерную взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента, результатом которой является освоение студентом системы знаний, умений и навыков, развитие его познавательных способностей, формирование музыкальной культуры, навыков музыкально-просветительской деятельности.
Технология обучения позволяет реализовать содержание обучения, предусмотренного учеб-
ными программами, включающее в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей. Разработке новой технологии предшествуют новые потребности (цели) общества, научные открытия, результаты научных исследований. Путь становления любой новой педагогической технологии следующий: потребности общества -фундаментальные исследования в области психологии - прикладные психолого-педагогические исследования - разработка новых технологий -отражение их в учебно-программной и учебнометодической документации.
Мы рассматриваем технологию профессиональной деятельности преподавателя через решение педагогических задач по анализу, целепола-