Научная статья на тему 'Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)'

Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. В.

несмотря на похожие проблемы и трудности, развитие медиаобразования в Украине на сегодняшний день заметно отстает от российского уровня по ряду параметров. Сегодня украинских медиапедагогов объединяет стремление создать (по аналогии с Россией) Ассоциацию медиапедагогики Украины, основать свой собственный научный журнал (не только в электронной, но и печатной версиях), в котором публиковались бы статьи по проблемам медиаобразования и медиакомпетентности, открыть новую вузовскую специальность «медиапедагогика» с квалификацией «медиапедагог» [Онкович, 2007(л), с.358]. В тоже время, можно выделить два соперничающих направления в медиаобразовательном процессе киевский и львовский. Киевская группа медиапедагогов во главе с Г.В.Онкович делает основную ставку на медиадидактику «совокупность упорядоченных знаний, принципов, умений, методов, способов и форм организации учебного процесса на материале средств массовой коммуникации при интеграции медиапедагогики с другими дисциплинами» [Онкович, 2007(л), с.358]. Львовский же коллектив педагогов ориентируется на проблемы медийной экологии и связь журналистики с медиаобразованием. К сожалению, у этих групп пока еще так и не сложились творческие контакты в Ассоциацией деятелей кинообразования Украины (глава Ассоциации О.Мусиенко). Украинские медиапедагоги признают, что в области медиаобразования Украина все еще отстает от многих стран [Найдьонова, 2007, с.163], однако нарастающее внимание к проблемам медиапедагогики [см., например, диссертации А.Д.Онковича, 2004 и И.М.Черемис, 2008] в двух крупнейших научных центрах Украины Киеве и Львове позволяет оптимистично смотреть в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)»

Практика медиаобразования

Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)*

А. В. Федоров

доктор педагогических наук, профессор

* Статья написана при поддержке гранта Central Eurasian Short-term (CEST) - The Kennan Institute (2008). Научный руководитель проекта Media Education in Russia and Ukraine: Comparative Analysis - президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.

В рамках данного проекта также создана Электронная полнотекстовая Библиотека трудов украинских ученых, педагогов по проблемам медиаобразования, медиаграмотности на портале Министерства образования и науки Российской Федерации (сайт Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России): http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob no=30060

Введение

Развитие медиаобразования в России и Украине в течение многих десятилетий советского периода практически совпадало [см.: Силина, 1968; Федоров, 2001; Федоров, Челышева, 2002; Чашко, 1979 и др.]. Медиаобразовательные занятия (в основном на материале киноискусства и прессы) имели очаговый, факультативный характер и зависели от энтузиазма конкретных педагогов. В теории и методике доминировали эстетический и практический подходы [см.: Силина, 1968; Федоров, Челышева, 2002; Чашко, 1979 и др.]. В 60-х - 80-х годах XX века наиболее активной была киевская группа украинских кинопедагогов (О.Мусиенко, В.Силина, Л.Чашко и др.). Помимо кружков, факультативов (эстетический подход) и кино/фото/видеостудий, школьных и вузовских самодеятельных газет и журналов (практический подход) медиаобразование развивалось и в интегрированном варианте - в рамках таких обязательных дисциплин, как литература, история, русский, украинский и иностранные языки.

Россия

С начала 90-х годов благодаря работам А.В.Шарикова [Шариков, 1990; 1991] в России стали распространяться идеи ведущих западных медиапедагогов. Знакомство с западными медиаобразовательными концепциями были поддержаны рядом

международных конференций, организованных Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России и фирмой ВИКИНГ, возглавляемой Г.А.Поличко.

Лаборатория экранных искусство Института художественного образования Российской академии образования во главе с Ю.Н.Усовым продолжала развивать и совершенствовать эстетическую концепцию медиаобразования. Однако второй половине 90-х годов XX века в лаборатории ТСО и медиаобразования Российской академии образования под руководством Л.С.Зазнобиной были разработаны программы интегрированного медиаобразования для школ, основывающиеся на практических подходах и теории развития формирования критического мышления. Интересным оказался и опыт лаборатории медиаобразовательной социологии в Самаре (научный руководитель - профессор Высшей школы экономики А. В. Шариков).

В конце 90-х годов - в начале XXI века группа медиапедагогов Таганрогского государственного педагогического института разработала пакет документов для открытия новой вузовской медиаобразовательной специализации. В 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации была официально утверждена и зарегистрирована новая специализация для педагогических вузов страны под номером 03.13.30. - «Медиаобразование», которая теперь может осуществляться в любом университете или педагогическом институте России. С сентября 2002 году Таганрогский государственный педагогический институт начал подготовку педагогов по данной специализации.

В 2000-х годах в России резко увеличилось количество публикаций на медиаобразовательную тему. С 2001 по 2008 годы было издано свыше 60 монографий и учебных пособий, десятки научных сборников и сотни статей по тематике медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности. С 2005 года при поддержке МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и Московского бюро ЮНЕСКО стали издаваться печатные и электронные версии всероссийского журнала «Медиаобразование». В 2000-х годах был создан ряд российских сайтов медиаобразовательной тематики.

С 1992 по 2008 год научно-исследовательские проекты российских ученых по медиаобразовательной тематике неоднократно получали грантовую поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России», ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов («Институт «Открытое общество», МИОН -Иноцентр, Фулбрайт, IREX, DAAD и др.). Всего было получено свыше 40 научно-исследовательских грантов, благодаря которым российские ученые имели возможность работать в ведущих научных центрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Брюсселя, Берлина, Будапешта, Торонто и др. городов мира, участвовать в крупнейших международных научных конференциях по медиаобразованию (в США, Канаде, Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Испании, Бразилии, Польше, Чехии и др.). Так что неудивительно, что только за последние 8 лет (2000-2008) в России было защищено свыше 40 кандидатских и докторских диссертаций по медиаобразовательной тематике.

