Научная статья на тему 'Программа учебного курса для вузов «Основы медиакритики»'

Программа учебного курса для вузов «Основы медиакритики» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
746
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКРИТИКА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ КУРС / ВУЗ / МЕДИАТЕКСТ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Левицкая А. А., Федоров А. В.

Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно будущими педагогами) основ медиакритики. Объект учебного курса процесс развития медиакомпетентности студентов на материале медиакритики. Предмет учебного курса основы истории и теории медиакритики. Цель учебного курса: анализ возможностей медиакритики с точки зрения их использования в процессе обучения аудитории. Задачи учебного курса: анализ основных терминов медиакритики; характеристика основных этапов исторического развития медиакритики; анализ медиакритики в контексте современной социокультурной ситуации; изучение и анализ конкретных направлений, функций и особенностей медиакритики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа учебного курса для вузов «Основы медиакритики»»

A

Практика медиаобразования

Программа учебного курса для вузов «Основы медиакритики» *

А.А.Левицкая, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт экономики и управления,

А.В. Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, Таганрогский институт имени А.П. Чехова,

mediashkola@rambler. ru

Аннотация. Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно - будущими педагогами) основ медиакритики. Объект учебного курса - процесс развития медиакомпетентности студентов на материале медиакритики. Предмет учебного курса - основы истории и теории медиакритики. Цель учебного курса: анализ возможностей медиакритики с точки зрения их использования в процессе обучения аудитории. Задачи учебного курса: анализ основных терминов медиакритики; характеристика основных этапов исторического развития медиакритики; анализ медиакритики в контексте современной социокультурной ситуации; изучение и анализ конкретных направлений, функций и особенностей медиакритики.

Ключевые слова: медиакритика, медиаобразование, учебный курс, вуз, медиатекст, студенты.

* данная программа учебного курса разработана в рамках исследования, выполненного за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00014) в НОУ ВПО «Таганрогский институт управления и экономики». Тема проекта: «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов».

The basic understanding about media criticism: curriculum for universities

Media Education Practices

Dr. Anastasia Levitskaya, Taganrog Institute of Economic and Management, Prof. Dr. Alexander Fedorov, Anton Chekhov Taganrog Institute, mediashkola@rambler. ru

Abstract. The relevance of this course is determined by the urgent need to study the students (especially - the future teachers) the basics of media criticism. The object of the course - the development of media competence of students on the material of media criticism. The subject of the course - the basis of the history and theory of media criticism. The aim of the course: analysis of the possibilities of media criticism in terms of their use in the learning process of the audience. Objectives of the course: analysis of the main terms of media criticism; characteristics of the main stages of historical development of media criticism; analysis of media criticism in the context of contemporary socio-cultural situation; study and analysis of specific areas, features and functions of media criticism.

Keywords: media criticism, media education, curriculum, university, media text, students.

Программа учебного курса для вузов «Основы медиакритики» *

Пояснительная записка

Анализируя базовые определения медиаобразования,

сформулированные «Российской педагогической энциклопедией», Советом Европы и ЮНЕСКО и сравнивая их с определением понятия «медиакритика», можно отметить немало сходных задач. Итак, медиакритика (media criticism) - область журналистики, творческо-познавательная деятельность, в ходе которой осуществляется критическое познание и оценка социально значимых, актуальных творческих, профессионально-этических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону медийного содержания; это общение с аудиторией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного содержания, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании аудитории [Короченский, 2003]. Эти задачи связаны с использованием медийной информации (разных видов, жанров и форм), ее анализом, определением экономических, политических, социальных и/или культурных интересов.

Таким образом, и медиакритики, и деятели медиаобразования / медиапедагоги стремятся к повышению уровня медиакомпетентности / медиаграмотности аудитории. Медиакомпетентность многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Это не застывшая категория: теоретически увеличивать степень медиакомпетентности можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную, эмоциональную, эстетическую и этическую медийную информацию.

