Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта'

Формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВУЗ / МОДЕЛЬ / INFORMATION CULTURE / FUTURE TEACHER-MUSICIAN / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / UNIVERSITY / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переславцева Лилия Ильинична

В системе факторов формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта одним из самых влиятельных является образовательная среда учебного заведения. В статье рассматриваются вопросы формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза и процесс ее моделирования. Охарактеризованы компоненты образовательной среды вуза, осуществляющего подготовку будущего педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переславцева Лилия Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Information Culture of the Future Music Teacher

In the system of factors shaping the information culture of the future music teacher, one of the most influential is the educational environment of the educational institution. The article deals with the formation of the information culture of the future teacher-musician in the educational environment of the university and the process of its modeling. The components of the educational environment of the university, which prepares the future teacher-musician, are characterized.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта»

УДК 377.12

Л. И. Переславцева

Формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта

В системе факторов формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта одним из самых влиятельных является образовательная среда учебного заведения. В статье рассматриваются вопросы формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза и процесс ее моделирования. Охарактеризованы компоненты образовательной среды вуза, осуществляющего подготовку будущего педагога-музыканта.

Ключевые слова: информационная культура, будущий педагог-музыкант, образовательная среда, вуз, модель. L. I. Pereslavtseva

Formation of the Information Culture of the Future Music Teacher

In the system of factors shaping the information culture of the future music teacher, one of the most influential is the educational environment of the educational institution. The article deals with the formation of the information culture of the future teacher-musician in the educational environment of the university and the process of its modeling. The components of the educational environment of the university, which prepares the future teacher-musician, are characterized.

Keywords: information culture, future teacher-musician, educational environment, university, model.

Определяющее влияние среды, обстоятельств бытия в становлении личности - аксиомы философии и педагогики. «Культурный потенциал среды во многом определяет общую культуру личности, которая, бесспорно, органично связана и с профессиональной культурой. Моделируя определенным образом среду, мы можем оказывать значительное и эффективное воздействие на сознание человека, задавая ему определенную стилистику поведения и отношений, внедряя в его сознание соответствующие социальные стандарты и нормы, формируя в нем через среду поведенческие установки и привычки» [14, с. 76]. Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом важно иметь в виду, что этот «образец» носит социально обусловленный характер [1, с. 98]. В. А. Ясвин считает, что интегративным критерием качества развивающей образовательной среды является ее способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития [15]. Он представляет ее как функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые контакты. Подобное представление образовательной среды включает возможности проявления активности личности, ее участия в создании и изменении самой образова-

тельной среды, продуктом которой эта личность и является [16].

В профессиональном образовании будущих педагогов можно выделить инвариантную и вариативную составляющие. Инвариантная составляющая подразумевает подготовку, общую для всех педагогов, не зависящую от их предметной направленности. Вариативная составляющая отражает особенности подготовки с учетом предметной направленности. Реализовать вариативную составляющую возможно на уровне образовательной среды учебного заведения [2].

Охарактеризуем модель образовательной среды вуза, в котором получают профессиональное образование будущие педагоги-музыканты. Модель, нацеленная на развитие личности будущего специалиста, включает социальный, пространственно-предметный и организационно-технологический компоненты, зона пересечения которых образует «зону развивающих возможностей» [10]. В этой зоне развивающих возможностей и осуществляется формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта.

В системе факторов формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта одним из самых влиятельных является образовательная среда учебного заведения.

Это обусловлено рядом причин:

— Во-первых, следует учитывать изначальную предопределенность миссии образовательной среды, ее целевую установку, смысл которой состоит в ретрансляции студентам профессиональ-

© Переславцева Л. И., 2018

ных знаний, умений, практических навыков и опыта социальных и профессиональных отношений, в формировании общей и профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов, включая их мировоззренческие установки и ценностные ориентации [7].

