УДК 371.03
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
© Вера Юрьевна ДУБОК
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
В статье представлены результаты констатирующего педагогического эксперимента, направленного на выявление социально-педагогических условий личностно-профессионального развития студентов колледжа искусств. Методом социологического опроса выявлены проблемы и перспективные направления совершенствования педагогического процесса колледжа, отражающие задачи формирования профессиональной направленности и социально-значимых профессионально-нравственных качеств респондентов, конкретизацию приоритетных профессионально-личностных интересов и потребностей студентов, способствующих их творческой самореализации.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; педагогический процесс колледжа искусств; формирование профессиональной направленности и мотивации студентов колледжа.
Система современного профессионального образования в сфере культуры и искусств ориентирована на реализацию идеи личностно-профессионального подхода, целостно рассматривающего специалиста как развитую личность, способную к нестандартному решению предъявляемых профессией вызовов и задач. Именно личностноориентированная модель подготовки специалиста, направленная на формирование социально-значимой системы личностно-профессиональных качеств рассматривается как важнейшее условие подготовки конкурентоспособного на рынке труда работника.
Индивидуально-творческий подход в деятельности музыканта-педагога предполагает осознание педагогом себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в самосовершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством музыканта.
Реализация индивидуально-творческого подхода к развитию личностно-профессиональных качеств предполагает, прежде всего, формирование у студентов идеального педагогического образа собственного «Я»; адекватной перестройки мотивационной сферы будущего музыканта-педагога, сопровождаемого переводом потенциальных потребностей и деятельности личности - в реальные. Результатом такой перестройки являет-
ся осознание студентом колледжа личностного смысла профессиональных знаний и умений.
Индивидуально-творческий подход к личностно-профессиональному становлению музыканта-педагога состоит в развитии интеллектуально и творчески богатой, самобытной личности, в создании условий для ее самореализации, выявления и развития его творческих возможностей, собственных педагогических взглядов, технологической вооруженности.
Задачи самоактуализации и самореализации студентов колледжа искусств требуют от педагогического коллектива ориентации на развитие потенциальных возможностей и внутренних ресурсов личности, интенсификацию творческой деятельности студентов, изучения и реализации механизмов, психоло-го-педагогических условий, средств, способствующих личностно-профессиональному
становлению будущего музыканта.
Под личностно-профессиональным становлением понимается личностное развитие человека как субъекта профессиональной деятельности, необратимый процесс изменений, характеризующийся появлением новообразований, достижением качественно новых уровней готовности к реализации профессиональной деятельности.
Личностно-профессиональная подготовка музыканта-педагога обеспечивает приоритет субъект-субъектных отношений, стиму-
лирующих стремление студента профессиональному развитию, творческой самореализации. При этом гуманистический учебновоспитательный процесс колледжа искусств должен быть направлен на формирование личности, обладающей способностью не только интериоризировать знания относительно предметов, явлений и идей окружающего мира, но и преобразовывать их и создавать новые; осознающей и принимающей задачи и установки музыкальной деятельности; способной к нравственному выбору, рефлексии, осознанному регулированию своего поведения; ориентированной на саморазвитие, обладающей активной позицией и способной инициативно, критически и инновационно оценивать и вносить коррективы в результаты собственной деятельности.
В педагогических исследованиях определен комплекс личностных качеств, характеризующих современного музыканта-педа-гога. В качестве важнейшего из них рассматривается направленность личности будущего специалиста, которая предполагает высокую гражданственность, убежденность в общественной значимости педагогической профессии, понимание огромной педагогической ответственности за воспитание детей, веру в возможность развития ребенка, оптимистический подход к воспитанию и другие установки.
Профессионально значимыми качествами являются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Наиболее существенное значение сами педагоги придают таким качествам, как убежденность, общительность, интеллигентность, сдержанность, организованность, самокритичность, деликатность, выдержка, чувство юмора, педагогический такт, любовь к детям, доброта
С целью выявления социально-педагогических условий личностно-профессионального развития студентов колледжа искусств был осуществлен констатирующий педагогический эксперимент, в основу которого был положен комплекс методов социологического опроса. В исследовании приняли участие воспитанники Борисоглебского колледжа искусств (Воронежская область), Ба-лашовского колледжа искусств (Саратовская область), Тамбовского колледжа искусств,
Колледжа искусств Тамбовского музыкально-педагогического института. При формировании выборочной совокупности исследования был применен тип гнездовой квотной выборки, объем выборки составил 38Ü студентов.
