Научная статья на тему 'Системный подход в профессиональном воспитании будущих педагогов-художников в вузе: от теории к практике'

Системный подход в профессиональном воспитании будущих педагогов-художников в вузе: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход в профессиональном воспитании будущих педагогов-художников в вузе: от теории к практике»

А.П. Бредихин

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ В ВУЗЕ:

ОТ ТЕОРИИ - К ПРАКТИКЕ

Значительные изменения общественной и культурной жизни страны актуализируют необходимость модернизации и всей системы профессионального образования, повышения его качества. Образование сегодня уже нельзя свести только к формальному получению знаний - это еще и мощное, многофакторное профессионально-личностное развитие будущего специалиста, обеспечение условий для максимально полной реализации им всего комплекса функций зрелого человека - гражданских, профессиональных, социально-трудовых. По этой причине профессиональная подготовка педагога - человека, который творит будущее, не может базироваться только на получении знаний; нельзя определять учителя только как обезличенного ретранслятора научно-практического опыта предшествующих поколений, - он еще и мощный фактор социокультурного становления молодежи, помогающий подрастающему поколению осмыслить научный и духовный опыт, накопленный человечеством. Сегодня назрела объективная необходимость в профессиональном воспитании духовно богатой личности учителя, соответствующей высоким требованиям изменяющегося российского общества.

Процесс профессионального воспитания будущего педагога предстает как восхождение личности студента к социальному и профессиональному эталону - идеалу, как освоение высоких стандартов подлинной интеллигентности, как обретение социальной и профессиональной позиции в строительстве отношений с окружающими людьми, устойчивого отношения к своей социальной и профессиональной Миссии в обществе. Особое значение имеет профессиональное воспитание будущего педагога-художника ориентирующего детей на осмысление духовных исканий мыслителей предшествующих эпох, постижение воспитанниками с помощью изобразительного искусства важнейших экзистенциальных ценностей и норм человеческого бытия. Такая планка в профессиональной деятельности художни-ка-педагога требует высокой степени его собственной воспитанности, готовности к изложе-

нию своего собственного взгляда, своей собственной точки зрения на «вечные» вопросы о смысле жизни, о предназначении человека, о принципах строительства отношений человека с окружающим миром. Следовательно, такой учитель должен быть прежде воспитан сам, должен сам освоить широкий пласт ценностей и нормативов культуры, продуктивных способов их презентации и ретрансляции детям. Здесь вполне уместен вопрос великого Руссо: как может воспитывать других тот, кто не был хорошо воспитан сам? Таким образом, профессиональное воспитание художника и педагога - процесс обретения им широкой палитры духовных ценностей, выстраивания системы отношений с окружающей социальной и профессиональной средой, выработки особой стилистики отношений к миру, выражающей специфически учительское, небезразличное, неравнодушное отношение к судьбам детей, к их будущему, к их внутреннему душев-но-духовному строю, способам реализации собственного природного потенциала.

Эффективность профессионального воспитания будущего педагога в вузе зависит от множества факторов, определяющих конечный результат образовательного процесса - профессиональную воспитанность будущего учителя изобразительного искусства. Особую роль в этом процессе играет воспитательная система факультета, обеспечивающая комплекс социализирующих, воспитательных влияний на личность студента, позволяющая максимально приблизить задачи профессионального воспитания будущего учителя к специфике осваиваемой им специальности. Моделирование и обеспечение влияний воспитательной системы факультета на личность студента требует максимального учета всей совокупности факторов, реализующих воспитательные функции такой системы, налаживания их четкого и гармоничного взаимодействия, учета эффективности влияния каждого из них.

В профессиональном воспитании будущих педагогов отчетливо просматривается инвариантная и вариативная составляющие. Инвариантная составляющая включает в себя то общее, что

© А.П. Бредихин, 2008

71

свойственно всем педагогам, вне зависимости от специфики их предметной подготовки. Вариативная составляющая предполагает учет такой

ч.\\чглу'л^'л^1.'л 5 ■^л.'вдч.'л-

зуемого содержания и основных направлениях деятельности воспитательной системы факультета, особенностях культивируемых видов и форм работы со студентами, способах и условиях их включения в социально и профессионально ориентированные виды деятельности. Реализовать такую специфику возможно только на уровне воспитательной системы конкретного факультета, объединяющего в себе студентов и преподавателей, ориентированных на реальную предметную область педагогической деятельности, что позволяет максимально учесть это в процессе реализации содержания, форм и методов воспитания будущих педагогов, через моделирование условий и способов организации их взаимодействия в рамках системы, понимание результатов их профессионально-личностного развития, обеспечение эффективного управления жизнедеятельностью такой воспитательной системы.

