Научная статья на тему 'Особенности интеграции медиакритики и медиаобразования в Австрии'

Особенности интеграции медиакритики и медиаобразования в Австрии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
744
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКРИТИКА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАТЕКСТ / УЧАЩИЕСЯ / АВСТРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Селиверстова Л. Н.

В статье осуществляется анализ опыта синтеза медиакритики и медиаобразования в Австрии. Важнейшей целью медиаобразования сегодня является формирование компетенций для самостоятельных действий в медиапространстве, в котором медиа представляют собой одновременно и предмет, и средство обучения. Медиакритика как составляющая медиакомпетентности с каждым днем приобретает все большую актуальность в процессе обучения школьников и студентов в Австрии. Работа с произведениями медиакритики отнюдь не сводится к “сухому” анализу языка текстов, а включает практику оценивания медиатекстов с точки зрения этики и создания собственных медиапродуктов (печатные, аудио, видео и пр.) Таким образом, обучение критическому анализу и оценке медиапродукции, равно как и пользованию медиа, является важной сферой деятельности медиапедагогов. Совместная работа медиапедагогов и медиакритиков сегодня актуальна как никогда. Тесную взаимосвязь медиакритики и медиаобразования подчеркивают в своих работах многие отечественные и зарубежные ученые. Мы полностью согласны с тезисом А. Короченского, согласно которому «медиакритика и медиаобразование являются смежными, взаимопроникающими областями деятельности, во многом совпадающими по своим целям и задачам... Особенно наглядным их взаимопроникновение становится в тех случаях, когда медиакритика реализует свою просветительскую функцию. Журналистская медиакритика с е? просветительским, развивающим потенциалом способна существенно дополнить усилия медиапедагогов. Публикуемые произведения критиков СМИ вооружают педагогов-представителей медиаобразования ценным материалом для совершенствования содержания образовательного процесса, для дидактического применения в ходе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интеграции медиакритики и медиаобразования в Австрии»

Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices

Особенности интеграции медиакритики и медиаобразования в

Австрии *

Л.Н. Селиверстова, кандидат филологических наук, Таганрогский институт управления и экономики, Петровская, 45, Таганрог, 347900 mediashkola@rambler. ru

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00014) в ЧОУ ВО "Таганрогский институт управления и экономики "

* This article is written within the framework of a study supported by the grant of the Russian Science Foundation (RSF). Project № 14-18-00014 "Synthesis of media education and media criticism in the preparation of future teachers", performed at Taganrog Management and Economics Institute.

Аннотация. В статье осуществляется анализ опыта синтеза медиакритики и медиаобразования в Австрии. Важнейшей целью медиаобразования сегодня является формирование компетенций для самостоятельных действий в медиапространстве, в котором медиа представляют собой одновременно и предмет, и средство обучения. Медиакритика как составляющая медиакомпетентности с каждым днем приобретает все большую актуальность в процессе обучения школьников и студентов в Австрии. Работа с произведениями медиакритики отнюдь не сводится к "сухому" анализу языка текстов, а включает практику оценивания медиатекстов с точки зрения этики и создания собственных медиапродуктов (печатные, аудио, видео и пр.) Таким образом, обучение критическому анализу и оценке медиапродукции, равно как и пользованию медиа, является важной сферой деятельности медиапедагогов. Совместная работа медиапедагогов и медиакритиков сегодня актуальна как никогда. Тесную взаимосвязь медиакритики и медиаобразования подчеркивают в своих работах многие отечественные и зарубежные ученые. Мы полностью согласны с тезисом А. Короченского, согласно которому «медиакритика и медиаобразование являются смежными, взаимопроникающими областями деятельности, во многом совпадающими по своим целям и задачам... Особенно наглядным их взаимопроникновение становится в тех случаях, когда медиакритика реализует свою просветительскую функцию. Журналистская медиакритика с ее просветительским, развивающим потенциалом способна существенно дополнить усилия медиапедагогов. Публикуемые произведения критиков СМИ вооружают педагогов-представителей медиаобразования ценным материалом для совершенствования содержания образовательного процесса, для дидактического применения в ходе

обучения.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакритика, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиатекст, учащиеся, Австрия.

Peculiarities of the integration of media criticism and media education in Austria

Dr. Ludmila Seliverstova Taganrog Management and Economics Institute, Petrovskaya, 45, Taganrog, 347900, mediashkola@rambler. ru

This article is written within the framework of a study supported by the grant of the Russian Science Foundation (RSF). Project № 14-18-00014 "Synthesis of media education and media criticism in the preparation of future teachers", performed at Taganrog Management and Economics Institute.

Abstract. The articles analyzes implementation of the synthesis of media criticism and media education in Austria. The most important aim of modern media education is developing competences for independent actions in media space, where media are the subject and the means of education. Media criticism as a constituent part of media education is gaining more and more significance in the process of secondary and higher education in Austria. Moreover, types of activities with media critics' text not only include "dry" analysis, but also evaluation of ethics and creation of own media products (print, audio or video). Thus, teaching critical analysis and evaluation of media texts as well as using the media, is an imperative sphere of media educators' work. The joint work of media educators and media critics today more relevant than ever. Close interaction of media criticism and media education emphasize in his works, many researchers. We fully agree with the thesis of A. Korochensky, according to which "media criticism and media education are contiguous, interpenetrating fields of activity, largely coinciding in its aims and objectives ... especially clear their interpenetration becomes when media criticism implements its educational function. Journalistic media criticism with ee educational, developmental potential can significantly complement the efforts of media educators. Published works of media critics are arming teachers, representatives of media valuable material for improving the content of the educational process, for didactic use during training". Key words: media education, media criticism, media literacy, media competence, media text, students, Austria.

Введение

История Австрии и развитие в ней медиакритики и медиаобразования тесно связаны со становлением таковых в других немецкоязычных странах, в первую очередь, в Германии и Швейцарии. История медиакритики насчитывает ровно столько же лет, сколько история самих медиа. Начало распространению критического знания было положено в эпоху Просвещения. С возникновением литературного рынка стали развиваться средства массовой коммуникации, а литературная критика послужила отправной точкой для медиакритики в целом. Появление кино, радио и телевидения способствовали увеличению критических текстов в отношении массмедиа. Голоса критиков разделились: одна часть из них заняла оптимистическую позицию, другая отнеслась к новым средствам передачи информации с пессимизмом. Так, Бертольд Брехт и Ганс Энценсбергер видели в развитии радио и телевидения в первую очередь возможность распространения научных знаний и либеральных идей в обществе, а Фридрих Ницше, Карл Краус и Теодор Адорно усматривали в развитии медиа скорее коммерческую составляющую.

