Научная статья на тему 'Спецкурс для вуза «Технология медиаобразования в школе и вузе»'

Спецкурс для вуза «Технология медиаобразования в школе и вузе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА / ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. В.

Предмет учебного курса – основные технологии медиаобразования в школе и вузе. Цель учебного курса: анализ технологий медиаобразования с точки зрения их использования в процессе обучения студенческой аудитории. Задачи учебного курса: изучение классификации показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности; изучение технологии проведения медиаобразовательных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спецкурс для вуза «Технология медиаобразования в школе и вузе»»

СПЕЦКУРС ДЛЯ ВУЗА «ТЕХНОЛОГИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ»*

А.В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института

имени А.П. Чехова, президент Ассоциации медиапедагогики России,

mediashkola@rambler.ru

Аннотация. Предмет учебного курса - основные технологии медиаобра-зования в школе и вузе. Цель учебного курса: анализ технологий медиаобразо-вания с точки зрения их использования в процессе обучения студенческой аудитории. Задачи учебного курса: изучение классификации показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразова-тельной деятельности; изучение технологии проведения медиаобразователь-ных занятий.

Ключевые слова: медиаобразование, программа, анализ, технологии медиаобразования, медиатекст, учащиеся, медиакомпетентность.

The training course "The technology of media education in schools and

universities"

Prof. Dr. Alexander Fedorov, president of Russian Association for Media Education,

vice-rector of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,

mediashkola@rambler.ru

Abstract. The subject of the course - the core technology of media education in schools and universities. The aim of the course: an analysis of media education technologies in terms of their use in training classroom. Objectives of the course: the study of the classification performance of professional knowledge and skills needed by teachers for media education, the study of the technology of media education.

Keywords: media education, program analysis, technology, media education, media text, students, media competence.

* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).

Программа учебного спецкурса

для вузов «Технология медиаобразования в школе и вузе»

Пояснительная записка

Анализ теории и практики российского и зарубежного медиаобразования показывает, что в большинстве случаев медиаобразователь-ные концепции подчинены центральной роли школьника, студента, что видится нам прогрессивной тенденцией, отвечающей принципам равенства, свободы, соразвития в психологических отношениях между педагогом и учащимися. В мировой медиапедагогике в целом преобладают воспитательные, обучающие и креативные подходы к использованию возможностей медиа.

В обобщенном виде главные этапы реализации большинства медиаобразовательных подходов выглядят следующим образом:

- получение знаний об истории, структуре, языке и теории медиа (образовательная составляющая);

- развитие восприятия медиатек-стов, «чтения» их языка, активизация воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (в том числе - критического, логического, творческого, образного, интуитивного), умений для понимания идей (нравственных, философских проблем и пр.), образов и т.д.;

- развитие креативных практических умений на материале медиа.

Бесспорно, каждый из данных этапов можно воплощать в жизнь автономно, однако в данном случае медиаобразование будет, скорее

всего, однобоким. Так в одном случае на первый план выйдет информация, в другом случае - аналитическое мышление, а в третьем -практические умения.

При этом медиапедагоги разных стран активно используют различные способы учебной деятельности: «дескриптивный» (пересказ медиатекста, перечисление действующих лиц и событий); «личностный» (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст); «аналитический» (анализ структуры медиатекста, языковых особенностей, точек зрения); «классификационный» (определение места произведения в историческом контексте); «объяснительный» (формирование суждений о медиатексте в целом или о его части); оценочный (заключение о достоинствах медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев).

