Научная статья на тему 'Программа учебного курса для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики»'

Программа учебного курса для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
341
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКРИТИКА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СИНТЕЗ / УЧЕБНЫЙ КУРС / ВУЗ / МЕДИАТЕКСТ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Левицкая А. А., Федоров А. В.

Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно будущими педагогами) опираться на медиакритику как эффективного союзника медиаобразования. Объект учебного курса процесс развития медиакомпетентности студентов на материале синтеза медиаобразования и медиакритики. Предмет учебного курса синтез медиаобразования и медиакритики. Цель учебного курса: анализ возможностей медиакритики с точки зрения их использования в медиаобразовании аудитории. Задача учебного курса: обучение студентов практическим технологиям синтеза медиаобразования и медиакритики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа учебного курса для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики»»

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Практика медиаобразования

Программа учебного курса для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики» *

А.А.Левицкая, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт экономики и управления,

А.В. Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, Таганрогский институт имени А.П. Чехова,

mediashkola@rambler. ги

Аннотация. Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно - будущими педагогами) опираться на медиакритику как эффективного союзника медиаобразования. Объект учебного курса - процесс развития медиакомпетентности студентов на материале синтеза медиаобразования и медиакритики. Предмет учебного курса - синтез медиаобразования и медиакритики. Цель учебного курса: анализ возможностей медиакритики с точки зрения их использования в медиаобразовании аудитории. Задача учебного курса: обучение студентов практическим

технологиям синтеза медиаобразования и медиакритики.

Ключевые слова: медиакритика, медиаобразование, синтез, учебный курс, вуз,

медиатекст, студенты.

* данная программа учебного курса разработана в рамках исследования, выполненного за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00014) в НОУ ВПО «Таганрогский институт управления и экономики». Тема проекта: «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов».

Media Education Practices

The synthesis of media education and media criticism: curriculum for universities

Dr. Anastasia Levitskaya, Taganrog Institute of Economic and Management, Prof. Dr. Alexander Fedorov, Anton Chekhov Taganrog Institute Abstract. The relevance of this course is determined by the urgent need to study the students (especially - the future teachers) to rely on media criticism as an effective ally of media literacy

86

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

education. The object of this course - the development of media competence of students on the material synthesis of media education and media criticism. The subject of the course - a synthesis of media education and media criticism. The aim of the course: analysis of the possibilities of media criticism in terms of their use in media education audience. The task of the training course: teaching students practical synthesis technology media education and media criticism.

Keywords: media criticism, media education, synthesis, curriculum, university, media text, students.

Программа учебного курса для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики» *

Пояснительная записка

Медиаобразование (media education) в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, аналитического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиакомпетентность / медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.

Один из самых авторитетных медиапедагогов и теоретиков медиа Л.Мастерман (L.Masterman) обосновал семь причин приоритетности и актуальности медиаобразования в современном мире: 1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации. 2. Идеологическая важность медиа, и их влияния, как отрасли промышленности, на сознание аудитории. 3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения. 4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы. 5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях. 6. Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям. 7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [Masterman, 1985, p.2].

Об актуальности включения медиа в процесс обучения свидетельствует и принятая в 2008 году «Резолюция Европейского Парламента по медиаграмотности в информационном мире» («European Parliament resolution of 16 December 2008 on media literacy in a digital world»), где провозглашается обязательность медиаобразования. В резолюции, в частности, утверждается, что «медиаобразование должно стать компонентом

87

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

формального образования, доступным всем учащимся, оно должно стать неотъемлемой частью учебного программы на каждой ступени школьного обучения; необходимо включить в программу подготовки педагогических кадров обязательные модули по медиаобразованию для всех ступеней школьного образования, чтобы способствовать более интенсивному внедрению этого предмета; органы власти должны познакомить учителей всех специальностей и во всех типах школ с использованием аудиовизуальных средств обучения и с проблемами, касающимися медиаобразования».

В «Московской декларации о медиа- и информационной грамотности», разработанной Межправительственном советом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2012) подчеркивается необходимость включения медиа- и информационной грамотности в число приоритетных направлений национальной политики в области образования, культуры, информации, СМИ и др.; неизбежность педагогических реформ для развития медиа- и информационной грамотности; включения медиа- и информационной грамотности и систему оценки её уровня в учебные программы на всех уровнях образования, в том числе образования на протяжении всей жизни, обучения на рабочем месте, подготовки и переподготовки преподавателей; поощрения межкультурного диалога и международного сотрудничества при развитии медиа- и информационной грамотности во всем мире.

