Научная статья на тему 'Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Белоруссии'

Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Белоруссии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
129
34
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКРИТИКА / СИНТЕЗ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАТЕКСТ / БЕЛОРУССИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Горбаткова О. И.

Статья посвящена практической реализации синтеза медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Белоруссии. Обозначается поле медиакритики в современном медиапространстве Белоруссии. Автором анализируются основные направления и тенденции развития медиакритики и медиаобразования в Белоруссии, выявляются ведущие медиакритики и медиапедагоги.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Горбаткова О.И.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Белоруссии»

Медиаобразование за рубежом

Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Белоруссии *

О.И. Горбаткова, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета)

* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском государственном институте управления и экономики.

Аннотация: статья посвящена практической реализации синтеза медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Белоруссии. Обозначается поле медиакритики в современном медиапространстве Белоруссии. Автором анализируются основные направления и тенденции развития медиакритики и медиаобразования в Белоруссии, выявляются ведущие медиакритики и медиапедагоги.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакритика, синтез, школьники, студенты, медиаграмотность, медиатекст, Белоруссия.

Synthesis of media criticism and media education in the learning process of pupils

and students in Belarus

Olga Gorbatkova, Anton Chekhov Taganrog Institute (branch of Rostov State University of Economics)

Abstract. This article is devoted to the practical implementation of the synthesis of media criticism and media education in the learning process of pupils and students in Belarus. The author analyzes the main directions and trends of media criticism and media education in Belarus, identifies leading media critics and the media educators.

Keywords: media education, media criticism, synthesis, pupils, students, media literacy, media text, Belarus.

Средства массовой информации в медиатизированном обществе выступают фундаментальной основой информационной и культурной сферы

10S

жизни людей. Медиа, так или иначе, формируют мировоззрение, моральные ценности, нравственные установки, культурное развитие аудитории, что в совокупности, определяет состояние общества в целом.

На сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что информация, транслируемая масс-медиа, преследуя политические, экономические и иные цели, часто направлена на манипулирование сознанием аудитории, в частности - молодежной. Поэтому, очень важно, чтобы аудитория обладала навыками самостоятельного осмысления медийной информации.

Образы и модели поведения, предложенные в масс-медиа, оказывают колоссальное влияние на подрастающее поколение. В частности, негативное воздействие оказывает на психику и внутренний мир человека различные сцены насилия и жестокости в медиатекстах. Однако в этих обстоятельствах мы не можем ставить вопрос о запрете контактов молодежи с медиатекстами, т.к. это просто бессмысленно, да и практически невозможно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместо запретов у школьной и студенческой аудитории необходимо развивать способность к формулированию самостоятельной точки зрения по отношению к медиатекстам, к созданию «защитного барьера» по отношению к манипулятивному воздействию, то есть повышать уровень медиакомпетентности аудитории. Обретенная человеком

«медиакомпетентность развивает умения критического мышления, которые помогают независимым суждениям и компетентным решениям людей в ответ на информацию, переданную через каналы массовых коммуникаций» [Фёдоров, 2011, с. 89].

Напомним, что повышение уровня медиакомпетентности - результат медиаобразования, направленного на развитие у обучаемых способностей к самостоятельному активному, а самое главное, аналитическому познанию медийного содержания и использования разнообразной медийной техники для создания и распространения собственных медиатекстов.

В последнее десятилетие в Белоруссии значительно увеличился интерес к проблемам развития и влияния медиа на школьников и студентов. Белорусские ученые [Жилинская, 2008; Колбышева, 2009 и др.] занимаются изучением разнообразных особенностей влияния масс-медиа на подрастающее поколение, перспективами внедрения медиаобразовательного потенциала в учебно-воспитательный процесс, уделяя при этом внимание синтезу медиакритики и медиаобразования.

Здесь и далее мы основываемся на следующем определении медиакритики: «Медиакритика является областью современной журналистики, осуществляющей критическое познание и оценку социально значимых, актуальных аспектов информационного производства в средствах массовой информации. Познавая и оценивая медиатексты, журналистская критика средств массовой информации оказывает влияние на восприятие

медийного содержания его потребителями. Медиакритика изучает и оценивает подвижный комплекс многообразных взаимоотношений печатной и электронной прессы с аудиторией СМИ и обществом в целом, способствуете нес ениюс оциалньонео бходимыхкорр ектив в деятел ьностьп ечат ной и электронной прессы» [Короченский, 2003, с. 8].

