- следует ли сохранять и реформировать педагогическое образование или «прекратить» его как явление неэффективное и «убыточное»?
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М., 2002.
2. Ильин И.А. Путь к очевидности. Т. 2. - М., 1993.
3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М., 1953.
4. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собрание сочинений: В 11 т. Т. 2. -М., 1948.
5. Ушинский К.Д. Педагогические приложения к специально-психологической части // Собрание сочинений: В 11 т. Т. 10. - М., 1950.
6. ЮнгК.Г. Аналитическая психология. - М., 2001.
УДК 372.8
Бредихин Анатолий Петрович
кандидат педагогических наук, доцент Курский государственный университет [email protected]
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В статье рассмотрена специфика профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства. Приводятся и обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы художественнографического факультета Курского государственного университета.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, воспитательная система, учитель изобразительного искусства.
Значительные изменения общественной и культурной жизни страны актуализируют необходимость модернизации и всей системы профессионального образования, повышения его качества. Образование сегодня уже нельзя свести только к формальному получению знаний - это еще и мощное, многофакторное профессионально-личностное развитие будущего специалиста, обеспечение условий для максимально полной реализации им всего комплекса функций зрелого человека - гражданских, профессиональных, социально-трудовых. По этой причине профессиональная подготовка педагога - человека, который творит будущее, не может базироваться только на получении знаний; нельзя определять учителя только как обезличенного ретранслятора научно-практического опыта предшествующих поколений, - он еще и мощный фактор социокультурного становления молодежи, помогающий подрастающему поколению осмыслить научный и духовный опыт, накопленный человечеством. Сегодня назрела объективная необходимость в профессиональном воспитании духовно богатой личности учителя, соответствующей высоким требованиям изменяющегося российского общества.
Процесс профессионального воспитания будущего педагога предстает как восхождение личности студента к социальному и профессиональному эталону - идеалу, как освоение высоких стандартов подлинной интеллигентности, как обретение социальной и профессиональной позиции в строительстве отношений с окружающими людьми, устойчивого отношения к своей социальной и профессиональной Миссии в обществе. Особое значение имеет профессиональное воспитание будущего педагога-художника ориентирующего детей на осмысление духовных исканий мыслителей предшествующих эпох, постижение воспитанниками с помощью изобразительного искусства важнейших экзистенциальных ценностей и норм человеческого бытия. Такая планка в профессиональной деятельности художни-ка-педагога требует высокой степени его собственной воспитанности, готовности к изложению своего собственного взгляда, своей собственной точки зрения на «вечные» вопросы о смысле жизни, о предназначении человека, о принципах строительства отношений человека с окружающим миром. Следовательно, такой учитель должен быть прежде воспитан сам, должен сам освоить широкий пласт ценностей и норма-
тивов культуры, продуктивных способов их презентации и ретрансляции детям. Здесь вполне уместен вопрос великого Руссо: как может воспитывать других тот, кто не был хорошо воспитан сам? Таким образом, профессиональное воспитание художника и педагога - процесс обретения им широкой палитры духовных ценностей, выстраивания системы отношений с окружающей социальной и профессиональной средой, выработки особой стилистики отношений к миру, выражающей специфически учительское, небезразличное, неравнодушное отношение к судьбам детей, к их будущему, к их внутреннему душевно-духовному строю, способам реализации собственного природного потенциала.
Эффективность профессионального воспитания будущего педагога в вузе зависит от множества факторов, определяющих конечный результат образовательного процесса - профессиональную воспитанность будущего учителя изобразительного искусства. Особую роль в этом процессе играет воспитательная система факультета, обеспечивающая комплекс социализирующих, воспитательных влияний на личность студента, позволяющая максимально приблизить задачи профессионального воспитания будущего учителя к специфике осваиваемой им специальности. Моделирование и обеспечение влияний воспитательной системы факультета на личность студента требует максимального учета всей совокупности факторов, реализующих воспитательные функции такой системы, налаживания их четкого и гармоничного взаимодействия, учета эффективности влияния каждого из них.