В 2008 году Таганрогский государственный педагогический институт и Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России стали официальными партнерами ООН в новом проекте: был подписан соответствующий договор с руководством Программы ООН «Альянс цивилизаций» (United Nations' Alliance of civilizations" - AoC) о создании русскоязычного сегмента всемирного портала Media Literacy Education Clearinghouse (Палата Медиаобразования и медиаграмотности -

http://www.aocmedialiteracy.org ).

Практически синхронно с ООН о проекте создания всероссийского портала «Информационная грамотность и медиаобразование» (http://www.mediagram.ru) объявила

Межрегиональная организация в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (http: //www .ifap.ru), возглавляемая А.А.Демидовым. Сайт (по заказу и при финансовой поддержке партнера МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» - Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) уже начал наполняться полнотекстовыми материалами монографий, учебных пособий и программ, авторефератов и статей по теме

медиаобразования и информационной грамотности. Все они находятся в свободном доступе и могут использоваться как в учебном процессе, так и в процессе медийного самообразования широкой аудитории.

Проблемами развития медиаобразования и повышения информационной грамотности россиян в последнее время заинтересовалась и Общественная Палата при Государственной Думе Российской Федерации. Во всяком случае, в 2006-2008 годах эти вопросы не раз рассматривались на ее рабочих заседаниях. В 2006-2008 годах в России возникли новые организации, поддерживающие и развивающие движение медиаобразования: Сибирская Ассоциация медиаобразования (президент Ассоциации - ректор Томского института информационных технологий И.В.Жилавская), Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования (http://www.urfomediacenter.ru) под руководством профессора Екатеринбургского государственного университета Н.Б.Кирилловой, Региональный Центр медиаобразования (Екатеринбург, директор центра -А.Р.Кантор, http://www.omo-ps.ru), ставший инициатором издания нового российского журнала - «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества», который стал регулярно выходить с 2007 года.

Набирает силу научная школа доктора филологических наук, профессора, декана факультета журналистики Белгородского государственного университета, А.П.Короченского, исследующего образовательные процессы на стыке медиакритики и медиаобразования [Короченский, 2003].

При этом все эти новые организации и ассоциации уже успели успешно провести международные и российские конференции по медиаобразованию - в Томске (2006, 2007), Белгороде (2006, 2007, 2008) и Екатеринбурге (2007).

В 2007 году Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России подписала соглашения о сотрудничестве с Российской коммуникативной ассоциацией (http: //rus s comm. ru) и Межрегиональной организацией в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru). В рамках этого сотрудничества в июне 2008 года в Москве прошла международная конференция по проблемам коммуникации http://www.russcomm.ru/rca projects/rca-conf2008, куда впервые

была включена медиаобразовательная секция.

Можно назвать конкретных российских педагогов, активно продвигающих идеи медиаобразования - и в теории - и на практике. Помимо Таганрогского государственного педагогического института (А.В.Федоров, И.В.Челышева, Е.В.Мурюкина, Н.П.Рыжих, В.Л.Колесниченко и др.), учебные курсы по медиаобразованию и медиакультуре на сегодняшний день читаются в Государственном университете управления (Г.А.Поличко), Московском институте открытого образования (М.А.Фоминова), Екатеринбургском государственном университете (Н.Б.Кириллова), Томском институте информационных технологий (И.В.Жилавская), в Челябинском государственном университете (И.А.Фатеева), Южно-Уральский государственный университет в Челябинске (А.В.Минбалеев), Тамбовском государственном университете (В.А.Монастырский), Бийском государственном педагогическом университете (В.А.Возчиков), Иркутском государственном педагогическом институте иностранных языков (Л. А. Иванова), Курганском государственном университете (Н. А. Леготина), Омском государственном университете (Н.Ф.Хилько), Южном Федеральном университете (Л.В.Усенко, Е.А.Столбникова), Ростовском государственном экономическом университете (Г.П.Максимова), в Алтайской государственной академии культуры и искусств (О.П.Кутькина), Поморском государственном университете (О.В.Печинкина), Краснодарском университете культуры и искусств (Т.Ф.Шак).

Преподают в различных московских учебных заведениях и заведующие лабораториями экранных искусств и медиаобразования и экспериментальной работы Российской Академии образования - Л.М.Баженова и Е.В.Бондаренко, С. И. Гудилина. Продолжают свою плодотворную

медиапедагогическую деятельность основоположники российского медиаобразования - профессор Тверского государственного университета О.А.Баранов и доцент Воронежского государственного университета С.Н.Пензин. Интересные сетевые медиаобразовательные проекты осуществляются школьниками по учебным пособиям и научном руководстве Е.Н.Ястребцевой, Е.В.Якушиной и О.Ю.Латышева (Российская Академия образования). Аналогичные интернет-проекты для школьников создаются педагогами Центра медиаобразования г.Тольятти.