Говоря об истории развития медиакритики в Белоруссии, можно отметить, что наиболее широкое распространение она получила в советские годы. Безусловно, в тот период времени в теории и практике отечественной журналистики совсем неизвестны были такие понятия как: «медиакритика», «медиатекст», «медиаконтент», однако, это не говорит об отсутствии критико-аналитической деятельности в журналистском поле. Напротив, как показывает проведенный нами анализ, критическое понимание авторского стиля, содержательных элементов публикаций, компонентов оформления медиатекстов и т.д. велось достаточно активно. Медиакритика была выражена авторскими проблемными статьями, газетно-журнальными обозрениями, тематическими редакционными колонками.

Что не удивительно, так как в 60-е - 80-е годы XX века на страницах советских (а, значит, и белорусских) газет и журналов интенсивно развивалась критико-аналитическая журналистика по отношению к экранным медиа. На страницах разнообразных изданий систематически публиковались кино/телереценции, диалоги с авторами популярных медиатекстов, диалоги с создателями различных фильмов. Характерной особенностью многочисленных изданий, вне зависимости от тематической направленности (искусствоведческие, литературные и т.д.), территориального масштаба (республиканские, областные, районные), от целевой аудитории (детские, молодёжные), было наличие собственной группы журналистов, специализирующихся на тематике кино и телевидения.

Итак, понятие «медиакритика» не использовалось в теории и практике журналистики, но по своей сути, формальным признакам существовала, была широко востребована обществом, хотя уже в начале 90-х годов XX века медиакритический аспект в белорусских изданиях заметно пошел на спад.

Однако изучение сегодняшней белорусской медийной реальности позволяет нам говорить об активном развитии медиакритики. Современная медиакритика Белоруссии представлена проектами www.baj.by и www. m ediakritika. by.

Первый из них - корпоративный сайт Белорусской ассоциации журналистов. Основная цель создания сайта www.baj.by - знакомство аудитории с различными юридическими документами, осуществляющими контроль за деятельностью СМИ в Белоруссии, знакомство с миром медийных организаций и правозащитным движением в этой области. Подчеркнём, что с возникновением журнала «Абажур» в 2000-м году образовалось пространство для более широких дискуссий о роли медиа,

которые вели на страницах издания политики, психологи, социологи, литературоведы и, конечно же, журналисты, публикующие критические обзоры по разнообразным актуальным проблемам. Заметим, что медиакритика не выступала базовой целью и функцией данного сайта и этого печатного издания. Однако медиакритический аспект находит там своё отражение.

Кроме того, сравнительно недавно возник ещё один специальный интернет-ресурс www.mediakritika.by, который на сегодняшний день имеет стабильную и широкую аудиторию. Сайт Mediakritika.by - независимый информационно-аналитический ресурс, образованный группой белорусских медиаэкспертов, в их число входят журналист и политолог А. Класковкий, журналист Э. Мельников и др. Основная цель создания сайта -всесторонний независимый критический анализ деятельности медиа в Республике Беларусь. Команда «Медиакритики» убеждена, что белорусские зрители и читатели заслуживают профессионально созданного, отвечающего всем стандартам качества и этическим стандартам журналистского продукта. Основная миссия белорусских медиаэкпертов заключается в повышении качества белорусской журналистики через создание профессионального критического «медиа о медиа» для профессионалов области СМИ, медиаменеджеров, а также для широкой аудитории.

Таким образом, белорусская медиакритика, представленная проектами baj.by и mediakritika.by, в сегодняшнем своем виде выступает основным механизмом повышения медиакультуры аудитории страны и оказывает существенное воздействие на обогащение социальных отношений новыми мотивами и смыслами. Характерная особенность проектов по медиакритике -ориентированность как на массовую аудиторию, так и профессиональное сообщество.

Известный исследователь медиакритики, внесший значительный вклад в развитие науки о масс-медиа в контексте медиаобразовательного дискурса, - А.П. Короченский выделяет несколько видов медиакритики:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

академическая, профессиональная и массовая критика СМИ [Короченский, 2003, с. 39]. Отметим, что предложенная классификация видов медиакритики носит условный характер. Это связано с тем, что все эти виды тесным образом связаны между собой и «составляют одно из базовых свойств феномена медиакритики» [Короченский, 2003, с.39]. Изучение сегодняшнего состояния белорусской медиакритики позволяет нам говорить о развитии всех вышеперечисленных видов медиакритики в этой стране.

