Научная статья на тему 'Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов Украины'

Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов Украины Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
265
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКРИТИКА / СИНТЕЗ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАДИДАКТИКА / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышев К. А., Челышева И. В.

Статья посвящена практической реализации синтеза медиакритики и медиаобразования в процессе обучения украинских школьников и студентов. Авторами представлен краткий обзор основных подходов к проблеме синтеза медиакритики и медиаобразования с точки зрения содержания, методического и программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов Украины»



а

Медиаобразование за рубежом

Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов Украины *

К.А. Челышев,

студент факультета психологии и социальной педагогики, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического

университета),

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал Ростовского государственного экономического

университета),

* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском государственном институте управления и экономики.

Аннотация. Статья посвящена практической реализации синтеза медиакритики и медиаобразования в процессе обучения украинских школьников и студентов. Авторами представлен краткий обзор основных подходов к проблеме синтеза медиакритики и медиаобразования с точки зрения содержания, методического и программного обеспечения.

Ключевые слова. Медиаобразование, медиакритика, синтез, школьники, студенты, медиаграмотность, медиадидактика, Украина.

Synthesis of media criticism and media education in the learning process of pupils

and students in Ukraine

Kirill Chelyshev,

student of the faculty ofpsychology and social pedagogy

Anton Chekhov Taganrog Institute Dr. Irina Chelysheva, Anton Chekhov Taganrog Institute

Abstract. This is the article about the problems of the practical implementation of the synthesis of media criticism and media education in teaching Ukrainian students. The authors present a brief overview of the main approaches to the problem of synthesis of media criticism and media education in terms of content, methodology and software.

Keywords. Media education, media criticism, synthesis, schoolchildren, students, media literacy, media didactics, Ukraine.

Жизнь современного человека все теснее связывается с многочисленными медиаресурсами. Интернет, телевидение, пресса ежедневно предлагают огромное количество новостей, событий, мнений, которые так или иначе оказывают информационное влияние на формирование мировоззренческих ориентиров, определяют оценку происходящих в мире процессов. По мнению А.П.Короченского, «на потребителей массовой информации оказывают мощнейшее воздействие художественный, документальный, рекламно-справочный и иллюстративный компоненты содержания СМИ, также заслуживающие пристального внимания и оценки. Поэтому критика средств массовой информации (медиакритика) не может ограничиваться - и не ограничивается на практике - одной лишь журналистской сферой, несмотря на чрезвычайную важность последней. Современная медиакритика охватывает не только аспекты функционирования печатной и электронной прессы, связанные с журналистикой, с деятельностью журналистских коллективов и редакционной политикой, но вторгается в широкий круг проблем, постановка которых предполагает изучение и оценку медийного контента, взаимоотношений средств массовой информации и их аудитории, СМИ и общества в целом» [Короченский, 2003, с. 3].

Развитие медиакритики и ее возрастающее значение в современном информационном пространстве, а также интеграционные процессы с процессом медиаобразования, актуализировали интерес к эволюции и самобытности различных областей журналистской деятельности и возможных путей взаимодействия медиакритических и медиаобразовательных подходов в разных странах.

Если говорить об истории медиакритики в Украине до середины 1980-х годов, то можно выделить общие тенденции, характерные для советского информационного пространства. После распада СССР в Украине проблемами медиакритики и медиаобразования занимается целый ряд государственных и общественных структур, среди которых - университеты, академии, институты, общественные фонды и т.п. К примеру, в 1990-х годах

открылось несколько высших учебных заведений, занимающихся подготовкой профессиональных медиакритиков. Одним из первых в числе официальных учреждений Украины, в задачи которого входили проблемы медиакритики и медиажурналистики, стал Институт массовой информации (ИМИ) [http://imi.org.ua], созданный в 1995 году. Основной миссией ИМИ стало содействие становлению гражданского общества в Украине путем развития качественной журналистики, медиаграмотности населения и доступа к публичной информации. Данные цели достигаются в следующих направлениях работы ИМИ: оказание поддержки журналистов-

профессионалов, к которой относится организация юридических консультаций, семинары по повышению квалификации; конференции, круглые столы по проблемам медиажурналистики, выездные миссии по разрешению конфликтов вокруг СМИ и отдельных журналистов; мониторинг нарушений свободы слова в Украине [http://imi.org.ua].

