ных систем / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. -М.: Пед. об-во России, 2000. - 256 с.
8. Официальный сайт Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -http://www.ksu.edu.ru
9. Официальный сайт Московского государственного педагогического университета. - http:// www.mpgu.ru/18.shtml
10. Официальный сайт РГПУ им. А.И. Герцена. - http://www.herzen.spb.ru/main/structure/ fukultets/arts/
11. Пашков А.Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления / Под ред.
A.В. Репринцева. - Курск: Изд-во КГУ, 2002 -С. 41-55.
12. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - С. 79-118.
13. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. — Курск, 2001. - 503 с.
14. Шалимов В.А. Педагогическое творчество - важнейшее условие коренного преобразования профессиональной подготовки будущего учителя // Художественно-эстетическая подготовка будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования / Отв. ред.
B.А. Сластенин. - Липецк, 2004. - С. 19-28.
УДК 372.8
Ерёмин Павел Алексеевич
Курский институт социального образования (филиал РГСУ)
arkadich 82@mail. т
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
В статье автор предлагает обоснование специфики, содержания, методик и условий профессионального воспитания педагога-музыканта в воспитательной системе колледжа. Акцентируя внимание на необходимости расширения кругозора будущих педагогов-музыкантов, вовлечении их в широкую социально значимую деятельность, автор подчеркивает роль различных факторов в обретении студентами необходимых профессионально-личностных качеств.
Ключевые слова: воспитательная система, профессиональное воспитание, учитель музыки.
Социально-экономические преобразования, появление новых ценностей, понимание значимости образования актуализировали потребность в подготовке педагога нового типа, готового к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и мышлении, испытывающего потребность в постоянном творческом развитии и самореализации. Анализ ведущих положений государственного образовательного стандарта профессионального образования, современных концепций музыкально-педагогического образования и новых программ музыкального образования в школе позволяют заключить, что основой уроков музыки является ее деятельно-творческое освоение (М.С. Красильникова, Л.Л. Куприянова, Н.А. Терентьева и др.). В эпицентре музыкально-педагогической действительности, помимо педагога и музыки, как вида искусства, находится личность ребенка и его ориентация на эмоционально-про-
чувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности (Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкин-ский, Д.Б. Кабалевский и др.). В достижении этой цели учитель-музыкант призван импровизировать, выступать, раскрывать свой потенциал в -живом творчестве и взаимодействии с учащимися. Внеклассная деятельность в школе также стимулирует современного педагога в нахождении креативных средств и способов музыкально-эстетического развития воспитанников (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Т. А. Затямина, И.А. Знаменская и др.). Одним из путей воспитания творческой личности будущего учителя музыки и раскрытия его потенциала есть путь профессионального воспитания, личностного духовно-нравственного роста студента, его готовности к творческой самореализации. Через участие в творчески-со-зидательной деятельности «взращивается»
субъектность будущего педагога-музыканта, поскольку этот процесс предполагает проявленность его мотивации, эмоционального самовыражения, самооценки, самораскрытия в художественных формах и образах, способности выделять себя из среды и влиять на нее.
Профессиональное воспитание, как целенаправленный процесс, предполагает последовательное, диалектичное движение к цели, результат которого - обретение педагогом системы профессиональных ценностей и идеалов, расширение его духовных потребностей и интересов, социально-ценных мотивов, обогащение эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств (А.В. Репринцев). Профессиональное воспитание будущего историка, филолога, физика и т.д. имеет много общего, но в то же время обнаруживаются и существенные отличия, обусловленные спецификой осваиваемой студентами конкретной области знания, характером и содержанием деятельности воспитательной системы, культивируемой в рамках воспитательной системы модели отношений между всеми ее субъектами.
В чем же специфика профессионального воспитания будущего учителя музыки? Каковы его ценностно-целевые и содержательно-организационные особенности? Есть ли они? Безусловно, есть! Это своеобразие связано со спецификой предмета профессиональной деятельности будущего учителя музыки, - таким предметом является не просто ребенок, не просто некоторый уровень его личностного развития, знаний об искусстве, владения прикладными умениями и навыками, но - самое важное! - отношение ребенка к миру, к окружающей действительности, его способность и готовность целенаправленно ее преобразовывать и созидать. Конечно, чтобы сформировать такого воспитанника, педагог должен сам обладать достаточным потенциалом, устойчивым нравственно-эстетическим отношением к миру, должен сам быть носителем высоких духовных и нравственно-эстетических ценностей. Следовательно, чтобы соответствовать столь высоким требованиям, будущий учитель музыки быть сам хорошо воспитан, сам должен являть пример подлинной нравственности, духовности, социально ориентированной активности, готовности и способности к творческой созидательной деятельности.