Академическая медиакритика познает и оценивает наиболее сложные и масштабные проблемы и процессы функционирования средств массовой информации, требующие теоретического подхода, повышенного уровня компетентности. В Белоруссии академическая медиакритика находится на высоком уровне и выражается в основном в научно-публицистических

исследованиях, рассчитанных как для ученых, так и представителей медийной среды. Исследования посвящены основным проблемам, тенденциям, процессам, существующим в медиапространстве и взаимодействие масс-медиа с аудиторией в Белоруссии. Значительные научно-журналистские публикации, включающие в себя критический анализ различных аспектов деятельности СМИ и их взаимодействия с обществом, принадлежат известным белорусским ученым, журналистам: Е.Ф. Бондаревой, Н.Т. Фроловой, Л.П. Саенковой, О.А. Медведевой и т.д.

Профессиональная медиакритика адресована профессионалам медиакультуры. Основная задача данного вида медиакритики - критический анализ профессиональной деятельности представителей медиасообщества. В этом плане в Белоруссии можно отметить работы И.П. Шибут [Шибут, 2012], Л.П. Саенковой [Саенкова, 2008; 2012], В.А. Капцева [Капцев, 2010], А.А Ефременко [Ефременко, 2011] и др.

Наряду с академической и профессиональной критикой в Белоруссии развивается массовая медиакритика, которая адресует свои медиатексты широкой аудитории, состоящей как из представителей медиасообщства, так и потребителей медиапродукции. Массовая медиакритика использует возможности СМИ для публикации критико-журналистских работ в целях воздействия на общественное мнение и на сообщества медийных профессионалов. В Белорусском опыте медиакритики данный вид также находит отражение в медиапространстве.

Медиакритика как область журналистской деятельности выполняет целый комплекс функций, выявляющих её дуалистичную познавательно-ориентирующую природу. К ним относятся [Короченский, 2003]:

- информационно-коммуникативная функция - функция общения с массовой аудиторией. Данная функция отвечает за передачу информации к аудитории и получении от неё обратной связи;

- познавательная функция медиакритики включает ряд подфункций в соответствии с познавательными операциями, применяемыми критиками (подфункции мониторинга, анализа, интерпретации, оценки, прогноза). В Белоруссии, как и во многих других странах, на наш взгляд, наблюдается ослабление познавательной функции;

- регулятивная функция медиакритики ставит перед собой цель -развитие и совершенствование творческо-профессиональной культуры создателей медийного содержания;

- просветительская функция - функция передачи аудитории накопленного обществом исторического и культурного опыта общения со средствами массовой информации, формирование определённой культуры освоения медийного содержания. Сегодня многие белорусские ученые, в частности и в области медиаобразования, используют опыт других стран. Белорусская медиакритика оказывает содействие в освоении идей, взглядов,

направлений деятельности западных и других стран, через осмысление традиций, нравственных идеалов и т.д.;

- социально-организаторская - функция связана со стимулированием людей к осуществлению активной деятельности в целях совершенствования их взаимодействия со средствами массовой информации, развития диалогичной массовой коммуникации. Как показал анализ, проведённый нами, эта функция также характерна для белорусской медиакритики.

На сегодняшний день в медиакритике существует несколько подходов: аналитический, информационный, развлекательный, регулярно-корпоративный, рекламный. Однако, наиболее широкое распространение в медиакритике Белоруссии получили аналитический, информационный и рекламный подходы.

В рамках информационного подхода [Баканов, 2006] медиатексты освещаются с фактологической, событийной точки зрения. При этом основной упор делается на описание процессов, этапов развития определенной ситуации. В качестве примера можно привести статьи, затрагивающие вопросы, касающиеся развития медиаобразования и медиакритики в Белоруссии, изучение взаимодействия аудитории с медиамиром и т.д. [Глазырина, 2009; Глазырина, Колбышева 2009 и др].