В 1999 году Львовский национальный университет имени И.Франко на своей на базе основал Институт экологии массовой информации. Здесь одной из основных теоретической концепций выступил предохранительный подход, призванный, как известно, защитить подрастающее поколение от негативного влияния медиа. Наряду с данным подходом в качестве базовых рассматриваются также такие медиаобразовательные концепции, как семиотическая, культурологическая, социокультурная, развития критического мышления [Федоров, 2012].

Последнее десятилетие ХХ века было важным этапом становления теоретической базы исследований массовой коммуникации. А.В.Федоров считает, что «именно 1990-е годы выдвинули, по крайней мере, трех украинских теоретиков коммуникаций, медиа и медиаобразования. Медийные теории, в том числе - семиотические, теории информационных воздействий/влияний - в своих фундаментальных монографиях, неоднократно переиздававшихся в России и Украине, анализировал и разрабатывал Г.Г.Почепцов [Почепцов, 1996; 1999]. Теоретические подходы развития медиаобразования на материале прессы разрабатывала Г.В.Онкович [Онкович, 1993; 1997], выдвинувшая термин «прессодидактика» и рассматривавшая интегрированное медиаобразование в контексте языкового обучения. Еще один теоретик, лидер львовской медиаобразовательной школы Б.В.Потятиник, был уверен, что «медиаобразование - научно-образовательная сфера деятельности, которая ставит перед собой цель помочь личности в формировании психологической защиты от манипуляции или эксплуатации со стороны масс-медиа и развивать/прививать информационную культуру» [Потятиник, 2005, с.8], поэтому в 1990-х годах

руководимый им коллектив сконцентрировался именно на защитной/предохранительной теории медиаобразования [Федоров, Левицкая, Челышева и др. Медиаобразование в странах Восточной Европы. 2014].

В 2002 году на базе Могилевской школы журналистики в НаУКМА был создан Центр «Медиареформы» (ЦМР). Этот международный проект стал результатом совместной деятельности украинских и британских организаций. Так, украинскую сторону в данном проекте представляли Киево-Могилянская академия, Независимая Ассоциация вещателей, журнал «Телерадиокурьер» и Интернет-издание «Телекритика». С британской стороны в проекте принимали участие фирма TADS, Лидский университет и ряд независимых медиаэкспертов. «На реализацию проекта, рассчитанного на три года, британской стороной выделено 800 тысяч фунтов стерлингов [Электронные вести, 26.06. 2002.http://elvisti.com/node/25933]. Основными направлениями работы Центра стали постоянно действующий пресс-клуб, издательская и научно-исследовательская деятельность, разработка и лоббирование законопроектов в информационной сфере, а также деятельность по подготовке и переподготовке журналистских кадров.

Среди основных областей журналистской медиакритической деятельности, к которым относится телевизионная критика, критика печатной прессы, критика радио, критика сетевых изданий, в постсоветской Украине все более активное развитие получает именно телевизионная критика. Обращение к телевидению неслучайно, так как значительная часть взрослой медийной аудитории в течение нескольких десятилетий обращается в поисках новостей именно к ТВ.

Э.В.Хмеленко приводит данные всеукраинского опроса, проведенного в 2006 году, который показал, что «52,2% опрошенных главным источником информации считали телевидение, причём 47,4% полагались на центральное киевское ТВ и 5,1% — на местное. В целом же, доверие к телевидению было в шесть с половиной раз больше, чем ко всем остальным украинским СМИ. Поэтому и внимание национальной медиакритики обращено в наибольшей мере именно к телевидению» [Хмеленко, http://moyuniver.net/mediakritika-na-ukraine-informacionno-politicheskii -resurs/].

Несмотря на бурное развитие современных информационных технологий и Интернет, телевидение, радио и пресса продолжают оставаться важными медиаканалами информации и новостей. Неслучайно на Украине существует целый ряд периодических изданий, темами статей, репортажей, очерков, рецензий и интервью которых становятся события в прессе или на телевидении. Большинство из них представлены в интернете и находятся в открытом доступе. Среди и широко представлены

аналитические, информационные, рекламные и развлекательные издания, посвященные различным аспектам медиаиндустрии.

