6. Звягина А.М., Бодякова Л.С. Реализация мо-
дульно-компетентностного подхода при подготовке студентов по специальности 080110.52 экономика и бухгалтерский учет в Курском государственном политехническом колледже // «Использование программных продуктов фирмы «1С» в инновационной деятельности учебных заведений»: доклады и выступления участников VIII Междунар. на-уч.-практ. конф. Москва 29-30 января 2008 г. иКЬ: Шр://№^^ 1c.ru/rus/partners/training/
е^сопК/ ^ (дата обращения: 03.10.2008).
7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000. С. 175.
8. Молоткова Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2003. С. 48.
9. Рубанов А.М. Проектирование программ повышения квалификации на основе модульно-компетентностного подхода // Фундаментальные и прикладные исследования, инновационные технологии, профессиональное
образование: сб. тр. XIV науч. конф. ТГТУ. Тамбов, 2009. С. 209-212.
Поступила в редакцию 12.05.2009 г.
Rubanov A.M., Molotkova N.V. Designing of the in-novative-focused maintenance of additional vocational training on a basis of module and competence building approach. Article is devoted to the modular training as one of the most productive technologies of realization of competence approach in the innovative-focused additional vocational training (AVT) for today, allowing in a short space of time to form and develop necessary applied expert’s competence. From these positions the generalized algorithm of designing of educational services in the system of AVT is offered. It is shown on the practical examples how within the limits of the certain module of the program of improvement of professional skill for various professional categories, depending on developed applied competences, the demanded volume of knowledge is defined and designing of the maintenance of educational program is carried out.
Key words: further vocational education; module-competence approach; key and applied competences; educational program content selection.
УДК 374
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Е.Б. Хворова
В статье рассматриваются результаты социально-педагогического эксперимента, направленного на апробацию модели и программы развития организационно-управленческих навыков студентов средствами информационно-просветительной деятельности.
Ключевые слова: организационно-управленческие навыки; информационно-просветительские технологии; когнитивный компонент; рефлексивный и коммуникативный компоненты организационно-управленческой компетенции; диалогичность; компетентностный подход.
При рассмотрении понятия «организационно-управленческие навыки» принимается во внимание его многогранная, неоднозначная трактовка. Исследователи не склонны строго привязывать навыки к феномену автоматизации: это один из возможных, но вовсе не обязательный способов управления выученным действием. Однако в большинстве работ констатируется прямая зависимость формирования навыка от имеющихся знаний и умений. Очень часто термины «умения» и «навыки» в контексте изучения проблем ор-
ганизации и управления употребляются как синонимы: общее между этими понятиями состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами деятельности; различия же связаны с тем, что умения формируются упражнениями в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую ситуацию, навыки же вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности, носят автоматизированный характер при подсознательном контроле.
Еще более широкую трактовку организационно-управленческих навыков предоставляет компетентностный подход. В нормативных и методических материалах компетентность рассматривается как система деловых и личностных качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности в организации [1]. В западной педагогике и теории профессионального образования проблематика организационно-управленческих навыков разрабатывается очень активно. В классификации требований к профессиональному образованию понятие «навык» используется в контексте с понятием «компетенция». Компетентный уровень организации и управления достигается освоением контекстуальных знаний на основе организационного опыта. То есть компетенция - это своеобразный сплав прикладных знаний и опыта деятельности. Компетенции открывают простор для творчества в организационно-управленческой сфере.
К.А. Баженова указывает, что помимо общей профессиональной компетенции, а также специальных знаний, умений и навыков перспективного типа работнику необходимо обладать организационно-управленческой компетентностью. Автор определяет ее как профессиональную характеристику, которая проявляется в способности и готовности выделять, точно позволяющую формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы развития деятельности и находить наиболее целесообразные и эффективные пути их решения относительно конкретной ситуации [2]. Отметим, что структуру организационно-управленческой компетентности автор описывает через термины «знания», «умения» и «способности».