Значительное количество сторонников имеет аналитический подход, подразумевающий анализ масс-медиа с акцентом на творческое его содержание [Баканов, 2006]. Так, к представителям данного подхода можно отнести профессиональных кинокритиков, которые вели деятельность не только в академической медиакритики, но и выступали в сфере профессиональной медиакритики (Е.Ф. Бондарева, Н.Т. Фрольцова, А. Красинский и др).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, можно заключить, что в Белорусской медиакритике наиболее широкое распространение получили информационный, аналитический и рекламный подходы.

Наиболее активно изучение проблем и перспектив развития медиакритики и медиаобразования представлены в исследования Белорусского государственного педагогического университета (Минск), Белорусского государственного университета Института журналистики (Минск), Гродненского государственного университета и других вузов Белоруссии. Белорусскими медиаисследователями разрабатываются теоретические и методологические основы медиакритики и медиаобразования в Белоруссии.

Так, изучением проблем медиаобразования, особенностей понимания медиапрос транс тва школьниками и студентами посвящены труды белорусских исследователей Е.А. Спириной, О.Ф. Нечай, С.И. Колбышевой, Л.Д. Глазыриной, Т.С. Жилинской, С.И. Пугач, О.Н. Круглова, К.А. Соколова и др.

Также в последние годы в центре внимания многих белорусских исследователей находится тематика медиакритики, содержатель ный комплекс ее современного состояния, проблемы и перспективы (Л.П. Саенкова, Н.Т. Фрольцова, Н.Б. Вавилова, А. Мельникова, Э.Мельников, А. Класковский, Е.Л. Бондарева и др.).

Рассматривая развитие медиаобразования в Белоруссии, подчеркнём, что в качестве ведущих теоретических концепций медиаобразования выступают: теория критического мышления, эстетическая, культурологическая, социокультурная, практическая. Среди всех вышеперечисленных концепций первое место белорусские медиапедагоги отводят теории критического мышления аудитории, большое значение предается эстетическому воспитанию подрастающего поколения и молодежи. В данном контексте можно подчеркнуть близкое сходство позиций, выдвинутых белорусскими медиаисследователями со взглядами российских медиапедагогов, отражающихся в синтезе сразу нескольких медиаобразовательных концепций. Так, Л.Д. Глазырина и С.Н. Колбышева рассматривают развитие критического мышления в качестве базовой идеи освоения медиапространства. Исследователи резонно утверждают, что «именно человек должен определять направление, характер и содержание процесса информатизации, выступать «заказчиком» новых информационных технологий и услуг. Для этого сначала необходимо научиться мыслить, не утратив в техногенном мире интеллектуально-эмоционального и духовно-нравственного напряжения» [Глазырина, Колбышева, 2009, с. 216].

Актуальность теории критического мышления подчеркивается и другими медиапедгогами, в частности, Е.А. Спирина полагает, что «для современной молодёжи более существенно развитие критического мышления: мир предстает передними во всем многообразии информационных связей, и умения сопоставлять, анализировать, отбрасывать несущественное и концентрироваться на необходимом, убедительно аргументировать свою точку зрения и понимать, что могут существовать не сколь правомерных позиций по одной и той же проблеме, помогают как социальной адаптации, так и профессиональной ориентации» [Спирина, 2013, с. 32].

Кроме того, в работах белорусских исследователей четко прослеживается синтез эстетической и социокультурной теоретических медиаобразовательных концепций. В подтверждение приведем следующее высказывание: «осознание общественными структурами, особенно, педагогической общественностью, необходимости формирования навыков аудиовизуального восприятия позволит активизировать процесс формирования нового, соответствующего времени аудиовизуального (экранного) мышления современного человека, необходимого ему для успешной социализации в обществе» [Глазырина, Колбышева, 2009, с. 222].

В Белоруссии проблемам и перспективам медиаобразования школьников и студентов посвящено немало учебных пособий, научных работ, которые находят отражение в сборниках трудов международных научно-практических конференциях, на страницах научных журналов и т.д. Например, учебное пособие О.Ф. Нечай «Основы киноискусства» освещает не только теорию и практику кино, но и включает главы о кинообразовании.

В книге С.И. Колбышевой «Анимационное кино как средство формирования навыков аудиовизуального (экранного) восприятия у учащихся старших классов» [Колбышева, 2009] анализируется проблема аудиовизуального прогресса, экранная культура представляется в качестве базового культурообразующего феномена, исследуется методика формирования навыков аудиовизуального восприятия средствами анимационного кино. По нашему мнению, положительная сторона этой работы в том, что в её содержание включена авторская модель интеграции экранной культуры в систему общего среднего образования.