Задачи исследования предполагали конкретизацию особенностей профессиональной направленности личности респондентов; выявление наиболее значимых (по мнению студентов) профессионально-нравственных качеств; обобщение данных, характеризующих отношение к профессиональной музыкальной деятельности; определение приоритетных профессионально-личностных интересов и потребностей студентов.
Анализ результатов анкетного опроса показал, что почти половина студентов убеждены в том, что колледж во многом способствовал развитию их творческих способностей. Еще 28 % сообщили о позитивном воздействии колледжа на их творческое развитие. При этом каждый шестой студент затруднился оценить свои творческие способности, а каждый десятый признался, что атмосфера колледжа не способствует развитию его творческих способностей. Эти данные должны учитываться педагогическим коллективом в организации воспитательной работы, следует более активно и целенаправленно осуществлять творческое развитие музыканта-педагога. В целом половина респондентов указали, что колледж создает возможности для творческой самореализации. Однако полностью признали этот потенциал образовательного учреждения только б % студентов. Каждый пятый студент считает, что гипотетически творческие способности в колледже проявить можно, но для этого необходимо желание. Почти четверть студентов убеждены в том, что в условиях колледжа проявить себя крайне сложно.
Следовательно, приоритетом воспитательной работы должна стать мотивация студентов к творческой деятельности и самореализации. И педагоги колледжа должны целенаправленно осуществлять работу по творческому развитию студентов в рамках образовательного процесса и внеаудиторной деятельности.
Студенты указали, что наиболее эффективно проявить себя можно в музыкальном творчестве и общественной работе, в ответах
также упоминаются искусствоведческое и драматическое творчество. Тем самым можно констатировать, что колледж способствует самореализации студентов в указанных видах творчества, однако педагогическому коллективу следует выявлять и учитывать разносторонние творческие интересы и потребности студентов.
По данным исследования, только каждый восьмой участник опроса считает себя креативым, а каждый четвертый студент оценивает свою деятельность как креативную. Стремятся быть креативными 22 % студентов. Вместе с тем почти 40 % респондентов пока не удается творчески проявить себя.
Более трети участников опроса указали, что в целом учиться в колледже искусств им не так уж сложно. Вместе с тем 46 % участников опроса указали, что приходится прикладывать значительные усилия к освоению учебного материала. Каждый шестой участник опроса указал, что имеет проблемы с учебой. Подобные ответы позволяют сделать вывод о приоритете учебной деятельности в различных видах активности, понимании студентами значимости активного учебного труда для постижения профессии. Следовательно, необходима целенаправленная педа-
гогическая поддержка студентов колледжа искусств в их учебной деятельности, а также целенаправленная работа педагогического коллектива по формированию навыков учебной деятельности.
С помощью специального вопроса выявлялся уровень владения студентами информационными источниками в области музыкальной культуры. Опрос показал, что достаточно хорошо ориентируются в информационном потоке только 6 % респондентов. Высоко оценивают роль педагогов в информационном ориентировании почти треть студентов. Однако каждый восьмой участник опроса сообщил, что источников информации по проблемам музыкальной культуры крайне мало. Только 17 % студентов предпочитают получать информацию из интернета. К сожалению, значительное количество студентов (37 %) признались, что не умеют искать источники информации по проблемам культуры. Тем самым существенной проблемой для педагогического процесса колледжа искусств является информационное обеспечение. В повышении информационной компетенции нуждаются и педагоги, и студенты. Учебный процесс должен активнее насыщаться мультимедийными ресурсами.