Можно назвать и фамилии наиболее заметных учителей российских средних школ, внедряющих медиаобразование в учебных процесс. Это Е.И.Голубева (московская средняя школе № 1161), Т.П.Кадубец, Л.А.Карепова (средняя школа № 6 г.Саянска), Т.В.Ковшарова (иркутская гимназия №3), Ю.С.Скворцова (средняя школа № 9 г.Воскресенска), Н.Г.Хитцова (иркутская областная детская школа искусств) А.И.Воронин (петербургская средняя школа № 156), И.А.Серикова (лицей «Эрудит» (Рубцовск, Алтайский край) и многих других. Большинство из перечисленных выше коллег - члены Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

В феврале 2008 года в МГУ прошло заседание круглого стола по проблемам медиаобразования на котором была принята резолюция, в которой отмечаются достижения научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном педагогическом институте. В резолюции говорится о том, что «накоплен богатейший опыт в области медиаобразования в Москве, Воронеже, Твери, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Кургане, Ростове, Таганроге, Тамбове, Краснодаре, Челябинске. Ведут активную работу по популяризации идей медиаобразования Ассоциация кинообразования и медиапедагогики под руководством А.В.Федорова и Сибирская ассоциация медиаобразования под руководством И.В.Жилавской» (http://www.edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087).

Однако далее в резолюции справедливо отмечаются и негативные тенденции развития медиаобразовательного процесса в России: «накопленный опыт и результаты исследований остаются недостаточно известными и используются в неполную силу, вследствие того, что медиаобразование всё ещё не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения. Следует также признать, что в развитии медиаобразования недостаточна роль факультетов журналистики, а также медиасообщества в целом. Слабо используются возможности дополнительного образования на факультетах журналистики. Недостаточно осуществляется взаимодействие с уже существующими центрами и многочисленными

экспериментальными площадками в области медиаобразования, не в полной мере используется потенциал преподавателей и исследователей ведущих факультетов».

В выводах резолюции сказано, что в развитии медиаобразования чрезвычайно важна и актуальна задача формирования медиакомпетентной аудитории, подготовленной к жизни и деятельности в информационном обществе, в связи с чем необходимо «выработать концепцию медиаобразовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики, курсов повышения квалификации для журналистов-практиков и педагогов дополнительного образования в сфере медиаобразования; выйти с предложением к Министерству образования и науки РФ рассмотреть вопрос об актуальности и целесообразности введения медиаобразовательного компонента в программу среднего образования».

Основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских вузов и школ прежде всего связаны, на мой взгляд:

- с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

- с определенной инертностью руководства ряда педагогических вузов (как известно, в рамках дисциплин регионального компонента и учебных курсов по выбору вузам предоставлены широкие возможности введения новых дисциплин разнообразной тематики, но ученые советы вузов пока крайне робко выделяют часы под медиаобразовательные дисциплины, столь необходимые будущим учителям);

- с традиционной подходами структур Министерства образования и науки, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования.

При этом я, разумеется, не имею в виду российские вузы и факультеты, которые готовят профессионалов-практиков медийной сферы (журналистов, режиссеров, продюсеров, менеджеров по рекламе и др.), где, само собой, читается целый спектр учебных дисциплин, связанных с медиа. Здесь (как и в украинских специализированных вузах и факультетах) ситуация вполне соответствует европейским стандартам. Меня в значительно большей степени волнует медиаобразование будущих педагогов, которым после окончания вуза предстоит идти работать в школы. И, конечно, медиаобразование школьников, значительную часть

своей жизни проводящих в медийном, виртуальном мире.

Украина

В 90-х годах прошлого века вышедший в Киеве «Украинский педагогический словарь» [Гончаренко, 1997] в расшифровке понятия «медиаобразование», по сути, повторял аналогичное определение из «Российской педагогической энциклопедии»: направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Медиаобразование, 1993, с.555]. Да и в целом первая половина 90-х годов прошлого века не была для украинских медиапедагогов продуктивной: по-видимому, политические и экономические проблемы не давали возможности сконцентрироваться на «второстепенных» направлениях педагогики. Хотя отдельные примечательные акции (конференции, фестивали) проводились, например, Национальной ассоциацией деятелей кинообразования Украины (Асощащя дiячiв кшо-освгги Украши) под руководством ее президента - О.С. Мус1енко...

Новая страница в движении украинского медиаобразования началась с 1999 года, когда во Львовском национальном университете был создан Институт экологии массовой информации под руководством Б.Потятиника, который наладил сотрудничество с американскими медиаобразовательными ассоциациями и взял курс на разработку новых подходов в области медиапедагогики (по-украински медиаобразование переводится как 'медiа-освiта'). К примеру, в сентябре 2002 года лидеры Института экологии массовой информации Б.Потятиник и Н.Габор успешно организовали и провели международную научно-практическую конференцию «Медиаобразование как часть образования гражданина» [Медia-атака, 2002]. Коллективом этих медиапедагогов была создана и внедрена в учебный процесс львовской средней школы № 77 программа факультативного обучения по курсу «Медiа-освiта в Укршш» для 7-11 классов [http://www.mediaeducation. iatp.org.ua/page2.html].

Согласно своему названию, Институт экологии массовой информации, в определенной мере сделал ставку на развитие «предохранительных», «защитных» подходов, обоснованных негативным влиянием медиа [Габор, 2002, с.49-52; Медia-атака, 2002, с. 61-90]. Лидер львовской медиаобразовательной школы Б.В.Потятинник уверен, что «медиаобразование - научно-образовательная сфера деятельности, которая ставит перед собой цель помочь личности в формировании психологической защиты от манипуляции или эксплуатации со стороны масс-медиа и развивать/прививать информационную культуру» [Потятинник, 2005, с.8].

