Научная статья на тему 'Использование проективных медиаобразовательных технологий в подготовке магистрантов - будущих организаторов работы с молодежью'

Использование проективных медиаобразовательных технологий в подготовке магистрантов - будущих организаторов работы с молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МАГИСТРАТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

В статье рассматриваются перспективные направления использования проективных медиаобразовательных технологий в профессиональной подготовке магистрантов организаторов работы с молодежью. Автором представлен анализ разработки и перспективы реализации медиаобразовательных проектов как инструмента развития медиакомпетентности студенческой аудитории, структура их содержательных компонентов, формы и методы работы по разработке и презентации, алгоритм подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование проективных медиаобразовательных технологий в подготовке магистрантов - будущих организаторов работы с молодежью»

УДК 316.77; 378

И. В. Челышева

Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)», Таганрог

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХМЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ - БУДУЩИХ ОРГАНИЗАТОРОВ

РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

В статье рассматриваются перспективные направления использования проективных меди-аобразовательных технологий в профессиональной подготовке магистрантов - организаторов работы с молодежью. Автором представлен анализ разработки и перспективы реализации медиаобразовательных проектов как инструмента развития медиакомпетентности студенческой аудитории, структура их содержательных компонентов, формы и методы работы по разработке и презентации, алгоритм подготовки.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, компетентностный подход, магистратура, организация работы с молодежью, проект.

Развитие интегрированного подхода к медиаобразованию открывает новые перспективы включения элементов медиаобразовательных методики технологий в систему высшего образования. Так, например, содержание магистерской программы «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций» по направлению подготовки 39.04.03 «Организация работы с молодежью» тесно связано с изучением основ медиакультуры и медиаобразования, с исследованием деятельности региональных культурных центров, с практической разработкой творческих медиаобразовательных проектов и т. п.

Согласно направленности магистерской программы «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций», медиаобразовательный компонент включен рабочие программы целого ряда учебных дисциплин: «Основы медиакомпетентности», «Развитие критического мышления в процессе медиаобразования», «Планирование и организация творческо-производственной деятельности на материале медиакультуры», «Социально-педагогические технологии на материале медиакультуры», «Экспертиза социальных проектов», «Стратегический менеджмент в молодежной среде», «Социальные проблемы молодежи», «Прогнозирование, моделирование и проектирование в молодежной среде», «Социология культуры» и др. [5. С. 87].

Постановка проблемы исследования профессиональной подготовки будущих организаторов работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций определяется противоречием, сложившимся в связи с постоянным увеличением информационного потока, виртуализацией процессов приобщения молодого поколения к социокультурной сфере, неуклонно растущей популярностью интернет-общения и использованием потенциальных возможностей медиао-бразования в развитии и формировании ключевых общекультурных и профессиональных компетенций магистрантов. Ключевым методологическим принципом изучения данной проблемы выступает комплексный подход к исследованию использования потенциала медиаобразования в подготовке организаторов работы с молодежью, основанный на объективности и всесторонности изучения педагогических процессов в условиях высшей школы.

Как известно, современные стандарты высшего образования простроены на принципах ком-петентностного подхода. С. Л. Троянская указывает, что компетентностный подход в образовании «устанавливает новый тип образовательных результатов не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные» [3. С. 27].

Формирование комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций предопределяют основные виды будущей деятельности, которыми предстоит заниматься завтрашним выпускникам магистерских программ: научно-исследовательской; соци-

ально-диагностической; проектной; организационно-управленческой; экспертно-консультацион-ной, педагогической и т. п.

Формирование комплекса компетентностей, необходимых для жизни в современном обществе, функционирования в социокультурной и профессиональной сферах - неотъемлемый компонент научной, профессиональной и образовательной траекторий в подготовке современного магистранта. Успешность решения представленных задач во многом зависит от целенаправленного совершенствования учебных программ, разработки инструментария мониторинга качества образования, включения и творческого применения инновационных методик, технологий и приемов в реализации образовательных программ. Одним из векторов дальнейшего совершенствования высшего образования (уровень магистратуры), на наш взгляд, может стать медиаобразова-ние, ключевой задачей которого выступает развитие медиакомпетентности личности. В качестве обоснования приведем несколько достаточно весомых, на наш взгляд, доводов.

