Научная статья на тему 'Факторы и механизмы влияния образовательной среды вуза в формировании информационной культуры будущего педагога-музыканта'

Факторы и механизмы влияния образовательной среды вуза в формировании информационной культуры будущего педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВУЗ / ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переславцева Л. И.

В статье рассматриваются вопросы формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза. Дается анализ опыта формирования образовательных сред в вузах, обеспечения их продуктивного влияния на формирование информационной культуры будущих педагогов. Описываются факторы влияния образовательной среды вуза на формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переславцева Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и механизмы влияния образовательной среды вуза в формировании информационной культуры будущего педагога-музыканта»

УДК 377.12

ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

© 2017 Л. И. Переславцева

преподаватель кафедры общетеоретических и гуманитарных дисциплин

&тИеуа@уапёех. ги

Белгородский государственный институт искусств и культуры

В статье рассматриваются вопросы формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза. Дается анализ опыта формирования образовательных сред в вузах, обеспечения их продуктивного влияния на формирование информационной культуры будущих педагогов. Описываются факторы влияния образовательной среды вуза на формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта.

Ключевые слова: информационная культура, будущий педагог-музыкант, образовательная среда, вуз, факторы образовательной среды.

В исследовании любой педагогической проблемы важно выяснить не только то, какое место она занимает в научных теоретических поисках, но и каким образом решается в практике образования. Потребность профессионального образования в повышении информационной культуры будущего специалиста, в том числе и будущего педагога-музыканта, определяет поиск оптимальных путей решения данной проблемы на интуитивном уровне: педагоги понимают необходимость этой работы и предпринимают попытки ее выстроить на практике. Конечно, не всегда эти попытки удачны, но самое важное - видеть за ними перспективные идеи, находки, продуктивные решения, позволяющие качественно изменить образовательную деятельность. Осуществляя анализ массовой практики формирования информационной культуры будущих педагогов, мы искали ответы на ряд вопросов: каково содержание процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в части формирования их информационной культуры? какими педагогическими факторами, механизмами, средствами осуществляется такая подготовка? насколько эффективны используемые пути и способы для достижения цели - подготовки специалиста, владеющего информационной культурой?

Известно, что образовательная среда является мощным фактором социального и профессионально-личностного развития студентов [Репринцев 2015]. Потенциал образовательной среды, ее развивающие возможности, механизмы влияния на становление личности профессионала стали предметом размышлений для целого ряда исследователей, среди которых нам особенно близка позиция И.Е. Булатникова [Булатников 2012]. Как показывают его исследования, очень важно обеспечить не только мотивацию активного влияния факторов образовательной среды, но и комплекс педагогических условий, при которых будущий специалист становится субъектом среды, носителем ее ценностей, норм, смыслов [Булатников 2015]. В этом контексте нами был изучен опыт работы ряда вузов. Основное внимание мы обращали на опыт формирования образовательных сред в этих вузах, обеспечение их продуктивного влияния на формирование информационной культуры будущих педагогов, выявление тенденций и проблем в организации этой работы, складывающихся в ней противоречий. Нас особенно интересовали субъекты образовательной среды, механизмы и способы их влияния на профессионально-личностное развитие студентов, формирование их

информационной культуры. Нами были выявлены проблемы программно-методического обеспечения процесса формирования информационной культуры будущих педагогов и ее реализации в вузе; обеспечения комплекса условий формирования информационной культуры студентов; интеграции усилий субъектов образовательной среды в формировании информационной культуры будущих педагогов. Изученный опыт свидетельствует, что интерес к процессу формирования информационной культуры будущих педагогов носит, безусловно, устойчивый и возрастающий характер. С одной стороны, минимизировано влияние традиционного, но недостаточно объективного технократического подхода. Актуальной является задача переориентации информационно-коммуникационных технологий на гуманитарные и культурные ценности. Однако, с другой стороны, необходимо отметить содержательную ограниченность в подходах к решению проблемы формирования информационной культуры будущего педагога. Разрешить противоречия, препятствующие успешному формированию информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза, пока не удается. Образовательная среда как фактор формирования информационной культуры будущего педагога в образовательных учреждениях профессионального образования явно недооценивается. Она остается лишь «фоном», не включенным в процесс формирования информационной культуры будущих педагогов. Формирование их информационной культуры осуществляется экстенсивно, -преимущественно через изучение специально разработанных курсов, многие из которых, безусловно, имеют свои достоинства. Однако они оставляют студента пассивным, не включают в нем мотивы личностного роста, саморазвития. Основным и чаще всего единственным фактором, формирующим информационную культуру студентов, по-прежнему является учебный процесс и те предметы, которые в него включены. Образовательными учреждениями пока еще слабо используется потенциал предметно-материальной среды (материально-техническая база, информационное окружение студентов) и информационной среды (совокупности технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации). Изучение теории и практики формирования информационной культуры студентов (в том числе в вузах культуры и искусств) не выявило убедительных примеров успешного использования потенциала образовательной среды применительно к будущим педагогам-музыкантам, что еще больше убедило в необходимости выявления комплекса условий, обеспечивающих результативное формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза и являющегося модельно-технологическим обеспечением этой работы в современной практике высшего профессионального образования. В массовом опыте не учитываются в полной мере возможности субъектов образовательной среды, участвующие в ее создании, управлении, развитии и обладающих специфическими функциями, позволяющими воздействовать на профессионально-личностное развитие будущих педагогов. Таким образом, средовые факторы, воздействующие на участников образовательного процесса, не рассматриваются в системе.

