Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Медиаобразование в развитии межэтнической толерантности студентов
высшей школы
Аннотация. В процессе реформирования и модернизации российского образования актуализируются проблемы поиска новых методик, технологий, приемов и методов образовательного процесса в вузах, осуществляющих подготовку специалистов самых разных областей. Этим обусловлен интерес российской педагогической науки к проблемам медиаобразования. Особую актуальность проблема развития межэтнической толерантности приобретает в системе профессиональной подготовки будущих выпускников высших учебных заведений, их личной социальной позиции, уровня межнациональной культуры. В статье представлен анализ проблемы развития межэтнической толерантности студенческой аудитории с точки зрения выявления основных перспектив медиаобразования в условиях реформирования современного высшего образования. Автором исследуются приоритетные теоретические и методические подходы к проблеме межэтнической толерантности студенческой аудитории, трансформационные процессы, связанные со спецификой развития межэтнического сознания в современном российском обществе; представлена характеристика и перспективы использования медиаобразовательных методик и технологий в изучении учебных дисциплин профессиональной подготовки бакалавров и магистрантов. В исследовании осуществлен анализ использования потенциала медиаобразования, включая формы и методы, направленные на развитие межэтнической толерантности современных студентов, которые будут способствовать выработке их самостоятельной, сознательной позиции уважения, доверия и миролюбивого отношения к другим народам, основанного на конструктивных диалогических позициях, ненасильственном взаимодействии и возможностях межкультурного обмена. Особое внимание в статье уделено использованию активных и интерактивных форм обучения студентов средствами и на материале медиаобразования, способствующих формированию межэтнической толерантности и решающих одновременно проблемы развития медиакомпетентности современной студенческой молодежи. Ключевые слова: медиаобразование, медиакультура, межэтническая толерантность, активные методы обучения, интегрированное медиаобразование.
Abstract. In the process of reform and modernization of the Russian education actualized the problem of finding new techniques, technologies, methods and techniques of the educational process in higher educational institutions that train specialists in various areas. This is due to the interest of the Russian pedagogical science to media education. This article about the problem of interethnic tolerance becomes in the system of professional training of future graduates, their personal social position, the level of ethnic culture. The article presents an analysis of the problem of interethnic tolerance student audience in terms of identifying the major prospects of media in the modern
И.В. Челышева кандидат педагогических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет, Б.Садовая, 69, Ростов-на-Дону, 344002, Россия
ivchelysheva@,yandex. ги
Media education in the development of interethnic tolerance of university students
Dr. Irina Chelysheva, Rostov State University of Economics, B.Sadovaya, 69, Rostov, 344002, Russia
ichelysheva@yandex. ru
conditions of reforming higher education. The author examines the priority theoretical and methodological approaches to the problem of interethnic tolerance student audience, transformation processes, related to the specific development of ethnic consciousness in contemporary Russian society; the characteristics and prospects of media education methods and technologies in the study of educational disciplines training bachelors and masters. In a study carried out analysis of the use of media capabilities, including forms and methods aimed at promoting interethnic tolerance advanced students who will contribute to the development of their self-conscious position of respect, trust and peaceful relations with other nations based on the meaningful dialogic positions, non-violent interaction and opportunities intercultural exchange. Special attention is paid to the use of active and interactive forms of learning and students by means of media education material, contributing to the formation of interethnic tolerance and solving problems at the same time the development of the modern media competence of students. Keywords: media education, media culture, ethnic tolerance, active learning methods, integrated media education.
Введение
В процессе реформирования и модернизации российского образования актуализируются проблемы поиска новых методик, технологий, приемов и методов образовательного процесса. Этим фактором обусловлен интерес российской педагогической науки к проблемам образования средствами и на материале средств массовой коммуникации (телевидения, радио, кинематографа, прессы, интернет и т.д.).