В профессиональном воспитании будущих педагогов отчетливо просматривается инвариантная и вариативная составляющие. Инвариантная составляющая включает в себя то общее, что свойственно всем педагогам, вне зависимости от специфики их предметной подготовки. Вариативная составляющая предполагает учет такой специфики, проявляясь в специфичности реализуемого содержания и основных направлениях деятельности воспитательной системы факультета, особенностях культивируемых видов и форм работы со студентами, способах и условиях их включения в социально и профессионально ориентированные виды деятельности. Реализовать такую специфику возможно только на уровне воспитательной системы конкретного факультета, объединяющего в себе студентов и препода-
вателей, ориентированных на реальную предметную область педагогической деятельности, что позволяет максимально учесть это в процессе реализации содержания, форм и методов воспитания будущих педагогов, через моделирование условий и способов организации их взаимодействия в рамках системы, понимание результатов их профессионально-личностного развития, обеспечение эффективного управления жизнедеятельностью такой воспитательной системы.
В чем же состоит специфика профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства? Это своеобразие связано со спецификой предмета профессиональной деятельности будущего учителя изобразительного искусства, - таким предметом является не просто ребенок, не просто некоторый уровень его личностного развития, знания об искусстве, владение прикладными умениями и навыками в этой сфере, но - самое важное! - отношение ребенка к миру, к окружающей действительности, его способность и готовность целенаправленно ее (действительность) преобразовывать и созидать. Конечно, чтобы сформировать такого воспитанника, педагог должен сам обладать достаточным потенциалом, устойчивым нравственно-эстетическим отношением к миру, должен сам быть носителем высоких духовных и нравственно-эстетических ценностей. Следовательно, чтобы соответствовать столь высоким требованиям, будущий учитель изобразительного искусства должен быть сам хорошо воспитан, являть пример подлинной нравственности, духовности, социально ориентированной активности, готовности и способности к творческой созидательной деятельности. В основе профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства лежит нравственно-эстетическое отношение к окружающей действительности, к реалиям его повседневного социального и профессионального бытия. Такое отношение выражает меру духовного богатства будущего специалиста, его установку на созидание красоты и добра, на принесение социальной пользы, отражает его способность тонко чувствовать и понимать мир, преобразовывать его «по законам красоты».
Мы рассматриваем профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства как многомерное и многоплановое явление, включающее формирование духовности, т.е. активного стремления будущего педагога к Кра-
соте, Добру, Истине, целостному осмыслению мира, приобщенности его к мировым и национальным культурным ценностям; как процесс обретения им профессионального художественного и педагогического мастерства - глубоких профессиональных знаний, умений, вкуса, сформированной педагогической культуры, потребности в самосовершенствовании. Специфика профессионального воспитания будущего учителя изоискусства связана с задачами преодоления локальности, односторонности в личностном развитии студента, стремлением расширить его общекультурный и профессиональный кругозор, выйти за рамки собственно «художнической» специализации, обеспечить более широкую социокультурную социализацию личности студента, включить его в процесс освоения и преобразования окружающей среды, ее эстетизации, обеспечить условия для обогащения вкуса, потребностей и интересов будущего педагога-ху-дожника, сделать его субъектом собственной жизнедеятельности, своего социального и профессионального развития. Решить такие задачи возможно через организацию жизнедеятельности целостной воспитательной системы факультета, первичных студенческих коллективов; внедрение и закрепление традиций коллектива факультета, освоение традиций и норм художественнопедагогического сообщества, включение студентов в реальную работу с детьми.
Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства - организованное особым образом взаимодействие субъектов воспитательной системы (среда факультета -деканат - кафедры - преподаватели - коллективы курсов и групп - творческие и профессиональные объединения студентов - студент), основанное на профессиональных и культурных ценностях и традициях художественно-педагогического сообщества, обеспечивающих формирование положительного образа профессии и целей профессиональной деятельности будущего педаго-га-художника. Содержание профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства определяется синтезом педагогики и художественных дисциплин, а технологии - профессионально-педагогической направленностью воспитательного процесса, учитывающего особенности специализации и характер будущей профессиональной деятельности педагога-художни-ка. Реализация задач профессионально-личност-
ного развития студента в воспитательной системе художественно-графического факультета осуществляется посредством включения его в разнообразные формы деятельности (аудиторной, внеаудиторной, досуговой) с целью введения его в профессию через развитие общих педагогических и художественно-творческих способностей с включением базовых культурных ценностей; ключевой фигурой в этом процессе является куратор академической студенческой группы.
