11.Das wissenschaftliche Bibellexikon im Internet [Электронный ресурс]. -URL : http:// www.wibilex.de (дата обращения: 07.02.2012).
ЛИЧНОСТЬ И МЕДИА: ГУМАНИТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В
МЕДИАОБРАЗОВАНИИ
Федоров Александр Викторович
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», г. Таганрог, Россия
УДК 37(4/9)
ББК 74.04(3)
УКРАИНСКОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ*
В статье анализируются основные тенденции развития медиаобразования на Украине на современном этапе (1992-2012 годы).
Ключевые слова: медиаобразование; медиаграмотность; школа; вуз; Украина.
UKRAINIAN MEDIA EDUCATION AT THE PRESENT STAGE*
The paper analyzes the main trends of media education, put forward by Ukrainian media educators at the present stage.
Key words: media education; media literacy; students; school; university; Ukraine.
Теоретические подходы. Находясь в составе СССР, Украина до 1992 года была в общем русле медиаобразовательных теоретических концепций того времени. В 1960-х - 1980-х гг. здесь доминировала эстетическая теория медиаобразования [Поликарпова, 1976; Силина, 1968; Чашко, 1979]. В первой половине 1990-х Украина находилась на трудном этапе становления нового государственного статуса, в том числе и в образовательном контексте, что не могло не отразиться на развитии медиаобразования, которому (на общем
* Статья написана при финансовой поддержке НИР по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации (2012-2014), “Развитие научного потенциала высшей школы». Наименование НИР: «Сравнительный анализ развития медиаобразования в странах Восточной Европы (1992-2012)», № 6.377.2011. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров.
* The article is written with financial support of НИР (scientific research work) on the state instruction of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2012-2014), «Scientific capacity development of the higher school». The title of the scientific research work: «Comparative analysis of media education development in Eastern European countries (19922012)», No. 6.377.2011. The project manager is the doctor of pedagogical sciences, Professor A.V. Fedorov.
фоне многочисленных проблем) на официальном уровне не придавалось весомого значения. Вполне естественно, что в своих теоретических подходах украинские медиапедагоги опирались на зарубежный опыт, в первую очередь, западный и российский. Отсюда не удивительно, что вышедший в этот период «Украинский педагогический словарь» [Гончаренко, 1997] в расшифровке понятия «медиаобразование», по сути, повторял аналогичное определение из «Российской педагогической энциклопедии»: направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Медиаобразование, 1993, с.555].
Вместе с тем, именно 1990-е годы выдвинули, по крайней мере, трех украинских теоретиков коммуникаций, медиа и медиаобразования. Медийные теории, в том числе - семиотические, теории информационных воздействий/влияний - в своих фундаментальных монографиях, неоднократно переиздававшихся в России и Украине, анализировал и разрабатывал Г.Г. Почеп-цов (Киев) [Почепцов, 1996; 1999]. Теоретические подходы развития медиаобразования на материале прессы разрабатывала киевлянка Г.В. Онкович [Онкович, 1993; 1997], выдвинувшая термин «прессодидактика» и рассматривавшая интегрированное медиаобразование в контексте языкового обучения.
Еще один теоретик, лидер львовской медиаобразовательной школы Б.В. Потятиник был уверен, что «медиаобразование - научно-образовательная сфера деятельности, которая ставит перед собой цель помочь личности в формировании психологической защиты от манипуляции или эксплуатации со стороны масс-медиа и развивать/прививать информационную культуру» [Потятиник, 2005, с.8], поэтому в 1990-х годах руководимый им коллектив сконцентрировался именно на защитной/предохранительной теории медиаобразования. В частности, как и у Г.Г. Почепцова, речь шла о разработке теоретической модели защиты личности от негативных медийных воздействий [Потятиник, Лозинський, 1996].
В первом десятилетии XXI века наряду с сохранившим высокую научную активность Г.Г. Почепцовым весомо заявил о себе и еще один украинский теоретик медиа - В.Ф. Иванов, опубликовавших целую серию монографий, учебных пособий, посвященных проблемам массовых коммуникаций, журналистики и медиаобразования. В его трудах подробно анализируются исторические и современные тенденции развития науки о медиа, включая теоретические концепции, модели, проблемы информационного общества и глобализации [Иванов, 2009; 2010; 2011].
В начале XXI века развитии теоретических концепций медиаобразования
на Украине развивалось более интенсивно. Это можно проследить хотя бы по резко возросшему числу диссертаций по данной тематике [Бужиков, 2007; Духанина, 2011; Казаков, 2007; Курлищук, 2008; Онкович, 2004; Росляк, 2004; Сахневич, 2012; Чемерис, 2008; Шубенко, 2010 и др.].
Согласно своему названию, Институт экологии массовой информации (Львов), в первом десятилетии нового века в значительной степени делал ставку на развитие «предохранительных», «защитных» подходов, обоснованных негативным влиянием медиа [Габор, 2002, с .49-52; Медia-атака, 2002, с. 61-90]. Однако материалы интернет-сайта института, круглых столов и конференций, проведенных под его эгидой, показывают, что в качестве базовых рассматриваются также такие медиаобразовательные концепции, как семиотическая, культурологическая, социокультурная, развития критического мышления. «Львовская версия» медиаобразования основана на объединении усилий не только педагогов, но и психологов, журналистов, юристов и священников [Габор, 2002, с. 50]. Наиболее полно точка зрения львовской научной школы медиаэкологии, медиакритики и медиаобразования представлена в монографии Б.В. Потятиника «Медиа: ключи к пониманию» [Потятиник, 2004]. В частности, там значительное внимание уделяется не только теориям медиа, но и проблеме медийного насилия, последствиям его воздействия на несовершеннолетнюю аудиторию.
