Научная статья на тему 'Украина: теоретические подходы в медиаобразования'

Украина: теоретические подходы в медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
196
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / ШКОЛА / ВУЗ / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров А. В.

Украина: современные подходы в теории медиаобразования. В статье анализируются основные теоретические походы в развития медиаобразования, выдвигаемые украинскими медиапедагогами на современном этапе (1992-2012 годы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украина: теоретические подходы в медиаобразования»

МЕДИАПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ

Media Education in the World

Украина: теоретические подходы в медиаобразования*

А. В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации медиапедагогики России, проректор по научной работе, Таганрогский государственный педагогический институт им.

А.П.Чехова. [email protected]

Аннотация. Украина: современные подходы в теории медиаобразования. В статье анализируются основные теоретические походы в развития медиаобразования, выдвигаемые украинскими медиапедагогами на современном этапе (1992-2012 годы).

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, теоретические концепции, школа, вуз, Украина.

Ukraine: Theoretical concepts in media education

Prof. Dr. Alexander Fedorov,

president of Russian Association for Media Education, vice-rector of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,

[email protected]

Abstract. Prof. Dr. Alexander Fedorov. Ukraine: Modern theoretical concepts in media education. The paper analyzes the main theoretical concepts of media education, put forward by Ukrainian media educators at the present stage (1992-2012 years).

Keywords: media education, media literacy, theoretical conceptions, students, school, university, Ukraine.

* Статья написана при финансовой поддержке НИР по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации (2012-2014), Наименование НИР: «Сравнительный анализ развития медиаобразования в странах Восточной Европы (1992-2012)», № 6.377.2011. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.

Находясь в составе СССР, Украина до 1992 года была в общем русле медиаобразовательных теоретических концепций того времени. В 1960-х - 1980-х здесь доминировала эстетическая теория ме-диаобразования [Поликарпова, 1976; Силина, 1968; Чашко, 1979]. В первой половине 1990-х Украина находилась на трудном этапе становления нового государственного статуса, в том числе и в образовательном контексте, что не могло не отразиться на развитии медиаоб-разования, которому (на общем фоне многочисленных проблем) на официальном уровне не придавалось весомого значения. Вполне естественно, что в своих теоретических подходах украинские медиапе-дагоги опирались на зарубежный опыт, в первую очередь, западный и российский. Отсюда не удивительно, что вышедший в этот период «Украинский педагогический словарь» [Гончаренко, 1997] в расшифровке понятия «медиаобразо-вание», по сути, повторял аналогичное определение из «Российской педагогической энциклопедии»: направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобра-зования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью

технических средств» [Медиаобра-зование, 1993, с.555].

Вместе с тем, именно 1990-е годы выдвинули, по крайней мере, трех украинских теоретиков коммуникаций, медиа и медиаобразова-ния. Медийные теории, в том числе - семиотические, теории информационных воздействий/влияний - в своих фундаментальных монографиях, неоднократно переиздававшихся в России и Украине, анализировал и разрабатывал Г.ППочеп-цов (Киев) [Почепцов, 1996; 1999]. Теоретические подходы развития медиаобразования на материале прессы разрабатывала киевлянка Г.В.Онкович [Онкович, 1993; 1997], выдвинувшая термин «прессоди-дактика» и рассматривавшая интегрированное медиаобразование в контексте языкового обучения.

Еще один теоретик, лидер львовской медиаобразовательной школы Б.В.Потятиник был уверен, что «медиаобразование - научно-образовательная сфера деятельности, которая ставит перед собой цель помочь личности в формировании психологической защиты от манипуляции или эксплуатации со стороны масс-медиа и развивать/ прививать информационную культуру» [Потятиник, 2005, с.8], поэтому в 1990-х годах руководимый им коллектив сконцентрировался именно на защитной/предохранительной теории медиаобразования. В частности, как и у Г.ГПочепцова, речь шла о разработке теоретической модели защиты личности от негативных медийных воздействий [Потятиник, Лозинський, 1996].

