А
Медиаобразование за рубежом
Media Education in the World
Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Италии
Н.А. Чумаколенко Таганрогский институт им. А.П. Чехова
kolkack@mail. ru
Аннотация. Статья посвящена практической реализации интеграции медиакритики и медиаобразования в процессе обучения студентов в Италии. Синтез медиаобразования и медиакритики рассматриваются как одно из условий положительного формирования общей медиакультуры студентов в системе итальянского обучения.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакритика, интеграция, педагогика, медиаобразовательная модель, студенты, медиакомпетентность, медиакультура, Италия.
Synthesis of media criticism and media education in the learning process of students in
Italy
Abstract. The article is dedicated to the practical implementation of the synthesis of media criticism and media education in the learning process of students in Italy. Synthesis of media criticism and media education are seen as one of the conditions for a positive general formation of media culture of students in the Italian system of education.
Keywords: media education, media criticism, synthesis, pedagogy, media education model, students, media literacy, media culture, Italy.
В большинстве ключевых докладов ЮНЕСКО рассматривает медиаобразование главным фактором социализации и адаптации подрастающего поколения во всех развитых странах, подчеркивая его положительную роль в образовании и сфере массовых коммуникаций (СМК). Отечественные и зарубежные медиапедагоги также отмечают огромную роль медиа в жизни современного молодого человека, в формировании его мировоззренческих качеств, нравственных взглядов, досугового
N.A. Chumakolenko Anton Chekhov Taganrog Institute kolkack@mail. ru
времяпровождения, образования и т.д. Сегодня аудиторию не так просто удивить даже самыми современными медиа, школьники и студенты во всем мире легко общаются друг с другом благодаря социальным сетям, интернету, телевидению и т.д. Такого рода «диалог культур» всегда несет на себе динамику в развитии общественных, социальных систем и медиапродукции [ЮНЕСКО, 2005].
Однако быстрое развитие информационных технологий показало, что наряду с очевидными преимуществами медиа, которое несет с собой каждодневное использование новейших разработок компьютерной техники, интернета, они могут представлять и реальные угрозы, которые способны подорвать основы конституционного строя государства, дестабилизировать обстановку в регионе, вывести на улицы городов тысячи митингующих, что, в конечном итоге, может привести действительно к ужасающим последствиям не только на местном, локальном, уровне, но и в глобальном масштабе...
Для всего мира актуальным направлением в системе обучения становится синтез медиаобразования и медиакритики (анализирующей конкретные медиатексты и актуальные проблемы функционирования средств массовой информации в социуме). На наш взгляд, именно медиакритика (в прессе и интернете), обращенная не только к медиапрофессионалам, но и к широкой аудитории, может осуществить медиаобразование самых широких слоев общества.
В большинстве европейских стран происходит существенное обновление содержательного компонента начального, среднего и высшего профессионального образования, направленное на стандартизацию учебных планов образовательных программ, введение системы стандартов для обеспечения академической мобильности всех участников учебного процесса.
К примеру, в Италии сейчас проводится очередная реформа, призванная лучше состыковать местную систему с европейской.. Так, начиная со средней и старшей школы, для большинства учреждений вводится профильный компонент с соответствующим набором предметов. В рамках Болонского процесса европейская система образования вводит единый стандарт зачетного перевода учащихся из одной ступени обучения в другую (ECTS). Зачетный стандарт (ECTS) работает в Германии, Нидерландах, Бельгии, Италии, в стадии введения в большинстве из 45 европейских стран-участниц Болонского процесса.
Италия - страна с развитой системой начального, среднего и высшего образования, включая поддержку медиаобразования школьников и студентов, распространение лучших учебных программ и практических
методик, сближение позиций деятелей медиасферы (журналистов, продюсеров и авторов фильмов, телепередач и др.) и медиаобразования (педагогов начальной, средней и высшей школы).
Прослеживая эволюцию в системе обучения школьников и студентов, можно выделить следующие фазы развития медиаобразования в Италии:
- на первом этапе (1950-е - 1960-е годы) в большей степени развивалось кинообразование. Некоторые национальные ассоциации киноиндустрии пытались способствовать введению киноуроков в массовую школу. Была попытка повысить общую медиакультуру школьников на базе киноклубного движения (и здесь мы видим большое сходство с опытом кино/медиаобразования в нашей стране);
- на втором этапе (1970-е - начало 1980-х годов) внимание педагогов было главным образом обращено к телевидению и прессе. Образовательная деятельность касалась критического восприятия информации и рекламы с развитием семиотической методологии для анализа текстов в школьной аудитории;
- на третьем этапе (вторая половина 1980-х - 1990-е годы) акцент перенесся на компьютерное образование (ИКТ), главной причиной чего послужило повсеместное появление использование компьютеров, мультимедийных технологий и интернета и мобильной телефонии. В этой фазе навыки ИКТ-компетенности были заявлены как основная цель современной системы обучения.