- Во-вторых, образовательная среда вуза задает каждому студенту комплекс социально-психологических установок - широкий диапазон целей и ценностей, способов и средств коммуникации, образующих в совокупности внутреннюю психологическую готовность личности к заданной средой стилистике поведения, модель и алгоритмы отношений в профессионально-творческом сообществе [11]. То есть образовательная среда выступает, по сути, моделью будущих социальных и профессиональных отношений, задавая студенту образец, нормативное представление о содержании, характере, способах социального и профессионального взаимодействия, некий «профессиональный стандарт» поведения, который может быть перенесен в его собственную профессиональную деятельность. Но это возможно лишь тогда, когда у каждого из субъектов образовательной среды есть четкое представление о месте и роли каждого из них в общей логике влияний на студентов, о специфических функциях и содержании деятельности, реализуемых каждым из субъектов, о конечных результатах их деятельности [8].

- В-третьих, пребывание студента в образовательной среде обеспечивает естественное освоение ее ценностей и нормативов, их интери-оризацию будущим специалистом. Тем самым образовательная среда обеспечивает содержательную «наполненность» личности, меру ее «окультуренности», приобщенности к достижениям культуры [5].

Но образовательная среда - не «пассивный продукт» образовательной системы, она является результатом целенаправленных усилий всего педагогического сообщества образовательного учреждения, всех включенных в нее субъектов [4]. От меры понимания каждым из них общей цели, а также собственных функций и содержания деятельности зависит общий результат их влияний - личность будущего специалиста [14].

На будущего педагога-музыканта оказывает опосредованное влияние вся атмосфера вуза, поэтому социальный компонент представляет собой сообщество, члены которого участвуют в создании, управлении и развитии образовательной среды. Членами этого сообщества являются будущие педагоги-музыканты, кураторы студенческих групп, педагоги по специальности, препода-

ватели и сотрудники, участвующие в образовательном процессе и жизнедеятельности вуза, члены профессионально-педагогических организаций, творческих союзов, с которыми сотрудничает вуз. Образовательная среда - результат усилий всего педагогического сообщества образовательного учреждения, всех включенных в нее субъектов [12]. Таким образом, важность социального компонента обусловлена субъектными функциями его членов. Субъекты образовательной среды, выполняя функции, ориентированные на взаимодействие будущих педагогов-музыкантов с другими субъектами образовательной и социокультурной деятельности, оказывают влияние на формирование информационной культуры будущих специалистов. Причем ценностные ориентации и нормы поведения педагогов и сотрудников вуза, сотрудников профессионально-педагогических организаций-партнеров являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов образовательной среды вуза [5]. Студенты, являясь полноправными субъектами своего развития, вместе с тем -объекты воздействия этих культивируемых в коллективе ценностных отношений и норм поведения. А через обеспечение доступа студентов к объективной и всесторонней информации о содержании и специфике их будущей профессиональной деятельности происходит обогащение социального и профессионального опыта будущих педагогов-музыкантов [6]. Следовательно, образовательная среда оказывает влияние на формирование мотивационно-ценностного компонента информационной культуры будущих педагогов-музыкантов.

Организационно-технологический компонент среды включает конкретные способы и технологии организации социального взаимодействия всех субъектов среды, механизмы их интеграции в целостную и организованную социально-психологическую общность, действующую на основе единых ценностей, норм, принципов взаимоотношений, разделяемых всеми субъектами среды. Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность системы, которой является образовательная среда, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу данного компонента составляют совместная деятельность студентов с членами профессионально-педагогического сообщества и организаций, с которыми сотрудничает вуз, предоставляющая студентам возможность проявить себя в различных ситуациях (решение ситуативных задач, проблемные дискуссии, работа

над проектами, участие в деловых играх, проведение творческих мероприятий и пр.), а значит, задающая направление для развития личности студента.