В начале XXI века усилиями профессора Г.В. Онкович (Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины) ярко заявила о себе киевская группа педагогов, концентрирующихся на проблемах медиадидактики - совокупности «упорядоченных знаний, принципов, умений, методов, способов и форм организации учебного процесса на материале средств массовой коммуникации при интеграции медиапедагогики с другими дисциплинами» [Онкович, 2007, с. 358]. В своих трудах Г.В. Онкович справедливо отмечает, что не стоит ограничивать аудиторию медиаобразования только учащимися: медиаграмотность нужна также и взрослым. Кроме того, Г.В. Онкович резонно обращает внимание и на необходимость самостоятельного медиаобразования. На первый план в своей теоретической концепции Г.В. Онкович выдвигает медиадидактические идеи [Онкович, 2011]. В очных научных дискуссиях с Г.В. Онкович мне удалось выяснить, что в ее понимании медийная дидактика имеет подразделы, соответствующие различным видам медиа: прессы, радио, кино, телевидения и пр.
В рамках данной концепции Н.М. Духаниной (научный руководитель Г.В. Онкович) была разработана модель использования медиаобразователь-ных технологий в подготовке магистров компьютерных наук [Духанина, 2011]. В диссертационном исследовании И.М. Чемерис, выполненной под руководством того же научного руководителя, теоретически обоснована и экспериментально проверена необходимость применения иноязычных периодических изданий в процессе обучения иностранному языку будущих журналистов с целью формирования их профессиональной компетентности [Чемерис, 2007].
В XXI веке заведующая лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины Л.А. Найдьонова разработала модель медиакультуры, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) [Найдьонова, 2007, с. 165-166].
В какой-то степени эта модель соотносится с разработанной нами моделью развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла [Федоров, 2007, с. 145], где мы выделили теоретическую (блок подготовки аудитории в области теории медиа и медиаобразования, блок развития медиаобразова-тельной мотивации и технологии) и практическую (блок креативной деятельности, блок перцептивно-аналитической деятельности) составляющие. Однако в нашей модели отдельно выделены диагностические и результативный компоненты модели, в то время, как в модели Л.А. Найдьоновой они, по-видимому, встроены в каждый из четырех выделенных ею блоков. Это такие показатели, как дифференцированный выбор, способность оценивать медиатексты, «энергетическая заряженность» на «поиск», «актуализацию», «генерацию» и «использование» медиа и медиатекстов [Найдьонова, 2007, с. 167].
Следуя идеям британского ученого Л. Мастермана, украинские ученые в последние годы тесно связывают медиаобразование и с развитием критического мышления [Тягло, 2002, с. 35]. При этом, признавая важность автономного профессионального и массового медиаобразования, украинские медиапедагоги в большей степени анализируют возможности интегрированного медиаобразования, в частности, на лингвистическом материале [Онкович, 1997, с. 19-24; Янишин, 2007, с. 430-431], в подготовке PR-специалистов [Недоходюк, 2007, с. 194-197] и др.
Так А.Д. Онкович в своей диссертации доказывает эффективность медиаобразования на материале прессы и иных средств массовой коммуникации на основе следующего цикла творческих заданий:
- изучение информации об образовательной прессе (с учетом особенностей развития системы образования в данной стране);
- изучение «монтажного» языка издания (или теле/радиопередачи);
- комментирование рубрик, обзор связанных с ними статей, передач;
- общий анализ материалов периодики (прессы, теле/радиопередачи);
- анализ жанровой палитры современной публицистики, актуализация «образа жанра»;
- работа над проблемной статьей на актуальную тему;
- анализ проблематики издания, характеристика его издателей и авторов;
- работа со специальной лексикой издания (терминология, типичные син-
таксические конструкции и т.д.);
- анализ презентации знаменитостей, о которых пишет данное издание;
- комментарий актуальных проблем, отраженных в публикациях данного издания [Онкович, 2004, с. 16].
Существенные теоретические результаты в области медиаобразования получены Н.А. Шубенко (Киевский университет им. Б. Гринченко). Она обосновала модель формирования медиакультуры будущего учителя музыки средствами аудиовизуальных искусств, основанной на мотивационном обеспечении медиадеятельности студентов на основе ценностного отношения к артефактам медиакультуры; на принципах педагогической интеграции с акцентированием внимания на синестетических художественно-перцептивных процессах в современном искусстве; на обновление профессиональной подготовки будущего учителя музыки благодаря введению аудиовизуальных медиатекстов в учебный процесс; на развитии медиакомпетентности [Шубенко,
2010].
Ю.Н. Казаков (Луганский национальный педагогический университет) исследовал педагогические условия использования медиаобразования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей [Казаков, 2007]. А его коллега из того же вуза - И.И. Курлищук - педагогические основы социализации студенческой молодёжи средствами массовой коммуникации [Курлищук, 2008].
Вместе с тем нынешним украинским медиапедагогам чужда национальная замкнутость, они внимательно анализируют российский [Баришполець, 2008; Бужиков, 2007; Онкович, 2007; Чемерис, 2008], немецкий [Румянцев, 2002, с.10-17; Робак, 2006, С.275-286], американский, британский, кананд-ский [Габор, 2002, с.49-51; Онкович, 2007; Чернявська, 2005] медиаобразо-вательный опыт. В частности, стали появляться первые переводы статей российских авторов на украинский язык [Федоров, 2008].