Примечательным, на наш взгляд, является тот факт, что критика в отношении тех или иных медиа способствовала в Австрии не столько принятию запретительных мер, сколько развитию идей их альтернативного использования в образовательных и воспитательных целях. Так, выход в свет в 1896 году полемического произведения учителя гамбургской школы Генриха Вольгаста «Жалкое состояние нашей молодежной литературы» [Wolgast, 1905] получил резонанс и в Австрии. Вслед за немецким педагогом

110

австрийские католические общины и, в первую очередь, учителя выступили с требованием взять под контроль и по возможности ограничить чтение детьми и подростками «некачественной, дешевой литературы». А c 1910 года стали издаваться доступные по цене детские книжки Хелен Шой-Рисц с целью предложить «хорошую, качественную литературу» в качестве альтернативы популярным бульварным романам о любви и детективным историям.

По аналогии с литературой кинематограф в начале XX века тоже захлестнула волна критики. Ему вменялись создание иллюзорного мира, разрушение духовных ценностей, чрезмерное раздражение неустойчивой детской и подростковой психики, провоцирование агрессии и противоправных действий. Критики сто лет назад едва ли могли предположить, что век спустя с появлением новых возможностей получения и передачи информации, в эпоху Интернет- и IT-технологий, набор аргументов, обличающих «опасность» использования новых медиа, не изменится (ср. сегодняшние упреки в адрес компьютерных игр). Но вместе с тем австрийские педагоги уже в начале прошлого века использовали возможности кинематографа в целях обучения и воспитания.

В 1907 г. был снят первый учебный фильм. В 1912 г. Йозеф Копетцки основал в Вене Союз «Касталиа», австрийское общество научного и обучающего кинематографа (Verein "Kastalia, österreichische Gesellschaft für wissenschaftliche und Unterrichtskinematographie"). Значение кино как средства обучения, способного значительно расширить и обогатить представления обучаемых, подчеркивал уже в прошлом веке профессор педагогики Венского университета Рихард Майстер [цит по: Blaschitz, 2014, p. 293]. В 20-е годы прошлого столетия в Вене действовало более десяти школьных кинотеатров, а в 1926 г. было получено официальное разрешение Федерального министерства образования на использование обучающих фильмов в образовательном процессе [Haustein, 1948].

Осознание необходимости смотреть кинофильмы «грамотно» пришло к австрийским педагогам еще в 30-е годы ХХ в. Они понимали, что недостаточно дать возможность зрителям просто посмотреть фильм, нужно научить их этому. В 1934 г. в образовательных учреждениях Вены проводились семестровые курсы «Мы учимся смотреть кинофильмы» («Wir lernen filmsehen»), которые разработали общественный деятель В. Матейка и режиссер Э. Ангел. Виктор Матейка был одним из основателей «Общества любителей кино» («Gesellschaft für Filmfreunde»), члены которого отслеживали достойные внимания кинофильмы, пропагандировали их и тем самым способствовали духовно-художественному воспитанию зрителя. Еще до основания вышеупомянутого общества в 1931 г. В. Матейка инициировал публичное обсуждение фильма советского режиссера Николая Экка «Путевка в жизнь». Подобные дискуссии о произведениях как отечественного, так и зарубежного кинематографа с 1937 г. в Австрии стали регулярными.

Важное место в медиапространстве Австрии начала ХХ в. заняло радиовещание. 1924 г. считается годом основания австрийского радио -акционерного общества «Радио Феркерс АГ» («Radio Verkehrs AG» RAVAG). С самого начала в программе радиотрансляций были образовательные музыкальные и литературные передачи. Так, в год основания появилась программа «Общеобразовательный радиоуниверситет» («RadioVolkshochschule»), во время которой читались научные доклады, отрывки из литературных произведений, преподавались иностранные языки и пр. А в 1932 г. начали транслировать радиопередачи для школьников [Blaschitz, 2008, p. 13]. В Австрии нашла поддержку и идея немецкого просветителя Бертольда Брехта о необходимости пересмотра деятельности радио как аппарата передачи информации и становления его как аппарата коммуникации. Он говорил о том, что радио должно не только привлекать людей слушать, но провоцировать их говорить об услышанном. Согласно теории Брехта, радио призвано наладить обратную связь со слушателем, который должен сменить роль пассивного получателя информации на роль активного ее отправителя посредством участия в дискуссиях и дебатах [Brecht, 1967, p. 127-134].

К сожалению, теория Б. Брехта в то время не получила развития ни в Германии, ни в Австрии. В 1935 г. в Австрии начали работать официальные органы цензуры, в частности, Венский отдел киноконтроля (Wiener Filmprüfstelle). Годом ранее была принята новая Конституция, которая пересмотрела существовавший с 1918 г. запрет на цензуру и тем самым положила конец праву на свободу выражения мнения. После включения Австрии в марте 1938 г. в состав нацистской Германии все СМИ стали выполнять исключительно роль важнейшего средства суггестивной массовой пропаганды.

В послевоенные годы бытовал превентивный подход к медиа. От их «вредного» воздействия старались оградить в первую очередь наиболее восприимчивую к информации молодежную аудиторию. Не последнюю роль в качестве цензора вплоть до 1970-х годов играла католическая церковь. Но свою задачу представители церкви видели не только в контроле, но и в подготовке просветителей. Так, начиная с 1951 г. церковь занималась обучением так называемых кинопросветителей (Filmerzieher) [Blaschitz, 2008, р. 14], которые своей целью ставили изучение фактического воздействия кинематографа на детскую и молодежную аудиторию и дальнейшее ее «сопровождение» в процессе восприятия кинофильмов.

А с 1958 г. кинопросвещение было введено в учебный процесс в Австрии с разрешения Министерства образования во всех школах. Воспитанием средствами кино занимались не только представители церкви, но и общественные деятели. Следует отметить большой вклад в воспитание и обучение посредством кино австрийского писателя, ученого Людвига Гезека, который считал, что обсуждение кинофильмов, их показ с предварительными

112

разъяснениями как детской и юношеской аудитории, так и работа с родителями способствуют развитию критического восприятия у кинозрителей и пониманию кинопроизведений, формируют вкус и ответственность [Gesek, 1959, p. 8]. Что касается формирования вкуса, речь шла не столько об эстетике, сколько о моральных ценностях.