В качестве форм организации мы рассматриваем учебные занятия, педагогическую и исполнительскую практики, студенческое научно-творческое общество, студенческое самоуправление, клубы по интересам, музей вуза, культур-но-досуговую работу. А в качестве методов - беседы, дискуссии, конференции, решение ситуативных задач, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, метод проектов, обучение в сотрудничестве. Организационно-

технологический компонент образовательной среды ориентирован на различные способы применения профессионально значимой информации, ее использование в социальном и профессионально-личностном развитии будущих педагогов-музыкантов. Обеспечение вариативности деятельности предоставляет студентам возможность выбора деятельности в соответствии с интересами, потребностями; личностно-ориентированную направленность, где знания, умения и практические навыки становятся средством развития личности будущего специалиста, его субъектной позиции [9]. Следовательно, образовательная среда оказывает влияние на формирование деятельностного компонента информационной культуры будущих педагогов-музыкантов.

Пространственно-предметный компонент подразумевает предметно-материальную среду -материально-техническую базу и информационное окружение студентов. Материально-техническая база включает технические средства, позволяющие использовать современные информационные технологии, программное обеспечение, телекоммуникации в библиотеке, компьютерном классе, пресс-центре, фонотеке, лаборатории компьютерной обработки звука, учебных аудиториях и пр. К информационному окружению студентов относится открытая и доступная студентам информационная база (сайт учреждения, электронные библиотечные каталоги, доступ к современным профессиональным электронным базам данных, учебно-методические комплексы преподаваемых дисциплин, цифровые образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, электронные ресурсы, являющиеся интеллектуальной собственностью вуза и т. д.), программы и планы учебных занятий, научно-исследовательской работы студентов, программы работы клубов по интересам, музея, программы и планы культур-но-досуговой работы студентов, которые исполь-

зуются, соответственно, на учебных занятиях, в студенческом научно-творческом обществе, в клубах по интересам, в музее вуза, в студенческом самоуправлении и пр.; информационные стенды различного содержания, рекламные объекты, элементы дизайна помещений и пр. Пространственно-предметный компонент образовательной среды ориентирован на формирование у будущих педагогов-музыкантов профессионально значимых знаний, умений, практических навыков. Информационное окружение студентов - это широкое информационное поле, формирующееся на основе актуальной, постоянно изменяющейся информации, с которой работают все субъекты образовательной среды. Студенты не просто испытывают на себе воздействия образовательной среды, но и активно участвуют в ее создании, осуществляя, наряду с другими субъектами, информационное насыщение образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий. Следовательно, образовательная среда оказывает влияние на формирование когнитивно-операционального компонента информационной культуры будущих педагогов-музыкантов.

Отбору методик и технологий влияния на будущих педагогов-музыкантов, способов включения будущих специалистов в различные сферы профессионально-педагогической и социокультурной деятельности способствует целевая установка образовательной среды вуза [3], смысл которой состоит в формировании информационной культуры в контексте ретрансляции студентам профессиональных знаний, умений, практических навыков и опыта социальных и профессиональных отношений, в формировании общей и профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов, включая их мировоззренческие установки и ценностные ориентации. В соответствии с выдвинутыми целями определяются и задачи профессионального образования будущих педагогов-музыкантов: формирование мотивации включения студентов в профессионально-ориентированные виды деятельности; формирование системы ценностей и норм профессиональной музыкально-педагогической деятельности; расширение и обогащение кругозора будущих педагогов-музыкантов; развитие опыта восприятия и оценки информации, ее интерпретации; формирование образа жизни будущих педагогов-музыкантов, прочно сопряженного с традициями музыкально-педагогического сообщества.

Принципами, обеспечивающими

продуктивное влияние образовательной среды на

профессионально-личностные качества будущих педагогов-музыкантов, являются принципы гуманистической направленности,

культуросообразности, целостности

образовательного процесса, творческого начала, принцип деятельности. Эти принципы определяют содержание, формы, методы, технологии профессионального образования будущих педагогов-музыкантов:

— Принцип гуманистической направленности определяет характер взаимоотношений между субъектами образовательной среды, строящихся на уважении личности, в атмосфере сотрудничества. Данный принцип предполагает также построение взаимоотношений на определенном нравственном и культурном уровне.