Медиакомпетентность может помочь человеку «дать ответы в контексте исторически ограниченных значений, доступных ему и его восприятию. Грамотность чтения и переосмысления медиатекстов

способствует выяснению вопроса: «Кем я становлюсь, когда я вижу это?» [Sholle & Denski, 1995, p.26]. Медиакомпетентность дает людям понимание того, как «медиатексты, которые являются частью каждодневной жизни, помогают познанию мира в различных социальных вариациях, экономической и политической позиции. Критическая медиаграмотность предполагает создание обществ активных читателей и авторов, которые могут повлиять на решения/сопротивление медийных агентств, поскольку они взаимодействуют в сложных социальных и культурных контекстах. ... проблемы гендера, расы, класса, возраста, и других сторон идентичности -историческая часть этих каждодневных взаимодействий» [Alverman, Moon, and Hagood, 1999, pp.1-2].

При этом надо уметь найти баланс между различными путями к достижению медиакомпетентности, а не увлекаться только практическими упражнениями или абстрактным теоретизированием. Вот почему здесь важен «личностный аспект», так как «включение личных проблем наряду с социальными проблемами исходит из демократической возможности объединения личных и общественных интересов. ... Непосредственная цель личного «плана» медиаграмотности / медиакомпетентности состоит в том, чтобы включить способность воспринимать, анализировать, оценивать и контактировать с разнообразными медиатекстами. В этом видится демократическая возможность объединения личных и социальных интересов» [Semali, 2000, p.53].

Однако, как верно отмечает А. Силвэрблэт [Silverblatt, 2001, pp. 5-6], на пути - как медиаобразования, так и медиакритики - возникает немало препятствий: «элитарность» (люди без труда замечают влияние медиа на других. Но те же самые люди не желают признавать воздействие медиа на их собственную жизнь); сложность языка медиа; эмоциональный характер медийных воздействий, навязывающих образцы поведения в социуме, и доверие публики к медиа (для значительной части аудитории это становится препятствием для критического анализа медиатекстов). Л.М. Симэли добавляет к этому еще и неготовность учащихся использовать свои медиаобразовательные умения в более широком социальном контексте [Semali, 2000, p.49].

Итак, актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно - будущими педагогами) основ медиакритики.

Объект учебного курса - процесс развития медиакомпетентности студентов на материале медиакритики.

Предмет учебного курса - основы истории и теории медиакритики.

Цель учебного курса: анализ возможностей медиакритики с точки зрения их использования в процессе обучения аудитории. Задачи учебного курса:

- анализ основных терминов медиакритики;

- характеристика основных этапов исторического развития медиакритики;

- анализ медиакритики в контексте современной социокультурной ситуации;

- изучение и анализ конкретных направлений, функций и особенностей медиакритики.

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М. Бахтина - В. Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса исторического развития медиакритики, на содержательный и исторический подход - рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития медиакритики.

Методы: анализ научной литературы по теории медиа и медиаобразования, культурологии, медиакритики, педагогики, сравнительный анализ исторического развития медиакритики, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «Психология», «Социология», «Политология», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

- ключевые понятия курса («медиа», «медиакритика», «медиаобразование», «медиакомпетентность», «медиаграмотность», «медиавосприятие», «медиатекст», и др.);

- ключевые этапы исторического и практического развития медиа, медиаобразования, медиакритики в России и за рубежом;

- современную ситуацию в области развития медиа, медиаобразования, медиакритики.

Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать запасом знаний по основам медиакритики, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.

Итоговая форма отчетности - зачет.

Тематический план учебного курса для вузов «Основы медиакритики»

№ Название темы: Лекции (час.) Семинары (час.)

1 Терминология медиакритики 2 2

2 Виды и жанры, функции медиакритики 2 2

3 Основные этапы исторического развития медиакритики 6 6

4 Медиакритика в контексте современной социокультурной ситуации: роли, направления, особенности 8 8

ИТОГО: 36 час. 18 18

Тематический план лекций учебного курса для вузов «Основы медиакритики» (аннотации)

ТЕМА 1 Терминология медиакритики

Медиакритика (media criticism) - область журналистики, творческо-познавательная деятельность, в ходе которой осуществляется критическое познание и оценка социально значимых, актуальных творческих, профессионально-этических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону медийного содержания; это общение с аудиторией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного содержания, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании аудитории [Короченский, 2003]. Понятия «медиа», «коммуникация», «категории медиа», «медиакультура», СМК (средства массовой коммуникации), СМИ (средства массовой информации), «медиакритика», «кинокритика», «литературная критика»,

«медиакомпетентность», «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиакритик», «кинокритик», «кинообразование», «медиавосприятие», «критическое мышление», «критическая автономия», «медиалогия», «медиатекст», «медийное агентство», «технологии медиа», «аудитория медиа», «языки медиа», «репрезентации медиа» и др.

