Научная статья на тему 'В поисках системы профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства: от теории к практике'

В поисках системы профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / PROFESSIONAL UPBRINGING / TEACHER OF ART / FACULTY OF ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бредихин Анатолий Петрович

В статье представлен авторский анализ практики профессионального воспитания студентов художественно-графических факультетов вузов Центральной России, проблемы и опыт выстраивания воспитательных систем в обеспечении целенаправленного развития профессионально-личностных качеств будущих педагогов-художников. Автор размышляет о проблемах и условиях формирования широкого комплекса личностных качеств и свойств, которыми должен обладать будущий педагог и художник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бредихин Анатолий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors analysis of practice of professional upbringing of students of fine arts faculties of institutions of higher education of Central Russia, problems and experience of alignment of upbringing systems in providing purposeful development of professional personal qualities in future pedagogue-painters. The author reflects on problems and conditions of formation of wide complex of qualities and features of character that should present pedagogue and painter.

Текст научной работы на тему «В поисках системы профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства: от теории к практике»

тельной работы, воспитательной системы, воспитательного пространства, традициями и нормами организации и лексического оформления воспитательной деятельности в вузе.

Библиографический список

1. Баранов А.Е. Общеупотребительная лексика воспитания: к постановке проблемы исследования // Воспитание в контексте междисциплинарного подхода: материалы Вторых пед. чтений, посв. творч. насл. Л.И. Новиковой, г. Владимир, 12-16 окг. 2009 г.; под ред. А.В. Гаврилина, Н.Л. Селивановой. - Владимир; М.: Изд-ль И. Шалыгина, 2009. - С. 209-212.

2. Баранова Н.А. Воспитательная деятельность педагога высшей школы в контексте психологопедагогических исследований: Монография. -Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2009. - 124 с.

3. ВоропаевМ.В. Отечественное воспитание: симулякры и смерть реальности // Методология воспитания в контексте современного гуманитарного знания: тезисы выступлений участников

Летней научной школы [препринт]. - Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 2007. - С. 19-23.

4. Воспитание в системе высшего профессионального образования: современные концепции и подходы / Авт.-сост. А.Е. Баранов, Н.А. Баранова. - Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2009. - 114 с.

5. Каткий философский словарь / Под ред.

А.П. Алексеева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. - 496 с.

6. Кичева И.В. Развитие терминологии теории воспитания во взаимодействии с лексикой других наук // Педагогика. - 2003. - .№9. - С. 24-32.

7. Луков Вал.А., Луков Вл.А. Парадигмы воспитания и теория тезаурусов // Тезаурусный анализ мировой культуры: сб. науч. трудов. Вып. 9 / Под ред. Вл.А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гума-нит. ун-та, 2007. - С. 3-26.

8. Селиванова Н.Л. Воспитание: тенденции развития теории // Вопросы воспитания. - 2009. -№1. - С. 33-39.

9. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 576 с.

УДК 372.8

Бредихин Анатолий Петрович

Курский государственный университет brean-1@mail.ru

В ПОИСКАХ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: ОТ ТЕОРИИ - К ПРАКТИКЕ

В статье представлен авторский анализ практики профессионального воспитания студентов художественно-графических факультетов вузов Центральной России, проблемы и опыт выстраивания воспитательных систем в обеспечении целенаправленного развития профессионально-личностных качеств будущих педаго-гов-художников. Автор размышляет о проблемах и условиях формирования широкого комплекса личностных качеств и свойств, которыми должен обладать будущий педагог и художник.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, учитель изобразительного искусства, художественнографический факультет.

Анализируя современные тенденции в профессиональном воспитании буду. щих учителей изобразительного искусства, нельзя не учитывать те реалии и явления, которые характеризуют эволюцию духовной культуры студенческой молодежи, особенности развития современного высшего художественнопедагогического образования. С этих позиций особый интерес вызывает стремление коллективов ряда вузов и факультетов выстроить сбалансированную систему воспитательной работы, ориентированную на интенсивное духовное раз-

витие студентов, приобщение их к ценностям и традициям художественной культуры России, ее отдельных регионов.