— Принцип культуросообразности подразумевает максимальное использование в образовании культуры той среды, в которой и для развития которой создано учебное заведение. Пребывание студента в образовательной среде обеспечивает естественное освоение ее ценностей и нормативов, их интериоризацию будущим специалистом.

— Принцип целостности образовательного процесса предполагает, что приобретение студентами профессионально значимых знаний, умений и навыков осуществляется путем одновременного воздействия на когнитивно-операциональную, мотивационно-ценностную и деятельностную сферы личностного развития студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности.

— Принцип творческого начала определяет приоритет разнообразной творческой деятельности в профессиональном и личностном становлении будущих педагогов-музыкантов (данный принцип имеет особое значение ввиду творческого характера самой специальности).

— Принцип деятельности обусловлен необходимостью вовлечения будущих специалистов в различные виды деятельности, обеспечивающие развитие профессионально необходимых личностных качеств, так как деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности. Выполнение определенных видов деятельности ведет к усвоению фундаментальных знаний, формированию мотиваций у студентов вуза на основе многообразных форм деятельности будущего педагога-музыканта.

Определив основные структурные

компоненты образовательной среды вуза, ее цели, задачи и принципы деятельности, охарактеризуем содержание профессионального образования будущего педагога-музыканта, с помощью которого обеспечивается

целенаправленное изменение личности будущего педагога-музыканта. Содержание процесса формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта приводит к ожидаемому и прогнозируемому результату -развитию когнитивно-операциональной,

мотивационно-ценностной и деятельностной сфер личности, а доминантами в этом процессе являются

— в когнитивно-операциональной сфере -формирование знаний, умений, навыков: знаний об информационной среде, обеспечивающей музыкально-педагогическую деятельность; компьютерной грамотности; умений формулировать потребность в информации, осуществлять поиск необходимой информации, обрабатывать информацию, анализировать и интерпретировать ее, передавать информацию;

— в мотивационно-ценностной сфере - формирование мотивов учебной деятельности, направленной на получение знаний, умений, практических навыков, необходимых в музыкально-педагогической деятельности; развитие ценностного отношения к объектам и явлениям информационной среды, позволяющим ориентироваться в пространстве музыкально-педагогической деятельности;

— в деятельностной сфере - активная информационная деятельность; критическая оценка информации; использование информации в различных сферах профессионально-педагогической и социокультурной деятельности.

Эти доминанты практически реализуются через конкретные направления деятельности образовательного учреждения, влияние субъектов образовательной среды, специально созданные ситуации. Главной особенностью этих доминант в содержании процесса формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта является их целостность в сознании студента. Это позволяет будущему педагогу-музыканту ориентироваться в пространстве музыкально-педагогической деятельности, выявляет способность и мотивы осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения музыкально-педагогических задач, профессионального и личностного развития, позволяет использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования своей музыкально-педагогической деятельности, то есть активизирует информационную деятельность, направленную на решение музыкально-педагогических задач, а значит -совершенствование профессиональной деятельности.

Каковы основные направления процесса формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза? Первое направление - развитие когнитивно-операциональной сферы (через информационное насыщение образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий). Второе направление - развитие мотиваци-онно-ценностной сферы (обогащение социального и профессионального опыта будущих педагогов-музыкантов через обеспечение доступа студентов к объективной и всесторонней информации о содержании и специфике их будущей профессиональной деятельности). Третье направление - развитие деятельностной сферы (через обеспечение вариативности деятельности студентов по отбору профессионально значимой информации для применения различных способов удовлетворения их информационных потребностей).