Изучение и анализ состояния современного украинского медиаобразования позволило составить таблицу 1, кратко отражающую его теоретические позиции.
Таблица 1
Современное состояние украинского медиаобразования: теоретические
позиции
N Теоретические позиции в украинском медиаобразовании на современном этапе Краткая характеристика теоретических позиций современного украинского медиаобразования:
1 Главные цели - Развитие теоретических концепций медиа (Г.Г. Почепцов, В.Ф. Иванов, Б.В. Потятиник и др.); - Развитие синтеза медиаобразования и журналистики (Академия
украинской прессы: коллектив исследователей под руководством В.Ф. Иванова); - Развитие медийной экологии, защита аудитории от вредных медийных воздействий (Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете); - Развитие медиадидактики (коллектив медиапедагогов-исследователей под руководством Г.В. Онкович, Академия педагогических наук Украины); - Развитие социокультурной модели медиаобразования (коллектив педагогов-исследователей под руководством Л.А. Найдьоновой, Академия педагогических наук Украины); - Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Национальная ассоциация деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины под руководством О.С. Мусиенко); - Развитие критического мышления аудитории на медийном материале (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины); - Развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины).
2 Основные медиаобразо- вательные теории - социокультурная теория; -«практическая» теория; - теория развития критического мышления; - защитная теория; - теория развития медиадидактики; - теория медиаэкологии; - эстетическая теория.
3 Базовые ме-диаобразова-тельные модели - Социокультурная модель медиакультуры , состоящая из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) - на всех уровнях обучения; - Практические модели (изучение использования медиа на практике) - на всех уровнях обучения, включая школы, вузы и учреждения дополнительного образования;
- Модель развития критического мышления аудитории по отношению к медиатекстам разных видов и жанров;
- «Защитная», медиаэкологическая модель, включающая развитие критического мышления - на всех уровнях обучения;
- Медиадидактическая модель (ориентация на ряд дидактических моделей, связанных с кинообразованием, образованием на материале прессы, телевидения, радио, интернета и т.д.) - на всех уровнях обучения;
- Модель эстетического развития личности (в области развития эстетического восприятия и вкуса, интерпретации, анализа и т.д.) - на всех уровнях обучения;
- Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы;
На сегодняшний день в медиаобразовательном процессе Украины можно выделить несколько соперничающих научных групп:
- Развитие синтеза медиаобразования и журналистики (Академия украинской прессы: коллектив исследователей под руководством В.Ф. Иванова).
- Развитие медийной экологии, защита аудитории от вредных медийных воздействий (Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете).
- Развитие медиадидактики (коллектив медиапедагогов-исследователей под руководством Г.В. Онкович).
- Развитие социокультурной модели медиаобразования (коллектив педа-гогов-исследователей под руководством Л.А. Найдьоновой).
- Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Национальная ассоциация деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины под руководством О.С. Мусиенко).
Украинские медиапедагоги признают, что в области медиаобразования Украина все еще отстает от многих стран [Найдьонова, 2007, с. 163], однако нарастающее внимание к проблемам медиапедагогики - как в Киеве, так и в украинских регионах - позволяет оптимистично смотреть в будущее, тем более, что именно в последние годы Украина последовательно внедряет теоретические концепции медиаобразования на практике.
Практическая реализация. В 1960-х - 1980-х гг. украинские медиапедагоги, находясь в фарватере общих тенденций советского периода, организовывали школьные и вузовские (речь идет об обычных, немедийных вузах) кинокружки и кинофакультативы, ориентированные в большей степени на развитие эстетического восприятия и вкуса аудитории.
Вслед за Москвой в Киеве при Союзе кинематографистов Украины был создан (1967 г.) Совет по кинообразованию под руководством Г.К. Поликар-
повой, разработавшей курс по кинообразованию школьников. Этим курсом заинтересовался республиканский институт усовершенствования учителей и педагоги, изучившие его, стали вести кинофакультативы в 32-х киевских школах. Этот опыт стал распространяться и в других украинских городах, чему способствовало и издание учебного пособие «Основы киноискусства в школе» [Поликарпова, 1976].
Массовое медиаобразование развивалось также и в интегрированном варианте - в рамках таких обязательных дисциплин, как литература, история, русский, украинский и иностранные языки. Одновременно в украинских школах и вузах и вне их стен выходило немало самодеятельных газет и журналов. Разумеется, вся эта деятельность до 1991 года находилась под строгим идеологическим контролем.
В 1989 году Совет по кинообразованию был трансформирован в Ассоциацию деятелей кинообразования Украины, которую до 1998 года возглавляла Г.К. Поликарпова. Именно ей в 1991-1998 гг. удалось организовать на базе киноведческого факультета Киевского государственного института театрального искусства обучение десятков украинских педагогов по новой специальности (второго высшего образования) - «Киновед. Преподаватель основ киноискусства».
С обретением независимости Украина была охвачена мощными политическими и социальными потрясениями, поэтому первая половина 1990-х гг. не дала возможности сконцентрироваться на «второстепенных» направлениях педагогики. Хотя отдельные примечательные акции (конференции, фестивали) проводились, например, Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики Украины, которую с 1998 года возглавила профессор Киевского национального университета театра, кино и телевидения О.С. Мусиенко.