Специфичность этой профессии обусловлена сложной многогранной структурой самой де-
ятельности педагога-музыканта, обогащающей духовный мир подрастающего поколения, развивающей и формирующей в них столь важные нравственно-эстетические взгляды, чувства, прививающие потребность, интерес к познанию достижений национальной и мировой культуры и искусства. Поэтому педагог - музыкант должен быть не просто грамотным, образованным специалистом, но и творческой личности.
Анализ природы и специфики профессионального воспитания будущего педагога-музы-канта показывает, что оно представляет собой целенаправленный и управляемый процесс. Показателями профессиональной воспитанности будущих педагогов-музыкантов являются: степень проявления в личности каждого студента основных компонентов такой воспитанности -когнитивного, эмоционального и деятельно-практического (А.В. Репринцев, С.М. Салов, Н.Н. Суч-кина, А.П. Бредихин и др.). Опираясь на социальные и профессиональные ценности педагога-музыканта, мы считаем необходимым уточнить и конкретизировать названные показатели:
в когнитивной сфере - осознание студентами социальной значимости своей профессиональной деятельности, ответственности за ее результаты; наличие стремления к сохранению ценностей и традиций культуры; осознание студентами важных ценностей-целей, определяющих их жизненную позицию (нравственность, достоинство, самоотдача, социальная активность, справедливость, стремление к истине, трудолюбие, человечность, честность);
в эмоциональной сфере - любовь к искусству, к профессиональной деятельности музыканта и педагога, чувство гордости и уважения к труду коллег по цеху, закрепление и развитие в студентах таких социально значимых чувств, как альтруизм, гуманизм, доброта, жизнерадостность, искренность, милосердие, одухотворенность, сопереживание, сострадание, товарищество, человеколюбие, щедрость, юмор;
в деятельно-практической сфере - стремление студента к социально-значимой деятельности; наличие в нем важных качеств личности гражданина и гуманиста, а также таких качеств, как аккуратность, вежливость, внимательность, способность к взаимопомощи, доброжелательность, доверительность, заботливость, исполнительность, настойчивость, общительность, организованность, ответственность, самостоятельность,
стремление к сотворчеству и сотрудничеству, целенаправленность и др.
Проведенный анализ ценностно-целевых ориентиров профессионального воспитания позволил сформулировать основные направления деятельности воспитательной системы вуза, выстроить принципы, содержание, методики и технологии организации профессионального воспитания будущих учителей. Предлагаемая модель профессионального воспитания направлена на комплексный охват всех сфер личностного развития будущего учителя музыки - когнитивной, эмоциональной, деятельно-практической. Соответствуют этим трем сферам и основные направления реализации возможностей воспитательной системы вуза в профессионально-личностном развитии будущих педагогов-музыкантов. Такими организационными и идейно-смысловыми доминантами в содержании профессионального воспитания будущих педагогов-музыкантов выступают:
- в когнитивной сфере - обогащение духовных интересов будущих педагогов, ориентация их подлинно гражданские, духовно-нравственные ценности, традиции общечеловеческой и национальной культуры; формирование социальной и профессиональной позиции будущего педаго-га-музыканта, его жизненного кредо; формирование его социальных и профессиональных установок, мотивов социальной и профессиональной деятельности;
- в эмоциональной сфере - развитие способности студентов к глубокой эмоциональной реакции, переживанию воспринимаемых ценностей, предметов и явлений окружающей действительности, ситуаций взаимодействия с детьми; обогащение опыта восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека; развитие навыков перцепции, эмпатии, сопереживания, сострадания, соучастия; обогащение социально-ценных эмоций студентов;
- в деятельно-практической сфере - включение студентов в активное осознанное участие в творческой и профессиональной деятельности, обеспечение включенности в социально-значимую и культурно-просветительскую работу с детьми; непрерывная педагогическая практика в общеобразовательных и музыкальных школах, занятия в клубных коллективах, творческих объединениях, работа в педагогических отрядах.
Как же осуществлялась реализация возможностей воспитательной системы вуза в профес-
сиональном воспитании будущего педагога-му-зыканта.
Огромными возможностями в развитии эмоциональной отзывчивости студентов обладает использование традиционного в этом возрасте интереса юношества к поэзии и литературе. Музыка постоянно соприкасается с другими видами искусства - поэзией, танцем, живописью, театром, архитектурой. Самые высокие достижения музыкального искусства освящены союзом поэзии, театра, музыки. Это и хоровой концерт, и опера, и лирическая камерная песня. В свою очередь, редкий писатель избежал соблазна воспеть музыку, отдать дань ее чарующему воздействию на эмоциональный мир человека. Ей посвятили философские рассуждения Г.Р. Державин и А.Н. Радищев, Н.А. Львов и Ф.В. Каржавин, Н.М. Карамзин и П.А. Плавильщиков.