Становление и развитие воспитательной системы факультета предполагает целенаправленное обеспечение условий для обретения факультетским сообществом подлинной субъектности, «авторства» в выдвижении совместных целей деятельности, их реализации, активном взаимодействии со средой. Именно субъектность коллектива факультета, его способность генерировать социально-значимые цели, обеспечивать включение студентов в общественно-полезную деятельность оказывается важной предпосылкой продуктивного развития воспитательной системы, ее эффективного влияния на личность будущего педагога-художника. При этом воспитательная система факультета - не самоцель, - главное -личность развивающегося человека, включенного в эту систему. А это значит, что управлять надо и процессом взаимодействия системы и личности, процессом их взаимного влияния. Этот «личностный» аспект управления требует поиска путей оптимального включения личности в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе, создания ситуаций, побуждающих каждого (воспитанника и воспитателя) к рефлексии, самопознанию, самореализации (В.А. Караковский).
В опыте работы художественно-графического факультета Курского государственного университета сложилась целостная система профессионального воспитания студентов, позволяющая интенсифицировать процесс освоения будущими педагогами необходимого опыта профессиональной деятельности, подготовить их к реализации ответственной миссии художника и педагога. Одной из важнейших характеристик профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников является их духовный облик, отношение к овладению общекультурными и профессиональными знаниями, расширению кругозора и интересов, участию в общественно-полезной
и профессионально-ориентированной деятельности.
Исследование показывает, что слушание музыки является доминирующим видом досуговой деятельности современного студенчества: большинство из них используют музыкальные программы современных радиостанций в качестве «фона» при подготовке к семинарам и практическим занятиям; музыка сопровождает приготовление пищи, общение с друзьями. Общение с друзьями в структуре бюджета свободного времени студентов за время проведения мониторинга существенно не изменилось. Количество ответов студентов, предпочитающих кино и видео другим видам досуга, от исследования к исследованию росло. Одной из причин такого изменения является организация работы на факультете киноклуба «Синема». Занятия по валеологии также положительно повлияли на студентов, желающих за-ниматьсяразличными видами спорта: плавание, фитнес, бодибилдинг, бег, футбол, хоккей, волейбол и т.д. Чтение и литература в структуре досуга существенно не изменились по своему статусу, но изменились качественно: студенты стали больше уделять внимания серьезной литературе, связанной с историческими и культурными событиями своей страны, своего региона; их стали больше привлекать новинки художественной литературы; существенно больше студенты стали увлекаться поэзией, литературой о жизни выдающихся деятелей науки, искусства, политики, бизнеса.
Как же изменилось распределение бюджета свободного времени студентов в течение всего времени проведения опытно-экспериментальной работы? Число студентов, включившихся в занятия в творческих коллективах, возросло с 22,96% до 38,07%. Увеличилось количество студентов, работающих в педагогических отрядах: с 1,02% до 7,61%. Если до начала систематического мониторинга занятия в отделениях и коллективах ФДПП посещали только 16,33%, то к 2008 г. уже 28,43%. Примечательно, что количество студентов, которым «времени хватает только на учебу», от исследования к исследованию становилось меньше: с 43,88% для первого среза до 2,03% для последнего среза. Такие изменения в бюджете свободного времени студентов являются прямым следствием не только работы ФДПП университета, но и работы преподавателей и кураторов групп. Намерение научить студентов более эффективно использовать свободное время дало
положительные результаты: то, что раньше казалось невозможным из-за загруженности учебным процессом, стало неотъемлемой стороной жизнедеятельности студенческого сообщества.