В частности, в этом плане интересен опыт художественно-графического факультета Орловского государственного университета, ориентирующего свою работу на приобщение будущих учителей изобразительного искусства к художественному наследию края, народному художественному творчеству, вовлекающего студентов в пропаганду традиционных художественных промыслов. С этой целью студенты факультета регулярно уча-

ствуют в поездках по музеям и усадьбам орловщины, знакомятся с биографиями видных земляков - писателей, художников, композиторов; активно вовлекаются в работу со школьниками, пропаганду художественного наследия своей малой родины. Вся эта работа осуществляется через институт кураторов, с опорой на самостоятельность и инициативу самих студентов, органы студенческого самоуправления. На факультете реализуется программа воспитательных акций и дел, ориентированная на развитие самостоятельности, субъектности, социальной активности студентов, вовлечение их в широкую общественно-полезную и профессионально-педагогическую деятельность.

Студенты регулярно выезжают в детские дома, школы-интернаты города и области, проводят встречи с педагогами-практиками, осуществляют шефскую помощь, организуют работу педагогических отрядов, проводят праздники для детей, выставки и конкурсы детских рисунков. Главный итог такой работы преподаватели факультета видят в налаживании межвозрастного взаимодействия между студентами, педагогами-практи-ками и детьми, освоение будущими учителями традиций педагогического сообщества, опыта приобщения школьной молодежи к изобразительному искусству, к культурному наследию Орловской области.

Интересны попытки выстроить систему профессионального воспитания студентов в художественно-педагогическом колледже Воронежского государственного педагогического университета (руководитель колледжа - профессор Э.В. Па-ничева). Такую работу колледж разворачивает в нескольких направлениях: освоение студентами ценностей народного декоративно-прикладного искусства; включение будущих учителей в деятельность педагогических отрядов; активизация жизнедеятельности коллективов студенческих групп; налаживание межвозрастного взаимодействия студентов и преподавателей, включение студентов в жизнь художественно-педагогического сообщества города и области; включение студентов в социально-творческую деятельность, эстетизацию среды города, сохранение памятников культуры региона и др. Особое внимание руководителей колледжа обращено к работе кураторов студенческих групп, обеспечение преемственности, систематичности, последовательности в их работе, обоснованное выдвижение це-

лей воспитательной деятельности со студентами, объективность в оценке результативности осуществляемой воспитательной работы в колледже. С этой целью в колледже регулярно проводятся диагностические срезы, призванные выявить не только реальный уровень профессиональной воспитанности студентов, но и привлекательность предлагаемых видов деятельности, эффективность созданных условий для личностного и профессионального роста будущих педагогов-художников.

Особый интерес представляет программа научно-методического семинара кураторов, которым руководит доц. А.В. Калинин. В рамках семинара происходит регулярный обмен опытом воспитательной работы кураторов, анализ состояния воспитательной работы и уровня воспитанности студентов, эффективности влияния отдельных субъектов воспитательного пространства колледжа на профессионально-личностное становление будущих педагогов-художников. К участию в семинарах привлекаются опытные практики, талантливые художники, деятели культуры и искусства. Семинар кураторов стал важным фактором совершенствования воспитательной работы в колледже, обеспечения эффективности ее влияний на социальное и профессиональнопедагогическое развитие будущих учителей изобразительного искусства.

Интересен и перспективен опыт художественно-графического факультета Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Этот опыт связан с моделированием среды факультета, превращением ее в действенный фактор профессионально-личностного развития будущих педагогов-художников. С этой целью на факультете организуются постоянные выставки творческих работ студентов и преподавателей факультета; проводятся регулярные встречи с деятелями культуры и искусства; студенты вовлечены в деятельность творческих объединений; предметом особой заботы студентов и преподавателей являются традиции, нормы взаимоотношений в художественно-педагогической среде; в зоне пристального внимания преподавателей и администрации вуза находятся вопросы формирования и сплочения коллективов студенческих групп, их участия в работе по сохранению памятников истории и культуры Костромской области, освоению народных художественных промыслов. Заслуживает положительной оценки попытка выстроить систему ключевых дел на факультете,

задав тем самым логику развития воспитательной системы, упорядоченность жизнедеятельности всего коллектива факультета.

Факультет твердо следует достижению главной цели - «воспитанию человека гуманиста-творца с развитой индивидуальностью, способного сохранить и пополнить достижения отечественной культуры и искусства, готового к творческому труду в любой сфере деятельности, в новых социокультурных условиях» [8]. Одной из приоритетных задач художественно-графического факультета является стремление коллектива студентов и преподавателей стать своего рода очагом культуры для всего региона, центром пропаганды современных подходов и технологий художественно-педагогического образования молодежи. С первых дней обучения на факультете ребята погружаются в увлекательный круговорот студенческой жизни: сборы первокурсников, общеуниверситетский конкурс «Метро», фестиваль творчества «Студенческая весна», подготовка различных факультетских и университетских мероприятий - это лишь малая часть того, что содержательно наполняет жизнь студента художественнографического факультета КГУ.