В науке сложилось несколько подходов в анализе феномена образовательной среды. В психолого-педагогической литературе конца XX - начала XXI в. были отмечены её общие, типологические признаки, выделяемые большинством исследователей:

- системность, преобразующая совокупность внешних условий обучения, воспитания и развития личности, обусловливающая применение принципов природо- и культуросообразности в непрерывном дидактическом «единстве и борьбе противоположностей» обучения и учения, формирования и становления, воздействия и

взаимодействия, традиции и развития (со-развития) со-бытийной общности, коллектива и личности;

- существование как определенной социальной общности, развивающей совокупность человеческих отношений в контексте конкретной социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, а мира к человеку;

- обладание широким спектром модальности, формирующей разнообразие типов и видов локальных сред различного качества;

- представление диалектического взаимодействия социального, пространственно-предметного и психодидактического компонентов, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций развития детской, взрослой и детско-взрослой общности (общностей) в параметрах более широкой социокультурной среды, соотносимой с качеством жизни, с качеством среды обитания;

- условие и средство воспитания (как общественного явления), обучения (как предмет совместной педагогической деятельности) и развития (социального индивида в личность, общности в общество) [Беляев].

Среда, с одной стороны, является существенным условием развития личности, с другой стороны, под влиянием деятельности человека изменяется сама. Согласно В.А. Ясвину, образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом важно иметь в виду, что этот «образец» носит социально обусловленный характер [Ясвин 2001: 14]. Ученый считает, что интегративным критерием качества развивающей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития. Он представляет её как функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые контакты. Данное представление образовательной среды включает возможности проявления активности личности, ее участия в создании и изменении самой образовательной среды, продуктом которой эта личность и является [Ясвин 2001].

Образовательная среда вуза проявляется в факторах, которыми являются внешние раздражители, воздействующие на участника образовательного процесса [Артюхина 2006]. К факторам образовательной среды относится совокупность процессов и явлений, которые в социальном, организационно-технологическом, пространственно-предметном аспектах связаны с образовательным процессом, выступают как его условие. Наибольшие изменения в личности студентов происходят под влиянием тех факторов и условий, которые возникают в ведущих видах совместной деятельности [Кикоть, Якунин 1996: 94]. Следствием воздействия образовательной среды является активизация процесса профессионально-личностного развития и саморазвития будущих специалистов.

Значительным фактором, осложняющим процесс социального и профессионально-личностного развития студентов, является «кризис культуры», деструкция общественной морали [Булатников 2012а]. Вполне выразительные проявления этого «кризиса культуры» обнаруживаются в заметных изменениях отношения молодежи к ценностям национальной культуры, утрате важных и существенных маркеров этнокультурной идентификации [Репринцев, Сухоруков 2017]. Понятно, что образовательная среда вуза не может быть «стерильной», полностью изолированной от культурной среды всего общества, информационного пространства, в котором молодежь получает субъективно значимые представления о смыслах и нормах социального и профессионального бытия, формирует эталоны успешности, благополучия, счастья. Понятно и то, что образовательная среда вуза становится местом «столкновения» традиционных ценностей и норм общественной и профессиональной культуры с культурой глобализирующегося мира, в котором все

выразительнее и ощутимее закрепляются нормы и ценности потребительства, гедонизма, социальной аномии [Репринцев 2013].

Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов мы рассматриваем в вузе искусств и культуры. Целевая установка образовательной среды вуза состоит в формировании информационной культуры в контексте ретрансляции студентам профессиональных знаний, умений, практических навыков и опыта социальных и профессиональных отношений, формировании общей и профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов, включая их мировоззренческие установки и ценностные ориентации. В задачи профессионального образования будущих педагогов-музыкантов входит: формирование мотивации включения студентов в профессионально ориентированные виды деятельности; формирование системы ценностей и норм профессиональной музыкально-педагогической деятельности; расширение и обогащение кругозора будущих педагогов-музыкантов; развитие опыта восприятия и оценки информации, ее интерпретации; формирование образа жизни будущих педагогов-музыкантов, прочно сопряженного с традициями музыкально-педагогического сообщества. Образовательная среда выступает, по сути, моделью будущих социальных и профессиональных отношений, задавая студенту образец, нормативное представление о содержании, характере, способах социального и профессионального взаимодействия, некий «профессиональный стандарт» поведения, который может быть перенесен в его собственную профессиональную деятельность. Пребывание студента в образовательной среде обеспечивает естественное освоение ее ценностей и нормативов, их интериоризацию будущим специалистом.

Обеспечение вариативности деятельности предоставляет студентам возможность выбора деятельности в соответствии с интересами, потребностями, личностно ориентированную направленность, где знания, умения и практические навыки становятся средством развития личности будущего специалиста, его субъектной позиции. Образовательная среда предоставляет будущим педагогам-музыкантам различные варианты ситуаций в рамках учебной и внеучебной деятельности (решение ситуативных задач, проблемные дискуссии, работа над проектами, участие в деловых играх, проведение творческих мероприятий и пр.), тем самым задавая направление для развития личности студента. Возможность проявить себя в этих ситуациях дает будущим педагогам-музыкантам их совместная деятельность с другими субъектами образовательной среды. Субъекты образовательной среды (педагоги по специальности, кураторы студенческих групп, преподаватели и сотрудники, участвующие в образовательном процессе и жизнедеятельности вуза, члены профессионально-педагогических организаций, творческих союзов, с которыми сотрудничает вуз), выполняя функции, ориентированные на взаимодействие будущих педагогов-музыкантов с другими субъектами образовательной и социокультурной деятельности, оказывают влияние на формирование информационной культуры будущих специалистов. Причем ценностные ориентации и нормы поведения педагогов и сотрудников вуза, сотрудников профессионально-педагогических организаций-партнеров являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов образовательной среды вуза. Студенты, являясь полноправными субъектами своего развития, вместе с тем - объекты воздействия этих культивируемых в коллективе ценностных отношений и норм поведения. А через обеспечение доступа студентов к объективной и всесторонней информации о содержании и специфике их будущей профессиональной деятельности происходит обогащение социального и профессионального опыта будущих педагогов-музыкантов. В качестве форм организации выступают учебные занятия, педагогическая и исполнительская практики, студенческое научно-творческое общество, студенческое самоуправление, клубы по интересам, музей вуза, культурно-досуговая работа, а в качестве методов - беседы, дискуссии, конференции,

решение ситуативных задач, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, метод проектов, обучение в сотрудничестве и пр. Учебная и внеучебная деятельность будущих педагогов-музыкантов осуществляется не без участия материально-технической базы вуза и информационного окружения студентов (в отношении которого можно утверждать, что это самая насыщенная часть средового влияния).

Таким образом, образовательная среда вуза, оказывая влияние на формирование информационной культуры будущих педагогов-музыкантов, проявляется в следующих факторах:

• социальных, к которым относятся ценностные ориентации и нормы поведения педагогов и сотрудников вуза, сотрудников профессионально-педагогических организаций-партнеров;

• организационно-технологических, к которым относятся:

- работа фонотеки;

- работа библиотеки;

- работа лаборатории компьютерной обработки звука;

- преподавание спецкурсов - курсов информатики и музыкальной информатики, содержащихся в учебных планах согласно ФГОС, но адаптированных для будущих педагогов-музыкантов;

- работа студенческих научных кружков и студенческого научного общества;

- работа кабинета-музея;

- проектная деятельность;

- музыкально-педагогическая и социокультурная деятельность коллектива студенческой группы;

- музыкально-педагогическая деятельность студентов;

- профессиональная деятельность преподавателей с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе музыкальных;

- деятельность кураторов студенческих групп;

• факторах пространственно-предметной организации среды, к которым относятся:

- источники информации: сайт вуза искусств и культуры, предназначенные для музыкантов профессиональные электронные базы данных, электронные библиотечные каталоги, музыкально-педагогические цифровые образовательные ресурсы и пр.;

- музыкальные информационно-коммуникационные технологии;

- технические средства, позволяющие использовать современные информационные технологии, телекоммуникации (в фонотеке, библиотеке, компьютерном классе, лаборатории компьютерной обработки звука, пресс-центре, учебных аудиториях и пр.);

- элементы дизайна помещений вуза искусств и культуры и организаций-партнеров: информационные стенды различного содержания, рекламные объекты и пр.