В итоге учащиеся должны не только получить удовольствие от общения с медиакультурой, но и уметь интерпретировать медиа-текст (анализировать цели автора/ агентства, устно и письменно обсуждать характеры персонажей/ действующих лиц и развитие сюжета), связать его со своим опытом и опытом других (поставить себя на место персонажа, оценивать факт и мнение, выявить причину и следствие, мотивы, результаты поступков, реальность действия и т.д.), реагировать на произведение (написать рецензию, минисценарий и т.д.), понимать культурное наследие (видеть личную, историческую, национальную, всемирную перспективу и т.д.), приобретать знания (зна-

комиться с основными видами и жанрами медиакультуры, определить развитие какой-либо темы в различных жанрах, в различные исторические эпохи, изучать основные направления стилей, приемов, творчество выдающихся мастеров), владеть критериями и методами оценки медиатекста и т.д. Формирование данных умений, бесспорно, способствует пониманию аудиторией места медиакультуры в обществе, так как она связана с социальными, политическими, экономическими, религиозными и интеллектуальными аспектами жизни людей; развитию эстетического сознания (восприятия, вкуса и пр.), творческой индивидуальности учащегося (студента).

Итак, актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно - будущими педагогами) технологии ме-диаобразования в школе и вузе как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и аналитически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.

Объект учебного курса - процесс медиаобразования в школе и вузе.

Предмет учебного курса - основные технологии медиаобразо-вания в школе и вузе.

Цель учебного курса: анализ технологий медиаобразования с точки зрения их использования в процессе обучения студенческой аудитории.

Задачи учебного курса: - изучение классификации показателей профессиональных знаний и

умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности;

- изучение технологии проведения медиаобразовательных занятий.

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса медиаобразова-тельных технологий.

Методы: анализ научной литературы по медиаобразованию, педагогике, искусствоведению, культурологии, сравнительный анализ медиа-образовательных технологий в разных странах, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «Психология», « Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

- ключевые понятия курса («меди-аобразование», «медиаграмот-ность», «медиапедагогика», «ме-диавосприятие», и др.);

- основные модели медиаобразова-ния (подробное изучение которых предусматривается спецкурсом «Модели медиаобразования»);

- классификации показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для меди-аобразовательной деятельности;

- характерные особенности конкретных технологий медиаобразования.

Практическая значимость: в результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по теории медиа и медиа-образования, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.

Итоговая форма отчетности -зачет.

Тематический план лекций учебного спецкурса для вузов «Технологии медиаобразования в школе и вузе»

ТЕМА № 1. Классификация показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности (2 часа)

Показатели профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразова-тельной деятельности: «понятийный» («ориентационный) уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования; «сенсорный» уровень систематичности медиа-

образовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов; «мотивационный» уровень мотивации медиаобразовательной деятельности; «операционный» уровень методических умений в области медиаобразования (например, умения дать установку на ме-диавосприятие, объяснить причины, условия и характер возникновения явления, умения развивать восприятие учащихся, выбирать оптимальные методы, средства и формы проведения занятий, исследовательские умения и т.д.); уровень педагогического артистизма (общая педагогическая культура, внешний облик, самопрезентация, самоконтроль, наличие обратной связи с аудиторией и т.д.); «креативный» уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности (то есть проявление гибкости, мобильности, ассоциативности, оригинальности, антистереотипности мышления, развитости воображения, фантазии и т.д.).

ТЕМА № 2. Основы медиаоб разо вател ьных

технологий (4 часа)

Виды и формы медиаобразования. Программы медиаобразо-

Тематический план учебного спецкурса для вузов «Технология медиаобразования в школе и вузе»

№ Название темы: Лекции (час.) Семинары (час.)

1 Классификация показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности 2

2 Основы медиаобразовательных технологий 4 6

ИТОГО: 12 час. 6 6

вания школьников и студентов. Лектории, утренники и вечера, посвященные медиакультуре. Фотовыставки и стенгазеты. Факультативы и кружки по медиакультуре. Дискуссионные медиаклубы. Любительские медиастудии. Репродуктивные, эвристические, игровые, проблемные медиаобразовательные занятия. Развитие полноценного восприятия учащихся на материале медиакультуры (модель, методические приемы и т.д.), критерии развития аудитории в области медиакультуры. Модульность медиаобра-зовательных технологий.

Интегрированное медиаобра-зование в системе обязательных дисциплин: использование медиа в процессе преподавания литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, географии, биологии и других предметов.

Технология проведения школьного факультатива по основам медиакультуры. Общая модель (констатация уровней медиавосприя-тия; развитие умений критического анализа медиатекстов; формирование творческих умений на материале произведений медиакультуры), программа и методические принципы ведения факультатива по основам медиакультуры.