Таким образом, модель формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта включает методологический блок (цель, задачи, методологические подходы и принципы); содержательный блок (компоненты образовательной среды вуза и компоненты информационной культуры будущего педагога-музыканта); организационный блок (формы, методы, технологии); оценочно-результативный блок (критерии, показатели, уровни).

Успешная реализация потенциала образовательной среды вуза в формировании информационной культуры будущего педагога-музыканта обеспечивается совокупностью педагогических условий - социально-педагогических, организационно-педагогических, морально-психологических.

Библиографический список

1. Булатников, И. Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов [Текст] / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2009. - № 2 (10). -С. 96-113.

2. Булатников, И. Е. Воспитательная система ССУЗа как фактор формирования ответственного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности: от теории - к практике [Текст] / И. Е. Булатников // Ярославский педагогический журнал. - 2009. - № 4 (61). - С. 92-97.

3. Булатников, И. Е. Границы свободы и ответственности педагогов в контексте глобализации культуры [Текст] / И. Е. Булатников // Вестник мордовского университета. - 2009. - № 2. - С. 79-87.

4. Булатников, И. Е. Педагогическое наследие Б. З. Вульфова в контексте «модернизации» современ-

ного российского образования: традиции и уроки системного подхода [Текст] / И. Е. Булатников // Образование личности. - 2012. - № 2. - С. 36-47.

5. Булатников, И. Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного [Текст] / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 4 (24). - С. 23-35.

6. Булатников, И. Е. Этические основы русского образования в философско-педагогической концепции Е. П. Белозерцева [Текст] / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2015. - № 1 (33). -С. 110-133.

7. Булатников, И. Е., Репринцев, А. В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования [Текст] / И. Е. Булатников, А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 2 (22). - С. 19-34.

8. Репринцев, А. В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека [Текст] / А. В. Репринцев // Педагогика. - 2015. -№ 1. - С. 88-96.

9. Репринцев, А. В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? [Текст] / А. В. Репринцев // Вестник Костромского государственного университета. - 2011. -№ 4. - С. 131-137.

10. Репринцев, А. В. Миссия современного российского Учителя в контексте педагогического наследия А. С. Макаренко [Текст] / А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 2(26). -С. 129-142.

11. Репринцев, А. В. Развитие представлений об идеале учителя в педагогическом наследии

B. А. Сухомлинского [Текст] / А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 3 (27). -

C. 115-126.

12. Репринцев, А. В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму «модернизации» и обеспечения безопасности страны [Текст] / А. В. Репринцев // Известия Российской академии образования. - 2012. - № 2 (22). - С. 18-25.

13. Репринцев, А. В. Средовой подход в приобщении молодежи к традициям и ценностям русской национальной культуры [Текст] / А. В. Репринцев // Российская школа в международном образовательном пространстве : материалы международной научно-практической конференции 15-16 ноября 2011. - Ст. Оскол : Оскол-Информ / СОФ НИУ «БелГУ», 2011. -Т. 1. - С. 76-81.

14. Репринцев, А. В., Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики [Текст] / А. В. Репринцев, И. С. Сухоруков // Научные ведомости БелГУ. Серия «Гуманитарные науки». -2017. - № 7 (256). - Вып. 33. - С. 142-149.

15. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. -М. : Смысл, 2001. - 365 с.

16. Ясвин, В. А. Психологическое моделирование образовательных сред [Текст] / В. А. Ясвин // Психологический журнал. - 2000. - № 4. - С. 79-88.

Bibliograficheskij spisok

1. Bulatnikov, I. E. Vospitatel'naja sistema obrazovatel'nogo uchrezhdenija kak faktor razvitija social'noj i professional'noj otvetstvennosti budushhih specialistov [Tekst] / I. E. Bulatnikov // Psihologo-pedagogicheskij poisk. - 2009. - № 2 (10). - S. 96-113.

