Научная статья на тему 'Результаты опытно-поисковой работы по формированию профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера'

Результаты опытно-поисковой работы по формированию профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCERTMASTER'S ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ / PROFESSIONAL MOBILITY / TRAINING AT MUSICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутова И. А.

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проверке педагогических условий и методов обучения, способствующих формированию профессиональной мобильности у студентов-концертмейстеров в процессе обучения в музыкальном колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK BY FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF MUSICIAN-CONCERTMASTER

The article represents the results of experimental research to verification of pedagogical conditions and methods of teaching, which are contribute to formation of professional mobility of students-concertmasters in the training process in musical college.

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-поисковой работы по формированию профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера»

3. Dmitrieva, L.G. Detskoe muzihkaljnoe tvorchestvo kak metod vospitaniya // Muzihkaljnoe vospitanie v shkole. - M., 1976. - Vihp.11.

4. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnosteyj. - M., 2002.

5. Bodalev, A.A. O napravleniyakh i zadachakh nauchnoyj razrabotki problemih sposobnosteyj // Voprosih psikhologii. - 1984. - № 1.

6. Dubrovina, I.V. Psikhologiya / I.V. Dubrovina, E.E. Danilova, A.M. Prikhozhan. - M., 1999.

7. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.

8. Teplov, B.M. Izbrannihe trudih. - M.,1985.

9. Shadrikov, V.D. Sposobnosti cheloveka. - M., 1997.

10. Rodzhers, K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. - M., 1994.

11. Rubinshteyjn, S.L. Problemih obtheyj psikhologii. - M, 1973.

12. Djyachenko, M.I. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj / M.I. Djyachenko, L.A. Kandihbovich. - Mn., 1998.

13. Petrushin, V.I. Muzihkaljnaya psikhologiya. - M., 2006.

14. Volovik, A.F. Pedagogika dosuga / A.F. Volovik, V.A. Volovik. - M., 1998.

15. Nikolaeva, E.I. Psikhologiya detskogo tvorchestva . - SPb., 2010.

16. Vetlugina N. Khudozhestvennoe tvorchestvo v detskom sadu. - M., 1974.

17. Gogoberidze, A.G. Teoriya i metodika muzihkaljnogo vospitaniya deteyj doshkoljnogo vozrasta / A.G. Gogoberidze, V.A. Derkunskaya. - M., 2005.

18. Zenjkovskiyj, V. Psikhologiya detstva. - M., 1996.

19. Teplov, B.M. Psikhologicheskie voprosih khudozhestvennogo vospitaniya // Izvestiya APN RSFSR. - 1947. - № 11.

Статья поступила в редакцию 21.09.11

УДК 377.5

Butova I.A. THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK BY FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF MUSICIAN-CONCERTMASTER. The article represents the results of experimental research to verification of pedagogical conditions and methods of teaching, which are contribute to formation of professional mobility of students-concertmasters in the training process in musical college.

Key words: professional mobility, concertmaster’s activity, training at musical college.

И.А. Бутова, преп. Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, E-mail: irbytova@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 00 ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проверке педагогических условий и методов обучения, способствующих формированию профессиональной мобильности у студентов-концертмейстеров в процессе обучения в музыкальном колледже.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, концертмейстерская деятельность, обучение в музыкальном колледже.

Концертмейстерская работа, по мнению исследователей и музыкантов-практиков, является наиболее вероятной сферой творческой и исполнительской деятельности для большинства пианистов - выпускников музыкальных колледжей (Н.А. Крючков, Е.М. Шендерович и др.). Являясь одним из видов исполнительской деятельности, она отличается своей спецификой, которая проявляется в многопрофильности, полифункциональности и чрезвычайно динамичных условиях труда пианиста-концертмейстера [1]. Совместная работа с различными солистами и творческими коллективами, выполнение исполнительских, педагогических функций, функций художественного руководства требуют от пианиста не только обширных знаний, исполнительских умений и навыков, но и психологической подвижности, быстрой реакции, адаптивности, коммуникабельности, готовности к смене вида деятельности, т.е. профессиональной мобильности.

