а
Медиаобразование за рубежом
Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Центральной Азии (Узбекистан,
Таджикистан, Киргизстан) *
О.И. Горбаткова, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета)
* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском государственном институте управления и экономики.
Аннотация: статья посвящена практической реализации синтеза медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. Обозначается поле медиакритики в современном медиапространстве данных стран. Автором анализируются основные направления и тенденции развития медиакритики и медиаобразования, выявляются ведущие медиакритики и медиапедагоги.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакритика, синтез, школьники, студенты, медиаграмотность, медиатекст, медиапространство, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан.
Synthesis of media criticism and media education in the learning process of pupils and students in the countries of Central Asia (Uzbekistan, Tajikistan, Kyrgyzstan)
Abstract: the article is devoted to the practical implementation of the synthesis of media criticism and media education in the learning process of pupils and students in Uzbekistan, Tajikistan and Kyrgyzstan. The author indicated the fields of media criticism in the modern media landscape of these countries. The author analyzed the main directions and trends of media criticism and media education, leading media critics and the media.
Olga Gorbatkova, Anton Chekhov Taganrog Institute (branch of Rostov State University of Economics)
Keywords: media education, media criticism, synthesis, pupils, students, media literacy, media text, media, Uzbekistan, Tajikistan, Kyrgyzstan.
Современная система образования в качестве одной из приоритетных целей выдвигает использование средств массовой коммуникации для освоения медиапространства, развития критического мышления, формирования умений ориентироваться в информационном обществе, выработки способностей к противостоянию медийным манипуляциям, совершенствования аналитических навыков оценки анализа произведений медиакультуры, т.е. для развития медиакомпетентности населения [Федоров, 2003, 2009, 2012, 2013, 2014; Fedorov, 2007, 2013, 2014]. Безусловно, это характерно для всего мирового сообщества, не стали исключением и страны Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан).
В последнее десятилетие в Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане со стороны исследователей проявляется значительный интерес к проблемам развития масс-медиа, медиакритики, особенностям влияния медиа на школьную и студенческую аудиторию, перспективам внедрения медиаобразовательного потенциала в учебно-воспитательный процесс.
А.П. Короченский выделяет несколько видов медиакритики: академическая, профессиональная и массовая критика СМИ [Короченский, 2003, с. 39], хотя в реальной практике виды медиакритики очень трудно выявить по отдельности друг от друга.
Итак, академическая медиакритика познает и оценивает наиболее сложные и масштабные проблемы и процессы функционирования средств массовой информации, требующие теоретического подхода, повышенного уровня компетентности. В исследуемой нами группе стран академическая медиакритика отражается в научно-публицистических исследованиях, рассчитанных как на ученых, так на представителей медийной среды. Исследования затрагивают вопросы, касающиеся проблем, тенденций, процессов медиакультуры, особенностей взаимодействия медиа с аудиторией. Полученные результаты исследований, позволили ученым выявить и определить основные тенденции и особенности функционирования масс-медиа в каждой конкретной стране, наметить пути и направления дальнейших исследований в медиасфере.
Например, в Таджикистане среди исследователей, активно занимающихся критическим анализом различных сторон деятельности СМИ и их взаимодействия с обществом, можно выделить И.К. Усмонова, Ф. Шарифзода, С.Э. Негматова, И. Салихова, А. Сагдуллоева и др. В Киргизии и Узбекистане в данной области можно выделить таких ученых, как А. Исманов, А. Кацев, Ч. Ажибеков и др.
Основная задача профессиональной медиакритики - критический анализ деятельности медиасообщества. Данный вид медиакритики также находит отражение в медиапространстве Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана. В качестве примера, в этом направлении в Узбекистане можно отметить работы Н. Каримовой [Каримова, 2013], К.П. Абдурахманова и С.С. Бекназаровой [Абдурахманов, Бекназарова, 2009; 2011], Э. Аблазова [Аблазов, 2013]. В области профессиональной критики работали и таджикские исследователи, среди них: И.К. Усмонов [Усмонов, 2011], А.Н. Нуралиева [Нурлиева, 2010], Н. Салихов [Салихов, 2008] и др.
Так таджикским исследователем И.К. Усмоновым в статье «Соблюдение этических норм профессии журналиста в освещении международных проблем» [Усмонов, 2011, с. 55], раскрываются проблемы. касающиеся несоблюдении известных норм профессиональной этики журналиста (нарушение словесной этики, плагиат, отсутствие ссылки на источник информации, неуважение к аудитории и т.д.). Автор анализирует и критикует различные материалы СМИ Таджикистана, в состав которых входят официальная, неправительственная, электронные и печатные.