По своей структуре организационноуправленческая компетентность включает такие компоненты, как: когнитивный (знание и умение проводить логико-предметную и историко-логическую реконструкцию содержания материала), организационный (умении сформировать эффективную группу и управлять ее деятельностью в соответствии с ценностями и нормами деятельности), рефлексивный (осуществление рефлексии своей организационно-управленческой деятельно-
сти), коммуникативный (поддержка взаимо-
действия между сотрудниками и другими участниками деятельности).
При разработке проектов Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в качестве основного применяется именно компетентностный подход, который характеризует надпредметные социально-личнностные компетенции. К
профессиональным компетенциям отнесены, в частности, и организационно-управленческие, которые рассматриваются как инвариантные к области деятельности, и относящиеся к организации работы коллективов, планированию работы персонала и ресурсов, системе менеджмента качества. Так, в рекомендациях по разработке образовательных программ в рамках государственных образовательных стандартов указываются такие компетенции, как способность к устному, письменному, кросскультурному, иноязычному общению; способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности; готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами; способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области информатики и современных информационных технологий; креативность, способность к организации и осуществлению инновационной деятельности, разработке и реализации новых проектов, идей; настойчивость в достижении цели и др.
Изучение психолого-педагогических
подходов к формированию организационноуправленческих навыков позволило сделать вывод об особом потенциале информационно-просветительных технологий социальнокультурной деятельности.
Ключевой характеристикой информационно-просветительных технологий является их диалогичность, которая способствует демократизации досуговой деятельности, развитию в ней субъектно-субъектных, партнерских отношениий, исключающих авторитарность в обсуждении проблем. Вот почему исторически приоритет в просветительной работе отводился открытым дискуссионным методикам, способствовавшим формированию и реализации новых идей, раскрытию творческого потенциала личности.
В процессе освоения информационной культуры средствами информационно-про-
светительных технологий социально-культурной деятельности становится возможным развитие организационно управленческих способностей, связанных с обобщением информации, систематическим ее сбором, обеспечением доступа к ней и использованием для повышения прибыльности и конкурентоспособности компании. Современные информационные и коммуникационные технологии обеспечивают постоянный и надежный обмен идеями и информацией, управленческие решения принимаются более быстро и обоснованно. Поэтому развитие организаторско-управленческих способностей молодежи может быть обусловлено освоением комплексных информационных систем управления предприятиями, поддерживающих принятие решений, помогающих выполнять управленческие функции на всех уровнях.
Современные информационно-просветительные технологии ориентированы на проявление инициативы, творчества, инновационных подходов, что в целом способствует формированию общих управленческих способностей. В то же время посредством этих технологий могут формироваться и специфические организационные навыки, связанные со стратегическим планированием, принятием управленческого решения, сбором, обработкой и распределением корпоративной информации.
Педагогический потенциал информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности может быть реализован посредством разработки соответствующей перспективной педагогической модели и создания адекватного программнометодического обеспечения.
Начальным этапом разработки и реализации данной педагогической модели стало проведение констатирующего социальнопедагогического эксперимента, направленного на выявление социально-культурных условий формирования организационно-педагогических навыков студенческой молодежи средствами досуговой информационно-просветительной деятельности. В задачи исследования входило:
- выявление источников и мотивов обращения студенческой молодежи к той или иной информации;
- определение уровня развития информационной культуры, частоты обращения,
квалификаций и компетенций пользователей Интернета;
- конкретизация отношения студентов к развитию лидерских, организаторских, управленческих качеств;
- исследование степени включенности студенческой молодежи в работу студенческого самоуправления, молодежных досуговых организаций и общностей.
Основной методикой экспериментального исследования стал социологический опрос, для проведения которого были разработаны соответствующие программа и инструментарий. Опрос проводился в 2007-2008 гг. В нем приняли участие 380 студентов. В выборочную совокупность были включены студенты Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Орловской региональной академии государственной службы, Липецкого государственного технического университета и Российского государственного медицинского университета (г. Москва). Квотный подход к формированию выборочной совокупности позволил равномерно представить в исследовании студентов первого, второго, третьего и четвертого курсов.
По результатам опроса (рис. 1) было выявлено, что выстраивая жизненную стратегию, студенты склонны придерживаться мнения о том, что каждому нужно надеяться только на собственные силы, знания и способности и не ждать помощи от государства. Анализ полученных ответов позволил констатировать, что студенты, в целом, ориентированы на самостоятельное достижение поставленных в жизни целей, хотя есть и социальные иждивенцы, которые не проявляют инициативу, ждут помощи извне.