В научной и методической литературе, посвященной вопросам обучения музыкантов-пианистов, мобильность отмечается как профессионально значимое качество, обеспечивающее успешность концертмейстерской деятельности (Н.Н. Го-рошко, Ю.Г. Мирлас и др.). Однако проблема формирования профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера, поиска соответствующих методов и средств обучения студентов музыкальных учебных заведений до сих пор остается не исследованной.

Изучение содержания и методов обучения студентов-концертмейстеров в музыкальном колледже позволило нам выявить и обосновать комплекс педагогических условий, которые, по нашему мнению, способны обеспечить формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера.

Первое педагогическое условие предполагает введение в содержание образования музыкантов-концертмейстеров новых знаний, воплощающих когнитивный опыт концертмейстерской деятельности в сфере вокального, инструментального, хорового исполнительства; хореографического, театрального и эстрадно-джазового музыкального искусства. Реализация данного условия позволит изучить особенности и технические возможности различных голосов и инструментов, приобрести

знания основ и техники дирижирования, технологии и терминологии классического, народно-сценического и современного танцев, что обеспечит теоретическую подготовку концертмейстера к работе в различных сферах искусства и художественного творчества.

Второе педагогическое условие предусматривает расширение профилей практической подготовки музыкантов-концертмейстеров за счет включения студентов в концертмейстерскую деятельность с разнообразными творческими коллективами академического и эстрадно-джазового направления, в постановочный процесс хореографических и театральных организаций. Это позволит отработать необходимые практические навыки ансамблевого исполнительства, чтения с листа, транспонирования, импровизации, аранжировки, а также существенно повысить коммуникативный потенциал студентов, их социальную адаптивность, психологическую подвижность. Работа в профессиональных творческих коллективах будет способствовать осознанию ценности выполняемой концертмейстерской деятельности, формированию коллективной ответственности, и, следовательно, повышению ее мотивации.

Третье педагогическое условие предполагает реализацию направленности обучения на освоение студентами многообразных концертмейстерских функций (исполнительских, педагогических, организаторских) посредством использования различных видов имитационного педагогического моделирования (контекстного, функционального, ролевого, ситуативного)

и интерактивных методов обучения. Воссоздание в учебном процессе будущей профессиональной среды поможет «погрузить» студентов в реальную атмосферу концертмейстерской деятельности, заставит приспосабливаться к ее условиям, проявлять психологическую подвижность, поведенческую мобильность, социальную адаптивность, отрабатывать необходимые исполнительские умения, что в совокупности обеспечит формирование профессиональной мобильности специалиста.

Для проверки педагогических условий формирования профессиональной мобильности студентов-концертмейстеров нами было проведено экспериментальное исследование на базе музыкального колледжа Южно-Уральского государственного

института искусств им. Чайковского в условиях естественного учебного процесса на фортепианном отделении. Опытноэкспериментальная работа была организована в последовательности четырех взаимосвязанных этапов: ориентационноаналитического, проблемно-проектировочного, формирующе-деятельностного, оценочно-результирующего.

На первом - ориентационно-аналитическом - этапе осуществлялась работа по предварительному сбору и анализу информации, первичной ориентировке в проблематике экспериментального исследования, а также выделению круга основных задач, которые предстоит решить в ходе опытноэкспериментальной работы. Главная цель состояла в изучении мнения о качестве подготовки музыкантов-концертмейстеров со стороны трех категорий респондентов: преподавателей музыкального колледжа, реализующих профессиональную подготовку специалистов-концертмейстеров; студентов фортепианного отделения музыкального колледжа как будущих специалистов-концертмейстеров; работодателей как потребителей услуг образовательных учреждений. Обобщение полученных данных позволило выявить расхождения в оценке качества подготовки концертмейстеров со стороны преподавателей, студентов и работодателей, причем последние оценили ее более низко. Вместе с тем, все категории респондентов выделили мобильность как важнейшее профессиональное качество концертмейстера, что подтвердило необходимость поиска педагогических условий формирования этого качества в учебном процессе музыкального колледжа.