Однако материалы интернетного сайта института и многочисленных круглых столов и конференций [Медia-атака, 2002], проведенных под его эгидой, показывают, что в качестве базовых рассматриваются также такие медиаобразовательные концепции, как семиотическая, культурологическая, социокультурная, развития критического мышления. «Украинская версия» медиаобразования, согласно львовскому подходу, основана на объединении усилий не только педагогов, но и психологов, журналистов, юристов и священников [Габор, 2002, с.50]. Наиболее полно точка зрения львовской научной школы медиаэкологии, медиакритики и медиаобразования представлена в монографии Б.В.Потятинника «Медиа: ключи к пониманию» [Потятинник, 2004]. В частности, там значительное внимание уделяется не только теориям медиа, но и проблеме медийного насилия, последствиям его воздействия на несовершеннолетнюю аудиторию.

В начале XXI века усилиями доктора педагогических наук, профессора Г.В.Онкович (Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины) ярко заявила о себе и киевская группа медиапедагогов. В своих трудах Г.В.Онкович справедливо отмечает, что не стоит ограничивать аудиторию медиаобразования только учащимися: медиаграмотность нужна также и взрослым [Онкович, 2007]. Кроме того, Г.В.Онкович резонно обращает внимание и на необходимость самостоятельного медиаобразования [Онкович, 2007(а), с.29-31]. На первый план в своей теоретической концепции Г.В.Онкович выдвигает идеи медиадидактики [Онкович, 2007]. В очных научных дискуссиях с Г.В.Онкович мне удалось выяснить, что в ее понимании медийная

дидактика имеет подразделы, соответствующие различным видам медиа: прессы, радио, кино, телевидения и пр.

Заведующая лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины Л.А.Найдьонова разработала модель медиакультуры, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) [Найдьонова, 2007, с.165-166].

В какой-то степени эта модель соотносится с разработанной нами моделью развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла [Федоров, 2007, с.145], где мы выделили теоретическую (блок подготовки аудитории в области теории медиа и медиаобразования, блок развития медиаобразовательной мотивации и технологии) и практическую (блок креативной деятельности, блок перцептивно-аналитической деятельности) составляющие. Однако в нашей модели отдельно выделены диагностические и результативный компоненты модели, в то время, как в модели Л.А.Найдьоновой они, по-видимому, встроены в каждый из четырех выделенных ею блоков. Это такие показатели, как дифференцированный выбор, способность оценивать медиатексты, «энергетическая заряженность» на «поиск», «актуализацию», «генерацию» и «использование» медиа и медиатекстов [Найдьонова, 2007, с.167].

Следуя идеям британского ученого Л.Мастермана, украинские ученые в последние годы тесно связывают медиаобразование и с развитием критического мышления [Тягло, 2002, с.35]. При этом, признавая важность автономного профессионального и массового медиаобразования, украинские медиапедагоги в большей степени анализируют возможности интегрированного медиаобразования, в частности, на лингвистическом материале [Онкович, 1997, С.19-24; Янишин, 2007, С.430-431], в подготовке РЯ-специалистов [Недоходюк, 2007, С.194-197] и др.

Так А.Д.Онкович в своей диссертации доказывает эффективность медиаобразования на материале прессы и иных средств массовой коммуникации на основе следующего цикла творческих заданий:

- изучение информации об образовательной прессе (с учетом особенностей развития системы образования в данной стране);

- изучение «монтажного» языка издания (или теле/радиопередачи);

- комментирование рубрик, обзор связанных с ними статей, передач;

- общий анализ материалов периодики (прессы, теле/радиопередачи);

- анализ жанровой палитры современной публицистики, актуализация «образа жанра»;

- работа над проблемной статьей на актуальную тему;

- анализ проблематики издания, характеристика его издателей и авторов;

- работа со специальной лексикой издания (терминология, типичные синтаксические конструкции и т.д.);

- анализ презентации знаменитостей, о которых пишет данное издание;

- комментарий актуальных проблем, отраженных в публикациях данного издания [Онкович, 2004, с.16].

Вместе с тем нынешним украинским медиапедагогам чужда национальная замкнутость, они внимательно анализируют российский [Баришполець, 2008; Бондур, 2005; Бужиков, 2007; Онкович, 2007; Чемерис, 2006], немецкий [Румянцев, 2002, с.10-17; Робак, 2006, С.275-286], французский [Онкович, 2007], американский [Габор, 2002, с.50-51; Онкович, 2007], британский и канадский [Габор, 2002, с.49; Онкович, 2007; Чернявська, 2005; 2006] медиаобразовательный опыт. В частности, стали появляться первые переводы статей российских авторов на украинский язык [Федоров, 2008].

К сожалению, научные исследования украинских медиапедагогов практически не получили грантовой поддержки со стороны Министерства образования Украины и украинских государственных научных фондов. Не слишком сильна и поддержка украинского движения медиаобразования и со стороны зарубежных фондов. Наиболее ярким примером такого рода стала Media Literacy Program in the CIS (2006-2009) при поддержке гранта

Яе8ЕТ-ЫЕ8Р

(http://wwwnew.towson.edu/medialiteracy/localaboutus.htm). Можно также отметить поддержку проекта Борис Потятиника «Электронный журнал Института медиаэкологии «Медиаобразование» ("Медiа-освiта") -

http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/zurnal/indexukr.htm, инициированный с 2001 года при поддержке Международного фонда «Возрождение».

Не очень впечатляющими в итоге оказались и списки защищенных украинскими педагогами диссертаций, изданных с 1992 по 2008 годы монографий, учебных пособий по медиаобразовательной тематике.

Изучение и анализ состояния медиаобразования в России и Украине позволило мне осуществить сравнительный анализ медиаобразовательных подходов двух стран, результаты которого кратко представлены в таблице 1.