Большинство участников опроса высказали мнение о том, что в жизни необходимо реализовывать собственные индивидуальные способности и личностные качества. Подавляющее большинство опрошенных студентов (85 %) пришли к выводу о том, жизненная стратегия «Проще поступать так, как все» их не устраивает. Примерно такое же количество респондентов (85 %) согласились с тем, что в жизни лучше быть лидером, чем оставаться в общей массе людей. Более 60 % участников опроса оказались вполне удовлетворенными перспективами личностного развития. Каждый пятый респондент высказал
свое полное удовлетворение. Вместе с тем треть респондентов сомневаются в положительной или отрицательной оценке собственных перспектив.
В целом позитивно студенты оценивают возможности для себя реализовать способности и творческий потенциал, о чем свидетельствуют данные, представленные на рис. 2. Полное удовлетворение в этом отношении высказал каждый четвертый студент; 45 % в целом положительно относятся к возможности самореализации. В то же время треть студентов сомневаются в этом; а почти 8 %
отрицательно относятся к перспективам самореализации в вузе.
Более половины участников опроса оказались убежденными в том, что они достаточно легко чувствуют себя и в роли исполнителя, и в роли руководителя. Каждый четвертый студент уверен в том, что ему в жизни легче руководить, а каждый десятый студент считает, что ему легче выполнять поручения. Каждый девятый участник опроса признался, что не может с уверенностью оценить свои организаторские способности.
полностью не пожалуй, не трудно сказать: пожалуй, полностью
удовлетворены удовлетворены и да, и нет удовлетворены удовлетворены
Рис. 1. Оценка респондентами организации собственного свободного времени
Рис. 2. Данные об инициативных и творческих проявлениях участников опроса
Более всего в консультировании и поддержке студенты нуждаются в вопросах трудоустройства (31 %) и обучения (16 %). Каждый восьмой студент испытывает нужду в консультациях по проблемам бизнеса и взаимоотношения со сверстниками; каждый шестой - иногда нуждается в консультациях по вопросам трудоустройства. В то же время студенты считают, что вполне могут решить самостоятельно проблемы, связанные с взаимоотношениями с преподавателями, родителями и сверстниками. Причем наибольшая самостоятельность проявляется в конфликтах с родителями, что вполне соответствует психологическим особенностям юношеского возраста.
В целом, активным человеком по жизни считают себя 71 % опрошенных, лень охватывает их лишь иногда. Еще 15 % считают себя гиперактивными, не сидящими на месте ни минуты. А каждый седьмой участник опроса убежден в том, что не считает себя активным, но при необходимости вполне может проявить себя.
Положительно оценивают характер проведения собственного свободного времени подавляющее большинство студентов - 73 %. Каждый шестой участник опроса сомневается в оценке качества собственного досуга, а каждый девятый студент высказался о том, что испытывает трудности в организации свободного времени.
Только 38 % студентов высказали свое удовлетворениие организацией летнего отдыха студентов. Столько же студентов сомневаются и затрудняются ответить на этот вопрос, четверть участников опроса указали, что летний отдых организован недостаточно эффективно или дали отрицательную оценку организации летнего отдыха в вузе.
Довольно сложной представляется ситуация, связанная с молодежным лидерством в сфере досуга: 64 % студентов никогда не проявляли себя в качестве капитана команды в игре или конкурсе, проводимых в университете. Менее 10 % респондентов сообщили о своей работе в качестве лидера или капитана. Четверть студентов признались, что исполняли подобные обязанности эпизодически. Таким образом, только треть студентов так или иначе приобщены к работе в качестве лидера студенческой досуговой общности,
а две трети - вообще не мыслят себя в качестве лидера.
Две трети опрошенных студентов убеждены в том, что, участвуя в мероприятиях, можно постоянно быть в курсе студенческой жизни, необходимо не просто участвовать в мероприятиях, но и быть их организатором. 30 % участников опроса предпочитают участвовать в качестве зрителя. Только 1% участников опроса высказались о том, что им безразлично, что и где происходит.