Новая страница в практическом внедрении медиаобразования началась с 1999 года, когда во Львовском национальном университете был создан Институт экологии массовой информации под руководством Б. Потятиника, который наладил сотрудничество с американскими медийными ассоциациями и взял курс на разработку новых подходов в области медиапедагогики (по-украински медиаобразование переводится как ‘медіа-освіта’).
К примеру, в сентябре 2002 года лидеры Института экологии массовой информации Б. Потятиник и Н. Г абор успешно организовали и провели международную научно-практическую конференцию «Медиаобразование как часть образования гражданина» [Медіа-атака, 2002]. Коллективом этих медиапедагогов была создана и внедрена в учебный процесс львовской средней школы № 77 программа факультативного обучения по курсу «Медіа-освіта в Україні» для 7-11 классов [http://www.mediaeducation.iatp.org.ua/page2.html].
К сожалению, украинские медиапедагоги практически не получали грантовой поддержки со стороны Министерства образования Украины и украинских государственных научных фондов. Зато украинское движение медиаобразования поддержали фонды зарубежные. Наиболее ярким примером такого рода стала Media Literacy Program in the CIS (2006-2009) при поддерж-
ке гранта ReSET-HESP
(http://wwwnew.towson.edu/medialiteracy/localaboutus.htm). Можно также отметить поддержку проекта Б.Потятиника «Электронный журнал Института медиаэкологии «Медиаобразование» («Медіа-освіта») -
http: //www.franko .lviv.ua/mediaeco/zurnal/indexukr.htm, инициированный с 2001 года при содействии Международного фонда «Возрождение». Этот же фонд активно поддержал медиаобразовательные курсы для педагогов, организованные Академией украинской прессы (2011-2012) под руководством
В.Ф. Иванова (http://www.aup.com.ua/?new lang=ua).
В 2005 году по решению Президиума Национальной академии педагогических наук Украины в Киевском институте социальной и политической психологии была создана лаборатория психологии массовой коммуникации и медиаобразования, которую возглавила кандидат психологических наук Л.А. Найденова, организовавшая целую серию экспериментов по теме медиакультуры, медиаобразования, медиакомпетентности, использования компьютерных и сетевых технологий несовершеннолетней аудиторией.
В 2009 году в Харьковском национальном университете была открыта новая кафедра медийных коммуникаций. С ее подачи открылась одноименная эспериментальная программа обучения магистров. Медиаобразователь-ные курсы стали читаться не только в вузах Киева, Львова и Харькова, но и др. украинских городов.
Но самые значительные изменения в области практического внедрения массового медиаобразования на Украине произошли в 2010 году, когда Национальная Академия педагогических наук утвердила концепцию развития медиаобразования [Концепция ... , 2010]. Одним из инициаторов разработки данной концепции стала заместитель директора Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины Л.А. Найденова.
По приказу Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины [Приказ ... , 2011] с сентября 2011 года эксперимент по внедрению медиаобразования начался в 82-х школах Киева и восьми украинских регионов, включая Крым. В частности, только в одной николаевской области медиаобразованием охвачено 15 школ. В рамках предмета «Медиакультура» в десятых классах ведутся занятия по темам «Человек в мире информации», «Визуальная медиакультуры и медийное искусство», «Основы безопасного поведения в Интернете» и др. Медиаобразование интегрируется в такие обязательные дисциплины, как информатика, мировая художественная культура, литература. Активизируется работа кино/медиаклубов, кружков, школьных газет, сайтов, фото/радио/телестудий, ученических и учительских блогов, форумов, дистанционного медиаобразования.
Не только в Киеве (организаторы - В.Ф. Иванов, О.В. Волошенюк), но в регионах идет подготовка медиапедагогов на специальных курсах повышения квалификации, семинарах и тренингах. Проводятся медиаобразовательные конференции - как для педагогов, так и для учащихся.
15 - 20 августа 2011 в Киеве состоялась Первая летняя школа по медиаобразованию. Ее организатором выступил международный благотворительный фонд «Академия Украинской Прессы» совместно с Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, Академией социальной и политической психологии Национальной Академии педагогических наук, отделом киноискусства Института искусствоведения, фольклористики и этнологии Национальной Академии наук Украины.
Участниками Школы стали украинские педагоги высшей школы, среди них - преподаватели областных институтов последипломного образования и преподаватели гуманитарных дисциплин вузов. Аудитория Школы состояла из координаторов всеукраинского медиаобразовательного эксперимента и преподавателей областных институтов последипломного образования. В число преподавателей вошли президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова, доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров, президент Академии Украинской прессы, зав.кафедрой Киевского национального университета им. Т. Шевченко, доктор филологических наук, профессор В.Ф. Иванов, доктор филологических наук, профессор Мариупольского университета Г.Г. Почепцов, глава Союза кинематографистов Украины, киновед, кандидат искусствоведения
С.В. Тримбач, сотрудники отдела киноискусства Института им. М. Рыльсь-кого, Академии педагогических наук Украины, медиа-эксперты общественных организаций. Вскоре, 19-20 января 2012 года, успешно прошел организованный Академией Украинской Прессы Всеукраинский семинар «Подготовка медиапедагога к преподаванию курса «Медиакультура личности» в Николаеве.
Значительный интерес представляет и крымский эксперимент по внедрению медиаобразования в 12-ти школах. В Крыму и до 2011 года работали школьные кружки и секции по кино, фотографии и журналистики, проводились медиаобразовательные семинары для педагогов. Была составлена медиатека и библиотека учебно-методических пособий и учебных программ по медиаобразованию. В частности, известность получила заочная школа по кино и телевидению для школьников (руководители Е.В. Куценко и В.А. По-гребатько).