В системе отечественного и зарубежного высшего образования потенциал медиаобразования занял прочные позиции уже достаточно давно. Во многих вузах реализуются различные по целям и задачам медиаобразовательные модели, ориентирующиеся на максимальное использование вариативных технологий, предполагающих целостное или фрагментарное внедрение в образовательный процесс потенциальных возможностей медиаобразования. «Технология, предложенная при реализации современных моделей, как правило, базируется на циклах (блоках, модулях) творческих и игровых заданий, которые могут использоваться педагогами, как в учебной, так и во внеучебной деятельности» [Федоров, Челышева, Мурюкина, 2015, c. 85]. Интеграция медиаобразовательных технологий в изучение учебных дисциплин, организация факультативных, кружковых занятий в рамках студенческих медиаклубов и медиацентров, элективные курсы по основам медиакомпетентности - далеко не полный перечень использования медиапедагогики в высшей школе.
В связи с обострением в современном обществе проблем, связанных с межэтнической и межнациональной интолерантностью, обострением локальных конфликтов, разжиганием межнациональной вражды и нетерпимости актуализируются проблемы развития межэтнической толерантности подрастающего поколения, включающей активную социальную позицию личности, основанную на уважении к представителям других этносов и культур и высокий уровень межнациональной культуры. Ксенофобия, межнациональная рознь и вражда между представителями разных народностей - эти тревожные явления есть не только в реальной жизни, но и в глобальном информационном пространстве: обсуждаются в
социальных сетях, в блогах, чатах, демонстрируются в фильмах и теле/радиопрограммах и т.п.
Материалы и методы исследования
Постановка проблемы исследования определяется противоречием, сложившимся в связи с обострением межэтнических отношений в современной социокультурной ситуации и использованием потенциальных возможностей медиаобразования в развитии межэтнической толерантности студентов.
Использование комплекса методов исследования, включающих анализ, синтез, обобщение и классификацию, способствует решению следующих задач: обоснования основных подходов к процессу медиаобразования; анализ основных тенденций и перспектив, ведущих методических и практических методов, технологий и приемов по развитию межэтнической толерантности студентов высшей школы.
Основными методологическими принципами исследования данной проблемы выступают: принцип единства теории и практики в исследовании проблемы межэтнической толерантности; творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме, основанный на объективности и всесторонности изучения социально-педагогических процессов и явлений, комплексном подходе к исследованию проблемы проекта (включая установление взаимосвязей исследуемых процессов, учет внешних воздействий и т.п.).
Дискуссия
В связи с переходом на новые образовательные стандарты открываются новые перспективы для реализации медиаобразовательных задач в подготовке будущих бакалавров и магистров. Включение медиаобразовательных компонентов в качестве отдельных предметов, дисциплин по выбору, факультативов, элективных курсов, адаптационных дисциплин и т.п. в блоки (модули) вариативной части учебного плана по различным направлениям подготовки будущих профессионалов различных областей (изучение основ медиакомпетентности, истории, теории, социологии медиакультуры, организации творческо-производственной деятельности на материале медиакультуры, развития критического мышления в медиаобразовательном контексте, освоение и развитие студенческого медиатворчества и т.п.), может способствовать формированию у студентов компетенций надпредметного характера, развитию творческого потенциала, расширению кругозора, формированию критического мышления, в освоении современного медиаконтента и т.д.
Представляется справедливым мнение А.В. Федорова о том, что «с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата
83
и магистратуры реально открываются широкие возможности для внедрения медиаобразования во всех вузах России, особенно - педагогических. Следовательно, в школы наконец-то смогут прийти медиакомпетентные учителя, способные как в рамках своих предметов (путь интегрированного медиаобразования), так и в рамках дисциплин по выбору, заниматься массовым медиаобразованием школьников, столь востребованным в современном информационном обществе» [Федоров, Левицкая, 2012, с. 20 ].
Как показывает практический опыт внедрения медиаобразовательных компонентов в учебные планы нового поколения (ФГОС) во многих вузах страны, в том числе - и в Таганрогском институте имени А.П.Чехова, развитие медиакомпетентности выступает важным сегментов в подготовке не только будущих учителей, психологов, социальных педагогов, но и организаторов работы с молодежью, специалистов в сфере культуры и досуга, социально-культурной деятельности и т.д.
