3. Челышева И. В. Практика медиаобразования: формы, методы и приемы занятий в школе и вузе // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2014. № 3 (12). С. 165-180 // [Электронный ресурс]. - 2014. URL: (http://ce.if-mstuca.ru). (дата обращения: 3.03.2018 г.).
References
1. Chelysheva I.V. The practice of media education: forms, methods and techniques of classes in school and university // International information and analytical journal "Crede Experto: transport, society, education, language". 2014. № 3 (12). P. 165 - 180. (http://ce.if-mstuca.ru). (Access date: 03/03/2018). (in Russian)
2. KoblikET. Increasing of the social competence of children and adolescents. Moscow: Genesis, 2006. 136 p. (in Russian)
3. VolkovaE.V. Problems of legal regulation of social adaptation of orphans // The Symbol of Science, 2016, № 5-3 (17). P. 122-125. https://elibrary.ru/item.asp?id=26149100 (Access date: 04/12/2018). (in Russian)
УДК 316.77:001.8
ББК С55.325.1:С55.57с
Ч-411
Челышева Ирина Викториновна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социокультурного развития личности, Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). Таганрог, Россия.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются современные проблемы формирования социально-культурной среды высшего учебного заведения с использованием медиаобразовательных компонентов. Автором представлен анализ интеграции медиаобразования в основные направления социально-культурной деятельности, внедрения новых социокультурных форм взаимодействия образовательного сообщества с произведениями медиакультуры. Представлены различные формы и методы социально-культурной деятельности на материале медиакультуры, интегрированные в учебно-воспитательный процесс современных высших учебных заведений.
Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, социально-культурная среда, вуз, студенты.
I. V. Chelysheva,
Taganrog, Russia
ORGANIZATION OF STUDENTS' SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY ON MEDIA CULTURE MATERIAL
The article deals with the modern problems to form social and cultural environment of higher educational institution by media educational components. It presents an analysis of media education integration to the main areas of socio-cultural activity, the introduction of new sociocultural forms of interaction of the educational community with media culture products. It gives various forms and methods of socio-cultural activities on the material of media culture, integrated into the teaching and educational process of modern higher educational institutions.
Key words: media, media culture, media education, social and cultural environment, university, students.
Компетентностный подход, акцентирующий внимание на качественном уровне результатов подготовки современных специалистов самых разных областей: педагогики, психологии, социологии, культурологии, организации работы с молодежью и т. д,, заключается «не только в приобретенных студентом знаний и в количестве усвоенной информации, а в способности действовать в различных социальных институтах (образования, культуры и досуга), осуществляя поиск и отбор наиболее эффективных для конкретной социальной группы форм и методов этой деятельности» [Лысенко, Челышева, Мурюкина, Мышева, 2011, с. 5]. В. А. Монастырский выделил следующие направления содержания социально-культурной деятельности, которые, по нашему мнению, имеют особую актуальность в системе высшего образования:
- противостояние девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
- обеспечение социокультурной защиты права на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
- создание условий для содержательного и развивающего досуга, реализации права на художественное образование и любительское творчество, способствующее повышению до-суговой культуры;
- стимулирование развития общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказание любительским объединениям компетентной и действенной поддержки и помощи;
- осуществление дифференцированного подхода в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутыми в культурном отношении контингентами, обеспечивая реализацию их интеллектуального и культуротворческого потенциала;
- эффективное использование в социокультурной работе перспективных и популярных форм и средств организации досуговой деятельности, освоение в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката [Монастырский, 1999, с. 46].
По мысли В. А. Монастырского, формы социально-культурной деятельности имеют многофункциональный характер, обеспечивая реализацию следующих функций, присущих сфере искусства:
- познавательную функцию, которая «поглощает и оценочную, и прогностическую: познание в искусстве всегда носит оценочный характер и распространяется не только на прошлое и настоящее, но и на будущее. Эта художественная функция направлена на удовлетворение познавательных потребностей личности»;
- коммуникативная функция, «благодаря которой реципиент, то есть субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение, не просто "вычерпывает" из произведения заложенную в нем художественную информацию, а опосредованно общается с автором»;
- эвристическая функция, которая «удовлетворяет и развивает потребность в творческой активности, поиске истины, самовыражении, проявляющихся в создании собственной личностной трактовки произведения;
- воспитательная, социализирующая, социально-организаторская и просветительная функции, совокупность которых обеспечивает «усвоение социальных норм, поведенческих образцов и культурных ценностей, необходимых для его успешного и полноценного функционирования в обществе» [Монастырский, 1999, с. 110].