С 2011 года внедрение медиаобразования в Крыму основывается на ме-диапедагогической модели для начальных, средних и старших классов средней школы, разработанной научным координатором экспериментальноисследовательской работы в регионе Е.В. Куценко. «Цель этой модели -аудиовизуальное, эстетическое, эмоционально-интеллектуальное воспитание личности на материале различных медиатекстов, развитие критического мышления и подготовка детей и молодежи к жизни в демократическом медийном обществе. Означенная модель позволяет использовать в процессе обучения различные средства массовой коммуникации - кинематограф, теле-
видение, Интернет, мультимедийные презентации, компьютерные игры, средства массовой информации и т.д. Основные задачи, которые планируется решать в рамках эксперимента - обучение школьников и студентов осознанному выбору необходимой информации, умелому использованию современных медиа, умению анализировать и критически осмысливать содержание различных медиатекстов, креативно применять на практике полученные знания, т.е. создавать свою собственную медиапродукцию» [Куценко, 2012].
Одной из важных задач первого этапа эксперимента стало медиаобразование учителей на специальных курсах, где педагоги познакомились с историей и этапами развития медиаобразования, изучили основы медиаобразова-тельной теории и технологии. Для каждой школы, входящей в эксперимент, были подготовлены учебно-методические пакеты: документация по эксперименту, учебная программа для 10-11 классов и учебно-методическое пособие, подготовленные Институтом социальной и политической психологии Национальной Академии педагогических наук Украины, а также подборка из статей и учебных пособий по медиапедагогике с опытом зарубежных коллег [Куценко, 2012].
Сегодня перед украинскими медиапедагогами стоят задачи разработки учебно-методических рекомендаций по основам медиаграмотности для разных возрастных групп; отбора и оформления раздаточного материала к ме-диаобразовательным занятиям - иллюстраций, шаблонов, дисков с фильмами и телепрограммами, фотографий, схем, таблиц, презентаций, т.д.; подготовки игровых заданий, материалов к занятиям по медиаобразованию школьников; рекомендаций по работе с родителями; авторских адаптированных учебных программ для начальной, средней и старшей ступеней школы, в том числе - интегрированных; создания он-лайн ресурсов по продвижению ме-диаобразовательного эксперимента среди учебных и внешкольных заведений [Куценко, 2012].
После окончания эксперимента планируется внедрение медиаобразования во всех школах Украины.
Украинские медиапедагоги активно изучают зарубежный опыт медиаобразования. К примеру, в сентябре 2011 года при поддержке Международного фонда «Возрождение» состоялся визит сотрудников государственных образовательных учреждений Украины (Институт инновационных технологий и содержания образования) и общественных организаций (Академия Украинской Прессы, Институт массовой информации, Центр визуальной культуры), которые участвуют в медиаобразовательном движении, в страны Северной Европы. В частности, украинские медиапедагоги и медийные практики изучили деятельность ведущего исследовательского ресурсного центра, библиотеки и издательства - Международной палаты «Медиа, дети молодежь», входящей в состав «Нордиком» - информационно-исследовательского центра пяти северных стран в сфере массовой коммуникации.
В начале XXI века украинскими медиапедагогами был разработан и опубликован ряд учебных медиаобразовательных программ, практикумов
для аудитории различного возраста [Левкивський, Иванов и др., 2011; Онко-вич, 2010; Сахневич, 2010; Череповська, 2010], в задачи которых входит изучение истории и теории медиакультуры, обучение анализу медиатекстов разных видов и жанров, созданию собственных медиатекстов в различных сферах (пресса, фотография, кино, видео, радио, телевидение, интернет).
К примеру, в задачи учебного курса по медиаобразованию студентов, разработанного Г.В. Онкович, входит:
- изучение понятийного аппарата медиаобразования, анализ основных терминов медиа и медиаобразования;
- характеристика основных этапов исторического развития теорий и технологий медиа и медиаобразования в мире;
- анализ современной социокультурной ситуации, особенностей развития медиа и медиаобразования в разных странах;
- изучение и анализ конкретных теорий и технологий медиа и медиаобразования;
- определение векторов развития медиаобразования в Украине;
- знакомство с направлениями деятельности ведущих научных школ в Украине;
- подготовка рефератов и медиапроектов по проблематике курса [Онкович, 2010].
Содержателен по материалу и медиаобразовательный практикум для студентов, разработанный И.А. Сахневич, включающий изучение основных терминов медиаобразования, модели украинской концепции внедрения медиаобразования; истории развития медиаобразования в мире; анализ интернет-ресурсов, проблем негативных медийных влияний, рекламы, медиатекстов прессы, кинематографа и т.д. [Сахневич, 2010].
Весьма подробная учебная программа подготовки медиапедагогов разработана коллективом в составе К.М. Левкивського, В.Ф. Иванова, В.И. Дани-ленко, В.П. Мележик, О.В. Волошенюк, В. Мороз, Л. Кульчинськой и Г.Г. Почепцова. Она включает такие разделы, как «Теоретические основы медиаграмотности», «История развития медиаобразования», «Развитие аналитического мышления аудитории», «Противостояние манипулятивным медийным технологиям», «Практические технологии медиаобразования», содержит контрольные задания и тематику рефератов [Левкивський, Иванов и др.,
2011].