К примеру, к развлекательно-информационным изданиям можно отнести информационное ежедневное интернет-издание «оКто.иа» [http://www.okino.ua], которое, как и множество других рассказывает о новинках кинематографа, представляет трейлеры, рейтинги фильмов и т.п.

Наиболее соответствуют аналитическому подходу в подаче материала украинские издания «Телекритика» и «Медиакритика». По мнению Р.П. Баканова, под аналитическим подходом понимается «анализ практики телевидения с акцентом именно на творческую его часть: разбор телепередач и попытку осмысления процессов, происходящих на отечественном ТВ. В данном подходе, по нашему мнению, определяющую роль играет телекритика как составная часть медиакритики, которая «определяет степень социального реализма средств массовой информации» [Баканов, 2006. с. 5].

В качестве примера здесь можно привести Киевское сетевое издание «Телекритика» [http://telekritika.kiev.ua], материалы которого посвящены процессам, происходящим в медийном пространстве: на телевидении, радио, в прессе.

Еще одним серьезным изданием, посвященным проблемам медиакритики, стал проект Института медиаэкологии Львовского университета - журнал «Медиакритика», имеющий, как многие современные издания, традиционный бумажный формат и электронную версию [http://www.mediakrytyka.franco.lviv.ua]. На страницах журнала публикуются материалы как профессиональных, так и начинающих медиакритиков.

20 мая 2010 постановлением Президиума Национальной академии педагогических наук Украины была одобрена Концепция внедрения медиаобразования в Украине. Согласно этой Концепции медиаобразованием считается часть образовательного процесса, направленная на формирование в обществе медиакультуры, подготовку личности к безопасному и эффективному взаимодействию с современной системой масс-медиа, включая как традиционные (печатные издания, радио, кино, телевидение), так и новейшие (компьютерно-опосредованное общение, Интернет, мобильная телефония) медиа с учением развития информационно-коммуникационных технологий [Концепция..., 2010,

http://ispp.org.ua/news 44.htm]. Внедрение медиаобразования на Украине направлено на создание целостной системы медиаобразования в образовательных учреждениях среднего и высшего образования. Координатором данного широкомасштабного эксперимента выступила Национальная Академия педагогических наук Украины.

С 2011 года начался масштабный эксперимент по внедрению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных заведениях Украины, который происходит в семи областях и Киеве. В экспериментальной работе по внедрению медиаобразования в школьное обучение приняли участие более 80 школ. Особенно активно в работу включилась Николаевская область, 15 школ которой стали экспериментальными площадками по внедрению медиапедагогики в образовательный процесс.

Лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования при Институте социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины, уже несколько лет осуществляется мониторинг уровней медиакультуры, которые демонстрируют украинские школьники и население в целом.

Методическое сопровождение и переподготовку педагогов к медиаобразовательному процессу осуществляет Академия Украинской Прессы (АУП) в партнерстве с Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, Институтом социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины [Ы1р://аир. сот. иа]. Академия украинской прессы начала свою деятельность еще в 2001 году.

Представляя анализ современного состояния украинской медиапедагогики, А.В.Федоров обозначил цели основных теоретических позиций следующим образом:

- развитие теоретических концепций медиа (Г.Г. Почепцов, В.Ф. Иванов, Б.В. Потятиник и др.);

- развитие синтеза медиаобразования и журналистики (Академия украинской прессы: коллектив исследователей под руководством В.Ф. Иванова);

- развитие медийной экологии, защита аудитории от вредных медийных воздействий (Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете);

- развитие медиадидактики (коллектив медиапедагогов-исследователей под руководством Г.В. Онкович, Академия педагогических наук Украины);

- развитие социокультурной модели медиаобразования (коллектив педагогов-исследователей под руководством Л.А. Найденовой, Академия педагогических наук Украины);

- развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Национальная ассоциация деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины под руководством О.С. Мусиенко);

- развитие критического мышления аудитории на медийном материале (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины);

- развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины) [Федоров, 2012].