В связи с этим, формирование и развитие социально-культурной среды вуза выступает одной из актуальных задач современного высшего образования. Нам представляется справедливым мнение о том, что «организация образовательного процесса в условиях современного вуза должна обеспечивать студенчеству возможности стать полноправными гражданами своей страны, обладающими академическими знаниями, умениями жить в современном мире» [Челышева, 2013, с. 82]. Одним из важных факторов здесь выступает организация социально-культурной деятельности на материале медиакультуры. Неслучайно обеспечение ориентации современной личности к ценностям культуры многие исследователи [см. например: Рыжих, 2006; Спичкин, 1999; Хилько, 2008; Челышева, 2009; и др.], неразрывно связывают с использованием медиаобразования на материале кинематографа, прессы, телевидения, Интернета.
Немаловажное значение в этой связи имеет анализ различных форм и методов социально-культурной деятельности на материале медиакультуры, органично включаемых в учебно -воспитательный процесс современных высших учебных заведений. Ведь именно в вузе организация социокультурной деятельности играет особую роль, так как «является необходимым звеном в интеграции личности и среды, так как именно в этой сфере формируется активная гражданская позиция человека, обусловливающая его выбор моделей и стратегий поведения Социально-культурная деятельность носит человекотворческий характер, ориентирована на студентов, на всестороннее раскрытие личностного потенциала» [Осипенкова, 2007, с. 9].
Как показал анализ научной литературы и изучение опыта работы по медиаобразованию в вузе, содержательные компоненты медиаобразования могут быть реализованы в условиях вуза во всех направлениях социально-культурной деятельности:
1) студенческое самоуправление;
2) самодеятельное творчество;
3) художественно-зрелищные мероприятия;
4) физкультурно-оздоровительная деятельность;
5) дополнительное образование;
6) волонтерская работа и т. п.
Рассмотрим данные направления подробнее.
Студенческое самоуправление в вузе определяется В. Т. Лисовского как «целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления - на всех уровнях управления вузом, в том числе самоуправления в общежитиях, а также общественных студенческих организациях по интересам» [Лисовский, 2000, с. 15].
Известно, что студенческое самоуправление способствует эффективному развитию лидерских качеств студенческой молодежи и приобретению управленческих навыков. По мнению Е. Б. Хворовой, студенческое самоуправление выступает «особой формой инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив и досугового творчества» [Хворова, 2009, с. 14].
С. С. Петрова полагает, что «студенческое самоуправление необходимо рассматривать как одну из важных, общественно одобряемых форм реализации права студентов принимать непосредственное участие в организации жизнедеятельности образовательной системы вуза, строительстве отношений социального партнерства с администрацией учебного заведения и разделении ответственности за его развитие и принятые решения» [Петрова, 2010, с. 82].
Одновременно с этими возможностями, студенческое самоуправление выступает мощным фактором социально-культурной деятельности. В числе наиболее эффективных ее направлений выделяются молодежные организации, где социокультурные компоненты выступают в качестве обязательных. Сюда можно отнести научно-исследовательскую, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную и информационную виды работ. К примеру, культурно-массовое направление представлено в вузе в различных формах организации
культурно-массовых мероприятий, студенческого творчества, в том числе - и с использованием медиа. Сюда относятся организуемые студенческим самоуправлением различные виды медиатворчества студентов. Медиатворчество, по определению Н. Ф. Хилько, представляет собой «процесс созидательной деятельности в медийной сфере и его предметные результаты; взаимосвязанные процессы проективной деятельности и производства медиатекстов» [Хилько, 2008, с. 20].