Переход к новым стандартам (ФГОС 3+) по реализации образовательных программ, включающих возможности электронного обучения, внедрения дистанционных образовательных технологии, сетевой формы реализации образовательных программ, создания условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, также способствует дальнейшей актуализации интереса к медиаобразованию в системе высшей школы, где одним из наиболее распространенных направлений выступает интегрированный подход, предполагающий включение медиаобразовательных компонентов в широкий спектр учебных дисциплин базовой и вариативной части образовательных программ, а также программ учебных, производственных, преддипломных практик.
В современных условиях возникновения межнациональных и межэтнических конфликтов, нередко сопровождаемых случаями ксенофобии и нетерпимости, созрела «объективная потребность в разработке инновационных подходов и моделей поликультурного образования, обеспечивающих существенное повышение эффективности образовательной практики в условиях высокой степени неопределенности, роста культурного многообразия, развития миграционных процессов» [Хакимов, 2012, с. 4].
Различные аспекты развития межэтнической толерантности, поликультурного образования и воспитания студентов нашли свое отражение в целом ряде научных исследований. Так, например в работе М.А. Маннановой исследуются воспитательные проблемы межкультурной толерантности студентов-лингвистов [Маннанова, 2010], В.В. Томиным анализируются характеристики формирования межкультурной
толерантности студентов как фактор продуктивного кросскультурного взаимодействия. Автором выделяются следующие слагаемые формирования толерантных установок студентов: знания о системе общечеловеческих ценностей, ценностей общества, сосредоточенных в культуре, их
осмысленное принятие; внутренняя мотивированность к положительному взаимодействию с представителями иной культуры [Томин, 2015].
В исследовании Е.А. Абрамовой проведен анализ поликультурного воспитания студентов вуза на основе системного подхода, в процессе которого была представлена характеристика поликультурной личности студентов с точки зрения личностного, информационного, деятельностного, мотивационно-ценностного, эмоционально-ценностного отношения. Так к личностному аспекту Е.А. Абрамовой относятся такие качества как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность; мотивационно-ценностный компонент поликультурной личности представлен наличием положительной мотивации «к позитивному взаимодействию с представителями различных культур»; информационный - наличием знаниевой базы о поликультурализме [Абрамова, 2011].
Поликультурная личность, как отмечает Е.А.Абрамова, характеризуется не только эмоционально-ценностным отношением к особенностям различных культур и их представителям, но и предполагает осуществление деятельности на основе поликультурных умений [Абрамова, 2011].
В.А. Виниченко [Виниченко, 2011] были выделены следующие возможности воспитательно-образовательного процесса в вузе, способствующие формированию межэтнической толерантности:
- обучающие - усвоение представлений о роли и значимости межэтнической толерантности в современном полиэтничном обществе и профессиональном становлении специалиста; приобретение знаний по проблемам международных отношений и мировой политики, обучение критическому мышлению, навыкам структурного анализа медиатекстов;
- воспитательные - воспитание личностных и профессионально значимых качеств обучающихся: коммуникабельности, межэтнической толерантности, социальной активности, креативности, самоконтроля, критического мышления, инициативности, мобильности;
- развивающие - формирование положительного отношения, познавательной мотивации будущих профессионалов к межэтнической толерантности, потребности проявления данной характеристики на практических занятиях и вне их; развитие позитивной этнической идентичности, межкультурной компетенции
Анализ проблемы формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью, представленный в исследовании В.А.Виниченко, позволил автору прийти к выводу о том, что «интеграция учебных дисциплин и внеучебной деятельности будущих специалистов с медиаобразованием предопределяет эффективность воспитательно-образовательного процесса в вузе, актуализирующего интериоризацию студентом общечеловеческих ценностей, создание ценностно-смысловой системы отношений, способствующих становлению позитивной этнической идентичности обучающихся, необходимость которой обуславливает формирование межэтнической толерантности личности студентов» [Виниченко, 2011, с. 5].