Эпоха «информационного общества» привела к «появлению новой парадигмы медиаобразования. Медиаобразование теперь не является оппозицией по отношению к системе восприятия школьной/студенческой аудитории. Оно не начинается с представлений о том, что медиа обязательно и неизбежно вредны, или что молодые люди - просто пассивные жертвы влияния медиа. Напротив, медиаобразование всё больше ставит в центр личность учащегося и начинается с опоры на существующие у него медийные знания и опыт, а не учебные требования преподавателей. Медиаобразование не стремится ограждать молодых людей от влияния медиа, и, таким образом, вести их к «лучшим образцам», но дает возможность учащимся принимать обоснованные решения относительно их собственной «защиты». Медиаобразование видится не формой защиты, но формой подготовки» [Buckingham, 2003, p.13].

Существенную помощь в продвижении медиаобразования и в развитии медиакомпетентности широких масс населения может оказать медиакритика (media criticism) - область журналистики, творческопознавательная деятельность, в ходе которой осуществляется критическое познание и оценка социально значимых, актуальных творческих,

88

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

профессионально-этических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону медийного содержания; это общение с аудиторией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного содержания, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании аудитории [Короченский, 2003].

При этом под медиакомпетентностью (media competence) личности мы понимаем совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме [Федоров, 2014, с.54].

В итоге учащиеся должны не только получить удовольствие от общения с медиакультурой, но и уметь интерпретировать медиатекст (анализировать цели автора/агентства, устно и письменно обсуждать характеры персонажей/действующих лиц и развитие сюжета), связать его со своим опытом и опытом других (поставить себя на место персонажа, оценивать факт и мнение, выявить причину и следствие, мотивы, результаты поступков, реальность действия и т.д.), реагировать на произведение (написать рецензию, минисценарий и т.д.), понимать культурное наследие (видеть личную, историческую, национальную, всемирную перспективу и т.д.), приобретать знания (определить развитие какой-либо темы в различных жанрах медиатекста, в разные исторические эпохи, изучать основные направления стилей, приемов и пр.), владеть критериями и методами оценки медиатекста и т.д.

Формирование данных умений, бесспорно, способствует развитию медиакомпетентности аудитории, пониманию ею места медиакультуры в обществе, так как она связана с социальными, политическими, экономическими, религиозными и интеллектуальными аспектами жизни людей; развитию эстетического сознания (восприятия, вкуса и пр.), творческой индивидуальности учащегося (студента).

Итак, актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно - будущими педагогами) опираться на медиакритику как эффективного союзника медиаобразования.

Объект учебного курса - процесс развития медиакомпетентности студентов на материале синтеза медиаобразования и медиакритики.

89

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Предмет учебного курса - синтез медиаобразования и медиакритики.

Цель учебного курса: анализ возможностей медиакритики с точки зрения их использования в медиаобразовании аудитории.

Задача учебного курса: обучение студентов практическим технологиям синтеза медиаобразования и медиакритики.

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М. Бахтина - В. Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса синтеза медиаобразования и медиакритики.

Методы: анализ научной и учебной литературы по тематике

медиаобразования и медиакритики, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «Основы медиаобразование», «Основы медиакритики», «Психология», «Социология», «Политология», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.

Для полноценного изучения данного курса студентам необходимо четко знать ключевые понятия курса («медиа», «медиакритика», «медиаобразование», «медиакомпетентность», «медиаграмотность», «медиавосприятие», «медиатекст», и др.) и обладать практическими технологиями синтеза медиаобразования и медиакритики на учебных занятиях.

Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать запасом знаний по теме синтеза медиаобразования и медиакритики, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.

Итоговая форма отчетности - зачет.

90

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Тематический план учебного курса для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики»

№ Название темы: Лекции (час.) Практ. занятия (час.)

1 Медиаобразование медиакритика как союзники в развитии медиакомпетентности аудитории 2 -

2 Практические технологии синтеза медиаобразования и медиакритики 2 -

3 Дескриптивный / нарративный анализ медиатекста 2 2

4 Структурный анализ медиа и/или медиатекста 2 2

5 Контент-анализ медиатекста 2 2

6 Историко-классификационный анализ медиатекста 2 2

7 Культивационный анализ медиа и/или медиатекста 2 2

8 Анализ персонажей медиатекста 2 2

9 Анализ стереотипов медиатекста 2 2

10 Анализ культурной мифологии медиатекста 2 2

11 Автобиографический (личностный) анализ медиатекста 2 2

12 Иконографический анализ медиатекста 2 2

13 Семиотический анализ медиатекста 2 2

14 Идеологический и философский анализ медиа и/или медиатекста 2 2

15 Идентификационный анализ медиатекста 2 2

16 Этический анализ медиатекста 2 2

17 Эстетический анализ медиатекста 2 2

18 Оценочный анализ медиатекста 2 2

19 Герменевтический анализ медиа и/или медиатекста в социокультурном контексте 2 2

ИТОГО: 72 час. 38 34

Тематический план лекций учебного курса для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики»

(аннотации)

тема 1

Медиаобразование медиакритика как союзники в развитии медиакомпетентности аудитории

«Медиаобразование, процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования

91

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности. Существует также точка зрения, согласно которой медиаграмотность - это часть более широкого и ёмкого понятия - информационная грамотность. Эта тенденция находит сегодня всё больше сторонников, хотя и здесь есть многие терминологические разночтения.