В первом десятилетии XXI века наряду с сохранившим высокую на-

учную активность Г.Г.Почепцовым весомо заявил о себе и еще один украинский теоретик медиа - В.Ф.Иванов, опубликовавших целую серию монографий, учебных пособий, посвященных проблемам массовых коммуникаций, журналистики и ме-диаобразования. В его трудах подробно анализируются исторические и современные тенденции развития науки о медиа, включая теоретические концепции, модели, проблемы информационного общества и глобализации [Иванов, 2009; 2010; 2011].

В начале XXI века развитии теоретических концепций медиаоб-разования на Украине развивалось более интенсивно. Это можно проследить хотя бы по резко возросшему числу диссертаций по данной тематике [Бужиков, 2007; Духанина, 2011; Казаков, 2007; Курлищук, 2008; Онкович, 2004; Росляк, 2004; Сахневич, 2012; Чемерис, 2008; Шубенко, 2010 и др.].

Согласно своему названию, Институт экологии массовой информации (Львов), в первом десятилетии нового века в значительной степени делал ставку на развитие «предохранительных», « защитных» подходов, обоснованных негативным влиянием медиа [Габор, 2002, с.49-52; Мед1э-атака, 2002, с.61-90]. Однако материалы интернет-сайта института, круглых столов и конференций, проведенных под его эгидой, показывают, что в качестве базовых рассматриваются также такие медиаобразовательные концепции, как семиотическая, культурологическая, социокультурная, развития критического мышления. «Львовская версия» медиаобразо-вания основана на объединении

усилий не только педагогов, но и психологов, журналистов, юристов и священников [Габор, 2002, с.50]. Наиболее полно точка зрения львовской научной школы медиаэ-кологии, медиакритики и медиаобразования представлена в монографии Б.В.Потятиника «Медиа: ключи к пониманию» [Потятиник, 2004]. В частности, там значительное внимание уделяется не только теориям медиа, но и проблеме медийного насилия, последствиям его воздействия на несовершеннолетнюю аудиторию.

В начале XXI века усилиями профессора Г.В.Онкович (Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины) ярко заявила о себе киевская группа педагогов, концентрирующихся на проблемах медиадидактики - совокупности «упорядоченных знаний, принципов, умений, методов, способов и форм организации учебного процесса на материале средств массовой коммуникации при интеграции медиапедагогики с другими дисциплинами» [Онкович, 2007, с.358]. В своих трудах Г. В.Онкович справедливо отмечает, что не стоит ограничивать аудиторию медиа-образования только учащимися: медиаграмотность нужна также и взрослым. Кроме того, Г.В.Онкович резонно обращает внимание и на необходимость самостоятельного медиаобразования. На первый план в своей теоретической концепции Г.В.Онкович выдвигает медиа-дидактические идеи [Онкович, 2011]. В очных научных дискуссиях с Г.В.Онкович мне удалось выяснить, что в ее понимании медийная дидактика имеет подразделы, со-

ответствующие различным видам медиа: прессы, радио, кино, телевидения и пр.

В рамках данной концепции Н.М.Духаниной (научный руководитель Г.В.Онкович) была разработана модель использования медиа-образовательных технологий в подготовке магистров компьютерных наук [Духанина, 2011]. В диссертационном исследовании И.М.Чемерис, выполненной под руководством того же научного руководителя, теоретически обоснована и экспериментально проверена необходимость применения иноязычных периодических изданий в процессе обучения иностранному языку будущих журналистов с целью формирования их профессиональной компетентности [Чемерис, 2007].

В XXI веке заведующая лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины Л.А.Найдьонова разработала модель медиакульту-ры, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) [Найдьо-нова, 2007, с.165-166].