Многие русские композиторы - М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др., советские композиторы С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, черпали свое вдохновение из творчества М.Ю. Лермонтова. Новые темы и образы привнесли в музыкальные жанры произведения
Н.В. Гоголя.
Емкость и изящность поэтического слова, его образный и эмоциональный строй, концентрированное выражение идеи, метафоричность, способность к философскому осмыслению целостного жизненного явления делают поэзию одним из главных союзников педагога в решении ответственной задачи - развитии эмоциональной отзывчивости будущего педагога на восприятие явлений, процессов, предметов окружающей действительности и искусства.
В развитии эмоциональной отзывчивости студентов, их эстетической реактивности не меньшими возможностями, чем поэзия и литература, обладает и искусство кино, обеспечивающее комплексное воздействие на будущих педагогов через зрительные и слуховые ощущения и способное вызвать в них множество чувств и ассоциаций.
Расширение социокультурных горизонтов студентов, их духовных интересов, выход за рамки среды вуза связан с постижением историко-культурных традиций Курского края. В произведениях народных мастеров выражается восхищение человека перед гармонией и совершенством окружающего мира, красотой и богатством природы. Большое место в воспитании педагога - му-
зыканта занимает изучение духовно-музыкальной традиции. В сочинениях таких великих композиторов как М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С. Рахманинов и др. немало духовно- музыкальных сочинений основанных на образах и текстах Священного Писания. Глубина и одухотворенность этих произведений способствует приобщению студента к традициям и нормам православной культуры, задает вектор передачи этих традиций последующим поколениям. С большим энтузиазмом студенты восприняли экскурсии по храмам г. Курска особый интерес у учащихся вызвал Воскресенско-Ильинский храм, в росписи которого принимал участие В.М. Васнецов и принял крещение Серафим Саровский. Учитывая особенности местной архитектурной среды были проведены беседы и экскурсии по тематике «Предание земли курской». Содержательными блоками программы стали цикл бесед лекций по истории архитектурных достопримечательностей города, знакомство с биографией выдающихся архитекторов, обсуждение различных архитектурных проектов.
Выявление взаимосвязей между различными видами искусства помогает глубже понимать культурную и социальную природу искусства в целом, его виды, специфику различных выразительных средств. Особенно интересны и удачны оказались идейно-смысловые совпадения музыки и живописи: например, тема «Осень» в музыке (П.И. Чайковский, А. Вивальди и т.д.) и в живописи (И. Левитан, И. Шишкин, В. Саврасов, Ф. Васильев); тема «Зима» как предмет художественного отражения в музыке (П.И. Чайковский, А. Вивальди, Г.В. Свиридов и т.д.) и в живописи (В. Суриков, К.Коровин). Такие примеры и параллели помогали студентам лучше понять эмоциональную составляющую произведения, развивали у будущих педагогов-музыкантов глубокие эстетические чувства.
При активном преобразующем отношении к своему внешнему окружению учебное заведение становится центром духовной и профессиональной деятельности учителей региона. Будущий учитель, обращаясь к отечественной истории и культуре, духовным ценностям, осваивая историческое наследие и духовные богатства родного края, приобщается к русской и мировой культуре, к национально-культурным и педагогическим традициям. В связи с этим был прове-
ден цикл диспутов, в которых предметом обсуждения стали вопросы традиций отечественной интеллигенции, социальной активности, ответственности музыканта и учителя за прогресс общества, развитие его культуры.
Каковы же итоги внедрения разработанной нами теоретической модели профессионального воспитания будущего учителя музыка в воспитательной системе колледжа? Число студентов, включившихся в занятия в творческих коллективах, возросло с 22,96% до 38,07%. Увеличилось количество студентов, работающих в педагогических отрядах: с 1,02% до 7,61%. Если до начала реализации программы профессионального воспитания занятия в кружках и секциях посещали только 16,33%, то к 2009 г. уже 28,43%. Примечательно, что количество студентов, которым «времени хватает только на учебу», от исследования к исследованию становилось меньше: с 43,88% для первого среза до 2,03% для последнего среза. Показательным с точки зрения анализа эффективности профессионального воспитания будущих педагогов-музыкантов является тематика, обсуждаемая в стихийных студенческих сообществах. В таких спонтанных дискуссиях, находясь в непринужденной обстановке, не испытывая внешнего контроля со стороны преподавателей и родителей, студенты могут позволить себе обсуждать темы, которые их действительно более всего интересуют. К традиционным, наиболее обсуждаемым темам, которые были выявлены нами в первом срезе, прибавились важные для будущей российской интеллигенции темы об историческом прошлом России (количество студентов, часто обсуждающих эту тему, выросло с 6,63% до 13,71%), перспективы развития школы и образования (динамика обсуждений данной темы такова: 13,27% для первого среза, 23,86% -для последнего), экологические проблемы (14,27% последнего среза против 6,63% для первого). Кроме этого, студентов стали больше интересовать новости в жизни учреждений культуры города и области, вопросы смысла жизни и т.д. Статус таких ценностей, как жизненная мудрость, социальный опыт, совместный досуг, природа, общественное признание, альтруизм, -существенно изменился, заметно поменял свой ранг. Заметно меняют свой ранг и инструментальные ценности, - в них явно возрастает удельный вес трудолюбия, альтруизма, взаимопомощи, честности, чуткости, отзывчивости, -
т.е. всех тех личностных качеств гражданина и профессионала, которые составляют ценностносмысловое ядро традиционного учительского самосознания. Очевидно, что содержание деятельности воспитательной системы колледжа определяющим образом повлияло на отношение будущих педагогов-музыкантов к пониманию важнейших, экзистенциальных вопросов человеческого бытия, наполнило это отношение личностным смыслом, идеями, ради которых может и должен жить человек.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение 2004-2009 гг.; за эти годы в ней приняли участие более 300 студентов; и более 30 преподавателей. Полученная информация позволила констатировать устойчивую положительную динамику в результатах опытно-экспериментальной работы, обоснованность заявленных направлений, продуктивность предложенного содержания, способов и условий влияния воспитательной системы вуза. Анализ результатов мониторинга профессиональной воспитанности показывает, что в этой сфере произошли существенные изменения.