Виды и жанры медиа. Функции масс-медиа (информационная, воспитательная, образовательная, социально-управленческая, рекреативная,

релаксационная, компенсаторная, эстетическая и др.). Классификационные параметры медиатехнологий (по категории объектов, по уровню применения и усвоения опыта, по философской основе, по базовому фактору развития, по ориентации на сферы развития личности, по характеру содержания и структуры, по виду деятельности, по типу управления процессом, по организационным формам, по методам и средствам, по направлению модернизации и т.д.).

Социально-педагогическая классификация медиа: по типу основного средства (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.), по каналу восприятия (аудио, видео, аудиовизуальные, знаковые -текстовые, графические), по месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.), по содержанию информации, направлению социализации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические), по функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение проблем, развлечение, социальное управление), по результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация). Целевые ориентации (с позиций социальной политики, системы образования, медиаагентств и заказчиков медиатекстов). Варианты негативного влияния медиатекстов на аудиторию. Понятие медиаэкологии.

Медиасубъекты (коммуникаторы) и их градация по профессиональному признаку (руководящее звено медийных агентств, творческие работники медиасферы, технический персонал) и по группам интересов (политические структуры, собственники и сотрудники медиаагентств, рекламодатели, медиапедагоги, медиакритики).

ТЕМА 2

Виды и жанры, функции медиакритики

Основные виды (академическая, направленная на аудиторию ученых, исследователей медиакультуры, преподавателей медийных курсов; корпоративная, направленная на аудиторию руководителей и сотрудников медийных агентств, медийной индустрии; массовая, направленная на массовую аудиторию) и жанры (аналитическая статья о процессах, событиях (прошлого и настоящего) в медийной сфере; заметка, комментарий на медийную тему; интервью, беседа, дискуссия с персонами медийной сферы; кино/теле/радиообозрение; мемуары на медийную тему; открытое письмо на медийную тему; очерк о медийном событии; пародия на медийную

тему; репортаж о медийном событии; рецензия на медиатекст; творческий портрет представителя медийной сферы; фельетон, памфлет, связанные с темой медиа; эссе на медийную тему и др.) медиакритики. Основные функции медиакритики (информационно-коммуникативная, аналитическая, идеологическая, политическая, просветительская, образовательная, развлекательная, рекреативная, регулятивно-корпоративная, рекламно-коммерческая, эстетическая, этическая, коррекционная, социально-организаторская и др.).

ТЕМА 3

Основные этапы исторического развития медиакритики

Литературная, театральная, музыкальная критика, фотокритика, арт-критика (художественная критика), кинокритика (с начала XX века), телевизионная критика (с 1940-х - 1950-х годов) как базис современной медиакритики. Идеологические, политические и тематические отличия (медиа)критики на Запада и в СССР в XX веке. Возникновение термина «медиакритика» как реакция на интенсивное развитие масс-медиа в XX веке. Наиболее влиятельные в плане медиакритики российские и зарубежные газеты и журналы XX века.

ТЕМА 4

Медиакритика в контексте современной социокультурной ситуации: задачи, особенности

Современная социокультурная ситуация и ее влияние на медиа и медиакритику. Особенности развития медиакритики в России и за рубежом в XXI веке. Типология медийных источников, содержащих тексты медиакритиков (наиболее известные газеты, журналы, теле/радиопередачи, интернет-порталы, блоги и др.). Наиболее влиятельные в плане медиакритики современные российские и зарубежные газеты и журналы.

Основные задачи современной медиакритики: познание информационного производства; изучение и изменение общественного восприятия медийного содержания и представлений о внешнем мире, складывающихся в сознании аудитории СМИ; оказание влияния на отношение публики к медиа, формирование определенной общественной культуры изучения и оценки деятельности масс-медиа, развитие духовного мира аудитории; содействие развитию и совершенствованию творческо-профессиональной культуры создателей медиатекстов; социальной среды

функционирования средств массовой информации и т.д. [Короченский, 2003, с.32].

Направленность современной медиакритики на научное сообщество исследователей медиакультуры, медийные агентства и массовую медийную аудиторию. Профессиональная и любительская (блоговая) медиакритика. Медиакритика и гражданское общество. Медиакритика и медиаобразование.