Рассматривая развитие медиаобразования в Белоруссии, мы не можем оставить без внимания программу, разработанную для учащихся IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языками обучения под названием «Искусство кино» [Климук, Колбышева, 2007].

Основная цель программы - формирование ценностного отношения к произведениям мировой и отечественной экранной культуры. Основные задачи программы - знакомство с основными этапами развития, художественными особенностями и возможностями киноискусства, развитие у старшеклассников художественного вкуса в процессе восприятия произведений киноискусства, формирование представлений о структуре кинопроизводства, профессиях кино и их практической значимости, а также активизация интереса юношей и девушек к белорусской культуре на основе изучения национального кинематографа и творчества белорусских кинорежис серов.

Анализ содержательных компонентов учебной программы «Искусство кино» позволяет говорить о синтезе в ней нескольких медиаобразовательных моделей, подчиненных решению целого ряда задач: изучение теории и истории кино; развитие творчества, воображения, критического мышления, развитие художественного восприятия и вкуса аудитории; развитие творчества, воображения, самостоятельного мышления и т.д.

Важно отметить формы организации занятий в процессе реализации программы. Так, авторами программы, наряду с традиционными, предлагается целый комплекс организационных форм проведения занятий, среди которых можно выделить: урок-диспут, урок-рассказ о кинорежиссерах, «круглый стол», урок-лаборатория, урок-исследование, проблемная дискуссия, бинарные уроки, ролевые игры, встречи с актерами, режиссерами, кинокритиками, походы на киностудию и т.д.

Кроме того, большое значение авторы придают анализу произведений экранной медиакультуры. Так, ими предлагаются варианты целостного анализа кинопроизведения или анализа кинофрагментов из нескольких фильмов [Климук, Колбышева, 2007].

В центре внимания современных белорусских исследователей в сфере медиаобразования находятся вопросы, касающиеся теории и практики медиаобразования (К.А.Соколов), дистанционной формы обучения учащихся (Е.К. Емельянчик), применения экранных медиа в процессе подготовки студентов (С.И. Пугач), использования информационно-коммуникационных технологий на уроках и факультативных занятиях (О.Н. Круглова), применеие медиаобразовательных технологий в инкультурации молодёжи (Е.А Спирина) и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий интерес, по нашему мнению, вызывает исследование Т.С. Жилинской, которое посвящено интеграции медиаобразования в процесс подготовки студентов. В процессе анализа дидактических аспектов формирования медиакультуры в курсе информатики в вузах культуры, Т.С. Жилинская определяет основные задачи, среди которых: рассмотрение сущности знаний, умений и навыков в области медиакультуры; теоретическое обоснование важности интеграции медиаобразования и информатики с целью повышения уровня информационной и медиакультуры студентов; осуществление анализа содержательных линий обучения знаниям, умениям и навыкам в сфере медиакультуры; разработка методик, направленных на повышению уровня медиакультурных ЗУН [Жилинская, 2008].

Тематика медиаобразования и медиакритики рассматривалась и многих научных форумах, проводившихся в Белоруссии. В честности, интересный опыт интеграции медиаобразования в учебно-воспитательный процесс был представлен на международной научно-практической конференции «Инновационное образование: теория и практика», состоявшейся в Минске в 2011 году. В статье И.Л. Шичко «Применение экранных медиа в процессе подготовки студентов» анализируется опыт внедрения одного из видов медиатекстов - экранные тексты (учебный - телевизионный -художественный кинематограф) в преподавании курса «Коррекционная педагогика». Автором подробно описываются основные этапы учебного процесса с использованием художественных фильмов. По мнении И.Л. Шичко: «использование экранных медиатекстов в образовательном процессе создает возможности для интенсификации процесса обучения, увеличения производительности труда студентов, активизации их мыслительной деятельности, развития их интересов, творческих способностей, умений пополнять знания» [Шичко, 2011].