- на четвертом этапе (XXI век) актуальным стал в Италии синтез информационной и медийной грамотности.
Если говорить о ключевых фигурах итальянского медиаобразования, то следует в первую очередь назвать таких ученых и медиапедагогов, как Умберто Эко (Umberto Eco), Дамиано Фелини (Damiano Felini) и Роберто Джанателли (Roberto Giannatelli). Так у истоков практического развития медиаобразования в Италии стоял Роберто Джанателли (Roberto Giannatelli) -профессор, доктор наук, организатор семинаров и летних школ медиапедагогики для учителей, автор многих статей и книг, редактор итальянского медиаобразовательного журнала [Giannatelli, Rivoltella, 1994, p.172].
Одним из первых высших учебных заведений Италии, внедряющих медиаобразование в свои учебные программы, стал Болонский университет. В нем разработан учебный план, предусматривающий изучение визуальных искусств, историю кинематографа, медиа и т.д. Курсы, связанные с теми или иными аспектами медиакультуры читались здесь профессурой мировой величины - Умберто Эко (Umberto Eco), Фурио Коломбо (Furio Colombo) и др.
Однако в учебном процессе вузов, где медиакурсы получили официальный статус, возникло противоречие между ожиданиями и интересами студентов и преподавателей. Основная масса студентов была заинтересована в получении конкретных знаний и умений, чтобы в дальнейшем получить работу (режиссерскую, операторскую, сценарную и т.д.) в профессиональном медиабизнесе, в то время как преподавательский аппарат в большей степени тяготел к курсам культурологического, семиотического и социологического плана, развивающим критическое мышление аудитории и отражающим результаты конкретных научных исследований.
В 1991 году Министерство высшего образования и научных исследований утвердило программу для курсов медиаобразования в шести ведущих университетах страны - в Риме, Болонье, Турине, Сиене, Салерно и Неаполе. С этого времени вузовские курсы по медиа перестали быть только предметами по выбору студентов, но вошли в официальный учебный план. В целом предусматривается, что в течение первых двух лет студенты изучают социологию, семиотику, психологию и экономику медиа, теорию массовых коммуникаций, а последующие три года специализируются в одном из ведущих видов медиа (пресса, телевидение, кино и т.д.). К 1992 году число итальянских вузов, включивших в свои учебные планы курсы по медиаобразованию, достигло 44-х. [Федоров, Новикова, 2005, с.127]. Это весьма удачный результат исходя из того, что итальянское высшее образование представлено 47 государственными университетами и 9 независимыми, частными (но имеющих государственную лицензию).
Приведем примеры итальянских вузов, где медиаобразование становится одним из приоритетных направлений в подготовке студентов.
Universita degli studi di Bologna. На факультете философии и литературы (Facolta di Lettere e Filosofía) Болонского университета есть отделение музыки и зрелищных искусств, где в течение трех лет студенты изучают историю, теорию и эстетику киноискусства. Здесь три раза в год выпускается журнал «Кино и кино». На факультете коммуникации (Instituto Discipline della Communicatizione) студенты в течение трех лет изучают теорию медиа, слушают лекции, касающиеся взаимоотношений медиа и политики. Здесь под руководством У.Эко выходил журнал «Версус», посвященный медийной тематике.
Universita degli studi di Firenze. Отделение техники массовых коммуникаций Флорентийского университета в течение трех лет готовит специалистов в области медиа.
Universita Cattolica del Sacro Cuore. Католический университет в Милане (имея в своем подразделении Институт средств коммуникации и
зрелищных искусств) предлагает студентам за три года изучить теорию и историю медиа, медиакритику, историю искусств, семиотику, литературу, спецкурсы по жанрам экранных искусств, рекламе и т.д.
Universita degli studi di Napoli. На факультете литературы и философии Неапольского университета за три года можно изучить теорию и историю медиакультуры. Здесь читают курсы по истории искусства, медиа, эстетическому анализу медиатекстов, рекламе и т.д.
Centro sperimentale di cinematografía. Римский экспериментальный центр кинематографии. Тут читают курсы по культуре, экономике, режиссуре, продюсерскому делу, актерскому и операторскому мастерству, аудиовизуальному языку, истории, теории и критике киноискусства, технологии спецэффектов и др. [Федоров, Новикова, 2005, с.235].
Начиная с 1980-х изучение медиа стало включаться в образовательную деятельность школ Италии. Например, курсы по медиаобразованию были в программах средней школы еще в 1979 году. Аудиовизуальные и медиаобразовательные курсы встречаются в техническом и художественном образовании. Здесь иногда используется название Educazione all'immagine («Образование изображением»), главная целью которого - самовыражение и творческая ориентация (медиа)пользователя, повышение уровеня художественного образования школьников.