Н. Ф. Хилько выделяются следующие виды медиатворчества: анимация, дизайн, редактирование, съемка, виртуальные экранные сюжеты. Отсюда проистекает: кино-, видео-, телевизионное, компьютерное и мультимедийное творчество [Хилько, 2008, с. 23]. Соответственно, под аудиовизуальным творчеством личности автор понимает «соединение образного видения мира с виртуальным отражением личностных смыслов на экране. Его сущность заключается в культурно-ценностном выборе форм соединения образного видения с виртуально многозначными, иллюзорно выражаемыми впечатлениями в звукозрительных образах» [Хилько, 2008, с. 29].
К наиболее распространенным видам студенческого медиатворчества можно отнести: деятельность студенческих теле- и киностудий, освещающих основные мероприятия вуза, самодеятельные студенческие газеты, журналы, сайты, на страницах которых представлены медиаматериалы студентов; информационные сообщения на сайте вуза и в социальных сетях и т. д.
Одно из актуальных направлений современного медиатворчества студентов в вузе - создание молодежных СМИ (газет, интернет-сайтов, телестудий, фотостудий и т. п.). Молодежные СМИ относятся к особой отрасли современной медиакультуры, ориентированной в условиях вуза на студенческую аудиторию. Функции, которые они выполняют, тесно связаны со спецификой целевой аудитории.
К примеру, студенческое телевидение представляет собой общественное объединение студентов, которое организуется в рамках студенческого самоуправления. Обычно организаторами студенческих ТВ выступают студенты, активно проявляющие социальную активность и добровольную заинтересованность, имеющие способности к журналистской работе, желающие реализовать свой творческий потенциал.
С. А. Говердовская-Привезенцева определяет основные цели работы вузовского ТВ как «практическое обучение студентов журналистской профессии; расширение информационной обеспеченности образовательного, научного и воспитательного процессов; сотрудничество с региональными и городскими электронными СМИ с целью привлечения их к реализации социально значимых студенческих и преподавательских проектов; - реализация творческих инициатив студентов и сотрудников, способствующих повышению имиджа университета; освещение жизни университета в пространстве регионального и российского масштабов; привлечение студентов к освещению университетской и городской жизни» [Говер-довская-Привезенцева, 2015, с. 4].
Вузовское телевидение сегодня находится в стадии интенсивного развития, представляет собой многогранный творческий и технический процесс. Во многих высших учебных заведениях нашей страны существуют собственные телестудии. Университеты выпускают разнообразные телевизионные продукты, в том числе - образовательные программы, научно-популярные, культурно-просветительские, информационно-развлекательные передачи, документальные и художественные фильмы, которые играют важную роль в процессе создания социально-культурной среды вуза. СтудТВ представляют собой одну из наиболее эффективных форм взаимодействия студентов с администрацией, преподавателями, а также друг с другом. Участвуя в проектах студенческого телевидения, студенты овладевают навыками профессионального мастерства, учатся мыслить, развивают навыки коммуникации, вырабатывают чувство толерантности, активной гражданской позиции, совершенствуют способы и методы получения и подачи медиаинформации.
Важным направлением социокультурной деятельности в вузе выступает художественно-творческая деятельность на материале медиакультуры. Эта деятельность «направлена на эстетическое развитие, формирование эстетических ценностей и идеалов, привитие интереса к художественному творчеству, развитие творческих способностей» [Рыжих, 2006, с. 13]. Художественно-творческая деятельность студентов на материале медиакультуры осуществляется в таких формах как кружки, секции, клубы, студии, тематические выставки, конкурсы, концерты и др.
Как известно, художественно-зрелищные мероприятия - концерты, выставки, фестивали и т. п., выступают важным средством самопрезентации студенческой молодежи. Именно участие в таких мероприятиях позволяет молодежи в полной мере проявить свои способности и таланты. Н. П. Рыжих отмечает важность использования в организации этой работы различных медиаматериалов: музыкальных записей и фонограмм, фотогазет, слайд-шоу, видеофильмов и др. [Рыжих, 2006, с. 16].