Оригинальные подходы к медиаобразованию учащихся старших классов средних школ есть и в учебном пособии, программе спецкурса, разработанной Н.И. Череповськой, где сделан акцент на визуальной культуре - не только в контексте изучения ее истории и теории, но и в плане целой серии творческих практических заданий [Череповська, 2010].
С недавнего времени в медиаобразовательный процесс включились и украинские педагоги-теологи. Например, с 2011 года во Львове стартовала магистерская программа по журналистике Украинского Католического университета, где студенты (будущие магистры) в ходе занятий знакомятся с та-
кими курсами, как «Христианская духовность в эпоху постмодерна» и «Церковь и социальная коммуникация», «Медиа и мораль», «Медиакритика», «Медиапсихология», «Медиариторика», «Медиа и политика», «Медиа и религия» и др.
Украинский Католический университет - не единственный среди духовных высших учебных заведений, осуществляющих подготовку в области медиаобразования. Основы христианской журналистики преподаются в Черновицком Православном богословском институте, Одесском Христианском гуманитарно-экономическом открытом университете (ХГЭУ), Киевском Христианском университете [Онкович, 2011].
Изучение и анализ состояния уровня практического внедрения медиаобразования в различных регионах Украины позволило мне составить таблицу 2.
Таблица 2
Украина: практика внедрения медиаобразования
N Медиаобразова-тельная ситуация Украинские медиаобразовательные организации, издания, интернет-сайты, программы, акции внедрения курсов обучения
1 Ведущие ме-диаобразова-тельные организации и журналы Лаборатория психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины. Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины Академия Украинской Прессы http://www.aup.com.ua/?new lang=ua
Ассоциация деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/index.htm
2 Журналы и полнотекстовые электронные библиотеки по медиаобразованию, издание монографий и учебных пособий, учебных программ по проблемам медиаобразования Интернет-журнал «Медiа-освiта» http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/zurnal/indexukr.htm
Сайт «Медiа-просвiта» http://osvita.telekritika.ua/mediaosvita
Медиаобразование: Украина: http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob no=30060
Данная полнотекстовая интернет-библиотека трудов украинских ученых, педагогов по проблемам медиаобразования, медиаграмотности создана на портале Министерства образования и науки Российской Федерации (сайт Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России): в рамках проекта Media Education in Russia and Ukraine: Comparative Analysis, ко-
торый осуществлялся поддержке гранта Central Eurasian Shortterm (CEST) - The Kennan Institute (2008). С 1992 по 2012 гг. украинскими медипедагогами издано более десятка монографий и учебных пособий по проблемам массового медиаобразования. Список изданной литературы для вузов, специализирующихся в области журналистики, рекламы, кино и телевидения более обширен. В 2010-2012 гг. началась активная разработка и публикация ме-диаобразовательных программ для учебных заведений различных уровней, для курсов повышения квалификации.
3 Ключевые темы медиаобразова-тельных занятий Медиаобразование, медиапедагогика, медиаграмотность, медиадидактика, медиаэкология, язык медиа, аудитория медиа, категории медиа, технологии медиа, медийные агентства, медийные репрезентации, теория и история медиакультуры и медиаобразования, проблемы медийного насилия, технологии медиаобразования и др.
4 Г рантовая поддержка движения медиаобразования О грантовой поддержке медиаобразовательных проектов со стороны министерств или государственных научных фондов Украины у нас нет данных. Поддержка медиаобразования зарубежными фондами фрагментарна, но в последние годы становится более регулярной.
5 Положительные и негативные тенденции развития ме-диаобразова-тельного процесса Медиаобразование пока не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа). Однако с началом медиаобразовательного эксперимента, поддержанного на государственном уровне, медиаобразование внедряется в 82-х украинских средних школах (медиаобразование, интегрированное в базовые предметы, автономное медиаобразование -факультативы, кружки, студии и пр. По окончании эксперимента планируется введение обязательного медиаобразования во всех школах Украины (как это, сделано, например, в Канаде, Австралии, Венгрии, Чехии, Словакии). Медиаобразование студентов педагогических вузов и учителей также пока не является обязательным, но делаются ощутимые шаги по его внедрению (медиаобразовательные курсы для педагогов, спецкурсы по медиакультуре в вузах). Трудности развития медиаобразования на современном этапе связаны: - с недостаточным количеством целенаправленно подготовленных медиапедагогов; - с инертностью руководства ряда вузов, школ, иных учебных учреждений, не спешащих делать конкретные шаги для внедрения медиаобразовательных курсов; - с недостаточным числом современных медиаобразовательных учебников и учебных пособий для аудитории разных возрастов и уровней обучения.
Выводы. Как видно из данных таблицы 2, несмотря на похожие проблемы и трудности, практическое внедрение медиаобразования на Украине на сегодняшний день заметно опережает российский уровень по ряду параметров.
Сегодня украинских медиапедагогов объединяет стремление создать (по аналогии с Россией) свой собственный научный журнал (не только в электронной, но и печатной версиях), в котором публиковались бы статьи по проблемам медиаобразования и медиакомпетентности, открыть новую вузовскую специальность «медиапедагогика» с квалификацией «медиапедагог» [Онкович, 2007, с. 358].