Обращение к потенциалу медиаобразования в решении проблемы развития межэтнической толерантности современной студенческой аудитории неслучайно. В настоящее время использование медиаобразования при изучении родного и иностранного языка, литературы, истории, мировой художественной культуры, физики, химии и других научных областей выступает предметом многочисленных научных исследований. Не менее важную роль интеграция медиаобразовательных компонентов играет и в воспитательной работе со школьниками и студентами. Так, к уже ставшим традиционными направлениям можно отнести медиаобразование в эстетическом, гражданском, патриотическом, нравственном, экологическом воспитании.
Бесспорно, «современная медиакультура может рассматриваться как объединяющая сила, способствующая диалогу культур в глобальном масштабе, а основная цель, которая должна быть реализована в условиях глобализации, - стремление к миру и безопасности в межнациональном сотрудничестве с опорой на образование, науку и культуру при всеобщем уважении справедливости, роли закона, прав человека и фундаментальных свобод» [Федоров, 2007, с. 16]. Именно произведения медиакультуры выступают в современных условиях «окном в мир» для подрастающего поколения, во многом определяя его ценностные ориентации и нравственные приоритеты. Поэтому мы вслед за Н.А. Великой, можем подчеркнуть, что именно диалог выступает основополагающим аспектом сохранения мира и согласия между народами, а «диалогические отношения, перенесенные в духовно-культурную сферу, открывают самые широкие возможности для межкультурного общения» [Великая, 2009, с. 8].
В самом деле, постоянно растущий интерес молодежи к произведениям медиакультуры (на материале телевидения, прессы, кинематографа, интернета, радио и т.д.), значительное влияние, оказываемое современными СМК на мировоззрение, жизненные приоритеты и интересы студенчества, и, одновременно - широкие возможности, которые открывает
медиаобразование для развития критического мышления, социальной адаптации молодежи в условиях стремительно растущего информационного потока, позволяет рассматривать медиаобразование как эффективное средство развития межэтнической толерантности современного подрастающего поколения. Актуальность проблемы использования потенциальных возможностей медиаобразования в развитии межэтнической толерантности студентов высшей школы обуславливается единством образовательных и воспитательных задач формирования целостного поликультурного пространства, тесно связана с аксиологическими, культуротворческими, мировоззренческими позициями личности.
Различные аспекты медиаобразования студенческой аудитории нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей: О.А. Баранова, И.В. Вайсфельда, И.Н. Гайдаревой, Л.С. Зазнобиной, Н.Б.
86
Кирилловой, Л. Мастермана, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, Н.Ю. Хлызовой, А.В. Шарикова, Н.Ф. Хилько, Дж. Брайанта, С. Томпсона, Б. Бахмайера, Д. Бэкингема, Л. Мастермана и др. Во многих трудах изучаются проблемы медийной коммуникации [Camarero, Varona, 2016; Fedorov, Levitskaya, 2016; Petranova, Vrabec, 2016; Potter, Thai, 2016; Rother, 2016; Silverblatt, 2016 и др.].
Например, в работах О.А.Баранова, С.Н.Пензина, Ю.Н.Усова рассматриваются проблемы медиаобразования студентов на материале экранных искусств в контексте эстетического воспитания; в трудах Г.А.Поличко представлены возможности интеграции медиаобразования с предметами гуманитарного цикла (литература, история), изучение языка экранных медиапроизведений. Н.Б. Кирилловой освещены
культурологические основы медиаобразования и проблемы развития медиакультуры в постсоветском пространстве, И.Н. Гайдарева посвятила свои работы изучению социокультурной среды как фактора формирования информационной культуры личности. В работах А.В. Федорова рассматриваются проблемы развития критического мышления и медиакомпетентности студентов, современное состояние медиаобразования в России и за рубежом. В научных трудах А.В. Шарикова освещены социологические аспекты медиакультуры и медиаобразования. Практические аспекты включения медиаобразования в обучении межкультурной коммуникации на материале средств массовой информации рассматриваются в исследованиях О.В. Печинкиной [Печинкина, 2015]. Н.Ю. Хлызовой анализируются возможности использования медиаобразования в развитии межкультурной коммуникации. В работах Л. Мастермана определены основные принципы критического анализа медиатекстов и критической автономии личности. Б.Бахмайер и Д.Бэкингем рассматривают основные методические принципы медиаобразовательного процесса.