Основные направления медиаобразования: медиаобразование будущих профессионалов в области массовой коммуникации - журналистов, редакторов, режиссёров, продюсеров, актеров, операторов и др.; медиаобразование будущих педагогов; медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах; дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью медиа; самостоятельное (непрерывное) медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).

Позитивным результатом медиаобразование следует считать медиакомпетентность личности (media competence of personality) -совокупность её мотивов, знаний, умений, способностей [показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный (оценочный), практико-операционный

(деятельностный), креативный], способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров А.В. Медиаобразование // Большая российская энциклопедия. Т. 17. М., 2012. С. 480].

Медиакритика (media criticism) - область журналистики, творческопознавательная деятельность, в ходе которой осуществляется критическое познание и оценка социально значимых, актуальных творческих, профессионально-этических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону медийного содержания; это общение с аудиторией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного

92

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

содержания, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании аудитории [Короченский, 2003].

Потенциал медиакритики в плане поддержки усилий образовательных и просветительских институтов в развитии медиакомпетентности аудитории. Общность медиакритики и медиаобразования в обучении аудитории не только критически анализировать медиатексты любых видов и типов, но и понимать механизмы их создания и функционирования в социуме.

Общность медиакритики и медиаобразования в обращении к анализу ключевых понятий медиаобразования: «агентство» (всестороннее изучение, анализ того, как работает структура, создающая медийные сообщения, с какими целями она создает тот или иной медиатекст и т.д.), «язык медиа» (изучение особенностей языка медиатекста), «репрезентация» (понимание того, как то или иное «агентство» представляет реальность в медиатексте) и «аудитория медиа» (анализ типологии восприятия аудитории, ее степени подверженности воздействиям со стороны «агентства» и т.д.).

тема 2

Практические технологии синтеза медиаобразования и медиакритики

Методы учебной деятельности при освоении практических технологий синтеза медиаобразования и медиакритики, связанные с анализом таких ключевых понятий медиаобразования, как «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «язык медиа» (media language), «медийные технологии» (media technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences) и др.

тема 3

Дескриптивный / нарративный анализ медиатекста

Дескриптивный/нарративный анализ медиатекста (Narrative Analysis of media text): пересказ медиатекста, перечисление действующих лиц и событий.

тема 4

Структурный анализ медиа и/или медиатекста

Структурный анализ медиа и/или медиатекста (Structural Analysis of media & media text): выявление и анализ структуры медийного агентства и/или медиатекста.

93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

тема 5

Контент-анализ медиатекста

Контент-анализ медиатекста (Content Analysis of media text): качественно-количественный анализ содержания медиатекста с целью выявления или измерения в нем различных фактов и тенденций.

тема 6

Историко-классификационный анализ медиатекста

Историко-классификационный анализ медиатекста (Historical & Classification Analysis of media text): определение места медиатекста в историческом контексте.

тема 7

Культивационный анализ медиа и/или медиатекста

Культивационный анализ медиа и/или медиатекста (Cultivation Analysis of media & media text): анализ содержания медиасферы и

медиатекстов с опорой на исследование социокультурного контекста и исследования масс-медиа (G. Gerbner). Согласно культивационной теории медиа, аудитория выбирает медиатексты с точки зрения своих взглядов, предпочтений. Отсюда культивационный анализ можно представить как a) технологию приемов создания условий для того, чтобы аудитории было легче обозначить (сознательно или бессознательно) свои мнения, ожидания и ценности; b) исследование «глубоких интервью» о демографических и психологических мотивах выбора конкретного респондента; c) исследование периодических опросов медийной аудитории.

тема 8

Анализ персонажей медиатекста

Анализ персонажей медиатекста (Character Analysis of media text): разносторонний (включая компаративный) анализ характеров главных и второстепенных персонажей медиатекста.

тема 9

Анализ стереотипов медиатекста

94

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Анализ стереотипов медиатекста (Stereotypes Analysis of media text): выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и т.д. в медиатекстах.

тема 10

Анализ культурной мифологии медиатекста

Анализ культурной мифологии медиатекста (Cultural Mythology Analysis of media text): выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников - сказок, «городских легенд» и т.д.) стереотипов фабул, тем, персонажей и т.д. в медиатекстах.

тема 11

Автобиографический (личностный) анализ медиатекста

Автобиографический (личностный) анализ медиатекста (Autobiographical Analysis of media text): анализ отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст у конкретного индивидуума.