Последние годы в процесс организации социально-культурной деятельности студентов на материале медиакультуры включается и физкультурно-оздоровительное направление работы. Сохранение и укрепление физического здоровья молодого поколения является одной из неизменно актуальных задач современности. Неблагоприятная экологическая обстановка, наличие вредных привычек, нарушение режима здорового питания, недостаточные физические нагрузки и т. д. - все эти факторы не самым лучшим образом влияют на здоровье молодого поколения. Поэтому в структуре образовательных учреждений высшего образования все более важную роль играет организация социально-культурной деятельности на материале физкультурно-оздоровительных форм работы. В их проведении существенное значение имеют просмотр и обсуждение фильмов соответствующей тематики, создание вузовских ме-диатек с материалами по сохранению и укреплению здоровья, комплексами оздоровительных упражнений, создание в социальных сетях и на сайте вуза форумов и групп физкультурно-оздоровительной направленности и т. д.
Важным направлением социально-культурной деятельности студенчества выступает добровольческая деятельность. К формам добровольческой деятельности на материале ме-диакультуры в вузе можно отнести создание волонтерских объединений социально-культурной направленности (кино- и медиакружков, киноклубов, сайтов, интернет-журналов как для студентов, так и для школьников, воспитанников детских домой и интернатов, для пожилых людей, людей с ограниченными возможностями и т. д.).
Остановимся на такой организационной форме социально-культурной деятельности как студенческий медиаклуб. Такие объединения, как студенческие клубы, по мнению В. А. Монастырского, «способны удовлетворить не только «титульный» интерес своих участников к
музыке, поэзии или к кино, но в силу разностороннего характера своей деятельности (познание, общение, отдых) позволяют решать целый комплекс социокультурных задач. В данном случае происходит объединение функциональных возможностей как самого искусства, так и связанной с ним, организованной на его основе клубной деятельности» [Монастырский, 1999, с. 48].
В современной социокультурной ситуации медиаклуб представляет собой полифункциональное объединение, выполняющее целый ряд основных функций: развивающую, информационно-просветительскую (кинообразовательную), киновоспитательную, анимационную, рекреативно-оздоровительную, культуротворческую, коммуникативную [Монастырский, 1999, с. 111].
Возможности современной медиаклубной деятельности существенно расширяются с бурным развитием телекоммуникационных каналов, информационных технологий. Интеграция различных медиа позволила расширить возможности клубной деятельности и использовать в медиаклубе такие виды медиакультуры как Интернет, прессу, фотографию и т. д. [Челышева, 2009, с. 86]. Структура медиаклубной работы, в отличие от обязательных учебных предметов, отличается добровольностью участия в занятиях, наличием интереса к той деятельности, которая в нем осуществляется.
Реализация основных функций, выполняемая медиаклубом, позволяет студентам не только изучать медиаискусства, но и овладевать социальным опытом, получать новые знания, формировать «ценностное отношение студента к использованию информационно-коммуникативных технологий» [Ольховая, 2011, с. 85]. Таким образом, создание объединений по интересам в процессе социально-культурной деятельности в вузе способствует живому общению, развитию студенческого творчества, расширению кругозора всех участников.
Информационно-коммуникативные технологии занимают важное место в организации социокультурной деятельности студенческой молодежи. Их использование в условиях вуза предопределяется Е. Б. Хворовой следующими факторами:
- опорой на положения государственной молодежной политики, одним из ведущих принципов которой выступает проектный подход;
- учетом интересов и потребностей всех групп молодежи;
- приоритетным участием молодых граждан в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики;
- взаимодействием государства, институтов гражданского общества и бизнеса;
- информационной открытостью;
- измеряемостью результатов реализации проектов и независимостью их оценки [Хво-рова, 2009, с. 11].
Использование медиаобразовательных технологий в организации социально-культурной деятельности в вузе носит инновационный характер, который и определяет «качественные изменения в различных сферах социально-культурной деятельности, на формирование альтернативных систем и отношений» [Калашникова, 2006].
Так, существенную роль в медиаобразовательном процессе играют технологии развития медиакомпетентности, Н. И. Чеботаревой определены концептуальные основания данной технологии:
- применение компетентностного подхода в педагогической работе по предупреждению манипулятивного воздействия СМИ на студенческую аудиторию, что предусматривает главную цель медиаобразовательного процесса, заключающуюся в развитии медиакомпетентно-сти как «интегрированного качества личности, необходимого для жизни в современном информационном мире и являющегося важнейшим компонентом профессиональной компетенции специалистов гуманитарных специальностей» [Чеботарева, 2013].