Н.Ф.Хилько рассматривает формирование этнокультурной
идентичности в неразрывной связи с интеграционными процессами в массовом медиаобразовании, определении путей и способов интеграции ценностей народной культуры в содержание различных медиаобразовательных программ [Хилько, 2013, с.20]. Так, например, автором отмечается, что основополагающим механизмом развития массового медиаобразования выступают именно нравственные ориентации личности. В связи с этим, автором выделяются два направления развития медиаобразования: развитие этнического самосознания и национально-культурной идентичности зрителей в национально-смешанной среде в процессе воспроизводства этнической культуры; расширение рамок этнокультурных форм аудиовизуального творчества и специфического фольклора [Хилько, 2013, 21]. Развитие данных направлений, по мысли Н.Ф.Хилько, обеспечивают «связь этнокультурных функций
87
аудиовизуальной культуры с традиционной народной культурой и формами творчества» [Хилько, 2013, с. 19].
Однако до сих пор в отечественных и зарубежных исследованиях не нашла должного освещения тематика использования медиаобразования в развитии межэтнической толерантности студентов. Соответственно, в число актуальных вопросов в контексте использования потенциала
медиаобразования на первый план выходит выявление социокультурных, теоретических основ, педагогических условий и механизмов, определяющих сущность и перспективы изучения теоретических и практических аспектов проблемы межэтнической толерантности, определение основных направлений, форм и методов использования потенциальных возможностей медиаобразования для развития межэтнической толерантности студентов.
Особую актуальность проблема развития межэтнической толерантности приобретает в системе подготовки будущих выпускников вузов, так как от их личной социальной позиции, уровня межнациональной культуры, готовности к диалогу, во многом будет зависеть, каким образом будут складываться взаимоотношения с представителями разных народностей, этносов и культур.
Результаты исследования
Традиционно медиаобразовательные занятия включают комплекс творческих заданий, в процессе которых целенаправленно решаются основные задачи медиаобразования: обучить чтению медиатекста; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности. Анализ научной литературы и практический опыт медиаобразовательной деятельности позволили выявить, что широкое применение в практике медиаобразовательных занятий по развитию межэтнической толерантности со студентами нашли методы активного и интерактивного обучения. Сюда можно отнести методы активных дискуссий, проблемные лекции, эвристические техники, проектирование, медиатворческую деятельность, ролевые и деловые игры, решение эвристических и проблемных задач и т.д.
В этом контексте Е.В. Зарукиной отмечаются целенаправленная активизация мышления, устойчивое и длительное вовлечение обучаемых в учебный процесс, возможность самостоятельной творческой выработки решений рассматриваемых проблем, высокая степень мотивации и эмоциональности, интерактивный характер взаимодействия участников образовательного процесса [Зарукина, 2010, с. 5]. Достижение высокой степени продуктивности в учебном процессе достигается путем активизации познавательного интереса аудитории, творческий характер выполняемых заданий.
Технологические подходы к применению активных методов обучения имеют в своей основе имитационный (основанный модели определенного вида деятельности) и неимитационный характер (основанный на обеспечении прямой и обратной связи между педагогом и обучаемыми).
Важная роль в развитии межэтнической толерантности студентов принадлежит имитационным медиаобразовательным технологиям. Например, активизации интереса студенческой аудитории к проблемам межэтнической толерантности может служить такой вид активного обучения как игровое проектирование и моделирование деятельности на материале медиакультуры.
К примеру, в процессе занятий со студентами на аудиовизуальном материале довольно продуктивной формой работы является создание телевизионных или кинематографических минисценариев по тематике межэтнической толерантности. Для выполнения данного задания можно предложить студентам создать собственный минисценарий социальной рекламы, документального, игрового или анимационного фильма. В процессе индивидуальной или групповой работы над сценарием в студенческой аудитории определяется ключевая цель, тема, идея будущего медиатекста, целевая аудитория, которой будет предназначаться будущий творческий медиапродукт и т.п. Эта работа носит творческий характер, требует от аудитории умения анализировать и прогнозировать ситуацию, находить аргументы для продвижения своих идей и замыслов.