Кроме академической и профессиональной критики распространение получила и массовая медиакритика, медиатексты которой адресуются самой широкой аудитории, состоящей как из представителей медиасообщства, так и из потребителей медиапродукции. Массовая медиакритика использует возможности СМИ для публикации критико-журналистских работ в целях воздействия на общественное мнение и на сообщества медийных профессионалов. В опыте медиакритики рассматриваемых нами стран данный вид также находит отражение в медиапространстве, однако необходимо отметить, что данный вид медиакритики развивается в меньшей степени, чем иные виды.
Анализ общего состояния медиакритики в странах Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан) позволил нам выявить целый комплекс функций, присущих медиакритике как сфере журналистской деятельности [Короченский, 2003]:
- информационно-коммуникативная функция - функция общения с массовой аудиторией. Данная функция отвечает за передачу информации к аудитории и получении от неё обратной связи;
- познавательная функция медиакритики включает ряд подфункций в соответствии с познавательными операциями, применяемыми критиками (подфункции мониторинга, анализа, интерпретации, оценки, прогноза). Данная функция отвечает за анализ духовной составляющей при создании медиатекста. Мы пришли к выводу, что в группе исследуемых нами стран познавательная функция медиакритики ослаблена;
- регулятивная функция медиакритики ставит перед собой цель -развитие и совершенствование творческо-профессиональной культуры создателей медийного содержания. Данная функция находит отражение в медиакритике Узбекистана, Таджикистана, Киргизстана;
- просветительская функция - функция передачи аудитории накопленного обществом исторического и культурного опыта общения со средствами массовой информации, формирование определённой культуры освоения медийного содержания. На сегодняшний день многие узбекские, таджикские, киргизские ученые, в различных сферах деятельности, обращаются и активно используют в реальной жизни опыт других стран, бесспорно, не исключением является и медиаобразование. При этом, медиакритика стран Центральной Азии оказывает содействие в освоении идей, взглядов, направлений деятельности других стран, через осмысление традиций, нравственных идеалов. ценностей и т.д.
Несомненно, призвание медиакритики - анализировать актуальные творческие, профессионально-этические, правовые, экономические и технологические аспекты информационного производства в СМИ. Задача развития критического мышления аудитории выступает для медиаобразования и медиакритики как одна из приоритетных.
Анализ работ медиакритиков Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана позволил нам констатировать, что медиакритика функционирует здесь в рамках информационного, аналитического, рекламного подходов. Рассмотрим более подробно каждый из подходов.
В рамках информационного подхода [Баканов, 2006] медиатексты освещаются с фактологической, событийной точки зрения. При этом основной акцент делается на описание процессов, этапов развития определенной ситуации. В качестве примера можно привести статьи, касающиеся развития медиаобразования и медиакритики, анализа взаимодействия аудитории с медиамиром в странах Центральной Азии и т.д. [Абдурахманов, Бекназарова, 2011; Ходимов, 2012; др].
Значительное количество сторонников имеет аналитический подход, подразумевающий анализ масс-медиа с акцентом на творческое его содержание [Баканов, 2006]. Так, к представителям данного подхода можно отнести профессиональных кинокритиков, которые осуществляют деятельность не только в рамках академической медиакритики, но и выступают в сфере профессиональной медиакритики.
Яркие представители таджикской кинокритики - Р. Дорайсвали, С. Рахимов. Подчеркнём, что С. Рахимов - автор известного в Таджикистане сборника статей под названием «Луч экрана», включающего в себя фильмографию таджикских кино- и телефильмов 1929-2003 гг. [Рахимов,
2004]. Автор уделяет внимание освещению состояния киностудии «Таджикфильм» в 1990-х гг. и приводит сравнительные статистические данные периода до и после распада Советского Союза. В содержание сборника можно обнаружить очерки портретов известных таджикских кинематографистов, а также статьи об избранных таджикских кинопроизведениях, как советского периода, так и периода государственной независимости.
Кроме того, анализируя работы С. Рахимова, мы находим ряд важных, на наш взгляд, аналитических публикаций: «О творческой индивидуальности художника», «Два этапа в развитии таджикского кино как феномена национальной культуры», «Таджикское кино на закате советской эпохи», «Современное состояние таджикского кино» и др. Эти публикации дают представление о динамике развития таджикского кинематографа, в частности, о его эстетике, о творческой составляющей в деятельности художника.