Как известно, важную роль в подготовке будущих молодежных лидеров и управленцев в молодежной среде, играет развитие общей и профессиональной культуры, соответствие профессиональной подготовки реалиям современного информационного общества. К особенностям современной культуры относится тесная взаимосвязь последней с информационно-коммуникационными процессами, происходящими в медиатизированном обществе. Можно согласиться с мнением О. А. Губаревой о том, что в основные трансформационные процессы, происходящие в молодёжной культуре и создающие социокультурный феномен информационно-коммуникативной среды происходят «под влиянием процессов глобализации, фрагментации и виртуализации культуры современного общества посредством информационно-телекоммуникационных технологий» [1], без которых трудно представить себе основные сферы жизнедеятельности подрастающего поколения, начиная от сферы образования, заканчивая сферой досуга.

Совершенно очевидным выступает и тот факт, что современная молодежь является одной из самых активных групп населения, использующих медиаресурсы. Также очевидно и то, что подрастающее поколение значительно быстрее, чем, скажем, люди более старшего возраста, овладевает всеми техническими новинками в этой сфере. Однако овладение технологией медиа представляет собой лишь составную часть медиакомпетентности личности. В самом деле, вряд ли можно назвать медиакомпетентным человека, который, в совершенстве овладев пользовательскими навыками в медиасфере, не способен к творческому освоению медиапространства, не владеет интерпретационными умениями, не имеет знаний о теории и истории медиакультуры и т. д. Медиакомпетентность представляет собой интегративное качество личности, включающее «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-опера-ционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [4; 12].

Таким образом, в современной социокультурной ситуации развитие медиакомпетентности будущих специалистов работы с молодежью может рассматриваться как один из основополагающих подходов в профессиональной подготовке магистрантов, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере учреждений культуры (культурных центрах, музеях-заповедниках, библиотечных комплексах, Дворцах культуры и т.п.), а также в молодежных структурах, связанных с изучением и использованием массовых коммуникаций (медиаклубных объединениях, редакциях школьных и студенческих газет и журналов, интернет-сайтах и форумах, адресованных молодежной аудитории).

В процессе профессиональной подготовки магистрантов-организаторов работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций активно используются активные и интерактивные методы работы с произведениями медиакультуры, готовятся исследовательские работы по проблематике истории, теории медиа и медиакультуры, разрабатываются кейсы; проводятся конкурсы социальных проектов с использованием медиаматериала, функционирует система е-портфолио и т. д. Базовым принципом при организации занятий выступает активное использование медиаобразовательных методик и технологий.

Остановимся подробнее на выполнении медиаобразовательных проектов, разработка алгоритма которых базируется на определение исследовательской деятельности (как способа орга-

низации учебной деятельности) С. А. Новосёлова и Т. В. Зверевой, определяющих данный вид работы студентов как направленную «на получение общественно значимых новых знаний, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение и практическое овладение методами исследования, поиск источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, оформление выводов и результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования» [2. С. 41].

Тематика медиаобразовательных проектов выбирается студентами самостоятельно. Она может быть направлена, например, на практическое использование медиаобразовательных методик и технологий в работе с различными категориями молодежи в условиях общественных организаций, учебных учреждений, кружковых, студийных объединений и т. д.

В ходе подготовки и выполнения медиаобразовательного проекта выделяется несколько основных этапов:

1. Подготовительный: включает разработку плана работы, определение актуальности темы проекта, постановку проблемы, целей, задач, и методов, которые будут применяться в разработке проекта; изучение научной литературы по выбранной проблематике с последующим составлением краткой аннотации полученных исследовательских результатов, которые будут положены в общие положения и концептуальные основы проекта.