2. Bulatnikov, I. E. Vospitatel'naja sistema SSUZa kak faktor formirovanija otvetstvennogo otnoshenija budushhih specialistov k professional'noj dejatel'nosti: ot teorii - k praktike [Tekst] / I. E. Bulatnikov // Jaroslavskij pedagogicheskij zhurnal. - 2009. - № 4 (61). - S. 92-97.

3. Bulatnikov, I. E. Granicy svobody i otvetstvennosti pedagogov v kontekste globalizacii kul'tury [Tekst] / I. E. Bulatnikov // Vestnik mordovskogo universiteta. - 2009. - № 2. - S. 79-87.

4. Bulatnikov, I. E. Pedagogicheskoe nasledie B. Z. Vul'fova v kontekste «modernizacii» sovremennogo rossijskogo obrazovanija: tradicii i uroki sistemnogo podhoda [Tekst] / I. E. Bulatnikov // Obrazovanie lichnosti. - 2012. - № 2. - S. 36-47.

5. Bulatnikov, I. E. Razvitie sistemy nravstvennyh cennostej molodezhi v uslovijah krizisa kul'tury: dialektika vechnogo i vremennogo [Tekst] / I. E. Bulatnikov // Psihologo-pedagogicheskij poisk. -2012. - № 4 (24). - S. 23-35.

6. Bulatnikov, I. E. Jeticheskie osnovy russkogo obrazovanija v filosofsko-pedagogicheskoj koncepcii E. P. Belozerceva [Tekst] / I. E. Bulatnikov // Psihologo-pedagogicheskij poisk. - 2015. - № 1 (33). - S. 110-133.

7. Bulatnikov, I. E., Reprincev, A. V. Sistemnaja metodologija v kontekste poiska optimal'noj modeli reformirovanija rossijskogo obrazovanija [Tekst] / I. E. Bulatnikov, A. V Reprincev // Psihologo-pedagogicheskij poisk. - 2012. - № 2 (22). - S. 19-34.

8. Reprincev, A. V Kul'turno-obrazovatel'naja sreda v stanovlenii lichnosti russkogo cheloveka [Tekst] / A. V. Reprincev // Pedagogika. - 2015. - № 1. -S. 88-96.

9. Reprincev, A. V. Metodologicheskie problemy sovremennogo social'nogo vospitanija molodezhi ili est' li segodnja social'nyj zakaz na vospitanie kollektivistov? [Tekst] / A. V Reprincev // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 4. - S. 131137.

10. Reprincev, A. V. Missija sovremennogo rossijskogo Uchitelja v kontekste pedagogicheskogo nasledija A. S. Makarenko [Tekst] / A. V Reprincev // Psihologo-pedagogicheskij poisk. - 2013. - № 2(26). -S. 129-142.

11. Reprincev, A. V Razvitie predstavlenij ob ideale uchitelja v pedagogicheskom nasledii V. A. Suhomlinskogo [Tekst] / A. V Reprincev // Psihologo-pedagogicheskij poisk. - 2013. - № 3 (27). -S. 115-126.

12. Reprincev, A. V. Socializacija i vospitanie sovremennoj molodezhi skvoz' prizmu «modernizacii» i obespechenija bezopasnosti strany [Tekst] /

A. V. Reprincev // Izvestija Rossijskoj akademii obrazovanija. - 2012. - № 2 (22). - S. 18-25.

13. Reprincev, A. V. Sredovoj podhod v priobshhenii molodezhi k tradicijam i cennostjam russkoj nacional'noj kul'tury [Tekst] / A. V Reprincev // Rossijskaja shkola v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 15-16 nojabrja 2011. - St. Oskol : Oskol-Inform / SOF NIU «BelGU», 2011. - T. 1. - S. 76-81.

14. Reprincev, A. V, Suhorukov, I. S. Formirovanie jetnokul'turnoj identichnosti podrostkov i junoshestva kak problema sovremennoj psihologii i social'noj pedagogiki [Tekst] /A. V Reprincev, I. S. Suhorukov // Nauchnye vedomosti BelGU. Serija «Gumanitarnye nauki». -2017. - № 7 (256). - Vyp. 33. - S. 142-149.