В Киргизии можно выделить кинокритика и киноведа Г. Толомушову, автора монографии «Территория Киностан: Кыргызское кино в лицах», вышедшая [Толомушева, 2009], где основной акцент делается на анализе профессиональной деятельности известных киргизских кинорежиссеров.
В последнее время в странах Центральной Азии наблюдается положительная тенденция - синтез медиакритики и медиаобразования. Например, статья С.С. Бекназаровой «О создании и функционировании медиаобразовательного портала» [http://mediaedu.uz], направлена на раскрытие важности и необходимости изучения студенческой аудиторией образовательных учебных курсов с учетом элементов медиаобразования и медиакритики, что становится эффективным средством развития творческой, самостоятельной личности, умеющей воспринимать, анализировать и критически осмысливать медиатексты.
В системе медиаобразования в изучаемой группе стран большое значение имеют и печатные издания. Специфической особенностью развития данного компонента стало появление новых специализированных журналов и газет.
Изучая общую ситуацию медиапедагогики в Узбекистане, Таджикистане и Киргизстане, отметим, что в целом наблюдается схожесть позиций, затрагивающих медиаобразовательную систему. На сегодняшний день медиаобразование в рассматриваемой группе стран занимает все более прочную позицию в учебно-воспитательном процессе школьников и студентов. В подтверждении нашей точки зрения приведем высказывание старшего научного сотрудника Андижанского государственного университета Э.Э. Аблазова: «Медиаобразование в Узбекистане развивается
как самостоятельное направление и приобретает все большую значимость в учебном процессе общеобразовательных заведений, при этом оказывая влияние и на качество учебного процесса» [Аблазов, 2013].
Рассматривая развитие медиаобразования в Узбекистане, важно подчеркнуть, ключевую роль национальной телерадиокомпании, которая осуществляла организацию телелекций посредством учебных телепередач (1976-1995). Заметим, что содержательный комплекс телелекций был рассчитан на разнородную по своему составу целевую аудиторию [Аблазов, 2013]:
- для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ (9-11классы). Здесь активно применялись наглядные лабораторные работы, обучающие фильмы. Научно-теоретическим фундаментом телепередач выступал изучаемый учебный материал школьной программы;
- для абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения (в ходе организации обучающих телепередач были внедрены новые образовательные и методические пособия);
- для студентов, обучающихся заочно (1976 - 1990) были организованы телелекции по общему курсу физики, а в частности, разделов: механика, молекулярная физика, электричество, оптика, атомная и ядерная физика.
Изучение сегодняшнего состояния медиаобразования в Узбекистане позволяет говорить о новых тенденциях его развития. В частности, сравнительно недавно в Узбекистане возник «Медиаобразовательный портал» (http://mediaedu.uz), который на сегодняшний день обладает широкой аудиторией. Проект был организован при поддержке Ташкентского университета информационных технологий (научный руководитель проекта - профессор К. Абдурахманов, модератор - С.С. Бекназарова). Основная цель этого национального медиаобразовательного ресурса помочь студентам в изучении образовательных учебных курсов или модулей, используя элементы медиаобразования и медиакритики для развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях активно увеличения информационного потока.
Медиаобразовательный портал включает в себя несколько разделов, отличающихся между собой:
- главную страницу http://mediaedu.uz, которая раскрывает сущность медиаобразования, важность изучения средств массовой коммуникации в процессе подготовки как подрастающего поколения и студенческой аудитории, формирования медиакомпетентости;
- новости медиаобразования http://docs.mediaedu.uz;
- публикации медиаобразовательного характера http://docs.mediaedu.uz/?page id=78;
- медиаобразовательные конференции http://docs.mediaedu.uz/?page id=49;
- ссылки на интернет-ресурсы http://docs.mediaedu.uz/?page id=2;
- медиаобразовательные курсы по различным дисциплинам.
Как отмечает разработчик медиаобразовательного портала С.С. Бекназарова, «приоритетная задача для каждого из нас — научиться оценивать качество и достоверность информации, проявлять избирательность при ее потреблении, производить отбор необходимой информации, систематизируя ее по определенным сферам науки, вписывать ее в те знания, которые дает учебное заведение, критически относиться к любой информации. Все вышесказанное окажется залогом формирования современной образованной личности» [Бекназарова, 2011, http://mediaedu.uz].