В какой-то степени эта модель соотносится с разработанной нами моделью развития медиакомпе-

тентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразователь-ного цикла [Федоров, 2007, с.145], где мы выделили теоретическую (блок подготовки аудитории в области теории медиа и медиаобразо-вания, блок развития медиаобра-зовательной мотивации и технологии) и практическую (блок креативной деятельности, блок перцептивно-аналитической деятельности) составляющие. Однако в нашей модели отдельно выделены диагностические и результативный компоненты модели, в то время, как в модели Л.А.Найдьоновой они, по-видимому, встроены в каждый из четырех выделенных ею блоков. Это такие показатели, как дифференцированный выбор, способность оценивать медиатексты, «энергетическая заряженность» на «поиск», «актуализацию», «генерацию» и «использование» медиа и медиатекстов [Найдьонова, 2007, с.167].

Следуя идеям британского ученого Л.Мастермана, украинские ученые в последние годы тесно связывают медиаобразование и с развитием критического мышления [Тягло, 2002, с.35]. При этом, признавая важность автономного профессионального и массового медиаобразования, украинские медиапедагоги в большей степени анализируют возможности интегрированного медиаобра-зования, в частности, на лингвистическом материале [Онкович, 1997, С.19-24; Янишин, 2007, С.226-228], в подготовке РР-специалистов [Недо-ходюк, 2007, С.194-197] и др.

Так А.Д.Онкович в своей диссертации доказывает эффективность медиаобразования на материале

прессы и иных средств массовой коммуникации на основе следующего цикла творческих заданий:

- изучение информации об образовательной прессе (с учетом особенностей развития системы образования в данной стране);

- изучение «монтажного» языка издания (или теле/радиопередачи);

- комментирование рубрик, обзор связанных с ними статей, передач;

- общий анализ материалов периодики (прессы, теле/радиопередачи);

- анализ жанровой палитры современной публицистики, актуализация «образа жанра»;

- работа над проблемной статьей на актуальную тему;

- анализ проблематики издания, характеристика его издателей и авторов;

- работа со специальной лексикой издания (терминология, типичные синтаксические конструкции и т.д.);

- анализ презентации знаменитостей, о которых пишет данное издание;

- комментарий актуальных проблем, отраженных в публикациях данного издания [Онкович, 2004, с.16].

Существенные теоретические результаты в области медиаобразо-вания получены Н.А.Шубенко (Киевский университет им. Б.Гринченко). Она обосновала модель формирования медиакультуры будущего учителя музыки средствами аудиовизуальных искусств, основанной на мо-тивационном обеспечении медиа-деятельности студентов на основе ценностного отношения к артефактам медиакультуры; на принципах педагогической интеграции с акцентированием внимания на синесте-тических художественно-перцептив-

ных процессах в современном искусстве; на обновление профессиональной подготовки будущего учителя музыки благодаря введению аудиовизуальных медиатекстов в учебный процесс; на развитии ме-диакомпетентности [Шубенко, 2010].

Ю.Н.Казаков (Луганский национальный педагогический университет) исследовал педагогические условия использования медиаоб-разования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей [Казаков, 2007]. А его коллега из того же вуза - И.И.Курлищук -педагогические основы социализации студенческой молодёжи средствами массовой коммуникации [Курлищук, 2008].

Вместе с тем нынешним украинским медиапедагогам чужда национальная замкнутость, они внимательно анализируют российский [Баришполець, 2008; Бужиков, 2007; Онкович, 2007; Чемерис, 2008], немецкий [Румянцев, 2002, с. 10-17; Робак, 2006, С.275-286], американский, британский, канандский [Га-бор, 2002, с.49-51; Онкович, 2007; Чернявська, 2005] медиаобразова-тельный опыт В частности, стали появляться первые переводы статей российских авторов на украинский язык [Федоров, 2008].

Изучение и анализ состояния современного украинского медиа-образования позволило составить таблицу 1, кратко отражающую его теоретические позиции.