В самом деле, в настоящее время Академия украинской прессы представляет собой один из главных медиаобразовательных центров медиаобразования, наиболее тесно объединивших решение задач медиапедагогики и медиакритики. Сферой деятельности Академии выступают: повышение квалификации журналистов, создание образовательной платформы для развития медиакомпетентности молодежи, подготовка медиапедагогов средней и высшей школы, методическое обеспечение процесса внедрения медиаобразования и т.п.

Свою миссию в медиаобразовательном контексте Академия украинской прессы видит во внедрении медиаобразования в учебный процесс через формирование и поддержку группы лидеров-медиапедагогов, привлечении мирового опыта по внедрению медиаобразования.

В деятельности данной организации органично объединились задачи медиакритики и медиаобразования. Об этом свидетельствуют как основные задачи Академии, так и состав ее целевой аудитории, который включает профессиональных журналистов, представителей медиасообществ, общественных комитетов и ассоциаций в области медиа, журналистики и образования, педагогов средних и высших учебных заведений и т.п. Медиаобразование рассматривается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными масс-медиа. Медиаобразование - один из устоявшихся и апробированных способов формирования спроса на качественный журналистский контент. Медиаграмотность является производной и результатом медиаобразования, это способность адекватно воспринимать и интерпретировать медиатексты. По нашему мнению, общество нуждается в этих навыков именно теперь, когда наблюдается новый виток сильного политического и корпоративного контроля над основными медиаресурсами» [http://www.aup.com.ua/?cat=education&subcat=history].

Академия уже несколько лет выступает организатором семинаров, тренингов, научно-практических конференций по проблемам медиа. В 2013 году был создан портал «Медиаобразование и медиаграмотность», предназначенный для учителей, преподавателей, журналистов, работников СМИ, студентов, школьников и родителей. К примеру, школьные учителя и преподаватели вузов могут найти здесь не только методические материалы к

занятиям, но и посетить библиотеку, познакомиться с информацией о проводимых конференциях и семинара.

По инициативе Академии с 2011 года в Украине проводятся летние и зимние школы по медиаобразованию. Слушателями школы за несколько лет проведения стали учителя школ, учреждений дополнительного образования, преподаватели вузов и ученики старших классов. К примеру, курсы переподготовки учителей в 2012-2013 году смогли пройти 19000 человек. Среди дисциплин, изучаемых на курсах, особое значение придается основам медиапедагогики. Так, учителя украинских школ изучают такие дисциплины как «Медиаобразование / медиаграмотность», «Медиаобразование в учебно-воспитательном процессе», «Формирование медиаобразовательной компетенции учителя» и др. [http://www.aup.com.ua]. Не остаются без внимания и работники дошкольного образования, для которых также организуются семинары и обучающие тренинги.

В числе преподавателей летних и зимних школы за несколько лет ее существования были известные украинские и российские исследователи, медиапедагоги и медиакритики, профессиональные режиссеры и психологи. Среди них профессор В.Иванов - президент Академии украинской прессы; директор Академии украинской прессы О.Волошенюк; главный редактор сайта MediaSapiens - Д.Дуцик; глава Союза кинематографистов Украины, кинокритик С.В. Тримбач; сотрудники отдела киноискусства Института имени М.Рыльского О.Пашкова, Д.Дзюба, Л.Кульчицкая; члены Лаборатории психологи массовой коммуникации и медиаобразования -О.Баришполец, Л.Найденова, О.Голубева, российские ученые-медиапедагоги А. Федоров и И. Челышева.

В настоящее время коллективом Академии создан целый ряд учебных медиаобразовательных программ и методических рекомендаций по внедрению медиапедагогики в школьное и вузовское образование. В рамках экспериментальных курсов начал свою работу электронный журнал «MediaGuide» для школьной аудитории 11-16 лет, основной задачей которого выступает развитие медиакомпетентности детей. Учебные, познавательные материалы журнала могут заинтересовать не только детскую, но и взрослую аудиторию.