Актуальность синтеза медиаобразования медиакритики осознается и в Киргизстане, где в 2012 году были организованы спецкурсы для старшеклассников и студентов, под названием «Media Literacy» («Медиаграмотность») [http://newreporter.org/2012/05/07/konkurs-na-uchastie-v-media-literacy-cource-v-bishkekskom-lofte/#sthash.6pscociP.dpuf]. Курсы носили факультативный характер, включали в себя лекции и практические занятия. Организаторами спецкурса на первое место выдвигались задачи повышения уровня медиакомпетентности школьников и студентов, предполагающего развитие критического мышления и умения ориентироваться в современном потоке медийной информации.
Программа спецкурса отражала особенности, функции СМИ, раскрывала сущность и назначения профессии журналиста, медиакритика, развитие умений анализировать содержательные компоненты медиа, раскрывать специфику основных направлений медиаобразования (на материале фото, кино, радио и др.).
Кроме того, в Киргизстане функционируют «инновационные школы». На сегодняшний день таких школ в Киргизии насчитывается около100 [Country Readiness Assessment Report, 2000, p. 418]. Организация школ подобного типа предполагает использование в учебно-воспитательном процессе креативных методов обучении, обеспечение учреждений мультимедийными обучающими курсами, наглядными пособиями. Примером такого учреждения может послужить деятельность школы «Олимп» в Оше, где «оборудованы три класса, где имеются интерактивные доски -достаточно касаться экрана специальным маркером и открывать текстовые файлы, пользоваться фото, аудио, видеофайлами, компьютеры, лазерные проекторы» [Country Readiness Assessment Report, 2000, p. 418.]. Итак, многие киргизские исследователи резонно говорят о необходимости и важности в современной ситуации перехода к новым (медийным) методам
обучения подрастающего поколения. Это, в первую очередь, обусловлено медиатизацией общества, поэтому традиционные цели и задачи системы образования не могут обеспечить качественное образование, что ставит тематику внедрения медиатехнологий весьма актуальной. На современном этапе одна из значимых задач модернизационных процессов, происходящих в образовании стран Центральной Азии, - развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение в образовательный процесс школьников и студентов, а также - развитие системы дистанционного образования.
Развитие компьютерной грамотности стало одним из направлений, поддерживаемых Правительством Таджикистана. В последние время здесь было организовано множество различных специализированных курсов по развитию навыков использования информационно-коммуникационных технологий. Зачастую специализированные курсы проводились по инициативе международных организаций. Некоторые частные компании организовывают тренинги для всех желающих, независимо от возрастной категории (освоить, например, элементы программирования или веб-дизайна). Часто в средствах массовой информации можно обнаружить многочисленные объявления о каких-либо частных курсах информационной грамотности, в том числе - бесплатных.
Ещё в 2002 году на базе Таджикского технического университета прошёл семинар «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании» для двадцати преподавателей, которые представляли большинство таджикских университетов. В результате проведения семинара были разработаны рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В Республике Узбекистан также накоплен значительный опыт работы в области внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, организации информационной среды на основе технологий электронного, дистанционного обучения. Таким центром богатейшего опыта в сфере применения информационно-коммуникационных технологий выступает Ташкентский Университет информационных технологий.
Выводы. Перед медиаобразованием стран Центральной Азии открываются большие перспективы. Это связано с наметившейся в последнее время тенденцией синтеза медиаобразования и медиакритики, которые обладают огромным потенциалом в развитии медиакомпетентности населения.
Рассматривая целый комплекс задач медиаобразования, выполнению которых может помочь использование текстов медиакритиков на занятиях со школьниками и студентами, можно выделить следующие:
- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;
- защита от вредного влияния СМИ;
- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиа;
- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;
- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;
- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном аспекте;
- развитие умений аудитории создавать и распространять собственные медиатексты;
- получение аудиторией знаний по истории медиа, медиакультуры;
- удовлетворения различных потребностей аудитории в области медиа;
- подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе.
Анализ, проведённый нами, позволяет утверждать о том, что в
Узбекистане, Таджикистане и Киргизстане, одной из ведущих теоретических платформ медиаобразования является практический подход: наблюдается большой интерес к практическому использованию медиатехнологий в учебно-воспитательный процесс школ и вузов. По нашему мнению, это напрямую связано с развитием компьютерной техники и увеличением возможностей глобальных сетей. Важной проблемой развития медиаобразования является разработка и внедрение разнообразных интегрированных и специальных медиаобразовательных курсов в программы школ.