По мнению Н. И. Чеботаревой, среди основополагающих факторов в этом процессе выступают формирование и закрепление самостоятельности применения студентами приобретенных знаний и навыков, составляющих медиакомпетентность, среди которых центральными являются:
- критическое мышление, критическая автономия и рефлексия;
- опора на личностно-ориентированный подход в развитии медиакомпетентности, обеспечивающая студентам «активную, свободную позицию в педагогическом процессе, что выражается в понимании студента как субъекта собственной деятельности по саморазвитию, способного к активной направленной деятельности. Личностный подход реализуется в педа-
гогической технологии в ряде особенностей педагогического процесса, в том числе в принципе диалогического взаимодействия, принципе перевода процесса развития медиакомпе-тентности в режим самоорганизации, саморазвития» [Чеботарева, 2013];
- развитие медиакомпетентности студентов включает использование деятельностного подхода, под которым понимается ориентация на «активную, продуктивную, самостоятельную и групповую деятельность, активные методы обучения, соотнесение результата деятельности с заявленными целями»[ Чеботарева, 2013].
В качестве еще одного примера включения медиаобразовательных компонентов в социально-культурную деятельность современных студентов можно назвать проектные технологии, которые, по определению Г. В. Олениной, «являются адекватной формой педагогического процесса трансформации идей, ценностей и поведенческих норм гражданской деятельности, что позволяет стабилизировать гражданские инициативы молодежи в открытом пространстве досуга» [Оленина, 2011, с. 12].
Медиаобразовательная проектная деятельность достаточно давно используется в практике развития медиакомпетентности студентов. Эффективность использования проектных методик в медиаобразовании была доказана А. В. Спичкиным, который определил их основные структурные компоненты:
- проектные методики личностно-ориентированы, а именно, развивающий аспект обучения является одним из ведущих в медиаобразовании;
- обучение в ходе реализации проекта самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- наконец, в проектных методиках иерархия взаимоотношений «учитель - ученик» существенно отличается от традиционных методов обучения [Спичкин, 1999, с. 32].
Т. А. Ольховая и Т. И. Мясникова считают, что медиапроектная деятельность студентов в вузе может осуществляться на основе выделения нескольких этапов:
Этап 1. Определение актуальной проблемы, формулировка темы, цели и задач медиапро-екта.
Этап 2. Планирование действий по разработке медиапроекта, определение вида и формы презентации медиапроекта.
Этап 3. Выявление медиаресурсов, которые будут использованы в процессе создания ме-диапроекта.
Этап 4. Самостоятельное исполнение проекта.
Этап 5. Апробация проекта. Исправление и доработка медиапроекта.
Этап 6. Презентация проекта [Ольховая, 2011, с. 75].
Е. Б. Хворова отмечает, что проектная деятельность студентов на материале медиакуль-туры может осуществляться в ходе интерактивных обучающих деловых игр; реализовы-ваться при подготовке выпусков студенческих научно-методических журналов, газет. Кроме того, своеобразными формами творческих медиапроектов студентов может стать создание медиатек, сетевых досуговых организаций (так называемых «онлайновых сообществ»), виртуальных музеев, клубов и кафе; информационно-просветительных электронных газет и журналов, интерактивных WEB-сайтов с соответствующей блогосферой (чатами), электронной почты и электронных конференций, поисковых WEB-порталов, электронных библиотек, электронных информационных коллекций и т. д. [Хворова, 2009, с. 4]. По мнению автора, медиаобразовательный проект способствует активизации интереса студенческой аудитории к сбору разнообразных фактов, данных, их изучению и анализу.
Кроме того, «медиаобразовательные проекты выступают важным средством развития познавательной активности, креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств студентов. Метод проектов, ориентированный на исследовательскую деятельность студентов, направлен на применение уже полученных и освоение новых знаний о медиакуль-туре. Проективная деятельность на материале медиа позволяет аудитории стать активными участниками учебно-воспитательного процесса, способствует умению работать в коллективе. Особое значение проективная деятельность приобретает в процессе развития критического мышления школьной студенческой аудитории» [Хворова, 2009, с. 22].