В чем же состоит специфика профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства? Это своеобразие связано со спецификой предмета профессиональной деятельности будущего учителя изобразительного искусства, - таким предметом является не просто ребенок, не просто некоторый уровень его личностного развития, знания об искусстве, владение прикладными умениями и навыками в этой сфере, но - самое важное! — отношение ребенка к миру, к окружающей действительности, его способность и готовность целенаправленно ее (действительность) преобразовывать и созидать. Конечно, чтобы сформировать такого воспитанника, педагог должен сам обладать достаточным потенциалом, устойчивым нравственно-эстети-ческим отношением к миру, должен сам быть носителем высоких духовных и нравственно-эстетических ценностей. Следовательно, чтобы соответствовать столь высоким требованиям, будущий учитель изобразительного искусства должен быть сам хорошо воспитан, являть пример подлинной нравственности, духовности, социально ориентированной активности, готовности и способности к творческой созидательной деятельности. В основе профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства лежит нравственно-эстетическое отноше-

ние к окружающей действительности, к реалиям его повседневного социального и профессионального бытия. Такое отношение выражает меру

установку на созидание красоты и добра, на принесение социальной пользы, отражает его способность тонко чувствовать и понимать мир, преобразовывать его «по законам красоты».

Мы рассматриваем профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства как многомерное и многоплановое явление, включающее формирование духовности, т.е. активного стремления будущего педагога к Красоте, Добру, Истине, целостному осмыслению мира, приобщенности его к мировым и национальным культурным ценностям; как процесс обретения им профессионального художественного и педагогического мастерства - глубоких профессиональных знаний, умений, вкуса, сформированной педагогической культуры, потребности в самосовершенствовании. Специфика профессионального воспитания будущего учителя изоискусства связана с задачами преодоления локальности, односторонности в личностном развитии студента, стремлением расширить его общекультурный и профессиональный кругозор, выйти за рамки собственно «художнической» специализации, обеспечить более широкую социокультурную социализацию личности студента, включить его в процесс освоения и преобразования окружающей среды, ее эстетизации, обеспечить условия для обогащения вкуса, потребностей и интересов будущего педагога-ху-дожника, сделать его субъектом собственной жизнедеятельности, своего социального и профессионального развития. Решить такие задачи возможно через организацию жизнедеятельности целостной воспитательной системы факультета, первичных студенческих коллективов; внедрение и закрепление традиций коллектива факультета, освоение традиций и норм художественнопедагогического сообщества, включение студентов в реальную работу с детьми.

Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства — организованное особым образом взаимодействие субъектов воспитательной системы (среда факультета-деканат - кафедры - преподаватели - коллективы курсов и трупп — творческие и профессиональные объединения студентов - студент), основанное на профессиональных и культурных ценное-

72

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

тях и традициях художественно-педагогического сообщества, обеспечивающих формирование положительного образа профессии и целей профессиональной деятельности будущего педаго-га-художника. Содержание профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства определяется синтезом педагогики и художественных дисциплин, атехнологии-про-фессионалъно-педагогической направленностью воспитательного процесса, учитывающего особенности специализации и характер будущей профессиональной деятельности педагога-художни-ка. Реализация задач профессионально-личностного развития студента в воспитательной системе художественно-графического факультета осуществляется посредством включения его в разнообразные формы деятельности (аудиторной, внеаудиторной, досуговой) с целью введения его в профессию через развитие общих педагогических и художественно-творческих способностей с включением базовых культурных ценностей; ключевой фигурой в этом процессе является куратор академической студенческой группы.

Воспитательная система факультета относится к социальному типу систем, - это сложный социально-педагогический феномен, состоящий из целого ряда компонентов: 1) индивидуально-группового; 2) ценностно-ориентационного; 3) функционально-деятельностного; 4) пространственно-временного; 5) диагностико-аналиггического.

Первый компонент — индивидуально-групповой - представляет собой сообщество преподавателей и студентов, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы факультета. Все члены факультетского сообщества - студенты, преподаватели, сотрудники, обладая субъектными функциями, участвуют в создании воспитательной системы, ее моделировании, обеспечении влияния на профессиональноличностное развитие будущих педагогов-художников. Смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы факультета обусловлены необходимостью реализации потребности в изменениях индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Основное предназначение воспитательной системы факультета состоит в содействии развитию личности каждого члена факультетского художественно-педагогического сообщества и формированию коллектива в каждой академической группе,

Второй компонент воспитательной системы -ценностно-ориентационный - представляет собой совокупность целей и задач профессионального воспитания студентов; перспектив жизнедеятельности сообщества факультета; принципов построения воспитательной системы. Подчеркивая значение этого компонента, исследователи называют его ценностно-смысловым ядром системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее становления, функционирования и развития.

