Основная идея Э.А. Голубевой состоит в комплексном изучении способностей, основанном на понимании единства природного и социального в человеке, в их конкретном соотношении для разных видов способностей. Развитие индивидуума во многом зависит от средового воздействия и прежде всего от воспитания и обучения, а также врожденных «анатомно-физиологических» задатков [3]. Л.С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития высших психических функций, в своих теоретических разработках отмечал, что психика современного человека - результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С рождением ребенка они как бы сливаются в одну линию. Рассматривая генезис психических функций, он полагал, что в основе их лежат две формы: врожденная (натуральная) и приобретенная (культурная). Называя вторую опосредованной, он отдавал ей предпочтение.
Н.С. Лейтес отмечает: «Правильная ориентировка в проблеме соотношения биологического и социального не может основываться на предположении, что признание реальной роли природных предпосылок развития как-то ограничивает роль активности личности или возможности воспитательных процессов. Более полное знание предмета может только содействовать овладению явлением». Здесь также важно отметить, что для объяснения роли развития творчества Е.П. Торренсом была предложена модель трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, умениям и мотивации. Высокий уровень творческих достижений можно
ожидать только при совпадении всех этих трех факторов. Другими словами при отсутствии творческой мотивации (стремления к новому и т.д.) высокий уровень способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности. И наоборот, наличие соответствующей мотивации, овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих способностей не могут привести к творческому результату, обеспечивая исполнительское мастерство.
Многочисленные сферы деятельности могут быть расклассифицированы и предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности. Очевидно, что творческие достижения в науке, технике, искусстве, музыке и других областях человеческих интересов требуют в каждом конкретном случае сложного сочетания способностей и свойств личности.
Исходя из вышесказанного под творческими способностями понимается создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, иными словами - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, они не только проявляются в деятельности, но и создаются ею. Развитие творческих способностей - это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.
Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском развитии. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
3. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.
5. Колесов Д.В. О психологии творчества // Психологический журнал. - 1992. - № 6.
6. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. - М.: Академия, 2002. - 144 с.
7. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т 1. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
Цыренова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы СОШ №32 г. Улан-Удэ.
УДК 378.02
© Л.Ю. Шашина Организационно-педагогическая модель художественно-эстетического образования будущих учителей начальных классов на основе метода проживания и сопереживания
Представлен программно-методический комплекс «Методика изобразительного искусства на основе метода проживания и сопереживания». Он апробирован в процессе проведения лекционных, практических занятий. Приведены результаты диагностики художественных и профессиональных способностей будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: метод проживания и сопереживания, эмоционально-чувственный опыт, творческо-педагогическая мастерская.
L. Yu Shash.ina
Organizational and Pedagogical Model of Artistic and Aesthetic Education of Future Elementary School Teachers on the Basis of Residing and Empathy Method
The program-methodical complex «fine arts Technique on the basis of a method residing and empathy» is presented. It is approved in the course of carrying out lecture, a practical training. Results of diagnostics of art and professional abilities at the future teachers of initial classes are resulted.
Key words: a method of residing and empathy, emotional - sensual experience, creative - pedagogical workshop.
Одну из ключевых ролей в формировании современного человека играет художественноэстетическое образование. По мнению Б.М. Не-менского, главной задачей преподавания искусства в массовой школе является передача новым поколениям духовности через художественную культуру. «Передача опыта эмоционально-
ценностных отношений - один из путей подъёма уровня общей культуры населения. При этом подлинным содержанием учебных предметов искусств являются не те или иные изучаемые по программе художественные произведения и авторы, даже великие, не практические умения, навыки и знания, а человеческие чувства, отношения, духовные проблемы человека» [1].
Разработана модель художественно-эстетического образования учителей начальных классов на основе внедрения метода проживания и сопереживания, которая была апробирована на факультете начальных классов Марийского государственного университета [5]. Целью данной модели является развитие художественно-эстетического образования учителя начальных классов, способствующее его профессиональному становлению и усвоению методики преподавания изобразительного искусства.
Задачи модели:
1) формирование осознанной самостоятельности мышления, творческой активности и художественного восприятия;
2) развитие потребности общения с искусством, нравственных и духовных качеств;
3) овладение методикой погружения, проживания и сопереживания;
4) приобщение к эстетическому опыту человечества.
Основой создания данной модели стала реализация художественно-эстетического образования студентов на основе концепции непрерывного художественного образования и внедрение метода проживания и сопереживания.
В представленной модели определены формы, методы и средства художественно-эстетического образования будущих учителей начальных классов. Важной составляющей в развитии художественно-эстетического образования являются формы организации обучения. Основные формы обучения - это практические занятия и лекции нового
содержания, основанные на внедрении метода проживания и сопереживания. Лекции разделены на два модуля: теоретические подходы к преподаванию изобразительного искусства и непосредственно методика - анализ школьных программ по изобразительному искусству, методы и приёмы, используемые на уроках. Овладению практическими навыками преподавания изобразительного искусства способствует новая форма обучения -работа студентов в творческо-педагогической мастерской «Организационно-педагогические условия внедрения методики проживания и сопереживания в преподавании изобразительного искусства в школе». Формами контроля знаний являются тесты, диагностика, выставки творческих работ, защита проектов.
Используются разнообразные методы, среди которых:
• общедидактические методы (рассказ, объяснение, беседа, проблемный метод);
• исследовательский метод (написание рефератов, конспектов уроков, курсовых работ, электронных презентаций);
• метод проживания и сопереживания эмоционально-чувственного опыта.