В ходе внедрения медиаобразования в украинское образовательное пространство разработано несколько программ для школьников и студентов, в том числе: «Медиаобразование» для студентов высших учебных педагогических заведений [http ://www. aup. com. ua/ uploads/Pro gr

am for student.pdf], Программа «Основы медиаграмотности» для 8 (9) класса [http://www.aup.com.ua/uploads/Progra m_8_class.pdf], Кинограмотность:

типичные уроки, «Грамматика киноязыка»

[http://aup.com.ua/?cat=education&subcat=mod els] и др.

Результатом деятельности Академии стали монографии, учебники и учебные пособия, посвященные проблемам медиакритики и медиаобразования. Монография профессора В.Ф. Иванова «Массовая коммуникация» [Иванов. 2013], посвящена изучению основных подходов к информационным и коммуникационным явлениям, понятиям информации, коммуникации, массовой коммуникации, их структуре и свойствам, теоретических подходов к массовой коммуникации

[http://www.aup.com.ua/uploads/mk_web.pdf].

Важный вклад в развитие украинской кинокритики внес президент Ассоциации кинокритиков Украины С.И. Тримбач, который также был неоднократным участником школ по медиаобразованию. С.И.Тримбач известен как автор и составитель книг по вопросам развития отечественной кинокультуры, статей и рецензий в ведущих изданиях Украины и России. Одним из известных его трудов стала книга «Александр Довженко: гибель богов».

Недавно увидело свет учебное пособие «Практическое медиаобразование: авторские уроки» [http://www.aup.com.ua/uploads/Avtorsk i_yroku.pdf], ставшее результатом деятельности по медиаобразованию школьников. В пособии было описано 39 авторских уроков, разработанных для проведения интегрированных и самостоятельных занятий по медиаобразованию в средних общеобразовательных заведениях Украины.

Также результаты эксперимента нашли свое отражение в первом украинском полномасштабном учебнике по медиаобразованию

«Медиаобразование и медиаграмотность»

[http://www.aup.com.ua/uploads/momg.pdf]. Данный научный проект возглавил доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, президент Академии украинской прессы В.Ф. Иванов. В авторский коллектив вошли журналисты, педагоги, психологи, искусствоведы - О.В. Волошенюк, Д.Ю. Дзюба, В.Ф. Дубровский, Т.В. Иванова, Л.Н. Кульчинская, И.И. Негреева, Л.А. Найденова, Л.Е. Новикова, О.И. Пашкова, Г.Г. Почепцов, А.В. Федоров, О.С. Хоменок. В учебнике были рассмотрены теоретико-методологические проблемы медиаобразования, проблемы медиакритики, а также характеристика современных медиаресурсов и основных векторов их развития в современном информационном пространстве.

Одним из крупнейших украинских медиаобразовательных центров выступает Институт высшего образования Академии педагогических наук

Украины (научная группа под руководством профессора Г.В.Онкович). Здесь считают, что «высокий уровень подготовки современного специалиста требует принципиально изменять образовательное пространство и образовательную политику в Украине. Суть и цель качественного обновления высшего образования в ХХ1 столетия - готовить такого выпускника, который был бы способен овладеть любой специальностью. Для целостного, комплексного решения профессиональных задач нужно развивать у студентов умения осознанно использовать потенциал гуманитарных и фундаментальных дисциплин. Без овладения современными медиаобразовательными технологиями этого не достичь» [Онкович, 2009, с. 75].

Практическая деятельность профессора Г.В.Онкович тесно связана с изучением периодической прессы. Существенный вклад в синтез медиаобразовательных идей и медиакритики внесли исследования Г.В Онкович в области медиадидактики, способствующие обучению аудитории пользоваться различными технологиями и организовывать процесс самообразования в условиях информационного общества в течение всей жизни. Г.В.Онкович считает, что «именно медиаобразовательные технологии, которые выделились в отдельную часть педагогики -медиадидактику, которая разрабатывает теорию медиаобразования и обучения, научно обосновывает содержание медиаобразования, изучает закономерности, принципы, методы и организационные формы обучения с привлечением медиапродуктов и опорой на масс-медиа, - воплощают принципы гуманизации образования» [Онкович,

http://bo0k.net/mdex.php?p=achapter&Ыd=18125&chapter=1]. А интеграция медиакритики и методик медиаобразования в процессе анализа печатных медиатекстов позволяет решать такие задачи медиаобразования как развитие способности аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов, оценки их художественного качества; развитие аналитического, критического мышления.