Таб. 1. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития

N Медиаобраз овательная ситуация Украина Россия

1 Ведущие медиаобраз овательные организаци и и журналы Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете http://www.franko.lviv.ua/mediae Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России http://edu.of.ru/mediaeducation http://www.medialiteracy.boom.ru

co/index.htm http://www.mediaeducation.boom.ru

Лаборатория психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины. Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины Национальная ассоциация деятелей кинообразования Украины (Асощащя дiячiв кшо-осв^и Украши) Федерация Интернет-образования России http://www.fio.ru ЮНПРЕСС http://www.ynpress.com Медиашкола ЮНПРЕСС: http://www.mediashkola.ru Лаборатория экранных искусств Института художественного образования Российской Академии образования http://www.art-education.ru/otd-dop-

ekran.htm Лаборатория ТСО и медиаобразования Института общего среднего

образования Российской Академии образования http://www.mediaeducation.ru Научно-исследовательская лаборатория «Школьная медиатека» Российской Академии образования: http://www.ioso.ru/scmedia Кафедра социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института http://www.tgpi.ru Региональный Центр медиаобразования (Екатеринбург) http://www.omo-ps.ru/ Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования: http://www.urfomediacenter.ru Сибирская Ассоциация медиаобразования и Томский институт информационных технологий http://tiit.tomsk.ru/home Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) и медиаобразование: http://ct-net.net/ru/ct_proj med ru

2 Журналы и полнотекст овые электронны е библиотеки по медиаобраз ованию, издание монографи й и учебных пособий по проблемам медиаобраз ования Интернет-журнал «Мед1а-освгга» http://www.franko.lviv.ua/mediae Журнал «Медиаобразование» (печатная и электронная версии) http://www.mediagram.ru/mediaed/iournal/

co/zurnal/indexukr.htm http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm

Медиаобразование: Украина: http://www.edu.of.ru/mediaeducat http://www.edu.of.ru/mediaeducation/defa

ult.asp?ob no=6096 http://www.edu.of.ru/medialibrary/default.

ion/default.asp?ob по=30060 asp?ob no=34437

Данная полнотекстовая интернет-библиотека трудов украинских ученых, педагогов по проблемам медиаобразования, медиаграмотности создана на портале Министерства образования и науки Российской Федерации (сайт Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России): Журнал - «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества» http://www.omo-ps.ru/ Журнал «Медиатека и мир» http://www.rsl.ru/index.php?f=494

Открытая электронная библиотека "Медиаобразование": http://edu.of.ru/medialibrary

в рамках проекта Media Education in Russia and Ukraine: Comparative Analysis, который осуществлялся поддержке грант! Central Eurasian Short-term (CEST) - The Kennan Institute (2008). С 1992 по 2008 годы украинскими медипедагогами издано не более десятка монографий и учебных пособий по проблемам массового медиаобразозования. Список изданной литературы для вузов, специализирующихся области журналистики, рекламы, кино и телевидения более обширен. Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ -http://www.rfh.ru). Грант № 08-06-12103 в. Научный руководитель проекта - д.п.н., профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В.Федоров. Электронная Библиотека на сайте «Информационная грамотность и медиаобразование»: http://www.mediagram.ru/library/

Проект осуществляется МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» при поддержке Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в рамках реализации окружной программы «Электронная Югра (20062008 годы)» и является российским вкладом в разработку Media Literacy Education Clearinghouse http://www.aocmedialiteracy.org, создаваемого под эгидой проекта «Альянс цивилизаций» ООН. С 1992 по 2008 года в России издано свыше 60 монографий и учебных пособий по проблемам массового медиаобразования. Список изданной литературы для вузов, специализирующихся в области журналистики, рекламы, кино и телевидения гораздо более обширен.

3 Главные цели образовани я - Развитие медийной экологии, защита аудитории от вредных медийных воздействий (Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете); - Развитие медиадидактики (коллектив медиапедагогов под руководством Г.В.Онкович); - Развитие критического мышления аудитории на медийном материале (одна из - Развитие критического мышления, критической автономии аудитории на основе умений квалифицированного анализа медиатекстов различных видов и жанров (одна из основных целей практически всех медиаобразовательных организаций России, приоритетна для Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством А.В.Федорова);

целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины); - Развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины); - Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Национальная ассоциация деятелей кинообразования Украины); - Развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (одна из основных целей практически всех медиаобразовательных организаций России, приоритетна для Федерации Интернет-образования России, ЮНПРЕСС, Сибирской Ассоциации медиаобразования); - Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, лаборатория экранных искусств Института художественного образования РАО); - Защита детской аудитории от вредного воздействия медийного насилия (Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России);

4 Основные медиаобраз овательные теории - защитная теория; - теория медиаэкологии; -«практическая» теория; - теория развития критического мышления; - социокультурная теория; - эстетическая теория; - эстетическая теория; - теория развития критического мышления и критической автономии; - культурологическая теория развития личности; -«практическая» теория; - социокультурная теория;

5 Базовые медиаобраз овательные модели - «Защитная», медиаэкологическая модель, включающая развитие критического мышления - на всех уровнях обучения; - Медиадидактическая модель (ориентация на ряд дидактических моделей, связанных с кинообразованием, образованием на материале прессы, телевидения, радио, интернета и т. д.) - на всех уровнях обучения; - Модель медиакультуры (состоящая из четырех - Развития критического мышления, творческих способностей на медиаматериале - на всех уровнях обучения. - Воспитательно-эстетические модели (изучение моральных, философских проблем на медиаматериале), преимущественно в старших классах и вузах; - Практические (изучение использования медиа на практике) - на всех уровнях обучения, включая школы, вузы и учреждения дополнительного образования;

взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) - на всех уровнях обучения; - Практические модели (изучение использования медиа на практике) - на всех уровнях обучения, включая школы, вузы и учреждения дополнительного образования; социокультурного развития личности; - Социокультурного развития личности (в области развития эстетического восприятия и вкуса, интерпретации, анализа и т.д.) - на всех уровнях обучения; - Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы; - Социокультурного развития личности (в области развития восприятия и вкуса, критического мышления, интерпретации, анализа медиатекстов и т.д.) - на всех уровнях обучения. Здесь можно выделить как теоретическую (блок подготовки аудитории в области теории медиа и медиаобразования и блок развития медиаобразовательной мотивации и технологии) и практическую (блок креативной деятельности, блок перцептивно-аналитической деятельности) составляющие (А.В.Федоров). Плюс диагностические и результативный компоненты модели, с соответствующими показателями медиакомпетентности (мотивационным, контактным, информационным, перцептивным, интерпретационным/оценочным, практико- операционным/деятельностным и креативным); - Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы;

6 Ключевые темы медиаобраз овательных занятий Медиаэкология, медиадидактика, Язык медиа, Аудитория медиа, Категории медиа, Технологии медиа, Медийные агентства, Медийные репрезентации, Теория и история медиакультуры, Проблемы медийного насилия и др. Медийное восприятие, аудиовизуальное восприятие, Язык медиа, Аудитория медиа, Категории медиа, Технологии медиа, Медийные агентства, Медийные репрезентации, Теория и история медиакультуры, Проблемы медийного насилия и др.

7 Грантовая поддержка научных О грантовой поддержке медиаобразовательных проектов со стороны Гранты Министерства образования и науки Российской Федерации (19992001; 2002-2003; 2006-2008),

исследован ий в области медиаобраз ования

министерств или государственных научных фондов Украины у нас нет данных.

Поддержка медиаобразования зарубежными фондами фрагментарна.

Число диссертаций украинских педагогов по медиаобразовательной тематике, защищенных в XXI веке, не превышает десятка.

Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда (1997-2009), Российского фонда фундаментальных исследований (2002-2004), Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России» (20032005), ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов («Институт «Открытое общество», МИОН - Иноцентр, Фулбрайт, IREX, DAAD и др.). Всего было получено свыше 40 научно-исследовательских грантов.

С начала XXI века в России было защищено уже свыше 40 диссертаций по тематике медиаобразования.

Положител ьные и негативные тенденции развития медиаобраз овательног о процесса

Несмотря на заметное усилие научно-исследовательской работы в области медиаобразования, ее темпы все еще отстают от потребностей современного общества.

Медиаобразование не является обязательным (за исключением

специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа).

Медиаобразование в школах развито слабо и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медиаобразование студентов педагогических вузов и учителей также не является обязательным и пока еще не внедрено на практике.

В целом медиаобразование все еще далеко не только от широкого практического внедрения, но и от достаточно заметного экспериментального уровня.

Трудности развития медиаобразования на современном этапе также

Ведется интенсивная научно-исследовательская работа по тематике медиаобразования при грантовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России», ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов.

Медиаобразование не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа).

Медиаобразование в школах развито все еще слабо и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер.

Медиаобразование студентов педагогических вузов и учителей также не является обязательным и охватывает ограниченный круг учреждений. Вместе с тем с официальным открытием (с 2002 года) вузовской специализации «Медиаобразование» имеются перспективы расширения спектра высших учебных заведений России, внедряющих медиаобразование в учебный процесс.

В развитии медиаобразования недостаточна роль педагогических

8

связаны:

- с отсутствием целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

- с инертностью руководства вузов, не торопящихся делать конкретные шаги для чтения медиаобразовательных курсов;

- с традиционными подходами структур Министерства образования, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и

информационным технологиям образования при отсутствии внимания к актуальным проблемам медиапедагогики.

Для придания движению медиаобразования ощутимого импульса необходима консолидация педагогических вузов, факультетов журналистики, медиапедагогов-экспериментаторов и также медийного сообщества.

вузов, факультетов журналистики, а также медийного сообщества в целом.

Трудности развития медиаобразования на современном этапе также связаны:

- с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

- с определенной инертностью руководства вузов, не торопящихся делать конкретные шаги для чтения медиаобразовательных курсов;

- с традиционными подходами структур Министерства образования и науки, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиапедагогики.

В целом медиаобразование все еще не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения.

Необходима консолидация педагогических вузов, факультетов журналистики, медиапедагогов-экспериментаторов и также медийного сообщества, координация взаимодействия государственных структур, уже существующих медиаобразовательных центров и многочисленными экспериментальных площадками в данной области.

Выводы

Как видно из данных таблицы 1, несмотря на похожие проблемы и трудности, развитие медиаобразования в Украине на сегодняшний день заметно отстает от российского уровня по ряду параметров. Сегодня украинских медиапедагогов объединяет стремление создать (по аналогии с Россией) Ассоциацию медиапедагогики Украины, основать свой собственный научный журнал (не только в электронной, но и печатной версиях), в котором публиковались бы статьи по проблемам медиаобразования и медиакомпетентности, открыть новую вузовскую специальность «медиапедагогика» с квалификацией «медиапедагог» [Онкович, 2007(л), с.358].

В тоже время, можно выделить два соперничающих направления в медиаобразовательном процессе - киевский и львовский. Киевская группа медиапедагогов во главе с Г.В.Онкович делает основную ставку на медиадидактику -«совокупность упорядоченных знаний, принципов, умений, методов, способов и форм организации учебного процесса на материале средств массовой коммуникации при интеграции медиапедагогики с другими дисциплинами» [Онкович, 2007(л), с.358]. Львовский же коллектив педагогов ориентируется на проблемы медийной экологии и связь журналистики с медиаобразованием. К сожалению, у этих групп пока еще так и не сложились творческие контакты в Ассоциацией деятелей кинообразования Украины (глава Ассоциации - О.Мусиенко).