Отмечу также, что в последние время наметились точки соприкосновения между соперничающими направлениями в украинском медиаобразователь-ном процессе - киевской группой медиапедагогов во главе с Г.В. Онкович, делающей ставку на медиадидактику - «совокупность упорядоченных знаний, принципов, умений, методов, способов и форм организации учебного процесса на материале средств массовой коммуникации при интеграции медиапедагогики с другими дисциплинами» [Онкович, 2007, с. 358], коллективом Академии украинской прессы под руководством В.Ф. Иванова (успешно организовавшим серию медиаобразовательных курсов, семинаров для педагогов) и Ассоциацией деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины.
Для придания движению медиаобразования нового ощутимого импульса необходима консолидация вузов, школ, учреждений дополнительного образования, досуговых и культурных центров, прессы, медиапедагогов-экспериментаторов и всего медийного сообщества Украины.
Библиографический список
1. Баришполець, О. Медіаосвіта: зарубіжний досвід [Электронный ресурс] // Соціальна психологія. - 2008. - №3 (29). - ЦЕЬ :
Мр:/А^^^ро1Шк.ощ.иаМё/таасоп1еп1рЬр3?т=6&п=84&с=2072 (дата обращения 03.02.2012).
2. Бужиков Р.П. Педагогічні умови застосування інноваційно-комунікаційних технологій у процесі навчання іноземних мов студентів вищих економічних навчальних закладів [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук / Р. П. Бужиков. - Київ, 2006.
3. Габор, Н. Медіа-освіта по-.., або замість післямови [Текст] // Медіа-атака / сост. Б. Потятиник, ред. Н. Габор. - Львів : Інститут екологіі масовоі інформації, Медіа-центр ‘Нова журналістика’, 2002. - С.49-52.
4. Гончаренко, С. У. Український педагогічний словник [Текст] / С. У. Гончаренко. - К. : Либідь, 1997. - 376 с.
5. Духаніна, Н. М. Педагогічні умови застосування медіаосвітніх технологій у підготовці магістрів комп’ютерних наук : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н. М. Духаніна. - Київ, 2011.
6. Иванов, В. Медіаосвіта та медіаграмотність: короткий огляд [Текст] / В. Иванов, О. Волошенюк, Л. Кульчинска. - Київ : Академія українскої пре-сы, 2011. - 58 с.
7. Иванов, В. Ф. Аспекты массовой коммуникации [Текст]. В 5 т. Киев : Академия украинской прессы, 2009-2010.
8. Иванов, В. Ф. Основні теорії масової коммуникації і журналисткі [Текст] / В. Ф. Иванов. - Київ : Академія українскої пресы, 2010. - 260 с.
9. Казаков, Ю. М. Педагогічні умови застосування медіаосвіти у процесі професійної підготовки майбутніх учителів [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. М. Казаков. - Луганьск, 2007. - 22 с.
10. Козлова, А. Журналістська освіта за кордоном [Текст] / А. Козлова // Вища освіта України. - 2007. - № 2. - С. 105-109.
11. Козлова, А. Журналістська освіта за кордоном: проблеми та перспективи // Українська журналістика: умови формування та перспективи розвитку / відп. ред. : С. М. Квіт, Т. Г. Бондаренко. - Черкаси : Черкаський нац. ун-т, 2007. - С. 18-20.
12. Концепция внедрения медиаобразования в Украине [Текст]. Одобрена постановлением Президиума Национальной Академии педагогических наук Украины от 20.05.10. Протокол № 1-776-150.
13. Курліщук, І. І. Педагогічні засади соціалізації студентської молоді засобами масової комунікації : автореф. дис. ... канд. пед. наук / І.І. Курліщук. -Луганьск, 2008. - 23 с.
14. Куценко, Е. В. Медиаобразование в Крыму [Электронный ресурс] / Е.
В. Куценко. - 2012 . http://edu.of■ru/mediaeducation/news.asp?ob по=98640.
(дата обращения 04.02.2012).
15. Левківський, К. М. Навчальна програма «Медіаосвіта (медіагра-мотність)» (для слухачів курсів підвищення кваліфікації педагогічних і науково-педагогічних працівників) [Текст] / К. М. Левківський, В. Ф. Іванов и др. - Київ: Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України, Інститут інноваційних технологій і змісту освіти, Академія української преси, 2011. -97 с.
16. Медіа-атака [Текст] / сост.Б.Потятиник, ред. Н. Габор. - Львів : Інститут екологіі масовоі інформаціі, Медіа-центр ‘Нова журналістика’, 2002. - 56 с.
17. Медиаобразование [Текст] // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 / гл. ред. В. В.Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 555.
18. Найдьонова, Л. А. Перспективи розвитку медіаосвіти в контексті бо-лоньского процессу: процесуальна модель медіакультури [Текст] / Л. А. Найдьонова // Болонський процес і вища освіта в Україні та Європі: проблеми й перспективи. - Київ, 2007. - С.162-168.
19. Недоходюк, Г. Д. Роль РЯ- технологій в українській вищій школі у контексті європейської інтеграції [Текст] / Г. Д. Недоходюк // Вища освіта України. - 2007. - № 3. - Д. 3 (т.6). - С.194-197.
20. Онкович, А. Д. Формування педагогічної компетентності вчителів української діаспори США засобами педагогічної періодики [Текст] : авто-реф. дис. . канд. пед. наук / А. Д. Онкович. - Київ, 2004. - 22 с.
21. Онкович, Г. В. Медіаосвіта як навчальна дисципліна (Медиаобразование как учебная дисциплина) [Текст] / Г. В. Онкович // Вища освіта України.
- 2010. - Д. 4. - Т. 23. - С. 483-493.