Сущность работы на проблемно-проекировочном этапе состояла в изучении профессиональной мобильности как интегральной характеристики личности, обеспечивающей успех концертмейстерской деятельности; определении ее структурных и содержательных компонентов, постановке проблемы поиска педагогических средств формирования профессиональной мобильности, проектировании педагогических условий и разработке экспериментальной методики обучения.

В ходе формирующе-деятельностного этапа экспериментального исследования была произведена апробация педагогических условий и экспериментальной методики обучения студентов-концертмейстеров, что обусловило поиск средств педагогической диагностики. На основе теоретического обоснования структуры и содержания профессиональной мобильности специалиста-концертмейстера были определены критерии сформированности профессиональной мобильности у студентов музыкального колледжа:

1) когнитивно-деятельностный (объем и качество специальных концертмейстерских знаний; результативность исполнительских концертмейстерских умений; слаженность ансамблевых исполнительских действий);

2) личностно-психологический (сформированность ценностного отношения к концертмейстерской деятельности; осознанность мотивации концертмейстерской деятельности; быстрота и адекватность эмоционально-психологического реагирования);

3) социально-коммуникативный (скорость установления коммуникативных связей; быстрота социальной адаптации; разнообразие и адекватность моделей поведения).

Различная степень выраженности критериев в концертмейстерской деятельности студентов позволила выделить уровни сформированности профессиональной мобильности: репродуктивный, адаптивный, творческий.

Репродуктивный уровень характеризуется наличием у студентов минимально необходимого объема специальных концертмейстерских знаний, невысокой результативностью и не уверенным проявлением концертмейстерских умений, разрозненностью ансамблевых действий, отсутствием осознанной мотивации концертмейстерской деятельности и ценностного отношения к ней, сниженной эмоционально-психологической реакцией, вследствие чего коммуникативные связи и адаптация в творческом коллективе осуществляются крайне медленно, поведение однообразно и не всегда соответствует профессиональному контексту. В целом данный уровень можно охарактеризовать как пассивную деятельность по образцу на основе копирования известных знаний и моделей поведения.

Адаптивный уровень характеризуется тем, что в привычных условиях и отработанных учебных ситуациях студенты проявляют достаточный объем концертмейстерских знаний, высокую результативность умений, слаженные ансамблевые

действия, достаточно активную эмоционально-психологическую реакцию, позволяющую быстро устанавливать коммуникативные связи и адаптироваться в коллективе, разнообразие моделей поведения. Но в условиях самостоятельной творческой деятельности все названные характеристики теряют устойчивость и стабильность, проявляются весьма слабо и незначительно, кроме того, мотивация концертмейстерской деятельности не до конца осознана, направлена преимущественно на личные достижения и не учитывает коллективных интересов, ценностное отношение к концертмейстерской деятельности проявляется не стабильно, поведение не всегда соответствует профессиональному контексту. В целом данный уровень можно охарактеризовать как достаточно активную деятельность, адаптированную к привычным условиям и отработанным профессиональным ситуациям.

Творческий уровень характеризуется тем, что в любых профессиональных ситуациях, в том числе и неожиданных, студенты демонстрируют широкий объем концертмейстерских знаний, очень высокую результативность исполнительских умений, слаженные ансамблевые действия, быстрое и адекватное эмоционально-психологическое реагирование, благодаря чему скорость установления коммуникативных контактов и социальной адаптации очень высокая, модели поведения весьма разнообразны и полностью соответствуют профессиональному контексту. Мотивация концертмейстерской деятельности полностью осознана и направлена на коллективные достижения, ценностное отношение к концертмейстерской деятельности сформировано и проявляется стабильно во всех ситуациях. В целом данный уровень можно охарактеризовать как активную самостоятельную творческую деятельность в новых условиях на основе коллективной стратегии поведения.