Уникальным центром организации разнообразной воспитательной работы со студентами является художественно-графический факультет Ростовского государственного педагогического университета. Особенностью его жизнедеятельности является включенность в жизнедеятельность поликультурного региона, в котором проживают представители многих национальностей, этнических групп, культур. Тем не менее, поли-культурная среда факультета ориентирована не столько на фиксацию различий в культурах отдельных этнических групп, сколько на выявление общечеловеческого в национальных культурах, поиск сходства, а не различий. Этой цели подчинены совместные творческие проекты преподавателей и студентов, способы освоения ценностей и традиций художественно-педагогического сообщества, механизмы погружения в культуру донского казачества, особенности образа жизни и быта жителей северокавказского региона, его историю и традиции. В этой работе вполне успешно зарекомендовали себя совместные экспедиции преподавателей и студентов художественно-графического факультета, походы и экскурсии, участие в реставрационных работах, возрождении культовых сооружений, дворянских усадеб

и историко-культурных заповедников. По итогам таких акций традиционно проводятся совместные выставки, презентации, фотоотчеты, выпуск газет, проведение конференций и диспутов.

Особый интерес вызывает знакомство с опытом профессионального воспитания студентов на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета. На факультете сложилась вполне целостная, оригинальная и отлаженная система воспитательной работы, в рамках которой существует институт кураторов, действующие органы студенческого самоуправления, система традиционных дел и акций факультета, формы сотрудничества с учреждениями культуры и образования столицы, сотрудничества с деятелями искусства, науки, налаживания интенсивного взаимодействия между студентами и преподавателями факультета. Особая роль в формировании идеологии профессионального воспитания будущих педагогов-ху-дожников принадлежит декану факультета профессору Е.В. Шорохову и профессору В.К. Ле-бедко и др. Основной идеей воспитательной работы со студентами руководители факультета считают формирование духовной культуры будущих педагогов, развитие их гражданского самосознания, обогащение опыта социокультурной и профессиональной деятельности, культивирование навыков организации здорового образа жизни. Реализация заявленной цели осуществляется через традиционные дела факультета и содержательную, насыщенную жизнедеятельность коллективов студенческих групп. Факультет планомерно расширяет связи и сотрудничество со школами, в том числе с углубленным изучением изобразительного искусства, совершенствует профессионально-педагогическую и специальную подготовку студентов, в том числе активизирует выставочную деятельность студентов и преподавателей на факультете и за его пределами [9].

В течение полувековой истории факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена сложились и успешно реализуются богатые и разнообразные традиции воспитательной работы со студентами, эффективно работает институт кураторов, оформилась и оказывает заметное влияние на будущих педагогов-художников предметно-эстетическая среда факультета. Важно, что студенты очень органично ощущают свою связь с культурой Санкт-Петербурга, с первых дней учебы на факультете активно включа-

ются в работу по освоению памятников культуры и искусства Петербурга, оказываются вовлечены в деятельность творческих и педагогических студенческих отрядов. Инициаторами такого активного включения молодежи в художественную и педагогическую жизнь вуза выступают сами студенты, органы студенческого самоуправления, лидеры молодежных творческих объединений и коллективов. Среда вуза и факультета в РГПУ не гасит студенческих инициатив, не предполагает политической цензуры, не устраивает селекции молодежных студенческих движений на «нужные» и «ненужные». Преподаватели и студенты живут единой жизнью профессиональнопедагогического сообщества, дружной семьей единомышленников, в которой царит партнерство, сотрудничество, высокая интеллигентность [10].

Вступление России в единое европейское образовательное пространство и связанное с этим реформирование высшего педагогического образования требует корректировки фундаментальных принципов организации образовательного процесса в вузе. Как показывает анализ складывающегося сегодня в вузах опыта организации воспитательной работы, основные векторы профессионального воспитания будущих педагогов-художников обращены к трем важнейшим аспектам в формировании личности студента - когнитивному, эмоциональному, деятельно-практическому. Отсюда рождаются и формулируемые в практике целевые ориентиры профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства.