тема 12

Иконографический анализ медиатекста

Иконографический анализ медиатекста (Iconographic Analysis of media text): анализ визуального ряда, языка медиатекста.

тема 13

Семиотический анализ медиатекста

Семиотический анализ медиатекста (Semiological Analysis of media text): анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный анализ тесно связан с иконографическим анализом.

тема 14

Идеологический и философский анализ медиа и/или медиатекста

Идеологический и философский анализ медиа и/или медиатекста (Ideological and Philosophical Analysis of media text): анализ философии, идеологии медийного агентства и/или медиатекста.

тема 15

95

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Идентификационный анализ медиатекста

Идентификационный анализ медиатекста (Identification Analysis of media text): распознание/идентификация скрытых сообщений в

медиатекстах, т.к. медийные агентства часто предлагают ложные и/или упрощенные решения тех или иных политических, социальных и иных проблем.

тема 16

Этический анализ медиатекста

Этический анализ медиатекста (Ethical Analysis of media text): анализ медиатекста с точки зрения моральной позиции его автора(ов) и персонажей.

тема 17

Эстетический анализ медиатекста

Эстетический анализ медиатекста (Aesthetical Analysis of media text): анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связан с эстетической (художественной) теорией медиаобразования (aesthetical approach, media as popular arts approach, discriminatory approach), теоретическая база которой во многом совпадает с культурологической теорией медиаобразования. Эстетический анализ медиатекстов помогает аудитории развить эстетическое/художественное восприятие и вкус, понять основные законы и язык той части медиатекстов, которая имеет отношение к искусству.

тема 18

Оценочный анализ медиатекста

Оценочный анализ медиатекста (Assessment Analysis of media text): заключение о достоинствах явления медиакультуры и/или медиатекста (в целом или его части) на основе личностных, нравственных или формальных критериев;

тема 19

Герменевтический анализ медиа и/или медиатекста в социокультурном

контексте

96

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Герменевтический анализ медиа и/или медиатекста в социокультурном контексте (Hermeneutic Analysis of media & media text in the Social & Cultural Context): комплексное исследование процесса

интерпретации явлений медиасферы и/или медиатекстов, социокультурных, исторических, политических и иных факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение явлений медиасферы и/или медиатекста через сопоставление с социокультурной традицией и действительностью; проникновение в логику явлений медиакультуры и/или медиатекста. Предмет анализа герменевтического анализа - система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык медиа и его использование. Комплексность, междисциплинарность,

интегрированность использования данного метода.

Литература к учебному курсу для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики»

Аствацатуров Г.О. Медиадидактика и современный урок. Волгоград, 2010.

Баканов Р.П. «Книга жалоб» на телевидение: Эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации 1991-2000 годов. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. 298 с.

Баканов Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. 256 с.

Баранов В.И., Бочаров В.И., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика. М.: Высшая школа, 1982. 207 с.

Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. 183 с.

Богомолов Ю.А. Затянувшееся прощание: российское кино и телевидение в меняющемся мире. М.: МИК, 2006. 320 с.

Богомолов Ю.А. Хроника пикирующего телевидения: 2000-2002. М.: МИК, 2004. 368 с.

Борецкий Р. А. Осторожно, телевидение! М.: ИКАР, 2002. 259 с.

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М. Вильямс, 2004. 426 с.

Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Прагматика культуры, 2002. 159 с.

Вартанов А.С. На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М.: КДУ; Высшая школа, 2003. 320 с.

Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987. 239 с.

Возчиков В.А. Медиасфера философии образования. Бийск: Изд-во Бийск. гос. пед. ун-та, 2007. 284 с.

Гендина, Н.И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ. Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей

информационной и медиаграмотности. Saarbrncken, 2012. 186 с.

Гольдбурт А.М. Практикум по современному российскому телевидению. Учебное пособие. М.: Форум, 2015. 312 с.

Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1996. 124 с.

Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1996. 167 с.

97

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999. 235 с.

Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет, 2009. 234 с.

Дебре Р. Введение в медиологию. М.: Практис, 2009.

Демин В.П. Первое лицо: художник и экранные искусства. М.: Искусство, 1977. 287 с.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1996. 174 с.

Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Медиатекст: особенности создания и

функционирования. Монография. М.: НИУ - ВШЭ, 2011. 377 с.

Добросклонская Т.Г. Методология анализа медиатекстов в условиях конвергентных СМИ // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. М.: АПК и ППРО, 2013. С.18-27.

Дубицкая В.П. Телевидение: мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. 142 с.

Егоров В.В. Телевидение и власть. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1997. 207 с.

Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999. 416 с.

Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1997. 92 с.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 2002. 248 с.