Диагностика уровня сформированности профессиональной мобильности студентов в ходе экспериментального исследования осуществлялась с помощью различных психологопедагогических методик: использовались адаптированная методика А.В. Усовой, методика доктора Л. Сватушко, ЦОЕ (индекс ценностно-ориентационного единства) Р.С. Немова, метод ранговой корреляции Спирмена, методика Т. Элерса «Мотивация к успеху», опросник диагностики способности к эмпатии А.Мехрабиена и Н. Эпштейна, методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) В.В. Синявского и В.А. Федорошина, методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко, тест «Оценка психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидлера и др. [2, 3,

4]. Также применялись методы анкетирования, опроса, беседы, экспертной оценки, педагогического наблюдения за деятельностью студентов в специально смоделированных условиях.

Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов математической статистики и предполагала вычисление коэффициентов корреляции различных показателей, коэффициентов соответствия эталонных и фактических значений, ранжирование показателей в объеме установленной шкалы значений и пр. Определялись относительная и абсолютная динамика формирования профессиональной мобильности (ПМ) обучающихся, прирост средних значений по всем установленным критериям, соотношение респондентов, находящихся на том или ином уровне формирования ПМ в начале эксперимента и в ходе опытно-экспериментальной работы.

Педагогическая диагностика, проведенная на констатирующем этапе эксперимента, выявила значительное преобладание респондентов, соответствующих репродуктивному уровню ПМ как в контрольных, так и в экспериментальных группах (около 55%). Значительно меньшая часть студентов (около 30%) соответствовала адаптивному уровню, самая незначительная часть обучающихся (около 15 %) показала творческий уровень ПМ. Обработка данных констатировала, что у всех категорий респондентов наименьшей результативностью отличаются специальные концертмейстерские умения, связанные с подбором по слуху, импровизацией, транспонированием и аранжировкой музыкального текста. Не сформирована мотивация и ценностное отношение к концертмейстерской деятельности, не достаточно развиты социально-коммуникативные и личностно-психологические качества, позволяющие быстро устанавливать контакты с партнерами, адаптироваться в творческом коллективе, корректировать свое поведение в соответствии с потребностями профессионально-творческой среды.

Полученные результаты подтвердили тот факт, что традиционное обучение музыкантов-исполнителей в музыкальных колледжах направлено преимущественно на освоение исполнительского мастерства и не обеспечивает формирование специальных качеств, умений и навыков, необходимых в многопрофильной и полифункциональной работе концертмейстера.

Обработка данных педагогической диагностики, осуществленной на формирующем этапе эксперимента, показала иные результаты. В экспериментальных группах были зафиксированы существенные изменения в личностно-психологической сфере респондентов, позволяющие констатировать повышение мотивации концертмейстерской деятельности, адаптивности к новым творческим условиям работы, усиление эмоциональной отзывчивости и психологической реактивности, также был отмечен значительный прирост результативности концертмейстерских умений и, как следствие, увеличение доли респондентов, соответствующих адаптивному и творческому уровням ПМ. К концу формирующего эксперимента 74,9% респондентов экспериментальной группы достигло адаптивного и творческого уровня ПМ, в то время как в контрольных группах число респондентов, соответствующих адаптивному и творческому уровню составило 53,9%. Полученные данные позволили сделать предварительный прогноз об эффективности экспериментальных педагогических условий и методов обучения.