Задачи воспитания и обучения с помощью кинематографа решались совместными усилиями Министерства образования Австрии, представителей церкви и политических организаций в рамках инициативы «Хорошее кино» («Der gute Film») с 1956 г. Это объединение, изначально образованное в целях популяризации значимого, содержательного для юной аудитории с точки зрения педагогов кино, просуществовало вплоть до конца XX века и нашло свое продолжение сначала в Акции кино Зальцбург (Aktion Kino Salzburg), а затем в 2011 г. был основан Институт медиаобразования (Institut für Medienbildung) в Зальцбурге, расширивший границы своих интересов помимо кинематографа за счет других медиа и решающий сегодня различные задачи в сфере медиаобразования.

Потенциал телевидения в процессе обучения посредством медиа сложно переоценить. Поэтому уже через четыре года после начала трансляции на австрийском телевидении появились обучающие передачи. В 1962 г. с разрешения Министерства образования стали показывать регулярные получасовые передачи для школьников, чтобы разнообразить и дополнить учебный процесс в школе, в том числе уроки иностранного языка. Так, на канале ORF австрийского телевидения с 1974 по 1992 гг. урожденная москвичка Лиза Шюлер вела популярную программу «Добрый день» (телеуроки русского языка). За выдающийся вклад в образование она была удостоена звания профессора и награждена Золотым почетным знаком г. Вены [2]. Среди наиболее популярных программ на телевидении стоит назвать «Confetti TiVi», серию телепередач на канале ORF 1 для детской аудитории 4-15 лет, и пришедшую ей на смену и пользующуюся большой популярностью сегодня «Okidoki».

В конце 1980-х персональные компьютеры своим появлением предопределили стремительное развитие информационных технологий, на внедрение которых в учебный процесс по инициативе Федерального министерства образования, науки и культуры Австрии с 2000 г. стали выделяться из бюджета значительные суммы. Наличие мультимедийных классов с доступом в интернет стало обязательным требованием к техническому оснащению школ. Критика в отношении компьютерных технологий и в первую очередь компьютерных игр не заставила долго ждать. Однако, равно как и все вышеупомянутые медиа, компьютерные игры могут развлекая, обучать. Подтверждением тому являются обучающие компьютерные игры австрийской фирмы «ovos media consulting», так называемые «серьезные игры», предназначенные для обучения школьников. Одна из наиболее популярных игр «Людвиг» в 2011 г. была успешно

113

опробована на уроках физики в пяти школах Вены. Как отмечает один из директоров фирмы Йорг Хофштетер (Jörg Hofstätter), обучающие игры предназначены для того, чтобы пробудить у школьников интерес к определенной теме и мотивировать их к получению знаний, а не заменить традиционные формы проведения занятий [Gross, 2011].

Материалы и методы исследования

Материалы исследования - статьи, монографии, учебные пособия, образовательные документы, касающиеся тематики медиаобразования и медиакритики, изданные в Австрии. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и классификация.

Дискуссия

Медиаобразование в Австрии получает серьезную целенаправленную поддержку со стороны государства: в Министерстве образования есть специальный отдел медиапедагогики, обучающих медиа, медиасервиса (Abteilung Medienpädagogik /Bildungsmedien/Medienservice), оказывающий поддержку учителям в плане обеспечения дидактическими материалами, повышения квалификации в соответствии с требованиями новых стандартов, предусматривающих обязательную интеграцию медиаобразования в школьные дисциплины всех типов школ.

Согласно Приказу о медиаобразовании [Erlass..., 2012] (Grundsatzerlass Medienerziehung), вступившему в силу 31 января 2012 г., школа должна взять на себя подготовку медиакомпетентных личностей, способных полноценно участвовать в коммуникации и оценить условия ее протекания. Формирование медиакомпетенции школьников как основная цель медиаобразования предполагает формирование способности учащихся осознанно делать выбор между имеющимися в распоряжении различными медиа, критически оценивать полученную о них и с их помощью информацию, использовать без ограничений потенциал глобальной сети Интернет, осознавать и распознавать связанные с ней возможные риски.

Медиакомпетность - важное условие соблюдения основного конституционного права человека - права на свободу выражения мнения, а также обусловливает понимание учащимися демократических принципов государственного устройства. В Приказе о медиаобразовании прописаны медиакомпетенции, которые должны быть сформированы у школьников в процессе обучения медиаграмотности, среди них:

- умение распознавать и называть критерии медиапроектов, медиавоздействия и ценностные представления;

- фиксировать, цитировать и сравнивать источники информации; выбирать, творчески использовать, передавать и презентовать медиаинформацию;

- анализировать и оценивать с разных позиций условия производства и распространения медиапродуктов;

- разъяснять медиаправовые аспекты; осознавать собственные права, ограничения, интересы и потребности;

- критически оценивать содержание и форму медиа;

- уверенно и критически пользоваться информационными технологиями;

- критически мыслить и принимать решения;

- самостоятельно ставить перед собой цели, достигать их и перепроверять на предмет достигнутого;

- целенаправленно и открыто взаимодействовать с людьми и системами;

- самостоятельно составлять и распространять медиасообщения [Erlass..., 2012].

Для решения поставленных Министерством образования Австрии задач нужны педагоги соответствующего уровня подготовки. В середине 1990-х годов в учебные планы университетов Вены и Инсбрука была внесена дисциплина «Медиапедагогика». В настоящий момент подготовка медиапедагогов по магистерским программам осуществляется в Дунайском университете Кремс (Donau-Universität Krems) «Деятельностно-ориентированная медиапедагогика» www.donau-

uni.ac.at/de/studium/medienpaedagogik, в Венском университете «Венская медиапедагогика» medienpaedagogik.univie.ac.at/home, университете

Инсбрука «Медиапедагогика и культура общения»

www.uibk.ac. at/psyko/ezwi 1/ ark/artikel/medienpaedago gik.html.