2. Экспериментально-деятельностный: постановка рабочей гипотезы, разработка путей решения основных задач проекта на основе детального изучения информационных источников по тематике проекта; в том числе экспериментальных.

3. Аналитический: оформление полученных результатов проекта, их презентацию, защиту проекта и его оценку с обсуждением в студенческой группе.

Целью проектирования по проблематике медиаобразования выступает развитие медиакомпетентности студентов. Поэтому содержание медиаобразовательных проектов опирается на основные показатели медиакомпетентности: мотивационного, контактного, информационного, перцептивного, интерпретационного/оценочного, практико-операционного/деятельностного, креативного) [4. С. 27]. Все эти показатели рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом.

К примеру развитие информационного показателя медиакомпетентности включает получение студентами новых знаний в ходе знакомства с базовой медиаобразовательной терминологией, расширения кругозора путем ознакомления с историческими и теоретическими подходами к ме-диапедагогике, анализа медиаязыка, жанровой спецификой медиатекстов, изучения творчества деятелей медиакультуры и т. п.

Так, изучение творчества отечественных и зарубежных деятелей медиакультуры и медиао-бразования может осуществляться путем знакомства студенческой аудитории с ведущими исследованиями медиапедагогов-практиков. Исследование трудов ведущих медиапедагогов и медиакритиков может осуществляться в форме «Круглых столов», дискуссий, коллоквиумов, мультимедийных презентаций, подготовленных студентами по тематике исследовательских проектов и т. п.

Исследование и анализ работ медиапедагогов и медиакритиков также способствует развитию мотивационного показателя медиакомпетентности. При рассмотрении данного показателя оптимальной формой работы выступает создание собственных медиатекстов, которое в той или иной форме выступает результатом реализации проекта. В качестве примера здесь можно привести создание медиатекстов в молодежной редакции газеты, в студенческой медиастудии, на страницах интернет-сайта и т. д.

Процесс работы над медиатекстом может рассматриваться и как важный структурный компонент развития креативного показателя медиакомпетентности, отвечающего за проявление «творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа» [4. С. 30]. Работая над замыслом и творческим воплощением медиапроизведения в ходе разработки исследовательского проекта (например, конструируя страницу интернет-сайта), студенческая аудитория реализует свои творческие способности,

развивает воображение, медиавосприятие, эстетический вкус. Кроме того, создавая собственные медиатексты, студенты получают более полное представление о символической и образной природе медиаязыка, распознавать знаки и скрытые смыслы последнего.

Развитие интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности в работе над проектом может осуществляться в ходе взаимного рецензирования студенческих работ, что, как известно, является важным критерием активизации познавательного интереса к рассматриваемой проблеме. Взаимное рецензирование исследовательских проектов позволяет магистрантам выделить ключевые моменты сильных и слабых сторон проекта, а затем, в ходе дискуссии, конструктивного диалога участников или ролевой медиаобразовательной игры «Встреча медиакритиков» с применением «мозгового штурма», метода балинтовских групп, приема составления проблемных вопросов, кейсов и др. [6. С. 72], выявить аспекты, на которые им не удалось в должной мере акцентировать внимание в том или ином проекте.

Подобная практика медиаобразовательных занятий, таких, как как создание, выбор и распространение «медиатекстов (в том числе - созданных лично или в составе группы людей) различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере» [4. С. 56], являющиеся характеристикой практико-деятельностного критерия медиакомпетентности, способствует активизации интереса аудитории не только в ходе разработки, но и на этапе реализации своих проектов в учебных учреждениях, в социокультурных центрах.

Итак, использование и творческое применение разнообразных медиаобразовательных технологий, методов и приемов на занятиях со студентами способствует расширению кругозора, развитию самостоятельного мышления, аналитических умений в процессе отбора, интерпретации и оценки медиапроизведений, а также активному использованию медиаматериала в будущей практической деятельности.