Формы медиаобразования (лекции, беседы, письменные работы - рецензия, сочинение; творческие работы - написание репортажа, статьи, интервью, минисце-нария, «экранизации», рассказа от имени героя фильма, телепередачи; раскадровка, составление коллажей, афиш, киновидеосъемка и т.д.; эвристические, игровые занятия - викторины, конкурсы и т.д.;

диспуты, конференции по различным темам, связанным с медиа-культурой; экскурсии, встречи с деятелями медиакультуры и т.д.).

Использование полученных медиаобразовательных знаний и умений в процессе педагогической практики студентов в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования (центрах эстетического воспитания, клубах по месту жительства), интернатах, детских домах, летних оздоровительных центрах: основные методические принципы и формы работы. Проведение текущих и зачетных занятий со школьниками (факультативы, кружки, тематические утренники и вечера, викторины, игры и т.д.).

Медиаобразовательные технологии во Франции (Ж.Гонне, Э.Бе-вор, И.Бреда, Ж.Жакино, Р. Ла Бор-дери и др.), Британии (К.Бэзэлгэт, Д .Бэкингэм, Дж.Баукер, Э.Харт, Л.Мастерман, Я.Уолл и др.), Германии (Б.Бахмайер, Х.Нейзито, С.Ау-фенангер и др.), Канаде (К.Ворсноп, Б.Дункан, Дж.Пандженте, Ж.Пьетт, А.Карон и др.), Австралии (Р.Куин, Б.Мак-Махон и др.), США (Дж.Герб-нер, Д.Консидайн, Р.Кьюби, К.Тай-нер, Р.Хоббс и др.). Основные технологические аспекты: 1)аспект доступа к медиа (включая терминологию); 2)аспект анализа медиатекстов; 3)аспект оценки медиатекстов (критическая оценка медиатекстов в историческом, социальном и культурном контексте, включая понимание отношений между аудиторией, медиатекстом и окружающей действительностью); 4)аспект медиап-родукции (использование учащимися знаний о различных видах медиа для решения тех или иных

проблем, общения и создания собственных медиатекстов) и др.

Тематический план семинаров учебного спецкурса для вузов «Технологии медиаобразования в школе и вузе» (6 часов)

ТЕМА № 1. Технологии проведения « литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий (1 час)

Технология организации и проведения «литературно-имитационных» творческих занятий [например, написание различного рода журналистских материалов (статья, рецензия, очерк, интервью, портрет и т.д.), разработка заявки на оригинальный сценарий (сценарный план) произведения медиа-культуры любого вида и жанра; сценарная разработка - «экранизация» эпизода известного литературного произведения; сценарная разработка эпизода из собственной заявки на оригинальный сценарий; написание оригинального мини-сценария произведения медиакультуры (например, рассчитанного на 3-5 минут экранного действия, осуществимого в практике учебной видеосъемки); написание «режиссерского сценария» по литературному минисценарию (или сценарной разработке эпизода) и др.].

Ключевые (домашние) задания к семинару:

- написать (на выбор) журналистский материал (статья, рецензия, очерк, интервью, портрет и т.д.) объемом 2-3 страницы;

- написать заявку на оригинальный сценарий (сценарный план) произведения медиакультуры любого вида и жанра (объем - 2-3 страницы);

- написать оригинальный минисце-нарий произведения медиакульту-ры (например, рассчитанного на 35 минут экранного действия, осуществимого в практике учебной видеосъемки);

- обсудить/сравнить результаты выполнения домашних заданий в аудитории;

ТЕМА № 2. Технология проведения « театрализованно-

ситуативных» медиаобразовательных занятий (1 час)

Технология организации и последующего создания учащимися различных аудиовизуальных медиатекстов (короткометражных фильмов, радио/телепередач, компьютерной анимации и т.д.) по заранее написанным планам и минисцена-риям. Технология ролевой (деловой) «театрализованно-ситуативной» игры: распределение между учащимися ролей «журналистов», «режиссеров», «операторов», «дизайнеров», «актеров» минисцена-риев и сценарных эпизодов, ведущих и участников «телепередач» и пр.; репетиционный период и практическое создание медиатекста. Сравнение и обсуждение полученных у «команд» результатов.