В качестве примера комплексной технологии активного обучения, используемой в медиаобразовательном процессе, можно привести метод балинтовских групп. А.П. Панфиловой подчеркивается, что данный метод позволяет «обучить участников анализировать информацию о реальных ситуациях, отделять особо важное от второстепенного, формулировать проблему; привить умение слушать и взаимодействовать с другими участниками; научить моделировать особо сложные ситуации» [Панфилова, с. 81]. Как можно заметить, данные результаты созвучны с основными задачами развития аналитических умений, выступающих одним из важных показателей медиакомпетентности.
Метод балинтовских групп можно продуктивно использовать при осуществлении анализа медиатекстов различных видов и жанров. К примеру, при изучении и осуществлении критического анализа медиатекстов на материале прессы по тематике межэтнической толерантности, студенты, работая в микрогруппах, осуществляют разбор медиаматериала с его последующим обсуждением. Работа с печатным медиаматериалом может строиться следующим образом. В ходе обсуждения каждой группой составляется перечень вопросов к медиатексту, позволяющих выделить основную проблему и найти несколько вариантов ее решения. Поисковая работа ведется в дискуссионном режиме, позволяя каждому участнику группы проявить активность и высказать свое видение проблемы. После
89
этого каждая группа представляет краткое резюме, где излагается ход рассуждений, представляются аргументы, формулируются выводы и обобщения.
Работа в балинтовских группах не только способствует развитию аналитических умений студентов в работе с медиаинформацией, активизирует творческую активность всех участников, позволяет совершенствовать навыки аргументации, но и совершенствует умения студентов принимать коллективные решения, путем анализа проблемы межэтнической толерантности с разных точек зрения.
Определение личностной позиции и формирование ценностного отношения студентов к проблеме межэтнической толерантности может осуществляться в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов с последующим рецензированием. Просмотр и коллективное обсуждение аудиовизуальных произведений медиакультуры медиатекстов (фильмов, телепередач, сайтов и т.п.) способствует созданию атмосферы диалога, свободного обсуждения, развитию аналитического мышления и аргументированной оценке ключевых событий, поступков персонажей и т.д.
Написание рецензий или эссе на заключительном этапе работы с медиатекстом по тематике межэтнической толерантности не только констатировать отношение авторов работ к рассматриваемой проблеме, но и умения студентов оценивать, анализировать, интерпретировать
медиаинформацию, содействовать развитию полноценного
медиавосприятия.
Таким образом, интеграция медиаобразования в такие учебные дисциплины как «Поликультурное образование», «Педагогическая аксиология», «Воспитательные традиции народов Юга России», «Социально-педагогическая поддержка детей, пострадавших от насилия», «Этнопедагогика и этнопсихология» и др. с использованием методов активного и интерактивного обучения способствует не только развитию межэтнической толерантности, но и решению задач формирования медиакомпетентности студенческой аудитории.
Выводы
Развитие межэтнической толерантности, воспитания уважительного отношения к представителям других этносов и народностей, их культуре, обычаям и традициям представляет собой актуальную проблему современного общества, от решения которой во многом зависит характер межкультурной коммуникации, характер общения между народами.
В системе отечественного и зарубежного высшего образования потенциальные возможности медиаобразования реализуются в единстве решения образовательных, воспитательных и развивающих задач, целью которых выступает развитие медиакомпетентности, формирование творческой, активной личности.