В сборнике докладов международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса

государств-участников СНГ» (Минск, 2012) И.П. Шибут и Е.А Шибут представлена статья на тему «Роль медиаобразования в системе подготовки студентов специальности «Информация и коммуникация» Института журналистики Белорусского государственного университета». В статье затрагиваются вопросы, касающиеся основных требований, предъявляемых современной журналистики к образованию, навыкам работы с мультимедийными СМИ и механизмом внешней аналитики, анализируется использование медиаобразования на факультете журналистики Белорусского государственного университета.

20 февраля 2014 года кафедра зарубежной журналистики и литературы Института журналистики Белорусского государственного университета провела в Минске международную научно-практическую конференцию «Международная журналистика-2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран», где обсуждался широкий спектр вопросов, связанный с медиа республики Беларусь, веб-журналистикой, журналистким образованием, литературно-художественной, музыкальной и театральной критикой.

Медиаобразование как отдельный учебный предмет не включено в школьные программы Белоруссии. Практическая реализация медиаобразования в школьной и студенческой аудитории ведётся путем интеграция медиаобразовательных элементов в учебные дисциплины, и, при этом, реализуется в процессе киноклубной и факультативной деятельности.

Постоянно увеличивающийся интерес Белорусских медиапедагогов к вопросам истории, теории и методологии медиаобразования школьников и студентов, говорит о том, что педагогический потенциал медиаобразования в развитии и воспитании современного поколения используется не в полной мере. Именно с этим напрямую связана востребованность как в теоретических исследованиях по тематике медиаобразования, так и в разработке и практической реализации медиаобразовательных курсов, методик, программ, форм. При этом в последние годы белорусскими медиапедагогами разработаны различные программы по кино/медиаобразованию школьников.

Говоря о методических подходах к медиаобразованию, отметим, что в Белоруссии они очень близки с российским: основной акцент делается на эвристических, проблемных, проектных, игровых формах обучения, направленных на развитие самостоятельности мышления, индивидуальности учащихся, стимулирование творческих способностей к восприятию, анализу и интерпретации медиатекста.

Рассматривая целый комплекс задач медиаобразования, выполнению которых может помочь использование текстов медиакритиков на занятиях со школьниками и студентами, можно выделить следующие:

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- защита от вредного влияния СМИ;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном аспекте;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие умений аудитории создавать и распространять собственные медиатексты;

- получение аудиторией знаний по истории медиа, медиакультуры;

- удовлетворения различных потребностей аудитории в области медиа;

- подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе.

Таким образом, актуальность теоретических и методических разработок в области медиакультуры в Белоруссии очевидна, в связи с этим, на наш взгляд весьма значимым для медиапедагогики Белоруссии может стать синтез медиакритики и медиаобразования.

Литература

Баканов Р.П. Картографирование системы медиакритики в общероссийской печати последнего десятилетия XX века // Тонус: научный и учебно-методический альманах факультета журналистики и социологии КГУ. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2006. № 13. С. 5-48.

Глазырина Л.Д. Пространство media в социокультурном измерении // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. Педагогические науки. 2009. № 11. С. 19-23.

Глазырина Л.Д., Колбышева С.И. Основы медиатизации: значение media в социокультурном пространстве // Проблемы управления. 2009. № 3 (32).

Ефременко А.А. Кинокритика и киножурналистика: дифферециация творческой деятельности журналиста // Сборник работ 68-й научно-практической конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 3. - Минск: БГУ, 2011. - С. 88-91. http://elib.bsu.by/handle/123456789/30251

Жилинская Т.С. Медиаобразование научных кадров высшей квалификации: теоретические концепции и методические подходы // Мат-лы междунар. научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. Минск: ГУ «БелИСА», 2008. 316 с.

Капцев В.А. Интертекстуальность в газетном материале: на примере спорт- издания «Прессбол» // Время. Личность. Критика / под ред. Л. П. Саенковой. Минск: Изд-во БГУ, 2010. .

Климук И.Я., Колбышева С.И. Искусство кино // Программа курса по выбору для учащихся IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языками обучения. http://academy.edu.by/materials/official/NIO proaramm2007/miizika/iskustvokino.doc

Колбышева С.И. Анимационное кино как средство формирования навыков аудиовизуального (экранного) восприятия у учащихся старших классов. Минск: Бестпринт, 2009. 194 с.