Согласно требованиям современности деятельность медиапедагогов-профессионалов так же, как и учителей, не имеющих специального образования по медиапедагогике, направлена, как уже говорилось выше, на формирование медиакомпетентности - знаний, умений, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов, анализу процессов функционирования медиа в социуме [Федоров, 2010, с. 24]. В качестве составляющих медиакомпетенности Дитер Бааке выделял медиапользование, медиаанализ, медиапроизводство и медиакритику [Baacke, 1999].

По мнению Ганса-Дитера Кюблера медиакомпетенция включает в себя: когнитивные (познавательные) способности, направленные на получение и расширение знаний о структуре, формах организации, принципах функционирования, содержании и видах медиа; аналитические и оценочные способности - способности оценить содержание и форму медиа в рамках системы соотносительных понятий (политических, этнических и пр.); социально-рефлексивные способности - умения проанализировать, оценить и по необходимости скорректировать характерные как для отдельного человека, так и группы людей формы использования медиа, их предпочтения,

115

привычки; деятельностные способности - способность воспринимать манеру пользования медиа другими людьми, использовать медиа для реализации собственных в том числе творческих коммуникативных намерений, а также участвовать в устройстве и поддержании демократического порядка общения в соответствующих организациях и сообществах [КиЫег, 2005, р. 44].

Очевиден тот факт, что и отечественные и зарубежные специалисты среди всех вышеперечисленных составляющих медиакомпетентности особую роль отводят способностям проводить анализ и давать оценку тем или иным аспектам медиа, т.е. медиакритике. При этом Г.-Д. Кюблер выделяет профессиональную (журналистскую) и педагогическую медиакритику. Если первая, по его мнению, сводится исключительно к анализу и оценке медиапродукта, то последняя, помимо собственно рассмотрения медиапродкута с критической точки зрения, разрабатывает необходимые для этого модели и инструментарий [КиЫег, 2005, р. 45].

Такая позиция согласуется с мнением А.П. Короченского, который рассматривает медиакритику как «область современной журналистики, осуществляющую критическое познание и оценку социально значимых, актуальных аспектов информационного производства в средствах массовой информации. Познавая и оценивая медиатексты, журналистская критика средств массовой информации оказывает влияние на восприятие медийного содержания его потребителями. Медиакритика изучает и оценивает подвижный комплекс многообразных взаимоотношений печатной и электронной прессы с аудиторией СМИ и обществом в целом, способствует внесению социально необходимых корректив в деятельность печатной и электронной прессы» [Короченский, 2015, с.8]. Ученый подчеркивает просветительскую функцию медиакритики, говоря о том, что «журналистская критика СМИ обеспечивает широкую трансляцию знаний, культурных ценностей и социально-культурного опыта общения со средствами массовой информации... Это способствует интеллектуально-духовному развитию аудитории, приобретению ею знаний и навыков эффективного взаимодействия с печатной и электронной прессой, совершенствованию рациональных познавательных способностей, вкусов и чувств реципиентов медийного содержания» [Короченский, 2004, с. 40]. Особую роль медиакритике, обращенной не только к медиапрофессионалам, но и к широкой аудитории, отводит также А.В. Федоров, утверждая, что именно медиакритика "может осуществить так называемое "пожизненное" медиаобразование самых широких слоев общества" [Федоров, 2012, с. 3].

Вслед за А.П. Короченским журналистскую медиакритику принято делить на массовую, профессиональную ("внутрицеховую", корпоративную) и академическую (научно-экспертную) в зависимости от состава авторов-критиков СМИ, аудитории, которой предназначены критические сообщения, и особенностей их содержания. Академическая медиакритика развивается в

116

формате научной журналистики, адресованной главным образом исследователям массмедиа. Внутрикорпоративная представлена работами критиков из числа медиапрофессионалов и обращена к «цеховым» сообществам журналистов и других создателей медийного содержания. Произведения массовой медиакритики предназначены для широкой аудитории [Короченский, 2015, с. 153-154]. Все три вида медиакритики тесно взаимосвязаны и образуют в совокупности сложное системное единство. Произведения медиакритики не всегда относятся к какому-то определенному виду в его "чистом виде", могут одновременно адресоваться и массовому получателю для принятия к сведению, и коллегам-практикам для взятия на вооружение, и теоретикам в сфере массовых коммуникаций для дальнейшего анализа.

Результаты исследования

В Австрии, как и в Германии, и в Швейцарии сложилась давняя традиция журналистской медиакритической деятельности. В середине XIX века в Вене начал свою работу Пресс-клуб Конкордия (Presseclub Concordia), старейший пресс-клуб в мире. Членами этого независимого объединения являются не только журналисты Австрии, но и зарубежные корреспонденты. Конкордия тесно сотрудничает с зарубежными СМИ, является одним из членов-основателей Европейской Федерации пресс-клубов. За более чем полуторавековую историю существования пресс-клуба изменились условия работы журналистов, формы медиа, вслед за печатными появились электронные медиа, но задачи клуба остались прежними - обеспечение свободы печати как основа соблюдения прав человека, демократических свобод.

Под руководством президента Андреаса Коллера, выбранного в июне прошлого года, Пресс-клуб наряду с контролем соблюдения свободы слова, журналистской этики, лоббирует интересы независимой журналистики и предоставляет платформу для профессиональной дискуссии по вопросам качества журналистских публикаций. Более ста лет Пресс-клуб Конкордия устраивает один из знаменитых венских балов, который проходит в Венской ратуше. На бал приглашают австрийских и иностранных журналистов, бизнесменов и политиков. Ежегодный Летний бал журналистов - это не просто праздник музыки и танцев, но и коммуникационная площадка единомышленников, объединенным общим делом - журналистикой. За выдающиеся достижения в деле защиты прав человека, демократии и свободы слова пресс-клуб также вручает ежегодную журналистскую премию.

С 1961 г. в Австрии действует Совет прессы - объединение самоконтроля австрийских печатных медиа, состоящий из двух сенатов по шесть журналистов в каждом под председательством юриста. Основная задача Совета состоит в контроле качества публикаций и обеспечении свободы печати. В своей деятельности организация руководствуется

117

Кодексом чести австрийской прессы, своего рода каталогом медиаэтических принципов. Любой читатель может подать жалобу в отношении какой-либо статьи в печатном издании, включая электронные версии печатных медиа в интернет, или относительно поведения журналиста. Совет прессы может рассматривать жалобу не дольше двух месяцев, а затем его решение публикуется на страницах издания, которого эта жалоба коснулась. Однако ни все издания идут на это. Если в Германии и Швейцарии Совет прессы называют «беззубым тигром», то в Австрии подобных сравнений не делают. Обнародование решений в отношении медиа, действие которых было признано противоречащим Кодексу чести австрийской прессы, обязательно только для тех изданий, которые с этими решениями согласны.