Ключевые задания к семинару:

- провести ролевую (деловую) «театрализованно-ситуативную» игру «Телепередача» (с предварительным распределением между уча-

щимися ролей «журналистов», «режиссеров», ведущих и участников «телепередач» и пр.; репетиционным периодом и практическим созданием медиатекста): сравнить и обсудить полученные результаты; - провести ролевую (деловую) «театрализованно-ситуативную» игру «Фильм» (с предварительным распределением между учащимися ролей «режиссеров», «операторов», «актеров» и пр.; репетиционным периодом и практическим созданием медиатекста): сравнить и обсудить полученные результаты.

ТЕМА № 3. Технология проведения « изобразительно-

имитационных» медиаобразовательных занятий (1 час)

Технология выполнения «изобразительно-имитационных» творческих заданий (развивающих воображение, фантазию, ассоциативное мышление, невербальное восприятие) с использованием игровых, ролевых возможностей педагогического процесса. Обоснование логики выполнения такого рода заданий (соответствующей логике этапов создания и выпуска в свет реальных произведений медиакуль-туры: после работы над «заявками», «сценариями» и практического воплощения своих медиапроек-тов аудитория подходит к фазе, когда готовые медиатексты надо рекламировать, «продавать» на «рынке», «прокатывать» и т.д.). Типы творческих «изобразительно-имитационных» заданий: создание рекламных афиш собственного меди-атекста (вариант: афиши к профес-

сиональным медиатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанных на оригинальных собственных рисунках; создание рисунков и коллажей на тему российских и зарубежных произведений медиакультуры; создание рисованных «комиксов» по мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию.

Ключевые (домашние) задания к семинару:

- создать рекламные афиши собственного медиатекста (вариант: афиши к профессиональным медиатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанные на оригинальных собственных рисунках;

- создать рисунки и коллажи на тему российских и зарубежных произведений медиакультуры;

- создать рисованные «комиксы» по мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию;

- обсудить/сравнить результаты выполнения домашних заданий в аудитории.

ТЕМА № 4. Технология проведения интегрированных медиаобразовательных занятий (1 час)

Технология организации и проведения медиаобразовательных занятий, интегрированных в дисциплины обязательного цикла (таких как история, литература, география, биология, экология, музыка, мировая художественная культура и т.д.). Цели и задачи такого рода занятий. Возможности использова-

ния ролевых игр, эвристических и проблемных подходов.

Ключевые (домашние) задания к семинару:

- разработать план интегрированного медиаобразовательного занятия для конкретной возрастной аудитории;

- обсудить/сравнить результаты выполнения домашних заданий в аудитории.

ТЕМА № 5. Технология проведения медиаобразовательных занятий, рассчитанных на развитие способностей аудитории к

восприятию и анализу медиатекстов. Технология организации дискуссионных медиаклубов (1 час)

Технологии организации и проведения творческих занятий по восстановлению в памяти учащихся динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов кульминационных эпизодов произведений медиакультуры в процессе коллективного обсуждения. Практическое усвоение понятий, связанных с медиавосприятием («установка на медиавосприятие», «процесс медиавосприятия», «условие медиавосприятия», «сопереживание», «сотворчество», «уровни медиавосприятия», «типология медиавосприятия», «система эмоциональных перепадов», «феномен массового успеха», «функции медиакультуры» и т.д.) с помощью серии творческих заданий:

- описание основных признаков лучшей (худшей) установки на воспри-

ятие конкретного произведения медиакультуры;

- описание лучших (худших) объективных (обстановка во время просмотра и т.д.) и субъективных (настроение, индивидуальные психо -физиологические данные и т.д.) условий восприятия медиатекстов;

- составление рассказа от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перенесение персонажа медиа-текста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.);

- составление рассказа от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, с изменением ракурса повествования в парадоксальную, фантастико-эксцентрическую сторону;