В большей степени В меньшей степени Не возможно
Рис. 1. Потенциал видов творчества в самореализации студентов колледжа
Серия вопросов была посвящена формированию коммуникативной культуры, как наиболее важного личностно-профессионального качества. Каждый восьмой участник опроса указал, что за время его обучения в колледже существенно улучшились его взаимоотношения с товарищами по учебной группе. Каждый четвертый студент охарактеризовал свои отношения как хорошие. Почти половина опрошенных (45 %) отметили, что имеют проблемы во взаимоотношениях с учащимися своей группы. Еще 8 % респондентов признались, что у них часто возникают проблемы в общении. Следовательно, проблема формирования коммуникативной культуры и обеспечения эффективного межличностного взаимодействия учащихся - одна из важнейших в воспитательной работе колледжа. Противоречивость ее связана с тем, что культуру общения приходится формировать параллельно с воспитанием творческой индивидуальности. Оба это процесса подчас оказываются разнонаправленными, возникают трудности в личностнопрофессиональном развитии студента.
Только 7 % студентов признались, что их взаимоотношения с педагогами за время обучения улучшились. Треть характеризуют эти отношения как хорошие, столько же отметили, что иногда возникают проблемы общения с педагогами. Почти каждый пятый студент указал, что отношения с педагогами ухудшились или в них наметились серьезные проблемы. Тем самым творческое взаимодействие педагогов и учеников - достаточно актуальная проблема, она должна стать важным компонентом совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Считает себя вполне общительным человеком только каждый шестой участник опроса. Еще треть респондентов признались, что у них нет проблем в общении. Однако 40 % студентов указали, что проблемы общения у них возникают сравнительно редко. Каждый десятый студент пожаловался на проблемы взаимоотношений. Тем самым половина контингента колледжа нуждается в существенной помощи со стороны педагогов в формировании коммуникативной культуры.
Довольно широким оказался разброс мнений участников опроса относительно собственного статуса в группе. Лидером себя считают 6 % респондентов. Каждый двена-
дцатый признался, что в группе он пользуется уважением. Более 40 % респондентов сообщили, что имеют множество друзей. Вместе с тем почти каждый пятый студент сообщил, что друзей у него мало, каждый четвертый студент считает, что ему трудно наладить контакт в группе. Таким образом социальнопсихологический статус студентов сравнительно неустойчив. Проблему можно объяснить объективным преобладанием среди музыкантов интровертов, однако актуальность педагогической поддержки в формировании благоприятного социально-психологического микроклимата со стороны педагогов - очевидна.
Более трети студентов чувствуют в себе способности стать хорошим специалистом. Еще 38 % студентов уверены, что со временем обязательно станут хорошими специалистами. Еще каждый пятый стремится достичь этого. Не совсем уверены в этом всего 8 % участников опроса. Анализ ответов респондентов позволяет сделать вывод о позитивном прогнозе профессионального становления будущего педагога-музыканта. Вместе с тем специальная подготовка требуется по проектированию профессиональной карьеры студента и соответствующей профильноориентированной подготовке с учетом региональных особенностей развития культуры и рынка труда.
Почти половина участников опроса сообщили, что уровень их общей культуры за время обучения значительно возрос. Еще 27 % сообщили, что скорее расширили уровень своей культуры. Вместе с тем каждый четвертый участник опроса указал, что уровень общей культуры остался на прежнем уровне или снизился. Такие оценки характеризуют проблемные моменты в развитии базовой культуры студентов колледжа, требуется серьезная целенаправленная работа по общекультурному воспитанию студенчества.
Специальная серия вопросов была посвящена выявлению профессиональной направленности студентов на различные виды музыкальной деятельности (рис. 2).
Абсолютное большинство студентов позитивно относятся к профессиональной музыкальной деятельности (66 %). Только каждый восьмой студент не видит себя как профессионал в данной сфере. В целом около 40 % студентов профессионально направле-
ны на различные виды музыкальной деятельности. Вместе с тем настораживает, тот факт что более 60 % студентов в будущем видят себя в других видах деятельности, наряду с музыкальной, или вообще вне ее.
Это говорит о существенных недостатках в организации воспитательной работы, необходимости ее целенаправленной перестройки в направлении формирования соответствующей профессиональной направленности выпускников.