Выводы. На сегодняшний день в медиаобразовательном процессе Украины можно выделить несколько соперничающих научных групп: - Развитие синтеза медиаобразования и журналистики (Академия

Таб. 1. Современное состояние украинского медиаобразования: теоретические позиции

N Теоретические позиции в украинском медиа-образовании на современном этапе Краткая характеристика теоретических позиций современного украинского медиаобразования:

1 Главные цели - Развитие теоретических концепций медиа (Г.Г.Почепцов, В.Ф.Иванов, Б.В.Потятиник и др.); - Развитие синтеза медиаобразования и журналистики (Академия украинской прессы: коллектив исследователей под руководством В.Ф.Иванова); - Развитие медийной экологии, защита аудитории от вредных медийных воздействий (Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете); - Развитие медиадидактики (коллектив медиапедагогов-исследователей под руководством Г.В.Онкович, Академия педагогических наук Украины); - Развитие социокультурной модели медиаобразования (коллектив педагогов-исследователей под руководством Л.А.Найдьоновой, Академия педагогических наук Украины); - Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Национальная ассоциация деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины под руководством О.С.Мусиенко); - Развитие критического мышления аудитории на медийном материале (одна из целей практически всех медиа-образовательных организаций Украины); - Развитие практических умений обращаться с медиатех-никой и создавать собственные медиатексты (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины).

2 Основные медиаобразова тельные теории - социокультурная теория; -«практическая» теория; - теория развития критического мышления; - защитная теория; - теория развития медиадидактики; - теория медиаэкологии; - эстетическая теория.

украинской прессы: коллектив исследователей под руководством В.Ф.Иванова);

- Развитие медийной экологии, защита аудитории от вредных медийных воздействий (Институт медиаэ-кологии при Львовском национальном университете);

- Развитие медиадидактики (коллек-

тив медиапедагогов-исследовате-лей под руководством Г.В.Онкович);

- Развитие социокультурной модели медиаобразования (коллектив педагогов-исследователей под руководством Л.А.Найдьоновой);

- Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Национальная ассоциация деяте-

- Социокультурная модель медиакультуры, состоящая из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/ распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) - на всех уровнях обучения;

- Практические модели (изучение использования медиа на практике) - на всех уровнях обучения, включая школы, вузы и учреждения дополнительного образования;

- Модель развития критического мышления аудитории по отношению к медиатекстам разных видов и жанров;

- «Защитная», медиаэкологическая модель, включающая развитие критического мышления - на всех уровнях обучения;

- Медиадидактическая модель (ориентация на ряд дидактических моделей, связанных с кинообразованием, образованием на материале прессы, телевидения, радио, интернета и т.д.) - на всех уровнях обучения;

- Модель эстетического развития личности (в области развития эстетического восприятия и вкуса, интерпретации, анализа и т.д.) - на всех уровнях обучения;

- Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы;_

лей кинообразования и медиапедагогики Украины под руководством О.С.Мусиенко);

Украинские медиапедагоги признают, что в области медиаобразова-ния Украина все еще отстает от многих стран [Найдьонова, 2007, с.163], однако нарастающее внимание к проблемам медиапедагогики - как в Киеве, так и в украинских регионах -позволяет оптимистично смотреть в будущее, тем более, что именно в последние годы Украина последовательно внедряет теоретические концепции медиаобразования на практике.

Литература

Баришполець О. Мед1аосв1та: зарубаний досвщ // Соц1альна психолопя. 2008. №3 (29) http://www.politik.org.ua/ vid/magcontent.php3?m=6&n=84&c=2072

Бужиков Р.П. Педагопчы умови за-стосування шновацшно-комужкацшних технологш у процес навчання шозем-них мов студенлв вищих економiчних навчальних закладiв. Автореф. дис... канд. пед. наук. КиТв, 2006.

Габор, Н. Мед1а-осв1та по-.., або замють тслямови // Мед1а-атака / Со-ст.Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. Льв1в: 1нститут екологИ масово1 шформацМ, Мед1а-центр 'Нова журналютика', 2002. С.49-52.