- подбор прозаических, поэтических, театральных, живописных, музыкальных произведений, ассоциирующихся с тем или иным произведением медиакультуры, обоснование своего выбора;

- составление монологов (воображаемых «писем» в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия («первичная идентификация», «вто-

ричная идентификация», «комплексная идентификация», учет ориентации на развлекательную, рекреативную, компенсаторную и другие функции медиакультуры и т.д.);

- показ сущности механизма «эмоционального маятника» [чередования эпизодов, вызывающих положительные (радостные, веселые) и отрицательные (шоковые, грустные) эмоции у аудитории, то есть опора на психофизиологическую сторону восприятия] на примере конкретного медиатекста массовой (популярной) культуры;

- обоснование причин успеха медиа-текстов у массовой аудитории (опора на миф, фольклор, зрелищность жанра, систему «эмоциональных перепадов», наличие развлекательной, рекреационной, компенсаторной и других функций, счастливый конец, авторская интуиция и т.д.);

- составление прогноза успеха у аудитории тех или медиатекстов текущего кино/телерепертуара по рекламным аннотациям (роликам) и т.д.

Технология организации и проведения творческих занятий, направленный на развитие умения критического анализа медиатекстов (выявление и рассмотрение содержания эпизодов медиатекстов, с максимальной яркостью воплощающих характерные закономерности произведения в целом; анализ логики мышления авторов медиатекста: в развитии конфликтов, характеров, идей, аудиовизуального, пространственно-временного ряда, монтажа и т.д.; определение авторской концепции и обоснование личного отношения каждого учащегося к той или иной позиции создателей медиатекста). Игровые технологии,

направленные на развитие аналитических умений аудитории по отношению к медитекстам.

Технология организации и проведения занятий медиаклуба. Дискуссионный медиаклуб, его задачи и функции. Роль ведущего медиаклуба. Возможности организации медиаклубов в школах и вузах, при кинотеатрах, домах культуры, в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые (домашние) задания к семинару:

- описать основные признаков лучшей (худшей) установки на восприятие конкретного произведения медиакультуры;

- описать лучшие (худшие) объективные (обстановка во время просмотра и т.д.) и субъективные (настроение, индивидуальные психо -физиологические данные и т.д.) условия восприятия медиатекстов;

- составить рассказ от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»);

- перенести персонаж медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.);

- составить рассказ от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, с изменением ракурса повествования в парадоксальную, фантастико-эк-сцентрическую сторону;

- подобрать прозаические, поэтические, театральные, живописные, музыкальные произведения, ассоциирующиеся с тем или иным произведением медиакультуры, обосновать свой выбор;

- составить монологи (воображаемых « писем» в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия («первичная идентификация», «вторичная идентификация», «комплексная идентификация», учет ориентации на развлекательную, рекреативную, компенсаторную и другие функции медиакультуры и т.д.);

- показать сущность механизма «эмоционального маятника» [чередования эпизодов, вызывающих положительные (радостные, веселые) и отрицательные (шоковые, грустные) эмоции у аудитории, то есть опора на психофизиологическую сторону восприятия] на примере конкретного медиатекста массовой (популярной) культуры;

- обосновать причины успеха медиа-текстов у массовой аудитории (опора на миф, фольклор, зрелищность жанра, систему «эмоциональных перепадов», наличие развлекательной, рекреационной, компенсаторной и других функций, счастливый конец, авторская интуиция и т.д.);

- составить прогноз успеха у аудитории тех или медиатекстов текущего кино/телерепертуара по рекламным аннотациям (роликам) и т.д.;

- выявить и проанализировать содержание эпизодов медиатекстов,

с максимальной яркостью воплощающих характерные закономерности произведения в целом (анализ логики мышления авторов медиатекста: в развитии конфликтов, характеров, идей, аудиовизуального, пространственно-временного ряда, монтажа и т.д.; определение авторской концепции и обоснование личного отношения каждого учащегося к той или иной позиции создателей медиатекста).

- составить план проведения обсуждения фильма на занятиях дискуссионного медиаклуба для старшеклассников;

- обсудить/сравнить результаты выполнения домашних заданий в аудитории.