Так, газета «Кронен цайтунг» («Kronen Zeitung»), конфликт, которой в прошлом даже привел к прекращению работы Совета прессы на восемь лет, традиционно эти решения оспаривает. После продолжительного перерыва Совет прессы Австрии возобновил свою работу в 2010 г. по инициативе Профсоюзой организации журналистов Австрии («die Österreichische Journalistengewerkschaft»), Союза австрийских газет (« Verband Österreichischer Zeitungen»), Союза региональных СМИ Австрии («Verband der Regionalmedien Österreichs»), Пресс-клуба Конкордия и др. объединений журналистов, что можно оценить как факт осознания журналистским сообществом необходимости самоконтроля СМИ. Примечателен тот факт, что за последние четыре года количество рассматриваемых случаев увеличилось в четыре раза с 80 случаев в 2011 г. до 238 в 2014 г. [Österreichischer..., 2014]. При этом абсолютное большинство случаев касалось «Кронен цайтунг» («Kronen Zeitung»).

Помимо Совета прессы посильный вклад в дело защиты свободы печати вносит и «Объединение в поддержку медиакультуры» (Vereinigung für Medienkultur), организованное в 1995 г.по инициативе Иоганна Пести и изначально называвшееся «Объединением против злоупотребления свободой прессы» (Vereinigung gegen den Missbrauch der Pressefreiheit). Деятельность этой организации направлена на развитие медиакультуры в Австрии путем публикации медиакритических материалов и предоставления тем самым платформы для общественной дискуссии; путем поддержки медиапотребителей, чьи права были нарушены каким-либо медиа. Объединение способствует разработке исследовательских проектов, сотрудничает с образовательными организациями, университетами и ставит перед собой воспитательные задачи, решение которых видит в объективном представлении реальности, и образовательные - в описании той самой реальности корректным языком с соблюдением правил стилистики и семантики (см. интервью с И. Пести www.medienkultur.at/neu/?page id= 151).

В конце XX - начале XI вв. широко дискутировалась тема кризиса печатных СМИ. Большинство ежедневных и многие еженедельные издания в Австрии, как и в других европейских странах, столкнулись с проблемой

118

уменьшения читательской аудитории и необходимостью сокращения расходов. Стремительное развитие интернет-технологий способствовало развитию медиа в цифровом формате. В 2007 г. немецкий журнал «Шпигель» («Spiegel») вышел под заголовком «Будущее газет в сети». Но это издание было не первым, осознавшим необходимость смены формата. Первой ежедневной газетой на немецком языке, вышедшей в 1995 г. помимо печатного и в цифровом формате, была австрийская «Стандарт» («Standart»). Сегодня практически все печатные издания имеют аналоги в Интернет, что делает медиа более доступными потребителю и расширяет возможности обратной связи с читателями. Если раньше, чтобы поучаствовать в дискуссии на какую-либо тему читателям нужно было писать письмо в редакцию, то сейчас есть возможность если не разместить комментарий в блоге, то отослать письмо с комментарием по электронной почте. Следует также обратить внимание на то, что письма читателей, поступавшие в редакцию, в случае их публикации непременно проходили редакторскую правку, в то время как сегодня сообщения в интернет публикуются в первозданном виде одним кликом.

В конце 1990-х годов большинство печатных изданий публиковали медиакритические тексты в разделе «медиа». По всей видимости, со сменой формата изменилось и отношение к медиакритике. В первую очередь это касается массовой медиакритики, которая должна стимулировать общественный интерес к актуальным проблемам социального функционирования средств массовой информации, обеспечивать возможность постоянного диалога между аудиторией и СМИ, способствовать выработке общественного консенсуса в отношении спорных аспектов деятельности массмедиа, просвещать потребителей медийной информации в вопросах функционирования печатной и электронной прессы [Короченский, 2003, с. 16-17].

Просмотрев онлайн-версии всех 14 ежедневных газет, выходящих в Австрии, только в четырех из них - «Ди Прессе» («Die Presse»), «Винер Цайтунг» («Wiener Zeitung»), «Кляйне Цайтунг» («Kleine Zeitung») и «Курьер» («Kurier») - в разделе «Культура» - мы обнаружили подраздел «Медиа», из 12 еженедельных изданий - только в журнале «Фальтер» («Falter»). На наш взгляд, это не означает, что медиакритика как таковая исчезла со страниц газет, скорее изменила форму и теперь, возможно, медиакритические тексты публикуются и обсуждаются в блогах или в разных разделах газет и журналов, однако найти их непросто.

При этом нужно отметить, что как таковых медиакритических блогов в Австрии по сравнению с Германией или Швейцарией мало. Популярностью пользуется блог «Кобук» (www. kobuk. at), в котором публикуются медиакритические статьи преподавателя Венского университета Хельге Фарнбергера (HelgeFahrnberger) и студентов, изучающих медиакоммуникации. Заслуживает внимания и авторский блог Эрики Гутяр

119

(Erika Gutjahr), которая регулярно публикует критические сообщения о публикациях самой читаемой бульварной газеты в Австрии «Кронен Цайтунг» (www.krone-blog.at). Однако говорить о сложившейся медиакритической традиции в форме блогов в Австрии пока рано.

В то время как медиакритические организации путем контроля качества СМИ вносят посильный вклад в развитие медиакультуры медиапроизводителей, педагогическое сообщество воспитывает медиаграмотную аудиторию СМИ. В Австрии реализуется и поддерживается Министерством образования множество инициатив, направленных на формирование медиаграмотности населения всех возрастов и в первую очередь детей и молодежи с использованием ресурсов всех форм медиа. Так, австрийские школьники могу попробовать себя в качестве журналиста или редактора школьной газеты. Следует отметить, что это не только возможность приобрести опыт в данной сфере деятельности, но готовность брать на себя и нести ответственность за обращение с информацией и ее распространение. Ведь основные принципы публицистической работы, установленные Советом прессы Австрии, распространяются и на школьные газеты [Merkblatt2015].