Показательным с точки зрения анализа эффективности профессионального воспитания будущих педагогов-художников является тематика, обсуждаемая в стихийных студенческих сообществах. Ведь на таких спонтанных встречах, находясь в непринужденной обстановке, не испытывая внешнего избыточного контроля со стороны преподавателей и родителей, студенты могут позволить себе обсуждать темы, которые их действительно более всего интересуют, волнуют, - темы, которыми они хотят поделиться со сверстниками, обсудить с друзьями. К традиционным, наиболее обсуждаемым темам, которые были выявлены нами в первом срезе, прибавились важные для будущей российской интеллигенции темы об историческом прошлом России (количество студентов, часто обсуждающих эту тему, выросло с 6,63% до 13,71%), перспективы развития школы и образования (динамика обсуждений данной темы такова: 13,27% для первого среза, 23,86% -для последнего), экологические проблемы (14,27% последнего среза против 6,63% для первого), проблемы здорового образа жизни (количество студентов, часто обсуждающих эту тему, выросло с 5,10% до 11,68%). Кроме этого, студентов стали больше интересовать новости в жизни учреждений культуры города и области, вопросы смысла жизни и т.д. Это говорит о том, что работа кураторов, руководителей и преподавателей факультета не была напрасной: те виды деятельности, в которые были включены студенты, позволили заметно изменить их внутренний мир, настроить его на возможность созидательной деятельности, на восприятие прекрасного, студенты начали серьезно задумываться над происходящими вокруг них событиями и процессами.
Количество намеревающихся работать в сфере образования после окончания вуза немного увеличилось к последнему исследованию с 13,27% до 20,81%. Процент отрицательных ответов на поставленный вопрос также незначительно уменьшился - с 56,63% до 48,73%, при этом количество не решивших, что делать дальше, осталось приблизительно на одном уровне. Анализ приведенных данных показывает, что разительных результатов добиться здесь не удалось: переломить общую тенденцию, связанную с нежелани-
ем студенческой молодежи работать по специальности, одному вузу оказалось не под силу, -отношение общества к труду учителя, его статусу, степень его престижности в глазах общества по-прежнему остается очень невысоким. И дело здесь не столько в эффективности профессионального воспитания, сколько в политике государства, не предпринимающего сколь-нибудь действенных, ощутимых мер к обеспечению престижности и привлекательности учительского труда в общественном сознании.
Немаловажным результатом применения мониторинга уровня профессиональной воспитанности является динамика успеваемости студентов факультета. Число отличников учебы незначительно возросло, равно как и тех, кто оценивает свою учебу вполне хорошо; но при этом уменьшилось число студентов, обучающихся в университете «без энтузиазма»; количество тех, кто учится удовлетворительно, осталось почти неизменным. Здесь также ощущается влияние общей атмосферы в обществе, отношение к учительскому труду со стороны государства; но в этих цифрах «просматривается» и еще одна тенденция: рост количества «внебюджетников» в вузе стремительно ведет к тому, что их часто безразличное отношение к учебе становится фактором «морального разложения» тех, кто имеет не очень
устойчивые мотивы учебы. Эти студенты часто самым неблагоприятным образом влияют на поведение остальных, деморализуют обстановку, задают негативное отношение к учебе.
Как изменились отношения студентов к преподавателям факультета? Наличие таких изменений есть следствие того, что студенты понимают суть процессов, происходящих с ними, являются их активными участниками, субъектами и т.д. Обратимся к анализу черт преподавателей, которые студенты оценивали в ходе мониторинга. Практически все качества получили дополнительный прирост в положительную сторону. Лидерами среди них стали целеустремленность и способность к волевому напряжению, личная скромность и сдержанность, гуманизм и уважение к личности воспитанника, образцовое служение своей профессии, терпимость к недостаткам других, ярко выраженная гражданская позиция. Примечательно то, что студенты стали более внимательно относиться к своим педагогам: оценка качеств, данная студентами во время последнего исследования, оказалась достаточно высокой и продуманной. В большой степени заслуга в этом самих преподавателей вуза, - они смогли в какой-то степени пересмотреть свои взгляды на студенчество, на его интересы и проблемы. Кроме того, участвуя в таком большом количестве
Таблица1
Какие черты, на ваш взгляд, наиболее характерны для преподавателей нашего университета?