Целевые установки процесса профессионального воспитания и система ценностей будущего педагога во многом определяются спецификой образовательного процесса художественно-графического факультета и теми проблемами, которые приходится решать вузовским преподавателям, в организации воспитательной работы со студентами. Анализ реалий современной университетской педагогической действительности и опыта организации воспитательной работы с будущими педагогами-художниками в вузах страны (МПГУ, РГПУ, Воронежский, Костромской, Курский, Липецкий, Орловский, Ростовский государственные университеты) позволил выявить ряд противоречий в состоянии этой работы.

Разрешение существующих противоречий связано с преодолением целого ряда негативных тенденций, выявленных нами в ходе анализа

современной практики профессионального воспитания будущих педагогов-художников. Среди таких тенденций можно назвать тенденцию социального отчуждения, индивидуализации человеческого бытия (О.В. Долженко, С.Г Кара-Мурза, В.А. Разумный, В.М. Розин, Э. Тоффлер и др.); тенденцию «варваризации» культуры (А.С. Ахи-езер, В.С. Библер, М.С. Каган, Х. Ортега-и-Гассет, А.С. Панарин); тенденцию доминирования репродуктивных видов деятельности над творческими (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко, А.В. Калинин, В.М. Соколинский, Н.К. Шабанов и др.); тенденцию сокращения коллективных форм организации социально значимой и досуговой деятельности студентов (М.А. Ларина,

A.Г. Пашков, А.В. Репринцев, С.М. Салов,

B.А. Сластенин, Н.Н. Сучкина); тенденция «омас-совления» воспитательного процесса в вузе, камуфлирования множеством массовых «воспитательных» акций и дел стагнации первичных коллективов, опасного снижения качества воспитанности студентов (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, В.А. Сластенин,

C.М. Салов); тенденция поляризации социальных и профессиональных позиций студентов, выражающих различное (порой диаметрально противоположное!) отношение к перспективам профессиональной самореализации будущих педагогов-художников в системе образования (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко, А.Г. Пашков,

А.В. Репринцев, В.М. Розин, С.М. Салов) и др. Ориентация на преодоление этих тенденций, их минимизацию может и должна составлять важный аспект деятельности воспитательной системы факультета, социального и профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства.

Озабоченность и тревогу педагогов-практи-ков вызывают тенденция доминирования личностного над общественным, индивидуализации человеческого бытия, локализации эстетических интересов молодежи, примитивизации нравственных оценок явлений и процессов окружающей действительности, сокращение интенсивности и содержания межвозрастного взаимодействия в художественно-педагогической среде, обеднение творческого репертуара, выхолащивание тематики и содержания межличностного общения в студенческой среде все это неизбежно приводит к искажению представлений о высокой Миссии учителя в обществе, о его месте и роли

в обеспечении социального прогресса, ретрансляции ценностей и нормативов культуры, приобщении вступающих в жизнь поколений молодежи к достижениям национальной культуры. Этому способствуют и такие тенденции, как снижение уровня эмоциональной отзывчивости студентов, опыта рефлексии своей профессиональной деятельности, уровня сформированности эмпа-тических способностей, нравственно-эстетического отношения к действительности. Эти явления объективно снижают мотивацию к учебе и интерес будущих педагогов к предстоящей профессиональной деятельности. Особое беспокойство вызывает и то, что в среде будущих художников и педагогов происходит заметное снижение потребности в устойчивых контактах с учреждениями культуры и искусства, существенно падает интерес к творческой деятельности, освоению художественных навыков, стремление к самореализации в художественной и педагогической сфере.

Как отмечают исследователи, тенденция сциентистской ориентации всей системы образования неизбежно ведет к воспроизводству репродуктивного типа сознания человека, минимизирующего субъектность личности, предлагая ему лишь освоение жестко регламентированных социальных и профессиональных функций. Высшее образование в этом случае остается традиционной сферой воспроизводства кадров, отраслью общественного производства «человеческих ресурсов» [13, с. 3]. Не менее опасна тенденция утверждения технократического подхода к человеку в практике высшего профессионально-педагогического образования, ибо будущий учитель имеет дело с особым «предметом» профессиональной деятельности - ребенком, человеком, что предполагает обретение им в условиях вуза опыта эффективного, гуманного взаимодействия с коллегами, преподавателями, работниками творческого «цеха», деятелями культуры и искусства.