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Автореф. дис. ... д-ра фил. наук. СПб, 2003. 41 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нечай О. Ф. Основы киноискусства: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. 288 с. Саенкова Л.П. Белорусские СМИ как средство реабилитации социокультурной реальности: медиакритический аспект // Журналистика и медиаобразование - 2008: Сборник трудов III Международной научно-практической конференции. Т. 1.

Саенкова Л.П. Медиакритика как оценочно-познавательная область медиасферы // Вестник БДУ. Сер. 4. 2008. № 2. С. 67-70

Спирина Е.А. Медиаобразовательные технологии инкультурации молодёжи в контексте современного медиакультурного пространства // Вестник Белорусского государственного университета. 2013. № 2. С.27-33 Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и аналитического мышления в процессе медиаобразования старшеклассников // Школьные технологии. 2011. № 3. C. 89-97

Шибут И.П., Шибут, Е.А. Роль медиаобразования в системе подготовки студентов специальности «Информация и коммуникация» Института журналистики Белорусского государственного университета // Сборник докладов Международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ. Обмен опытом: новые методики. Минск. 2012. Шичко И.Л. Применение экранных медиа в процессе подготовки студентов // Инновационное образование : теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск: АПО, 2011. 561 с.

References

Bakanov, R.P. Mapping system of media criticism in the national press last decade of the XX century // Tone: scientific and educational almanac of the faculty of journalism and sociology, KSU. Kazan: Publishing house of Kazan university, 2006. N 13, pp. 5-48.

Efremenko, A.A. The critics and film journalist: difference of creative activities of journalist // 68th scientific-practical conference of students and postgraduate students of the Belarusian state University. Minsk: BSU, 2011, pp. 88-91. http://elib.bsu.by/handle/123456789/30251

Fedorov, A.V. The Development of media competence and analytical thinking in the process of media education of pupils // School technology. 2011. No. 3, pp. 89-97.

Glazyrina, L.D. Space media in the socio-cultural dimension // The Bulletin of the Polotsk state University, 2009. No. 11, pp. 19-23.

Glazyrina, L.D., Kolbysheva, S.R. Fundamentals of mediatization: the importance of media in the socio-cultural space management. Problems. 2009. № 3.

Kaptsev, V.A. Intertextuality in newspaper material: for example, the sports edition "Pressball" // Time. The personality. Criticism: the anniversary distinguished journalist of the Republic of Belarus, theater critic. Minsk: Publishing house of BSU, 2010.

Klimuk, I.A., Kolbysheva, S.R. Art cinema // Program elective for students of class IX of educational institutions with Russian (Belarusian) language of instruction.

http://academy.edu.by/materials/ofFicial/NI0_programm2007/muzika/iskustvokino.doc

Kolbysheva, S.R. Animated films as a means of acquiring skills audio-visual (on-screen) perception among high school students. Minsk: Bestprint, 2009. 194 p.

Korochensky, A.P. Media criticism in the theory and practice of journalism. Abstract of Ph.D. Dissertation. St. Petersburg, 2003. 41 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nechay, O. F. Fundamentals of cinema: Textbook for students of the pedagogical universities. Moscow: Education, 1989. 288 p.

Saenkova, L.P. Belarusian media as a means of rehabilitation of social and cultural reality: mediocrities aspect // Journalism and media education - 2008: proceedings ofthe III International scientific-practical conference. Vol. 1. Saenkova, L.P. Media criticism as evaluative-cognitive field of media // Bulletin of the BDU. Ser. 4. 2008. No. 2, pp. 67-70

Schibut, IP., Schibut, E.A. Role of media in the system of training of students of the specialty "Information and communication" ofthe Institute of journalism of the Belarusian state University // International Internet-conference "Information technology support to the educational process of the States-participants of CIS. Currency experience: new methods. Minsk, 2012.

Schicko, I. L. The Use of screen media in the preparation of the students // Innovative education: theory and practice. Minsk : APO, 2011, p.561.

Spirina, E.A. Media technology inculturation youth in the context of modern media culture space // Bulletin of the Belarusian State University, 2013. No. 2, pp.27-33.

Zhilinskaya, T.S. Media education of scientific personnel of higher qualification: theoretical concepts and methodological approaches // Materials of international. scientific-practical conference "Innovation and the training of scientific personnel of higher qualification in the Republic of Belarus and abroad". Minsk: BelISA, 2008. 316 p.