Подавляющее большинство студентов (80 %) не имеют опыта участия в досуговых мероприятиях вуза. Лишь каждый пятый участник опроса активно участвовал в студенческом фестивальном движении. Не столь активны участники опроса и как болельщики. Только 38 % участников опроса заявили, что регулярно бывают зрителями программ КВН, концертов и конкурсов. Только 35 % выступали в качестве инициаторов проведения досуга в студенческой группе. Большинство же студентов проявляют некое равнодушие и пассивность: предпочитают быть ведомыми, зрителями или сторонними наблюдателями.
Половина студентов признались, что обсуждают с сокурсниками и друзьями информацию, полученную из СМИ о проблемах молодежи практически каждую неделю. Причем каждый четвертый студент ежедневно поднимает данную тему в разговорах со своими друзьями. Для каждого пятого студента проблемы молодежи являются предметом обсуждения с друзьями примерно раз в месяц, а каждый седьмой студент вообще не затрагивает в обсуждениях с друзьями молодежную тематику.
Из рис. 2 видно, что наиболее часто студенты активно проявляют себя как участники научных конференций, митингов и демонстраций, в отстаивании своих прав перед преподавателем, как участники спортивных соревнований или клубов по интересам. В меньшей степени они проявляют себя как профорги, лидеры партии или неформального общественного объединения, как студенты, вносящие в деканат предложения об оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В отношении наличия и доступности информации о мероприятиях, проводимых в университете, мнения респондентов разделились (рис. 3). Только треть студентов вполне
согласны с тем, как организовано информирование о проводимых в учебном заведении массовых, общественно-политических, физкультурных и развлекательных мероприятиях. В целом устраивает положение дел с информированием 46 % студентов. Почти треть студентов указали, что информирование организовано недостаточно эффективно, а 8 % студентов отметили, что информационная работа поставлена плохо.
Чаще всего студенты получают информацию от сокурсников (56 %); из доски объявлений (36 %); от старосты (29 %) и преподавателей (28 %). Студенты полагают, что недопустимо мало информации до них доходит с сайта университета (76,4 %), вузовской прессы (61,4 %), от профоргов (64,6 %) и из деканата (58 %). 43 % опрошенных указали, что не получают никакой информации от студенческого самоуправления.
По поводу роли Интернета в жизни современной молодежи мнения респондентов разделились. Чуть более 40 % участников опроса убеждены в том, что Интернет сегодня играет существенную роль в жизни молодежи. Причем 13,4 % участников не мыслят своей жизни без информационной сети. В то же время 60 % участников опроса полагают, что без Интернета вполне можно обойтись, а каждый седьмой участник опроса полагает, что роль информационной сети в современной жизни незаслуженно преувеличивается.
Таким образом, в ходе опроса определились стратегические направления и ведущие факторы развития организационно-управлен-
ческих навыков студенческой молодежи средствами информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности. К ним, в частности, были отнесены: развитие механизмов самоорганизации и самоуправления в сфере досуга; создание условий для максимальной реализации творческих способностей и инициативы за счет развития досуговых и клубных общностей; использование в просветительной работе новейших достижений информационных технологий. В том числе за счет создания и оптимизации деятельности виртуальных социально-культурных институций (сетевых клубных сообществ, виртуальных музеев, медиатек и т. п.)
Эти положения были учтены при разработке педагогической модели и программы развития организационно-управленческих
навыков.
В задачи программы входило: формирование у студентов направленности на развитие у них организационно-управленческих навыков посредством информационно-просветительских технологий; реализация потенциала информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности в преодолении социальной отчужденности молодежи, проявляющейся в апатии, равнодушии, социальной пассивности; стимулирование самоорганизации в студенческой среде путем создания молодежных досуговых общностей, ориентированных на реализацию социально-значимых проектов; привитие ценностей и навыков демократического поведения.
