УДК 378. 978 ББК 85.31
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ: ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНОГО
И ИНДИВИДУАЛЬНОГО
Переславцева Лилия Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева
Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород)
Аннотация: В статье с позиций личностно-деятельностного подхода автор обращается к анализу информационной культуры будущего педагога-музыканта. Автор акцентирует внимание на связи информационной культуры с общей культурой личности будущего специалиста, гармонизацией внутреннего мира личности педагога-музыканта, обменом социально значимой информацией в процессе профессиональной деятельности. Автор особо отмечает приоритет общечеловеческих духовных ценностей в социальном и профессиональном становлении личности педагога-музыканта.
Ключевые слова: педагогика профессионального образования, профессиональное образование и воспитание, подготовка педагога-музыканта, информационная культура личности, духовно-нравственные ценности личности педагога.
DEVELOPMENT OF INFORMATION CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF CULTURE: DIALECTICS OF
SOCIAL AND INDIVIDUAL
Pereslavtseva L.I.,
Belgorod state Institute of arts and culture (Belgorod)
Abstract. In the field of view of the author - the problem of formation of information cul-ture of future specialists in the conditions of globalization of culture. Emphasizes the role of the educational environment of the educational institution as a factor of formation of information culture. Characteristic features of the process of formation of information culture offuture teacher-musician in the educational environment of College.
Key words: information culture, teacher and musician, information and communication technologies, vocational education, educational environment.
Глобализация, характерная для современного общества, открывает новые возможности для прогрессивного развития. Однако как и всякое явление в нашем мире, она имеет два аспекта - положительный и отрицательный. Глобализация размывает тра-
диционные моральные нормы, делает стихийным и неуправляемым процесс социально-нравственного воспитания, выхолащивает оценочную базу восприятия и интерпретации человеческих поступков, в том числе и в профессиональной сфере [6:82].
В связи с глобализацией информационных процессов в нашей стране начало уделяться пристальное внимание информационной культуре. Информационная культура, являющаяся одной из составляющих общей культуры личности, связана не только с функционированием информации, но и формированием информационных качеств личности, гармонизацией внутреннего мира личности в ходе усвоения и обмена социально-значимой информацией, где приоритетными должны быть общечеловеческие духовные ценности. Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в современном обществе является одним из инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека в целом.
Как показывает практика профессионального воспитания, нравственные качества личности не формируются спонтанно, по мере роста общеобразовательного, культурного уровня и даже социальной активности личности. Более того, «озабоченность и тревогу в нравственном облике современного юношества вызывают тенденция доминирования личностного над общественным, индивидуализации человеческого бытия, локализации духовных интересов молодежи, примитивизации нравственных оценок явлений и процессов окружающей действительности ... - все это неизбежно приводит к искажению представлений о сущности социального и профессионального бытия личности в сознании молодого человека», - отмечал И.Е. Булатников [5:148].
В сознании юношества происходит весьма опасное «раздвоение сознания»: с одной стороны, молодые люди сохраняют понимание традиционной морали, ее норм и регулятивов, а с другой, попадают под влияние новой модели социального существования. На эту нравственную деформацию указывает А.В. Репринцев: «Дуализм сознания -опасное социально-нравственное явление: с одной стороны, человек хорошо знает, как должно себя вести, на какие нормы и ценности следует ориентироваться, но, с другой стороны, социальная действительность не дает примеров, образцов такого поведения, а предлагает прямо противоположные варианты выбора нормативов социального поведения. Внутреннее противоречие между «хочу» -«могу» - «надо» - «должен» порождает опасный тип человека - человека-конформиста, подлеца, социального негодяя, а впоследствии - предателя, готового ради личной выгоды идти на любые, самые безнравственные способы достижения собственной цели. Для такого человека «все средства хороши», «цель оправдывает средства».» [12:74].