Средством образования является программнометодический комплекс «Методика изобразительного искусства на основе метода проживания и сопереживания», раскрывающий концептуальные основы художественного образования и методические особенности предмета.
Продуктивная реализация организационнопедагогической модели художественно-
эстетического образования учителей начальных классов обеспечивается комплексом педагогических условий:
• созданием образовательной среды, способствующей формированию у студентов профессиональной компетентности в преподавании изобразительного искусства;
• проектированием содержания художественно-эстетического образования студентов как основы формирования эстетической составляющей в структуре профессиональной компетентности будущего учителя;
Рис 1. Организационно-педагогическая модель художественно-эстетического образования учителей начальных классов
на основе внедрения метода проживания и сопереживания
• созданием программно-методического комплекса «Методика изобразительного искусства на основе метода проживания и сопереживания», раскрывающего концептуальные основы художественного образования и методические особенности предмета «изобразительное искусство»;
• проведение практических занятий и лекций нового содержания, основанных на внедрении метода проживания и сопереживания;
• предоставление студентам возможностей совершенствовать свои художественные способности, профессионально-педагогические компетенции в условиях работы в творческо-педагогической мастерской «Организационно-
педагогические условия внедрения методики проживания и сопереживания в преподавании изобразительного искусства в школе».
Ожидаемый результат - повышение уровня мастерства учителя начальных классов в преподавании изобразительного искусства.
Основой предлагаемого преподавания изобразительного искусства является программнометодический комплекс (ПМК) «Методика преподавания изобразительного искусства на основе метода проживания и сопереживания» [5]. Процессуальная характеристика метода основана на учении Л.С. Выготского, который определил главный механизм влияния эстетического образо-
вания на формирование человека. «Эстетически воспитать кого-либо означает создать у этого лица постоянный и правильно действующий канал, отводящий и отвлекающий на полезные надобности внутренний напор подсознательного» [2, с. 294].
Первый этап - восприятие. Этот этап должен включать механизм восприятия сущности искусства. «Единственно адекватной содержанию опыта эмоционально-образной формой познания является путь проживания, переживания и сопереживания этого опыта. Воспринимающий должен всеми чувствами, всем существом как бы уподобиться художнику, передающему свой опыт чувств, чтобы его действительно пережить, прожить как личный, собственный опыт чувств - и только тогда его можно считать воспринятым и подлинно усвоенным. А это значит не просто сопереживать автору, а больше - вводить эти мысли, чувства в свой сегодняшний повседневный опыт, как бы опробовать их на практике личных отношений, “примеряя на себя” [3, с. 97]. Исследуя проблему в искусстве, следует помнить, что ребёнок изучает собственные чувства и через них духовный опыт человечества. Подчиняясь своему эмоциональному состоянию, он входит в «диалог» с автором, который незаметно для ребёнка заставляет его пережить высокие минуты вдохновения.
Второй этап - осознание собственных эстетических эмоций и чувств. Главным в этом процессе становится учитель. Именно он выделяет проблему, которая исследуется благодаря способности ребёнка сопереживать, проживать её как свою собственную. Учитель помогает увидеть в произведениях
искусства огромный мир всех человеческих поисков духовно-нравственных идеалов. Осознание ребёнком собственных эстетических эмоций способствует развитию сопереживания, понимания других людей и учит совершенствовать себя. Таким образом, на уроках искусства происходит корректировка эмоциональной сферы сознания школьника.
Третий этап - воплощение пережитого в собственной творческой деятельности. Через воплощение ребёнку легче прикасаться к процессу познания мира и самого себя.
«Создавая различные плоды своей деятельности, ученик не только отражает бытие, но и строит его. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы только “брать” извне готовые знания и ценности, а в том, чтобы продуцировать новые знания, опыт, а также новые ценности» [4, с.50]. Эта форма переживания искусства в собственной творческой деятельности обязательна. Воображение, объединяющее прежний жизненный опыт и новое, только что пережитое при восприятии искусства чувство помогает ученику создать новый художественный образ.
Метод проживания и сопереживания способен решить проблемы, стоящие перед художественноэстетическим образованием. Он должен стать основой в художественной педагогике и методике преподавания изобразительного искусства. Овладение механизмом или технологией этого метода может стать основным навыком для будущего учителя изобразительного искусства.
Литература
1. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ; Астель; Хранитель, 2008. - 671 с.
3. Неменский Б.М. Познание искусством. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 192 с.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2007. - 639 с.: ил.
5. Шашина Л.Ю. Методические приёмы повышения эффективности восприятия изобразительного искусства // Искусство в школе: общественно-педагогический и научно-методический журнал. - 2009. - № 3. - С. 76-79.
Шашина Людмила Юрьевна, старший преподаватель кафедры методики начального образования Марийского государственного университета. E-mail: [email protected].
УДК 37.012.85
© А.Н. Ярыгин Особенности применения информационных технологий в аналитической деятельности внутришкольного управления*
* Работа выполнена в рамках комплексной программы научно-исследовательских работ «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации» на 2011-2015 гг. Тема исследования № 5.15 - Компьютерно-программный комплекс «Технология анализа результатов работы образовательной системы».
В статье рассматриваются вопросы использования информационных технологий в аналитической деятельности управления в контексте применения в электронном и программном варианте технологии анализа.
Ключевые слова: аналитический подход к управлению, технология анализа, информационные технологии в аналитической деятельности, электронный и программный вариант технологии анализа.