ТЕМА № 6. Технология организации медиатек и

медиацентров (1 час)

Технология организации учебных медиатек и медиацентров. Интеграция медиаобразования, интернет-образования и дистанционного обучения. Цели, задачи, возможности школьной и вузовской медиатеки. Использование CD-ROM, DVD, интернетных сайтов и каталогов в медиатеке и медиацен-тре. Обучение целенаправленному поиску информации.

Ключевые (домашние) задания к семинару:

- составить план работы школьной медиатеки на учебный год;

- составить годовой план работы городского медиацентра;

- обсудить/сравнить результаты выполнения домашних заданий в аудитории.

Список литературы к учебному спецкурсу для вуза «Технология медиаобразования в школе и вузе»

Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. 71 с.

Баженова Л.М. Искусство экрана в художественно-творческом развитии детей. М.: Русское слово, 2011. 176 с.

Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1, 2. М.: Пассим, 1995. 77 с. + 74 с.

Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. М.: Изд-во ВБПК, 1980. 48 с.

Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. 96 с.

Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету «Основы экранной культуры». М.: SVR-Аргус, 1994. 96 с.

Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2000. 91 с.

Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. М.: SVR-Аргус, 1994. 64 с.

Возчиков В.А. Медиасфера философии образования. Бийск: Изд-во Бийск. пед. гос. ун-та, 2007. 284 с.

Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования лич-ностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов: Изд-во Южного федерального унта, 2007. 320 с.

Жижина М.В. Медиакультура: культурно-психологические аспекты. М.: Вузовская книга, 2009. 188 с.

Жилавская И.В. Медиаобразова-ние молодежной аудитории. Томск: Изд-во Томского ин-та информ. технологий, 2009. 322 с.

Журин А.А. Интегрированное ме-диаобразование в средней школе (предметы естественнонаучного цикла). М.: Изд-во Российской академии образования, 2009.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиаоб-разования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. N 3. C. 26-34.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. 240 с.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. 284 с.

Левшина И.С. Подросток и экран. -М.: Педагогика, 1989. 176 с.

Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. 147 с.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 176 с.

Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. М.: Просвещение, 1988. 191 с.

Спичкин А.В. Что такое медиаобра-зование. Курган: Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1999. 114 с.

Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М.: SVR-Аргус, 1995. 224 с.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: МП Новая школа, 1993. 90 с.

Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. унта, 2007. 270 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР. 708 с.

Федоров А.В. Развитие медиаком -петентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Че-лышева И.В., Мурюкина Е.В., В.Л.Колес-ниченко, Михалева Г.В., Сердюков Р.В. Научно-образовательный центр «Меди-аобразование и медиакомпетент-ность». М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с.

Хилько Н.Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2008. 182 с.

Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. Омск: Сиб. фи-л Российского ин-та культурологии, 2004. 158 с.

Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Омск: Изд-во Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2001. 446 с.

Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. 96 с.

Хилько Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологии, 2003. 104 с.

Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. М.: Изд-во ЮНПРЕСС, 1998. 45 с.

Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотнос-ти у студентов языковых факультетов. М., 2008. 232 с.

Шариков А.В., Фазульянова С.Н., Петрушкина Е.В. На пути гармонизации медиа и общества (медиаресурсы и медиаобразование в школах Самары). Самара, 2006. 50 с.

Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М: Проект Гармония, 1998. М., 1999. М., 2001. 216 с.

Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция - центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. М: Проект Гармония, 1999. М., 2000. 224 с. М.: Федерация Интернет-образования, 2001. 240 с.

Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts' Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO.

Fedorov, A. (2008). On Media Education. Moscow: I^S UNESCO 'Information for All', 156 p.

Fedorov, A. (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View. Saarbrucken (Germany), 2010, 364 p.

Fedorov, A. (2011). Modern Media Education in Russia: Theory and Practice. Saarbrucken (Germany), 2011, 120 p.

Fedorov, A. (2011). Russian Media Education Researches (1950-2010): Past and present. Saarbrucken (Germany), 2011, 132 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.