Невозможно не согласиться с тем, что доминирование внешних причин приводит к формированию социально дезориентированной личности с весьма расплывчатой картиной социальной действительности, размытой системой ценностей и норм, регламентирующих общественно одобряемое поведение и отношения индивида. «Разрушение всей системы смысложизненных и нравственных координат неизбежно приводит к социальной дезориентации личности, потере ею своей духовно-нравственной основы, утрате «морального стержня», удерживающего человека в рамках сложившихся общественных стандартов поведения», - пишет ученый [13:37].
Нравственная дезадаптация молодого поколения, дестабилизация общества актуализировали проблему нравственного воспитания, поэтому выработка новых стратегий, учитывающих перестройку системы ценностей, - одна из важных задач, решаемых в системе образования. По мнению И.Е. Булатникова, человек осознает степень соответствия предметов и явлений окружающей реальности своим потребностям и возможность их удовлетворения в наличной ситуации, т. е. в процессе установления значимости предметов и явлений подвергает ценность оценке. Лишь признаваемая ценность способна выполнять функцию ориентира поведения. Оценка, данная предмету или явлению конкретным индивидом, индивидуальна. Реальной основой разнообразия оценок одного и того же объекта являются специфические потребности и интересы, индивидуальная природа субъекта. В результате подтверждения оценок складываются нормы и принципы определенной социальной группы, всего общества, которые представляют собой устойчивые в их воздействии на человека оценки. Ценность и оценка как две категории, выражающие практическое взаимодействие субъекта и объекта, взаимоопределяют друг друга. Именно при их взаимодействии рождается оценочное суждение в качестве установления ценности. Сначала ценностный опыт фиксируется (охватывается простейшая суть оценки), затем он включается в сферу сознания, интерпретируется. После такого ценностного осмысления мира аксиологический опыт трансформируется, переводится из объективированной человеческой деятельности в живую деятельность [3]. «На основании знания о характере оценки и ее субъекта можно сделать выводы (с определенными допущениями) о ценностных ориентациях личности - субъекта оценки, ведь ценностные ориентации служат своеобразным фильтром, сквозь который проникают только те оценки, основания которых образуют ценностные ориентации близ-
191
кие или тождественные ценностным ориентациям субъекта», - подчеркивал философ [3:117-118].
Исходя из вышесказанного, нами было поставлено во главу угла формирование ценностных ориентаций как неотъемлемой части развития личности (в контексте формирования информационной культуры будущих педагогов-музыкантов). Философ А.Г. Здравомыслов считает, что совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориента-ций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. Вот поэтому ценностные ориентации и выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступки личности [7]. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация. Мотивация - это внутреннее побуждение к действию, обуславливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении [9].
Мощным стимулом повышения мотивации студентов к обучению служат творческие контакты во всем разнообразии форм (творческие встречи, мастер-классы, концерты, фестивали, конкурсы, творческие дискуссии и др.). Творческие контакты с музыкальными учебными заведениями, мастерами исполнительского искусства, известными педагогами-музыкантами значительно обогащают потенциал образовательной среды. Неотъемлемыми атрибутами такой среды являются международные конкурсы и фестивали. Они давно вышли за рамки сугубо соревновательного явления. Это важные культурные события в жизни Белгорода, когда съезжаются представители многочисленных городов России, стран ближнего зарубежья, что способствует тесному творческому общению, ведет к сближению и взаимовлиянию культур. Незабываемыми событиями также являются концерты профессионалов высочайшего класса, проводимые в рамках конкурсов. На сцене нашего колледжа выступали И.В. Бочкова - профессор Московской консерватории, народная артистка России, М.Л. Яшвили - профессор Московской консерватории, народная артистка Грузии, Н.А. Комолятов - профессор, заслуженный артист РФ, В.И. Доценко - профессор Харьковского государственного университета искусств, О.М. Шаров - профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный артист РФ и др.