Жижина М.В. Медиакультура: культурно-психологические аспекты. М.: Вузовская книга, 2009. 188 с.

Жмырова Е.Ю., Монастырский В.А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи. Тамбов: Изд-во ТРОО Бизнес-Наука-Общество, 2012. 189 с.

Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. Москва: Бином. Лаб. знаний, 2012. 405 с.

Землянова Л.М. Зарубежная журналистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. 301 с.

Иванова Л.А. Медиаобразование подростков средствами видео на уроках французского. Saarbrncken, 2012. 364 с.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 831 с.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: Высш. шк. экономики, 2000. 607 с.

Кацев И.Г. История российского телевидения (1917 - 2000). М.: Российский гуманитарный ун-т, 2004. 256 с.

Качкаева А. Г. Исследования СМИ: методология, подходы, методы. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2005. 448 с.

Кириллова Н.Б. Медиалогия как синтез наук. М.: Академический проект, 2012. 368 с.

Корконосенко С.Г. Основы журналистской деятельности. М.: Юрайт, 2014. 332 с.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое

медиаобразование. СПб, 2004.

Короченский А.П. Медиаобразование в России: не только внешние трудности и препятствия // Медиаобразование. 2005. № 3. С.37-42.

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Дис. ...д-ра филологических наук. СПб, 2003. 467 с.

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2003. 284 с.

98

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Короченский А.П. Медиакритика и система медиаобразования // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. - С. 58-69.

Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов: Межд. ин-т филологии и журналистики, 2002. 335 с.

Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. М.: Галерия, 2004.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М.: РИП-холдинг, 2004.

222 с.

Кузьмина М.В., Пивоварова Т.С., Чупраков Н.И. Облачные технологии для дистанционного и медиаобразования. Учебно-методическое пособие. Киров: Изд-во КОГОКУ ДПО (ПК) «Институт развития образования Кировской области», 2013. 80 с.

Ленкова Т.А. Медиатекст в свете текстообразующих стратегий. М.: Либроком 2011.136 с.

Маклюэн М. Понимание медиа. М.: Канон-пресс-Ц, 2003. 464 с.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002. 316 с.

Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 232 c.

Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 200 с.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во СПб. унта, 1996. 161 с.

Михалкович В.И. О сущности телевидения. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1998. 50 с.

Михалкович В.И. Очерк теории телевидения. М.: Институт искусствознания, 1996. 256 с.

Московская декларации о медиа- и информационной грамотности. М., 2012.

http://www.ifapcom.m/news/1347/?retumto=0&n=1

Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса. М.: Логос, 1997. 276 с.

Муратов С.А. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М.: Логос, 2001. 240 с.

Мурюкина Е.В. Диалоги о киноискусстве: практика студенческого медиаклуба. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 208 с.

Мурюкина Е.В. Медиаобразовательные практики: медиаклуб для студентов. Saarbrucken, 2011. 144 с.

Мурюкина Е.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со студентами и аспирантами. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. 152 с.

Мурюкина Е.В. Эстетические традиции медиаобразования в современных киноклубах для школьников и студентов. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П.Чехова, 2014. 226 с.

Немирич А.А. Дошкольное медиаобразование. Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, 2012.

Новикова А.А. Современное телевизионное зрелище: истоки, формы и методы

воздействия. СПб., 2008.

Онкович А.В. Медиадидактика: Масс-медиа в учебном процессе по русскому языку как иностранному. Saarbrucken, 2012. 332 с.

Петровская И. Медиакритика: «хорошие» и «плохие» мальчики. Почему телевизионщики пытаются расширить границы допустимого // Журналистика и медиарынок. 2003. № 2. С.42-45.

Петровская И. Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. М.: МГУ; Гуманитарный центр Монолит, 1998. 406 с.

99

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Печинкина О.В. Медиаобразование в школах северных стран. Архангельск: Кира, 2012.

122 с.

Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле взаимодействия. М.: Аспект Пресс, 2004. 222 с.

Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. М.,

2010.

Почепцов Г.Г. Агенты влияния и тексты влияния. Как виртуальный и информационное пространства создают и поддерживают разрывы социосистем. 2012. http://osvita.mediasapiens.ua/material/8505

Почепцов Г.Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций. Киев: Альтерпресс, 2008. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2006.

Прозоров В.В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 240 с.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: РИП-холдинг, 2004. 350 с.

Разлогов К. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: РОССПЭН, 2010. Рашкофф Д. Медиавирус. М.: Ультракультура, 2003. 368 с.

Рихтер А.Г. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М., 2007.

Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. М.: Либроком, 2009. 272 с.

Сальный Р.В. Развитие медиавосприятия старшеклассников психолого-педагогические условия и методы. Saarbrucken, 2011. 204 c.

Саппак В.С. Телевидение и мы. М.: Искусство, 1963. 182 с.

Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций / Ред. К.Э.Разлогов и А.В.Федоров. М.: Российский институт культурологии, 2012. 256 с.

Солдатов В.В., Баранов О.А. Нравственно-эстетическое развитие воспитанников интернатных учреждений средствами кино. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. 216 с.

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. 165 с.

Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю.. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.

Терин В.П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического

воздействия: исследовательский опыта Запада. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. 170 с. Федоров А. В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. М.: Директ-Медиа, 2013. 182 с. Федоров А.В. Медиаобразование // Большая российская энциклопедия. Т. 17. М.: Большая российская энциклопедия, 2012. С. 480.

Федоров А. В. Медиаобразование в зарубежных странах. М.: Директ-Медиа, 2013. 139 с. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Директ-Медиа, 2013. 233 с.

Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. М.: Директ-Медиа, 2013. 343 с. Федоров А.В. Медиаобразование и медиакомпетентность // Сборник учебных программ для вузов / Таганрог, 2009.

Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. М.: Директ-Медиа, 2013.

708 с.

Федоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы. М.: Директ-Медиа, 2013. 217 с.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Директ-медиа, 2014. 618 с.

Федоров А.В. Светская и теологическая медиаобразовательные модели //

Медиаобразование. 2012. № 5 (35). С. 54-68.

Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике,

медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: Директ-медиа, 2014. 62 с.

100

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Федоров А.В. Технология герменевтического анализа советских анимационных медиатекстов второй половины 1940-х годов на тему «холодной войны» // Медиаобразование. 2015.№ 1. С. 102-112.

Федоров А.В. Учебное пособие для медиапедагогов-практиков // Медиаобразование. 2013. № 3.С. 116-119.

Федоров А.В., Левицкая А.А. Блоговая медиакритика: медиаобразовательная функция // Медиаобразование. 2015. № 1. С. 43-49.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Григорова Д.Е. Медиаобразование в странах Восточной Европы. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 140 c. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/036/80036/60450

Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., В.Л.Колесниченко, Михалева Г.В., Сердюков Р.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность». М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с.

Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Горбаткова О.И., Ковалева М.Е., Князев А.А. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы / Под ред. А.В. Федорова. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 267 c.

Федотова Л.Н. Массовая коммуникация: стратегия производства и тактика потребления. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1996. 231 с.

Фомин С. Записки у телевизора: краткий очерк нового отечественного ТВ (1986-2006). М.: ГИТР, 2006.

Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М., 2004.

Фортунатов А.Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в медиареальности. Н.Новгород: Изд-во Нижегород. гос. арх.-строит. ун-та, 2009. 334 с.

Фортунатов А.Н. Медиапсихология. Методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. 14 с.

Фортунатов А.Н. Медиареальность: в плену техногуманизма. Н.Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 2009. 288 с.

Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

Харлампьева Т.В. Критическое мышление студентов вуза: средство обеспечения информационно-психологической безопасности. Saarbrucken, 212 с.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2002.

Хилько Н.В. Духовно-нравственный потенциал детского кино и телевидения: теория, история и современность. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2011. 88 с.

Хлызова Н.Ю. Формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности. Saarbrucken, 2012. 199 с.

Хорольский В.В. Медиаинформация и массовая коммуникация. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. 56 с.

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: Ьстория, теория, практика. М.: Аспект пресс, 2004. 382 с.

Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. М.: МЦБС, 2013. 68 с.

Цымбаленко С.Б., Шариков А.В. и др. Мониторинг и анализ московского информационнообразовательного пространства: результаты социологических исследований и программирования. М.: РИЦ МГГУ, 2013. 108 с.

Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 320 с.

Челышева И.В. Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников: научнопопулярное издание. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П.Чехова, 2014. 128 с.

Челышева И.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со школьными учителями и преподавателями вузов. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. 180 с.

101

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Челышева И.В. Подходы к медиареальности: общество, культура и человек в XVII-XX вв. Saarbrncken, 2012. 165 с.

Челышева И.В. Российское медиаобразование в ХХ веке этапы, цели, методы, организационные формы. Saarbrucken, 2011. 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челышева И.В. Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011). Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П.Чехова, 2014. 220 с.

Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Развитие медиакомпетентности: работа со студентами и преподавателями вузов. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П.Чехова, 2014. 226 с.

Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Рыжих Н.П. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: подготовка будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 232 c.

Чурекова Т.В. Формирование творческих способностей учащихся старшего школьного возраста при реализации медиаобразования. Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. 239 с.

Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. Краснодар: Изд-во Красн. гос. ун-та культуры и искусств, 2010. 326 с.

Шестеркина Л.П. Журналистское образование и универсализация профессии: экспериментальный опыт. Челябинск: РЕКПОЛ, 2013. 118 с.