Третий компонент- функционально-деятельностный - складывается го таких элементов, как системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью сообщества факультета. Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу этого компонента составляют совместная деятельность и общение членов художественно-пе-дагогического сообщества факультета.

Четвертый компонент воспитательной системы - пространственно-временной - включает такие элементы, как эмоционально-психологи-ческая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения факультетского сообщества с другими общностями - социокультурными, художественно-педагогическими, детскими; место и роль факультета в воспитательном пространстве вуза; этапы становления и развития воспитательной системы факультета. Успешность развития системы зависит также от умения руководителей факультета правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства организации педагогической деятельности, обеспечивать условия реализации студентами и преподавателями инициатив, активности, коллективных потребностей. Условно выделяются четыре этапа в развитии воспитательной системы факультета: I этап-этап проектирования системы; II этап -этап становления системы; III этап-этап стабильного функционирования системы; IV этап - этап завершения функционирования или коренного обновления системы.

Пятый компонент воспитательной системы факультета - диагностико-аналитический - вклю-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

73

чает в себя следующие элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности ее деятельности; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Становление и развитие воспитательной системы факультета предполагает целенаправленное обеспечение условий для обретения факультетским сообществом подлинной субъектности, «авторства» в выдвижении совместных целей деятельности, их реализации, активном взаимодействии со средой. Именно субьектность коллектива факультета, его способность генерировать социально-значимые цели, обеспечивать включение студентов в общественно-полезную деятельность оказывается важной предпосылкой продуктивного развития воспитательной системы, ее эффективного влияния на личность будущего педагога-художника. При этом воспитательная система факультета - не самоцель, - главное -личность развивающегося человека, включенного в эту систему. А это значит, что управлять надо и процессом взаимодействия системы и личности, процессом их взаимного влияния. Этот «личностный» аспект управления требует поиска путей оптимального включения личности в процессы целеиолагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе, создания ситуаций, побуждающих каждого (воспитанника и воспитателя) к рефлексии, самопознанию, самореализации (В. А. Караковский).

Знакомство с опытом профессионального воспитания будущих педагогов-художников позволяет констатировать растущую озабоченность и тревогу в связи с утверждением ряда опасных тенденций в среде студенческой молодежи: доминирования личностного над общественным, индивидуализации человеческого бытия, локализации эстетических интересов молодежи, примитивизации нравственных оценок явлений и процессов окружающей действительности, сокращение интенсивности и содержания межвозрастно-го взаимодействия в художественно-педагогической среде, обеднение творческого репертуара, выхолащивание тематики и содержания межличностного общения в студенческой среде все это неизбежно приводит к искажению представлений о высокой Миссии учителя в обществе, о его месте и роли в обеспечении социального прогресса, ретрансляции ценностей и нормативов куль-

туры, приобщении вступающих в жизнь поколений молодежи к достижениям национальной культуры. Этому способствуют и такие тенденции, как снижение уровня эмоциональной отзывчивости студентов, опыта рефлексии своей профессиональной деятельности, уровня сформиро-ванности эмпатических способностей, нравственно-эстетического отношения к действительности. Эти явления объективно снижают мотивацию к учебе и интерес будущих педагогов к предстоящей профессиональной деятельности. Особое беспокойство вызывает и то, что в среде будущих художников и педагогов происходит заметное снижение потребности в устойчивых контактах с учреждениями культуры и искусства, существенно падает интерес к творческой деятельности, освоению художественных навыков, стремление к самореализации в художественной и педагогической сфере. Тенденция сциентистской ориентации всей системы образования неизбежно ведет к воспроизводству репродуктивного типа сознания человека, минимизирующего субъект-ность личности, предлагая ему лишь освоение жестко регламентированных социальных и профессиональных функций. Высшее образование в этом случае остается традиционной сферой воспроизводства кадров, отраслью общественного производства «человеческих ресурсов». Не менее опасна тенденция утверждения технократического подхода к человеку в практике высшего образования, ибо будущий учитель имеет дело с особым «предметом» профессиональной деятельности-ребенком, человеком, что предполагает обретение им в условиях вуза опыта эффективного, гуманного взаимодействия с коллегами, преподавателями, работниками творческого «цеха», деятелями культуры и искусства. Акцент на развитии интеллекта будущих педагогов, - безусловно, важнейшая составляющая в профессиональной подготовке учителя. Однако он нуждается в мощном подкреплении - развитии эмоциональной культуры, в обогащении палитры переживаемых будущим учителем эмоциональных состояний, его способности тошда чувствовать не просто окружающий мир, а другого человека, «понимать тончайшие движения его сердца» (В. А. Сухомлинский). А это оказывается возможным не столько через учебный процесс, традиционные виды академических занятий, сколько через человеческое общение, через создание специальных воспитывающих ситуаций.

74

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том !4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.