Литература к учебному курсу для вузов «Основы медиакритики»

Баканов Р.П. «Книга жалоб» на телевидение: Эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации 1991-2000 годов. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. 298 с.

Баканов Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. 256 с.

Баканов Р.П. Медийная критика в федеральной периодической печати 1990-х годов // Информационное поле современной России: практики и эффекты / Под. ред. В.З. Гарифуллина. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. С.109-116.

Баранов В.И., Бочаров В.И., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика. М.: Высшая школа, 1982. 207 с.

Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. 183 с.

Богомолов Ю.А. Затянувшееся прощание: российское кино и телевидение в меняющемся мире. М.: МИК, 2006. 320 с.

Богомолов Ю.А. Хроника пикирующего телевидения: 2000-2002. М.: МИК, 2004. 368 с.

Борев Ю.Б. Роль художественной критики в художественном процессе. М.: Знание, 1979.

63 с.

Борецкий Р. А. Осторожно, телевидение! М.: ИКАР, 2002. 259 с.

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М. Вильямс, 2004. 426 с.

Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Прагматика культуры, 2002. 159 с.

Вартанов А.С. На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М.: КДУ; Высшая школа, 2003. 320 с.

Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987. 239 с.

Возчиков В.А. Медиасфера философии образования. Бийск: Изд-во Бийск. гос. пед. ун-та, 2007. 284 с.

Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1996. 124 с.

Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1996. 167 с.

Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999. 235 с.

Дебре Р. Введение в медиологию. М.: Практис, 2009.

Демин В.П. Первое лицо: художник и экранные искусства. М.: Искусство, 1977. 287 с.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1996. 174 с.

Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Медиатекст: особенности создания и функционирования. Монография. М.: НИУ - ВШЭ, 2011. 377 с.

Добросклонская Т.Г. Методология анализа медиатекстов в условиях конвергентных СМИ // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. М.: АПК и ППРО, 2013. С.18-27.

Дубицкая В.П. Телевидение: мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. 142 с.

Егоров В.В. Телевидение и власть. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1997. 207 с.

Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999. 416 с.

Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1997. 92 с.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 2002. 248 с.

Жижина М.В. Медиакультура: культурно-психологические аспекты. М.: Вузовская книга, 2009. 188 с.

Засурский И.И. Масс-медиа Второй республики. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. 272 с.

Землянова Л.М. Зарубежная журналистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. 301 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 831 с.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: Высш. шк. экономики, 2000. 607 с.

Кацев И.Г. История российского телевидения (1917 - 2000). М.: Российский гуманитарный ун-т, 2004. 256 с.

Качкаева А. Г. Исследования СМИ: методология, подходы, методы. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2011.

Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2005. 448 с.

Корконосенко С.Г. Основы журналистской деятельности. М.: Юрайт, 2014. 332 с.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование. СПб, 2004.

Короченский А.П. Медиаобразование в России: не только внешние трудности и препятствия // Медиаобразование. 2005. № 3. С.37-42.

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Дис. .д-ра филологических наук. СПб, 2003. 467 с.

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2003. 284 с.

Короченский А.П. Медиакритика и система медиаобразования // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. - С. 58-69.

Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов: Межд. ин-т филологии и журналистики, 2002. 335 с.

Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. М.: Галерия, 2004.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М.: РИП-холдинг, 2004.

222 с.

Маклюэн М. Понимание медиа. М.: Канон-пресс-Ц, 2003. 464 с.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002. 316 с.

Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 200 с.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во СПб. унта, 1996. 161 с.

Михалкович В.И. О сущности телевидения. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1998. 50 с.

Михалкович В.И. Очерк теории телевидения. М.: Институт искусствознания, 1996. 256 с. Московская декларации о медиа- и информационной грамотности. М., 2012. http://www.ifapcom.ru/news/1347/?returnto=0&n=1

Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса. М.: Логос, 1997. 276 с.

Муратов С.А. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М.: Логос, 2001. 240 с.

Новикова А.А. Современное телевизионное зрелище: истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008.

Петровская И. Медиакритика: «хорошие» и «плохие» мальчики. Почему телевизионщики пытаются расширить границы допустимого // Журналистика и медиарынок. 2003. № 2. С.42-45.

Петровская И. Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. М.: МГУ; Гуманитарный центр Монолит, 1998. 406 с.

Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле взаимодействия. М.: Аспект Пресс, 2004. 222 с.

Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. М.,

2010.

Почепцов Г.Г. Агенты влияния и тексты влияния. Как виртуальный и информационное пространства создают и поддерживают разрывы социосистем. 2012. http://osvita.mediasapiens.ua/material/8505

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2006. Почепцов Г.Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций. Киев: Альтерпресс, 2008. Прозоров В.В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 240 с.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: РИП-холдинг, 2004. 350 с. Разлогов К. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: РОССПЭН, 2010. Рашкофф Д. Медиавирус. М.: Ультракультура, 2003. 368 с.

Рихтер А.Г. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М., 2007. Саппак В.С. Телевидение и мы. М.: Искусство, 1963. 182 с.

Терин В.П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического воздействия: исследовательский опыта Запада. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. 170 с.

Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. М.: Директ-Медиа, 2013.

708 с.

Федоров А. В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. М.: Директ-Медиа, 2013. 182 с. Федоров А. В. Медиаобразование в зарубежных странах. М.: Директ-Медиа, 2013. 139 с. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. М.: Директ-Медиа, 2013. 343 с. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Директ-Медиа, 2013. 233 с. Федоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы. М.: Директ-Медиа, 2013. 217

с.

Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Директ-медиа, 2014. 618 с.

Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: Директ-медиа, 2014. 62 с.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Григорова Д.Е. Медиаобразование в странах Восточной Европы. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 140 с.

Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Горбаткова О.И., Ковалева М.Е., Князев А.А. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы / Под ред. А.В. Федорова. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 267 c.

Федотова Л.Н. Массовая коммуникация: стратегия производства и тактика потребления. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1996. 231 с.

Фомин С. Записки у телевизора: краткий очерк нового отечественного ТВ (1986-2006). М.: ГИТР, 2006.

Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М., 2004.

Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2002.

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М.: Аспект пресс, 2004. 382 с.

Bachmair, B. (2010) (ed.) Medienbildung in neuen Kulturräumen: die deutschsprachige und britische Diskussion. Wiesbaden: VS Verlag, 2010. 359 p.

Baker, F.W. (2012). Media literacy in the K-12 classroom. Eugene, Or.: International Society for Technology in Education, 197 p.

Baran, S.J. (2010). Introduction to mass communication: media literacy and culture. NY: McGraw-Hill Higher Education, 450 p.

Basuroy, S., Chatterjee, S. & Ravid, S.A. (2003). How Critical Are Critical Reviews? The Box Office Effects of Film. Critics, Star Power, and Budgets. Journal of Marketing. Vol. 67, N 10, pp.103117.

Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.

Clark, L.S. (2013). Cultivating the media activist: How critical media literacy and critical service learning can reform journalism education. Journalism, N 14, pp. 885-890.

Eco, U. (1976). A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press.

European Parliament resolution of 16 December 2008 on media literacy in a digital world. Brussels, 2008.

Fedorov, A. Film studies in the university students' audience: from entertainment genres to art house. Moscow: ICO: Information for all, 2014. 232 p.

Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts' Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO.

Fedorov, A. Media Literacy Education. Moscow: ICO "information for all". 2015. 577 p. http://mediaeducation.ucoz.ru/ ld/9/995 Book 2015 Fedor.pdf

Fourie, P.J. (ed.) (2001). Media Studies. Vol.1, 2. Lansdowne: Juta Education, 638 p & 588 p.

Hobbs, R. (2011). Digital and media literacy: connecting culture and classroom. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 214 p.

Hoechsmann, M., Poyntz, S.R. (2012). Media literacies: a critical introduction. Malden, MA: Wiley-Blackwell, 233 p.

Kaun, A. (2014). 'I really don't like them!' - Exploring citizens' media criticism. European Journal of Cultural Studies. Vol. XX (X), p. 1-18.

Kellner, D. & Share, J. (2007). Critical media literacy is not an option. Learn Inq. N 1, pp.59-69.

Kleiner, M.S. (Hrsg.) (2010): Grundlagentexte zur sozialwissenschaftlichen Medienkritik. Wiesbaden: VS Verlag, 752 p.

Livingstone, S. (2004). Media Literacy and the Challenge of New Information and Communication Technologies. The Communication Review, N 7, pp. 3-14.

Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p.

McQuail, Denis (2010), McQuails'sMass Communication Theory.