Украинские медиапедагоги признают, что в области медиаобразования Украина все еще отстает от многих стран [Найдьонова, 2007, с.163], однако нарастающее внимание к проблемам медиапедагогики [см., например, диссертации А.Д.Онковича, 2004 и И.М.Черемис, 2008] в двух крупнейших научных центрах Украины - Киеве и Львове - позволяет оптимистично смотреть в будущее.

Примечания

Баришполець О. Медiаосвiта: зарубiжний досвщ // Сощальна психологiя. 2008. №3 (29) http://www.politik.org.ua/vid/magcontent.php3?m=6&n=84&c=2072

Бондур Ю.В. Художне виховання старшокласниюв засобами медiа-культури // Науковi пращ. 2005. Т.42. N 29. С.111-116.

Бужиков Р.П. 1нновацшно-комушкацшш технологи у системi дистанцшного навчання // Вища освта Украти. 2007. № 3. Додаток 3 (т.7). Тем. вип. «Вища осв^а Укра!ни у контекст! штеграцп до европейського осв^нього простору: мошторинг якост осв^и». С.202-206. Габор, Н. Медiа-освiта по-.., або замкть пiслямови // Медia-атака / Сост.Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. Л^в: 1нститут екологii масовоi iнформацii, Meдia-центр 'Нова журналштика', 2002. С.49-52.

Гончаренко С.У. Украшський педагогiчний словник. К.: Либiдь, 1997. 376 с. Гришкова Р.О., Онкович Г.В. Використання засобiв масово! шформацп у формуваннi шшомовно! соцiокультурноl компетенци студентiв нефiлологiчних спецiальностей // Вересень. 2006. №№ 3-4 (36-37). С.35 - 41.

Козлова А. Журналштська освiта за кордоном // Вища освта Украши. 2007. № 2. С.105 -109.

Козлова А. Журналютська осв1та за кордоном: проблеми та перспективи // Украгнська журнал1стика: умови формування та перспективи розвитку / Вщп. ред.: С.М.Квгт, Т.Г.Бондаренко. Черкаси: МОН Укра!ни: Черкаський нац. ун-т ¡м. Б.Хмельницького, 2007. С.18-20.

Козлова А. Закордонний досвщ пщготовки журнал1стських кадр1в // Вища освта Украгни. 2007. № 2. Додаток: тем. вип. «Педагопка вищо! школи: методолопя, теор1я, технологи». Т.3. С.137-139.

Козлова Г.В. Журналктська осв1та за кордоном // Актуальнг теоретичш г прикладнг проблеми мас-мед1а. Р1вне: МЕГУ 1меш ак. Степана Дем'янчука, 2007. С. 21 - 23.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. 284 с.

Масол, Л. Мед1акультура як компонент осв1ти //Мистецтво та освта. 2003. N2. С.2-7. Медia-атака / Сост.Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. Львiв: 1нститут екологи масовоi шформаци, Meдia-центр 'Нова журналiстика', 2002. - 56 с.

Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555.

Мед1а-освта: електронний журнал 1нституту Медiаекологii /

http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/zurnal/indexukr.htm

Найдьонова Л.А. Перспективи розвитку медiаосвiти в контекст болоньского процессу: процесуальна модель медiакультури // Болонський процес I вища освта в Украгт та Сврот: проблеми й перспективи. К., 2007. С.162-168.

http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=30060

Недоходюк Г.Д. РЯ у систем1 вищо! осв1ти // Вища освта Украгни. Додаток 3 (Т.2). 2006. Тем. вип. «Вища осв1та Укра!ни у контекст штеграци до европейського осв1тнього простору». С.282-285.

Недоходюк Г.Д. Роль РЯ- технологш в украшськш вищш школ1 у контекст европейсько! штеграци // Вища освта Украгни. 2007. № 3. Додаток 3 (т.6). Тем. вип. «Вища осв1та Укра!ни у контекст штеграци до европейського осв1тнього простору: мошторинг якост осв1ти». С.194- 197.

Онкович А. Д. Формування педагог1чног компетентност1 вчител1в украгнськог дгаспори США засобами педагог1чног перюдики. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ки!в, 2004. 22 с. Онкович А.Д., Онкович Г.В. Мед1апедагопки \ мед1аосв1та // Украгнська журнал1стика: умови формування та перспективи розвитку / Вщп. ред.: С.М.Кв1т, Т.Г.Бондаренко. Черкаси: МОН Укра!ни; Черкаський нац. ун-т 1м. Б.Хмельницького 2007. С.52 - 57.

Онкович Г.В. Засоби масово! шформаци у навчанш мови (укра!нознавчий аспект) // Дивослово, 1997. № 5-6. С.19-24.

Онкович Г.В. Засоби масово! комушкаци у термшолопчному npocTopi медiа-освiти // Дивослово. 2007 (а). № 5. С.29-31.

Онкович Г.В. Засоби масово! комушкаци у термшолопчному просторi медiа-освiти // Лексико-грамматические инновации в современных восточнославянских языках / Составитель Т.С.Пристайко. Дншропетровськ: Пороги, 2007 (б). С.380-383.

Онкович Г.В. Медиадидактика // Журналистика и медиаобразование-2007. В 2 т. Т.1 / под ред. проф.. А.П.Короченского. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007 (в). С.243-248.

Онкович Г.В. Медиадидактика в обучении русскому языку как иностранному // Мир русского слова и русское слово в мире. Т. 6 (2). Методика преподавания русского языка (родного, неродного, иностранного). София: Neron press, 2007 (г). С.335-340.