Анализ опыта профессионального воспитания студентов ряда художественно-графических факультетов (МПГУ, РГПУ, Воронежского, Костромского, Курского, Липецкого, Орловского, Ростовского государственных университетов) показывает, что одной из наиболее эффективных форм такой работы является совместная творческая и выставочная деятельность студентов и преподавателей, в процессе которой устанавливаются тесные отношения сотрудничества, со-творчества, взаимопонимания. Такое продуктивное взаимо-

действие преподавателей специальных кафедр, кураторов групп и студентов, начинаясь от творческого замысла и доходя до практического воплощения в продуктах совместного творчества, перерастает, как правило, в партнерство, приобретает характер творческой кооперации, когда студент и преподаватель начинают понимать друг друга с полуслова, когда совместная художественно-педагогическая деятельность становится предпосылкой их взаимного сближения, духовного и профессионального единения. Дистанция преподаватель-студент сокращается настолько, что эти отношения становятся похожими на отношения коллег.

Как показывает анализ опыта профессионального воспитания студентов художественно-графических факультетов, ориентация будущих педа-гогов-художников на личностное и профессионально-педагогическое творчество, развитие в них культуры самопознания, саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования является одним из основных условий успешности процесса профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, расширения диапазона его возможностей и социально-творческих проявлений.

Библиографический список

1. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. - СПб., 1996.

2. Концепция художественного образования в Российской Федерации. - М., 2001.

3. Коротких М.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса (на материале сельской школы): Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006. - 234 с.

4. Махрова Э.В. Художественное образование в педагогическом вузе на современном этапе // Проектирование профессиональной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования. -Воронеж, 2004. - С. 5-19.

5. Моделирование воспитательных систем: теория - практике / Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - 144 с.

6. Степанов Е.Н. Воспитательная система класса. - Псков, 1998. - 97 с.

7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! : Теория и практика школьных воспитатель-

ных систем / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. -М.: Пед. об-во России, 2000. - 256 с.

8. Официальный сайт Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -http://www.ksu.edu.ru

9. Официальный сайт Московского государственного педагогического университета. - http:// www.mpgu.ru/18.shtml

10. Официальный сайт РГПУ им. А.И. Герцена. - http://www.herzen.spb.ru/main/structure/ fukultets/arts/

11. Пашков А.Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления / Под ред.

A.В. Репринцева. - Курск: Изд-во КГУ, 2002 -

С. 41-55.

12. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - С. 79-118.

13. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. — Курск, 2001. - 503 с.

14. Шалимов В.А. Педагогическое творчество - важнейшее условие коренного преобразования профессиональной подготовки будущего учителя // Художественно-эстетическая подготовка будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования / Отв. ред.

B.А. Сластенин. - Липецк, 2004. - С. 19-28.

УДК 372.8

Ерёмин Павел Алексеевич

Курский институт социального образования (филиал РГСУ)

arkadich 82@mail. т

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ

В статье автор предлагает обоснование специфики, содержания, методик и условий профессионального воспитания педагога-музыканта в воспитательной системе колледжа. Акцентируя внимание на необходимости расширения кругозора будущих педагогов-музыкантов, вовлечении их в широкую социально значимую деятельность, автор подчеркивает роль различных факторов в обретении студентами необходимых профессионально-личностных качеств.

Ключевые слова: воспитательная система, профессиональное воспитание, учитель музыки.

Социально-экономические преобразования, появление новых ценностей, понимание значимости образования актуализировали потребность в подготовке педагога нового типа, готового к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и мышлении, испытывающего потребность в постоянном творческом развитии и самореализации. Анализ ведущих положений государственного образовательного стандарта профессионального образования, современных концепций музыкально-педагогического образования и новых программ музыкального образования в школе позволяют заключить, что основой уроков музыки является ее деятельно-творческое освоение (М.С. Красильникова, Л.Л. Куприянова, Н.А. Терентьева и др.). В эпицентре музыкально-педагогической действительности, помимо педагога и музыки, как вида искусства, находится личность ребенка и его ориентация на эмоционально-про-

чувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности (Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкин-ский, Д.Б. Кабалевский и др.). В достижении этой цели учитель-музыкант призван импровизировать, выступать, раскрывать свой потенциал в -живом творчестве и взаимодействии с учащимися. Внеклассная деятельность в школе также стимулирует современного педагога в нахождении креативных средств и способов музыкально-эстетического развития воспитанников (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Т. А. Затямина, И.А. Знаменская и др.). Одним из путей воспитания творческой личности будущего учителя музыки и раскрытия его потенциала есть путь профессионального воспитания, личностного духовно-нравственного роста студента, его готовности к творческой самореализации. Через участие в творчески-со-зидательной деятельности «взращивается»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.