Учащиеся школ могут развивать свои коммуникативные и творческие способности, умение работать в команде в процессе создания радиопередач. С 1998 г. на австрийском радио (ORF-Webradio) в будние дни транслируются передачи «Школьного радио» («Schülerinnenradio» www.schuelerradio.at). «Школьное радио» поддерживает также учителей, желающих использовать творческий потенциал радио на уроках. Школьный проект «Детские киномиры» («Kinderkinowelten» www.kinderkinowelten.at) организован совместными усилиями Министерства образования, Института Питанга и Международного фестиваля детского кино в Вене с целью использования шедевров отечественного и зарубежного детского кинематографа в процессе обучения детей и школьников 4-18 лет. Этот проект рассматривает кино как самостоятельную многогранную форму искусства. После каждого показа кинофильма в классе специально подготовленный медиапедагог работает в группах с учащимися. Ко всем фильмам разработаны подробные методические материалы.

С 2001 г. лучшие медиаобразовательные проекты в Австрии удостаиваются премии за медиаграмотность (media literacy award (mla)). Ежегодно в конкурсе принимают участие школьные коллективы Австрии и других европейских стран. В 2014 г. из 509 проектов, представленных на конкурс, 20 были отмечены премией. По результатам конкурса проводится трехдневный медиафестиваль (mla:connect), на котором лучшие проекты презентуются широкой общественности, а участники фестиваля могут обменяться мнениями, завязать контакты, поучаствовать в мастер-классах. Конкурс медиаобразовательных проектов относится к важнейшим европейским инициативам, нацеленным на развитие медиакомпетентности.

120

По словам министра образования Австрии Габриэле Хайниш-Хозек, в эпоху мультимедиа обществу необходимы люди, умеющие работать в команде, решать возникающие проблемы и действовать самостоятельно. Премия за медиаграмотность мотивирует школьников к критическому обращению с медиа и практической работе с ними. Таким образом учащиеся получают возможность раскрыть свой потенциал и творческие способности. Они учатся критически мыслить и поощряются к участию в жизни общества [цит. по: BMBF..., 2014]. Лучшие проекты выставляются на сайте www.mediamanual.at.

Эксперты Дитмар Ширек и Рената Холубек проанализировали десятилетний опыт проведения конкурса на лучший медиаобразовательный проект (т^) и составили модель успешного медиаобучения ^сЫрек & Но1иЬек, 2012]. Эта модель включает четыре фактора: самодостаточность, критическое мышление, открытость и умение проектировать, оформлять.

Первый фактор предполагает наличие уверенности в собственной способности выполнять какие-либо действия и в их успешном результате. При этом в процессе обучения очень важно наличие опыта успешной деятельности. Другими словами, фактор самодостаточности сводится к осознанию уверенности в собственных силах. Критическое мышление - это творческий инструмент, неотъемлемая часть процесса обучения и развития личности. Вместе с креативностью оно необходимо в процессе планирования и оформления проекта. Но под креативностью подразумевается не истинно творческая созидательная деятельность, а умение находить решение проблем, которое можно развить с помощью креативных техник и которому можно научиться. Рассматривая четвертый фактор - открытость, эксперты отмечают, что интерактивное чтение и решение проблем, связанных с компьютером, обусловливают процесс коммуникации и тем самым поведение людей. С цифровым окном в мир мы в прямом смысле слова открыты миру. И это касается не только безопасности данных или частной сферы. Имеется в виду открытость в смысле терпимости как соответствующего состояния ума, при котором нужно снова договариваться о безопасном поведении в глобальном, связанном Интернет, мире.

Анализ медиапроектов, участвовавших в конкурсе т^, показал, что из четырех факторов успешного медиаобучения авторы не самых удачных проектов меньше всего внимания уделяли критическому мышлению. Оценивая медиапроекты с позиции критического мышления, необходимо учитывать следующие универсальные нормы: ясность, правильность, точность, значимость решаемых задач, глубину проработки темы, связь с другими темами, логику, концентрацию на основной идее проекта и объективность представления темы ^сЫрек & Но1иЬек, 2012]. Критически конструктивно мысля, человек повышает качественные характеристики своего мышления и берет на себя управление определенными его структурами в соответствии с интеллектуальными нормами.

121

Стоит подчеркнуть, что активность в плане повышения уровня медиаграмотности населения и поддержки медиаобразования в Австрии проявляют не только педагоги, но и медиапроизводители. В 1995 г. Союз австрийских газет (Verband Österreichischer Zeitungen VÖZ) основал независимое объединение «Газета в школе» («Zeitung in der Schule» (ZIS) www.zis.at). Вместе с командой педагогов ZIS планирует и разрабатывает медиаобразовательные продукты, в том числе дидактические материалы для использования в учебном процессе на всех ступенях школьного обучения. Более 17 тысяч учителей работают с материалами ZIS. Около 1700 педагогических работников регулярно бесплатно получают учебные материалы и распространяют их среди коллег. Подобные инициативы свидетельствуют о том, что австрийские производители газет осознают важность формирования у школьников умения читать газетные тексты и осмысливать прочитанное. Уметь читать означает уметь учиться. Чтение газет вносит существенный вклад в развитие читательской грамотности как ключевой способности, необходимой в течение всей жизни. Медиаграмотность позволяет увеличить экономические, культурные и социальные перспективы молодых людей, поддерживает их взросление, дает им возможность в будущем участвовать в политических процессах.

Австрийское радио тоже вносит свою лепту в поддержку медиаобразования и предлагает серию радиопередач на тему медиаграмотности, которые можно использовать для работы на уроках. Методические материалы и рекомендации по проведению занятий доступны в интернет-портале www.mediamanual.at в разделе «Радио Ö1 обучает» («Ö1 macht Schule»). По аналогии с сайтом обучающих радиопрограмм есть сайт обучающего кино www.kinomachtschule.at, предназначенный для учителей, использующих кинофильмы в учебном процессе. Помимо самих кинофильмов для разных возрастных групп от 4 до 16 лет педагогам предлагаются методические материалы для работы с ними на занятиях. Обзор кинопродукции, пригодной для использования на уроках и соответствующие методические материалы можно найти и на сайте Института прикладного медиаобразования и содействия кино (Institut für angewandte Medienbildung und Filmvermittlung) www.filmabc.at.