15. Jasvin, V. A. Obrazovatel'naja sreda: ot mod-elirovanija k proektirovaniju [Tekst] / V. A. Jasvin. - M. : Smysl, 2001. - 365 s.

16. Jasvin, V A. Psihologicheskoe modelirovanie obrazovatel'nyh sred [Tekst] / V A. Jasvin // Psiholog-icheskij zhurnal. - 2000. - № 4. - S. 79-88.

Reference List

1. Bulatnikov I. E. Educational system of educational institution as a factor of developing the future specialists' social and professional responsibility // Psychology and pedagogical search. - 2009. - № 2 (10). - Page 96-113.

2. Bulatnikov I. E. Educational system of SSUZ as a factor of formation of a responsible attitude of the future experts to professional activity: from the theory - to practice // Yaroslavl pedagogical magazine. - 2009. - № 4 (61). - Page 92-97.

3. Bulatnikov I. E. Limits of teachers' freedom and responsibility in the context of culture globalization // Bulletin of Mordovian university. - 2009. - № 2. -Page 79-87.

4. Bulatnikov I. E. B. Z. Vulfov's pedagogical heritage in the context of «modernization» of modern Russian education: traditions and lessons of a system approach // Education of the personality. - 2012. - № 2. -Page 36-47.

5. Bulatnikov I. E. Development of the system of youth's moral values conditions of the culture crisis: dialectics of eternal and temporary things // Psychology and pedagogical search. - 2012. - № 4 (24). - Page 23-35.

6. Bulatnikov I. E. Ethical bases of the Russian education in the philosophical and pedagogical concept by E. P. Belozertseva // Psychological and pedagogical search. - 2015. - № 1 (33). - Page 110-133.

7. Bulatnikov I. E., Reprintsev A. V. System methodology in the context of search of the optimum model in reforming of Russian education // Psychological and pedagogical search. - 2012. - № 2 (22). -Page 19-34.

8. Reprintsev A. V. The cultural and educational environment in formation of the Russian man's personality // Pedagogics. - 2015. - № 1. - Page 88-96.

9. Reprintsev A. V. Methodological problems of modern social education of youth or whether there is a social order to educate collectivists today? // Bulletin of Ko-

stroma State University. - 2011. - № 4. -Page 131-137.

10. Reprintsev A. V Mission of the modern Russian Teacher in the context of A. S. Makarenko's pedagogical heritage // Psychological and pedagogical search. -2013. - № 2(26). - Page 129-142.

11. Reprintsev A. V. Development of ideas of the teacher's ideal in V A. Sukhomlinsky's pedagogical heritage // Psychological and pedagogical search. -2013. - № 3 (27). - Page 115-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Reprintsev A. V Socialization and education of modern youth through a prism of «modernization» and safety of the country // News of the Russian Academy of Education. - 2012. - № 2 (22). - Page 18-25.

13. Reprintsev A. V. Environmental approach in familiarizing of the youth with traditions and values of the

Russian national culture // the Russian school in the international educational space: materials of the international scientific and practical conference on November 15-16, 2011. - St. Oskol: Oskol Inform / SOF NIU «BelSU», 2011. - T. 1. - Page 76-81.

14. Reprintsev A. V, Sukhorukov I. S. Formation of the ethnocultural identity of teenagers and youth as a problem of modern psychology and social pedagogics // Scientific notes of BelSU. Humanities series. - 2017. -№ 7 (256). - Issue 33. - Page 142-149.

15. Yasvin V. A. Educational environment: from modeling to design. - M. : Smysl, 2001. - 365 pages.

16. Yasvin V. A. Psychological modeling of educational environments // Psychological magazine. -2000. - № 4. - Page 79-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.