Одной из форм творческого освоения медиапространства может выступать исследовательский проект по тематике медиаобразования. Подготовка медиаобразовательных проектов носит комплексный характер, направленный на развитие интереса к научно-исследовательской, познавательной, практической деятельности. Разработка исследовательского проекта способствует одновременно формированию и социальной, и медийной компетентности, обладает существенным воспитательным потенциалом (воспитание нравственных, гражданских, патриотических качеств, эстетического вкуса и т. п.).

Список литературы

1. Губарева, О. А. Социокультурные основания трансформации молодёжной культуры в условиях информатизации современного общества: автореф. ... канд. соц. наук [Электронный ресурс] / О. А. Губарева. - Курск: Изд-во КГТУ, 2006. - URL: http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii/a269.php (дата обращения: 08.10.2016).

2. Новосёлов, С. А. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе [Текст] / С. А. Новосёлов, Т. В. Зверева // Педагогическое образование. - 2009. -№ 3.- С. 38-42.

3. Троянская, С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие [Текст] / С. Л. Троянская. - Ижевск: Удмуртский университет, 2016. - 176 с.

4. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов [Текст] / А. В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.

5. Федоров, А. В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ: учеб. пособие [Текст] / А. В. Федоров, И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А. П. Чехова, 2015. - 184 с.

6. Челышева, И. В. Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и инновации [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. - 2016. - № 1. - С. 71-77.

USE OF PROJECTIVE MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF UNDERGRADUATES - FUTURE ORGANIZERS OF WORK

WITH YOUNG PEOPLE

Chelysheva, I. V, Taganrog Institute named after AP Chekhov (branch) "RGEU (RINH)",

Taganrog, [email protected]

The article considers perspective directions of using projective media education technologies in professional training of undergraduates - organizers of work with youth. The author presents the analysis of the development and prospects for the implementation of media education projects as a tool for developing the media competence of the student audience, the structure of their content components, the forms and methods of work on the development and presentation, the algorithm ofpreparation.

Keywords: media literacy, media education, media competence, media audience, mass media.

References

1. Gubareva, O. A. (2006), Sotsiokul'turnyye osnovaniya transformatsii molodozhnoy kul'tury v usloviyakh informatizatsii sovremennogo obshchestva [=Sociocultural foundations of the transformation of youth culture in the conditions of informatization of modern society], available at: http://dissers.ru/ avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii/a269.php, accessed 08.10.2016. (In Russ.).

2. Novoselov, S. A., Zvereva, T.V. (2009), "Fenomen proyektno-issledovatel'skoy deyatel'nosti v obrazovatel'nom protsesse" [=The phenomenon of design and research in the educational process], in: Pedagogicheskoye obrazovaniye [=Pedagogical education], no 3, pp. 38-42. (In Russ.).

3. Troyanskaya, S. L. (2016), Osnovy kompetentnostnogo podkhoda v vysshem obrazovanii: uchebnoye posobiye [=Fundamentals of the competence approach in higher education: a textbook], Izhevsk, Udmurt University, 176 p. (In Russ.).

4. Fedorov, A. V. (2007), Razvitiye mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskikh vuzov [=Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities], Moscow, Publishing House of the UNESCO WFP «Information for All». (In Russ).

5. Fedorov, A. V., Chelysheva, I. V. and Muriukina, E. V. (2015), Mediaobrazovatel'nyy komponent v realizatsii magisterskikh programm: ucheb. posobiye [=Media education component in the implementation of master's programs: Textbook. allowance], Taganrog, Publishing house Taganrog. Institute of the name of A.P. Chekhov, 184 p. (In Russ.).

6. Chelysheva, I. V. (2016), "Strategii razvitiya rossiyskogo mediaobrazovaniya: traditsii i innovatsii" [=Strategies for the development of Russian media education: traditions and innovations], in: Mediaobrazovaniye [=Media Education], no. 1. pp. 71-77. (In Russ.).

Челышева Ирина Викториновна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)», Таганрог.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.