С 2011 г. в Австрии реализуется международный проект «Киноклубы Единый Мир» («One World Filmclubs»), благодаря которому молодые люди по собственной инициативе могут организовать в своем городе киноклуб. На сегодняшний день в рамках этой инициативы действуют 30 киноклубов, в которых демонстрируются отмеченные премиями документальные фильмы. Австрийский институт прикладных телекоммуникаций (das Österreichische Institut für angewandte Telekommunikation ÖIAT) совместно с Союзом интернет-провайдеров Австрии (Verband der Internet service Providers Austria ISPA) координируют работу интернет-портала Safeinternet.at с целью оказать

поддержку детям, их родителям и учителям в уверенном, грамотном и ответственном обращении с цифровыми медиа.

В эпоху стремительного развития информационных технологий медиаграмотность (медиакомпетентность) включает умение не только найти необходимую информацию и критически оценить ее, то есть отделить мнения от фактов, но и увидеть ошибки в аргументации и скрытые приемы манипулирования.

При этом, как отмечает Р.П. Баканов, формированию и дальнейшему корректированию самостоятельных критериев для корректного анализа продукции СМИ способствует знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной медийной критики. Ученый подчеркивает, что именно медиакритика в непрерывном процессе социализации личности в информационном обществе может содействовать повышению компетентности конкретного человека в представлениях о критериях оценки медийного контента; обмену мнениями о качестве продукции СМИ (когда отдельные граждане публикуют собственную точку зрения на проблему в блоге, твиттере и др. интернет-сервисах); увеличению общественного внимания к выступлениям, содержащим критику медийной продукции, а также продолжению научной и общественной дискуссии о критериях конструктивного анализа [Баканов, 2007, с. 195-196].

Выводы

Совместная работа медиапедагогов и медиакритиков сегодня актуальна как никогда. Тесную взаимосвязь медиакритики и медиаобразования подчеркивают в своих работах многие отечественные и зарубежные ученые (Федоров А.В., Короченский А.П., Баканов Р.П., Хорст Ниезито и др.). Мы полностью согласны с тезисом А.П. Короченского, согласно которому «медиакритика и медиаобразование являются смежными, взаимопроникающими областями деятельности, во многом совпадающими по своим целям и задачам... Особенно наглядным их взаимопроникновение становится в тех случаях, когда медиакритика реализует свою просветительскую функцию. Журналистская медиакритика с ее просветительским, развивающим потенциалом способна существенно дополнить усилия медиапедагогов. Публикуемые произведения критиков СМИ вооружают педагогов-представителей медиаобразования ценным материалом для совершенствования содержания образовательного процесса, для дидактического применения в ходе обучения. В свою очередь, педагоги могут и должны использовать потенциал медиакритической журналистики для трансляции в общество медиаобразовательных знаний» [22, с. 156].

Мы полагаем, что и медиапедагоги, и медиакритики занимаются общей медиакритической деятельностью в едином медиапространстве (см. рис. 1).

Рисунок 1. Медиакритики и медиапедагоги в медийном прространстве

Профессиональная медиакритика

Педагогическая медиакритика

МЕДИАПРОДУКТ

-►

Журналист, Медиакритик отправитель информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получатель информации/ Медиапедагог реципиент

МЕДИАПРОСТРАНСТВО

Только деятельность медиакритиков направлена как производителей и отправителей медиатекстов, так и на медийную аудиторию, тогда как усилия медиапедагогов сосредоточены на аудитории (отдельном человеке или группе людей). Таким образом медиакритики и медиапедагоги в своей деятельности движутся навстречу друг другу, корректируя медиапространство со всеми его участниками, и тем самым формируют медиаграмотное общество в целом.

Баканов Р.П. Критика СМИ как форма медиапросвещения населения // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования / Сост. Н.Ф.Федотова. Набережные Челны: Филиал Казанского гос. ун-та, 2007. С. 192-196.

Елишев С.О. Австрийский фашизм. http://www.hrono.ru/statii/2011/elish avstr.php

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Автореф. дис. ... д-ра фил. наук. СПб, 2003. 41 с.

Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование // Высшее образование в России. 2004. № 8. С.40 - 46. Короченский А.П. Мировая журналистика: история, теория, практика. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. 240 с.

Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов: Международный институт журналистики и филологии, 2002. 272 с.

Федоров А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. М.: МОО "Информация для всех", 2012. 182 с. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность в обществах знаний // ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. М.: Изд-во Ин-та развития информационного общества, 2005. С.329-339.

Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.

Baacke, D. (1999). Medienkompetenz: Modelle und Projekte. Handbuch Medien. Bonn: Bundeszentrale für Politische Bildung, 308 p.

Bayhammer, B. (2010). Was wurde aus ... Lisa Schüller? Die Presse. http://diepresse.com/home/waswurdeaus/613264/Was-wurde-aus-Lisa-Schuller

Blaschitz, E. , Seibt, M. (2008). Geschichte und Status quo der Medienbildung in Osterreich. Medienbildung in Osterreich. Historische und aktuelle Entwicklungen, theoretische Positionen und Medienpraxis. Wien, Berlin, Münster, pp. 11-25.

Blaschitz, E. (2014). Der «Kampf gegen Schmutz und Schund». LIT Verlag Münster, 344 p.

Литература

Blumesberger, S. (2005). Helene Scheu-Riesz (1880 - 1970) ; eine Frau zwischen den Welten. Wien : Praesens-Verl., 127 p.

BMBF zeichnet 20 Schüler / innen Teams für herausragende medienpädagogische Leistungen mit dem media literacy award[mla] 2014 aus. http://www.mediamanual.at/mediamanual/info/pdf/Ptxt-media-literacy-award-2014.pdf

Brecht, B. (1967). Der Rundfunk als Kommunikationsapparat. Bertold Brecht. Gesammelte Werke, Bd. 18. Schriften zur Literatur und Kunst, Bd. 1. Frankfurt/Main. 1967. S. 127-134.

Erlass des Bundesministeriums für Unterricht, Kunst und Kultur GZ 48.223/6-B/7/2011, Rundschreiben Nr. 4/2012. Gesek, L. (1959). Kleines Lexikon des österreichischen Films. Wien: Österreichischer Bundesverlag (Filmkunst), pp. 22-30.

Gross, S. (2011). Serious Games: Der Ernst des Spielens.. Die Presse. http://diepresse.com/home/bildung/schule/hoehereschulen/688752/Serious-Games_Der-Ernst-des-Spielens Haustein, J. (1948). Die oberste Unterrichtsbehörde und das Lichtbild- und Filmwesen in Osterreich. 100 Jahre Unterrichtsministerium 1848-1948. Wien, pp. 313-320.