Гончаренко С.У. УкраТнський педа-гопчний словник. К.: Либщь, 1997. 376 с.

Духанша Н.М. Педагопчж умови застосування медiаосвiтнiх технологш у тдготовц магiстрiв комп'ютерних наук. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. КиТв, 2011.

Иванов В., Волошенюк О., Кульчинска, Л. Мед1аосв1та та мед1аграмотнють: короткий огляд. КиТв: Академ1я украТнскоТ пресы, 2011. 58 с.

Иванов В.Ф. Аспекты массовой коммуникации. В 5-ти частях. Киев: Академия украинской прессы, 2009-2010.

Иванов В.Ф. Основы теорп масовоТ коммуникаци I журналиста. КиТв: Академ1я украТнскоТ пресы, 2010. 260 с.

Казаков Ю.М. Педагогiчнi умови застосування медiаосвiти у процес професiйноТ пiдготовки майбутнiх учи-телiв. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Луганьск, 2007. 22 с.

Козлова А. Журналютська осв^а за кордоном // Вища осв^а УкраТни. 2007. № 2. С.105 - 109.

Козлова А. Журналютська осв^а за кордоном: проблеми та перспективи // УкраТнська журналютика: умови фор-мування та перспективи розвитку / Вщп. ред.: С.М.Квп; Т.Г.Вондаренко. Черкаси: Черкаський нац. ун-т, 2007. С.18-20.

Курлiщук 1.1. Педагопчш засади соцiалiзацiТ студентськоТ молодi засоба-ми масовоТ комунiкацiТ. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Луганьск, 2008. 23 с.

Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555.

Найдьонова Л.А. Перспективи розвитку мед1аосв1ти в контекст1 болоньс-кого процессу: процесуальна модель мед1акультури // Волонський процес i вища освта в УкраТнi та eвропi: проблеми й перспективи. КиТв, 2007. С.162-168.

Недоходюк Г.Д. Роль РР техно-логiй в украТнськiй вищш школi у кон-текстi европейськоТ iнтеграцiТ // Вища освiта УкраТни. 2007. № 3. Д. 3 (т.6). С.194-197.

Онкович А.Д. Формування педа-гогiчноТ компетентносл вчителiв украТ-нськоТ дiаспори США засобами педаго-пчноТ перiодики. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. КиТв, 2004.22 с.

Онкович Г.В. Засоби масовоТ шформацп у навчанш мови (украТноз-навчий аспект) // Дивослово, 1997. № 5-6. С. 19-24.

Онкович Г.В. Мед1адидактична теор1я осв1ти и мед1аосв1ти // Проблеми осв1ти. 2011. № 66. С.181-186.

Онкович Г.В. ТехнологiТ медiаосвi-ти // Вища осв^а УкраТни. 2007. № 3. Д.3. Т.5. С.357 - 363.

Онкович Г.В. Читаймо газету разом! Пресодидактика: Навч. поабник. Киев, 1993. Поликарпова Г.К. Основы киноискусства в школе. Киев, 1976.

Потятиник Б.В., Лозинський М. Патогенний текст Льв1в: М1с1онер, 1996. 296 с.

Потятиник Б.В. Медiа: ключi до ро-зумЫня. Львiв, Паiс, 2004. 312 с.

Потятиник В.В. Масова журналь стська осв^а - а чому б ш? // МедiаК-ритика. 2005. № 10. С.7-10.

Поцепцов Г.Г. Теория коммуникации. Киев, 1996.

Почепцов Г.Г. Теория и практика информационных войн. Ровно, 1999.

Робак В. До питання про розвиток медiапедагогiки у Ымеччиш // Другий украТнський педагогiчний конгрес. Львiв: ТзОВ Камула, 2006. С.275 - 286.

Росляк Р.В. Становлення шоосв-iти в УкраТнi (друга половина 10-х - початок 30-х рр. ХХ ст.). Автореф. дис. . канд. мистецтв. КиТв, 2004. 21 с.