Тем не менее, несмотря на наличие достаточно успешных начинаний, медиапедагогический и медиакритический потенциал образования, развития и воспитания современного поколения, в странах Центральной Азии в целом используется не в полной мере, в связи с чем необходимо активизировать исследования по проблематике медиаобразования и медиакритики, развития медиакомпетентности, консолидацию и обмен опытом с журналистами, медиапедагогами других стран. Актуальность теоретических и методических разработок в области медиакультуры в странах центральной Азии не вызывает никаких сомнений, в связи с этим, на наш взгляд весьма значимым может стать синтез медиакритики и медиаобразования.
Литература
Абдурахманов К.П., Бекназарова С.С. Из истории развитии медиаобразования в Узбекистане // Медиаобразование. 2011. № 2. С. 20-25.
Аблазов Э.Э. Медиакультура и медиаобразование в обеспечении модернизации системы высшего образования в Узбекистане // Credo new. 2013.
Баканов Р.П. Картографирование системы медиакритики в общероссийской печати последнего десятилетия XX века // Тонус. 2006. № 13. С. 5-48.
Бекназарова С.О создании и функционировании медиаобразовательного портала. 2011. http://mediaedu.uz
Каримова Н.Г. Молодой герой узбекского игрового кино 1960-1990 гг. Автореф. дис. ...канд. искусств. Ташкент, 2013
Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Автореф. дис. ... д-ра фил. наук. СПб, 2003. 41 с.
Нуралиева А.Н. Правовые основы журналистики. Душанбе: Деваштич, 2005.
Рахимов С. О творческой индивидуальности художника // Очерки истории и теории
культуры таджикского народа. Т.4. Душанбе, 2010. С.526-555.
Рахимов С. Два этапа в развитии таджикского кино как феномена национальной культуры // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. Т.3. Душанбе, 2009. С.458-517. Рахимов С. Луч экрана. Душанбе: Главная научная редакция Таджикской Национальной Энциклопедии, 2004. 248 с.
Салихов И. Проблемы подготовки журналистских кадров в вузах Таджикистана // Сб.ст. по вопросам журналистского образования. Душанбе: Азия-принт, 2008. Семинар-треннинг «Повышение эффективности социальной рекламы» в Таджикистане. 2013. http://www. soclaboratory.ru/new
Токбаева Д. Конкурс на участие в Media Literacy. 2012.
http://newreporter.org/2012/05/07/konkurs-na-uchastie-v-media-literacycource-v-bishkekskom-
lofte/#sthash.6pscociP.dpuf
Толомушова Г. Территория Киностан: Кыргызское кино в лицах. 2009. http://www.msn.kg/ru/news http://www.msn.kg/ru/news
Усмонов И. К. Обзор этических норм профессиональной деятельности журналиста. Душанбе, 2011. 54 с.
Федоров А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. Монография / Москва, 2013. Федоров А.В. Массовое медиаобразование в современной России: реальные достижения и трудности // Школьные технологии. 2014. № 4. С. 75-79.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Монография / Москва, 2013. Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Москва, 2013. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Москва, 2013.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиакомпетентность. Сборник учебных программ для вузов. Москва, 2013.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиакомпетентность. Сборник учебных программ для вузов / Таганрог, 2009.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Монография / Москва, 2013.
Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Москва, 2013.
Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Монография /
Москва, 2013.
Федоров А.В. Светская и теологическая медиаобразовательные модели // Медиаобразование. 2012. № 5 (35). С. 54-68.
Федоров А.В. Учебное пособие для медиапедагогов-практиков // Медиаобразование. 2013. № 3. С. 116-119.
Федоров А.В. Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции. Москва, 2013.
Федоров А.В. Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции. Таганрог, 2003.
Федоров А.В., Левицкая А.А. Модель, синтезирующая задачи медиаобразования и медиакритики для эффективного развития медиакомпетентности и аналитического мышления будущих педагогов, их целенаправленной подготовки к медиаобразованию школьников // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 10 (88). С. 94-110. Ходимов Д.Б. К вопросу о информационной безопасности в СМИ Республики Таджикистан // Вестник университета. 2012. №1 (36). С. 230. Country Readiness Assessment Report. Kyrgyzstan. 2000. P. 418.