Bachmair, B. (2010) (ed.) Medienbildung in neuen Kulturraumen: die deutschsprachige und britische Diskussion. Wiesbaden: VS Verlag, 2010. 359 p.

Baker, F.W. (2012). Media literacy in the K-12 classroom. Eugene, Or.: International Society for Technology in Education, 197 p.

Baran, S.J. (2010). Introduction to mass communication: media literacy and culture. NY: McGraw-Hill Higher Education, 450 p.

Basuroy, S., Chatterjee, S. & Ravid, S.A. (2003). How Critical Are Critical Reviews? The Box Office Effects of Film. Critics, Star Power, and Budgets. Journal of Marketing. Vol. 67, N 10, pp.103117.

Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.

Clark, L.S. (2013). Cultivating the media activist: How critical media literacy and critical service learning can reform journalism education. Journalism, N 14, pp. 885-890.

Eco, U. (1976). A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press.

European Parliament resolution of 16 December 2008 on media literacy in a digital world. Brussels, 2008.

Fedorov, A. Film studies in the university students’ audience: from entertainment genres to art house. Moscow: ICO: Information for all, 2014. 232 p.

Fedorov, A. Media Education and Media Literacy: Experts’ Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO, 2003.

Fedorov A. Media education: opinions of Russian teachers // European researcher. 2014. № 112 (87). С. 2022-2034.

Fedorov A.V. Media education: sociology surveys. Taganrog, 2007.

Fedorov, A. Media Literacy Education. Moscow: ICO “information for all”, 2015. 577 p.

Fedorov A. Russian Ural and Siberian media education centers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 4 (10). С. 215-227.

Fourie, P.J. (ed.) (2001). Media Studies. Vol.1, 2. Lansdowne: Juta Education, 638 p & 588 p.

Hobbs, R. (2011). Digital and media literacy: connecting culture and classroom. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 214 p.

Hobbs, R. (2007). Reading the media: media literacy in high school English. NY: Teachers College, Columbia University, 190 p.

Hoechsmann, M., Poyntz, S.R. (2012). Media literacies: a critical introduction. Malden, MA: Wiley-Blackwell, 233 p.

102

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Kaun, A. (2014). 'I really don't like them!' - Exploring citizens' media criticism. European Journal of Cultural Studies. Vol. XX (X), p. 1—18.

Kellner, D. & Share, J. (2007). Critical media literacy is not an option. Learn Inq. N 1, pp.59-69. Kleiner, M.S. (Hrsg.) (2010): Grundlagentexte zur sozialwissenschaftlichen Medienkritik. Wiesbaden: VS Verlag, 752 p.

Kotilainen, S. & Arnolds-Granlund, S.-B. (2010) (eds). Media literacy education: Nordic perspectives. Goteborg: Nordicom, University of Gothenburg, 188 p.

Livingstone, S. (2004). Media Literacy and the Challenge of New Information and Communication Technologies. The Communication Review, N 7, pp. 3-14.

Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p.

McQuail, Denis (2010), McQuails's Mass Communication Theory.

Miller, T. (2009). Media Studies 3.0. Television New Media, Vol. 10, N 1, pp. 5-6.

Perez Tornero, J.M. and Varis, T. (2010). Media Literacy and new Humanism. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 136 p.

Potter W.J. (2011). Conceptualizing Mass Media Effect // Journal of Communication. 2011. N 61, pp. 896-915.

Potter W.J. (2014). Media Literacy. L.A.: Sage, 2014, 452 p.

Potter W.J. (2014). The Skills of Media Literacy. Sana Barbara: Knowledge Assets, Incorporated, 2014, 226 p.

Potter, W. J. (2012). Media effects. Thousand Oaks, CA: Sage. 377 p.

Ravid, S.A., Wald, J.K., Basuroy, S. (2006). Distributors and film critics: does it take two to Tango. J Cult Econ, N 30, pp. 201-218.

Scheibe, C., Rogow, F. (2012). The teacher’s guide to media literacy: critical thinking in a multimedia world. Thousand Oaks, CA: Corwin, 245 p.

Semali, L.M. (2000). Literacy in Multimedia America. New York - London: Falmer Press, 243 p. Share, J. (2009). Media literacy is elementary: teaching youth to critically read and create media. NY: Peter Lang, 165 p.

Tyner, K. (1998). Literacy in a Digital World. Mahwah, NJ - London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 291 p.

Tyner, K. (2010). (ed.). Media literacy: new agendas in communication. NY: Routledge, 2010.

243 p.

Vos, T.P, Craft, S. and Ashley, S. (2012). New media, old criticism: Bloggers' press criticism and the journalistic field. Journalism, N 13, pp. 850-868.

Worsnop, C. (1999). Screening Images: Ideas for Media Education. Mississauga: Wright Communication.

Worsnop, C. (2013). Some Thoughts on Assessment in Media Education // The Journal of Media Literacy. 2013. Vol. 60, N 1-2.