На базе музыкального колледжа ежегодно проводятся международные конкурсы исполнителей на народных инструментах «Кубок Белогорья», испол-
нителей на классической гитаре, конкурс скрипачей им. М. Эрденко, раз в два года проводится конкурс хоровой музыки им. С.А. Дегтярева и Г.М. Ломакина - выдающихся земляков-композиторов ХУШ века и др. Ежегодно студенты принимают участие более чем в двадцати музыкальных соревнованиях (конкурсах, фестивалях), что позволяет уже при подготовке к ним резко повысить интерес студентов к исполнительству. Ф.Р. Липс (профессор, заведующий кафедрой народных инструментов РАМ им. Гнесиных, народный артист РФ), приехав на конкурс «Кубок Белогорья» в качестве председателя жюри, сказал: «Провинциальным учебным заведениям по сравнению со столичными очень трудно чем-то выделиться в музыкальном плане. И то, что вы проводите такие представительные конкурсы, такие праздники, причем, систематически, - вас это, конечно, выгодно выделяет. Это - колоссальная учеба для молодых ребят».
Ценность процесса познания и позитивное восприятие этого процесса проявляются в увлечённости учёбой в колледже, в стремлении к получению знаний, в творческом подходе к выполнению задач, готовности прилагать определённые усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности. В целом, студенты заинтересованы в получении знаний. Этому служит в подтверждение не только участие в различных конкурсах, фестивалях и пр., но и ежегодное выдвижение кандидатур студентов на получение именных стипендий по итогам учебной, научно-исследовательской, творческой, общественной деятельности (стипендии администрации города Белгорода, губернатора Белгородской области, Фонда «Поколение», утверждаемые Ученым советом БГИИК - им. Н.Н. Страхова, В.А. Собровина и др.).
Активная работа студентов возможна только при наличии мотивации. Самой сильной мотивирующей движущей силой является подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Поэтому нами были изучены мотивы учебной деятельности, в ходе которой и происходит, большей частью, получение и усвоение информации. Вывод об уровне сформированности информационных мотивов студентов был нами сделан после установления у них степени доминирования познавательного мотива и мотива получения информации над остальными мотивами.
Ввиду того, что состав курсов музыкального колледжа не является многочисленным, было принято решение рассматривать группы студентов, обучающихся в колледже с 2009 по 2013 гг. (поток 40 человек) и с 2010 по 2014 гг. (поток 48 человек). В потоке 2009-2013 гг. у большинства студентов 1 кур-
са обучения наблюдалась несформированность информационных мотивов (50 %), сформированность - у 10 % обучающихся, а в потоке 2010-2014 гг. у большинства студентов 1 курса наблюдалась частичная сформированность информационных мотивов (48 %), сформированность - у 10,5 % обучающихся. По результатам констатирующего эксперимента был сделан вывод об отсутствии значимых отличий между контрольной и экспериментальной группами соответствующих годов обучения, что подтверждается статистическим критерием ф*Фишера. Повторное анкетирование (на заключительном этапе) выявило изменения в мотивации. Уменьшилось количество студентов с несформированными информационными мотивами, увеличилось количество студентов с частично сформированными и сформированными информационными мотивами. К сожалению, значительных сдвигов в числе студентов со сформированными информационными мотивами в контрольных группах не наблюдалось. В экспериментальных группах не только значительно уменьшилось количество студентов с несформированны-ми информационными мотивами, но и существенно возросло число студентов со сформированными информационными мотивами. Проверка значимости изменений в мотивации студентов контрольных и экспериментальных группах с помощью коэффициента ранговой корреляции ге Спирмена подтвердила сделанные выше выводы. Проверка критерием ф* Фишера также доказала положительную динамику, указывающую на увеличение числа студентов со сформированными информационными мотивами в экспериментальных группах.
Человек всегда испытывает потребность в притоке новой информации. Средством удовлетворения такой потребности всегда является новое знание, новая информация. Поэтому потребность в притоке новой информации, или информационная потребность есть, по сути, познавательная потребность. Играя важную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом, в качестве определяющего стимула в деятельности человека проявляются его потребности. Не являются исключением и информационные потребности. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулируют новую деятельность. Осознанная определенная информационная ситуация, сложившаяся в деятельности, ведет к активизации субъекта и возникновению у него представлений о необходимой информации.