В условиях перехода высшего образования к новым стандартам, у вузов появляются новые возможности активного использования медиаобразования в рамках введения учебных медиаобразовательных курсов дисциплин вариативной части учебного плана. Кроме того, одним из перспективных направлений современного вузовского медиаобразования выступает интегрированный подход, позволяющий включать элементы медиаобразовательных методик и технологий в изучение учебных предметов. В связи с этим, анализ новых и развитие существующих направлений в изучении проблем развития межэтнической толерантности и возможностей медиаобразования направлен на дальнейшее применение в профессиональной подготовке бакалавров и магистрантов, обеспечивающий не только решение важных образовательных и воспитательных задач, но и способствующий развитию медиакомпетентности студенческой аудитории.
Основные перспективы развития межэтнической толерантности студенческой аудитории в медиаобразовательном контексте связаны с использованием методик и технологий активного и интерактивного обучения, к основным характеристикам которых можно отнести активизацию интереса аудитории к изучаемой проблеме, высокую степень активности, включенности в образовательный процесс, возможности творческой реализации и т.п.
Литература
Абрамова Е.А. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода. Автореф. дис....канд. пед. наук. М., 2011. http://www.dissercat.com/content/polikulturnoe-vospitanie-studentov-vuza-na-osnove-sistemnogo-podkhoda#ixzz4989nhXcz Дата обращения - 19.05. 2016.
Великая Н.А. Диалог культур в поликультурном пространстве современной России. Автореф. ... канд. ф. наук. Пятигорск, 2009. http ://www. dissercat. com/content/dialog-kultur-v-polikulturnom-prostranstve-sovremennoi-rossii. Дата обращения -20.05.2016.
Виниченко В.А. Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2011. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-mezhetnicheskoi-tolerantnosti-u-budushchikh-spetsialistov-po-svyazyam-s-obshche#ixzz49F0yXlo 120.05.2016. Дата обращения - 21.05.2016.
Дворко С.Б. Нравственность - основа воспитания личности и национальной безопасности // Новое поколение: учимся вместе /под ред. О.В.Рубцовой. Копейск: Копейский рабочий, 2009. С. 37-59. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 59 с.
Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М.: Академия, 2009. 192 с. Печинкина О.В. Медиаобразование в контексте межкультурной коммуникации (на материале средств массовой информации США) / Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015, № 1 (03). http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2015/01/pechinkina.pdf. Дата обращения - 12.05.2016. Томин В.В. Формирование межкультурной толерантности студентов как фактор продуктивного кросскультурного взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17779. Дата обращения: 19.05.2016.
Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., В.Л.Колесниченко, Михалева Г.В., Сердюков Р.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность». М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с.
Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ: учеб. пособие / под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова 2015.
Хакимов Э.Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода. Автореф. дис. ... д-а пед. наук. Ижевск 2012.
http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8820/hakimov%202012.pdf. Дата обращения -16.05.2016.
Хлызова Н.Ю. Медиаобразование в обучении межкультурной коммуникации // Magister Dixit. 2012. №2 (06). http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/mediaobrazovanie v obuch enii mezhkulturnoy komm unikacii.pdf.
Датаобращения - 16.05.2016.
Camarero, E., Varona, D. (2016). Life Story as a Research Technique for Evaluating Formation Processes in Media Literacy for Social Change. Approaching a Case of Success of the Educational Project "Training, Education and Innovation in Audiovisual Media to Raise Awareness of Hunger in Ni. International Journal of Media and Information Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 4-10. http://eiournal46.com/iournals nZ1468935895.pdf Fedorov A., Levitskaya A. (2016). Modern Media Criticism and Media Literacy Education: The Opinions of Russian University Students. European Journal of Contemporary Education, 2016, Vol. (16), Is. 2, pp. 205-216. Petranova, D., Vrabec, N. (2016). Age as a Factor in Evaluation of Media Literacy Levels in Slovakia. International Journal of Media and Information Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 18-26. http://ejournal46.com/journals nZ1468935998.pdf
Potter, W.J., Thai, C. (2016). Conceptual Challenges in Designing Measures for Media Literacy Studies.
International Journal of Media and Information Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 27-42. http://ejournal46.com/journals n/1468936115.pdf
Rother, I.L. (2016).. The Impact of Media Literacy Curriculum on the Literate Behavior of At-risk Adolescents.