Опрос показал, что испытывает удовольствие от выступления на сцене каждый восьмой участник опроса, каждый шестой участник признался, что не испытывает психологических проблем, связанных со сценическими выступлениями. Вместе с тем треть студентов отметили, что им всегда трудно дается выступление на сцене. Каждый пятый признался, что боится сцены. Еще каждый пятый указал, что сценическая деятельность не находится в сфере их профессиональных приоритетов. Признавая актуальность работы педагогов по преодолению сценического волнения, приходится констатировать необходимость активного развития у студентов сценических навыков, формирования про-
фессиональной направленности на сценическую деятельность.
К сожалению, большинство студентов не в состоянии дать оценку организации в колледже научно-исследовательской деятельности. Только треть признались, что научная деятельность в колледже достаточно активна. Однако свыше 40 % студентов колледжа уверены, что научную деятельность ведут только педагоги. Каждый четвертый студент признался, что ничего не знает о развитии научных исследований в колледже. Только каждый восьмой студент участвовал в научной конференции. В научном кружке занимается только каждый двенадцатый студент. Каждый шестой студент ограничился написанием доклада или реферата. Основная же масса студентов (38 %) признались, что не участвовали в научных исследованиях, но им это крайне интересно. Четверть студентов вообще не участвовали в научно-исследовательской деятельности. Только каждый четвертый студент участвовал в фольклорной экспедиции. Еще 44 % студентов не участвовали, но им это крайне интересно. Вместе с тем каждый пятый студент экспедиционной работой не интересуется.
Стараюсь этим не заниматься
Не нравится как любитель Занимаюсь как любитель
Вынужден заниматься в в силу профессии
занимаюсь профессионально очень увлечен
Нравится, очень увлечен
Рис. 2. Данные о предпочтениях в области музыкальной деятельности
Следовательно, в педагогических коллективах обследуемых колледжей не сложилось целенаправленной системы организации исследовательской работы студентов, приобщения их к исследовательской деятельности. Тем самым перед колледжами стоит серьезная проблема приобщения студентов к инновационной педагогической деятельности. Для этого должна быть создана целенаправленная система НИРС и реализации проектов студенческой педагогической инноватики.
В целом студенты позитивно относятся к исполнительской деятельности в колледже. К этому виду деятельности они относятся добросовестно, увлеченно, ответственно (рис. 3).
Наиболее предпочтительными качествами для студентов являются интеллигентность, сдержанность, деликатность, педаго-гичский такт. Их они стремятся воспитать в себе и считают важным компонентом профессиональной деятельности. При этом наименее предпочтительны чувство юмора и самокритичность (рис. 4).
8
32
60
18
24
48
56
44
16
48
36
72
26
56
36
32
48
16
$
&
Х° Х° о? А® лР X» оР оР оР *<$ ,еГ ^
' // * / //
I редко иногда I постоянно
о*
Рис. 3. Отношение студентов к исполнительской деятельности
I Повредит в жизни и работе
Для меня оно лишнее лишнее
Вряд ли понадобится
Желательно обладать им
Очень хотелось бы развить
Работаю над его формированием
У меня оно достаточно развито
Рис. 4. Данные о наиболее предпочтительных личностных качествах студентов
Наиболее предпочтительными качествами педагогов для студентов являются доброжелательность, требовательность, интеллигентность и искренность. В то же время студенты сетуют на излишнюю требовательность педагогов и увлеченность общественной работой.
Только 4 % студентов сообщили о формировании в процессе обучения в колледже твердых профессиональных нравственных убеждений. Еще 18 % признались, что у них сформированы лишь некоторые убеждения.
Затруднились в оценке 42 % респондентов; еще каждый четвертый респондент указал, что специально убеждений в колледже не формировалось. Все это говорит об актуальности профессионально-нравственного
воспитания будущего музыканта. При этом наиболее перспективными для этого студенты считают гуманитарный, теоретический и специальный циклы предметов учебного плана (рис. 5).
Опрос выявил существующие проблемы в формировании у студентов социальной активности. Только каждый пятый студент сообщил, что социальная активность крайне необходима современному человеку. Каждый четвертый респондент уверен, что социальная активность необходима только в некоторых случаях. В то же время 40 % студентов убеждены, что в этом нет особой необходимости.