Информационная потребность есть осознанная потребность в информации, необходимая для
получения недостающих знаний. Иначе говоря, это представление субъекта о неизвестной информации. Потребность в знаниях, без которых невозможно становление человека как личности, формируется у него под влиянием внешних социальных факторов. В условиях недостаточности приобретенных ранее знаний возникает осознанная нужда в дополнительных знаниях, отсутствие которых затрудняет решение конкретных задач. В рамках информационной культуры речь идет о получении компьютерной грамотности, знаний об информационной среде, обеспечивающих информационную деятельность и ориентирование в этой среде. Эта потребность удовлетворяется на каждом этапе жизненного пути семьей, «улицей», школой, учреждением профессионального образования и пр.
В системе ценностей человека информационные потребности занимают одно из приоритетных мест. Как отмечают авторы «Большого психологического словаря», «...легкость «перетекания» информационных потребностей от сложных, имеющих общественную пользу, к нейтральным и вредным как для самого человека, так и для общества представляет собой существенную опасность для развития молодежной и подростковой психики» [8]. На формирование потребностей оказывают влияние ценностные ориентации. По мнению В.Ф. Анурина, потребности возникают вследствие противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (социальный опыт личности, ее этические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. У различных субъектов внешние условия могут вызывать неодинаковые потребности в зависимости от ценностных ориентаций. Личность соотносит воз-никающие потребности с общественными. Степень и характер этого сопоставления также зависят от ценностных ориентаций. Помимо этого, ценностные ориентации помогают субъекту определить место возникшей потребности в системе его потребностей. А значит, субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и др.). Таким образом, ценностные ориентации, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяют характер возникшей потребности, социально опосредуют ее и одновременно определяют место этой потребности в общей системе потребностей личности [2].
Ценностные ориентации, определяющие цели человека в жизни, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Согласно К.А. Абульхановой-Славской, в организации системы ценностных ориентаций
193
в таких функциях, как принятие (или отрицание) и реализация определенных ценностей; усиление (или снижение) их значимости; удержание (или потеря) этих ценностей во времени, проявляется роль смысловых представлений [1].
Личностный смысл есть «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значе-ние-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» [10:192]. Центральным конструктом в данном определении выступает деятельность, из которой и выводится сам смысл.
С актуализацией ценностно-смысловой сферы в информационной деятельности личности связано информационное мировоззрение. В данном случае речь идет о формировании представлений о юридических, этических и моральных нормах информационной деятельности: об ответственности за применение приобретенных знаний, умений и навыков информационной деятельности, нравственной саморегуляции поведения в условиях информационных взаимодействий, критическое оценивание негативных проявлений в информационной среде и пр. Практика показывает, что сведение воспитания к ознакомлению воспитуемых с уже готовыми знаниями (мировоззренческими идеями) с целью их превращения в убеждения людей, не дает должных результатов. Готовые ответы на неактуальные для личности мировоззренческие вопросы (а не возникающие естественным образом в ее индивидуальном опыте) никак не затрагивают основ уже сформированного у личности мировоззрения. Так, например, при изучении информатики, современных информационных технологий осуществляется формирование информационной картины мира, в основе которой лежит понимание общих закономерностей протекания информационных процессов, диалога естественнонаучной и гуманитарной культур, понимание роли информационно-коммуникационных технологий в развитии информационного общества. У студентов, усвоивших основные элементы мировоззренческих идей, постепенно вырабатываются отношения и оценки к сообщаемым знаниям, в результате чего происходит формирование собственных взглядов и убеждений. Таким образом, в нашу задачу входило создание специальных условий для того, чтобы простая осведомленность перешла в убеждения, ведь общеизвестно, что установки человека определяют его поведение, а установки - продукт мировоззрения.
Таким образом, в контексте нашего исследования стало важным наличие у будущих педагогов-музыкантов ценностного отношения к объектам и явлениям информационной среды (а значит, и ценностных ориентаций), которое позволило бы им осуществлять информационную деятельность на основе соответствующих норм.