Fedorov A. Analysis of media stereotypes of the Russian image in media studies in the student audience (example: the screen versions of Jules Verne''s novel "Michael Strogoff') // European researcher. 2014. № 9-2 (83). С. 1718-1723. Fedorov A.V. Media education: sociology surveys. Taganrog, 2007.
Fedorov A.V. Russian image of the modern western screen: case film studies (2 films of S.Spielberg and J.Stelling) // European researcher. 2013. № 6-2 (53). С. 1764-1771.
References
Abdurahmanov, K.P., Beknazarova, S.S. From the history of the development of media education in Uzbekistan // Media education. 2011. № 2,. pp 20-25.
Abliazov, E.E. Media culture and media education in support of modernization of the higher education system in Uzbekistan // New Credo. 2013.
Bakanov, R.P. Mapping system of media criticism in the national press last decade of the XX century // Tonus. 2006. N 13, pp.5-48.
Beknazarova, S.S. The establishment and operation of media portal. 2011. http://mediaedu.uz Country Readiness Assessment Report. Kyrgyzstan, 2000, P. 418. Fedorov, A.V. Analysis of audiovisual media texts. Moscow, 2013.
Fedorov A. Analysis of media stereotypes of the Russian image in media studies in the student audience (example: the screen versions of Jules Verne''s novel "Michael Strogoff') // European researcher. 2014. № 9-2 (83), p.1718-1723.
Fedorov, A.V. Child rights and the problem of violence on the Russian screen. Moscow, 2013. Fedorov, A.V. Environmental theme in Russian cinema sound gaming period: issues and trends. Taganrog, 2003.
Fedorov, A.V. Environmental theme in Russian cinema sound gaming period: issues and trends. Moscow, 2013.
Fedorov, A.V. Mass media education in modern Russia: the real achievements and difficulties // School technology. 2014. № 4, p. 75-79.
Fedorov, A.V. Media education and media competence. Collection of educational programs for schools. Moscow, 2013.
Fedorov, A.V. Media education and media competence. Collection of educational programs for schools. Taganrog, 2009.
MegHao6pa30BaHHe. 2015. № 1
Fedorov, A.V. Media Education and Media Literacy. Moscow, 2013. Fedorov, A.V. Media education in teacher training colleges. Moscow, 2013. Fedorov, A.V. Media education of future teachers. Moscow, 2013. Fedorov, A.V. Media Education: History, Theory and Methods. Moscow, 2013. Fedorov, A.V. Media Education: opinion polls. Moscow, 2013. Fedorov A.V. Media education: sociology surveys. Taganrog, 2007.
Fedorov, A.V. Russian image of the modern western screen: case film studies (2 films of S.Spielberg and J.Stelling) // European researcher. 2013. № 6-2 (53), p.1764-1771. Fedorov, A.V. Secular and theological models of media education // Media Education. 2012. № 5 (35), p. 54-68.
Fedorov, A.V. Textbook for media education practitioners // Media Education. 2013. № 3, p.116-119.
Fedorov, A., Levitskaya, A. The model synthesizes the goals of media education and media criticism for the effective development of media competence and analytical thinking of the future teachers, their focused training to media education students // Distance and virtual learning. 2014. № 10 (88), p. 94-110.
Karimova, N.G. Young hero of Uzbek films 1960-1990. Ph.D. dis. Tashkent, 2013. Khodimov D.B. The issue of information security in the media of the Republic of Tajikistan // Bulletin of the University. 2012. N. 1 (36), 230 p.
Korochensky, A.P. Media criticism in the theory and practice of journalism. Ph.D. Dissertation. St. Petersburg, 2003.
Nuraliev, A.N. Legal foundations of journalism: a Training manual. Dushanbe: Devasted, 2005. Rakhimov, S. About the creative personality of the artist // Essays on the history and theory of culture of the Tajikistan Vol..3. Dushanbe, 2009. 517 p.
Salikhov, I. Problems of the training of journalists in Tajikistan Universities // SBSTTA issues in journalism education. Dushanbe: Asia-print, 2008.
Seminar-training "Improving the effectiveness of social advertising" in Tajikistan. 2013. http://www.soclaboratory.ru/new
Tokbayeva, D. The Competition for participation in Media Literasy Cours in Bishkek Loft. 2012. Tolomushova, G. Territory Kinostan: Kyrgyz cinema in persons. 2009. http://www.msn.kg/ru/news http://www.msn.kg/ru/news
Usmonov, I. K. Review of the ethical standards of the professional activities of a journalist. Dushanbe, 2011. 54 p.