Румянцев В.В. Медийное образование // Зеркало Европы 2002. № 7. http://hIpressure.donbass.com/edu/ conf2001/rumyantsev.htm

Сахневич I. А. Педагопчш умови застосування медiаосвiтнiх технологш у професшнш пiдготовцi майбутшх фахiвцiв нафтогазового профiлю. Автореф. дис... канд. пед. наук. КиТв, 2012.

Силина В.К. Кино в школе как средство эстетического воспитания. Киев: Рад.школа, 1968. 174 с.

Тягло О.В. Критичнее мислення як елемент сучасно1 медiа-освiти // Мед1а-атака / Сост.В.Потятиник. Ред. Н.Габор. Льв1в: 1нститут еколог11 масово1 шформацИ, Мед1а-центр 'Нова журнал1стика', 2002. С.35.

Федоров А.В. Развитие медиа-компетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федоров А.В. М^аосв^а: творчi завдання для школярiв // Вщкритий урок: розробки, технологи, досвщ. 2008. № 1.

Чашко Л.В. Кино, радио, телевидение в эстетической работе. Киев: Ра-д.школа, 1979. 152 с.

Чемерис 1.М. Формування про-фесшноТ компетентностi майбутнiх журналюлв засобами iншомовних пе-рiодичних видань. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. КиТв, 2008. 24 с.

Чернявська Ю.Ю. М^а-осв^а у Велиш Британп та Канадi // 1нформац-iйне забезпечення навчально-виховно-го процесу: 1нновацшж засоби i технологи. К., 2005. С.153-175.Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. 66 с.

Шубенко Н.О. Формування медiа-культури майбутнього вчителя музики засобами аудiовiзуальних мистецтв. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. КиТв, 2010. 19 с.

Янишин О.К. Пресодидактика та пресолшгводидактика крiзь призму ме-дiаосвiти Науковий часопис НПУ. Серiя 7. РелИезнавство. Культура. Фiлософiя. Вип. 11 (24). КиТв: НПУ iменi М.П. Драго-манова, 2007. С.226- 228.

References

Barishpolets, A. (2008). Media Education: International Experience. Social Psychology. 2008. N 3 (29) http:// www.politik.org.ua/vid/ magcontent.php3?m=6&n=84&c=2072

Buzhykov, R.P. (2006). Pedagogical conditions of use of innovative communication technologies in teaching foreign language students in higher economic education. Ph.D. Thesis. Kyiv.

Chashko, L.V. (1979). Cinema, radio, television in the aesthetic work. Kiev: Rad.shkola, 152 p.

Chemeris, I. (2008). Formation of professional competence of journalists by means of foreign periodicals. Ph.D. Thesis. Kiev, 24 p.

Chernyavskaya, Y.Y. (2005). Media education in the UK and Canada. News of

the educational process: Innovative products and technologies. Kiev, p.153-175.

Duhanina, N.M. (2011). Pedagogical conditions of use Media-technology in the preparation of Master of Computer Science. Ph.D. Thesis. Kiev.

Fedorov, A.V. (2007). The development of students' media competence and critical thinking. Moscow: ICOS UNESCO «Information for of all», 616 p.

Fedorov, A.V. (2008). Media Education: creative tasks for pupils. Open Class: Design, Technology, Experience. 2008. N. 1.

Gabor, N. (2002). Media-education in.... Media-attack. Lvov: Institute of Media Ecology, Media Centre New Journalism, p.49-52.

Goncharenko, S.U. (1997). Ukrainian Pedagogical Dictionary. Kiev, 376 p.

Ivanov, V. (2009-2010). Aspects of Mass Communications. Vol. 1-5. Kiev: Academy of Ukrainian Academy Press.

Ivanov, V. (2010). Basic theory of mass communication and journalism. Kiev: Academy of Ukrainian Press, 260 p.