Рис. 3. Данные об источниках информации для студентов
Механизмами реализации данной программы стали проведение серии модульных тренингов, направленных на развитие отдельных организационно-управленческих
компетенций; развитие системы информирования студентов; формирование информационно-консалтинговой службы, помогающей молодежи; продвижение молодежных информационных проектов и программ; создание равных условий для получения информации молодежью, проживающей в сельской местности, удаленных районах. Для апробации модели и программы было инициировано формирующее экспериментальное исследование, призванное подтвердить эффективность предложенной технологии. Реализация программы предполагала проведение комплексной диагностики результатов педагогического процесса, для чего были разработаны авторские тесты, а также использованы достоверные методики, широко применяемые в психолого-педагогической практике для выявления лидерских и организаторских способностей.
На диагностическом этапе эксперимента было проведено пилотное исследование на тему «Что, по-Вашему, следует сделать, чтобы улучшить ситуацию с информационным обеспечением молодежи?», которое выявило
схожесть количественных и качественных параметров развития информационной и организационно-управленческой культуры в контрольной и экспериментальной группах, состоящих из студентов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Орловской региональной академии государственной службы (рис. 4).
Реализация программы предполагала использование широкого спектра информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности, а также применения интегративных культурно-досуговых технологий. В частности, проведена серия досуговых массовых мероприятий, связанных с оптимизацией организационно-управленческих навыков у молодежи; прошли модульные тренинги, направленные на выявление и развитие организационных и коммуникативных способностей; была организована работа студенческого пресс-центра; создана интерактивная интернет-страница по проблемам студенческой жизни и организации досуга молодежи. В ходе экспериментальной работы были проведены масштабные компьютерные деловые игры в рамках Интернет-сообщества вуза («Я - лидер», «Тьютор -Агитатор»); прошла конкурсная защита проектов-презентаций «Лидер XXI века».
Рис. 4. Результаты диагностики уровня сформированности организационно-управленческих навыков на контрольном этапе эксперимента
Заключительный, контрольный этап экспериментальной работы предполагал комплексную диагностику, направленную на выявление уровня развития когнитивного, организационного, мотивационного, рефлексивного и коммуникативного компонентов организационно-управленческих навыков.
Результаты диагностики позволили констатировать превышение количественных показателей сформированности организационноуправленческих навыков и компетенций в экспериментальной группе по сравнению к контрольной по всем условно выделенным параметрам.
Таким образом, следует отметить, что на основании результатов экспериментальной работы стало возможным выявить наиболее перспективные и проблемные направления в реализации технологии развития организационно-управленческих навыков у студенческой молодежи средствами информационных технологий социально-культурной деятельности. Это позволило сформулировать методические рекомендации организаторам социально-культурной деятельности, позволяющие сделать более эффективной воспитательно-образовательную работу с точки зрения ее организации, информационного обес-
печения, психологического сопровождения и эмоционально-мотивационного воздействия на аудиторию.
1. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / отв. ред. Л.Е. Курнешова М., 2008.
2. Баженова К.А. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. URL: http:// www.zabspu.ru. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 1.06.2009 г.
Hvorova E.B. Pedagogical peculiarities of formation of organizational-administrative skills of student's youth by the means of information-educational technologies of social-cultural activity. The article considers the results of the socially-pedagogical experiment aimed at the approbation of model and the program of development of organizational-administrative skills of students by means of information-educational activity.
Key words: organizational-administrative skills; information-educational technologies; KoranTHBHtin a component; reflective and communicative components of the organizational-administrative competence; interlocutor-ness; competence approach.
УДК 355:378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
© А.А. Воробьев
В статье рассматриваются педагогический поиск воспитательных возможностей учебного коллектива курсантов, профессиональное становление личности специалиста в процессе взаимодействий внутри учебной группы.
Ключевые слова: внутриколлективная коммуникация; учебная группа; профессиональное становление.
Происходящая реорганизация структуры Вооруженных Сил РФ, появление новых способов и средств ведения вооруженной борьбы, решение задач эксплуатации и сохранности сложнейшего вооружения, коллективность воинского труда обусловливают поиск и внедрение новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса военного вуза.
Решая задачу подготовки современных специалистов, военные вузы сталкиваются с фактами профессиональной неготовности своих выпускников выполнять обязанности в войсковых условиях. Особенно это проявляется в обучении и воспитании подчиненных, управлении воинскими коллективами, организованности при выполнении служебных обязанностей.