Коллективом Института высшего образования Национальной академии наук Украины представлен целый ряд программ медиаобразовательной тематики. Например, это экспериментальная программа базового спецкурса «Медиаобразование» А.В.Онкович, «Профессионально-ориентированное медиаобразование» для магистрантов А.В.Онкович и А.Д.Онковича, «Основы медиакультуры» для магистрантов компьютерных наук Н.М.Духаниной, «Основы медиакомпетентности» (для студентов вузов нефтегазового профиля) И.А.Сахневич, «Медиакультура и массово-разъяснительная работа» (для бакалавров-пожарников), «Педагогический практикум по медиаобразованию (для студентов

специальности «Перевод») О.К.Янишин, «Формирование медиакультуры современного специалиста библиотечного дела» Е.Е.Балабановой [Онкович, http://mim.org.ru/phocadownload/onkovich_ad.pdf].

Практический подход к медиаобразованию и решение такой важной задачи медиаобразовательного процесса как создание собственных медиатекстов, умение оценить их, представлен в проведении конкурсов медиатворчества, в которых уже несколько лет принимают участие школьники и молодежь. Яркое ежегодное событие медиатворчества украинских школьников - фестиваль «Кришталевi джерела». На фестивале школьники и студенты представляют собственные фильмы, телевизионные программы, оттачивают свое мастерство в творческих мастерских, руководят которыми известные операторы, журналисты, писатели, режиссеры, искусствоведы, актеры.

Под эгидой фестиваля «Кришталевi джерела» проводятся ежегодные конференции Ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины, Президентом которой недавно стала киновед, культуролог, кинокритик, педагог, доктор искусствоведения, член-корреспондент Национальной академии искусств Украины И.Б.Зубавина. Ирина Борисовна - член правления ассоциации кинокритиков Украины, член НСЖУ, член ФИПРЕССИ, активный участник научных конференций и семинаров по тематике медиа и медиаобразования.

Очень интересным и перспективным, на наш взгляд, проектом внедрения практического медиаобразования стала онлайн-игра «Медиазнайка» [http://medialiterasy/game], презентация которой состоялась в мае 2014 года. Игру «Медиазнайка» разработал Центр медиаинициатив Армении в партнерстве с Интерньюс (США). Во время конференции «Практическая медиаграмотность», проходившей в Киеве в прошлом году, армянские педагоги демонстрировали эту игру, и она заинтересовала украинских учителей. Подготовку украинской версии осуществила команда Академии украинской прессы, благодаря поддержке программы «Библиомост».

По свидетельству директора Академии украинской прессы. О. Волошенюк, целевой аудиторией онлайн-игры станут школьник и 15-17 лет. Школьники во время игры могут проверить свои знания по проблемам медиа, познакомиться с темами «Что такое информация?», «История медиа», «Анализируем медиа», «Свобода слова и ее ограничения», «Внутри медиа», «Печатные СМИ», «Телевидение», «Радио», «Интернет», «Обобщение» [http://mediaosvita.org.ua/index.php/novyny/podii/196-prezentovano-pershu-v-ukraini-on-lain-hru-z-mediaosvity-mediaznaiko]. В игровой форме для школьников предоставлена возможность создать газету, стать автором

собственного медиаконтента. Таким образом, данная онлайн-игра способствует не только задаче получения новых знаний в области медиа и медиакультуры, но и развитию способности аудитории к пониманию, восприятию и анализу языка медиа, а также развитию умений создавать и распространять собственные медиатексты.

Литература

Баканов Р.П. Картографирование системы медиакритики в общероссийской печати последнего десятилетия ХХ века // Тонус. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2006. № 13. С. 5-48.

В Киеве создан центр «Медиареформы»// Электронные вести, 26.06. 2002.Электронный ресурс. Режим доступа: http://elvisti.com/node/25933.