(динамика изменения среднего балла)
2002 2004 2006 2008
Глубокое знание своего предмета 2,08 2,13 2,18 2,23
Методическое мастерство, трудолюбие 1,90 2,02 2,28 2,29
Широкий кругозор, эрудиция 2,00 2,09 2,24 2,39
Высокая общая культура, интеллигентность 1,84 1,94 2,12 2,30
Гуманизм, уважение к личности студента 1,38 1,41 1,77 1,99
Терпимость к недостаткам других людей 1,25 1,45 1,66 1,84
Доброта, душевная мягкость, обаяние 1,39 1,52 1,50 1,55
Принципиальность, твердость, честность 1,56 1,71 1,92 2,05
Образцовое служение свое профессии 1,42 1,68 1,78 2,02
Бескорыстие, щедрость 0,81 0,96 1,02 1,23
Равнодушие, безучастие 0,08 -0,04 -0,12 -0,30
Социальная апатия, инертность -0,36 -0,37 -0,43 -0,54
Закрытость, самоизоляция -0,05 -0,13 -0,60 -0,61
Порядочность, ответственность 1,51 1,67 1,72 1,86
Ярко выраженная гражданская позиция 0,83 0,95 1,18 1,36
Педагогический такт, культура общения 1,34 1,46 1,78 1,82
Личная скромность, сдержанность 0,76 0,94 1,33 1,40
Целеустремленность, способность к волевому напряжению 1,67 1,95 2,21 2,37
Таблица2
Степень удовлетворенности студентов процессом обучения на факультете
2002 2004 2006 2008
Университет дал мне уже очень много для будущей самостоятельной работы 62,24% 66,83% 69,46% 70,05%
Университет мало что добавил к моей профессиональной подготовке 18,37% 16,34% 15,76% 16,24%
Университет не дал мне никакой серьезной про фессионально-педагогической по дготовки 4,08% 4,95% 4,43% 5,08%
Мне кажется, что в университете моя подготовка мало кого волнует 15,31% 11,88% 10,34% 8,63%
интеракций со студентами, преподаватели сами смогли переосмыслить свои профессиональные подходы, приемы работы со студенческим коллективом.
Рассмотрим теперь распределение ответов будущих педагогов на вопрос, связанный с их удовлетворенностью процессом профессионально-педагогической и художественной подготовки в вузе.
Как видно из анализа данных таблицы, оценка университета как источника профессиональных знаний, умений и навыков, возросла от исследования к исследованию (с 62,24% до 70,05%), в то время как мнения о том, что университет не дал мне никакой серьезной профессионально-педагогической подготовки и что подготовка будущих педагогов-художников в вузе мало кого волнует, изменились в меньшую сторону. Наконец, важнейший, интегративный показатель эффективности процесса профессионального воспитания, фиксируемый с помощью мониторинга, - динамика типов профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников.
Внедрение программы мониторинга профессионального воспитания будущих педагогов-ху-дожников позволило зафиксировать заметные перемены в динамике типов профессиональной воспитанности студентов. Проведенные мониторинговые срезы выразительно иллюстрируют заметную динамику в типах профессиональной воспитанности студентов: количество студентов, обнаруживающих профессионально ориентированные типы воспитанности, ощутимо выросло в 2008 г. по сравнению с 2002 г. - с 27,04% до 38,07%. При этом, количество студентов, отнесенных к профессионально неориентированным типам, заметно снизилось - с 41,84% до 29,44%.
Основной идеей профессионального воспитания учителя, формирования его профессионально-педагогической культуры сегодня становится понимание того, что учитель не только субъект культуры, но и ее объект (А.В. Репринцев); он не только воспроизводит, репродуцирует, «опредмечивает» культуру в новых поколениях людей, но и сам является ее «продуктом».