Результаты теоретического исследования стали основой для разработки и реализации программы опытно-экспериментальной работы, ориентированной на формирование информационной культуры будущих педагогов-музыкантов в образовательной среде вуза. Разработанная нами теоретическая модель процесса формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза позволила оптимизировать влияния образовательной среды, сосредоточив их на базовых, системообразующих компонентах информационной культуры студентов. Концентрация усилий субъектов образовательной среды на когнитивно-операциональном, мотивационно-ценностном и деятельностном

компонентах информационной культуры будущих педагогов-музыкантов, естественно, задала и основные направления проведенной нами опытно-экспериментальной работы.

Под информационной культурой будущего педагога-музыканта мы понимаем профессионально-личностное качество специалиста, включающее в себя систему ценностей, совокупность знаний, умений, практических навыков, позволяющих ориентироваться в пространстве музыкально-педагогической информации и деятельности, направленных на решение музыкально-педагогических задач и совершенствование профессиональной деятельности с помощью как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий. Поэтому были определены следующие доминанты в содержании процесса формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта:

- в когнитивно-операциональной сфере: формирование знаний об информационной среде, обеспечивающей музыкально-педагогическую деятельность, компьютерной грамотности; формирование умений формулировать потребность в информации, осуществлять поиск необходимой информации, обрабатывать информацию, анализировать и интерпретировать ее, передавать информацию;

- в мотивационно-ценностной сфере: формирование мотивов учебной деятельности, направленной на получение знаний, умений, практических навыков, необходимых в музыкально-педагогической деятельности; развитие ценностного отношение к объектам и явлениям информационной среды, позволяющим ориентироваться в пространстве музыкально-педагогической деятельности;

- в деятельностной сфере: активная информационная деятельность; критическая оценка информации; использование информации в различных сферах профессионально-педагогической и социокультурной деятельности.

Эти доминанты практически реализовывались через конкретные направления деятельности образовательного учреждения.

Первое направление - развитие когнитивно-операциональной сферы (через информационное насыщение образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий).

Второе направление - развитие мотивационно-ценностной сферы (обогащение социального и профессионального опыта будущих педагогов-музыкантов через обеспечение доступа студентов к объективной и всесторонней информации о содержании и специфике их будущей профессиональной деятельности).

Третье направление - развитие деятельностной сферы (через обеспечение вариативности деятельности студентов по отбору профессионально значимой информации для применения различных способов удовлетворения их информационных потребностей).

Эмпирические и статистические материалы результатов исследования указывают на то, что не только уменьшилось количество студентов с низким уровнем, но и увеличилось количество студентов с высоким уровнем сформированности информационной культуры. Возникает закономерный вопрос: зависят ли эти изменения от позиции субъектов образовательной среды вуза? Эффективность влияний каждого из субъектов была определена статистически: разность идеального и реального влияния дало значение действительной эффективности. В беседах студенты также указывают на повышение собственного уровня информационной культуры (по своей оценке), отмечая при этом в различных сочетаниях влияние вышеуказанных факторов. Таким образом, реализация программы опытно-экспериментальной работы подтвердила влияние факторов образовательной среды вуза на формирование информационной культуры будущих педагогов-музыкантов и позволила выявить педагогические условия эффективности исследуемого процесса, среди которых социально-педагогические,

организационно-педагогические и психолого-педагогические условия.

Задачи модернизации образования, подготовки нового поколения профессионалов, способных в условиях усиления противоречий в духовной жизни общества, стремления народов сохранить свою культурную самобытность в контексте глобализации современного мира, требуют активизации влияний всех факторов, способных влиять на молодежь, ее внутренний мир, ее понимание ответственности не только за свое собственное будущее, но и за страну, в которой юным гражданам России предстоит жить и творить.

Библиографический список

Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен. Волгоград, 2006. 237 с.

Беляев Г.Ю. Формирование термина образовательная среда в психолого-педагогической литературе конца XX-начала XXI века (образовательная среда как предмет профессиональной деятельности педагога-воспитателя) [Электронный ресурс]. URL: http://dzd.rksmb.org/science/bel06.htm (дата обращения: 12.08.2017)

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И. Е. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2012а. №2 (22). С. 19-34.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в философско-педагогической концепции Е.П. Белозерцева // Психолого-педагогический поиск. 2015. №1 (33). С. 110-133.

Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования. СПб., 1996. 380 с.

Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. -2013. №1 (25). С. 26-39.

Репринцев А. В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета. 2011. №4. С. 131-137.

Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 33. №7 (256). С. 142-149.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.