Социально-культурная деятельность на материале медиакультуры активно используется в различных формах организации досуговой деятельности студенчества. Среди наиболее эффективных форм Е. Б. Хворовой выделяются: «создание Молодежного досугового центра; регулярное проведение организационно-управленческих сборов; широкое развитие в сту-
денческой среде технологий социального и социально-культурного проектирования (проектные игры, защита проектов, презентация результатов, экспертиза и др.); координация работы добровольческих объединений и объединений молодых инвалидов; разработка и осуществление лидерских программ, осуществление модульных тренингов; тренингов по тайм-менеджменту и навыкам принятия групповых решений; проведение ярмарок идей, слетов и бизнес-фестивалей, управленческих поединков; конкурсов молодежных лидеров; создание клуба молодых топ-менеджеров» [Хворова, 2009, с. 15].
Итак, в современных условиях все жизненные сферы студенческой молодежи все более тесно связываются с пространством медиакультуры. Поэтому медиаобразование неизменно выступает актуальным образовательным направлением в системе высшего образования, может рассматриваться как важный содержательный компонент социально-культурной среды современного вуза:
- медиаобразовательные компоненты могут быть включены практически во все виды социально-культурной деятельности студентов: создание собственных фильмов, газет, рекламных роликов различной тематической направленности и т. д.); разработка сценариев мероприятий; разработка и осуществление молодежных проектов и программ, проведение фестивалей, выставок студенческого творчества, ярмарок идей и т. д.
- использование медиаобразования способствует разработке и внедрению в социально -культурную среду вуза новых социокультурных форм взаимодействия образовательного сообщества с произведениями медиакультуры. Сюда можно отнести проведение интернет-конференций, виртуальных выставок, интерактивных интернет-музеев, экспозиций и экскурсий; вебинаров и т. п.;
- исследование форм и методов использования произведений медиакультуры в социокультурной деятельности позволило определить ее многофункциональный характер. Так, социально-культурная деятельность студентов с элементами медиаобразования позволяет существенно расширить рамки воспитательной работы: досуговой, творческой, добровольческой и др. видов деятельности - способствует развитию познавательных способностей молодежи, расширению кругозора, развитию эстетического вкуса и т. д.;
- медиаобразовательный потенциал в современном вузе реализуется как в традиционных организационных формах досуговой деятельности: кружках, клубных объединениях и т. п., так и находит свое отражение в инновационных формах и методах социокультурной деятельности на материале медиакультуры, в числе которых - использование инновационных форм медиатворчества, медиапроектные технологии и т. д.
Библиографический список
1. Говердовская-Привезенцева С. А. Университетское телевидение. Информационные программы: учеб. пособие / С. А. Говердовская-Привезенцева; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. 74 с.
2. Калашникова Н. Н. Сущность и структура современных технологий социально-культурной деятельности / Н. Н. Калашникова, Л. В. Сайкина // Аналитика культурологии. 2006. № 2 (6), Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/joumal/archive/item/1760.html (дата обращения: 10.03.2018).
3. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. 519 с.
4. Лысенко Л. И. Подготовка будущих педагогов к организации социокультурной деятельности / Л. И. Лысенко, И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина, Т. П. Мышева. Таганрог: издатель Ступин А. Н, 2011. 190 с.
5. Монастырский В. А. Киноискусство в социокультурной работе: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1999. 147 с.
6. Оленина Г .В. Педагогика социально-культурного проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи: автореф. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / Г. В Оленина. Барнаул, 2011. 47 с.
7. Ольховая Т. А. Развитие медиакомпетентности студентов университета: учеб. пособие / Т. А. Ольховая, Т. И. Мясникова. М.: Дом педагогики, 2011. 126 с.
8. Осипенкова Н. А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.05, 13.00.08/ Н. А. Осипенкова. СПб.: 2007. 21 с.
9. Петрова С. С. Студенческое самоуправление как педагогический и социальный феномен // Образование и наука. 2010. №3. С.77-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-samoupravlenie-kak-pedagogicheskiy-i-sotsialnyy-fenomen (дата обращения: 10.05.2018).
10. Рыжих Н. П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств: автореф. ... канд. пед. наук. 13.00.05/ Н. П. Рыжих. Ростов на Дону, 2006. 22 с.
11. Спичкин А. В. Что такое медиаобразование. Курган, 1999. 114 с.