22. Онкович, Г. В. Засоби масової інформації у навчанні мови (українознавчий аспект) [Текст] / Г. В. Онкович // Дивослово. - 1997. - № 5-6.
- С.19-24.
23. Онкович, Г. В. Медіадидактична теорія освіти и медіаосвіти [Текст] / Г. В. Онкович // Проблеми освіти. - 2011. - № 66. - С. 181-186.
24. Онкович, Г. В. Медіаосвіта й освітні перспективи творців християнських медіа [Текст] / Г. В. Онкович // Нові технології навчання. В 2 т. Т.1. Київ
- Вінниця, 2011. - С. 18 - 22.
25. Онкович, Г. В. Медіаосвіта. Експериментальна програма базового навчального курсу для студентів вищих навчальних закладів [Текст] / Г. В. Онкович. - Київ : Логос, 2010. - 41 с.
26. Онкович, Г. В. Технології медіаосвіти [Текст] / Г. В. Онкович // Вища освіта України. - 2007. - № 3. - Д. 3 (т.5). - С. 357-363.
27. Онкович, Г. В. Читаймо газету разом! Пресодидактика [Текст] / Г. В. Онкович. - Киев : Навч. посібник, 1993.
28. Поликарпова, Г. К. Основы киноискусства в школе [Текст] / Г. К. Поликарпова. - Киев, 1976.
29. Потятиник, Б. В. Медіа: ключі до розуміння [Текст] / Б. В. Потяник. -Львів, Паіс, 2004. - 312 с.
30. Потятиник, Б. В. Масова журналістська освіта - а чому б ні? [Текст] / Б. В. Потяник // МедіаКритика. - 2005. - № 10. - С.7-10.
31. Потятиник,. Б. В. Патогенний текст [Текст] / Б. В. Потяник, М. Лозин-ський. - Львів : Місіонер, 1996. - 296 с.
32. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - Киев, 1996.
33. Почепцов, Г. Г. Теория и практика информационных войн [Текст] / Г. Г. Почепцов. - Ровно, 1999.
34. Приказ Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 27.07.11 № 886 «О проведении Всеукраинского эксперимента по внедрению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений Украины» [Текст].
35. Робак, В. До питання про розвиток медіапедагогіки у Німеччині [Текст] / В. Робак // Другий український педагогічний конгрес. - Львів: ТзОВ Камула, 2006. - С. 275-286.
36. Росляк, Р. В. Становлення кіноосвіти в Україні (друга половина 10-х -початок 30-х рр. ХХ ст.) [Текст] : автореф. дис. .канд. мистецтв / Р. В. Рос-ляк. - Київ, 2004. - 21 с.
37. Румянцев, В. В. Медийное образование [Электронный ресурс] // Зеркало Европы - 2002. - № 7. - ЦЕЬ :
http://hipressure.donbass.com/edu/conf2001/rumyantsev.htm. (дата обращения 04.03.2012).
38. Сахневич, І. А. Практикум для самостійного оволодіння основами медіа компетентності [Текст] : метод. вказівки та завдання для студентів І-ІУ курсів технічних спеціальностей нафтогазового профілю / І. А. Сахневич. -Івано-Франківськ, 2010. - 100 с.
39. Сахневич, І. А. Педагогічні умови застосування медіаосвітніх технологій у професійній підготовці майбутніх фахівців нафтогазового профілю [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук / І. А. Сахневич. - Київ, 2012.
40. Силина, В. К. Кино в школе как средство эстетического воспитания [Текст] / В. К. Силина. - Киев : Рад.школа, 1968. - 174 с.
41. Тягло, О. В. Критичнее мислення як елемент сучасноі медіа-освіти [Текст] // Медіа-атака / сост. Б. Потятиник, ред. Н. Г абор. - Львів : Інститут екологіі масовоі інформаціі, Медіа-центр ‘Нова журналістика’, 2002. - С. 35.
42. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М. : изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
43. Федоров, А. В. Медіаосвіта: творчі завдання для школярів [Текст] / А. В. Федоров // Відкритий урок: розробки, технології, досвід. - 2008. - № 1.
44. Чашко, Л. В. Кино, радио, телевидение в эстетической работе [Текст] / Л. В. Чашко. - Киев : Рад.школа, 1979. - 152 с.
45. Чемерис, І. М. Формування професійної компетентності майбутніх журналістів засобами іншомовних періодичних видань [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / І. М. Чемерис. - Київ, 2008. - 24 с.
46. Череповська, Н. І. Візуальна медіакультура учнів ЗОШ [Текст] : спецкурс для учнів / Н. І. Череповська. - Київ, 2010. - 155 с.
47. Чернявська, Ю. Ю. Медіа-освіта у Великій Британії та Канаді [Текст] / Ю. Ю. Чернявська // Інформаційне забезпечення навчально-виховного процесу: Інноваційні засоби і технології. - 2005. - С. 153-175.
48. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] / А. В. Шариков. - М. : изд-во Академии педагогических наук, 1990. -66 с.
49. Шубенко, Н. О. Формування медіакультури майбутнього вчителя музики засобами аудіовізуальних мистецтв [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. О. Шубенко. - Київ, 2010. - 19 с.
50. Янишин, О. К. Пресодидактика та пресолінгводидактика крізь призму медіаосвіти Науковий часопис НПУ [Текст] / О. К. Янишин // Серія 7. Релігієзнавство. Культура. Філософія. - Вип. 11 (24). - Київ : НПУ імені М.П. Драгоманова, 2007. - С. 226-228.
Иванова Людмила Анатольевна