Итоги контрольного эксперимента подтвердили прогнозируемые результаты, зафиксировав значительный рост положи-

тельной динамики в формировании профессиональной мобильности студентов-концертмейстеров, обучающихся в экспериментальных группах. Учебно-творческая деятельность студентов отличалась осознанностью, активностью, большим интересом к концертмейстерской работе, а также сформированными навыками ансамблевого музицирования, межличностного взаимодействия, эмоционально-психологического контроля. Результаты, показанные студентами экспериментальных групп, существенно превосходили результаты студентов контрольных групп и к концу эксперимента количество респондентов, достигших творческого уровня ПМ, увеличилось в экспериментальных группах более чем вдвое по сравнению с констатирующим экспериментом (35% против 16%).

Обобщение данных опытно-поисковой работы, проведенное на оценочно-результирующем этапе исследования, позволило выявить существенную разницу в формировании ПМ у обучающихся в контрольных и экспериментальных группах. Результаты эксперимента реально показали, что внедрение экспериментальных педагогических условий и методов обучения позитивно влияет на формирование профессиональной мобильности студентов-концертмейстеров, стимулирует не только приобретение специальных знаний и умений в области концертмейстерского мастерства, но и развитие общей культуры личности, эмоционально-коммуникативной сферы музыканта, обеспечивая тем самым комплексное личностно-профессиональное становление специалиста.

Библиографический список

1. Мирлас, Ю.Г. Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в му-

зыкальном театре: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002.

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2007.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб пособие. - Ростов-н/Д, 1997.

4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2001.

Bibliography

1. Mirlas, Yu.G. Pedagogicheskie usloviya professionaljnoyj podgotovki studentov muzihkaljnihkh uchilith k koncertmeyjsterskoyj rabote v

muzihkaljnom teatre: dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2002.

2. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posobie / red.-sost. D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 2007.

3. Stolyarenko L.D. Osnovih psikhologii: ucheb posobie. - Rostov-n/D, 1997.

4. Sidorenko E.V. Metodih matematicheskoyj obrabotki v psikhologii. - SPb., 2001.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 373.51

Avdeeva N.V. FORMATION OF RESEARCH CHARACTER COMPETENCES IN THE PROCESS OF A OF SOLUTION TRAINING TASKS OF RESEARCH NATURE DURING LESSONS OF “THE FOUNDATIONS OF VITAL FUNCTIONS SAFETY”.

The article is dedicated to the actual problem of theory and methodic of teaching to “The foundations of vital functions safety”, i.e. forming of the research character competences. The tasks for forming and development of research competences which are integral part of pupils' training and research activity during lessons of “The foundations of vital functions safety” are developed and offered by the author.

Key words: competences, students’ training and research activity, competently-oriented approach, training tasks of research nature.

Н.В. Авдеева, канд. пед. наук РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: avd-82@ yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ОБЖ

Статья посвящена актуальной проблеме теории и методики обучения ОБЖ - формирование компетенций исследовательского характера. Автором разработаны и предложены задания на формирование и развитие исследовательских компетенций, которые являются неотъемлемой частью учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках ОБЖ.

Ключевые слова: компетенции, учебно-исследовательская деятельность учащихся, компетентностно-ориентированный подход,

учебно-исследовательские задания.

В условиях реформирования российского образования со- для формирования исследовательских компетенций при уча-

временная школа создает новую систему универсальных зна- стии школьников в учебно-исследовательской деятельности,

ний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности так как во время изучения многих тем возможно включение

и личной ответственности, учащихся с опорой на формирова- заданий исследовательского характера.

ние компетенций. Так в России в 2001 г. в тексте «Стратегии Нами проанализированы программы и учебники курса «Ос-

модернизации содержания общего образования» были сфор- новы безопасности жизнедеятельности» разработанные на

мулированы основные положения компетентностного подхода основе обязательного минимума содержания образования

в образовании, где в основу положена классификация компе- и федерального компонента государственного стандарта ос-

тенций. Содержание курса «Основы безопасности жизнедея- новного и среднего (полного) общего образования, рекомендо-

тельности» (далее ОБЖ) представляет широкие возможности ванные Министерством образования РФ. Цель, которых не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.