Анализируя ответы студентов на анкетный опрос (по методике М. Рокича), нами была выявлена иерархия терминальных и инструментальных ценностей. Наличие ценностного отношения к объектам и явлениям информационной среды мы анализировали, исходя из того, какое место в ранге отводится студентами определенным терминальным и инструментальным ценностям, и как изменяются ранговые места этих ценностей. Исходя из того, что у студентов очень сильным мотивирующим фактором является подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности, нами были приняты во внимание следующие терминальные ценности: интересная работа, познание, продуктивная жизнь, развитие, уверенность в себе. Среди инструментальных ценностей нами были приняты во внимание следующие: образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, эффективность в делах. Обращая внимание на ранговые значения, присваиваемые студентами этим терминальным и инструментальным ценностям, мы определили наличие положительной динамики в ценностном отношении к объектам и явлениям информационной среды. Положительные изменения проявились в перемещении указанных терминальных и инструментальных ценностей в иерархии на более высокий ранг. Проведенная проверка значимости изменений рангов в иерархии ценностей в контрольных и экспериментальных группах с помощью коэффициента ранговой корреляции ге Спирмена показала значительные изменения в экспериментальных группах и незначительные в контрольных.
Нормы и ценности культуры подвержены изменениям. В информационном обществе одной из ценностей стала информация, перешедшая из разряда абстрактной категории в разряд одного из приоритетных ресурсов, стала ценностью. По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно. В сегодняшних условиях существуют такие проблемы, как ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблемы безопасности различных видов данных, соблюдения авторских прав и прочее. Отрицательным моментом в данном случае является также то, что информация может быть и средством манипу-
194 -I
лирования, приводящим к изменению ценностных установок и возникновению новых стереотипов поведения в обществе.
Значительное влияние на формирование ценностей личности оказывают средства массовой информации (СМИ). Особое место в этом принадлежит телевидению, универсальность которого связана с такими его характеристиками как зре-лищность, экранность, прямой эфир. Представляя различные программы, оно удовлетворяет разнообразные культурные интересы. Доступным и оперативным СМИ является радио, но отсутствие видеоряда способствует быстрому отвлечению внимания. Периодическая печать не так оперативна, как радио и телевидение, но имеет свои преимущества, заключающиеся в комментировании событий и аналитическом рассмотрении проблем. Актуальными на сегодняшний день являются разнообразные ресурсы глобальной сети Интернет. Но если традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения, то авторов информации, распространяемой через сеть, зачастую невозможно сразу вычислить. А печатные издания, телевидение и радио между тем ссылаются на ресурсы сети Интернет, не отличающиеся достоверностью предоставляемых данных.
В жизни современной молодежи средства массовой информации занимают доминирующее место. Но изменения, происходящие в личности под их влиянием, носят как положительный, так и отрицательный характер, поскольку имеет место наличие информации, оказывающей деструктивное воздействие на развитие. Злоупотребление просмотром телепередач, бездумный «серфинг» по просторам Интернета опасны тем, что такое времяпрепровождение наносит ущерб всем прочим видам культурной деятельности и снижает ценность полезной информации, воспринимаемой на поверхностном уровне. Многообразие видов средств массовой информации, новые технологии в области массовых коммуникаций усиливают их влияние. Каналы массово-информационного взаимодействия, способные охватить широкие слои населения, сейчас легкодоступны. Коммерциализация СМИ привела к периодическому появлению на телеэкранах и на страницах печатных изданий асоциальной информации. Усвоение молодежью информации, которая не прошла бы цензуру, имей она место, ведет к проявлению отклонений в поведении.