Примером положительной реализации факультативных курсов по художественно-эстетическому направлению в медиаобразовании выступают итальянские лицеи искусств, где помимо традиционных предметов (история, рисование, скульптура, декор, архитектура, графика), преподается дизайн, аудиовизуальная культура, мультимедиа, сценография и др.
Обязательным условием становится знание социальных явлений культуры, интерпретация медийной информации и развитые способности к аналитическому мышлению по отношению к СМК.
Под эгидой Министерства образования были созданы ассоциации медиапедагогов и медиакампаний. Деятельность национальных ассоциаций по медиаобразованию заключается в создании проектов, предусматривающих создание собственного пространства в интернете, комиксов, короткометражных фильмов, мультфильмов и др. Поскольку медиаобразование в Италии направлено, прежде всего, на детей, важно также проведение дебатов, дискуссий, круглых столов, что дает возможность для обсуждения педагогами, родителями, экспертами вопросов медиапедагогики. Особое внимание уделено контролю за смысловым наполнением произведений для детей - медийных или печатных учебных пособий.
Знания медиа позволяет людям использовать различные средства, чтобы выразить свои мысли, свое творчество, собственное бытие. И здесь
MediaEducation.bo (Болонья) предлагает учителям, студентам, учащимся младшей и средней школы и родителям курсы повышения квалификации, возможность посещения конференций, семинаров, основа которых -понимание медиапедагогики и образовательных целей, решение вопросов, связанных с использованием СМК для детей и подростков [Media Association].
На базе учебных лабораторий Ассоциации MediaEducation.bo можно создавать новые тексты, которые дают возможность студентам и другим пользователям социальных сетей проявить себя и общаться, а учителям и воспитателям владеть многими инструментами для их работы. Преимуществ определенному направлению не предоставляется: медиаобразование на материале кино осуществляется наравне с изучением рекламы, литературы, компьютерных игр, комиксов. Компьютерные игры рассматривают не только как расслабляющее хобби, но и как способ общения с детьми. Все медиатексты рассматриваются в нескольких ключах: авторская концепция, семитическая составляющая и пр.
На итальянском телевидении также создаются медиаобразовательные проекты, шоу, которые доступно объясняют влияние телевидения на детей, подростков, на их восприятие информации и т.д. Приглашают на такие шоу в качестве экспертов в области медиа, медиапедагогов, исследователей, писателей, режиссеров, продюсеров.
В медиаобразовательных конференциях и семинарах в Италии могут принимать участие все желающие. Такие мероприятия очень нужны для налаживания тесного сотрудничества медиапедагогов разных стран. И хотя MediaEducation.bo - некоммерческая ассоциация, она сотрудничает с другими медиаобразовательными педагогическими организациями, государственными телеканалами, политическими структурами в сфере законодательства [Нагорная, 2013, с.131]
Ассоциация медиаобразования Италии создала собственный веб-сайт, посвященный обучению с помощью средств массовой коммуникации («Il Mediario», Дети он-лайн), развивая некоторые интересные программы для более безопасного доступа детей в Интернете [Нагорная, 2013].
В целом синтез медиакритики и медиаобразования на сегодняшний день кажется перспективны направлением в медиапедагогике, так как это связано с:
- развитием критического отношения к анализу медиатекстов аудиторией;
- дальнейшим расширением медиаобразовательной составляющей на базе школ, религиозных и социальных центров;
- обучением учителей основам анализа медиатекстов;
- обучающими медиатренингами для родителей;
- улучшением качества периодических изданий, сайтов, блогов и других видов медиа.
Перспективы будущего итальянского медиаобразования можно, наверное, определить по трем ключевым направлениям:
- накопление, систематизация, открытость по отношению к новым медиа технологиям;
- массовое распространение медиаобразования на всех ступенях обучения;
- качественное преобразование программ школьного и высшего образования с внедрением компонента, связанного с повышением уровня медиаграмотности/медиакомпетентности учащихся.
Литература
Нагорная Е.А. Медиаобразование в Италии (на примере ассоциации Mediaeducation.bo) // Медиаобразование. 2013. № 1. С. 129-131.
Федоров А.В. , Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 270 c.
Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 134-138.
ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу. М.: Институт развития информационного общества, 2005. 608 с. Giannatelli, R., Rivoltella, P.C. (1994). Teleduchiamo.
References
Fedorov, A.V. Media education, media literacy, media criticism and media culture // Higher education in Russia. 2005. № 6. 134-138.
Fedorov, A.V, Novikova, A.A. Media education in the leading Western countries. Taganrog: Kuchma, 2005. 270 p.
Giannatelli, R., Rivoltella, P.C. (1994). Teleduchiamo.
Nagornaya, E.A. Media education in Italy (for example, Mediaeducation.bo Association) // Media Education. 2013. № 1. 129-131.
UNESCO between Two Phases of the World Summit on the Information Society. Moscow: Institute of the Information Society, 2005. 608 p.