Таблица3
Динамика типов профессиональной воспитанности студентов [9]
Тип 1996 1999 2000 2001 2002 2004 2006 2008
%
Г армонично или оптимально развивающийся тип 7,00 12,00 13,00 16,00 13,78 15,35 17,73 19,80
Западающий или непропорциональный тип 12,00 13,00 14,00 15,00 13,27 14,85 16,75 18,27
Односторонний или неустойчивый тип 17,00 20,00 21,00 22,00 14,80 15,84 16,75 17,26
Посредственный или незавершенный тип 24,00 21,00 19,00 15,00 16,33 15,84 15,27 15,23
Разбалансированный или проблемный тип 8,00 9,00 10,00 11,00 9,18 8,91 7,88 7,11
Дисгармоничный тип 11,00 9,00 9,00 8,00 8,67 7,92 6,40 5,58
Профессионально неориентированный тип 21,00 16,00 14,00 13,00 23,98 21,29 19,21 16,75
В этом смысле, для общества немаловажное значение имеет то, какую культуру несет в себе учитель, ибо от этого зависит, какой будет культура общества в будущем. Таким образом, не только учитель «творит» культуру, но и культура «творит» учителя; учитель таков, какова культура общества; но и, с другой стороны, какова культура, таков и учитель. Учитель осваивает сам, а уже затем передает другим людям опыт взаимодействия с окружающим миром и миром идей; при этом огромное значение для их освоения имеет эмоциональная сторона данного процесса, личное отношение педагога к предмету культурной ретрансляции. Этот процесс всегда окрашен человеческой эмоцией. Эмоция несет информацию о том, как сам педагог воспринимает и оценивает ту или иную культурную ценность, идею, норму; о том, в какой степени она - ценность, идея, норма - стала его внутренним личностным достоянием, каковы критерии оценки им этих культурных объектов, каков его собственный эстетический вкус.
Как подчеркивает А.В. Репринцев, процесс профессиональной подготовки учителя строится ныне преимущественно с акцентом не на чувствах, а на знании; будущего педагога «начиняют» информацией, полагая, что со временем он найдет нужную и верную интонацию в ретрансляции полученных знаний, что он обретет достаточный опыт межличностного взаимодействия, посредством которого сможет оценить эффективность своих образовательных и воспитательных влияний. Так из «ваятеля человеческих душ» педагог превращается в «насос для закачивания в головы воспитанников «чистой» образовательной информации» [4]. При этом воспитателей самих учителей мало беспокоит вопрос о том, в какой степени будущий педагог обладает опытом восприятия и понимания другого человека, в какой мере он обрел опыт «вчувствования» в другого, понимания его душевного состояния. Ну, а уж нравственная сторона этой проблемы - способность учителя к состраданию, сопереживанию, соучастию - вообще как бы остается ныне вне задач профессионального воспитания! А ведь педагог имеет дело с человеком, с человеком будущего! Как актуально выглядит призыв великого Руссо: «помните, что прежде, чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, вам самим нужно сделаться людьми; нужно, чтобы в вас самих был образец, которому он должен следовать. Не нужно быть скупым и жестоким; мало -
жалеть нищету, которую можно облегчить; но хотя бы вы открыли все сундуки, если вы не открываете при этом и своего сердца, для вас навсегда останутся закрытыми сердца других» [5].
Тогда, наконец, сможет осуществиться высокий профессионально-педагогический и общечеловеческий идеал - появится прекрасный, благородный Учитель и Художник, олицетворяющий собой истинную интеллигентность как способность к тонкому восприятию и пониманию жизни, как трепетное отношение к миру и к людям, как умение считаться с другими, ставить себя на их место, как способность «жить сердцем», и творить окружающий мир по законам красоты.
Библиографический список
1. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1993.
2. Булатников И.Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педа-гогический поиск: Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. -2009. - №> 2 (9). - С. 148-163.
3. Махрова Э.В. Художественное образование в педагогическом вузе на современном этапе // Проектирование профессиональной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования. -Воронеж, 2004.
4. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2001.
5. РуссоЖ.-Ж. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - Т. 1. -М., 1981.
6. Соколинский В.М. Проблема формирования личности художника-педагога средствами живописи пейзажа в отечественном художественном образовании // Проектирование профессиональной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования. - Курск, 2004.
7. Шалимов В.А. Педагогическое творчество -важнейшее условие коренного преобразования профессиональной подготовки будущего учителя // Художественно-эстетическая подготовка будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования / отв. ред. В.А. Слас-тенин. - Липецк, 2004.