С удовольствием занимается общественной работой только каждый восьмой участник опроса. Каждый шестой респондент часто принимает участие в общественных мероприятиях. Почти половина респондентов занимаются общественной работой лишь по настоянию педагогов, без желания. Еще каждый пятый участник вообще не уверен в полезности общественной работы. Следовательно, в целом студенты не имеют достаточной мотивации к общественной деятельности, что требует соответствующей воспитательной работы со стороны педагогического коллектива.
В большей степени способствуют развитию общественной активности гуманитарный и специальный циклы.
При выявлении отношения студентов к педагогической профессии установлено, что только 18 % считают музыкальную педагогику своим признанием, каждый четвертый студент убежден, что педагогическая профессия интересная, но непрестижная. Более 40 % респондентов вынуждены получать эту специальность потому, что у них не было иного выбора. Это свидетельствует о недостаточной работе педагогического коллектива по формированию профессиональной направленности на музыкально-педагогическую деятельность.
18 \
58
34
Г
^щ
40
46
л
14
г
18
48 И
34
о?
/ £
ю!
26
А
64
•і?
* /
Не способствует В меньшей степени В большей степени
л'
Рис. 5. Предметы, способствующие развитию профессионально-значимых качеств
Около половины студентов считают музыкальную педагогику прекрасной профессией, но низкооплачиваемой. Четверть студентов указали, что данная профессия - непрестижная. Только половина студентов признались в наличии у них педагогических способностей. Вместе с тем каждый пятый студент указал о равнодушии к педагогической деятельности, еще каждый четвертый признался что постигает навыки педагогической деятельности с трудом. Следовательно, особую значимость приобретает целенаправленная работа по формированию мотивации к педагогическому творчеству.
Таким образом, опрос выявил перспективные и проблемные аспекты личностнопрофессионального развития студентов колледжа. По результатам исследования в качестве наиболее значимых направлений деятельности педагогического коллектива можно выделить целенаправленное творческое развитие музыканта-педагога, создание возможностей для всесторонней творческой самореализации студента; реализацию системы мотивации студентов к творческой деятельности и самореализации.
Педагогам колледжа следует целенаправленно осуществлять работу по творческому развитию студентов в рамках образовательного процесса и внеаудиторной деятельности. Опрос выявил актуальность педагогической поддержки студентов колледжа искусств в их учебной деятельности и формировании навыков учебной деятельности.
Существенной проблемой педагогического процесса колледжа искусств остается его адекватное современным требованиям информационное обеспечение: учебный процесс должен активнее насыщаться мультимедийными ресурсами, а педагоги и студен-
ты - повышать информационную компетентность.
Важным направлением воспитательной работы должно стать формирование коммуникативной культуры и создание благоприятного социально-психологического микроклимата.
Перед колледжами стоит серьезная проблема приобщения студентов к инновационной педагогической деятельности, для чего должна быть создана целенаправленная система НИРС, предполагающая реализацию проектов студенческой педагогической инноватики.
Достаточно актуально и профессионально-нравственное воспитание будущего музыканта. При этом ориентирами воспитательной работы должны стать такие качества, как интеллигентность, сдержанность, деликатность, педагогический такт. Опрос показал, что большинство студентов не имеют достаточной мотивации к общественной деятельности и проявлению социальной активности, что требует соответствующей воспитательной работы со стороны педагогического коллектива.
Не меньшую значимость приобретает работа по формированию у студентов профессиональной направленности и мотивации к музыкально-педагогическую деятельности.
Указанные перспективные направления послужили основой для разработки модели и экспериментальной программы личностнопрофессионального развития студентов, апробация которых осуществлена в Тамбовском колледже искусств.
Поступила в редакцию 8.12.2011 г.
UDC 371.03
SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF COLLEGE STUDENTS BY MEANS OF MUSICAL ART
Vera Yuryevna DUBOK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article presents the results of constant pedagogical experiment directed on revelation of Social and pedagogical conditions of personal and professional development of Art College students. By method of social questionnaire the problems and perspective directions of improvement of pedagogical process of college reflecting the formation tasks of professional direction and socio-important and professional moral qualities of respondents, concretization of prior professional and personal interests and student necessities enabling their artistic self-realization are revealed.
Key words: professional and personal development; pedagogical process of art college; formation of professional direction and motivation of college student.