12. Хворова Е. Б. Формирование организационно-управленческих навыков студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Е. Б. Хворова. Тамбов, 2009. 24 с.
13. Хилько Н. Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере. Омск: Изд-во ОмГУ, 2008. 182 с.
14. Чеботарева Н. И. Педагогические условия формирования медиакомпетентности студенческой аудитории // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/113-11121. (дата обращения: 10.03.2018).
15. Челышева И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 320 с.
16. Челышева И. В. Развитие показателей медиакомпетентности в работе с учителями школ и преподавателями вузов // Медиаобразование. 2013. № 1. С. 44-87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-pokazateley-mediakompetentnosti-v-rabote-s-uchitelyami-shkol-i-prepodavatelyami-vuzov (дата обращения: 10.05.2018).
References
1. Chebotareva N. (2013). Pedagogical conditions for the formation of media competence of the student audience / Modern problems of science and education. 2013. № 6. http://www.science-education.ru/113-11121. (in Russian)
2. ChelyshevaI. (2013). Development of indicators of media competence in work with teachers of schools and teachers of universities // Media Education. 2013. №1. C.44-87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-pokazateley-mediakompetentnosti-v-rabote-s-uchitelyami-shkol-i-prepodavatelyami-vuzov (access date: 05.10.2018). (in Russian)
3. Chelysheva I. (2009). Method and technology of media education in school and university. Taganrog: Publishing house Taganrog. state. ped. Institute, 2009. 320 p. (in Russian)
4. Goverdovskaya-Privezentseva S. (2015). University television. Information Programs: Textbook. allowance / SA Goverdovskaya-Privezentseva; Vladimir. state. un-t them. AG and NG Stoletov. - Vladimir: Izdatelstvo VLGU, 2015. 74 p. (in Russian)
5. Kalashnikova N., Saikina L. (2006). The essence and structure of modern technologies of socio-cultural activity / Analytics of cultural studies. 2006. № 2 (6). URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/ar-chive/item/1760.html. (in Russian)
6. Khilko N. (2008). Pedagogy of audiovisual creativity in the socio-cultural sphere. Omsk: Izd-vo Omsk State University, 2008. 182 p. (in Russian)
7. Khvorova E. (2009). Formation of organizational and managerial skills of student youth through socio-cultural activities. Author's abstract. ... cand. ped. Sciences: 13.00.05. Tambov, 2009. 24 p. (in Russian)
8. Lisovsky V. (2000). Spiritual world and value orientations of the youth of Russia: Textbook. SPb .: SPbGUP, 2000. 519 p. (in Russian)
9. Lysenko L., Chelysheva I., Muriukina E., Mysheva T. (2011). Preparation of future teachers for the organization of socio-cultural activities. Taganrog: publisher Stupin A.N., 2011. 190 p. (in Russian)
10. Monastyrsky V. (1999). Cinema in socio-cultural work: Proc. allowance. Tambov: Publishing house of Tamb. University, 1999. 147 p. (in Russian)
11. Olenina G. (2011). Pedagogy of socio-cultural design and promotion of youth's civil initiatives. Author's abstract. ... d. 13.00.05. Ped. sciences. Barnaul, 2011. 47 p. (in Russian)
12. Olkhovaya T., Myasnikova T. (2011). Development of media competence of university students: textbook. M .: House of Education, 2011. 147 p. (in Russian)
13. Osipenkova N. (2007). Socio-cultural activity as a factor in the social adaptation of students. Author's abstract. ... cand. ped. sciences. 13.00.05, 13.00.08 St. Petersburg: 2007. 21 p. (in Russian)
14. Petrova S. (2010). Student self-government as a pedagogical and social phenomenon // Education and science. 2010. № 3. C.77-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-samoupravlenie-kak-pedagog-icheskiy-i-sotsialnyy-fenomen (access date: 05/10/2018). (in Russian)
15. Ryzhikh N. (2006). Media education of students of a pedagogical university on the basis of English-language screen arts. Author's abstract. ... cand. ped. sciences. 13.00.05. Rostov on Don, 2006. 22 p. (in Russian)
16. Spichkin A. (1999). What is media education. Kurgan, 1999. 114 p. (in Russian)