International Journal of Media and Information Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 43-53. http://ejournal46.com/journals nZ1468936284.pdf
Silverblatt, A. (2016). Reflections on Information Literacy
International Journal of Media and Information Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 5471. http://ejournal46.com/journals nZ1468936515.pdf
References
Abramova, E. (2011). Multicultural education of high school students on the basis of the system approach. Ph.D. Thesis. Moscow. http://www.dissercat.com/content/polikuhumoe-vospitanie-studentov-wza-na-osnove-sistemnogo-podkhoda#ixzz4989nhXcz.
Camarero, E., Varona, D. (2016). Life Story as a Research Technique for Evaluating Formation Processes in Media Literacy for Social Change. Approaching a Case of Success of the Educational Project "Training, Education and Innovation in Audiovisual Media to Raise Awareness of Hunger in Ni. International Journal of Media and Information Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 4-10. http://eiournal46.com/iournals n/1468935895.pdf Dvorko, S. (2009). Morality - a basis of education of the individual and national security // New Generation: Learning Together. Kopeisk, pp. 37-59.
Fedorov A., Levitskaya A. (2016). Modern Media Criticism and Media Literacy Education: The Opinions of Russian University Students. European Journal of Contemporary Education, 2016, Vol. (16), Is. 2, pp. 205-216. Fedorov, A, Levitskaya, A., Chelysheva I., Muryukina, E., Kolesnichenko, V., Mikhaleva, G., Serdyukov, R. (2012). Research and Education Center "Media Education and Media Competence". Moscow, 614 p. Fedorov, A., Chelysheva, I., Muryukina, E. (2015). Media Educational component in the implementation of the master's programs: textbook. manual. Taganrog.
Hlyzova, N. (2012). Media education in teaching intercultural communication / Magister Dixit. 2012. №2 (06).
http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/mediaobrazovanie_v_obuch_enii_mezhkulturnoy_komm_unikacii.pdf
Khakimov, E. (2012). Construction practice of multicultural education based approach multiparadigmatic
character. Ph.D. Thesis. Izhevsk
http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8820/hakimov%202012.pdf
Panfilova, A. (2009). Innovative educational technology: Active learning: studies. Moscow, 192 p.
Pechinkina, O. (2015). Media education in the context of intercultural communication (in the US media material) /
Crede Experto. 2015, № 1 (03). http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2015/01/pechinkina.pdf
Petranova, D., Vrabec, N. (2016). Age as a Factor in Evaluation of Media Literacy Levels in Slovakia. International
Journal of Media and Information Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 18-26.
http: //ej ournal46. com/j ournals nZ1468935998.pdf
Potter, W.J., Thai, C. (2016). Conceptual Challenges in Designing Measures for Media Literacy Studies.
International Journal of Media and Information Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 27-42. http://ejournal46.com/journals nZ1468936115.pdf
Rother, I.L. (2016).. The Impact of Media Literacy Curriculum on the Literate Behavior of At-risk Adolescents.
International Journal of Media and Information Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 43-53. http://eiournal46.com/iournals n/1468936284.pdf
Silverblatt, A. (2016). Reflections on Information Literacy
International Journal of Media and Information Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 5471. http://eiournal46.com/iournals nZ1468936515.pdf
Tomin, V. (2015). Formation of the intercultural students tolerance as a factor in productive cross-cultural interaction // Modern problems of science and education. 2015. № 1-1. http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=17779
Velikaya, N. (2009). Dialogue of cultures in a multicultural space of modern Russia. Ph.D. Thesis. Pyatigorsk.
http://www.dissercat.com/content/dialog-kultur-v-polikulturnom-prostranstve-sovremennoi-rossii
Vinichenko, V. (2011). Formation of ethnic tolerance in the future experts in public relations. Ph.D. Thesis.
Irkutsk. http://www. dissercat. com/content/formirovanie-mezhetnicheskoi-tolerantnosti-u-budushchikh-spetsialistov-
po-svyazyam-s-obshche#ixzz49F0yXlo1
Zarukina, E, et al. (2010). Active methods of training: recommendations for the development and application. St.Peterburg, 59 p.