Yuan, E.J. (2013). A culturalist critique of 'online community' in new media studies. New Media Society, N 15, pp. 665-679.

Интернет-сайты по теме медиаобразования

Интернет-портал «Медиаобразование и медиакультура» http://mediaeducation.ucoz.ru

Основные разделы портала:

Электронная научная энциклопедия «Медиаобразование и медиакультура». http://mediaeducation.ucoz.ru/load/1

Электронная научная библиотека "Медиаобразование" http://mediaeducation.ucoz.ru/load

103

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Журнал «Медиаобразование» http://www.mediagram.ru/mediaed/joumal/

http://mediaeducation.ucoz.ru/load/zhumal quot mediaobrazovanie quot/6 Media education and media culture

http://mediaeducation.ucoz.ru/load/media education literacy in russia/8

Портал «Информационная грамотность и медиаобразование для всех»: http://mediagram.ru/

Информационный блок «Медиаобразование» на сайте EvArtist http://www.evartist.narod.ru/mdo/mo.htm

Лаборатория медиаобразования http://www.mediaeducation.ru

Media & Information Literacy Clearinghouse http://www.aocmedialiteracy.org/

European Centre for Media Literacy http://ecml.pc.unicatt.it/english/index.html

Media Education: The Quest for Media Literacy http://www.understandmedia.com/

UNESCO Institute for Information Technologies in Education http://ru. iite.unesco. org/iite/index

Action Coalition for Media Education (USA) https://acmeboston.wordpress.com/categorv/media-literacv/

Association for Media Literacy (Canada) http://www.aml.ca/homeland-bv-corv-doctorow-a-review/

Center de Liaison de L'Enseignement et des Moyens d'Information (CLEMI). France http://www.clemi.org/

Center for Media Literacy (USA) http://www.medialit.org/

Citizens for Media Literacy (USA) http://www.main.nc.us/cml/

Institut fur Medienpadagogik - JFF (Germany) http://www.jff.de/

Media and Information Literacy (USA) http://www.literacy.uconn.edu/medlit.htm

104

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Media Culture (Germany) http://www.lmz-bw.de/medienbildung

Media Education Lab (USA) http://mediaeducationlab. com/

Интернет-сайты по теме медиакритики

Мегакритик (Россия) http://www.megacritic.ru/

Медиакритик (Россия) http://mediacritic.ru/

Кинокритик (Россия) http://www.kinokritik.com/

Медиакритика (Белоруссия) http://mediakritika.by/

Кинокритик (Белоруссия) http://critic.by/

Медиакритика (У краина) http://www.mediakrvtvka.info/

Медиакритика (Россия): Персональный сайт Романа Баканова http://romanbakanov.ucoz.ru/index/mediakritika v tatarstane pervve opvtv/0-136 Синематека http://www.cinematheque.ru/

Телекритика (Украина) http://www.telekritika.ua/

Archives for Media Criticism http://fair.org/blog/categorv/media criticism/

Media Criticism http://www.salon.com/topic/media criticism/

Media Criticism (Huffington Post) http://www.huffingtonpost.com/news/media-criticism/ Media Criticism Links

http://shmacek.facultv.noctrl.edu/media criticism links.htm http://www.peoplesearchpro.com/iournalism/media/criticism.htm

Film Criticism http://filmcriticism.alleghenv.edu/

The Top Film Criticism Sites

http://www.filmcomment.com/article/the-top-film-criticism-sites-an-annotated-blog-roll Film Critic Roger Ebert (1942-2013) http://www.rogerebert.com/

New York Film Critics Circle http://www.nvfcc.com/

Online Film Critics Societv http://www.ofcs.org/

Comunicar http://www.revistacomunicar.com/index.php?&idioma=en

105

Медиаобразование. Media Education. 2015. № 2

Российские журналы, где печатаются статьи по тематике медиаобразования и медиакритики

Журналист http://ioumalist-virt.ru/

Искусство кино http://kinoart.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меди@льманах http://mediaalmanah.ru/

Медиа. Информация. Коммуникация. http://mic.org.ru/

Медиаобразование http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/

Медиаскоп http://www.mediascope.ru/

Сеанс http://seance.ru/

Современная коммуникативистика

http://naukaru.ru/ioumal/view/Sovremennava-kommunikativistika/

Global Media Journal http://www.global-media.pglu.ru/

Блоги и страницы медиакритиков

Р. Баканов http://old.kpfu.ru/f13/rbakanov/index.php

Ю. Богомолов http://bogomol37.liveioumal.com/

И. Петровская http://www.novavagazeta.ru/profile/412/

B. Кичин http://valerv-kichin.livei ournal. com/

C. Кудрявцев http://kinanet.liveiournal.com/

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.