Волошенюк О.В. В Украине и Николаеве внедряется медиаобразование / MK.MIK.UA -Николаевская информационно-аналитическая интернет-газета. 18.01.12. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mk.mk.ua/rubric/social/2012/01/18/05864. Иванов В.Ф. Массовая коммуникация. Киев: Академия Украинской Прессы, Центр Свободной Прессы, 2013. 902 с.

Концепция внедрения медиаобразования на Украине. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ispp.org.ua/news_44.htm.

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Автореф. ... д-ра фил. наук. СПб., 2003. 40 с.

Онкович А.В. Медиаобразование в использовании интегрированного пространства знаний // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал. Рязань, 2009. № 4 (12). С. 68-75.

Онкович А.В. Медиаобразование в Украине: современное состояние и перспективы развития. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://bo0k.net/index.php?p=achapter&bid=18125&chapter=1.

Онкович А.Д. Концептуальное поле украинских учебных программ медиаобразовательной направленности. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://mim.org.ru/phocadownload/onkovich_ad.pdf.

Титова Л.А. Увидел свет первый в Украине учебник медиаобразования // Медиа. Информация. Коммуникация. 2013. № 4. http://mic.org.ru/4-nomer-2012/160-uvidel-svet-pervyj-v-ukraine-uchebnik-mediaobrazovaniya.

Федоров А.В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) // Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. С. 70-96.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Григорова Д.Е. Медиаобразование в странах Восточной Европы. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 140 c.

Федоров А.В. Украинское медиаобразование сегодня // Magister Dixit. 2012. № 2. Хмеленко Э. Медиакритика на Украине: информационно-политический ресурс? Электронный ресурс. Режим доступа: http://moyuniver.net/mediakritika-na-ukraine-informacionno-politicheskij-resurs.

MegHao6pa30BaHHe. 2015. № 1

References

Bakanov, R. Mapping of media criticism in the press nationwide last decade of the twentieth century // Tonus. 2006. № 13, pp. 5-48.

Fedorov, A. Media Education in Russia and Ukraine: A Comparative Analysis of the current stage of development (1992-2008) // Media Education: yesterday and today. Moscow: ICOS UNESCO "Information for All", 2009, pp. 70-96.

Fedorov, A. Ukrainian media education today // Magister Dixit. 2012. № 2. http://md.islu.ru Fedorov, A., Levitskaya, A., Chelysheva, I., Muryukina, E., Grigorova, D. Media education in the countries of Eastern Europe. Moscow: ICOS "Information for All", 2014. 140 p. Ivanov, V. Mass communication. Kiev: Ukrainian Academy Press, Center for Free Press, 2013. 902 p.

Khmelenko, E. Media criticism in Ukraine: information and political resources? http://moyuniver.net/mediakritika-na-ukraine-informacionno-politicheskij-resurs. Kiev center "Media Reforms" // Digital lead, 26.06. 2002. http://elvisti.com/node/25933. Korochensky, A. Media criticism of the theory and practice of journalism. Ph.D. Dis. St. Petersburg, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Onkovich, A.D. Conceptual field Ukrainian media education curriculum orientation. http://mim.org.ru/phocadownload/onkovich_ad.pdf.

Onkovich, A.V. Media education in the use of an integrated knowledge space // Psycho-

Pedagogical Flock: scientific-methodical journal. Ryazan, 2009. № 4 (12), pp. 68-75.

Onkovich, A.V. Media education in Ukraine: current state and prospects of development.

http://bo0k.net/index.php?p=achapter&bid=18125&chapter=1.

The concept of integration of the media in Ukraine. http://ispp.org.ua/news_44.htm.

Titov, L. Saw the first in Ukraine textbook Media Education // Media. Information.

Communication. 2013. № 4. http://mic.org.ru/4-nomer-2012/160-uvidel-svet-pervyj-v-ukraine-

uchebnik-mediaobrazovaniya.

Voloshenyuk, O. In Ukraine and Nikolaev introduced media education / MK.MIK.UA -Nicholas Information and Online Newspaper. 18.01.12.

http://www.mk.mk.ua/rubric/social/2012/01/18/05864.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.