Miller, T. (2009). Media Studies 3.0. Television New Media, Vol. 10, N 1, pp. 5-6.

Pérez Tornero, J.M. and Varis, T. (2010). Media Literacy and new Humanism. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 136 p.

Potter W.J. (2011). Conceptualizing Mass Media Effect // Journal of Communication. 2011. N 61, pp. 896-915.

Potter, W. J. (2012). Media effects. Thousand Oaks, CA: Sage. 377 p.

Potter W.J. (2014). Media Literacy. L.A.: Sage, 2014, 452 p.

Potter W.J. (2014). The Skills of Media Literacy. Sana Barbara: Knowledge Assets, Incorporated, 2014, 226 p.

Ravid, S.A., Wald, J.K., Basuroy, S. (2006). Distributors and film critics: does it take two to Tango. J Cult Econ, N 30, pp. 201-218.

Scheibe, C., Rogow, F. (2012). The teacher's guide to media literacy: critical thinking in a multimedia world. Thousand Oaks, CA: Corwin, 245 p.

Semali, L.M. (2000). Literacy in Multimedia America. New York - London: Falmer Press, 243

p.

Tyner, K. (1998). Literacy in a Digital World. Mahwah, NJ - London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 291 p.

Tyner, K. (2010). (ed.). Media literacy: new agendas in communication. NY: Routledge, 2010.

243 p.

Vos, T.P, Craft, S. and Ashley, S. (2012). New media, old criticism: Bloggers' press criticism and the journalistic field. Journalism, N 13, pp. 850-868.

Worsnop, C. (2013). Some Thoughts on Assessment in Media Education // The Journal of Media Literacy. 2013. Vol. 60, N 1-2.

Worsnop, C. (1999). Screening Images: Ideas for Media Education. Mississauga: Wright Communication.

Yuan, E.J. (2013). A culturalist critique of 'online community' in new media studies. New Media Society, N 15, pp. 665-679.

Интернет-сайты по медиакритике

Мегакритик (Россия) http://www.megacritic.ru/

Медиакритик (Россия) http: //mediacritic. ru/

Кинокритик (Россия) http://www.kinokritik.com/

Медиакритика (Белоруссия) http://mediakritika.by/

Кинокритик (Белоруссия) http://critic.by/

Медиакритика (У краина) http://www.mediakrytyka.info/

Медиакритика (Россия): Персональный сайт Романа Баканова http://romanbakanov.ucoz.ru/index/mediakritika v tatarstane pervye opyty/0-136

Телекритика (Украина) http://www.telekritika.ua/

Archives for Media Criticism http://fair.org/blog/category/media criticism/ Media Criticism http://www.salon.com/topic/media criticism/

Media Criticism (Huffington Post) http://www.huffingtonpost.com/news/media-criticism/ Media Criticism Links

http://shmacek.faculty.noctrl.edu/media criticism links.htm http://www.peoplesearchpro.com/journalism/media/criticism.htm

Film Criticism http://filmcriticism.allegheny.edu/ The Top Film Criticism Sites

http://www.filmcomment.com/article/the-top-film-criticism-sites-an-annotated-blog-roll

Film Critic Roger Ebert (1942-2013) http://www.rogerebert.com/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

New York Film Critics Circle http://www.nyfcc.com/

Online Film Critics Society http://www.ofcs.org/

Comunicar http://www.revistacomunicar.com/index.php?&idioma=en

Российские журналы, где печатаются статьи по тематике медиакритики

Журналист http://journalist-virt.ru/

Искусство кино http://kinoart.ru/

Меди@льманах http://mediaalmanah.ru/

Медиа. Информация. Коммуникация. http: //mic .org.ru/

Медиаобразование http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/

Медиаскоп http://www.mediascope.ru/

Сеанс http://seance.ru/

Синематека http://www.cinematheque. ru/

Современная коммуникативистика

http://naukaru.ru/journal/view/Sovremennaya-kommunikativistika/

Global Media Journal http://www.global-media.pglu.ru/

Блоги и страницы медиакритиков

Р. Баканов http://old.kpfu.ru/f13/rbakanov/index.php

Ю. Богомолов http://bogomol37.live j ournal. com/

И. Петровская http://www.novayagazeta.ru/profile/412/

B. Кичин http://valery-kichin.livej ournal. com/

C. Кудрявцев http://kinanet.live j ournal. com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.