Kübler, H.-D. (2005). Qualität wofür und für wen? MedienConcret: Magazin für die pädagogische Praxis. Köln, 2005. N 1, pp. 42-47.

Merkblatt zum Rundschreiben Nr. 8/2015 „Herausgabe von Schülerzeitungen" des Bundesministeriums für Bildung und Frauen. Geschäftszahl: BMBF-17.054/0003-B/7c/2015. Sachbearbeiter: Mag. Walter Olensky, Abteilung: B/7c. https://www.bmbf.gv.at/ministerium/rs/2015 08.html

Schipek, D. & Holubek, R. (2012). Modell für gelingende Medienbildung. Erkenntnisse aus der Praxis zum mediea literacy award [mla]. Mediamanual. Texte. 2012. № 21.

http://www2.mediamanual.at/themen/practice/mmt 21 modell medienbildung.pdf Ulrich, A. (2014). Medien in Osterreich. Hrsg. Bundeskanzleramt. Wien, 108. p.

Wolgast, H. (1905). Das Elend unserer Jugendliteratur. Ein Beitrag zur künstlerischen Erziehung der Jugend von H.W. Dritte Auflage (5.-6. Tausend). Leipzig, Berlin: Teubner.

Österreichischer Presserat. Fallstatistik. http://www.presserat.at/rte/upload/pdfs/fallstatistik presserat 2011 2014.

References

Baacke, D. (1999). Medienkompetenz: Modelle und Projekte. Handbuch Medien. Bonn: Bundeszentrale für Politische Bildung, 308 p.

Bakanov, R.P. (2007). Criticism of the media as a form of population mediaprosvescheniya. Journalism and information policy in the region: the theory and practice of functioning. Naberezhnye Chelny: Branch of Kazan State. University Press, pp. 192-196.

Bayhammer, B. (2010). Was wurde aus ... Lisa Schüller? Die Presse.

http://diepresse.com/home/waswurdeaus/613264/Was-wurde-aus-Lisa-Schuller

Blaschitz, E. (2014). Der «Kampf gegen Schmutz und Schund». LIT Verlag Münster, 344 p.

Blaschitz, E. , Seibt, M. (2008). Geschichte und Status quo der Medienbildung in Österreich. Medienbildung in Osterreich. Historische und aktuelle Entwicklungen, theoretische Positionen und Medienpraxis. Wien, Berlin, Münster, pp. 11-25.

Blumesberger, S. (2005). Helene Scheu-Riesz (1880 - 1970) ; eine Frau zwischen den Welten. Wien : Praesens-Verl., 127 p.

BMBF zeichnet 20 Schüler / innen Teams für herausragende medienpädagogische Leistungen mit dem media literacy award[mla] 2014 aus. http://www.mediamanual.at/mediamanual/info/pdf/Ptxt-media-literacy-award-2014.pdf

Brecht, B. (1967). Der Rundfunk als Kommunikationsapparat. Bertold Brecht. Gesammelte Werke, Bd. 18. Schriften

zur Literatur und Kunst, Bd. 1. Frankfurt/Main. 1967. S. 127-134.

Elishev, S.O. Austrian fascism. http://www.hrono.ru/statii/2011/elish_avstr.php

Erlass des Bundesministeriums für Unterricht, Kunst und Kultur GZ 48.223/6-B/7/2011, Rundschreiben Nr. 4/2012. Fedorov, A.V. (2010). Glossary of terms for media education, media education, media literacy, media competence. Taganrog, 64 p.

Fedorov, A.V. (2005). Media Education and Media Literacy in knowledge societies. UNESCO between the phases of the World Summit on the Information Society. Moscow, pp.329-339. Fedorov, A.V. (2012). Analysis of audiovisual media texts. Moscow, 2012. 182 p.

Gesek, L. (1959). Kleines Lexikon des österreichischen Films. Wien: Österreichischer Bundesverlag (Filmkunst), pp. 22-30.

Gross, S. (2011). Serious Games: Der Ernst des Spielens.. Die Presse. http://diepresse.com/home/bildung/schule/hoehereschulen/688752/Serious-Games_Der-Ernst-des-Spielens Haustein, J. (1948). Die oberste Unterrichtsbehörde und das Lichtbild- und Filmwesen in Osterreich. 100 Jahre Unterrichtsministerium 1848-1948. Wien, pp. 313-320.

Korochensky, A.P. (2002). "The Fifth Estate?" The phenomenon of media criticism in the context of the information market. Rostov International Institute of Journalism and Philology, 272 p.

Korochensky, A.P. (2003). Media criticism in the theory and practice of journalism. Ph.D. Dis. St. Petersburg, 41 p. Korochensky, A.P. (2004). Media criticism and media education. Higher education in Russia. 2004. № 8, pp..40-46. Korochensky, A.P. (2015). World Journalism: History, Theory, Practice. Belgorod, 2015. 240 p. Kübler, H.-D. (2005). Qualität wofür und für wen? MedienConcret: Magazin für die pädagogische Praxis. Köln, 2005. N 1, pp. 42-47.

Merkblatt zum Rundschreiben Nr. 8/2015 „Herausgabe von Schülerzeitungen" des Bundesministeriums für Bildung und Frauen. Geschäftszahl: BMBF-17.054/0003-B/7c/2015. Sachbearbeiter: Mag. Walter Olensky, Abteilung: B/7c. https://www.bmbf.gv.at/ministerium/rs/2015 08.html

Österreichischer Presserat. Fallstatistik. http://www.presserat.at/rte/upload/pdfs/fallstatistik presserat 2011 2014. Schipek, D. & Holubek, R. (2012). Modell für gelingende Medienbildung. Erkenntnisse aus der Praxis zum mediea literacy award [mla]. Mediamanual. Texte. 2012. № 21.

http://www2.mediamanual.at/themen/practice/mmt 21 modell medienbildung.pdf Ulrich, A. (2014). Medien in Österreich. Hrsg. Bundeskanzleramt. Wien, 108. p.

Wolgast, H. (1905). Das Elend unserer Jugendliteratur. Ein Beitrag zur künstlerischen Erziehung der Jugend von H.W. Dritte Auflage (5.-6. Tausend). Leipzig, Berlin: Teubner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.