Ivanov, V., Voloshenjuk, O. Kulchynska, L. (2011). Media Education Literacy: An overview. Kiev: Academy of Ukrainian Press, 58 p.

Kazakov, M. (2007). Pedagogical conditions of use of media education in the training of future teachers. Ph.D. Thesis. Lugansk, 22 p.

Kozlov, A. (2007). Journalism education abroad. Higher Education of Ukraine. 2007. N 2, p.105 - 109.

Kurlischuk, I.I. (2008). Pedagogical principles of socialization of students by the media. Ph.D. Thesis. Lugansk, 23 p.

Media Education. (1993). In: Russian Education Encyclopedia. Vol.1. Moscow: Bolshaya Rossiyskaya Encyclopedia, p.555.

Naidenova, L.A. (2007). Prospects of Media Education in the Context Bologna Process: procedural media culture model. Bologna process and higher education in Ukraine and Europe: problems and prospects. Kiev, p.162-168.

Nedohodyuk, G.D. (2007). The role of PR-technologies in the Ukrainian higher

education in the context of European integration. Higher Education of Ukraine. 2007. N 3. Vol.6, p.194-197.

Onkovych, A.D. (2004). Formation of pedagogical competence of teachers Ukrainian Diaspora means of educational periodicals. Ph.D. Thesis. Kiev, 2004. 22 p.

Onkovych, G.V. (2011). Media Didactic Theory of Education and Media Education. Problems of Education. 2011. N 66, p.181-186.

Onkovych, G.V. (1993). Read the newspaper together! Press-didactic: Teachers' guide. Kiev.

Onkovych, G.V. (1997). The media in language learning (Ukrainian aspect). Dyvoslovo, 1997. N 5-6, p.19-24.

Onkovych, G.V. (2007). Technology media education. Higher Education of Ukraine. 2007. N 3. Vol.5, p.357 - 363.

Pocheptsov, G.G. (1999). Theory and Practice Information Wars. Rovno.

Polikarpova, G.K. (1976). Basic of Film Art in School. Kiev.

Potyatynyk, B.V. (2004). Media: Keys to Understanding. Lvov: Pais, 312 p.

Potyatynyk, B.V. (2005). Mass journalism education - why not? Media Criticism. 2005. N 10, p.7-10.

Potseptsov, G.G. (1996). Theory of Communications. Kiev.

Potyatynyk, B.V., Lozinski, M. (1996). Pathogenic Text. Lvov: Missioner, 296 p.

Robak, B. (2006). On the development of Media Education in Germany. Second Ukrainian Pedagogical Congress. Lvov: Kamula, p..275 - 286.

Roslyak, R.V. (2004). Becoming of Film Education in Ukraine (the second half of the 10s - early 30-s of XX Century). Ph. D. Thesis. Kiev, 21 p.

Rumyantsev, V.V. (2002). Media education. Mirror of Europe 2002. N. 7. http:/ /hipressure.donbass.com/edu/conf2001/ rumyantsev.htm

Sahnevych, I.A. (2012). Pedagogical conditions of use of media educational technologies in the training of future specialists of oil and gas account. Ph.D. Thesis. Kiev.

Sharikov, A. (1990). Media Education: The World and Russian Experience. Moscow: Pedagogical Academy of Sciences, 66 p.

Shubenko, N. (2010). Formation of the media culture of the future teacher of music by means of visual arts. Ph.D. Thesis. Kiev, 19 p.

Sylyna, V.K. (1968). Cinema in school as a means of aesthetic education. Kiev: Rad.shkola, 174 p.

Tyaglo, O. (2002). Critical thinking as part modern media education. Media-attack. Lvov: Institute of Media Ecology, Media Centre New Journalism, p.35.

Yanyshyn, D.C. (2007). Press Didactic and Press Linguistic Didactic through the prism of media education. Science magazine National Education Academy. Series 7. Religion. Culture. Philosophy. Issue. 11 (24). Kiev: National Pedagogical University, 2007, p.226-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.