Средства массовой информации, осуществляя социальный контроль и управление, влияя на формирование общественного мнения, распространяя знания, опыт и культуру, прочно вошли в жизнь
современного общества. Интернет, надежный помощник современного студента, выполняет много функций, чему способствует свобода обмена информацией, доступность, открытость глобальной сети. Являясь необъятным хранилищем разнообразной информации, Интернет расширяет интеллектуальные способности студента, способствует развитию творчества при обязательном условии знания путей получения информации, умения в ней ориентироваться. Участие в интернет-конференциях позволяет изложить свою точку зрения, выслушать мнение о ней других. Однако в условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через средства массовой информации, Интернет, на молодежь обрушивается и поток низкопробной продукции. Следовательно, уменьшить негативное влияние на молодежь возможно лишь путем развития в единстве умений мыслить и действовать согласно нормам и ценностям культуры.
Так как ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности, то, соответственно, одна из важнейших задач воспитательной работы состоит в последовательном расширении и углублении представлений студентов о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Так как обучение и воспитание - два взаимосвязанных компонента, то формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта осуществляется как через учебный процесс во время аудиторных занятий, так и через внеучебную работу.
В учебной деятельности процесс формирования ценностных ориентаций осуществляется через содержание учебных дисциплин. Педагоги нашего коллектива руководствуются словами великого педагога В.А. Сухомлинского «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». И одним из важных условий эффективности воспитательной работы является нравственный авторитет педагога (особенно педагога по специальности, ведущего индивидуальные занятия).
Моральные ценности отражаются в содержании воспитательных мероприятий (праздников, концертов, конкурсов, выставок, акций милосердия, в работе кабинета-музея, деятельности студенческого научно-творческого общества и др.). Регулярно организовываются поездки по местам Белогорья и городам России. Студенты колледжа являются активными участниками музыкально-литературных, исторических вечеров, посвященных памятным датам истории Белгородчины и России. Они постоянные гости в музее-диораме «Огненная
195
дуга», в краеведческом, художественном музеях, музее-мастерской С.С. Косенкова, что, безусловно, способствует обогащению их духовного и нравственного мира. Немаловажная роль отводится деятельности кураторов академических групп.
Подводя итог, заметим, что проводящаяся работа дает положительный результат в плане формирования мотивов и ценностных ориентаций будущих педагогов-музыкантов, расширяя их представления о будущей профессиональной деятельности и способах обогащения своего духовного багажа в процессе взаимодействия с информационной средой.
Литература:
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 2000. - 335 с.
2. Анурин, В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей / В.Ф. Анурин // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: сб. науч.тр. - Горький, 1982. -С.116-129.
3. Булатников, И.Е. Аксиологические основы развития социальной и профессиональной ответственности личности: что может воспитание? / И.Е. Булатников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмео-логия. Ювенология. Социокинетика. - 2010. - Т.16. -№ 1. - С.110-120.
4. Булатников, И.Е. Воспитание ответственности: Развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения. - Курск: ООО «Мечта», 2011. - 232 с.
5. Булатников, И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи / И.Е. Булатников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокине-тика. - 2012. - Т.18. - № 1. - С.146-152.
6. Булатников, И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования
представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности / И.Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17). - С. 7989.
7. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. - 221 с.
8. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]/ Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. - Режим доступа: http://www.koob. ru/mesheryakov_b/bolshoy_psihologicheskiy_slovar
9. Осипова, Е.В. Мотивация / Е.В. Осипова // Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/1966.html
10. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990. - 494 с.
11. Репринцев, А.В. В поисках идеала Учителя. - Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - 272 с.
12. Репринцев, А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? / А.В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2009. - № 3 (11). - С. 71-79.
13. Репринцев, А.В. Интеллигентность как форма проявления социальной и профессиональной позиции российского педагога // Психолого-педагогический поиск. 2008. - № 1 (7). - С. 6-17.
14. Репринцев, А.В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета. - 2011.- №4. С.131-137.
15. Репринцев, А.В. Социальное воспитание молодежи как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности / А.В. Репринцев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинети-ка. - 2010. - Т.16. - № 2. - С. 36-41.
16. Репринцев, А.В. Развитие представлений об идеале учителя в педагогическом наследии В.А.Сухомлинско-го // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 3 (27). - С. 115-125.