Онкович Г.В. Медiапедагогiка // Вища освта Украгни. 2007 (д). № 2. Додаток 1. С. 123-125. Онкович Г.В. Медiа-педагогiка i медiа-освiта: поширення у свт // Дивослово. 2007 (е). №6. С.2-4.

Онкович Г.В. Медiапедагогiка. Медiаосвiта. Медiадидактика // Актуальн проблеми гумантарног освти / За заг. ред. Г.В. Онкович, А.М.. Ломаковича Ки!в - Кременець: РВЦ КОГП1 iменi Тараса Шевченка, 2007 (ж). С.20-25.

Онкович Г.В. Медiапедагогiка. Медiаосвiта. Медiадидактика // Актуальн теоретичн i прикладн проблеми мас-медiа. Рiвне: МЕГУ iменi академiка Степана Дем'янчука, 2007 (з). С.16-18.

Онкович Г.В. Медiапедагогiка. Медiаосвiта. Медiадидактика // Вища освта Украгни. 2007 (и). № 2. С.63-69.

Онкович Г.В. Медiапедагогiка як складова медiакультури // Зб. науков. праць Кременец. обл. гумант.-педаг. т-ту iм. Т.Шевченка. Вип. 1. Серiя: Педагопчш науки. Кременець: Кременец. обл. гумашт.-педаг. ш-т, 2007 (к). С.100-107.

Онкович Г.В. Технологи медiаосвiти // Вища освта Украгни. 2007 (л). № 3. Додаток 3 (т.5). Тем. вип. «Вища осв^а Украши у контекст штеграци до европейського освiтнього простору: мошторинг якостi осв^и». С.357 - 363.

Пюкун О.М. Медiаосвiта в Укра!ш: реали та перспективи пiдготовки журналшив // Ученые

записки. Симферополь. 2005. Т.18 (57). N3. С.97-99.

Потятинник Б.В. Медiа: ключi до розумтня. Львiв, Паш, 2004. 312 с.

http://www.franko.lviv.Ua/mediaeco/biblioteka/knyga.htm# Toc74750443

Потятинник Б.В. Медiа-освiта: журналктика для вах. 2002.

http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/index.htm

Потятинник Б.В. Масова журналктська осв^а - а чому б ш? //МедiаКритика. 2005. № 10. С.7-10.

Потятиник. Б.В., Лозинський, М. Патогенний текст. Львiв: Мiсiонер, 1996. 296 с.

Робак В. До питання про розвиток мед1апедагопки у Шмеччиш // Другий украгнський педагог1чний конгрес. Льв1в: ТзОВ Камула, 2006. С.275 - 286.

Румянцев В.В. Медийное образование // Зеркало Европы 2002. № 7. http://hipressure.donbass.com/edu/conf2001/rumyantsev.htm

Силина В.К. Кино в школе как средство эстетического воспитания. Киев: Рад.школа, 1968. 174 с.

Тягло О.В. Критичнее мислення як елемент сучасноi мед1а-осв1ти // Медia-атака / Сост.Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. Львiв: 1нститут екологи масовоi шформаци, Meдia-центр 'Нова журналiстика', 2002. С.35.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Изд-во ЦВВР. 708 с. Федоров А.В. Медiаосвiта: творчi завдання для школярiв // Вгдкритий урок: розробки, технологи, досв1д. 2008. № 1.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВИН ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.

Чашко Л.В. Кино, радио, телевидение в эстетической работе. Киев: Рад.школа, 1979. 152 с. Чемерис 1.М. Мед1а-осв1та за кордоном: теорп мед1аосв1ти та коротка ктор1я розвитку // Вища освта Украгни. 2006. № 3.

Чемерис 1.М. Формування профестног компетентност1 майбутшх журнал1ст1в засобами ¡ншомовних пергодичних видань. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ки!в, 2008. 24 с. Чернявська Ю.Ю. До питання розвитку мед1а-осв1ти в школах Захщно! Канади // Ыформацшш технологи г засоби навчання / За ред. В.Ю.Бикова, Ю.О.Жука. К., 2005. С.249-255. Чернявська Ю.Ю. Мед1а-осв1та - шновацшний напрям у школ1 Канади // Директор школи Украгна. 2006. N3. С.34-38.

Чернявська Ю.Ю. Мед1а-осв1та у Великш Британи та Канад1 // 1нформацшне забезпечення навчально-виховного процесу: 1нновацшш засоби I технолог^'. К., 2005. С.153-175. Шариков А.В. Концепция медиаобразования во второй ступени средней образовательной школы. М.: Академия педагогических наук, 1991. 23 с.

Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. 66 с.

Шумаева, С. Мед1аосв1та: юторичш та культуролопчш аспекти розвитку // Р1дна школа. 2003. N5. С.70-72.

Янишин О.К. 1ншомовш перюдичш видання у формуванн1 комушкативних ум1нь прац1вник1в 1нформац1йно! сфери (мед1адидактичний п1дх1д) // Вища освта Украгни. 2007. № 3. Додаток 3 (т.5). Тематичний випуск «Вища осв1та Укра'ни у контекст1 1нтеграцИ' до европейського осв1тнього простору: мон1торинг якост1 осв1ти». С.428 - 434.

Янишин О.К. Пресодидактика та пресолшгводидактика ^зь призму медiаосвiти Науковий часопис НПУ ¡м. М.П. Драгоманова. Серiя 7. Релтезнавство. Культура. Фiлософiя. Вип. 11 (24). К.: НПУ iменi М.П. Драгоманова, 2007. С.226- 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.