В качестве критерия и общего показателя эффективности воспитательной системы музыкально-педагогического колледжа нами определяется проявление готовности и способности студентов к профессионально-творческой самореали-
зации. Какова же ее динамика на протяжении 2004-2009 гг.?
После проведения экспериментальной работы значительно улучшились данные по всем компонентам профессиональной воспитанности будущих педагогов-музыкантов. Наибольший прирост отмечен по креативно-деятельностному компоненту воспитанности студентов: высокий уровень в контрольной группе (КГ) составил 11,6% (или + 2,8%), а в экспериментальной группе (ЭГ) -32,2% (или + 20,6%). Наименьшее развитие отмечено на уровне эмоционально-волевого компонента: в ЭГ отмечается увеличение на 21,6%, в КГ - на 7,7%. Этот факт мы объясняем достаточно высокими результатами констатирующего этапа эксперимента, что в целом характеризует особенности эмоциональной сферы будущих специалистов в области музыкального образования. Показателем эффективности проделанной работы, помимо количественных данных, является возросший интерес к участию в студенческих конференциях, музыкальных конкурсах, педагогической деятельности и т.д. К изменениям, произошедшим со студентами, следует отнести: проявление творческой активности, способности постановки перед собой реальных целей, уверенное ощущение себя и понимание других.
Таким образом, результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвер-
о
70
60
50
40
30
20
10
0
(=Л
V
КГ 2004 КГ 2005 КГ 2008 КГ 2009
ЭГ 2004 ЭГ 2005 ЭГ 2008 ЭГ 2009
□ высокий □ средний □ низкий
Рис. 1. Динамика уровней профессиональной воспитанности будущих учителей музыки в воспитательной среде педагогического колледжа (%)
дили действенность педагогических условий, способствующих эффективному профессиональному воспитанию студентов в воспитательной среде педагогического колледжа, которые предполагают: рассмотрение профессионального воспитания студентов как одной из важнейших сфер деятельности педагогического коллектива ССУЗа, эффективности функционирования личностноориентированной модели воспитательной среды педагогического колледжа.
Библиографический список
1. Моделирование воспитательных систем: теория - практике / Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995. -144 с. - С. 134-147.
2. Бредихин А.П. Профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008.
3. Булатников И.Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педа-гогический поиск: Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. -2009. - №>2. - С. 148-163.
4. Булатников И.Е. Развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов в воспитательной системе вуза // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28-30 октября 2009 г) /
Под общ. ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 324 с. - С. 65-71.
5. Егорова Н.В. Профессионально-творческая самореализация будущих учителей музыки в воспитательной среде педагогического ВУЗа: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008.
6. КороткихМ.Н. «Здравствуй, племя младое, незнакомое...»: проблемы формирования ценностного отношения сельских старшеклассников к истории малой родины // Профессионал. -2006. - №>3. - С. 47-59.
7. Коротких М.Н. Молодежь и сельский мир: проблемы формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины // Мир образования - Образование в мире. - 2006. -№3. - С. 76-84.
8. Коротких М.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса (на материале сельской школы): Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006. - 234 с.
9. Ларина М.А. Профессиональное воспитание будущего учителя физики в образовательном процессе университета: Дис. . канд. пед. наук. -Елец, 2002.
10. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2001. - 503 с.
11. Пашков А.Г Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: Проблемы становления / Под ред. А.В. Реп-ринцева. - Курск: Изд-во КГУ, 2002 - С. 41-55.